58 ради субботы... во святый день. Суббота (в новозаветной Церкви воскресенье) день полного посвящения себя Господу. Соблюдение дня субботнего является знамением завета (см. ком. к 56,2). Глава 59 59 рука. См. ком. к 40,10. ухо. Господь слышит обращенные к Нему молитвы людей (30,19). 59 кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие. ложь ...неправду. Ср. Мк. 7,21–23 ; Рим. 3,10–18 ; Гал. 5,19–21 ; 1Пет. 2,10–19 . 59 за правду... за истину. См. ком. к 1,21. 59 змеиные яйца... паутину. Эти сравнения относятся к тем, кто ради собственной выгоды нарушает законы Божиего Царства. 59 Паутины. Все усилия нечестивых в конечном счете оказываются напрасными ( Иов 8,14.15 ). 59 бегут... спешат. Из-за развращенности своих сердец нечестивые, не задумываясь ( Притч. 1,16 ), нарушают Божий закон и в результате несут миру вражду и хаос ( Рим. 3,15–17 ). 59 Пути мира. См. ком. к 26,3. суда. См. ком. к 1,21. 59 Потому-то. Плачевное положение Израиля подтверждает упреки, которые Исаия обращает к своему народу. 59 слепые. См. ком. к 29,18. 59 ревем... стонем. Ср. 38,14; Нав. 2,7 . суда. См. ком. к 1,21. спасения. См. ком. к 12,2. 59 преступления... беззакония. Исповедание грехов. 59 нет человека. См. Иез. 22,30 . Человек не в силах спастись без помощи Божией. мышца. См. ком. к 40,10. правда. Здесь это слово относится к спасительной победе, которую Господь одержит над злом (46,13; 51,6.8; 56,1; см. ком. к 1,21). 59 возложил на Себя... покрыл Себя. В образе Небесного Воина Господь приходит совершить то, что оказалось не по силам людям (42,13; 49,25; 52,10; Исх. 15,3 ). броню... шлем. См. Еф. 6,14–17 . 59 Искупитель. Пророчество Исаии о пришествии Искупителя Иисуса Христа приводит в своем послании апостол Павел ( Рим. 11,26.27 ). 59 завет. Господь заключает с людьми Свой новый завет (см. ком. к 42,6). с ними. Т.е. с теми обратившимися, о которых говорит ст. 20. Дух. Новый завет будет иметь силу благодаря действию Духа Божиего (4,4; 32,15–20; 44,3.4; Иер. 31,31–34 ; Иез. 37,1–14 ; Зах. 12,10 ) и, скрепленный словом Божиим и силой Его Духа, пребудет со всеми поколениями людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2247. Ср.: Песн. 1. 1–2. 2248. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14). 2249. Ср.: Исх. 4. 28. 2250. Ср.: 3 Пар. 19. 4. 2251. Ср.: sacr. 1. 2. 5. 2252. Ср.: Деян. 7. 55. 2253. Ср.: 2Кор. 13. 2–4. 2254. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21). 2255. Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I–II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82. 2256. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2257. Ср.: 2Кор. 5. 7. 2258. Ср.: 2Кор. 5. 8. 2259. Ср.: Флп. 3. 20. 2260. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30). 2261. Ср.: Еф. 1. 17–18. 2262. См.: Втор. 12. 28. 2263. Ср.: Пс. 102. 5. 2264. Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum/remigio alarum. 2265. Ср.: Кол. 3. 9. 2266. См.: Bap. 3. 12. 2267. Ср.: Ин. 4. 14. 2268. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27). 2269. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39). 2270. См.: Мф. 19. 26. 2271. Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri/uana feror. 2272. См.: Песн. 7. 8. 2273. См.: 1Ин. 5. 4. 2274. См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6). 2275. См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78. 2276. Ср.: Откр. 21. 23. 2277. Ср.:Лк. 23. 22. 2278. Ср.: Еф. 2. 19. 2279. Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79 2280. Ср.: Быт. 19. 15–17. 2281. Ср.: Быт. 19. 26. 2282. См.: Ис. 35. 3. 2283. См.: 2Тим. 1. 12; Евр. 11. 19. 2284. См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17. 2285. См.: 4 Езд. 16. 60. 2286. То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город–мир»). 2287. См.: Иоил. 2. 17. 2288. См.: Иоил. 3. 9 2289. См.: Еф. 6. 12–13. 2290. См.: 2Тим. 2. 24–25. 2291. См.: Иоил. 3. 17. 2292. Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

