обр. псалмы, почему они в первых двух псалмах и поставляются с предлогом =на, по 29 (см. выше под буквами «з», и «и»). Содержание предполагаемых песней остается неизвестным; но так как упоминание об утренней заре ( Пс.56:9; 128:9 ; Иов. 3:9; 38:12–13; 41:10 и др.) и образы стройной, быстроногой лани ( Быт.49:21 ; Пс.17:34; 41:1 ) и безмолвно тоскующей голубицы ( Пс.54:7–8 ; Ис.38:14 ; Наум.2:7 ; Иез.7:16 ), равно как и выражение: не погуби ( Быт.18:28 ; Втор.9:26 ; 1Цар. 26:9 ; Исаии 65:8–9) – нередки в св. П.: то эти же образы; и выражения могли послужить и названием некоторых известных между евреями песней. Может быть, именем «голубицы, безмолвствующей в удалении» назывался написанный в начале преследования от Саула Пс.55 -й (по евр. сч.), в котором гонимый Давид сравнивает себя с голубем, удаляющимся (ст. 8–9) от бури гонения в пустыню, а написанный затем во время того же гонения Пс.56 -й назначен был для пения «не погуби», может быть, известна была в народе молитва Моисея за народ еврейский ( Втор.9:26–29 ) содержащая в себе такое молитвенное воззвание, и по ее-то образцу, быть может, и назначено было петь надписываемые таким же воззванием псалмы. Надписание 21 Пс. у 70-ти, в вульг. и слав. переведено: застпленіи утреннмъ, т. е. понято как указание на содержание псалма, как молитвы о скорой (=утренней, ранней, ср. Пс.5:4; 89:14; 142:7–8 ) помощи в защите изображаемому в псалме гонимому страдальцу. По изъяснению отцев и учителей церкви, надписание «о заступлении утреннем» значит, что «этот псалом о страданиях Христовых, поскольку они суть утреннее заступление“ (Евф. Зигабен), «освободившее нас от нощи и темноты диавольской» (св. Афанасий В.; ср. и бл. Феодорит) и о «воскресении Христовом, которое последовало в глубокое утро до зари воскресного дня» (Евф. Зигабен; ср. Афан. и Феодорит). Подобным образом в надписании Пс.55 -го, под «голубицею в удалении» переводчики разумели личный предмет псалма, именно: Давида и удалившихся с ним в филистимскую землю от Саулова преследования преданных ему людей (Афанасий В.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Фотие (до 889 г.) и посвятивший его болгарскому архиепископу, посвящал его конечно столько просвещенному святителю, каков был Горазд, скончавшийся, как вероятно, не прежде 896 г.38). Так как св. Савва вместе с Гораздом отправился в Болгарию, то конечно он вместе с ним подвизался в юго-западной Болгарии. Св. Климент с Ангеляром и Наумом при первом вступлении в Болгарию встретились с трудным искушением. «На берегу Дуная в селении, утомленные путем и недостатком пищи, искали они страннолюбивого и богобоязненного человека, кто бы мог упокоить их. Они нашли такого и были приняты. У него был один сынок, цветущий красотою юности. Едва вошли странники в дом, умер этот сын, прекрасный собою, единственная радость, надежда рода. Можете представить, как страдал отец, чего не говорил он в такой скорби, потерпев несчастие при входе странников? Хороша награда за страннолюбие! говорил он; для того отворил я вам дом, чтобы на всегда затворился он; для того отворил я вам дом, чтобы на всегда затворился он, оставшись без наследника!.. Но вы не избегнете наказания, хотя бы знали все чары. Вы в руках отца, который оплакивает от вас сына, - вы расплатитесь за все дела свои – тюрьмою и казнию. Они страдали   36) Vita s. Clementis § 5-14. 37) Карта Охриды и ее окрестностей при путешествии Григоровича, Каз. 1848 г.; его же изыскание о славянских апостолах стр. 6. Розенкампф о Кормчей прим. 73. 38) Petri siculi bistoria Manihoeorum, Iugolst. 1604. Bibl. Patr. Lugd. t. XVI p. 753 s. Климент и Наум отправлены в юго-западную Болгарию в 886 г. и архиепископом болгарским стал Климент только в896 г. (См. ниже пр. 40. 45). Посленее не иным чем объяснить можно, как тем, что до того времени еще жив был св. Горазд, архиепископ болгарский. не менее отца. – Нежные и сострадательные души дерзнули сделать более того. Они решились обратиться к молитве. Смягчая раздражение скорбного и гневного отца, они говорили: «мы не волшебники, человек Божий; мы предаем проклятию занимающихся чарами и служим Богу истинному; - если же ты думаешь, что мы виновны в смерти сына твоего, будь покоен, - надеемся, что Господь дарует ему жизнь для нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Успение равноап. Наума Охридского. