Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция Икона из Свято-Духова монастыря. Cepeд.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб. Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник Никола.1-ая половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Koh.XV — haч.XVI в. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб. Никола Можайский. XVII в. Русский Север Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII век. Москва. Государственный исторический музей, Москва Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва О Николае Чудотворце на «Правмире»: Фильмы о Николае Чудотворце Документальный фильм Аркадия Мамонтова «Святой Николай Чудотворец» Православие. Молитва. Акафист Святителю Николаю Беседы с батюшкой. Принесение мощей свт. Николая Азы православия. Николай Чудотворец Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

В XVII веке Звенигородский уезд состоял всего из трех станов: Окологородного или Городского, Угожского (ныне в Верейском уезде) и Тростенского (ныне весь в Рузском уезде). Погосты и села Звенигородского уезда По Писцовым книгам XVI и XVII столетий, по Переписной книге 1678 года, по Ландратской книге 1715 года и по книгам Патриаршего Казенного приказа 1627 и 1715 годов. I. По писцовой книге 7101 (1593) года, письма и меры Меньшего Волынского и подъячего Посника Степанова: 1) Погост, а в нем церковь Покров Святей Богородицы. 3 2) Сельцо Стаболово Богдана Стрельникова сына Стаболова, и в нем церковь Никола Чудотворец 4 . 3) На царя и великого князя земле на волостной погост, а в нем церковь Введение Пречистые 5 . 4) Савина Сторожевского монастыря на реке на Москве село Игнатьевское, а в нем церковь Никола Чудотворец 6 . 5) Никиты Михайлова сына Нечаева село Насоновское, а в нем церковь Троица Живоначальная. 7 6) Князя Василья Семеновича Фуникова пол-села Никольского 8 , а в полу-селе на князь-Васильеве земле церковь Никола Чудотворец, а стежанье и сооруженье церковное – княжь Васильево.... Федора Федорова сына Нагова приданое пол-села Никольского, а в ней церковь теплая Христова мученица Парасковея Пятница. 7) Княгини Аксиньи княжь-Дмитриевы Семеновича Фуникова, да детей ее князя Григорья, да князя Семена село Покровское на речке на Руденке, а в нем церковь Покров Пресвятой Богородицы 9 . 8) – Княжь Ивана Ивановича Пронского село Васильевское на речке на Сетуне, а в нем церковь Дмитрей Селунский 10 . 9) Ивана Петрова сына Голохвастова сельцо Никольское, а в нем церковь Никола Чудотворец 11 . 10) Ивана да Третьяка Степановых детей Хвощинского сельцо Богородцкое, а в нем церковь Рожество Пречистой, да Никола Чудотворец теплая церковь 12 . 11) Погост на Москве реке, а в нем церковь Никола Чудотворец 13 . 12) Чудовского монастыря село Петровское, а в нем церковь Петр и Павел 14 . 13) Чудовского монастыря село Сурмино, а в нем церковь Благовещение святей Богородицы 15 . 14) Савы Сторожевского монастыря сельцо Луцино, а в нем церковь Никола Чудотворец 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Дети могут, конечно, в игрушки играть. Но даже и для «будущего» инока очень это несерьёзно. Помню, кажется, у Лермонтова: «Не множеством картин старинных мастеров…». Настоящая книга, настоящая икона — как дрожди неиждиваемые, век она бродит, мысли родит и надмевает тебя. 5 Декабря Зимний завтра Никола. Так по белым снегам его и прокатывает Русь-та. Краше его, света, мало, а прославить соборно некуда сходить. Да ещё и радения мало… В Кленниках у Мечёва Сергия , бывало… Я вот толкую: «древние» святые да «новые» святые. Ближе-де новые. А в народной вере вопроса о древности или современности того или другого святого не существует. На шкунах в море кого грызут? Многих грызут, а Николу первого. Не плесневеет этот хлеб. Цвет сей не теряет благоухания. Чудное дело: знать, хороший хозяин заботится! Он жил на далёком юге. Жил много веков назад. И тут вот какое дивное дело: Русь его присвоила, на Руси Никола — «скорый помощник». «Никола — скоропомогательное имя». Монастыри, храмы, деревни, корабли — сколько их, посвященных святому Николе. Русь (как и греки) не сделала из св. Николая ёлочного деда, как в Америке. Как он есть, таким Николу имеет Святая Русь. Живший в Малой Азии в Мирах Ликийских в IV веке, живёт уж много веков на Русском Севере. «От Колмогор до Колы тридцать три Николы» — церкви Николины. Монастырь Николы Корельского на Двине, Никола Веркольский на реке Пинеге. В каком доме не было его лика пречестного? И много ли ликов краше, любимее лика Николы Милостивого?.. А в храмах сияние свеч, тёмный измождённый лик с высоким челом, взгляд, проникающий в душу… Малоазиатский грек, живший в IV веке. Но кто более жив, чтим и любим, чем он?? Кто не знает его? Про кого больше рассказов и легенд?! Жизнь святителя Николая на Руси — разительный пример тому, что счисление веков — IV, V… XX — важно только для учебников. А в церкви «древность» и современность сливаются. Могут не знать и «новых чудотворцев», канонизированных в XIX веке, а «древний» Никола живёт и чудотворит в народе. На Пинеге «вырезной» Никола ежегодно снашивает сапоги. «Поглядишь: подмёточки все уж сношены… Он ходит».