35 бросьте. Раскаяние включает в себя отречение от всего того, что препятствует поклонению Богу и порочит Его имя. Изначальное требование завета состояло в преданности одному лишь Господу ( Исх. 20,3–5 ; Нав. 24,14 ; Суд. 10,16 ). богов. См. 31,19; Нав. 24,23 . 35 отдали Иакову. Иаков вновь взял на себя духовное руководство в семье. серьги. Это были амулеты (ср. ст. 2). под дубом, который близ Сихема. Это священное дерево было связано с именем Авраама (12,6 и ком.; Нав. 4,18 ). 35 ужас Божий. Бог вызвал панический ужас у жителей окрестных городов ( Исх. 23,27 ; Нав. 2,9 ), что явилось для них подтверждением присутствия Господа с Иаковом. Теперь семья Иакова в глазах окрестных народов превратилась из мирных пастухов (34,21) в грозных воинов (34,30). 35 Луз. См. 28,19. 35 устроил... жертвенник. Поклоняясь Богу, семья завета тем самым сохраняла свою обособленность от хананеев и свидетельствовала им о Господе. Это было символическим подтверждением их права на обещанную Богом землю (12,7). 35:9–15 Бог, открывшись Иакову после его возвращения из Месопотамии в Вефиль, подтверждает Свои обетования (28,13.14). Основываясь на Своем завете с Авраамом относительно народов, царей и земли (17,5–8), Бог передает эти обетования Израилю Иакову (32,28), а через него его двенадцати сыновьям. 35 плодись. Благословение Божией благодати, адресованное всему человечеству (1,28; 9,1.7), особенным образом было сосредоточено на народе завета (47,27; Исх. 1,3 ). множество народов. См. 28,3. 35 землю... потомству твоему. См. 12,7 и ком. 35 восшел от него Бог. См. 28,13 и ком. 35:16–20 Близ Ефрафы Рахиль родила Вениамина, двенадцатого сына Иакова; она умерла при родах и была похоронена здесь. 35 родила. Рождение Вениамина завершило собой образование двенадцати колен Израилевых. 35 это тебе сын. Ее молитва была услышана (30,24). 35 Бенони. Плач Рахили о своем ребенке предвещает муки рождения, которые позднее испытает ее народ, производя на свет новый век, век благодати ( Иер. 31,15–17 ; Мф. 2,17.18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6:16–17 Соломон имеет в виду данное через пророка Нафана обетование вечного царствования Давидовой династии (см. ком. к 1Пар. 17,7–14 ). 6:16 если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими. Этими словами подчеркивается необходимость соблюдения верности закону. См. 3Цар. 8,25 . ходя по закону Моему. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 6:18–39 Соломон молится о том, чтобы храм стал национальным центром искренней, действенной молитвы. Он просит Бога услышать обращенные к Нему молитвы (6,18–21), а затем описывает семь ситуаций, когда народ может возносить молитвы в храме или обратясь к храму (6,22–39). 6:18 небеса небес не вмещают Тебя. См. ком. к 2,6. 6:19–21 на молитву... будут молиться. См. ком. к 7,14. 6:21 услышь с места обитания Твоего, с небес. В своей молитве Соломон употребляет это выражение четыре раза (6,21.30.33.39). Храм же был тем местом на земле, откуда, через обитавшее там Имя, открывался доступ к небесному престолу (см. ком. к 1Пар. 13,6 ). 