Согласно классической теории 2 источников, в НЗ представлены различные этапы осмысления образа Иуды в традиции ранней Церкви. Параллельные сюжетные линии в синоптических Евангелиях, связанные с И. И., считаются различными трактовками изначальной традиции в соответствии с той керигмой, к-рую евангелист намеревался сообщить своей общине. (О теории см. в ст. Евангелие .) Образ И. И. в Евангелии от Марка содержит меньше всего деталей. В беседе на Тайной вечере речь идет о предательстве «одного из Двенадцати», имя И. И. не называется (Мк 14. 20). В повествовании о событиях Гефсиманской ночи не упоминается имя Искариот, глагол παραδιδναι не связан конкретно с И. И. и употреблен в пассивном залоге: «предается (παραδδοται) Сын Человеческий в руки грешников» (Мк 14. 41). Свидетельство Мк 14, не акцентирующее особой роли И. И. в гефсиманских событиях и выявляющее параллель в Посланиях ап. Павла, к-рый не упоминает И. И. в рассуждении о предательстве Иисуса, считается наиболее ранним пластом традиции в осмыслении роли И. И. В. Классен, пытаясь реконструировать «досиноптическую» стадию понимания образа И. И. в христ. общине («арамеоязычной Церкви»), в свидетельстве Мк 14 видит 3 ступени развития. С первоначальной ступенью связываются стихи Мк 14. 43, 46, констатирующие тот факт, что во время разговора Иисуса с учениками пришел И. И. с вооруженным отрядом, посланным первосвященниками. Стихи 14. 18, 21 считаются следующей ступенью развития предания и выражают мысль о том, что страдания Иисуса не были случайными. Христос предсказывает предательство и тем самым свидетельствует: Он предается на смерть в соответствии с Божественным замыслом, открытым в Писании. Последней ступенью Классен называет стихи Мк 14. 10, где вводятся предыстория и мотивация поступка И. И. В. Фоглер реконструирует изначальную керигму, которая предположительно могла быть обращена евангелистом Марком к общине: избранный Богом, как и остальные апостолы, И. И. был причастен наравне с ними данной Христом власти (ξουσα, Мк 3. 15) и посланничеству (Мк 3. 14) и участвовал в Тайной вечере; и как безупречное достоинство ученика не спасло И. И. от предательства, так и каждый верующий не может самонадеянно полагать, что, будучи членом Церкви, он уже не способен впасть в тяжкий грех; и как предательство произошло в кругу самых близких учеников Иисуса, так и Церковь может претерпеть урон от собственных лжебратий; отступничество имеет самые серьезные духовные последствия для христианина, отлучение ( анафема ) от общины верных имеет параллель с проклятием И. И.

http://pravenc.ru/text/Иуда ...

Григорий не подражает той или другой экзегетической школе, оставляя за собой право не соглашаться с мнениями других экзегетов. Иногда он не идёт дальше буквального истолкования, анализируя грамматический строй предложений, и даже находит богословское значение в использовании того или иного падежа слов р. 319]. Проповедуя монахам аскетизм и уход из мира, св. Григорий тем не менее не осуждает мир и не чернит его. Он согласен с Екклесиастом, что всё суета, но говорит и о том, что ничего не может быть совсем бесполезным, поскольку Бог сотворил этот мир. В идеале, считает Григорий, человек должен испытать этот мир, но вынести из него только доброе р. 320]. Св. Григорий Великий , Двоеслов, папа Римский († 604) Св. Григорий родился в знатной римской семье около 540 г. Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, было присвоено понтифику в связи с его трудом «Диалоги», известным ещё под названием «Собеседования». Как уже было сказано выше (см. главу «Ключи к пониманию книги Екклесиаста»), Григорий Великий видит в тексте Екклесиаста диалог между человеком колеблющимся и человеком, утверждённым в вере и благочестии. Этот диалог – творение одного автора – Соломона, который искусно подводит читателя к мысли о суетности удовольствий мире сего. В этом мысль св. Григорий перекликается с мыслью александрийского диакона Олимпиодора. Псевдо- Иоанн Златоуст Манускрипт, содержащий комментарий на книгу Екклесиаста под авторством Иоанна Златоуста , найден на Патмосе и датируется 9 или 10 веком. Современные исследователи считают авторство подложным, отсюда и наименование автора Псевдо-Иоанном. Толкователь видит в Екклесиасте царя Соломона, вдохновенно рассуждающего о человеческой жизни. Псевдо-Иоанну чужд оригенистский взгляд на книгу, где в Соломоне видят Христа, обращающегося к Своей Церкви и