Мощи св. Климента покоятся ныне в Охриде и иконы с его ликом встречаются часто в храмах болгарских53). Св. Наум, - по житию его, впрочем не древнему, младший из учеников св. Кирилла и Мефодия, сопровождал Климента в Деволу (страну прилежащую к охридскому озеру), был помощником его в евангельской проповеди в стране дикой и «содействовал ему во всем до самой смерти его. Остальное же время (след. после 916 г.) провел в Деволе и здесь путеводил людей своим мудрым учением,   52) Vita s. Clementis § 24-27. Г. Палаузов писал: «в сане епископа величского Климент оставался почти 28 лет». Нет, если он посвящен в896 г., то был епископом 20 лет. 53) Григоровича Путеш. стр.116. 119. 129. Краткое житие: «преставившись в блаженную жизнь, оставил здесь в (Охриде) святый гроб, сокровище бесценное… Каждый день исцеляются здесь разные болезни; св.обитель стала врачебницею всем прибегающим к гробу». Законный день памяти св. Климента – 27 июля; но по каким-то случаям он бывал и в другие дни. См. Поклонника св. горы стр. 336. освобождая их от давних, отеческих, заблуждений и направляя на путь православия. Прожив в святости и благочестии, прошедши чрез многие труды и подвиги, вознесся к Судии всех подвигов, а св. мощи свои – оставил источником исцелений»54). Константин пресвитер болгарский говорит, что он по убеждению о. Наума занимался составлением бесед на воскресные дни в 896 г.55). Поныне еще существует на юго-восточной оконечности охридского озера монастырь св. Наума, очень обширный и с постройками прочными. – По местному преданию, монастырь построен кн. Борисом-Михаилом и служил приютом пр. Науму. Среди монастыря стоит небольшой, но уже ветхий и осевший каменный храм св. Наума. На южной стене храма в 1711 г. написан св. Наум в монашеском одеянии; у северной стены придел с древнею иконою пр. Наума и здесь же под спудом мощи его. Больные, особенно юушою, не только христиане, но и магометане, приходят сюда и ложатся в гроб святого: пр. Наум для всех известен как чудотворец. При храме есть каморка с крепким замком для заключаемых здесь беснующихся56). В охридском митрополичьем храме древние иконы с изображением св. Климента в архиерейском облачении и св. Наума в монашеской одежде; в Битольском храме два придела в их же имя57).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХРИДСКАЯ КНИЖНАЯ ШКОЛА [Болг. Охридска книжовна школа], просветительско-лит. центр средневек. Болгарии. Возникновение О. к. ш. связано с деятельностью 2 ближайших учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Охриде и его окрестностях - равноапостольных Климента Охридского и Наума Охридского . В кон. 886 или нач. 887 г. еп. Климент по поручению болг. кн. Бориса прибыл на служение в обл. Кутмичевица, в к-рую входил Охрид. Он создал уч-ща при охридском мон-ре вмч. Пантелеимона, в г. Девол (не сохр., находился на территории совр. Албании), г. Главиница (не сохр., находился на территории совр. Юж. Албании) и др. местах, а Наум основал обитель на Охридском оз. (см. Наума Охридского монастырь ). Согласно пространному Житию равноап. Климента, он обучил ок. 3500 учеников: несмотря на явное завышение, эта цифра свидетельствует о появлении большого числа священнослужителей, проповедников и учителей, обученных слав. и греч. грамоте. Климент и Наум вместе с учениками продолжили перевод Свящ. Писания и текстов визант. богослужения с греческого на слав. язык, начатый еще в Вел. Моравии Кириллом и Мефодием, и создали оригинальные слав. произведения гимнографического, агиографического и дидактического жанров, прежде всего многочисленные Похвальные слова и Поучения. Их последователи продолжили переводческую деятельность и составили агиографические и гимнографические произведения в память о Клименте и Науме. О. к. ш. соперничала с книжным центром, действовавшим в столице Болгарского гос-ва Вел. Преславе, но не позже сер. Х в. преславская орфографическая норма и преславские редакции библейских и богослужебных книг вытеснили в О. к. ш. правописание, разработанное Кириллом и Мефодием еще во время пребывания в Вел. Моравии. В этот период в школе доминировала глаголица , хотя по текстам видно, что писцы знали и кириллицу : самые ранние сохранившиеся памятники - глаголические Ассеманиево Евангелие , Зографское Евангелие , Мариинское Евангелие , Клоцев сборник и др.