6:22 потребуют от него клятвы. См. Исх. 22,10.11 ; Лев. 6,1–7 . 6 поражен будет народ... за то, что согрешил. Военное поражение часто рассматривается в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,17 ; Втор. 28,25.26.36.37.47–57 ). 6:24.26.32.34.38 молиться. См. ком. к 7,14. 6:24.26.38 обратятся. См. ком. к 7,14. 6 не будет дождя. Дождь и засуха представлялись соответственно Божиим благословением и наказанием (см. ком. к 7,13–15; Лев. 26,3.4 ; Втор. 11,13.14 ; Агг. 1,10–14 ). 6 Голод... язва моровая... саранча или червь. Голод или эпидемия болезни часто рассматривались в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,16.20.25.26 ; Втор. 28,20–22.27.28.35.42 ). См. ком. к 7,13–15. 6:32–33 иноплеменник. Соломон надеется, что и иноплеменники будут получать ответ на вознесенные ими в храме молитвы. Ветхозаветные пророки периода после вавилонского пленения часто предсказывали вхождение язычников в состав Божиего народа ( Ис. 56,6–8 ; Иоил. 2,28 ; Зах. 8,20–23; 14,16–21 ; ср. Пс. 86 ). С пришествием Иисуса Христа массовое вхождение язычников в царство Господа стало реальностью ( Рим. 3,29 ; Гал. 3,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мы почитаем мощи святых, ибо святые через останки свои могут и по смерти совершать чудеса (см.: 4Цар.13:21 ). Глава 8. О почитании святых икон Священник : Священное Писание запрещает поклоняться кумирам и другим видимым подобиям тварных существ (см.: Исх.20:4 ; Лев.26:1 ; Втор.5:8 ; Деян.17:29 ), то есть принимать их за богов, или, иными словами, запрещает идолопоклонство. Однако этот запрет не распространяется на истинное почитание изображений Бога и святых Его, которое не направлено на мертвое вещество, употребленное для их изготовления, но возводит нашу мысль к самому предмету изображения. В Ветхом Завете сообщается о двух изваяниях херувимов, установленных над ковчегом Завета, и о херувимах, вышитых на завесе святого храма (см.: Исх.25:18–22; 26:31 ). Перед теми и другими совершалось каждение и полагались поклоны (см.: Исх.30:1, 7–8 ; Нав.7:6 ). И как слово помогает нам возвести ум к тому, что превыше слова, так икона возводит нас к тому, что превыше ее. И как желает Бог, чтобы слух наш освящался посредством чистых словес, так желает Он, чтобы и зрение наше освящалось святыми образами. Сектант : Почитать иконы грешно, ибо Бог по всему отличен от Его изображений, из какого бы драгоценного материала и с каким бы искусством те ни изготавливались. Апостол Павел ясно говорит: мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого ( Деян.17:29 ). Священник : Апостол не святые иконы отвергает, а неправое разумение язычников, которые смешивали Бога с веществом изваяний, представлявших их богов. Обращаясь к афинянам, он говорит, что если люди обладают душой, которая есть залог образа Божия в них, то так же невеществен, а значит, и нетождествен идолам Сам Бог, давший нам эту душу и через нее сроднивший нас с Собою. Итак, Бог всецело иноприроден веществу статуй, и потому недопустимо смешивать Его с ними и всяким иным изображением. Эту истину неизменно проповедует Православная Церковь . В храмах у нас есть иконы, украшенные золотом и серебром, но мы никогда не смешиваем Бога с золотом или серебром иконы, являющей Его образ. И если самый грешный человек безмерно выше всех литых или живописных его изображений, то сколь же уместнее утверждать это о Боге! Но говоря так, мы отнюдь не умаляем чести святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Конец первой книги возражений Акиндину. notes Примечания 1 Имеется в виду второй подвиг Геракла, когда Еврисфей послал его убить Лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью головами дракона, имевшими свойство вновь отрастать, будучи отрубленными. Но помощник Геракла Иолай зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал своей палицей головы, от этого у гидры перестали вырастать новые головы, и Геракл смог победить ее. 2 Т. е. взятыми из Писания, а не из языческой мифологии. 