Марк Мангано (протестант) Книга пророка Наума. Гари Холл Исторический и культурный фон Свидетельства, которые мы находим в самой книге, определяют дату ее создания. Падение египетского города Фивы (евр. «Но-Амон») в 3:810 указывает на то, что Наум писал после 663 года до н.э., когда ассирийское войско Асиафара 1036 захватило Фивы. Предсказание о падении Ниневии (2:1 и далее 3:1, и далее) означает, что текст был составлен до падения города под натиском мидян и вавилонян. Ассирийское господство над Израилем и Иудеей началось с середины VIII века, когда ассирийский трон занял Феглаффелласар III (745727) и продолжалось до падения Израиля (722 г. до н.э.) и во времена правления иудейских парей Ахаза (735715, см. Ис.7 ), Езекии (715687, см. Ис.3637 ) и Манассии (687642). 1037 Ассирийский царь Аснафар правил в середине VIII века (668627). После войны с Египтом, в 663 году, он расширил границы своей империи на юг до самого города Фивы. Однако в 650 году египтянам удалось восстановить независимость и ассирийское господство на Ближнем Востоке стало ослабевать. Вавилоняне также восстали против брата Аснафара, но их мятеж был подавлен в 648 году. Кажется, именно в это время Манассия начал совершать самостоятельные шаги, что следует из начатой им строительной деятельности, о которой мы читаем во 2 книге Паралипоменон 33:1416. Помимо ведения военных действий, Аснафар обновил Ниневию и Вавилон и собрал огромную библиотеку в Ниневии. Повсеместно появилось чувство защищенности и материального благополучия. Но это время продолжалось недолго. После смерти Аснафара Ассирия стала слабеть с невероятной скоростью. Вавилон вскоре вернул себе независимость, и в течение последующих 15 лет Ассирия постоянно ощущала всевозрастающее давление со стороны вавилонян и мидян, и, наконец, в 612 году до н.э. столица Ассирии, Ниневия, пала под натиском объединенных войск. Именно в это неспокойное время Наум предложил Иудее проповедь надежды, в которой он предсказывал падение ненавистного города Ниневии (и, как следствие, всей Ассирии). Похоже, что он писал в первой половине этого периода, а не в конце его. Падение Фив было еще свежо в памяти людей, а о его восстановлении не было и речи. Ассирийцы были сильны и все еще контролировали ситуацию (1:12). Поэтому самой разумной датой создания книги будет, примерно, 650 год до н.э. 1038 Если принять эту дату, то Наум должен был поддерживать шаги Манасии к независимости и реформы Иосии. 1039

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ниневия Ниневия [ассир. Нинуа]. I 1) главный город и столица ⇒ Ассирии . Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма – Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) (см. ил. на стр. 859; 890 и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса – дворец Асархаддона; 2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца Саргона II, а южнее – развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена ( Быт. 10:12 ); юж. Нимруда лежал древний Калах ( Быт. 10:11–21 ) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманасара III, Саргона II, Ададнерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III. II. Название «Н.» предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховоф-ир, который, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы «великим городом» ( Быт. 10:11–21 ). III. При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.;). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (⇒ Ассур , 2). Ашшурбанипал II (884–858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705–681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681– 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум ( Наум. 2:1–13 ) и Софония ( Соф. 2:13–15 ) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум. 2:6 ). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. ⇒ Книга пророка Ионы . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

