575 О названии «Богоносец» см. с. 313. Такое название Игнатий, без сомнения, не сам присвоил себе, но получил от местных христиан, в устах которых оно сделалось обычным прозванием их епископа, как бы другим собственным именем его. Некоторые ученые (Бунзен, Ульхорн) находят употребление этого прозвания в посланиях самого Игнатия несообразным с его смирением и скромностью и полагают, что оно внесено в них посторонней рукой. Впрочем, намеки на это прозвание находятся в посланиях его к магнезийцам (гл. I) и к смирнянам (гл. V). 579 Означенные скобками слова, коих нет в греческом тексте кодекса Медичи, вставлены Гефеле на основании древних переводов латинского, сирийского и армянского. 583 Всей II главы до половины III главы нет в сирийском переводе. По мнению Гефеле, сирийский сократитель Игнатиевых посланий опускал в них все, что казалось ему ненужным, мало идущим к цели назидания, например, о лицах, в них упоминаемых, и преимущественно имел в виду нравственные наставления Игнатия. 591 Рожденный и нерожденный (γεννητς κα γννητος) – так в кодексе Медичи и по древнему латинскому переводу. Но издатели Якобсон, Гефеле и читают γενητς κα γνητος, factus et non factus, потому что так приводятся слова Игнатия во многих кодексах сочинения святого Афанасия «О соборах». 592 Таков смысл по чтению, удержанному Гефеле на основании цитат у Афанасия и Феодорита; Дрессель предлагает чтение: θνατος ν ζω ληθιν (бессмертный (Бог) в истинной жизни). 593 Глав IV, V, VI и VII нет в сирийском тексте; начальные слова VIII главы опущены, а следующие за ними непосредственно связаны в нем с местом, заимствованным из III главы. 595 По-гречески стоит κεθεν. Игнатий не указывает определенно города, откуда пришли лжеучители в Ефес. Гильгенфельд принимает глагол παροδεω в несобственном смысле, как уклонение от истинного пути (δς); в таком случае это место значит «некоторые из тамошних (в Ефесе) уклонились от истины». 599 Ульхорн (Das Verhältniss der kürz. griech. Recension der Ignat. Briefe zur syrischen Uebersetzun., S. 40) предлагает другое чтение, по которому выходит такой смысл: не окажемся, стараясь подражать им, братьями их, но в кротости будем подражателями Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

О всем этом см. в окружном послании Никейского собора сужд. о Пасхе. Theodotet. H. E. I,10. Также Архим. Иоанн. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т.1. С.146. 72. См. Анатолиевы мысли о Пасхе у Евсевия, Церковн. истор. VII,32. 73. Это видно из некоторых мест книги Деяний апостольских (2:46; 20:7), а также из слов св. Игнатия Богоносца (ad Ephes., 31), Иустина мученика (Apol. 2,38), св. Климента Александрийского (Stromat. P.318), Тертуллиана (De corona milit. Cap.3; De oratione. Cap.14), св. Киприана (De oratione dominic.,147). 74. Loc. cit. P.255. 75. Apol. Cap.33. 76. Epist. 28, 38, 62, 55. 77. Optat adv. Donat. Lib. VII. 78. Constit. Apost. VIII,54; V,2. 79. Epiphan. Haer. XLII. 80. Император так говорит об этом в своем послании к Евсевию: " Многократно читал я твое письмо и понял, что ты в точности соблюл правило церковного учения. Да, твердо пребывать в том, что угодно Богу и согласно с апостольским преданием, есть дело святое. Но ты по своему благоразумию прекрасно поступил, что, решившись соблюсти Божественные заповеди, апостольское и церковное правило, отказался от епископства над Ангиохийскою церковию и восхотел остаться в той, над которою по воле Божией с самого начала принял епископство " . См. соч. Евсевия о жизни царя Константина, kh.III гл.62, в русском переводе, изданном при С.-Петербургской Духовной Академии в 1849 г. T.II. С.220. 81. См. его послания к смирнянам, триллианам, филадельфийцам. 