Выражение Дева (14) поддерживается LXX, поскольку цитируется в Мф. 1:23 . Ближайшим к нему словом будет «девица». Еврейское слово в Быт. 24:43 означает потенциальную невесту, а также отнесено к молодой Мариам в Исх. 2:8 ; девственность здесь скорее предполагается, чем утверждается; выражение это употреблялось, когда говорилось о достижении брачного возраста. До момента чудесного исполнения в Новом Завете это слово оставалось незамеченным, ему придавали вышеуказанные значения. (Для более полного рассмотрения данного вопроса см.: E.J. Young. Studies in Isaiah, IVP, 1954. P. 143–198). Из текста трудно понять, какое время подразумевается в выражении: во чреве приимет и родит. Доколе (15) означает «до тех пор пока». 7:18 – 8:22 Объяснение выбора 7:18–25 Вторжение и его последствия. Две метафоры в ст. 18–20 показывают, что полчища солдат–грабителей – это не только неприятная перспектива, но и несомненная кара Божья (тема, получившая развитие в 10:5–11). О нанятой бритве (20) ср.: Иез. 29:18–20 . Ирония заключается в том, что царь Ахаз воображал, будто сам нанял ее. Смысл ст. 21–25 в том, что, к сожалению, земля обетованная превращается в джунгли из–за того, что осталось слишком мало иудеев и они не в состоянии ее возделывать; ее изобилие (22) – это порицание их разбросанности, а ее запустение подтверждает их падение. Это своего рода упрек, который потерпевшая неудачу церковь заслужила, оказавшись не в состоянии исполнять унаследованные ею обязательства и утратив свою славу. 8:1–4 Знамение Магер–шелал–хаш–база. Хотя пророчество о рождении Эммануила (7:14–17) касается заключительных событий, в нем подразумеваются и обещания, касающиеся ближайшего будущего, – как бы скоро ни произошло рождение Эммануила, нынешняя опасность рассеется прежде, чем это сможет вызвать в Нем тревогу. Однако время Его рождения остается скрытым от нас; поэтому новое знамение имеет отношение только к современной ситуации, причем к ее темной стороне. Этот ребенок появится на свет обычным образом, и благодаря своему имени – «Быстрое–воровство–легкая–пожива» (J. В. Phillips) – станет живым свидетелем (ср.: 8:18) предсказаний Бога и о врагах у ворот (4; ср.: 7:16), и о следующей жертве Ассирии – самой Иудее (ср.: 7:17). Свидетельство верных людей (2) привлечет внимание и послужит подтверждением тому, что имя опередило событие. (О следующем имени–лозунге см.: 30:7–8.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

8:28,29. Говоря «вознесете» (ср.: 3:14; 12:32), Иисус цитирует Ис. 52по Септуагинте, что в контексте этого пророчества соответствует распятию ( Ис. 52– 53:12 ). 8:30–47 Спор о происхождении 8:30,31. Если в начале многие слушатели Иисуса уверовали, то в конце этого раздела мы видим, что они едва не убили Его (8:59; ср.: Исх. 4:31; 5:21 ). Читатели Иоанна должны были задуматься над этим рассказом и утвердиться в вере при мысли, что их Господь перенес то, с чем сталкивались и они; некоторые члены «церквей уже переметнулись на сторону врагов и начали предавать христиан, подвергая их гонению (см. коммент. к 1Ин. 6:67–71 ). 8:32. В греческой концепции истины подчеркивалась ее объективность, соответствие действительности; ветхозаветное слово, переведенное как «истина», ближе по смыслу к честности или верности своему слову. В еврейском мышлении Бог представлен как Истина, поэтому слушатели Иисуса, вероятно, понимали, что Он говорит о Божьей истине в том смысле, как ее понимали евреи. 