На башне стоит пророк и ждет, когда же Ягве укажет ему путь на выход из трагических противоречий этого мира. Ответ он получает краткий и, на первый взгляд, загадочный: «праведный своею верою жив будет» 973 . Необходи­мо быть терпеливым, не терять надежды и веры в Бога. Solvitur ambulando (лат.) – дорогу осилит идущий. Только так, практически, через жизненный опыт можно понять и усвоить уроки, которые дает нам Создатель. Заключительная песнь Ав­вакума показывает, что свет озарил душу пророка. Сомнения его разрешены, и он готов встретить любые трудности, если Ягве не оставит его. ПРОРОК Имя пророка – редкое для иврита слово. С ним связана лингвистиче­ская проблема, породившая несколько вариантов его происхождения. В масоретском тексте слово имеет точку (дагеш) в третьей букве «куф». Однако текст LXX, более древний, чем масоретские огласовки, предлагает по-гречески чте­ние Αμβακουμ. На иврите сочетание μβ обозначается буквой «бет» с дагешем. Если принять, что масореты неточно передали звучание слова, то возможен вариант с дагешем во второй букве. Но такого слова нет в иврите и тог­да это слово, возможно, заимствовано из другого языка. Немецкий библеист 19 века Franz Delitsch, а вслед за ним целый ряд ученых вплоть до нашего времени производят имя пророка от аккадского hambaququ, обозначающее садовое растение. Такой подход позволяет допустить сильное иностранное влияние на Израиль, какое возможно было лишь в позднее время, когда евреи стали носить не только свои – еврейские имена, но и имена тех народов, с которыми они входили в ближайшее соприкосновение 974 . Некоторые древние раввины производили имя пророка из еврейско­го слова – «обнимать», употребленного в 4Цар. 4:16 . С ними согласен и блж. Иероним, который пишет: «Прежде всего нам необходимо знать, что у Греков и Латинян имя пророка неправильно читается Амбакум; это имя у Евреев читается Абакук и понимается в смысле объятие, или, как более вы­разительно на греческом мы будем употреблять: περιληψις, т.е. обхватывание» 975 . В другом месте блж. Иероним дает еще одно обоснование своей позиции: «В настоящее же время у нас в руках Аввакум, который называется объятие или потому, что он есть возлюбленный Господень, или потому, что он вступает в спор, в борьбу и, так сказать, в рукопашное состязание с Богом, так что имя его происходит от состязателя, т.е. обхватывающего противника руками. Ибо никто не осмеливался столь дерзновенным голосом призывать Бога к разрешению спора о справедливости и говорить Ему: «Почему в делах человеческих и в устроении этого мира находится столь много несправедли­вости?» 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как такое возможно при утверждении официальной историографии о зарождении русской государственности в IX-X вв. в пределах немаленькой, но ограниченной территории Восточной Европы? Методика проста: искусственное и безапелляционное отождествление славян с древнейшими историческими народами, используя не верифицируемые способы аргументирования (дилетантская этимология, фальсификация источников, народная археология и пр.). Поэтому нет ничего удивительного, когда мы сталкиваемся с самыми неочевидными примерами идентификации древних русских с троянцами, скифами, готами, этрусками и пр. Причем автор-популяризатор не утруждает себя доказательствами: допустим, античную Трою стоит называть славянской по причине свидетельств «Слова о полку Игореве» о «веках Траяновых» и т. д. Еще русский литератор Е.И. Классен довел подобную технику до сюрреалистических картин, на полотнах которых соседствуют русские защитники Трои с русами царя Соломона, заполняют Геродотову Скифию. Важны и филологические штудии, где все рунические памятники объявлены славянскими, а санскрит отождествлен со старославянским. Кстати, именно современные националисты-неоязычники (журнал «Волхв») возобновили интерес к подзабытым гипотезам Классена. Идея «универсализации» русских, распространения славян повсюду и во все эпохи, сама по себе не нова и восходит к дореволюционным литературным опытам. Альтернативная генеалогия «русского народа» появилась в XVIII веке в рамках т. наз. «славянской школы» , где были выдвинуты основные идеологические принципы не только неклассической историософии, но и заложены основы будущих неоязыческих систем. Можно констатировать ее теоретическое родство с т. наз. «арийским мифом», утверждающим господствующую роль «арийцев» в образовании человеческой цивилизации. Этот этнос, как архаичный культуртрегер, обладал особым креативным потенциалом, осуществляя победоносные войны, захватывая новые территории и оцивилизовывая местное население. Еще знаменитый Гердер считал, что любой древний народ рефлексирует себя как нацию «перворожденную» и претендует на то, чтобы быть колыбелью человечества.

