428 Евстахий в схолиях на 24 песнь Илиады замечает, что «атлеты во все время состязаний non admittebantur ad coeundum cum feminis. Гораций «О поэтическ. искусстве» ст. 412: «Молодой человек. стремящийся достигнуть на ристалище намеченной цели, предварительно многое переносит и исполняет, много поту с него сходит и много он мерзнет, а также abstinuit venere et vino». 429 О Крисоне Платон упоминает в «Протагоре»; в творении же своем «О законах», кн. VIII, между атлетами abstinentibus se a rebus venereis он перечисляет Криссона, Астюла и Диопомпа. Астюл, воспитанник Пифагора, пробегал зараз три олимпийских стадии и еще двойную стадию. Амэйбей кифароид за пение выручал в некоторые дни по таланту. 434 В цитованном месте стоит: Ей, прошу тебя, «искренний сотрудник», помогай им, что относится к Синтихии. У древних Эллинов. особенно у Афинян, принято было иногда и к женщинам обращаться в мужес. роде, чему примеров много и у Гомера. Подобно сему и у нас «членом» того или другого общества называют и женщин. Соответственно сему напр, в Constit. Apostol. 3, 15 пастыри древней церкви обращаются и к женщинам, т.е. прилагательное ставя в мужеск. роде. Вот основание, почему наш писатель считает св. Павла женатым на Синтихии. Писавшие об Апостоле Павле и до сих пор на сей счет разномыслят. Срав. напр. и у Фаррара в «Жизнь и труды св. Апостола Павла». Древнецерковное же предание почти единогласно высказывается за постоянное безбрачие Апостола. Место в посл. св. Игнатия к Филадельфийцам, гл. 4, по-видимому тоже говорящее о брачной жизни Апостола, несомненно в этой части интерполировано. 440 Думают, что сей Агафопод или Агафон одно лицо с тем Агафоподом, который сопровождал св. Игнатия на пути его в Рим к мученичеству. В послании к Смирнянам, гл. 10, ев. Игнатий пишет: «Очень хорошо вы сделали, что приняли как диаконов Христовых Филона, Гаия и Агафопода, которые последовали за мною». 445 Выражение, означающее не только того, кто, никогда не быль женат, но и того, кто по смерти одной жены не женился на другой. Латинское coelebs в этом случае совершенно равно по значению греческому αγαμος. Посему Апостол говорит: А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Если же разведется, то должна оставаться «безбрачною» ( 1Кор. 7:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Мысль о внутреннем и внешнем единстве Церкви, увещания христианам к соблюдению его так часто встречаются в посланиях святого Игнатия, так глубоко занимали его душу, проникали все его наставления, что справедливо можно назвать святого Игнатия учителем единения, как и сам он сознавал себя, «человеком, предназначенным к единению» (ες νωσιν κατηρτισμνος) (Филад. VIII). По этому направлению своему послания святого Игнатия занимают важнейшее место в ряду сочинений мужей апостольских и заслуживают тщательного изучения православного богослова. 918 877 Из сирийского имени Игнатия Нуроно Покок (Dynast. hist., dyn. VII) и Грабе (Specil. II) заключали, что он родился в городе Нор на о. Сардиния или во фригийском городе того же имени. Но ученый сириец-маронит Ассемани (Bibl. orient. Т. III, р. 1) заметил, что Нуроно значит «огненный» и есть только сирийский перевод слова «Игнатий», почитавшегося производным от ignis (огонь). 879 Метафраста о мученичестве святого Игнатия во втором томе Сочинений мужей апостольских, изданных Котельером, оттуда это сказание перешло и в наши Четии-Минеи. 890 Мученические акты о святом Игнатии были изданы сперва на латинском языке Ушером, в 1647 году, а потом в греческом оригинале – Руинартом в 1869 году. Они были написаны спутниками Игнатия, сопровождавшими его из Антиохии в Рим и бывшими свидетелями его последнего подвига. На эго указывают собственные слова описателей мученичества Игнатия: «Мы неохотно ехали, скорбя о предстоящей нам разлуке с праведником» (гл. V); «мы видели это собственными глазами» (гл. VII). По общему мнению, это были диаконы Филон и Агафопод, о которых святой мученик упоминает в посланиях к смирнянам и филадельфийцам. Эти записки отличаются в изложении простотой, искренностью и теплотой любви к великому исповеднику истины; эти признаки, равно как отсутствие анахронизмов, дают право признать их подлинность. Возражения против них, в разное время поднимавшиеся со стороны притязательной преувеличенной критики, устранены Персоном (Vindiciae Ignatianae) и Гефеле в пролегоменах к «Творениям мужей апостольских».