http://pravenc.ru/text/2581775.html

В своих трудах о Победе в Великой Отечественной войне архимандрит Наум (Байбородин) много внимания уделял и вопросам технического оснащения нашей армии, и событиям операций боевых действий на фронтах, и политической обстановке. Но особо он отмечал помощь Господа, Пресвятой Богородицы и Небесных Сил нашему Отечеству, которая и принесла Победу. Русские люди всегда молитвенно обращались за помощью к Богу». Далее приводятся выдержки из слов старца: «По-человечески, конечно, можно сказать, что победил высокий воинский дух наших солдат. Несомненно, было и это. Но во всём переломе войны, в нашей Великой Победе мы должны усматривать прежде всего присутствие Господней милости к нам и повсеместную чудотворную помощь скорбной России, восставшей от своего неверия». «Солдаты стали открыто молиться перед боем. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, напутствовали бойцов: “С Богом!” Свершилось истинное чудо: война обратила людей к вере. А это подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям». «Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится, без Бога – не до порога!» «Батюшка рассказывал, – говорится также в предисловии от редакции, – и о крестных ходах с чудотворными иконами Божией Матери, и о чудесных явлениях Пресвятой Богородицы солдатам, о Её заступничестве и помощи в критические минуты боев… Вы сами сможете прочесть об этом в книге, подготовленной по материалам бесед с о. Наумом, его избранным трудам и проповедям». Архимандрит Наум, как и другие известные священники-фронтовики, как и старец Троице-Сергиевой Лавры того же поколения иеросхимонах Моисей (Боголюбов), включил в публикуемое ниже слово отрывки из известного повествования протоиерея Василия Швеца (1913-2011) «Казанская икона Божией Матери – благословение России и Петербургу». См. о ней .

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/29/...

Ис.36–37 ; Наум. 1:7–11 ). Но пророк не довольствуется тем, что он изрек об определении Божием касательно погубления Ниневии и об основании, или причинах этого погубления. То и другое, т. е. и определение Божие и основание для этого определения, он еще теснее и точнее раскрывает: «так говорит Иегова», вещает он, обращаясь к войску ниневийскому, к этим врагам народа Божия, «хотя они и благоденствуют и их так много, – но так они будут и скошены», – хотя воинство Ниневии и пребывает невредимым доселе, крепкое своими силами и своей многочисленностью, не смотря на то оно все-таки будет уничтожено и уничтожено ровно настолько, насколько оно внутренне сильно и совне-многочисленно; «и исчезнет он», прибавляет пророк, – исчезнет неприятель весь до чиста, погибнет, как один человек. С погибелью Ассирии кончится данническое иго, которое Иуда нес на себе во времена царствования Ахаза и в первые годы царствования Езекии. Иго Ниневии над Иудой более не повторится (см. ст. 9). «Я теснил тебя», говорит Бог устами пророка Иуде, – «но впредь уже не буду теснить. И сокрушу ныне ярмо его (Ассура ср. Ис.10:27 ), лежащее на тебе, и узы твои разорву». Хотя через поражение полчищ Сеннахирима под стенами Иерусалима ярмо Ниневии над Иудой было потрясено и значительно ослаблено, но не было уничтожено в конец, как и показал впоследствии случай нападения на царство Иудино военачальников ассирийских при царе Манассии, – нападения, во время которого царь Манассия был взят в плен и отведен в Вавилон ( 2Пар.33:11 ). Окончательное уничтожение ярма могло совершиться только вместе с окончательным уничтожением могущества ассирийского через полное разрушение Ниневии, что Бог действительно и определил, как еще раз подтверждает пророк. «И изрек Иегова о тебе», говорит он, обращаясь к Ассуру: «не будет уже отраслей твоего имени», – не будет более никаких потомков у Ассура; «из дома богов твоих (из идольских храмов) будут истреблены (всякого рода) истуканы и изваяния, Бог приготовил Ассуру гроб его; потому что Ассур найден легким», – недостаточным по своей нравственной вескости; Бог приготовил гроб, определил окончательную погибель Ассуру и богам его, на которых он надеялся, как на источник его силы и могущества, определил потому, что Ассур со своими идолами оказался на весах правды Божией недостойным существования (1:12–14). II. Завоевание, опустошение и разрушение Ниневии