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Успение равноап. Наума Охридского. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Новый храм был возведен на фундаменте и уровне пола древней церкви, но получил иную планировку. На 1-м этапе был возведен 3-нефный, базиликального типа храм, центральный неф к-рого, подобно ц. вмч. Пантелеимона в Охриде, по всей длине покрывал свод. Над гробницей св. Наума построена новая: сначала она имела вид открытой галереи, позволяющей людям свободно подойти к надгробной плите ( Грозданов Ц. Живописот на гробниот параклис на Св. Наум Охридски//Наум Охридски. 1985. С. 85-89), но в 1799-1800 гг. арки были заложены и она превратилась в небольшую часовню с входом из нартекса храма. На 2-м этапе, в 1711 г., на месте свода были поставлены купола над наосом, нартексом и часовней-гробницей, для их поддержки внутри установлены соединенные арками квадратные мраморные столбы (возможно, происходящие из древней церкви, т. к. на них были обнаружены вырезанные кириллические и глаголические надписи, см.: Мареш Ф. В. Стари словенски натписи (графити) во црквата на манастирот Св. Наум на Охридското Езеро// Он же. Компаративна фohoлoruja и мopфoлoruja на македонскиот jaзuk. Ckonje, 2008. С. 233-238; Михеев С. М. Два кратких глаголических граффити в монастыре св. Наума под Охридом и в Св. Софии в Стамбуле//Slovne. Moscow, 2013. Vol. 5. N 2. P. 136-178). С зап. стороны к нартексу примыкала деревянная крытая галерея, вероятно построенная в 1877 г., на ее месте в 1925 г. возвели каменную галерею с мозаичным полом. Настенная живопись в храме была раскрыта в 1962 г. Древнейшими считаются фрагменты 3 поясных фигур пророков располагавшейся над зап. фасадом наоса композиции «Предсказания пророков» из цикла «Гимн Богородице» (в наст. время находятся в помещении бывш. монастырской больницы). Эти фрагменты датируются сер.- 3-й четв. XVI в. и приписываются кругу мастеров школы Онуфрия и Николая из Охрида ( Грозданов. 2015. С. 90).

http://pravenc.ru/text/2564756.html

31. Жена мужа отлучившегося и пребывающего в безызвестности, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, — прелюбодействует. См. 6 Всел. 93, в которое вошло настоящее правило и толкование. 32. Те из клира, которые согрешили грехом смертным, со степени своего низводятся, но не лишаются причастия вместе с мирянами. Ибо не отмстиши за едино дважды (Наум. 1:9). Толкователи дают разные объяснения того, что в этом правиле надо понимать под грехом смертным. Апостол Иоанн Богослов пишет, что надо молиться о согрешающем, но добавляет: “Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Ин. 5: 16–17). Митрофан еп. Смирнский, толкуя это место, полагает, что Апостол имел в виду те грехи, которые в Ветхом Завете карались смертью. Преп. Анастасий Синаит называл смертным грехом грех, совершаемый сознательно. 5 пр. Седьмого Вселенского Собора называет грехом к смерти “когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают.” Мы не ошибемся, если скажем, что настоящее правило считает грехом к смерти тот грех, за который священнослужитель лишается сана. Не имея целью дать определения или перечисления этих грехов, правило только устанавливает, что лишенные сана, не лишаются причастия. 33. Жена, родившая на пути и пренебрегшая рожденное, да подлежит вине убийства. См. более подробное объяснение в 52 пр. Св. Василия Вел. 34. Жен, прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию или каким бы то ни было образом обличившихся, Отцы наши запретили явно разглашать их грех, да не подадим причины к смерти обличенных, но повелели стоять им с верными без приобщения, доколе не исполнится время покаяния. Правило ограждает тайну исповеди. Явная епитимия полагается за явный для всех грех. Грех, ставший известным только духовнику на исповеди, не подлежит оглашению, но, тем не менее, влечет за собою епитимью с лишением Причастия. 