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Игнатия, достоинство епископа невидимого, он заступает место Бога в видимой церкви. Он есть внешнее средоточие, к которому его пасомые необходимо должны примыкать, чтобы не оторваться от невидимого своего средоточия, невидимой главы церкви И. Христа. «Где будет епископ, там должен быть и народ», говорит св. Игнатий в послания к Смирнянам (гл. VIII). Истинная церковь только там, где епископ, вне общения с епископом нет истинной церкви, там только ересь и разделение. Епископ есть главный распорядитель и предстоятель всех общественных собраний христиан. Молитва, воссылаемая к Богу епископом от лица всей церкви, гораздо действительнее и плодотворнее, чем молитва частная. Никакое священнодействие, никакое таинство не имеют силы, если они совершаются не епископом, или не кем-нибудь другим, кому он позволит. Всякое священнодействие, совершаемое без дозволения епископа, есть служение диаволу (Смирн. IX). Без епископа не позволительно ни крестить, ни совершать вечерю любви. Только та евхаристия почитается истинною и спасительною, которая совершается епископом, или тем, кому дана будет от него власть священнодействия (Cмupu.VIII). Только через единение с епископом, учит св. Игнатий, возможно для верующих единение с Иисусом Христом и с самим Богом Отцом, потому что, как Христос есть едино с Отцом, так и епископы всей вселенной находятся в нравственном единении с И. Христом, и через них могут находиться в этом единении с Ним и все верующие. «Как Господь без Отца», пишет св. Игнатий (Магнез. VII). «по своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни через апостолов; так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-нибудь похвальное у вас, если станете делать что-нибудь сами по себе. Но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един есть И. Христос и лучше его ничего нет. Поэтому и все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного И.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Остается, поэтому, признать, что стихотворение против Марка сочинил современник Иринея, человек уже третьего поколения христиан; хотя несомненно, что он был старше св. отца и пользовался с его стороны большим уважением («лучший меня», «божественный старец и проповедник истины»). Кто именно, решить однако нельзя. Может быть, Мильтиар, Клавдий Аполлинарий, Мелитон, как думает Цан, 531 или даже предшественник Иринея по кафедре, епископ Лионский Пофин. При таком положении дела приведенные цитаты не могут, во всяком случае, внести ничего нового в исследование вопроса о христианском образовании Иринея. 532 Теперь мы можем суммировать данные, какие получаются при анализе цитат и ссылок св. отца на «пресвитеров». В Contra haereses, IV, 26,4 он определяет этим именем тех людей, которые «и хранят учение апостолов, и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и бессоблазнственную жизнь к утверждению и исправлению прочих» (qui et apostolorum doctrinam custodiunt, et cum presbyterii ordine ser-monem sanum et conversationem sine offensa praestant). 533 Главнейшее свойство, какое составляет их, так сказать, специфическую особенность, есть именно хранение (custodiunt) учения апостолов, или, как выражается св. отец в другом месте, апостольского предания. 534 Они – посредники в его передаче. Сами получили от апостолов и передают своим ученикам: Св. Ириней говорит, как мы видели, о чине пресвитерства (cum presbyterii ordine). Точно также в Contra haereses, III, 3, 1–3 и письме к Виктору именем «пресвитеров» называются у него римские епископы. Таким образом, дается, по-видимому, основание отожествлять первых с последними или, во всяком случае, полагать, что пресвитерство соединялось с какой-либо иерархической должностью. 535 – Но из писем св. Игнатия Богоносца к смирнянам (Гл. VIII-IX) и Поликарпу (Гл. VII) видно, что ко времени Иринея в Смирне существовали уже три формы иерархического служения с разделением обязанностей и наименований. Поэтому трудно предположить, чтобы св. отец смешивал имена. А с другой стороны, судя по Contra haereses, II, 22, 5, пресвитеров в Асии около Иоанна Богослова группировалось много (по крайней мере, не менее трех, на что указывает термин πντες). 536 И если бы они все были в чине епископа, то в Ефесе оказалось бы слишком много епископов, что совершенно невероятно. Остается, потому, вывод, что св. Ириней понимал пресвитерство не как иерархическую степень, а именно «как класс людей, хранящих апостольское предание. Само собой понятно, что такими хранителями могли быть и епископы, и пресвитеры в узко иерархическом смысле этого слова. 537