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

28 ноября 1969 года на уже упомянутой встрече в Токио требующееся соглашение было достигнуто. А состоявшийся 19 декабря 1969 года в Токио Чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви (Николай-до) вынес решение обратиться к Матери-Церкви с ходатайством о предоставлении Японской Православной Церкви автономии. Это решение специальным письмом за подписями епископа Владимира, епископа Феодосия и представителя Консистории Японской Православной Церкви было доведено до сведения Святейшего Патриарха Алексия. В силу указанного обращения Мать — Русская Церковь определением Священного Синода от 3 апреля 1970 года сняла запрещение с Преосвященного Владимира и Феодосия, тяготевшее над ними как архиереями юрисдикции Митрополичьего Округа, а 10 апреля 1970 года предоставила Японской Православной Церкви автономию. 15. См. Японская Автономная Православная Церковь//ЖМП. 1970. 11. С. 42 — 47 и 12. С. 43 - 51. 16. Архиепископ Иоанн. Утверждение Поместной Церкви. Изд. 2 с приложениями. Нью-Йорк. 1972. С. 3. 17. См.: послание Святейшего Патриарха Алексия I Святейшему Патриарху Афинагору от марта 1970 Г.//ЖМП. 1970. 4. С. 7 —9; послание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Пимена архиепископу Северной и Южной Америки Иакову от 22 июля1970 Г.//ЖМП. 1970. 9. С. 15-16. 18. ЖМП. 1970. 9. С. 12 - 15. 19. Там же. С. 6 - 11. 20. ЖМП. 1970. 7. С. 5 - 8. 21. ЖМП. 1970. 5. С. 19-20. 22. ЖМП. 1971. 2. С. 2. 23. Русская автокефалия и Православие в Америке. Оценка проблемы. Нью-Йорк: Изд-во «Ортодокс, обсервер пресс», 1972. Пер. с англ. Машинопись. С. 60 —61. 34. Там же. С. 63. 25. Там же. С. 64 - 69. 26. Там же. С. 86-87. 27. ЖМП. 1970. 6. С. 28. 28. В число клира Аляскинской епархии входят несколько эскимосов, алеутов и индейцев. В 1974 г. соответственно было: 4, 4 и 3. . Согласно справочнику «Parishes and Clergy of the Orthodox and other Eastern Churchesin North and South America...» 1970-1971 гг., имеется храмов за пределами США: в Канаде 49, Аргентине 6, Бразилии 3, Перу 1, Венесуэле 3. 29. Организация Церковной жизни албанцев относится к 1907 г., когда митрополитом Платоном был посвящен во священника Фан (Феофан) Ноли по просьбе большой албанской общины в Бостоне. В последующие годы были созданы новые албанские общины. В период автокефального бытия Албанской Православной Церкви эти общины находились в единении с ней, а затем часть из них подчинилась Константинопольскому Патриарху, а часть — Православной Церкви в Америке. Последние выделены в епархию под названием «Албанская Православная Архиепископия в Америке». Управляется Архиепископия албанцами. Имеет 15 храмов, 15 священнослужителей, 40 тысяч верующих (на 1974 г.) Издает журнал «Vreshta» (Виноградник). (См. Yearbook of American and CanadianChurches. 1977. P. 24). 30. См. Yearbook of American and Canadian Churches. 1977. P. 93, 136, 92.