С ним следует рассчитаться (см. об основной идее книги выше). Ревнитель – это одна из характеристик Бога, истинность которых подтверждается и в Новом Завете (напр.: Мф. 7:21–27 ; Мк. 11:15–17 ; Рим. 1:18–32 ; Отк. 2 – 3 ). 3б–6 Пророк воспевает власть Бога над всей землей. Эти стихи вполне могли бы войти в состав Псалтири как псалом, прославляющий Господа. Но и в них отчетливо проступает основная мысль Наума. Из Книги Пророка Исайи мы знаем, что ассирийцы приписывали свои успехи собственному могуществу и покровительству своих богов ( Ис. 10:12–18 ; ср.: Соф. 2:13–15 ). Наум описывает Бога в связи с грандиозными и пугающими природными явлениями, по сравнению с которыми ассирийцы и их боги совершенно ничтожны. В ст. 6 гнев Бога упоминается трижды: негодование, пламя гнева, гнев Его… как огонь. Это повторение, как и в ст. 2–За, чрезвычайно знаменательно. Современники Наума (если они не были богаты и знатны) строили свои дома из сырцового кирпича, а крышу делали из деревянных балок и прутьев, которые обмазывали глиной и белили. В бурю они остро ощущали свою незащищенность перед силами природы. И все же, говорит Наум, в вихре и в буре шествие Господа; там Он в Своей стихии, там пролегают Его пути. Облака, кажущиеся нам огромными, – это всего лишь пыль от ног Его. Израильтяне не были мореплавателями, и море внушало им благоговейный трепет. И сейчас, несмотря на все наши достижения в области науки и техники, корабли по–прежнему исчезают в море. А Бог запретит… морю – и оно высыхает. Здесь подразумеваются по меньшей мере два обстоятельства, на которые мы должны обратить внимание. Это разделение вод Чермного моря, позволившее израильтянам уйти от погони (и потопившее египтян, пытавшихся остановить их), а также переход через Иордан, когда Иисус Навин вел народ Израиля в Ханаан. В обоих случаях Бог удержал воду, чтобы позволить народу пройти. Когда Иисус успокоил волны моря Галилейского (известного своими сильными и непредсказуемыми бурями), Он косвенно проявил Свою Божественность ( Мк. 4:35–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Это историческое свидетельство дает вместе и твердый опорный пункт для установления интересующей нас хронологической даты пророчества и написания книги. Исторический факт разрушения Но-Аммона или Фив, по свидетельству Шрадера, твердо засвидетельствован клинообразными ассирийскими письменами, по свидетельству которых это совершил Ассурбанипал, сын и преемник Асаргаддона, во второй свой египетский поход против Урдамани, преемника фараона Тиргаки. При этом ассирийские анналы относят это событие ко времени вскоре после смерти последнего, последовавшей в 664 г. до Р. Х. В следующем 663 г. могло последовать разрушение Фив или Но-Аммона. А так как пророк Наум угрожает Ниневии судьбою Но-Аммона, очевидно, под свежим впечатлением гибели этого города, то и изречением пророчества о Ниневии и написание своей пророческой книги нужно откосить приблизительно к 662–660 гг. до Р. Х., т. е. ко времени царствования Манассии, по принятой хронологии царствовавшего с 698 г. по 643-й (см. подробно об этом «Толковая Библия », т. II, с 443–444). При этом предположении некоторые черты содержания книги делаются более понятными, чем при отнесении пророчества Наума ко второй половине царствования Езекии, как утверждают многие исследователи и толкователи книги. Но невероятно видеть в словах пророка Наум 1.13 : «ныне Я сокрушу ярмо его (врага, Ассирии), лежащее на тебе, и узы твои разорву» указание на окованного узами и отведенного в плен ассирийскими военочальниками царя Манассию ( 2Пар 33.11 ). И знакомство пророка Наума с пророческими книгами Исаии и Михея в этом случае делается гораздо понятнее. Не напрасно еще талмудисты утверждали, на основании древнего предания, что пророк Наум дожил до времени Манассии (как и Исаия, пострадавший, по преданно, от этого царя), и что именно пленение этого царя ассириянами ( 2Пар 33.11 ) было поводом к произнесению пророчества о падении Ниневии, в утешении подданных, оставленных царем, имя которого пророк опустил в надписании своей книги, как недостойное памяти (Seder Olam rabba, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 36, 10. 11 .). По нем стала называться страна, которою владели идумеи (см. Иерем. 49, 7. 10; Иезек. 25. 13); имя ее Феман сохранилось еще во времена Евсевии и Иеронима в одном месте, которое находились в пяти римских милях от Петры или Селы и имело римский гарнизон (vid. curs. compl. t. 20, p.808). Феманитяне, как уже и заметили мы, славились большим умом и мудростью, которая обнаруживалась в особенности в нравственных изречениях (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25 ). 36 Ворота употреблены здесь, как и часто употребляются в свящ. писании, вместо города (см. Второз. 21, 19 и друг.). 