3 См.: Исх. 7:10–12. 4 См.: Исх. 7:20–22; 8:6–7, 17–18. 5 Исх. 8:9–11. 6 Палама подразумевает здесь малолетнего царя Иоанна V Палеолога, его мать Анну Савойскую и блюстителей трона — патриарха Иоанна Калеку и наварха Алексия Апокавка. ( Примечание издателя.) 7 2 Петр. 2:19. 8 Имеется в виду Ирина (в монашестве Евлогия) Хумнена, вдова царевича Иоанна, сына Андроника II. 9 Ср.: 1 Езд. 4:35–41. 10 1 Кор. 8:7. 11 Имеется в виду произведение «θες» от «θεσθαι». 12 Глаголы «бежать» и «жечь» (θειν и αθειν), к которым свт. Григорий Богослов возводит слово «θες», являются относительными, т. к. бежать можно только куда–или откуда–либо, а не вообще, так же как и жечь можно только что–то. 13 Григорий Богослов, Слово 30, 18, PG 36, 125С–128А. 14 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1, с. 78. 15 Василий Великий, Послание 234, 1, PG 32, 869А. 16 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 4, 13, с. 334. 17 Максим Исповедник, Схолия на трактат «О божественных именах», 2, 5, с. 258. 18 Григорий Богослов, Слово 31, 32, PG 36, 169В. 19 См.: он же, Письмо 101, PG 37, 192В. 20 Григорий Нисский, Против Евномия, 1, 1, PG 45, 416ВС. 21 Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 365А. 22 Он же, Слово 31, 14, PG 36, 149А. 23 Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 1, 28, PG 26, 69B. 24 Он же, Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae, PG 25, 573A; Epistula ad Afros episcopos, PG 26, 1036C; De incarnatione contra Apollinarium, PG 26, 1157D. Ср.: Ин. 1:3. 25

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1432. Свт. Амвросий здесь кратко говорит о патриархе Иосифе, которому посвящен следующий трактат сборника. Святитель особо подчеркивает, что Иосиф прообразовал Спасителя (был продан братьями, жил в Египте, невинный потерпел поношение, но был превознесен выше всех и спас свой род от смерти). 1433. См.: Гал. 3:13. 1434. См.: 2Кор. 5:21. 1435. См.: Ин. 1:29. 1436. См.: Исх. 14:21. 1437. См. пророчества о колене Неффалимове: Ис. 9и след.; Мф. 4:12–17. 1438. См.: Мк. 16:19; Евр. 1:3; 8:1; 12:2; Еф. 1:20; Кол. 3и др. 1439. См.: Быт. 49. 1440. См.: Быт. 40. 1441. В рассказе о смерти пророка Исаии свт. Амвросий опирается на устное предание. В отрывке о преследованиях пророков Божиих в Послании к евреям говорится, что пророки были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча (11. 37). 1442. См.: Иер. 38:6. 1443. См.: Дан. 14:30–39 о пророке Аввакуме, которого ангел перенес из Иудеи в Вавилон. 1444. Ж. Норуа указывает, что некоторые рукописи перед этой фразой содержат надписание: Incipit tractatus pulcherrimus sancti Ambrosii episcopus (sic!) de gloriosa passione Machabeorum et de sancto Eleazaro sacerdote eorum optimo magistro et duce (Nauroy. P. 468, not.). 1445. См.: 2 Макк. 6и след 1446. ridebitur Nauroy: ridebis Schenkl. 