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛКОШ [сир.    , совр. Эль-Кош], селение, расположенное в горах, в 50 км к северу от Мосула (Ирак). Знаменито тем, что здесь, по преданию, родился и был погребен библейский прор. Наум (Наум 1. 1). Еще в нач. ХХ в. ежегодно в мае евреи совершали паломничество в А. и в течение недели молились в синагоге, построенной над гробницей пророка. После того как несторианские католикосы-патриархи лишились своих резиденций сперва в Селевкии-Ктесифоне (кон. VIII в.), а затем и в Багдаде (нач. XIV в.), А. стал местом их пребывания. С кон. XVII в., когда часть сир. несториан и яковитов, а также часть курдов-йезидов приняли унию с Римом (в результате чего возник восточнокатолич. патриархат; см. Сиро-Халдейская Церковь), А. стал местом резиденции халдейского патриарха. В непосредственной близости от А. находятся Дейр-Раббан-Хормизд, один из древнейших несторианских мон-рей, основанный еще в VI в. Раббан Хормиздом на г. Карду, и мон-рь Зачатия Пресв. Богоматери, получивший известность благодаря богатой коллекции сир. рукописей. Оба мон-ря ныне принадлежат Сиро-Халдейской Церкви. Лит.: Badger G. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852. Vol. 1. P. 102-105; Sachau E. Reise in Syrien und Mesopotamien. Lpz., 1883. S. 363-368; Vost é J. -M. Catalogue de la Bibliothèque syro-chaldéenne du Couvent de Notre-Dame des Semences près d " Alqosh (Iraq). R.; P., 1929. Е. Н. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/114540.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Наум Троицкий, прп. Описания иконы Наум Троицкий, прп. - житие Во время осады Троице-Сергиева мон-ря отрядами Я. Сапеги и А. Лисовского (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610) (см. Смутное время) прп. Сергий явился пономарю Иринарху и сказал, что для помощи осажденным он послал в Москву «в дом Пречистой Богородицы и к Московским чудотворцам, чтобы совершить молебны, трех учеников своих, Михея, Варфоломея и Наума, в третьем часу ночи. Видели их и враги ваши литовцы». Иринарх тотчас сообщил об этом, и воеводы стали расспрашивать и своих, и пленных, не видел ли кто посланных прп. Сергием учеников. Из мон-ря были посланы разведчики, захватившие в плен поляка; он подтвердил, что осаждавшие видели, как из мон-ря выехали 3 монаха, за ними послали погоню, но не догнали. Один инок, находившийся в больнице, усомнился в этом известии и гадал, на каких конях прп. Сергий мог послать учеников в Москву. Тогда прп. Сергий явился иноку и удостоверил его: «Я на самом деле послал учеников своих... на тех трех слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь в [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. XIX.] Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 8597.jpg:   Размер: 1191x1200, 1.43 MPix, 261 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (136) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2498