82. См. его первое послание к коринфянам. То же самое свидетельствуют Тертуллиан (De baptismo. Cap.17; De praescript. haer. Cap.41), св. Ириней (Haer. V,3), св. Климент Александрийский (Strom. VI). 83. Св. Игнатий Богоносец, напр., так говорит в послании к смирнянам: " Без епископа никто не должен делать ничего такого, что относится до церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому дана будет от него власть священнодействия. Нельзя без епископа ни крестить, ни совершать вечерю " (посл. к мир. " Христианское чтение " , 1828. Т.32). 84. Выражения в этом правиле отдельные собрания - ином алтарь с точностью объясняются тем, что первоначально по городам все духовенство принадлежало к кафедральной церкви епископа (которая нередко одна была в целом городе) и составляло ее клир. Правило говорит, собственно, об основании особой церкви, отдельно от епископской, и о самовольном служении там пресвитеров, отложившихся от своего епископа. См. Славян. Кормч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

109 См.: Петр (Л’Юилье), архим. Замечания о Символе веры//ЖМП. 1969. 1.С. 75. 110 Filioque- «и от Сына» (лат). Латинская вставка в Никео-Константинопольский Символ веры. Учение о «двойном» исхождении Святого Духа от Отца и Сына появилось в Западной Церкви в кон. IV — нач. V в. и к концу первого тысячелетия по P. X. стало на Западе общепринятым. Подробнее см.: Разд. II. Гл. 4. П. 6. Римо-католическое учение о «Филиокве» (Filioque). 111 См.: Denzinger H. Enchiridion Symbolorum. P. 41. 112 Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. V, 12//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 71. 113 См.: Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. С. 415—417. 114 См.: Там же. 115 Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992. С. 135. 116 Игнатий Богоносец, сщмч. К Смирнянам. Гл. VII//Писания мужей апостольских. С. 304 « 342. 117 Coelistini Epistula XXI ad episcopos Galliarum. 11. 12//PL. T. 50. Col. 535B. 118 Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991. С.79—80. 119 Ипполит Римский, св. Апостольское предание//Богословские труды. Сб. 5. М., 1970. С. 283. 120 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 365. Кн. IV. Гл. 17, 5. 121 Василий Великий, свят. Письмо 243 (251) к евсеянам//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Т. 3. СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1911. С. 312. (Далее: Василий Великий, свят. Творения.) 122 Послания Патриархов о православной вере. С. 193. 123 Деяния Вселенских соборов. В 4 т. Т. IV. СПб., 1996. С. 280. 124 Хопко Ф., прот. Основы православия. С. 16. 125 Мефодий Патарский, св. Пир десяти дев, или о девстве. Речь III. Фалия 8//Мефодий Патарский, св. Творения. М., 1905. С. 52. 126 Хопко Ф., прот. Основы православия. С. 17. 127 См.: Флоровский Г., прот. Эпос Православной Церкви//ВРЗЕЭ. 1963. 42—43. С. 137. 128 См.: Quasten J. Patrology. Vol. Ï The Beginnings of Patristic Literature. Utrecht; Antverpen, 1975. P. 10. 129 См.: Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности: Учебное пособие. М., 1996. С. 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

" Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я - жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними " (гл. VI). " Желаю вам всегда укрепляться о Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом " (гл. VIII) Выписал я мысли св. Игнатия, и мне очень захотелось свести их к некоему духовному единству, к тому мистико-догматическому основанию, на котором они покоятся, но это слишком бы удлинило мое письмо, об окончании которого пора уже подумывать, а потому я предоставляю вам самим, мои дорогие, внимательно вдуматься в слова великого Святителя, чтобы уяснить себе их глубокий внутренний смысл. Со своей стороны я отмечу в них лишь те черты, которые имеют ближайшее отношение к нашей беседе. Бегло читая то, что св. Игнатий говорит о значении иерархии вообще и епископа в особенности, можно подумать, что в сознании священномученика значение это имеет абсолютный характер, что епископ является каким-то автократом в Церкви, что вера его непогрешима и повиновение ему безусловно: " где епископ, там должен быть и народ " , - утверждает Богоносец (гл. VIII к Смирнянам) Эта мысль красной нитью проходит, как мы видели, во всех писаниях еп. Игнатия. Такая категоричность в суждениях св. Отца объясняется, с одной стороны, тем, что авторитет епископа в Церкви, в известном смысле (как показано было раньше в этом письме), действительно безусловен, с другой - св. Игнатий, так похваляющий современных ему епископов (см. вышеприведенные цитаты), видел в них утешительное совпадение канонического авторитета с духовным, что и является идеалом епископского служения. Этот идеал св. Игнатий ясно выражает в нескольких словах, обращенных к еп. Поликарпу: " ничего не должно быть без твоей воли, - пишет он своему ученику и другу, - но и ты ничего не делай без воли Божией " (см. выше). Сим кратким начертанием идеала епископского служения св. Богоносец пролагает путь к другому священномученику, еп. Иринею Лионскому, жившему век спустя после св. Игнатия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

58 См. «Ап. Предание», гл. IV. 36 59 Послание к Смирнянам. VIII, 2: «opou an fanh o episkopoj, ekei kai to plhqoj estw, wsper opou an h Cristoj " Ihsouj, ekei h kaqolikh ekklhsia». 60 Ориген, «in Leviticum» Homilia, IX, I. 61 Книга правил. 4-е правило Гангрского собора. Идея достоинства священнодействий в зависимости от личного достоинства епископа, их совершающего, повидимому, была впервые выдвинута Оригеном. «Те, которые претендуют на епископское достоинство, учат, что то, что они связывают, связано на небесах, и «то, что они отпускают, отпущено на небесах. Но мы говорим, что они правильно говорят при условии, если они совершают дело, ради которого сказано Петру: Ты камень и на этом камне созижду Мою церковь. Врата ада не одолеют того, кто желает связывать и развязывать. Но если он сам связан узами греха, то напрасно он связывает и развязывает» . (in Matth: XII, 14). См. J. Daniélou, «Origène», Paris, 1948; р. 83. 62 О времени возникновения иконостаса см. статью K. Holl, «Die Entstehung der Bilderwand in der griechischen Kirche» в «Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte», II (Osten). Tübingen, 1927. 63 Книга правил, 69-е правило Трулльского собора. 64 Вальсамон, Толкование этого правила. 65 13-е правило Лаодикийского собора. 66 Зонара, Толкование 69-го правила Трулльского собора. 67 Ibid. 68 Вальсамон, толк. 69-го пр. Трул. Собора. 69 Н. Милаш, «Правила православной Церкви с толкованиями, СПБ, 1911, т. 1, стр. 558. Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что не только миряне-мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже и тогда, когда стоят священнодействующие» (Вальсамон, Толкование 69-го правила Трулльского собора). 70 Иустин Мученик, «1-ая Апология», гл. б5. 71 См. Архим. Киприан Керн, Евхаристия, Париж, 1947 г., стр.166. 72 Funk, «Doctrina duodecim apostolorum», Tübingen, 1887. 73 101-e правило Трулльского собора. 74 Различие в образе причащения лаиков в православной и католической церкви не качественное, а количественное. Важно не это различие, важно различие в образе причащения клириков и мирян, одинаково существующее в католической и православной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3728...