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Преподобный Никола Святоша (Святослав ) Преподобный Никола Святоша (Святослав) , в Крещении Панкратий, был сыном Черниговского князя Давида Святославича. По воле своих родителей он женился и в 1097 году стал Луцким князем, но вскоре вернулся в Чернигов. Дочь его впоследствии была замужем за святым князем Всеволодом-Гавриилом (†1138; память 11 февраля). Не по душе были миролюбивому князю постоянные споры между русскими князьями, доходившие нередко до пролития крови. Оставив семью, он принял постриг 17 февраля 1106 года в Киево-Печерском монастыре. Святой инок-князь усердно трудился на поварне, был привратником, прислуживал при братской трапезе. Святой Никола любил читать книги. Любовью к послушаниям и безропотностью их исполнения он день снискал себе уважение всей братии. Преподобный Никола, возрастая духовно, с благословения игумена принял на себя тридцатилетний подвиг молчания, чтобы в постоянном делании Иисусовой молитвы устремиться к совершенству. Согласно преданию, преподобный построил на свои средства церковь во имя святителя Николая. Над монастырскими вратами он построил храм во Имя Святой Троицы. Преподобный обладал даром прозорливости и врачевания разных болезней. Он предсказал время кончины своему бывшему врачу Петру. Благоверный князь иногда оставлял келлию и шел в мир со словом любви. Так, в 1142 году преподобный Никола по просьбе князя Всеволода Олеговича (1139–1146) примирил Черниговских князей. 14 октября 1143 года блаженный Никола Святоша отошел в вечную жизнь, к Господу Иисусу Христу. Весь Киев собрался на погребение блаженного старца. Честные останки его были положены в пещере преподобного Антония. 14-й день Преподобная Параскева Сербская Преподобная Параскева Сербская жила в XI веке. Родилась она в Сербии в селении Епиват. Родители святой были людьми благочестивыми, неуклонно исполнявшими все заповеди Божии и известные своими благотворениями и милостынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Росткине храм камен Царь Константин, приделы два: Дмитрий Великомученик да Илья Пророк. На Яневе храм камен Царь Константин, 2 придела: Дмитрий Великомученик и Илья Пророк. На Яневе храм камен, 40 Мученик, а у него два придела: Покров Богородицы да три Отроки, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп. На Щеркове храм камен ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, у него два придела: Феодор Тирон да Игнатий Священномученик. На Розваже храм камен Преображенье Христово да придел Василий Кесарийский. На Розваже ж монастырь мужской, а в нем храм камен Никола Чудотворец; трапеза древяна, а в ней храм Благовестие Богородицы, да придел Антип Священномученик; на воротах храм древян Варлаам Преподобный. На Козмодемьяне храм камен КОЗМА и ДАМЬЯН, да два придела: Покров Богородицы да Екатерина Мученица. Другой храм камен Савва Освященный да придел Собор Иоанна Крестителя. На Холопье храм камен, Козма и Дамьян, да 3 придела: Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица. На Боркове храм камен Георгий Мученик, да трапеза древяна, а в ней храм Рождество Христово. На Яковле улице три храмы каменны: ЯКОВ АПОСТОЛ, а придел Покров Богородица; храм НИКОЛА Чудотворец, храм ПАНТЕЛЕЙМОН Мученик, а в нем Чудотворец Никола Кочанов лежит. На Дославе храм камен МИНА Великомученик, да храм древян, Преподобная Мария Магдалина. В городе Земляном, на Лукинской, Лука Апостол, камен. На Здвиженской Воздвиженье Честного Креста, камен. На Рядетине Троица, камен. На Новинке: Василий Парийский древян Василий Кесарийский камен, Образ Нерукотворен камен, Введенье Богородицы камен, Иоанна Усекновение, да Никола Чудотворец, каменны – Архистратиг Γαвриил, камен. Монастырь девич Варварин, а в нем храмы: Варвара, да все Святые, каменны. На Волосове храм ВЛАСИЙ, камен. На Добрыне храм Иаков Апостол, камен. Монастырь девич на ДЕСЯТИНЕ – храм Успение Богородицы, камен. В Козмодемьянском Заполье храм древян Пречистой Богородицы Успенье. В Чудинцовском Заполье монастырь мужской, а в нём храм камен, Никола Чудотворец; трапеза каменная, а в ней храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Тихо и проникновенно струится голос старика священника в темном храме, освещенном только семью свечами. Больше в ящике не нашлось. Служит один священник, без дьячка. Его нет в причте. На коленях перед древним образом Св. Николая