1447. Антиох IV Епифан, сирийский царь 175–164 гг. до н. э., захватил Иудею, осквернил храм в Иерусалиме. История сирийского вторжения и восстания за независимость, которое возглавили пять сыновей Маккавеев, изложена в Первой книге Маккавейской. Вторая книга представляет собой краткое изложение исторического труда Иасопа Киринейского. Семь братьев, о которых рассказывает свт. Амвросий, не являются Маккавеями, но названы метонимически, по названию книги. 1448. В речи Елсазара повторяются четыре добродетели: abstinentia, fortitudo, iustitia, prudentia, о которых свт. Амвросий говорит в нескольких своих трактатах (Isaac 6. 65; bon. mort. 10. 44; Ioseph 13. 75) и которые восходят к античной философии, хотя непосредственным источником святителя, возможно, был Цицерон и его трактаты «Тускуланскис беседы», «О пределах блага и зла».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

к. с персидской или нововавилонской эпохой или даже с историей Иудеи до разрушения 1-го храма (подробный разбор и критику подобных трактовок см.: Юнгеров. 1907. С. 184-188). Связь с ветхозаветной повествовательной традицией По замечанию Мура, понятие завета в И. к. интерпретируется в т. н. девтерономистских категориях (см. ст. Исторические книги ), под к-рыми подразумеваются представление о соблюдении завета как о необходимом условии благополучия Израиля и особая значимость, к-рая придается Иерусалиму и иерусалимскому богослужению ( Moor. 1985. P. 60-61). Грех язычников против завета есть грех против дома Божия, «высоты Сиона и дома наследия сынов» (Иф 9. 13) Израиля. Органическая связь И. к. с ветхозаветной девтерономистской повествовательной традицией проявляется также на уровне многочисленных аллюзий и в использовании параллельных сюжетных ходов. Победная песнь Иудифи (Иф 16. 1-17) отражает стихи песни Моисея (Исх 15. 1-21), а заключительный стих И. к. о покое, наступившем после смерти Иудифи (Иф 16. 25), воспроизводит характерное выражение Книги Судей Израилевых «и покоилась земля…» (Суд 3. 11, 30). Этим приемом автор уподобляет Иудифь библейским судьям. Можно говорить об аллюзиях и о параллелях более широкого характера: героиня, победившая сильного противника без человеческой помощи, подобна отроку Давиду, сокрушившему Голиафа (см.: 1 Цар 17), и Аоду, проникшему в стан к моавитскому царю Еглону и убившему врага (см.: Суд 3. 12-30). Некоторые мотивы ВЗ в И. к. получают радикальное переосмысление: ветхозаветное Божественное имя «муж брани» (Исх 15. 3) передано в И. к. как «Господь, сокрушающий брани» (Иф 9. 7). В то же время месть Иуды, Симеона и Левия жителям Сихема, вызвавшая осуждение Иакова (Быт 34. 30), в молитве Иудифи предстает примером добродетели, воздаяния за совершенную несправедливость (Иф 5. 16). Выражение «рукою женщины» (Иф 13. 15) Энгель рассматривает как ироническое переосмысление ветхозаветных выражений «рукою Божией», «рукою Моисея» ( Энгель. 2008.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

там же, XII, 4 15 Св. Григорий Богослов. Песнопение таинственное, Слово 7 16 Ефрем Сирин. Толкование на Бытие 17 Св. Григорий Палама. О страстях и добродетелях. 4. Добротолюбие, т. 5 18 Воспоминанию о грехопадении посвящено последнее воскресенье перед Великим Постом. В поэзии Адамово падение отражено у Дж. Мильтона («Потерянный рай»). 19 См. с. 57 и ч. 3, приложение II. 20 См. ч. 3, с. 406. 21 См. Л. Вулли. Ур Халдеев. М., 1963 22 Блж. Августин. О Граде Божием, XVI, 3 23 Хам в Быт связан с семитами–хананеями. Эта связь — чисто географическая (до прихода Израиля Ханааном владели египтяне). 24 О раскопках развалин Вавилонской башни см. К. Керам. Боги, гробницы, ученые. М., 1960. 