http://bogoslov.ru/article/6168313

Рынком сбыта этой продукции стали Саратовская, Пензенская, Курская, Орловская и другие губернии. Другой пример. В 1868 г. братья Классены организовали в Мелитополе производство плугов, а в 1880 г. – хлебоуборочных машин. Накануне и в ходе Первой мировой войны на их заводе производились тысячи различных сельскохозяйственных машин. В 1870 г. они же установили небольшую паровую мельницу и вскоре довели ее ежедневную производительность до 150 пудов зерна. Зять Классенов Я. Я. Нейфельд построил в 1907 и 1912 гг. еще две крупные паровые мельницы. Объединив их, фирма «Классен и Нейфельд» стала молоть ежегодно по 2 млн пудов зерна. Меннонит И. Г. Тиссен, открывший в Екатеринославе паровую мельницу, также увеличил ее производительность с 1500 до 5500 пудов зерна в день. Крупные мукомольные предприятия были созданы меннонитами Гезе, Тевсом, Пеннером, Фастом, Нибуром, Унгером и другими в Хортице и Александровске, Вилмсом – в Гальбштадте 366 . Ежегодный товарооборот, например, «Товарищества для производства муки Нибур и К°» составлял накануне Первой мировой войны 3 млн руб., паровой мельницы Тиссена – 1,5 млн, паровой мельницы Зименса в Никополе Екатеринославской губернии – 800 тыс. руб. Не менее значительными были и такие промышленные предприятия, как машиностроительный завод Коопа в г. Александровске (ежегодный оборот 500 тыс. руб.), машиностроительные заводы Лепа и Вальмана в Хортице, Александровске и Павлодаре Екатеринославской губернии, производившие лобогрейки, жнейки-сноповязалки, другие земледельческие орудия на 1 млн руб. в год. Все имущество меннонитов оценивалось по состоянию на 1 января 1914 г. в 276 млн рублей 367 . Поэтому когда события 1905 г. заставили меннонитскую буржуазию определить свою политическую позицию, то она не колеблясь примкнула к такой контрреволюционной классовой организации, как «Союз 17-го октября», представлявшей и защищавшей интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и помещиков, хозяйничавших по-капиталистически. Выражая монархические взгляды меннонитской верхушки, Π.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Конференция «Религиозная ситуация: региональная специфика» прошла в Томской духовной семинарии 20 июня 2022 г. 10:57 17 и 18 июня 2022 года в Томской духовной семинарии прошла научная конференция «Религиозная ситуация: региональная специфика». Организаторами выступили Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Томская духовная семинария, Иркутский государственный университет, другие российские и зарубежные высшие учебные заведения и научные учреждения. Конференция собрала значительное число участников из России и зарубежья и проводилась на площадках вузов — партнеров мероприятия. 18 июня в Томской семинарии прошла секция «К проблемам миссионерской деятельности и постколониальной теологии». С секционными докладами выступили исследователи из Лондона, Оксфорда, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Кемерово и Томска. Модератором выступил кандидат богословия, доцент Томской духовной семинарии диакон Сергий Кульпинов. С приветственным словом к участникам секции обратился ректор Томской духовной семинарии, кандидат богословия архимандрит Иосиф (Еременко). Он подчеркнул непреходящее значение миссионерской деятельности, а также обозначил необходимость богословского осмысления актуальных тенденций в мировом обществе, в частности, постколониальных процессов в Азии и Африке. Секционные доклады открыл ректор Кузбасской православной духовной семинарии и заведующий кафедрой теологии и религиоведения Кемеровского государственного института культуры митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх . Выступление Его Высокопреосвященства было посвящено роли теологов в гармонизации общественных отношений в регионе. Митрополит Аристарх обозначил современное состояние межконфессиональных отношений в Кемеровской области, перспективы их развития и роль теологов в этом процессе. В выступлениях зарубежных коллег Ромины Истрати (University of London) и Пола Вудса (Oxford center of mission studies) было уделено большое внимание постколониальным процессам в странах Азии и Африки (на примере Эфиопии и Сингапура) и проблемам их теологического и, шире, церковного осмысления. Доклады прозвучали на английском языке. Преподаватель семинарии Е.