39 «Пить» или «испить чашу» – часто ставятся образно вместо – испытывать несчастную участь, потому что чаша, наполненная опьяняющим напитком, у восточных писателей есть обыкновенный образ несчастной участи – (см. Иерем. 25, 27 – 29; 48, 26; 49, 12; 51, 7; Плач. 4, 21 ; Исал. 21, 5; 60, 5; 75, 9; Исаиа 29, 9; 51, 17; Иезек. 23, 31; Наум. 3, 11 ; Аввак. 2, 15. 16 ); также и у арабов, наприм. пить чашу погибели (см. Abulfed. Annal. 1. 352. Bar Hebaens chion. Syr. стр. 219). – Отсюда таким образом становятся ясными места – Мф. 20, 22; 26, 39. 42 и друг. Там же 13, 15. § 4. В дальнейшей судьбе своей Идумея еще более поразительно наглядно доказывает исполнение на ней Божественных предопределений. И замечательно, что первое новейшие свидетельство, которое показало, как исполнялся тягчайший и безвозвратный приговор суда Божия над землею Эдомскою, – было свидетельство рационалиста Вольнея. «Эта страна, говорит он, не была посвещаема никаким путешествинником, но она, без всякого сомнения, заслуживает такого внимания: ибо по рассказам арабов Бакира и жителей Гавы, которые часто отправляются в Моан и Карак, по дороге богомолицев, есть на юго-востоке от Асфальтового озера, в расстоянии трех – дневного путешествия, более тридцати разоренных и покинутых городов. Некоторые из них имеют большие здания, с колоннами, которые, может быть, принадлежали древним храмам, или, по крайней мере, греческим церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

7:17. Лизать прах как змеи. Подобно змею, обреченному в саду Эдема на питание прахом (см. коммент. к Быт. 3:14 ), враждебные Израилю народы испытают такое же унижение (см.: Пс. 71:9 ). Поскольку эти народы часто изображались как змеи ( Ис. 14:29 ; Иер. 8:17 ), данный фрагмент можно рассматривать как осуждение использования змей в качестве символов плодородия в религиозном искусстве Египта и Месопотамии. В текстах из Амарны «лизание праха» является метафорой поражения. Книга Пророка Наума 1:1. Ниневия. Это пророчество о судьбе ассирийской столицы Ниневии, вероятнее всего, можно датировать периодом между 663 г. до н. э. (годом захвата египетской столицы города Фивы ассирийцами; см.: Наум. 3:8 ) и 612 г. до н. э., когда Ниневия пала под натиском объединенных сил Вавилонии и Мидии. Ниневия, находившаяся на восточном берегу реки Тигр (древний Куюнджик и совр. Мосул), отстояла примерно на 600 миль от Персидского залива вверх по течению Тигра и более чем на 250 миль от Вавилона. На протяжении большей части истории Ассирии – в период царствования аккадской, аморрейской династий и династии Митанни до установления Среднеассирийского царства в середине XIV в. до н. э. – Ниневия была одним из самых крупных городов империи. В пору наивысшего расцвета государства, в эпоху правления Сеннахирима (705–681 гг. до н. э.), она стала столицей Ассирии. При раскопках ее дворцов были обнаружены каменные рельефы с изображением сцен нашествия и опустошения Иудеи в 701 г. до н. э. Библиотека последнего великого ассирийского царя Ашшурбанипала предоставляет исследователям богатейшее собрание литературных и научных произведений Древней Месопотамии. 1:1. Ассирия в период заката. Последний великий ассирийский царь Ашшурбанипал правил с 668-го по 635 г. до н. э., когда он, как считают, отрекся от престола. По-видимому, он умер не ранее 627 г. до н. э. После завершения эпохи Ашшурбанипала в империи наступили смутные времена, и порой представляется затруднительным определить, кто стоял у власти, хотя известны два правителя – Ашшур-Этиль-Илани и Син-Шарра-Ишкун. Во время царствования Ашшурбанипала большая часть Сирии-Палестины пассивно восприняла ассирийское правление (хотя Тир постоянно доставлял неприятности ассирийцам). Иудейский царь Манассия, по большей части, охотно сотрудничал с Ассирией и был ее вассалом. Однако с 652-го по 648 г. до н. э. поднявший мятеж брат Ашшурбанипала Шамаш-Шум-Уккин сумел одержать победу при поддержке Манассии (см. коммент. ко 2Пар. 33:11 ). В 626 г. до н. э. в Вавилоне произошел последний переворот, когда халдей Набопаласар объявил себя царем и установил династию, с которой начинает свой отсчет Нововавилонское царство. Объединившись с мидянами, вавилоняне уничтожили Ассирийскую империю, окончательное падение которой началось с разгрома Ашшура в 614 г. до н. э., Ниневии в 612 г. до н. э, Харрана в 610 г. до н. э. и завершилось сражением при Кархемише в 605 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И так страшно, братия, впасть