25 О Ближнем Востоке в эпоху Аврама см. Б. А. Тураев. История Древнего Востока. Л., 1937, т. I; Э. Церен. Библейские холмы. М., 1966. 26 Т. е. проточною. 27 Дом Божий. 28 См. Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. 1. 29 Читателям этой книги следует знать, что Т. Манн относит время жизни Иоо сифа к XIV в. (Такова одна из исторических гипотез, впрочем, малопопулярр 30 слабые места. 31 См. В. И. Авдиев. История Древнего Востока. М., 1953. 32 Память пророка Моисея Церковь празднует 4/17 сентября. 33 Евр. мидйан, греч. — мадиан, мадиам. 34 Ягве. 35 Эта гора, по–видимому, почиталась священной у окружающих народов. Название Синай, вероятно, связано с именем халдейского бога Сина. 36 Горечь. 37 Искушение и укорение. 38 Господь знамя мое. 39 Под «естественным чудом» мы подразумеваем естественное событие, промыслительно совершившееся в нужный момент. 40 Это не относится к иконе, ибо она либо изображает Бога воплотившегося, либо иллюстрирует Священную историю (Троица в виде трех Ангелов, явившихся Аврааму). Изображение Бога Отца лишь иллюстрирует видение Даниила (Дан 7.9), где Сущий явился мудрецу в виде Старца, «Ветхого днями»; см. ч. 3, с. 294. 41 Исх 20.22–26; 21—23.J–33. 42 Свт. Иоанн Златоуст. Творения, 1850, т. III 43 Горение. 44 Виноградная кисть. 45 См. Всемирная история, т. I. M., 1956 46 Бесславие. 47

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

См. ст. 7. От имени Божиего зависит судьба Его народа. 14 Так говорит Господь. Слова Божий являются ответом на молитву Иеремии в ст. 7–9. народу сему. Господь уже не называет иудеев «Своим народом». 14 не молись. См. 7,16 и ком. В данном случае этот запрет непосредственно вызван молитвой Иеремии в ст. 7–9. 14 поститься... принесут всесожжения и дар. Осуждение формального обряда (ср. Ис 1,11–17 ; Мих. 6,6–8 ). мечом и голодом, и моровою язвою. Впервые появляющееся в этом стихе перечисление бедствий, которые приносит суд Божий ( Втор. 32,24.25 ), встречается в книге Иеремии 13 раз (см., напр., 15,2). 14 пророки. Т.е. те, от кого исходили ложные пророчества о мире (6,1–14; 8,11). Иеремия заступается перед Богом за обманутых ими людей. 14 народ. Моление пророка не достигает своей цели, ибо люди должны были испытывать пророков по пророчествам их ( Втор. 13,2.3; 18,21.22 ). некому будет хоронить. См. 7,33. 14 Ждем мира. Эту надежду вселило в людей учение ложных пророков (ст. 13 и ком.). ждем времени исцеления и вот ужасы. См. 3,22; 30,17. Исцеление будет и нравственным, и физическим. 14 ради имени Твоего. См. ст. 7 и ком. престола славы Твоей. Под этими словами пророк подразумевает храм (см. 4Цар. 19,15 ; ср. 3Цар. 8,27 ). завета Твоего. Пророк вспоминает завет Божий с Авраамом, Исааком и Иаковом ( Быт. 15,12–21; 26,3–5; 28,13–15 ; Лев. 26,42–45 ). Глава 15 15 Моисей и Самуил. Господь напоминает о великих заступниках израилевых ( Исх. 32,11–14 ; 1Цар. 12,23 ) и снова воспрещает Иеремии просить за свой народ (7,16; 11,14), отвергая только что произнесенную молитву пророка (14,19–22). 15 меч... псов... птиц... зверей. См. 7,33; 14,16; ср. 3Цар. 21,23 . 15 за Манассию. Сын царя-преобразователя Езекии Манассия был одним из самых нечестивых царей Иудеи. Его дела, которые не могли загладить даже последующие реформы его внука Иосии, послужили главной причиной постигших Иудею судов, в том числе и изгнания ( 4Цар. 23,26 ). 15 отступил назад. См. 3,22. Я устал миловать. См. 31,20. 15 развеваю их веялом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010