Чудотворца стоит только один молящийся. Дата этой панихиды – 9 мая 1952 г. – день тезоименитства Царя-Мученика. Место – русский храм Св. Николая в г. Бари, в Италии, близ мироточивых мощей Чудотворца . Священник – отец Андрей Копецкий . Молящийся – автор этих строк. Не счесть храмов, воздвигнутых на Руси в честь и прославление Святителя, духовный облик которого глубоко врос в душу русского народа, не только в его религиозное сознание, но и в основу его бытовой, повседневной морали. Никола Милостивый, Никола Земли Русской Заступник, Никола страждущих Утешитель, Никола на водах Спаситель – вот в честь кого возросли по всей Руси бесчисленные храмы Никол Можайских, Зарайских, Дворищенских, Хвалынских, Лиленских, Великорецких… Самый древний из них – храм Николы Мокрого – воздвигнут в Киеве в XI веке не князьями, нет, а бедными рыбаками, чудесно спасенными Святителем. Есть и русский Никола Барийский на берегу блистательной Адриатики, но о нем мало кто знает. Его воздвиг отдавший свою жизнь за русский народ его последний Государь. Странным, трудно понимаемым чувством трепещут сердца увидевших этот храм русских людей. Тут и грусть, и тихая радость, и скорбь униженного, и гордость вознесенным, и тоска бездомного, и успокоение обретшего свой дом… Родные, близкие, свои, скромные главки храма высятся меж темных вершин кипарисов, и, кажется, что не кипарисы это, а вековые ели заповедного бора. И меж ними – тихая пустынь, приют молельников за Землю Русскую, за ее страдников и мучеников, за ее ратников и пахарей, за вся и за всех, живот свой за нее положивших. Проектировавший этот храм, академик Щусев глубоко чувствовал религиозный строй русской души и умел выразить его направленность и характер в архитектурных формах . Веяние исконной, нерушимой Руси – Суздальской, Белозерской, Углицкой – охватывает пришедшего уже в воротах, таких, какие охраняли от суетного мира скитские пустынные старцы, тихие стражи святынь русской души.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

— К вечерне зовут! Завтра воскресенье. Нам же надо в церкви быть, а мы за маслом… Это же бес всё организовал,  — скороговоркой бормотал отец Никола, и в моем сознании блеснула искра догадки. — Какое ещё масло?! – продолжал причитать отец Никола. — Я старый дурак! Наука мне будет! Да и вам тоже. Учитесь. Смотрите, как бес всё складно устроил: мол, маслица мне для лампадок нужно. Под благовидным предлогом бес отправил нас в Дафни. И когда??? В момент вечерней службы перед воскресеньем! А можно ее пропустить? Нельзя! Скорее назад, еще успеем! Мы с Алексеем онемели от потрясения. Как куклы-марионетки, мы машинально переставляли ноги с камня на камень, поспевая за отцом Николой. До нас, наконец, дошло, что мы стали свидетелями мистического происшествия — того, как монах, образно выражаясь, разговаривал «по духовному телефону»: сидя на земле, отец Никола молился Богу, вопрошая Его о вразумлении. Мы увидели, как близок Господь и как скоро Он отвечает на просьбы  по-детски смиренных. И именно в этот момент мне стало ясно, что отца Николу в этой жизни вообще ничто не заботило, у него не было никаких желаний — кроме одного: знать волю Божию и исполнять её. Между тем, отец Никола продолжал для нас с Алексеем раскладывать ситуацию по полочкам, объясняя, что и почему произошло с ним и с нами. — Как я мог выйти из монастыря и пойти в Дафни без благословения игумена? Не спросил благословения — вот бес с нами и сыграл злую шутку. Но вы не переживайте. Вам этот поход за маслом, хоть мы ничего и не купили, зачтется. У вас было доброе произволение. Вы пот пролили ради того, чтобы перед святыми иконами лампадки горели. А я — дурак старый. Вот как бес  работает. Всегда просите благословения у игумена, у духовника на любое дело. Тогда вам посылается благодать Святого Духа, и всё, что делаете, будет благословлено. И бесы тогда бессильны. Мы слушали, жадно, как губка впитывая слова монаха, и боялись что-либо пропустить или не понять. — Я недавно просился обратно в монастырь, — продолжал отец Никола рассказывать на ходу. – Просился, чтобы меня освободили от послушания жить в далекой келье. Мне трудно там. А игумен сказал: «Сиди на месте». А я не послушался и снова просился. Так в результате я упал и ногу сломал. Хромал долго. Еле зажило. Отец игумен сказал, что это было попущено мне для вразумления, чтобы выполнял смиренно своё послушание.