в руки Бога живого ( Евр. 10, 31 )! Страшно лице Господне против делающих зло, которое истребляет с земли память о них ( Пс. 33, 17 ). Страшен слух Божий, который слышит глас Авелев даже в безмолвной крови (см.: Быт. 4, 10 ). Страшны ноги, настигающие беззаконие. Страшно исполнение Вселенной, так что нигде нельзя избежать гнева Божия – ни воспарив на небо, ни удалившись во ад, ни переселившись на восток, ни скрывшись в глубинах или пределах моря (см Пс. 138, 7–10 ; Иер. 23, 24 ). Еще прежде меня Наум, сын Елкесеев, изрекая пророчество о Ниневии, страшится Бога ревнителя и Господа, мстящего с яростью врагам Своим ( Наум 1, 2 ), до того простирающего Свою строгость, что не остается и места вторичному отмщению нечестивым (см. Наум 1, 9 ). А когда слышу, как Исаия угрожает и говорит людям содомским и князьям гоморрским: во что вас бить еще, продолжающие свое упорство ( Ис. 1, 5 ), – тогда весь исполняюсь ужаса, заливаюсь слезами. Он говорит: невозможно уже найти новых наказаний за умножающиеся вновь грехи, так преступили вы всякую меру, истощили все роды наказаний, непрестанно своими пороками призывая в себя новую и новую казнь. Нет уже ни струпа, ни язвы, ни раны гноящейся, все тело стало язвой, и язвой неисцельной; ибо нет пластыря приложить, ни елея, ни повязок (ср. Ис. 1, 6 ). Умалчиваю о продолжении угрозы, чтобы не быть для вас тягостнее настоящего наказания… Отчего же все это и какая причина бедствия? Не станем ожидать обличения от других, но испытаем сами себя. Великое врачевание против зла – исповедание греха и удаление от него. Как прежде возвестил я первый народу моему и исполнил должность стража (ибо, чтобы приобрести свою душу и души слушающих, не скрывал о грядущем мече); так возвещу и теперь о непокорности народа моего, признавая грехи его своими, и через это, может быть, получу некоторую милость и отраду. Один из нас притеснил бедного, отнял часть земли со злым умыслом или неприметно или насильственно переступил за межу, прибавлял дом к дому и поле к полю, только бы отнять что-нибудь у ближнего, употребил все усилия никого не иметь соседом, как будто намереваясь один жить на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

1 Наум, по Иерониму и другим, значит consolator – утешитель (от Евр. слова нагам-утешал) 2 Во введении на толкование прор. Наума. Св. Кирилл Александр. под Елкошем или Елкезеем разумеет селение ( κμη) в Иудеи, а не отца, также лже-Епифаний и Дорофей, и производит св. Наума из колена Симеонова. См. Воскр. Чт 1846, стр. 146.; раввин Ярхий и другие: Elkosch nomen patriae ejus. А потому в нашей славянск. Библии слово: сын надобно признать прибавкою, тем более, что сего слова нет ни в Еврейском, ни в Вульгате (liber visionis Nahum Elcesaei), ни в Библии Кастеллия (liber oraculi Nahum Elcesaei). Нет сего слова и в издании LXX Лоха. Есть еще местечко Елкош близ г. Мосуля, недалеко от древней Ниневии, и здесь полагают гроб и отечество св. Наума. Но это не подтверждается никакими древними, или новыми писателями. 7 Сами развалины Ниневии, в продолжении 20 веков, неизвестны были тем племенам, которые населяли местность Ниневии; у древних писателей находятся различные указания местности Ниневии; Лукиан 2-го в. по P. X. из Самосата на Евфрате и другие не находили следов развалин Ниневии, часть которых видел еще якобы греческий писатель Ксенофонт в 401 году перед P. X., во время отступления 10 т. греков. Много нужно было употребить ума и средств, чтобы открыть нынешние развалины; но какого они города? Точно ли это древняя Ииневия? Некоторые археологи (гов. г. Гамазов, обозревавший сии развалины в 1850 г.) и в главе их франц. ученый Хофер положительно отвергают, чтобы это была древняя Ниневия; ибо она была на западном, а не на восточном берегу р. Тигр; по свидетельству св. пророков и светских писателей, была совершенно уничтожена, сравнена с землею, что изображения, теперь находимые на развалинах, не имеют ничего общего с Ниневийским веком. См. Невск. Сборн. 1867. стр. 588. 8 Пророчество λμμα (от λαμξανω) восприятие, принятое, но также значит титул., содержание; с Евр: масса portatio, onus divinatio-onerosa. Т. e. пророчество, возвещающие тяжкие от Бога наказания. См. Малах. 1. 1 ; Ис. 13:1, 6, 17:1 ; в библии Кастел. fatum. У Халд пар. onus calicis maledktionis propinandi Nineviae, т. e. бремя приближающейся чаши проклятия для напоения Ниневитян.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