8:33. Хотя собеседники Иисуса никогда сами не были рабами, упоминание Авраама показывает, что они истолковали слова Иисуса как относящиеся ко всему еврейскому народу. Еврейские учителя признавали, что их народ находился под игом, по меньшей мере, четырех царств: Вавилонии, Персии, Греции и Рима. Но многие учителя верили, что эти царства были только орудием в руках Божьих и что Он в конце концов разорвет эти оковы рабства (крайняя форма выражения этой веры привела к восстанию 66–70 гг.). Они учили, что другими народами правили ангелы и небесное воинство (звезды), а над Израилем властвовалтолько Бог. 8:34. Философы часто использовали понятие «свободный» для обозначения свободы отложных идей или забот; иудаизм говорил о свободе от греха. Еврейские учителя были убеждены, что, поскольку Израиль имеетзакон, дурные побуждения, которые превращают язычников в злостных грешников, никогда не смогут поработить израильтян. 8:35. Ветхозаветный закон предписывал освобождать рабов-евреев в определенные годы; по языческим законам, рабов можно было освобождать или продавать другому хозяину; сын же всегда был членом семьи,отчего дома. Возможно, в этих словах Иисуса содержится и другая аллюзия: «дом» (который здесь обозначает домашний очаг) – это и Божий дом, храм (2:16); только «сыны» имеют право на вечное владение наследством ( Иез. 46:16,17 ; ср. также: Ис. 56:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Три сельскохозяйственных праздника : 1) первого приплода от овец, и опресноков, 2) первинок урожая и 3) жатвы — преобразуются в воспоминания о спасении от рабства и благодеяниях Божиих (Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей; 23,14–17). Книга Завета объявляет всех первенцев человека и скота принадлежащими Богу (22,29–30). За ребенка приносилась «заместительная» символическая жертва. Она должна была напоминать о том, что жизнь даруется Богом и принадлежит Ему. «Принесение Богу первенцев составляло со стороны приносящего нравственный акт подчинения высшему порядку» (Вл. Соловьев). Свою нынешнюю форму Книга Завета приобрела в то время, когда Израиль был еще со всех сторон окружен соседями-язычниками (23,28). Народу Божию воспрещается поклоняться их богам и заключать с ними союзы, ибо союз требовал религиозной клятвы. Под союзами подразумевались и брачные связи, так как через жен-язычниц в ветхозаветную Церковь легко мог проникнуть соблазн идолопоклонства. Необычайно важно, что рядом с юридическими и культовыми законами стоят и нравственные заповеди в духе Декалога (Исх 23,1-11). Они предписывают заботу о бедняках и «пришельцах» (иноплеменниках в среде Израиля), воспрещают вершить неправый суд, отдавать деньги в рост и поступать несправедливо с противником. Уголовное право. Кн. Завета предусматривает защиту непредумышленного убийцы (21,13). Книга смягчает законы о рабстве, повсеместно распространенном в древности. Хозяин невольника-еврея обязан дать ему и его семье свободу на седьмой год (21,1–3). 6. Моисей на горе (24,12–18; 33,1-23; 34,5–8). Свт. Григорий Нисский называл Моисея «первым мистиком». Его вхождение в священный Мрак облака, одевшего Синай, Отцы Церкви толковали как высочайшее созерцание Божества. Молитвенное уединение пророка на вершине Синая открыло ему Ягве как «человеколюбивого и милосердного, долготерпеливого и многомилостивого и истинного». Но Он же — Бог справедливости, не оставляющий вину без возмездия (34,6–7). Слова о воздаянии «до третьего и четвертого рода» связаны с замыслом божественного детоводительства. Люди с неразвитым нравственным сознанием, не знавшие к тому же идеи посмертного воздаяния (см. §19), нуждались в грозных прещениях, которые впоследствии были смягчены («Сын не несет вины за отца своего»; Иез 18,19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