– Идите все на службу, причащайтесь… Увидел отца Ананию и спрашивает: – Кто знает, кто такой Анания в Новом Завете? – и начинает рассказывать: – Это тот, кому Господь явился и сказал: «Сейчас Я к тебе приведу Савла, ты возложишь на него руку и введешь в число братии». А вы вспомните, что подумал Анания, как малый ребенок! «Господи, Ты не знаешь, а я Тебе сейчас такую тайну открою: это же шпион!» (См.: Деян. 9: 10–16). А я слушаю и чувствую, что это меня батюшка обличает! Поклонилась и говорю: – Батюшка, простите, всё понятно. Батюшка – прозорливец, у него голова, как мощнейший компьютер, работала. Всегда сразу всё просчитает и сделает так, чтобы никого не обидеть. Помню, однажды стояли в очереди к батюшке, я была с игуменией, матушка прошла вперед, а у двери стоял несколько вздорного характера человек по имени Анатолий, и тут батюшка выглядывает и обращается ко мне: – Анатолия, зайди! А мой тезка, видимо, подумал, что его зовут, и подался вперед. Батюшка сразу всё понял и, столкнувшись с ним взглядом, тут же ему сказал: – О! Ты-то мне и нужен. Там у того-то такая-то проблема, иди ему помоги. Вот так разрулил возникшее искушение. Батюшка очень чтил иерархические чины. Никогда ничего супротив вышестоящего не скажет. У меня была такая ситуация. Я училась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у отца Кронида печь просфоры. Вернулась к себе на приход, где я тогда еще в миру регентом была, собралась там печь просфоры. А настоятель говорит, что всё надо делать совсем по-другому. Я уперлась: «Меня же, – думаю, – в Лавре учили! Спрошу-ка я сейчас у батюшки…» Но не могу же я ему так и сказать, что настоятель иначе велит, понимаю, что батюшка меня тогда сразу на место поставит. Решила хитро спросить. – Батюшка, а просфоры так или так надо печь? – интересуюсь. – Ты с настоятелем своим посоветуйся: как он благословит, так и пеки, – ответил отец Наум. Про преподобного Сергия говорится, что, как воин перед воеводой, как сын перед отцом, как раб перед господином, он пред Богом ходил и всех так учил, – так и батюшка Наум нас наставлял не ссылаться на то, что время сейчас какое-то другое, нет: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр. 13: 8).

http://pravoslavie.ru/107380.html

6 2 Пет. 2, 22. 7 Иоил. 2, 13. 8 См.: 1 Цар. 15, 24. 9 См.: Мф. 27, 4. 10 В неизданной Цепи толкований на Псалтирь Никиты. Псалом 35. 11 Мы видим, что так поступили ниневитяне, потому что сии не только постились и носили рубище все, от малого до великого, вплоть до самого царя, и плакали, и взывали к Богу со слезами и воздыханиями, но в первую очередь и прежде всего изменили свою жизнь и совершенно удалились от зла. Поэтому и Бог принял такое их покаяние, как подлинное и истинное, и не ниспроверг их, как предупреждал через Иону: И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10.). Но, поскольку впоследствии те же самые ниневитяне возвратились к своим первым злу и грехам, то и Бог ниспроверг и уничтожил их и их город, так что в нем поселились ехидны, и хамелеоны, и вороны, и всякие змеи, о чем упоминают пророк Наум во второй главе и особенно пророк Софония (См.: Соф. 2, 13.). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 26 сентября 2013, 03:48 Петр, спаси Господи! Хорошие дополнения к поучениям преподобного Никодима. Петр 15 февраля 2013, 19:22 Вывод: Надо молить Бога, чтобы он открыл тебе твои грехи. А только потом, когда Бог, по великой Любви Своей к своему падшему творенью, даст видеть эти грехи - к священнику, не забывая, что он - все-го лишь грешный человек, который может подойти к исповеди, в силу своей слабости не так, чтобы способствовать исповедуемому избавлению от греха. Что же делать? Молить Бога, исповедоваться и стараться не грешить; еще раз молить Бога, еще раз исповедоваться и еще раз стараться не грешить и так до самой гробовой доски. Петр 15 февраля 2013, 19:21 Да, конечно, исповедь необходима. Да, конечно, необходимо исповедовать все грехи. Да, конечно, чтобы исповедовать грех, нужно, во-первых, знать, что есть грех, и во вторых, вспомнить все свои грехи на исповеди. Есть еще и в-третьих. Нужно, чтобы священник тебя выслушал до конца. А где ему взать достаточно времени, когда за тобой - длинная очередь желающих исповедаться?

http://pravoslavie.ru/59332.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010