Люди хорошо чувствуют духовное состояние и внутренний настрой священнослужителя. Посему, если ты будешь иметь сердечное горение, стремиться нелицемерно радеть о благостоянии Церкви Христовой, то тебе всегда будет сопутствовать помощь и поддержка народа Божиего, жаждущего видеть своего архипастыря образцом добродетели, «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Как же стяжать это сердечное горение? Ищи укрепления своих человеческих сил в горячей искренней молитве, а более всего в совершении Таинства Евхаристии, попаляющей семя греховных страстей и соделывающей нас причастниками превосходящего всякое разумение Божеского естества (см. 2 Пет. 1, 4). Сегодня мы празднуем Преображение Спасителя — событие, ставшее источником неиссякаемой силы, преображающей всю тварь и все существо. «Явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил радостью и обожил человека» (Косма Маюмский. Гимн на Преображение Господне). Неслучайно преподобный Серафим Саровский, великий подвижник земли Русской, в своей беседе с Мотовиловым свидетельствует о необходимости стяжания благодати Святого Духа как о цели христианской жизни — «жизни Богочеловеческого Тела Христовой Церкви» (прп. Иустин (Попович). Собр. творений, т. IV). Свято храни верность данной тобою архиерейской присяге. Твердо стой на камне православного учения, да не искусит тебя враг соблазном разделения и непослушания Священноначалию. Помни о неразрывной связи епископа с врученной ему местной церковью, наименование которой в соответствии с традицией становится частью имени самого архиерея. Ибо по слову священномученика Игнатия Антиохийского, «где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь» («К Смирнянам», гл. VIII). Архиерей, переставший чувствовать пульс жизни своей епархии, утративший непосредственную связь с клиром и паствой, не выражающий чаяния и духовные устремления своего словесного стада, перестает быть епископом в собственном и изначальном смысле этого слова. Он не может быть блюстителем, ибо его миссия не принимается в таком случае людьми. Да не будет сего с тобой. А для того чтобы избежать подобных искушений, всегда стремись быть доступным для общения не только духовенству, но и православным мирянам и, более того, всякому человеку, вопрошающему тебя о твоем уповании (см. 1 Пет 3, 15).

http://patriarchia.ru/db/text/1600645.ht...

299 Смирняне считали их, по-видимому, лишь за временных обитателей, чужих людей. Указание на это можно отчасти видеть в предсмертной речи мученика Пиония, пострадавшего в Смирне в 250 г. (См. о нем: Lightfoot. The Apostolic Fathers. Pars II. Vol. I. P. 556–557; 715–717; Vol. III. P. 427). «Жители Смирны, – говорил он, обращаясь к толпе, – гордящиеся красотой вашего города и Гомером, здесь рожденным, и вы, находящиеся здесь иудеи! Вы все с радостью ищете нашей погибели. Но вам, эллинам, следовало бы послушать учителя вашего Гомера, сказавшего: «Не добро о человеческой пагубе веселиться». Вам же, иудеи, Моисей повелевает: «Аще узриши осля врага твоего, падшее под бременем его, да не мимоидешие, но да воздвигнешие с ним " » ( Терновский С. Указ. соч. С. 290–291). – Как видим, Пионий различает эллинов от иудеев. Первые, по нему, «жители»; вторые же-только. временно «находящиеся» в городе. 