20:10. В иудаизме также предполагалось окончательное поражение сатаны, в соответствии с «ветхозаветной концепцией о том, что Бог будет вечно править после завершающего суда. 20:11–15 Последний суд 20:11. Хотя многие авторы также подчеркивают свершение суда над душами после смерти (некоторые еврейские авторы, находившиеся под глубоким влиянием греческих концепций, такие, напр., как Филон,мало интересовались грядущим «воскресением и судом), иудаизм многое мог сказать о суде перед престолом Божьим. Этот образ нового неба и новой земли (ср.: Отк. 21:2 ) заимствован из Ис. 65:17 . 20:12. Во многих еврейских текстах говорится о небесных скрижалях («Книга Юбилеев, «1 Енох., 2 Енох., 3 Енох., Завет Авраама), на которых запечатлены события человеческой истории или законы Божьи; ангелы постоянно записывают грехи каждого человека. «Раскрытые книги» свидетельствуют о том, что все представлено на общее обозрение (см., напр., также и 4 Езд.). Последний суд будет открытым общественным судом, и ни у кого не будет никакой возможности скрыть свое позорное имя. Образ «книги жизни» появляется в «Ветхом Завете ( Исх. 32:32,33 ; Дан. 12:1 ; Мал. 3:16 ) и затем получает дальнейшее развитие в более поздней еврейской литературе (см., напр., «Свитки Мертвого моря, «Книгу Юбилеев). Все будут судиться в соответствии со своими делами ( Пс. 61:13 ; Прит. 24:12 ; Иер. 17:10; 32:19 ; Иез. 18:30 ), но в прошлых грехах, закрытых истинным покаянием, праведные уже обвиняться не будут ( Иез. 18:21,22 ). 20:13,14. В еврейской литературе часто говорится о последнем дне, когда нечестивые будут брошены в огненную бездну (напр.: 1 Енох.). «Ад» был местом обитания мертвых (назван по имени греческого бога подземного мира Гадеса, но в еврейских текстах ад не связывался с ним), которому в «Ветхом Завете соответствовал шеол. Во многих еврейских текстах, как здесь, нечестивые находились под судом до момента своего окончательного уничтожения или перемещения в место вечных мук. 20:15. Большинство евреев верили, что те, кто соблюдал надлежащим образом предписания иудаизма, будут спасены, а с ними вместе и небольшое число праведных из других народов («язычники), а все остальные погибнут. Вера Израиля всегда была исключительной, единственной в своем роде (поклонение верховному Богу; Иоанн добавляет к этому, что истинное поклонение Богу возможно только через «Христа – ср.: 1Ин. 2:23 ), а ветхозаветные пророки возвещали день суда, который призовет к ответу все народы, так же как и Израиль. В это время для «покаяния уже не будет возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Исх.21:22–25 ). В сердце же человека не должно быть вражды к ближнему своему (см. Лев.19:17 ). Мудрые предостерегают человека от злобы и гнева: «Злоба и гнев — тоже мерзости… Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Помни последнее и перестань враждовать. Помни заповеди и не злобствуй на ближнего…» ( Сир.27:33, 28:2–7 ). Смотри также: «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» ( Притч.20:22 , ср. Втор.32:35 ). В тексте В.З. об ударе по лицу, как действии, оскорбительном для человека, говорится и в прямом, и в иносказательном плане. Этот жест становится знаком крайнего унижения человека, уничтожения его личной значимости. Об иудейском царе Езекии, посрамленном в войне ассирийским царем, сказано: «…тростью будут бить по ланите судью Израилева» ( Мих.5:1 ). О смиренно уповающем на милость Господа пророк Иеремия говорит: «…подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением» ( Плач3:30 ). В пророчестве о поругании Отрока Господня Исайя говорит: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня…» ( Ис.50:6–8 ). Положить (в) основание ПОЛОЖИТЬ (В) ОСНОВАНИЕ см. также ВО ГЛАВУ УГЛА ставить «Положить основание» — равнозначно по смыслу выражениям «положить начало»; говорится об исходной точке созидания чего-либо. Соответственно, «положить в основание» — на первом этапе деятельности создать условия, обеспечивающие долговременный и надежный результат. О закладке основания как моменте начала строительства говорится в Б . в связи с храмом Соломона: «В четвертый год, в месяц Зиф, положил он основание храму Господа» и «на одиннадцатом году, в месяце Буле… он окончил храм…» ( 3Цар.6:37, 38 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Исх 