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Церковный строй весь расположен так, чтобы члены церкви были живыми членами тела Христова, их взаимоотношение должно быть приспособлено к возможно большему взаимному освящению, возможно большему служению всех друг другу своими духовными дарами, и чтобы во всей совокупности членов жила и непрерывно направляла все действия этого тела именно Воля Христова. Все члены церкви связаны между собой дарами и полномочиями, исходящими единственно от Христа, и единственно Ему принадлежащими. Строго говоря, в юридическом смысле, в церкви нет начальства и власти, и все друг другу подчиняются в тех пределах, какие указаны даром Христа. Нельзя не согласиться с проф. Заозерским в том, что по существу церковная власть, будучи лишь исполнением Воли Христа, есть служение, а не начальствование. Проф. Суворов, возражая проф. Заозерскому по этому поводу, совершает ту ошибку, что хочет думать не о существе церковной власти, внутри самой церкви, а о проявлениях церковной власти в соприкосновении с „миром“, с социальным и государственным строем. Власть церковная, по существу своему несомненно, есть служение. Это не уменьшает церковную дисциплину, а только придаёт ей характер нравственный, и сохраняет в ней для верующего известную обязанность рассуждения о том, несомненно ли в действиях этой власти соблюдение того служения, из-за которого ей должно повиноваться. Св. Игнатий Богоносец пишет Ефесянам (гл. 5): „Всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на Епископа должно смотреть как на самого Господа“. „Старайтесь делать всё в —222— единомыслии Божием, пишет он магнезийцам, так как Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора Апостолов, и диаконам... вверено служение Иисуса Христа“. Это же повторяет он Траллийцам и Смирнянам. Такие свидетельства одинаковы у Отцов. „Постановления Апостольские“, не будучи книгой канонической, являются однако первоклассным историческим свидетельством тех отношений, которые господствовали в древнейшей церкви. Вот как этот документ характеризует положение различных членов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бегло читая то, что св. Игнатий говорит о значении иерархии вообще и епископа в особенности, можно подумать, что в сознании священномученика значение это имеет абсолютный характер, что епископ является каким-то автократом в Церкви, что вера его непогрешима и повиновение ему безусловно: «где епископ, там должен быть и народ», – утверждает Богоносец (гл. VIII к Смирнянам) 514 . Эта мысль красной нитью проходит, как мы видели, во всех писаниях еп. Игнатия. Такая категоричность в суждениях св. Отца объясняется, с одной стороны, тем, что авторитет епископа в Церкви, в известном смысле (как показано было раньше в этом письме), действительно безусловен, с другой – св. Игнатий, так похваляющий современных ему епископов (см. вышеприведенные цитаты), видел в них утешительное совпадение канонического авторитета с духовным, что и является идеалом епископского служения. Этот идеал св. Игнатий ясно выражает в нескольких словах, обращенных к еп. Поликарпу: «ничего не должно быть без твоей воли, – пишет он своему ученику и другу, – но и ты ничего не делай без воли Божией» (см. выше). Сим кратким начертанием идеала епископского служения св. Богоносец пролагает путь к другому священномученику, еп. Иринею Лионскому , жившему век спустя после св. Игнатия. Если задачей священномученика Игнатия было, главным образом, раскрытие и установка верховного авторитета епископа в созидавшейся юной Церкви Христовой, если он утверждал и укреплял иерархическое основание Церкви, без коего она не может существовать, поскольку каноническое достоинство и тайноводственное значение епископа в принципе необходимы и неоспоримы, а охрана и передача истинного благовестия Христова составляют его прямую обязанность и дело благодатных даров, ему подаваемых, то у св. Иринея эта задача осложнялась тем, что он жил в то время, когда Церковь , осознавшая себя и свою структуру, была обуреваема всякого рода лжеучениями 515 , которые исхищали овец из ограды церковной и носителями коих были нередко лица, принадлежавшие к священноначалию. Справедливые и существенно-важные мысли св. Игнатия о епископском авторитете необходимо было восполнить некоторыми соображениями и указаниями, которые и оставил нам в назидание и руководство епископ Лионский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Вероятно это правило и было издано на одном из многократных Соборов против монтанистов 359 в Малой Азии во второй половине второго века – первых соборов, о которых знает церковная история, после собора Апостольского. Таково же возможное происхождение и 5-го и 51, 53, 60, 64 апостольских правил и, быть может, некоторых