В. Классен осуществляла перевод для студентов духовной школы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Между ними были христиане не только в IV, но и в III веке: в это время были уже христианские храмы в Дакии, Скиоии, Сарматии, Фракии и других местах, где среди разных народов жили и славяне. Между ними некоторые были даже причислены к лику святых, напр. во II веке мученики Енен, Нирин и Пень, в III веке Ириней, епископ сремский, Евсевий, епископ кивальский (в Панонии), чтец Пуллий, Евангел, епископ томский, Епиктет пресвитер и Астион, в IV веке Димитрий дабудский, Ермил и Стратоник белоградские 17 и пр. Таков в общих чертах был быт древних славяп. В настоящее время из славян только русские и частию поляки живут в России, прочие же, за исключением черногорцев, сохраняющих независимость, живут под чуждою властию или в Европейской Турции или в Германии 18 . В Европейской Турции живут сербы с их отраслями– черногорцами, босняками и герцеговинцами, болгары и румыны; в Германии, и преимущественно в австрийской империи живут славяне разных наименований, напр. чехи, моравы и пр. – Наша речь будет о славянах, населяющих европейскую Турцию, а потом о славянах, живущих в австрийской империи. I.Cлabяhe, населяющие Европейскую Турцию В европейской Турции живут, как мы уже сказали: А) сербы с их отраслями-черногорцами, босняками и герцеговинцами, Б) болгары и В) румыны. 2 Все эти слова значат: почтенные, любезные, достохвальные. Некоторые Венеды еще в 186 г. по Р. Хр. подчинились Римуи с тех пор перестали уже принадлежать славянскому миру, потому что усвоили себе латинский язык и римскую народность. От них произошли знаменитые мужи – поэт Вергилий и историк Тит Ливий. (Вестн, Евр. 1868 г. сент. стр. 154, 155, 195– 196; 198). 4 От того одни писатели производят это название от «слово», и утверждают, что их должно называть Слованами или Словенами. (Шаф. Слав. Древн. т. II. кн. I. стр. 55, 56); другие же от «слава», и утверждают, что их следует называть славянами или славенами, наприм. Классен, ссылаясь на то, что 1) почти у всех латинских и греческих писателей преобладает в этом названии буква а, а не о, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Другое предполагаемое место называют в Иране, в городе Туйсеркане, где построен мавзолей пророка Аввакума. Туйсеркан был основан на руинах древ­него города Раудавар, разрушенного монгольскими войсками, в первой поло­вине XIII века. Там по преданию и был похоронен пророк Аввакум (провед­ший последние годы жизни в близлежащей Экбатане) 988 . Предполагаемое место захоронения пророка Аввакума в деревне Яакук Мавзолей пророка Аввакума в Туйсеркане (Иран) АВТОРСТВО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ КНИГИ Точную дату написания книги установить невозможно, поскольку нет ни­каких внешних данных для ее определения. Средневековые раввины (Ким­хи, Абрабанель), основываясь на хронике Seder ‘Olam Rabbah (II–III вв. по Р.Х.), относят время написания книги к последним годам правления царя Манассии. Климент Александрийский сообщает, что Аввакум пророчество­вал во время царя Седекии (599–588 до Р.Х.). Блаженный Иероним относит пророчество ко времени Вавилонского плена. В XIX веке исследователи текста обращают внимание на то, что пророк упоминает восстание Халдеев (): Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы за­владеть не принадлежащими ему селениями 989 . Если предположить, что речь идет о крепнущем Вавилонском царстве, тогда датировку книги можно отнести к периоду между падением Ниневии (612 г. ) и битвой при Кархемише (605 г.) 990 . Важным для правильной датировки книги представлялось решение вопроса: кто тот злодей, притесняющий народ, о котором пишет пророк во 2–4 стихах первой главы? Внутри самого народа действует нечестивец, или это иностранный агрессор? Если это чужестра­нец, то откуда? Это Вавилон, Ассирия или Греция? Различное решение этого вопроса привело к разбросу датировок. Betteridge (1903) и проф. Юнгеров (1913) определяли время появления книги периодом с 714–700 г. до Р.Х во времена царствования Езекии. В качестве критерия Юнгеров приводит высказывание немецкого библеиста XVIII века Готфрида Айхорна (Johann Gottfried Eichhorn) о языке автора книги: «Соловей не поет в тяжелую зиму при вымершей роще; так и Аввакум песнословил не при умиравшем языке еврейском. Язык и выражение его для этого слишком прекрасны; его творчество слишком оригинально; его цветы – крепкие, полные чада весны, не слабые и тощие, как в зиму; короче, он должен был слагать свое поэтическое творение в цветущее время еврейского царства и еврейского языка» 991 . Keil, Delitsch, Baumgartner, Knabenbauer, еп. Палладий (Пьянков) , свящ. А. А. Глаголев говорят о последних годах правления Манассии (171, с. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что показательно, древнеримское государство, существовавшее немало столетий, проверку временем не прошло. Было разрушено славянами и германцами, и за дело. Хотя заслуги в его уничтожении пытаются приписать только германцам. Так зачем же подражать государству, сошедшему с мировой арены, воздвигать его символы в государственных кабинетах? Чтобы пойти по проложенному этим государством пути в небытие? Это современная европейская элита считает себя правопреемницей культуры древнеримской, правопреемницей общества, которое отличалось жестоким рабовладением. Что было нехарактерно для общества древнерусского. Идеология римлян была чуждой для наших предков. Пусть европейцы и чтут римское прошлое, а мы должны чтить свою историю. А наша русская история уходит вглубь веков намного дальше древнего Рима и древней Греции. И их культуру, возможно, именуют античной потому что греки называли славян Пруто-Днестровкого междуречья антами. От антов и пошёл, полагаю, термин «античная культура». Мы её родоначальники, и это подтверждается историческими фактами. Согласно многим источникам римляне и греки учились у наших предков – славянорусов. К примеру, русский историк 19 века Егор Иванович Классен писал: «...имя Руссов, известное исстари как Славянское, не только всем племенам Азийским, но и Израильтянам, со времени пришествия их в обетованную землю. И у них Руссы стоят во главе не только Римлян, но и древних Греков – как их прародители... Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним». О древности русов писали Мавро Орбини, Юрис Крижанич, Фадей Воланский, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Семёнович Шишков, Александр Дмитриевич Нечволодов и многие другие. Их исследования подтверждаются данными археологии и ДНК-генеалогии, на эту тему написано немало материалов современных авторов. Они становятся всё более широко известными, хотя официальная историческая наука старается их не замечать. Не буду углубляться в историю, это тема отдельной статьи. Кого интересует, может заглянуть на мою страницу портала « Стихи.ру » , внизу страницы раздел «Главы из книги " Расскажи о себе, Русь " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/13/o_...

… Какое я почувствовала вчера ночью душевное и физическое одиночество! С Львом Николаевичем вышло как раз то, что я предвидела: когда от его дряхлости прекратились (очень еще недавно) его отношения к жене как к любовнице, на этом месте явилось не то, о чем я тщетно мечтала всю жизнь – тихая, ласковая дружба, а явилась полная пустота. Утром и вечером он холодным, выдуманным поцелуем здоровается и прощается со мной; заботы мои о нем спокойно принимает как должное, часто досадует и безучастно смотрит на окружающую его жизнь… 3 декабря. … Лев Николаевич ездил в Алупку верхом, вечер весь проиграл в шахматы с Сухотиным. А приехавшие сыновья, Илья и Андрюша, Саша, Наташа Оболенская, Классен, Ольга – все играли в карты, чего я не люблю… 4 декабря. … Боялась за усталость Льва Николаевича и простуду. 7 декабря. … Лучшее состояние здоровья не делает его лучше духовно. Напротив, появляется что-то животное, еще более эгоистическое. Сегодня я хотела ему помочь при сборах в Ялту, чтобы он, суетясь, не потел. Он так грубо, брюзгливо на меня окрысился, что я чуть не заплакав, молча удалилась. Получила письмо от графини Александры Андреевны Толстой. Какая удивительная духовная гармония в этой прелестной женщине! Сколько настоящей любви и участия дает она людям. Начинаю еще более склоняться к мнению, что сектантство всякое, включая и учение моего мужа, сушит сердце людей и делает их гордыми. Знаю двух женщин близко: это сестру Льва Николаевича – Машеньку, монахиню, и вышеупомянутую Александру Андреевну, и обе, не уходя из церкви, стали добрее, возвышеннее. … Моя бедная Таня, родив опять мертвого ребенка – мальчика (12 ноября), еще более привязалась к своему … мужу … Проводив Льва Николаевича в Ялту, пошла к обедне, пели девочки хорошо, и мне было хорошо и молитвенно спокойно. 