ведущего её к более глубокому пониманию Божией благодати. Поэтому некоторые исследователи считают, что автор комментария – представитель Антиохийской школы, близкий по взглядам к Феодору Мопсуэстийскому р. 210]. Текст манускрипта содержит лакуны и сохранился не полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Масскультура наступает на границы науки, пытаясь отнять чужие территории; это как раз касается столь скудной по источникам и свидетельствам дисциплины, как история Древней Руси. Масскультура как бы утверждает: мы не намерены терпеть серость, строгость, взвешенность, серьезность академической науки, мы берем инициативу в свои руки! Националистический неоязыческий проект – это поток бессистемных мыслей, фактов, инвектив, сравнений, более всего напоминающий произведения, созданные сюрреалистами по критерию «автоматического письма». См. Белоконь С.И., Николаева Е.Г. Классен Егор Иванович. «Русские писатели. 1800-1917 гг. Биографический словарь». М., 1992. Т. 2. С. 548. Описание памятников, объясняющих славяно-русскую историю, составленное Фадеем Воланским, переведенное Егором Классеном//Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов в особенности с легким очерком истории русов до Рождества Христова. М., 1854; СПб., 1995. На рубеже XIX–XX вв. даже серьезные археологи грешили неверными идентификациями предков славян со скифами и сарматами, к примеру, Забелин. Хомяков П.М. Россия против Руси, Русь против России. [Электронный ресурс.] URL: http://history.wikireading.ru/134655 . Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству//Ницше Ф. Соч. М.: РИПОЛ-классик. 1997. Т. 2: с. 635-696. Байи Ж.-С. Письма об Атлантиде Платона и о древней истории Азии//Атлантида и Гиперборея: мифы и факты, М.: ФАИР-Пресс. 2003. С. 23-265. Сент-Ив д Альвейдр А. Миссия Индии в Европе. Пг.: Новый человек. 1915. Уоррен У.Ф. Найденный рай на Северном полюсе. М.: Гранд, ФАИР- Пресс, 2003. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Гранд. 2002. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т. 2. Антропогенезис. Кн. 3-4. М.: Прогресс, Сирин. 1991-1992. Чемберлен Г., Коннер Д. Тайна Вифлеемской звезды, или кем был Христос. М.: Алгоритм. 2009. Лист, Гвидо фон Тайна рун. М.: София, Геликон. 2001. Велесова книга. Перевод и коммент. А.И. Асова. М.: Менеджер. 1994. Миролюбов Ю.П. Материалы к преистории русов.

http://bogoslov.ru/article/6168313

958 Павлин в Письме к Северу, писанном в 402 г.: «в таком виде рекомендовал я тебя уважаемому и ученейшему епископу Никите, который пришел из Дакии и по справедливости составляет предмет удивления для Римлян» (Ер. 29). 959 Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана, пишет: «в области Дакии средиземной, находящейся под правлением консула, пять городов: Сардика (Сердика, Сердец) – главный город, Пайталия, Германа, Наис (Ниш), Ремесиана... В области Дардании, находящейся в управлении воеводы, 3 города: Скупы – глав­ный город, Мирион, Ульпиана». То же у Константина ( Constantino Porphyrogenito . De thematibus). Ульпияна – у славян Липляна (у Кедрина и у Анны Комниной Липенион). 964 Временник общества истории и древностей. Кн. 10. Города бесов – Пловдин (Филиппополь), Самаков (Uscudama); по округу Драговичи митрополит Пловдинский назывался экзархом Фракии – Драговитии. Κωντιχντινου εγχετρ. περι επαργ. Φιλιππουπολεως. Βιεννη . 1819. Шафарик знал по Птолемею бесов, славянскую ветвь, в восточной Галиции, под Карпатами (Шафарик. Славянские древности. Т. 1, кн. 1. § 10, ч. 10), но опустил вовсе из виду балканских бесов, которых часть ушла под Карпаты. 965 Об этом говорено 20 января. Мальчик гет, с славянскою надписью, приносящий в жертву гуся (см.: Классен Е. И. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до Рюриковского времени в особенности. Вып. 1–3, М., 1854–1861. Вып. II, 12, М., 1854 (далее – Классен Е.И. Новые материалы для древ­нейшей истории славян. – Ред.)). 966 Славянский перевод Зонары: «Троян воинствовал на Даки, сиречь на Сребле, на­чальник же их сербский Диковал» (см.: Чт. ОИДР. 1847; Временник общества истории и древностей. Кн. 10). Славянская надпись о спасении некоторых славян от Трояна (см.: Классен Е.И. Новые материалы для древнейшей истории славян. Вып. II). Феодорит говорит о Сардике: «этот Иллирийский город – главный город народа Даков» (Фео­дорит, Кирский. Церковная история). Нельзя не пожалеть, что даровитый Шафарик, ошибочно приняв волохов за кельтов, скоро исчезнувших в истории, потерял из виду историческую нить событий, происходивших в славянском мире со времени Александра Македонского, при императорах римских и до самого имп. Ираклия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