http://pravmir.ru/otec-nikola/

Развеваются от ветра седые бороды. Снег глаза слепит. Холодно святым старцам в одинокой морозной тьме. – Ай, да мороз, греховодник, ай, да шутник старый! – весело приговаривает Никола Угодник, – и чтобы согреться, бьет мужицкими рукавицами по захолодевшему от мороза полушубку, а сам поспешает резвой стариковской походкой, только, знай, шуршат валенки. – Угодил нам, старикам, морозец, нечего сказать… Такой неугомонный, утиши его, Господи, такой неугомонный! – смеется Серафим, и тоже бежит вприпрыжку, не отставая от резвого Николы, гулко только стучат сапоги его по звонкой морозной дорожке. – Это что еще! – тихо улыбается Сергий, – а вот, в лето 1347, вот морозно было. Ужасти… – Вьюжит. Не заблудиться бы в поле? – говорит Серафим. – Не заблудимся, отцы! – бодро отвечает Никола. – Я все дороги русские знаю. Скоро дойдем до леса Китежского, а там в церковке Господь сподобит и Заутреню отслужить. Подбавьте шагу, отцы!.. – Резвый угодник! – тихо улыбаясь, говорит Сергий, придерживая его за рукав. – Старательный! Сам из чужих краев, а возлюбил землю русскую превыше всех. За что, Никола, полюбил народ наш, грехами затемненный, ходишь по дорогам его скорбным и молишься за него неустанно? – За что полюбил? – отвечает Никола, глядя в очи Сергия. Дитя она – Русь!.. Цвет тихий, благоуханный… Кроткая дума Господня… дитя Его любимое… Неразумное, но любое. А кто не возлюбит дитя, кто не умилится цветиком? Русь – это кроткая дума Господня. – Хорошо ты сказал, Никола, про Русь, – тихо прошептал Серафим. – На колени, радости мои, стать хочется перед нею и молиться, как честному образу! – А как же, отцы Святые, – робко спросил Сергий, – годы крови 1917, 1918 и 1919? Почто русский народ кровью себя обагрил? – Покается! – убежденно ответил Никола Угодник. – Спасется! – твердо сказал Серафим. – Будем молиться! – прошептал Сергий. Дошли до маленькой, покрытой снегом, лесной церковки. Затеплили перед темными образами свечи, и стали служить Заутреню. За стенами церкви гудел снежный Китежский лес. Пела вьюга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Св. Николай Чудотворец представлялся в воображении русского народа то в образе «доброго деда» (Никола-милосливый), то в виде сурового старца; то облик его отличался богатырской поступью, напоминающей «походочку» Миколы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. Ему приписывалась не только власть над морями, не только защита хлебородных полей, но и мн. др. «Кому на ком жениться, тот в того и родится», – говорила старая русская пословица. «Всякая невеста – своему жениху невестится», «Суженого конем не объедешь», или «Сужено-ряжено – не объедешь в кузове» и т. д. Николу-милосливого наделяли силой «связывать судьбу суженых». Существовал обычай служить после свадебного сговора молебствие Николе-угоднику о благополучии брачующихся. «Смерть да жена – Богом суждена». Вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом русские приписывали св. Николаю Чудотворцу участие в перевозе душ христианских через реки огненные, отделяющие пределы земные от мира загробного. Среди благоуханного рая, под густым навесом «племенитого лавра», распустившего во все стороны света белого свои ветви золотые с листьями серебряными, «на святом ложе», усыпанном пестрыми цветами духовитыми, лежит-почивает «святой отец Никола». Приходит к нему, говорит сказание, Илья-громовый. «Вставай, Никола, пойдем в лес, построим корабли и давай перевозить души с того света на этот!» Уделив св. Николаю Чудотворцу обширное место в области своих сказаний, окружив его имя вереницею обычаев и поверий и создав о нем множество пословиц, поговорок и всяких речений, русский народ не забыл о нем и в своих заговорах. Вот один из них: «Завяжи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье уста и язык на раба Божия (имярек) зла не мыслити. Михайло-архангел, Гавриил-архангел, Никола-милостив! Сниидите с небес и снесите ключи и замкните колдуну и колдунье, ведуну и ведунье и упырю накрепко и твердо. И сойдет Никола-милостив, и снесет железа и поставит от земли до небес, и запрет тремя ключами позолоченными, и те ключи бросит в окиян-море; в окиян-море лежит камень алатырь: тебе бы, камню, не отложаться, а вам, ключам, не выплывать по мое слово!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010