35. Если муж оставлен женою, то подобает смотреть вину оставления; и если явится она оставившею без причины, то он достоин снисхождения, а она епитимий. Снисхождение же окажется ему в том, да будет в общении с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Большинство исследователей полагают, что первоначальным является порядок книг, представленный в МТ. При этом основной принцип расположения материала в МТ является хронологическим: в начале корпуса находятся книги, приписываемые пророкам, которые жили, по мнению составителей собрания М. п., в VIII в. до Р. Х. (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона и Михей), в середине - пророкам VII в. до Р. Х. (Наум, Аввакум, Софония), в конце - пророкам VI-V вв. до Р. Х. (Аггей, Захария, Малахия) ( Macintosh. 1997. P. LII; Jones. 1995. P. 240-241). Отличный от масоретского порядок книг М. п. в LXX объясняют неск. обстоятельствами (подробнее см.: Glenny. 2013. P. 6-16): последовательность книг отражает стремление расположить их в более точном хронологическом порядке, чем в МТ; первые 5 книг М. п. располагаются согласно принципу уменьшения их объема - самой длинной является Книга Осии, самой краткой - Книга Авдия, Книга Ионы занимает 6-е место, поскольку отличается от 5 предшествующих книг своим жанром; тематический принцип расположения книг: первыми стоят книги, в к-рых отражена тема суда над Северным и Южным царствами (Осии, Амоса, Михея); 2-е место занимают книги, в которых преобладает тема Дня Господня и суда над народами (Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии); на 3-м месте - книги, посвященные возрождению Израиля (Аггея, Захарии, Малахии). Свидетельства текста (в разделе ссылки на библейские тексты даются в соответствии с масоретской нумерацией). Тексты на древнееврейском языке Древнейшими свидетельствами текста М. п. на древнеевр. языке являются рукописи, найденные в Кумране и Вади-Мураббаат (датируются II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.). Среди них выделяют собственно списки библейского текста М. п., а также различные сочинения, к-рые содержат цитаты из этой книги. Общее число библейских списков точно не установлено, поскольку мн. рукописи сохранились в виде небольших фрагментов, так что нельзя установить, являлись ли они списками книг М. п. или же экзегетическими произведениями, содержащими только цитаты из них (см. обзор в: Weissenberg. 2012. P. 357-376).

http://pravenc.ru/text/2561750.html

св. Кирилл Александрийский , блаж. Феофилакт считают рассматриваемое слово именем родного города прор. Наума, помещаемого ими в Палестине; только некоторые из них, как блаж. Феофилакт, псевдо-Епифаний, псевдо-Дорофей, Исидор Испалийский, в отличие от блаж. Иеронима, утверждали, что Елкесе находился за Иорданом, в пределах Вифавары ( Суд 7.24 ; Ин 1.28 . Onomast 233), и что пророк Наум происходил из колена Симеонова. Мнение это трудно примиримо с прямым и ясным свидетельством блаж. Иеронима, но здесь важно указание на палестинское происхождение пророка Наума. Последнее в новое время не раз оспаривалось: некоторые комментаторы (Эвальд, Клейнерт и др.) родиною, а вместе и местом погребения пророка Наума считали деревню Елкуш или Алькуш на восточной стороне Тигра к северу от Массула, обозначающего (вместе с Кронджиком и неби-Юнус) положение древней Ниневии, – на том, во 1-х, основании, что близкое знакомство пророка с местностью Ниневии и вообще Ассирии (см. напр. Наум 2.5–7 ; Наум 3.12–14 его книги) и необычайная живость изображения требуют, будто бы, признания туземного, ассирийского происхождения пророка, а затем и ввиду того обстоятельства, что местное предание близ этой деревни в римско-католическом монастыре св. Антония указывает могилу пророка, чтимую у христиан, мусульман и иудеев и привлекающую к себе тысячи паломников (об этом свидетельствуют Ассхмани, Нибур, Ляйярд и др.). Но предание это об Ассирийском Елкоше очень позднее: оно не восходит ранее XVI века; известный еврейский путешественник XII века Вениамин Тудельский, посетивший территорию древней Ассирии и в частности Ниневии, ничего не упоминает об Елкоше или Алькуше, как родине пророка Наума. Местность эта не имеет никаких признаков древности, и самый дом, в котором помещается гробница, современной архитектуры. Самое содержание книги не заключает в себе ничего такого, что с необходимостью требовало бы написания ее в Ассирии: обнаруживаемое пророком знакомство с природою и культурою последней в VII-м веке до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ap. Carps. p. 386; также думали некоторые из современников св. Кирилла (ibid.) и бл. Иеронима (ibid.); но для справедливости такого изъяснения требовалось бы более определенное выражение (ben Koschi). – Друг. изъясн. у Abarbanel. См. Carps. p. 386. 5 Деревня Ал-куш или Елкош, леж. на восточной стороне Тигра, пониже на 2 мили к северу от Мосули, и почти на 3 часа от древней Ниневии (Nunia). Assem. Bibl. orient. t. 1. 525, t. 3. P. 1. 352. Niebuhr. Itiner. t. 2 p. 352; A. Layard Ninevth and it " s remains 1849. New-York, vol. 1, p. 197. 8 Eus. Onomastic. (писано ок. 330: Ελκδε, θεν κα Ναουμ λνεσιος οο ο); Cyrill.; Pseud – Epiph.; Iarchi l. e. 11 Очень вероятно, что десять колен, отведенные в Ассирию, в начале поселяясь по берегам Тигра, давали своим колониям названия своих прежних (палестинских) селений, (как в последствии делали это европейцы, выселявшиеся в Америку) , – и таким образом какая-нибудь ассирийская местность, населенная жителями галилейского Елкоша, могла получить его имя; что потом, когда книга Наума-Елкошанина распространилась между Иудеями в Ассирии, а между тем палестинская незначительная местность пришла в забвение (особенно естественное при молчании об ней всех иудейских писателей), слова пророка (1, 1), оказалось естественным объяснять о местности ассирийской; что близость к ней Ниневии могло благоприятствовать этому изъяснению, а грубейший иудейский предрассудок (Иоанн. 7:52), которого нелепость впрочем, слишком очевидна (ср. Ионы 1:1.3цар. 17:1), по видимому, делал такое изъяснение единственным; что посему желающих не трудно уже было отыскать и гробницу пророка между множеством неизвестных гробниц в Ассирии, и как ничто не мешало поддерживать это заблуждение, то вера в рождение, жизнь и смерть пророка в этой стране стала весьма сильной и перешла даже к Христианам. 12 Tres prophetae de Miniribus, Abdias, Naum, et Abacuk, nec sua tempora dicunt ipsi, nec in Chronicis Eusebii et Hieronymi, quando prophetaverini, invenitur. Aug, lib. XVIII (18) de Civ.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Впрочем, дражайший брат, ты знаешь, что наш труд столь же велик, а опасность, которой мы подвергаемся, большая, чем у прочих священнослужителей, ибо древние каноны предписывают всем епископам знать, что митрополиты несут попечение о всей провинции, и я боюсь, что мы, так сказать, взяли на себя управление кораблем среди волн бурного моря и не можем ни вести его с должной осторожностью, ни оставить без греха. Ибо, как сказал один из мудрых: «Если опасно вести корабль по волнам с должной осторожностью, то насколько опаснее оставить его посреди вздымающихся от бури волн, а потому Церковь , которая, словно большой корабль, плывет по морю мира сего, которую сотрясают волны разнообразных бурь, не должно оставлять, но должно направлять» 340 . Примерами подобного попечения служат нам наши предшественники: Климент и Корнилий и многие другие в городе Риме, Киприан в Карфагене, Афанасий в Александрии – при языческих императорах они управляли кораблем Христовым, а лучше сказать, заботились о возлюбленной невесте Христовой – Его Церкви – тем, что учили, защищали, трудились и страдали даже до пролития крови. О самом себе я могу неложно сказать словами из Песни Песней: «Сыновья матери моей боролись против меня. Поставили меня стражем в виноградник, виноградник свой я не сохранил (ср.: Песн. 1:5 )». Ибо, согласно пророку Науму, лоза Господа Саваофа означает