См. об этом: de Jong S. Qohelet and the Ambitious Spirit of the Ptolemaic Period//Journal for the Study of the Old Testament. 1994. Vol. 61. P. 85. Фаст Г., прот. Толкование на Книгу Екклесиаст. Красноярск: Енисейский благовест, 2009. С. 289. См. об этом: Whybray R. N. Ecclesiastes. P. 19. См. подробнее: Marrou H. I. A History of Education in Antiquity. New York: Mentor Books, 1982. P. xvi. Ibid. Ibid. См. об этом: Seow C. L. Ecclesiastes. P. 392. Ibid. P. 393. Иероним, блж. Толкование на книгу Екклесиаст, к Павле и Евстохии. Киев: Киевская духовная академия, типография И. И. Чоколова, 1880. С. 135. См. подробнее: Seow C. L. Ecclesiastes. P. 392. См. об этом: Grabbe L. L. An Introduction to Second Temple Judaism: History and Religion of the Jews in the Time of Nehemiah, the Maccabees, Hillel, and Jesus. London: T&T Clark International, 2010. P. 49. См. подробнее: Антониони Б., свящ. Пророческие книги и книги Премудрости Ветхого Завета. Экзегезис важнейших отрывков. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1994. С. 66. См. подробнее: Лявданский А. К., Барский Е. В. Екклесиаста Книга. С. 232. Там же. С. 232. См. об этом: Hengel M. The “Hellenization” of Judaea in the First Century after Christ. London: SCM Press, 1989. P. 21. См. подробнее: Sacchi P. The History of the Second Temple Period. Edinburgh: T&T Clark, 2004. P. 218. См., напр.: Whybray R. N. Ecclesiastes. P. 19. Ibid. Приводится по: Классен А., прот. Научно-исагогический обзор книги Екклесиаст//Фаст Г., прот. Толкование на Книгу Екклесиаст. Красноярск: Енисейский благовест, 2009. С. 313. См., напр.: Crenshaw J. L. Qoheleth in Current Research//Hebrew Annual Review. 1983. No. 7. P. 46–47; Швинхорст-Шенбергер Л. Книга Екклесиаста (Кохелет). С. 497. Sun C. Ecclesiastes among the Megilloth: Death as the Interthematic Link//Bulletin for Biblical Research. Vol. 27, no. 2. 2017. P. 188. Сергий (Акимов), архим. «Что есть благо?»: поиск блага в месопотамском « Разговоре господина с рабом» и библейской Книге Екклезиаста//Скрижали. 2012. 3. С. 84.

http://bogoslov.ru/article/6191760

967 Временник общества истории и древностей. Кн. 10; Савельев-Ростиславич Н.В. Славянский сборник. 968 Геты, бесы, славяно-влахи, скифы, как особые племена славянские, объясняют собою известие о славяниях, покоренных в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христианское чтение. СПб., 1858). По известию Феофана и Кедрина, в 657 г. «император (Констанс 2) предпринял поход против Славиний ( Κατα Σχλαβινιχς, κατα Σχλαβινων ) и взяв в плен многих, покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь; дело идет о славяниях, о нескольких областях и княжествах славянских. Даже в Ма­кедонии было несколько жуп славянских. В 758 г. Копроним ворвался «в Славянии, лежащие в Македонии» τας κατα Μακεδονιαν Σχλαβινιας . Шафарик то говорит, что в Ма­кедонии занята область славянами, поселившимися за Дунаем в первых столетиях; то пишет, что поселение славян в Мизии, Дардании и Македонии относится к концу V столетия (Шафарик. Славянские древности. Т. 2, кн. 1). Эта колеблемость – улика в том, что почтенный ученый потерял верную дорогу. О войне славян во Фракии и Паннонии с готами в 334 г. и с греками в 358 г. см.: Классен Е.И. Новые материалы для древнейшей истории славян. Вып. II. 969 О путешествиях Павлин: Ты проходишь по полям Филиппов Македонии, Шествуешь чрез город Томы, И близкие к отчизне Скупы, Дарданский гость. 972 Память их 22 августа. Менолог Василия: «когда прибыл (префект) в город Патаму, то умертвил Зенона, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». Синаксарь ми­неи: «прибыв в местечко, называемое Патама, умертвил катапультою св. Зотика, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». О Боголепе см.: Известия Археологического общества. Т. IV. 974 Блж. Иероним, сказав о гетах, что у них походные храмы, прибавляет: «Потому- то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами». 975 Павлин: Искусных копателей золота превращаешь В золото, и сам подражаешь бесам. Из них словом проникающим живое добываешь золото». v. 269–272. 978 Theophanes Confessor. The Chronicle, Byzantine and Near Eastern History; Georgii Cedreni. Synopsis historiarum. Ср.: Чертков А.