9:16, цитируемое в Рим 9:17. Мне должно делать дела Пославшего Меня — во многих авторитетных рукописях не мне, а нам ( и последний вариант лучше предпочесть как более трудный для восприятия и в то же время согласующийся с 3:11 (Мы говорим о том, что знаем) и 20:21, поскольку Иисус собирает вокруг Себя общину Апостолов, продолжением которой будет Церковь. Доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать — слово день означает жизнь Христа. Он Свет миру, по отшествии Которого приходит ночь. Примечательная параллель обнаруживается в раввинистической литературе, где рабби Тарфону (ок. 130 г. по Р. Х.) приписывается изречение “День короток, задание велико, работники ленивы, обильна награда, хозяин настойчив” (Пирке Авот 2:15) — тут день означает человеческую жизнь вообще. Слово ночь у Иоанна ещё в нескольких местах употребляется метафорически: 11:10, 13:30 (вместе с буквальным значением) и, возможно, также 3:2. Доколе Я в мире — выражение “быть в мире” (евр. означало ‘быть живым’ (“в стране живых”), однако ввиду особого значения слова мир ( kTsmoj) у Иоанна эти слова надо понимать как ‘доколе Я исполняю служение на земле, в котором спасение миру’. Я свет миру — см. 8:12; местоимение ™gu ‘я’ в данном случае отсутствует, что, может быть, оттеняет его особую значимость в тех случаях, когда оно употребляется вместе со связкой e„m… ‘есмь’. Время Иисуса — “день” для мира, и в продолжение “дня” люди вне опасности (12:35); в Его отсутствие наступает ночь. Сказав это — Иисус немедленно на деле показывает истинность Своих слов, исцеляя слепого и произнося приговор тем, кто, будучи уверен в незыблемости своего предания, закрывает глаза на истинный Свет. Плюнул на землю — в отличие от других чудес, Иисус действует без чьей-либо просьбы. Слюна упоминается в двух чудесах у Марка (Мк 7:33; 8:23). В античности слюна считалась средством врачевания, см., например, рассказ Тацита о чуде, совершённом императором Веспасианом в Александрии: “Один из александрийских простолюдинов, у которого, как все знали, болезнь отняла зрение, пал Веспасиану в ноги, со слезами умоляя об исцелении.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Согласно святоотеческому толкованию, в помазании предвозвещалось Богоявление Отца, и Сына, и Святого Духа: Помазующий – Отец, елей помазания – Дух, Помазанник – Сын. «Помазанником является всякий верующий, помазующийся в святом крещении в христианина» (Свт. Иоанн Златоуст ). В общем (общеисторическом) собрании богопротивников, восставших на Яхве и Машиаха Его, было сказано: Пс.2:3             «Расторгнем узы Их,                         и свергнем с себя верви 35 Их». Какие узы и верви (веревки) от Господа и Помазанника Его нестерпимы для богопротивных язычников и иудеев? Бог через пророка Осию говорит: «узами 36 человеческими (адам) Я тащил их, вервями любви» ( Ос.11:4 ). Когда Бог стал Человеком (адам), вполне открылся смысл того, что и до и после Боговоплощения весь смысл Божественного управления и удерживания (узы, путы, веревки, иго) есть любовь. Ее и должен принять на себя человек – как Божественное «иго» (ζυγς): «возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:29,30 ). Богопротивники суть богоненавистники: они ощущают на себе узы Божественной любви как противные, – Бога и Христа Его ненавидят. Богоненавистники знают, Чьи эти узы и веревки, и они «предстали, собрались», стали «заодно» (друг с другом и с язычниками Рима) и восстали на Самого Яхве и Машиаха Его – ведают, что творят. Псалом 2 начинается словом «Почему (почто)?». Откуда такая ненависть к Спасителю? Любовь, от Мессии-Христа исходящая, стала источником ненависти к Нему. Свт. Иоанн Златоуст прямо относит содержание стиха Пс.2:3 к евангельским событиям: «Давид, описывая разбойничье судище у Каиафы, говорит, что за это именно погибли иудеи и за неверие