8 декабря. Вчера, проводив его, мне вдруг стало тоскливо, не при чем жить. Сегодня легче… 9 декабря. Как я и думала, Лев Николаевич в Ялте немного захворал, и явились опять сердечные перебои… Перед отъездом он с жадностью вдруг напустился сразу на вареники, виноград, грушу, шоколад…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Большинством солидных ученых однако такая самоуверенность отнюдь не разделяется, как это выразил один из них в 1899 г. на юбилее Американской Ассоциации для прогресса наук: «мы все еще пока – лишь на ранней утренней заре науки». «Вот (добавляет компетентный обозреватель прогресса знаний за истекшее столетие, Томсон), вот слова, над которыми почаще следует задумываться каждому, кто считает нас уже перешагнувшими далеко за полдень». Подводя итоги пути, пройденному за 35 лет, с тех пор, как раздался смутивший ученый мир клич Дю-Буа-Реймона «Ignoramus et ignorabimus!», Классен констатирует, что предельные границы, поставленные естествознанию берлинским физиологом, с тех пор не только не удалось раздвинуть, но что, наоборот, мир непознаваемого, временно или навсегда, разросся до непредвиденных размеров 463 . Мнение это можно считать преобладающим среди современных ученых, и если у немногих, как у М.Ферворна, еще иногда срываются гордые слова: «бесконечна и беспредельна, как наш мир, и наша возможность его познавания!» 464 , то только потому, что здесь определение знания и самого объекта его из абсолютного и реалистического, о каковом мечтала прежняя наука, превратилось в идеалистическое и относительное. «Условность» и для Ферворна стала «всеобщей схемой для изображения всех закономерностей». «Все действиетльно точное знание должно облекаться в форму условности, ибо все оно состоит и может состоять только из установления закономерных отношений зависимости» 465 . Приходится, следовательно, и науке, также, как философии, отказаться от претензии познать вещи по существу и сознаться, что «мы вечно вращаемся в мире кажущегося нам», единственного мира для нас постижимого, ибо «вещь сама по себе, вне восприятия, вне моего восприятия, есть не проблема даже, а полная нелепость» 466 . Вместе с тем приходится, по Ферворну, отказаться и от прежнего преклонения перед началом причинности, от этой основы фаталистического рационализма прежних материалистов и отрицателей религиозного начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Видную роль в истории Д. сыграл обобщающий фундаментальный труд Г. Бреслау (1889), до наст. времени не утративший значения. В пособиях по вспомогательным историческим дисциплинам, изданных в Германии в 1906-1907 гг., имелись разделы по Д. имп. и королевских грамот (Р. Томмен, В. Эрбен), Д. папских грамот (Л. Шмиц-Калленберг), Д. частных актов (Х. Штейнекер). Во 2-й пол. XIX - 1-й пол. XX в. имп. и королевскими грамотами занимались также К. Ф. Штумпф-Брентано, Э. Мюльбахер, А. Допш, Э. Оттенталь, М. Тангль, К. А. Кер, Э. Штенгель, В. Круш, Р. Хойбергер и др., папскими грамотами - И. Пфлук-Хартунг, П. Ф. Кер, В. Гофман, А. Бракман, Х. Хартман и др., частными актами - О. Поссе, О. Редлих и др. Специалисты 2-й пол. XX в.: в Германии - Г. Майснер, В. Хайнемаер, П. Классен, П. Ахт, К. Брюль, Х. Фурман, Р. Хиштанд, Х. Зелински, Т. Фогтхер, Р. Шиффер, П. Рюк, В. Кох, П. Херде, А. Гавлик, В. Шлёгель, П. Морав, Х. Энценсбергер, Х. Ацма, Т. Кёльцер, В. Хушнер и др.; в Австрии - Л. Зантифаллер, Ф. Хаусман, Г. Аппельт, Г. Фихтенау, О. Хагенедер, Х. Вольфрам, Р. Хертель и др. Ученые ГДР (1949-1990) особое внимание уделяли изучению актов Нового времени (XVIII-XIX вв.), среди них - Майснер, А. Опиц, И. Рёслер, Г. Кох и др. Исследования XX в. посвящены истории возникновения и развития отдельных компонентов формуляра (invocatio, intitulatio, arenga). Обсуждался вопрос о различии понятий Urkunden (грамоты), преобладание к-рого характерно для раннего средневековья, и Akten (досье, деловые и служебные письма, протоколы и т. п.) - для более позднего времени (термин возник не ранее XV в.). В 2005 г. Хушнер подверг сомнению схему Зиккеля и Бреслау в части, касающейся механизма работы королевской канцелярии. Он показал, что в X-XI вв. графическим оформлением грамот занимались в ряде случаев не низшие канцелярские служащие (писцы), а представители высшего духовенства. Крупнейшим специалистом по визант. Д. стал Ф. Дёльгер, составивший регесты актов имп. канцелярии, издавший акты из хранилищ монастырей Афона и факсимильные репродукции имп. дипломов. Дёльгер разработал фундаментальные принципы визант. Д. и создал совместно с И. Караяннопулосом 1-й специальный труд в этой области (1968), где представлен формулярный анализ различных видов и типов актов, изучаются и классифицируются копии и подделки визант. документов. Работу над имп. регестами продолжили П. Вирт и А. Мюллер (Мюнхен), А. Байхаммер (Вена).

http://pravenc.ru/text/178525.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010