Д. О переводе Манассииной летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири (1651 – 1715 гг.). Русский святой, сибирский просветитель. Автор знаменитой книги « Илиотропион », в которой излагал пути согласования воли человеческой с волей Божией. Прп. Серафим Саровский (1759 – 1833 гг.), великий русский подвижник, старец. Известна его беседа с Н.И. Мотовиловым о стяжании Святого Духа Божия. Павел Флоренский , священник (1882 – 1937 гг.), профессор, русский богослов, философ, лингвист, искусствовед, математик, физик, инженер. Блестящий учёный, новомученик. Св. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (1877 – 1961 гг.), профессор, исповедник веры, блестящий учёный-хирург, апологет христианской веры перед лицом атеизма. 97 Протоиерей Александр Классен родился в Караганде в 1961 году, окончил Карагандинский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». В 1982 принял святое крещение в православии. Место крещения – Енисейск, река Енисей. Крестил его о. Геннадий Фаст , свидетелем при крещении был Геннадий Яковлев (будущий иеромонах Григорий). Александр Классен служил в армии, работал инженером-конструктором, реставратором, принимал участие в реставрации Преображенского собора в Новокузнецке, монастырской церкви в Красноярске, участвовал в строительстве Тобольской духовной семинарии… С 1991 года живёт в Томске. В том же 1991 году рукоположен в диакона, а затем во священника. Женат, отец двоих детей. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. В 1998–1999 гг. по приглашению университета в Далласе (SMU – Southern Methodist University) и направлению ОВЦС преподавал курс Русской Православной Церкви. С 1999 по настоящее время – преподаватель Томской духовной семинарии. Как священник окормляет осуждённых в лечебно-исправительном учреждении 1. Александр Классен известен в Томске и как фотомастер, он – автор фотоальбомов «Деревянная архитектура Томска», «150-летие Томской духовной семинарии» и выставки фотографий в Мадриде. По его инженерным проектам построены и строятся в настоящее время здания в Томске.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Библейская критика на Западе произвела целый ряд школ, начиная от историко-критической и заканчивая литературно-критической. В за­ключение этого обзора можно упомянуть интересный подход профессора Йельского университета Бреварда Чайлдса, разработавшего каноничес­кий подход (canonical criticism) к исследованию библейских текстов. Ос­новная мысль этого подхода в том, что текст исследуется в его канонической завершенности. Такой подход позволяет исследовать богословие текста, ускользающее от исследователя при историко-критическом рас­смотрении. В этом плане интересна работа G. Michael O’Neal (Interpreting Habbakkuk as Scripture: An Application of the Canjnical Approach of Brevard S. Childs, 2007). 968 Протоиерей Александр Классен родился в Караганде в 1961 году, окончил Карагандинский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». В 1982 году принял святое крещение в православии. Место крещения – Енисейск, река Ени­сей. Крестил его о. Геннадий Фаст (свидетелем при крещении был Геннадий Яковлев, будущий иеромонах Григорий). Александр Классен служил в Армии, работал инженером-конструктором, реставратором, принимал участие в реставрации Преображенского собора в Новокузнецке, мо­настырской церкви в Красноярске, участвовал в строительстве Тобольской духовной семинарии... С 1991 года живет в Томске. В том же 1991 году рукоположен в диакона, а затем – во священника. Женат, отец двоих детей. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. В 1998–1999 гг. по приглашению университета в Далласе (SMU – Southern Methodist University) и направлению ОВЦС преподавал курс истории Русской Православной церкви. С 1999 по настоящее время – преподаватель Томской духовной семинарии. Как священник окормляет осужденных в лечебно­исправительном учреждении Александр Классен известен в Томске как фотомастер, он мас­тер фотоальбомов «Деревянная архитектура Томска», «150-летие Томской духовной семинарии» и выставки фотографий в Мадриде. По его инженерным проектам построены и строятся в насто­ящее время здания в Томске.