дом Израиля (ср.: Наум. 2:2 ), теперь же это, конечно, Соборная Церковь . И я взялся за то, чтобы, по приказу Римского Первосвятителя и по просьбе франкских и галльских государей, учредить в ней Соборы и способствовать их созыву, надеясь на восстановление закона Христова. Я окопал дерево, прибавил корзину навоза, но не стерег. В то время как я ожидал, что оно принесет грозди, оно принесло дикие ягоды ( Ис. 5:2 ), и, как говорит другой пророк: Маслина обманет в ожидании плодов и поля не дадут пищи (см.: Авв. 3:17 ). Впрочем, увы, если уж прибегать к сравнениям, то меня в моих трудах, скорее, можно уподобить собаке, которая лает, видя, как воры вламываются, подкапывают и опустошают дом господина ее, но так как нет у нее помощников в защите, остается ей только роптать со стоном и плачем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сострадание Слово «С.» передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: «сопереживание страдающему или разделение с ним скорби [греч. сюмпатейн, «сочувствовать» ] и «соучастие в страданиях, переносимых другим лицом» [греч. сюмпасхейн, «страдать вместе»; по-русски можно перевести как «сострадание» ]. В Синод. пер. др.-евр. и греч. слова, обозначающие эти понятия, передаются по-разному (см. ниже): 1) в 3Цар. 2 др. – евр. глагол гитана употреблен в значении «переносить страдания вместе с к.-л.» (в Синод. пер. – «терпел»). Царь Соломон пощадил священника Авиафара, враждебно действовавшего против него, поскольку тот переносил бедствия, в т.ч. связ. с войной, вместе с Давидом, его отцом («сострадал» Давиду). Другие места ВЗ говорят о С. в значении «соболезновать», «сожалеть»: «Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? И кто окажет сострадание к тебе?» [ Иер. 15:5 ; здесь в оригинале употреблены глаголы хамаль – «смилостивиться» и нуд – «жалеть», ср. Наум. 3:7 ]. С. может быть заповедано Богом, но также и запрещено Им ( Иер. 48:17 ; ср. Иер. 16:5 . В обоих случаях употреблен глагол нуд – «жалеть»); Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Так пророк возвышенным языком в книге, заключающей наибольшее число глав из всех книг Библии – раскрывает учение о единстве человечества, о единстве планов провидения, о будущем спасении и притом о спасении и правде вечных, ибо пророк ясно предвозвещает, что не только некоторые из народов должны погибнуть, но что гибель ожидает и небеса и землю (51, 6). При последних царях Иудеи о путях и провидении Божиих евреев наставляли пророки Наум, Аввакум (см. особен. 2, 14), Софония (см. особ. 1, 1–9 и 3, 9), но особенно история последних дней Иудейского царства связывается с именем пророка Иеремии. Без сомнения, этот пророк был великим патриотом, но его патриотизм, его любовь к родным по крови и родине не мешали ему видеть язвы и раны родного народа и возвещать Божественные определения о могуществе царей и народов враждебных (27, 2–9). Пророк Иеремия – как и другие пророки, – мы видим не был пророком нации, но человечества. Господь в день поставления его на пророческое служение послал его не к евреям только, но сказал: «смотри я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (1, 10), И пророк, постоянно возвещая определения Божии об Иудее, возвещал волю Божию о Египте (46), филистимлянах (47), Моаве (48), Амоне, Едоме, Дамаске и др. (49) и Вавилоне (50 и 51). Пророк пророчествовал разным народам (25, 16 и 52), ибо он пророчествовал от лица Бога всей земли (23, 23–24; 32, 17–20). Израиль – не единственный из народов – предмет попечений Иеговы, но он – начаток народов (2, 3). За свои грехи Израиль терпит наказание, но чтобы снова стать святынею Господа, он должен поступать свято. В чем же должна состоять эта святость поведения? Пока евреи в своей земле – прежде всего в том, чтобы они не притесняли иноземца (7, 6), но так как они притесняли и иноземца, и сирот, и вдов и были выселены из своей земли, то Господь чрез пророка дает им новое повеление: «заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (29, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010