свое рассеяны по всей вселенной». Помазаннику и «Сыну» (см. Пс.2:7 ) Господь сказал о богопротивных: Пс.2:9             Ты сокрушишь их жезлом железным,                         как сосуд гончарный разобьешь 37 их. " Жезл» шевет – если он в руке Господа, то это один из символов Мессии: «восходит звезда от Иакова, и восстает (встает) жезл от Израиля» ( Чис.24:17 ). Жезл Мессии сокрушает, и он же приносит успокоение: «жезл Твой и посох Твой – они упокоят меня» ( Пс.23 /22:4). В руке Господней – жезл и посох: посох Господь дает для опоры ( Исх.21:19 ), «жезлом посещает беззакония» людские (см. Пс.89 /88:32). «Жезл железный» – железо в Писании является символом суровой и неодолимой крепости ( Лев.26:19 ; Втор.4:10 ; Втор.28:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Хождение крещаемого вокруг купели со светильником обозначает духовную радость, соединённую с духовным просвещением. 300. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ГОВОРИТСЯ, ЧТО КРЕЩЕНИЕ ОДНО? Символ веры повелевает признавать Крещение едино , т. е. одно . Крещение совершается один раз и не повторяется. 301. ПОЧЕМУ КРЕЩЕНИЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ? Крещение не повторяется потому, что оно есть духовное рождение: рождается человек однажды, потому и крестится однажды. 302. ОДИНАКОВУЮ ЛИ ВИНУ С НЕСУТ СОГРЕШАЮЩИЕ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ? Согрешающие после Крещения виновнее в своих грехах, чем некрещёные в своих, потому что имели от Бога особую помощь для совершения добра и отвергли её. «Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:20).   303. МОГУТ ЛИ БЫТЬ ПРОЩЕНЫ ГРЕХИ, ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ? Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов: это — покаяние . О Миропомазании 304. ЧТО ТАКОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ? Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний — ред. ), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. 305. ЧТО ГОВОРИТСЯ ОБ ЭТОМ ТАИНСТВЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ? О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:20, 27). Подобным образом и апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго.   306. О ВНЕШНЕМ ДЕЙСТВИИ МИРОПОМАЗАНИЯ следует предполагать, что слова евангелиста Иоанна относятся и к нему. Также известно, что апостолы, для подавания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение (см. Деян. 8:14-17). Преемники же апостолов вместо этого стали употреблять Миропомазание , чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (см. Исх. 30:25; 3 Цар. 1:39. Святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

" Грехопадение было первым моментом, когда в человеке восторжествовала воля к власти, потому что познание добра и зла в библейской символике означает не знание интеллектуальное, а владение, ибо глагол даат означает близкое соприкосновение и употребляется, когда речь идет о владении мастерством, о супружеских отношениях и других подобных вещах " (80:73). " Таким образом, вместо прежних святых мыслей о Боге, наполнявших душу жены, все ее существо прониклось одними чувственными помыслами и пожеланиями, обращенными на запретный плод. (Возможно, здесь еще повлиял психологический фактор, заключающийся в том, что " запретный плод всегда сладок " . Как сказано в Прит.9:17, " воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен " . В 48:19 этот стих толкуется так: " запрещенные удовольствия сладки и вкусен утаенный хлеб " - П.В.). Грех богоотступничества уже совершен в душе. Осталось только исполнить свой злой умысел на деле Адам разделил с женой все греховные помыслы и чувства " (2:235). Ср. с: " Христос принял человеческое естество, свободное от дурных помышлений или советов вожделения, каковою была природа Адама, прежде чем он, нарушив заповедь, впал в порочные замыслы " (38:430 со ссылкой на св. Афанасия - см. прим. к главе ХХ в работе 38, n.II). Как уже отмечалось нами, Адам впал в порочные (дурные, греховные) помыслы не после нарушения заповеди, а до этого, так как в начале необходимо был помысел о вкушении запретного плода и лишь потом - само вкушение. 