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Приложение 2. Протоиерей Александр Классен 97 . Научно-исагогический обзор книги Екклесиаст Книга Екклесиаста привлекает к себе внимание исследователей своим загадочным и трудным для понимания содержанием. Ни одна из книг Ветхого Завета не трактовалась столь противоположно, как эта. Генрих Гейне называл её «Das Hohelied des Skeptizismus», тогда как немецкий учёный Франц Делич увидел в ней «Das Hohelied der Gottesfurcht» 98 р. 168]. Столь же широк и диапазон вариантов толкований этих замечательных размышлений великого мудреца древности. Толкование на книгу Екклесиаста сибирского библеиста и священника протоиерея Геннадия Фаста подаётся в контексте Священного Предания. Для этого используются как творения святых отцов и учителей церкви, так и источники иудейского предания. Органично и непринуждённо звучит мысль автора Толкования, его собственные размышления богато проиллюстрированы примерами из художественной литературы, мировой истории и жизненного опыта самого священника. При толковании использован древнееврейский масоретский текст книги, его греческий (LXX) и латинский переводы, а также различные переводы на русский и немецкий языки. В изложении своего толкования Геннадий Фаст использовал художественный приём – толкование ведётся на фоне образа Соломона, взятого из Агады, согласно которому стареющий царь был на некоторое время за свои прегрешения лишён престола и с посохом в руках странствовал по дорогам земли Израиля, ища во всём, что он видит, смысл жизни и её высшее содержание. Тщетность его поисков создаёт контраст, на фоне которого открывается зияющая пустота этой жизни. Вся интрига в том, что смысла жизни, кажется, вовсе нет. Что же тогда есть человек и откуда в нём острая боль этого поиска? Что об этом говорит загадочная книга Библии «Екклесиаст»?.. О Соломоне существует много еврейских, арабских, эфиопских преданий, сказаний и легенд. Многое в них сказочно и баснословно, но, как и у других народов, этот народный эпос возникал на исторической основе. Сегодня нет достоверных оснований подтверждать или опровергать то или иное сказание. ничего не знаем мы и про историческую достоверность предания Агады о том, что Соломон, оставшись с одним посохом, стал на некоторое время нищим странником. Умер он, в любом случае, будучи на царском престоле в Иерусалиме. Автор книги Екклесиаст и датировка её происхождения

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Протоиерей Александр Классен 968 . ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В КНИГУ ПРОРОКА АВВАКУМА 969 «На стражу мою встал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?» 970 – эти дей­ствия пророка Аввакума ставят его в редкий ряд людей-богоборцев, таких как патриарх Иаков и многострадальный Иов. Пророк высказывает Богу свою жалобу, а затем, взойдя на башню, ждет ответа. Жалоба Аввакума – это не смиренное обращение просителя. Пророк требует от Бога ответа на мучи­тельный для него вопрос: почему Бог допускает зло в мире, и, в частности, среди его собственного народа? Римский поэт Децим Юний Ювенал сказал когда-то: facet indignatio versum (лат.) – негодование рождает красноречие. Боль и переживание за свой народ, страдающий от нечестивых злодеев, горе­ние в костях и сердце пророка в сочетании с собственным поэтическим скла­дом ума породили книгу пророка Аввакума – произведение оригинальное по стилю и литературным качествам, и необыкновенно сильное в плане религи­озном. Пророчество Аввакума содержит описание двух этических проблем и песнь-псалом, завершающий книгу. Первые четыре стиха первой главы формируют первую проблему. Бог, Аввакум и злодейство – вот персонажи этой драмы. Почему Ягве терпит не­терпимое? Как можно терпеть злодейство, разрушающее закон и суд? «До­коле, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о на­силии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит пре­вратный» 971 . Похоже, что у пророка свой взгляд на проблему нече­стия, и она отличается от той, что у Ягве. Пророк чувствует, что его взгляд на эту проблему – правильный, и хочет услышать Божий ответ. Орудие Божие – халдеи, поднимутся, чтобы наказать нечестивых. Еще не раз­решена первая проблема, как возникает вторая. Пророческому взору представ­ляется, как народ жестокий и необузданный разрушает страну его. Возмездие слишком жестоко и ужасно. Оно простирается не только на злодеев, но и на пра­ведных. «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечес­тивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?» 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010