А. Толстого»-К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 256) и у И. Хрущова (ук. соч.,. стр. XII—XIX); 2) БИЛ, Муз. 3271; 4°; кон. XV в. См. об этом сборнике ниже, стр. 386—388 и 388—390. Из «Послания Прохору» здесь сохранилась только часть (лл. 6—7 об.). 3) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. Сборник (см. о нем в археографических введениях к памятникам 1—6). Л. 182 об. — «Послание Прохору». 4) ЦГАДА, собр. Мазурина (ф. 196), 1054; 8°; сер. XVI в. Сборник. Л. 88 об.— «Послание Прохору Сарскому» (внутри текста послания пропуск). В основу при издании положен список Q.XVII.64 (Г); исправления — по списку Муз. 3271 (Б) и Мазур. 1054 (А). архиепископа Генадия Новгородскаго владыце Прохору Сарьскому Светейшему и боголюбивому и о святем дусе брату и сослужебнику Прохору епископу Сарскому и Подонскому достойную духовную любовь сим нашим писанием въспосылаем боголюбию твоему, яко да будеши в здравии всесвещенне и духовне и телесне. Споборствуяй по Христе бозе и пречистые его матере честнаго ея образа в помощь христоименитому православному христианину на еже хулою возносящихся на господа нашего Иисуса Христа и обезчестивших образ пречистыя владычица нашея богородица новгородских еретиков жидовская мудръствующих. Покрыты же суть онех еретик клятвою укоризною маркианскиа глаголю и месалианскиа. Сии бо, егда въпрошаеми, от своих велений отметници бывают и безстудно и усердно кленутся и проклинають  вся тако мудръствующая или мудръствовавших и ротятся без страха, яко таковая повелениа ненавидящих. Сия же въспоминаем твоему боголюбию, еже сам не невеси и того ради речена быша да удобь обретаема будут, яко тако имут в патриархии лежащая книгы: кто убо не отвержется в толика пресечениа разделивши и самем себя проклинающим еще не отинудь ума изступил, писаное бо на них слово исполнится яве: «Погрузи, господи, и раздели языкы их». Сии главы о маркианех в правилех у собя изнайдешь. Аще ли в твоих не будет правилех, ино в великого князя правилех писаны. Да что есми послал грамоту, да и подлинник к митрополиту, что Наум поп сказывал, да и тетрати, по чему они молились по-жидовскы, и ты тамо узришь все, что ся как чинило, и как ли превращены псалмы на их обычай.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Братья, рюмки наливайте! Лейся через край, вино! Всё до капли выпивайте! Осушайте в рюмках дно! Русская народная песня, включенная в народную драму «Лодка»; по современной классификации включается в раздел «разбойничьих песен» (см.: Пропп В. Я. О русской народной лирической песне//Народные лирические песни. Л., 1961. С. 35). Неточно цитируется 3-я строчка «Песни веселых» Карамзина; см. примеч. 12. Имеется в виду русская тяжелая лошадь, выведенная от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями на конных заводах братьев Масоловых в селе Шукавки Воронежской губернии на реке Битюг (отсюда название породы — битюг). Сохранная казна (позднее: Государственный заемный банк) была учреждена в 1772 г. для приема вкладов и выдачи ссуд под залог недвижимости; упразднен конце XIX в. Действительный статский советник — гражданский чин, приравнивавшийся воинскому чину генерал-майора. Красный товар — тканый материал, покупаемый на меру длины. Равендук — толстая парусина; тонкий посконный равендук назывался фламским полотном; тик — полотняная ткань для тюфяков и перин. Часовник (часослов) — книга с церковными «часовыми» молитвами: утренней, вечерней и полунощницей; часто использовалась в обучении грамоте. В день пророка Наума (1 декабря по старому стилю) детей, по обыкновению, начинали учить грамоте. Более удобного времени, чем зима, крестьянину не найти к тому же сам покровитель этого дня по имени напрямую связывался с учением: «Пророк Наум наставит на ум». Титло — надстрочный знак, означающий пропуск букв, сокращение в церковнославянском языке. Звательство — звательный падеж в церковнославянском языке, применяемый при обращении к другому лицу; для обозначения «звательности» использовалось особое титло. То обстоятельство, что ребенка учили «знаку звательства», свидетельствует о том, что учил его старообрядец: в никоновских книгах этот знак был отменен. То есть выученное прежде. Кафисма (кафизма) — раздел псалтыри; в данном случае имеется в виду начало псалма 37.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010