других. Аналогичное явление представляет из себя история другой апостольской формулы относящейся к церковным вдовицам: «единаго мужа жена». Мы видели, что предписания VI, 17 Ап. Пост.: «диакониссою должна быть дева непорочная, а если не так, то, по крайней мере, вдова единобрачная», заимствовано из III главы тех же Постановлений. Если же мы сравним эту главу с ее первоисточником, с Дидаскалией, то увидим, что Дидаскалия лишь буквально повторяет апостольские предписания о вдовицах: «Uiduas autem constitute eas, quae non sunt minores quinquaginta (не sexaginta, как 1Тим. 5:9 ), ut quomodo propter aetatem longe absint a suspicione, se futuras esse duorum virorum (III, 1). Si iuniorem constitueris in loco viduarum aeque non ferens viduitatem, propter iuventutem nupserit, ignominiam afferret gloriae vidoitatis et rationem reddet Deo, primo quod Deo promisit se vidnam futuram esse (cp. 1Тим. 5;12 ). Iuniores vero viduae in loco viduarum ne instituentur, ne ratione inopiae secundas nuptias facere cupiant et exoriatur negotium offensionis» (cp. 1Тим. 5:11 ). Таким образом, в Дидаскалии, как и в 1Тим. 5 , говорится лишь о пожилых вдовах 360 , которые не различаются от диаконисс. Но уже в послании Игнатия к Смирнянам говорится о девах, называемых вдовами (13, 1: virgines, vocatas viduas), т. е. девах, занимающих положение церковных вдовиц-диаконисс, а в постановлениях Апостольских в книгах, соответствующих Дидаскалии, между диакониссами и вдовами проведена резкая разграничительная черта. Диакониссы избираются, по Постановлениям, прежде всего из девиц, а потом уже из вдов (VII, 17), диакониссы причисляются к священнослужителям (VIII, 20), а вдовы – к церковнослужителям (VIII, 25), вдовы обязываются подчиняться диакониссам (III, 7). А из одного свидетельства Златоуста можно заключить, что в его время институт вдов уже был вытеснен институтом диаконисс 361 . Но при всех видоизменениях института вдовиц апостольское предписание об их моногамии никогда не отменялось. Из других древних канонических памятников, примыкающих к «Постановлениям Апостольским», для нас важны:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

И в этом случае надежда не обманула его. Уже в 1646 г. J. Ussherha основании Флорентийской рукописи – Codex Mediceo – Laurentianus (XI век) опубликовал Греческий текст Посланий Игнатия, отличный от прежде избранного. В этом кодексе сначала помещены Послания, названные у Евсевия, в таком порядке: 1) К Смирнянам, 2) К Поликарпу, 3) К Ефесянам, 4) К Магнезийцам, 5) К Филадельфийцам, 6) К Траллийцам – текст их представляет подлинник Латинского перевода, найденного Ussher, и короче прежде известного Греческого – затем следуют Послания: 7) Марии Кассобольской к Игнатию, 8) Ответ Игнатия Марии, 9) К Тарсянам. После этого потеряно несколько листов – вероятно, в рукописи были еще Послания: 10) К Антиохийцам и 11) К Ирону. А в Martyrium Colbertinum оказалось вставленным Послание к Римлянам, тоже в неизвестном дотоле виде. Обнародование этого смешанного собрания окончательно установило объем и вид текста краткой Греческой редакции в отличии от прежней пространной. Громадное большинство исследователей признало краткий текст семи Посланий, поименованных у Евсевия древнейшим, а остальные пять Посланий пространной редакции неподлинными. Но оставалось еще решить очень важный вопрос: семь Посланий в краткой редакции представляют ли подлинное произведение Игнатия, или же и этот вид текста должно признать не изначальным, а позднейшею переработкой неизвестного оригинала? Большинство ученых признали подлинность краткой редакции, тогда как некоторые из Протестантских исследователей продолжали искать первоначального текста. И действительно, около половины XIX века ожидания их как будто получили блестящее подтверждение: в Сирийском монастыре Нитрии найдены были рукописи Сирийского перевода трех Посланий Игнатия – к Поликарпу, к Ефесянам и к Римлянам (VI-VIII века). Этот перевод значительно короче не только пространной, но и краткой Греческой редакции. В 1845-м году этот текст с Английским переводом был обнародован (Cureton), причем Издателем высказано убеждение, что этот текст представляет собою перевод подлинного произведения Игнатия и что краткая Греческая редакция интерполирована в IV веке с целью обосновать древнейшими свидетельствами церковное учение о Божестве Иисуса Христа и установившийся строй церковной организации. Разгорелась полемика. Так, критическое исследование Посланий святого Игнатия вступило в третий период своей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Учение св. Игнатия. Целый