300 Там св. отец говорит об ап. Павле: «Вами (филиппийцами) он (Павел) хвалится во всех Церквах, какие только познали в то время Бога, а мы еще не знали Его» (XI, 3; в Patrum apostolicorum opera, editio minor. S. 118; в русск. перев. Преображенского. Писания мужей апостольских. С. 326). Архиепископ Евдоким (Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. С. 308) и, по-видимому, проф. С. Терновский (Указ. соч. С. 290) понимают эти слова Поликарпа в том смысле, что Смирна не была еще просвещена светом Евангелия в год написания ап. Павлом (63–64 г.) Послания к Филиппийцам. Однако приведенный текст не дает права на такое заключение, как ясно уже из простого его чтения; и представленный у нас вывод является, по нашему мнению, единственно законным. 306 Ibid. III, 1,1 (y Mignéя Col. 845; русск. перев. С. 220). Ср. также: III, 3,4 (у Mignéя Col. 854–856; русск. перев. С. 224). 307 Евсевий. Церковная история. V, 24, 3 (у Schwarmz’a S. 211; русск. перев. С 281 –282). Любопытно, что Поликрат не упоминает здесь даже имени основателя Ефесской церкви – ап. Павла. 310 Подробнее о том, был ли св. апостол Иоанн в Малой Азии, и о так называемом «пресвитере Иоанне» см.: Сагарда Н. И. , проф. Указ. соч. С. 44–96; Цан. Forschungen. Thl. VI. S. 175–217 (Apostel und lünger Iesu in Asien, § 2); Евдоким, архим. Указ. соч. Гл. V-VIII, особенно V.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

452 Хомяков, цит. соч., § 9. 453 Никейский символ веры. 454 Антифон 4-го гласа воскресной службы. 455 Святой Дионисий, О церковной иерархии , гл. III, col. 424 С. 456 11-е правило Сардикийского, 80-е Трулльского собора, 21-е Эльвирского собора предписывают отлучать тех, кто не участвует в евхаристическом причащении в течение трех недель. Согласно 2-му правилу Антиохийского собора, тот, кто приходит слушать Священное Писание, но не причащается, нарушает порядок и должен быть отлучен. 457 Святой Григорий Нисский, святой Киприан и другие святые отцы настаивают на ежедневном причащении. Святой Василий советует причащаться, по крайней мере, четыре раза в неделю. Святой Амвросий утверждает: “Принимай ежедневно то, что полезно для этого дня. Живи таким образом, чтобы оказаться достойным этого. Тот, кто оказывается недостойным принимать причастие ежедневно, будет таким и для причащения раз в год”. См.: Лот-Бородина, “О евхаристии”, в: Вестник , 41; Б. Сове, “Евхаристия”, в: Живое Предание , 1937; М., 1997. 458 Le Repas du Seigneur , Ed. Orthodoxie et Actualité, Paris 1952. 459 Ср. Деян.1:15, 1:1; тот же смысл раскрывается у святого Игнатия: Послание к Ефесянам 13:1; Послание к Магнезийцам 7:1. 460 “Апостол Петр и Римский епископ”, в: Православная мысль , X, 1955. 461 Даже у некоторых протестантских богословов встречается эта неизбежно скрыто-римская концепция. С другой стороны, одностороннее учение о всеобщем священстве делает из каждого мирянина несовершенного клирика. Недавние споры о рукоположении женщин выявили радикальный клерикализм, в своем роде скрытый папизм... Католико-протестантский конфликт неразрешим, поскольку он выявляет одни и те же категории мышления, восходящие к схоластическому средневековью. 462 P.G. 32, 108–109. 463 Григорий Нисский, Письма , 2, P.G. 46, 1012–1013. 464 Святой Игнатий, Послание к Смирнянам , VIII, 2. 465 Святой Ириней, Против ересей , II, XXIV, 1. 466 Против ересей , IV, 18, 5. Об учении святого Иринея см.: Renz, Die Geschichte des Messopfer Begriffes , 1901.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