29. В соответствии с Быт.2:17 нарушением закона Божиего (грехом) являлось именно вкушение плодов с дерева познания добра и зла, а не помышления об этом и пожелания этого. Заметим также, что, по общепринятому мнению, первородным грехом считается непосредственно вкушение запретных плодов, а не помышление об этом. Конкретно о возможности совершения греха в мыслях и пожеланиях сказано в 10-й заповеди Божией (Исх.20:17; Втор.5:21) и в Мф.5:28. 30. " Преподобный Максим говорит о " лукавых узах естества " , которые накрепко связывают человека приманками удовольствий " (2:244).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Навуходоносор полагал, что можно сломить любого, что никто не посмеет ослушаться его повелений. Конечно, это испытание для еврейских юношей было гораздо более суровым, чем те, через которые они уже прошли как через подготовительный этап (см.: гл. 1 и 2). Их верность и мужество подверглись жестокому испытанию не без козней со стороны астрологов (эти мужи не повинуются повелению твоему, царь). Халдеи злорадствовали (богам твоим не служат, и золотому истукану… не поклоняются). Юноши мужественно приняли вызов. Они не будут служить иным богам и поклоняться истукану (12; ср.: Исх. 20:3–4,23 ). Царь, который ранее уже общался с этими тремя молодыми людьми (1:18–20; 2:49), предвидел ответ на свой вопрос (14) и бросил вызов их Богу и им самим (15). Он не учел в них главного: знания силы Божьей (17) и твердой решимости следовать Его слову, которое им открылось (18). Их вера была озарена светом надежды (17; ср.: 1:12–13; 2:16), но лишена самонадеянности (18), она была отражением веры Авраамовой (ср.: Рим. 4:20 ) и сродни свидетельству Иова ( Иов. 13 :15а). 3:19–30 «И пламя не опалит тебя» Гнев царя вавилонского на иерусалимских юношей достигает своего апогея. Навуходоносор исполнился ярости, от которой даже исказилось лицо его (19). Он повелел разжечь печь в семь раз сильнее обычного и приказал самым сильным мужам из войска связать их (20), чтобы они упали в печь связанные (23). Пламя было столь сильным, что убило тех людей, которые бросали юношей в печь (22). Эти подробности подчеркивают, что им невозможно было спастись какими–либо естественными способами, а перечисление предметов их одежды усиливает неожиданность их триумфа. Царь в ярости, солдаты сгорели от жара пламени, а три друга невредимы в печи в своих ярких одеждах. В отличие от земных царств, в Божьем царстве господствуют праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). Об этом говорит и свободное передвижение в печи юношей, ходящих среди огня (25). Вероятно, печь имела верхний и нижний уровни, и исполнение приговора намечалось как зрелищное мероприятие. Навуходоносор вынужден был отказаться от своего намерения (26, ср.: ст. 15в), когда увидел помимо трех мужей фигуру четвертого, по виду подобного Сыну Божию (24–25). Теперь он признает чудодейственное вмешательство Бога, Который спас юношей. Это буквальное исполнение обетования Господа в Ис. 43:1–2 : «Не бойся… Я с тобою… пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Ранние христианские комментаторы усматривали в четвертой фигуре явление Сына Божьего или Ангела Господня (ср.: ст. 28), и эту точку зрения разделяют многие исследователи. Здесь, однако, особо подчеркивается совершенный и всеобъемлющий характер Божьего спасения и защиты: даже запаха огня не было от них (27). Это прообраз (ср.: Пс. 33:20,21 ), который нашел свое окончательное исполнение во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010