ряд богословских тем находит себе ясное определение в посланиях св. Игнатия. В двух местах можно найти у него некие так сказать символические вероопределения. Так, в послании Траллийцам IX читаем: «Итак, не слушайте, когда кто–нибудь будет вам говорить не так об Иисусе Христе, Который из рода Давидова, от Марии истинно родился, ел и пил, истинно был гоним при Понтии Пилате, истинно был распят и умер пред лицом небесных, земных и преисподних … 2. Который истинно восстал из мертвых, будучи воскрешен Своим Отцом; подобно Его воскресению, Отец Его воскресит в Христе Иисусе и нас верующих в Него, без чего мы не имеем истинной жизни ….» А в послании к Смирнянам 11–2 находим: «Я прославляю Иисуса Христа Бога, так нас умудрившего, ибо я знаю, что вы усовершенствовались в неколебимой вере, как будто бы вы пригвоздились на кресте Господа Иисуса Христа плотию и духом и утверждены любовью в крови Христовой, уверившись вполне в Господа нашего, Который подлинно по плоти из колена Давидова, Сын Божий по воле и силе Божией воистину родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду от Него. 3. Воистину при Понтии Пилате и Ироде четвертовластнике пригвоздился нас ради плотию, плодом чего и мы спаслись от Его богоблаженного страдания, чтобы Он мог воздвигнуть условный знак во все времена через Его воскресение для святых и верных Его рабов, будь то Иудеи или язычники в одном теле Церкви Его …» Отношение к Ветхому Завету. Св. Игнатий не придает Ветхому Завету того значения, которое ему придавали рассмотренные нами произведения (св. Климента и псевдо–Варнавы) и будущие апологеты, доказывавшие истинность Евангелия ветхозаветными пророчествами. Но он и не отрицает его целиком, как гностики. Во всех его посланиях 39 буквальных цитат или перифраз из Нового Завета, 6 из Ветхого и 1 из неизвестного источника. Он, в противоположность гностикам, признает единство обоих Заветов. Но он не доказывает от пророчеств; христианство в них не нуждается: «Не христианство, — говорит он, — уверовало в иудейство, а иудейство в христианство, уверовав в которое, всякий язык приводится к Богу» ( Магнез. X 3). На замечание: «Если не найду в древних писаниях, то не поверю в Евангелие, " он отвечал: «Для меня древнее — Иисус Христос, непреложно древнее — Его Крест, Его смерть, Его воскресение и вера, которая от Него» ( Филад. VIII 2). «Божественные пророки жили по Христу Иисусу» ( Магнез. VIII 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И в послании к траллийцам он еще резче призывает почитать иерархию, – «ибо без них нет Церкви» (III).    Священнослужители есть прежде всего служители единства, через них у единого жертвенника объединяются верующие, вкушая единый хлеб и от единой чаши. Алтарь должен быть один в каждой общине, и Евхаристия одна, одно Богослужение, ибо Церковь едина, единое тело или созвучный хор... «Ибо едино тело Господа, и одна чаша во единство крови Его, один жертвенник, как и один епископ со пресвитерием и диаконами» (Филад. IV). И только та Евхаристия законна, βεβαα, которая совершается епископом или по его полномочию, – с епископом должен быть народ, как со Христом – кафолическая Церковь (Смирн. VIII). Не только для крещения, но и для брака требуется согласие епископа, чтобы был он о Господе, а не в вожделении (Noл.V). Богослужение есть жизнь Церкви, и единство алтаря неразрывно с тем единством веры и любви, в котором святой Игнатий исповедует существо Церкви и церковности. Все должно быть общим и нераздельным в Церкви – и молитва, и подвиг, и бдение, и покой (Пол. VI), и епископ поставлен на служение единства, как выражается святой Игнатий о самом себе (Филад. VIII). Одна молитва, одно прошение, один ум, единая надежда в любви, в непорочной радости, – это Христос, это общение с Ним (Магн. VII). И если много может соединенная молитва двоих, заключает святой Игнатий, то сколь больше может молитва епископа и всей Церкви (Еф. V)...    В послании к Поликарпу святой Игнатий дает ему советы, и эти советы полны внимания и любви. Святой Игнатий всегда пишет с глубоким смирением, и это усиливает твердость и силу его слов. «Не приказываю вам, как что-нибудь значащий, – пишет он ефесянам, – ибо если я и в узах за имя (Христово), не совершился я еще во Иисусе Христе, – ныне только полагаю начало учению и взываю к вам как соучителям моим» (Еф. III). «Никто не надмевайся высоким местом, ибо все, τ λον, в вере и любви», – пишет он смирнянам. И потому так любит он называть себя меньшим и последним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3039...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010