" Христианское чтение " , 1824. Т.14. 41. См. его послание к магнезианам, 6; к смирнянам, 8; к траллианам, 3; филадельфийцам, 4. 42. 1. Апол. 67. см. " Христианское чтение " , 1825. Т.17. 43. Еще в ветхозаветные времена народ доставлял священникам и левитам необходимое содержание, дабы они беспрепятственно и тщательно исполняли свое служение и, не имея никаких других забот, не пренебрегали и не оставляли своих обязанностей по причине недостатка в пропитании. Так, Моисей предписал закон, по которому, как видно из книги Второзакония (гл. 26) и многих других мест, вменялось в непременную обязанность каждому израильтянину и иудею приносить ко храму начатки и десятины всех жит и всех животных, которые после раздавались священникам и левитам. 44. Так об этом свидетельствует святой Иустин мученик: " Достаточные и желающие, каждый по своему произволу, дают что хотят, и собранное хранится у предстоятеля " (1 Апол. 88). Тертуллиан говорит: " Каждый ежемесячно или когда в другое время пожелает, вносит известную умеренную сумму, сколько может и сколько хочет. Эта касса благочестия употребляется на пропитание и погребение нищих, на содержание служителей, изнуренных старостию " (Апол. 39). То же самое подтверждает и святой Киприан (De opere et eleemosyna. Cap.155), и святой Ириней (Haer. IV,32.) 45. Касательно текста этих правил нужно заметить, что дионисийский и греческий текст здесь не согласны. Греческий текст представляет соединенным в одно правило то, что у Дионисия разделено на 3 и 4, а потому теперь в собрании правил числа греческого текста не вполне согласны с числами дионисиевского. Несогласие их заключается в том, что слова " кроме новых класов или винограда (praeter novas spicas et uvas) " , принадлежащие, по Дионисию, к 4-му правилу, по греческому принадлежат к 3-му, в котором они так выражены: πλην νεων η ςαφυλης. 46. De Pseudep. Lib.III. Cap.14. 47. Constit. Apost. VIII,30. 48. То же самое подтверждают Отцы Карфагенского собора в 40 пр., Григорий Назианзен (Epist. 80 ad Alipium), из древних писателей - святой Ириней (Adv.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

350 Так наприм., мы находим в древних чинах следующие рубрики над литургией верных:ρχ τς προσκομιδς – греческая александрийская литургия Василия Великого и Григория Богослова , 351 ερες ρχεται τς ναφορς, 352 или anaphora Sancti Basilii 353 Подобное же находим у Климента Римского 354 Иустина, 355 в Апостольских Постановлениях; 356 в 8 апостольском правиле евхаристия называется προσφορ, 357 или у Евсевия: ποισας τς προσφορς κα διανμων κστ τ μρος, 358 у Кирилла Александрийского ελογα=εχαριστα 359 и друг. 360 б) В послании Игнатия Богоносца к Смирнянам VIII, 2 находим весьма важное для нас свидетельство, из которого с неоспоримою ясностью видно различие первой и второй эпохи. – Послания Игнатия известны в двух редакциях: краткой – древнейшей и распространенной – позднейшей. Первая редакция принадлежит первым векамхристианства (2 в.), – а вторая – 5-му веку, 361 следовательно второй эпохе. Вот что гласят обе редакции:   первая Funk 1, 240 (1-я эпоха). Οκ ξν στι χωρς το πισκπου οτε βαπτζειν οτε γπην ποιεν. Не можно есть без епископа, ни крестить, ни агапу совершать. вторая Funk II, 150 (2 я эпоха). Οκ ξν στι χωρς το πισκπου οτε βαπτζειν οτε προσφρειν οτε θυσαν προσκομζειν οτε δοχν πιτελεν. Славянский перевод: без епископа нельзя ни крестить, ни предложение творить, ни жертвы проскомисати, ниже церковных пиров совершати.   Что здесь речь не об евхаристии, самой по себе, а о чем-то – при евхаристии, это ясно из предыдущего, где уже сказано об евхаристии, что она должна совершаться или епископом, или кому он повелит (гл. VIII,§ 1). Во втором параграфе речь уже о другом, именно: в первой редакции – о крещении и агапах, а во второй – еще о προσφρειν, о θυσαν προσκομζεινи δοχν(т. е. пир, угощение, кормежку=агапе см. Лк. 5:29; 14:13 ) πιτελεν(т. е. устроить для бедных, а может быть и для всех). Латинский перевод: nonlicet sine episcopo neque offere neque sacrificium immolare neque missas celebrare–hemoчeh, ибо речь о пире, а не о мессе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010