пр. Даниила тотчас падают, как скоро обратить внимание на точное, правильное понимание значения глагола во, употребляемого пророком в данном сказании для обозначения предприятия навуходоносорова. В книгах Писания этот глагол употребляется в значении: приходить, достигнуть цели; он же употребляется и в значении: отправиться, начать или предпринять путь (см. употр. его в последн. значении Ион.1:3 ; Исх.6:11, 9:1, 10:1 и др.). Понимаемый в последнем значении в данном сказании кн. пр. Даниила, он устраняет собой всякое противоречие сего сказания с кн. пр. Иеремии. Сказание определяет только по времени начало похода, и затем сообщает результат его, не определяя при этом времени осуществления этого результата, т. е., не определяя ни времени прибытия Навуходоносора к Иерусалиму, ни времени начала, продолжительности и окончания осады города (ср. Comm. Keil, s. 49–50 Lang. Comm, s. 28). Здесь уместно привести относительно этого пункта соображения Кранихфельда. Исходной точкой для определения значения глагола во он указывает положение лица говорящего или повествующего. Основываясь на местах свящ. Писания, он утверждает, что означенный глагол стоит в значении отправляться, предпринимать путь, как скоро повествующий о предпринятом движении находится сам в исходном пункте этого движения, и наоборот, глагол во стоит в значении придти, достигнуть цели движения, как скоро повествующий о нём находится сам в том месте, куда направлялось означенное движение. Применяя затем это правило к сказанию 1 гл ст. 1 кн. пр. Даниила, Кронихфельд говорит: «для состарившегося здесь (в Вавилоне) иудея (т. е. пр. Даниила) именно первоначальное вступление угрожающего погибелью и приносящего её отечественной земле, прямо ли он (враг) пойдёт на столицу этой земли, или же на окрестности её, естественно должно было быть замечательнейшим событием, значение которого во всяком случае он (в Вавилоне живший иудей) лучше мог понять, чем на далёком западе (в Палестине) живший соотечественник, особенно когда этот поход предпринимаемый обозначал собой обильное по своим последствиям начало, приведшее к пленной катастрофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

14:5–7. География завоеваний царей Востока. Завоевания представлены в обычном для исторических хроник виде. Маршрут завоеваний проходит с севера на юг вдоль так называемой «Царской дороги» – главной артерии Трансиордании, соединяющей север и юг восточнее долины Иордана. Аштероф-Карнаим был главным городом региона, расположенного к востоку от Галилейского моря и населенного рефаимами. Об этом народе практически ничего неизвестно, равно как о зузимах и эмимах, хотя всех их отождествляют с «народом высоким», жившим на этой земле во времена завоеваний Иисуса Навина (ср.: Втор. 2 ). Следующим объектом завоевания был Гам в северном Галааде. Шаве-Кириафаим после раздела земли между коленами Израиля находился на территории Рувима, граничившей с Моавом. Хорреи жили южнее, в регионе, известном впоследствии как Эдом. Дойдя до прибрежных областей Акабского залива (город Эл-Фарран ­­ Эйлат?), завоеватели повернули на северо-запад и сразились с амаликитянами в районе Кадес-Варни (называвшегося в то время Ен-Мишпат) и амореями на юге горной страны. Этот путь привел их к городам долины, расположенным южнее и восточнее Мертвого моря. Местоположение городов Содом и Гоморра точно не установлено, хотя некоторые считают, что их остатки находятся в нижней части Мертвого моря (см. коммент. к Быт. 19 ). Прежде чем потерпеть поражение от Аврама, четыре царя после битвы в долине Сиддим прошли вдоль западного берега Иордана до Дана, расположенного на крайнем севере Ханаанской земли. 14:10. Смоляные ямы. В этой области, столь богатой битумом, что огромные его количества всплывают на поверхность Мертвого моря, часто встречаются смоляные ямы. Слово, переведенное как «ямы», обычно используется в Ветхом Завете для обозначения колодцев, вырытых человеком. Очевидно, ямы, вырытые в долине Сиддим для добычи битума, послужили царям убежищем (правильнее было бы «они спустились», а не «упали в них»). 14:13. «Еврей». Аврам назван здесь «Аврамом Евреем». В древнейшие времена определение «евреи» применялось к ним только со стороны иноземцев. Так египтяне называли Иосифа (напр.: 39:14–17) и рабов-израильтян ( Исх. 2:11 ), так отрекомендовался Иона корабельщикам ( Ион. 1:9 ), так называли израильтян филистимляне ( 1Цар. 4:6 ) и т. д. Некоторые исследователи полагают, что в подобных ситуациях определение «евреи» обозначает не этническую, а социальную принадлежность людей, известных как «хабиру» по многим древним текстам, в которых они обычно изображаются как обездоленные изгнанники.  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Различие между этою книгою и прочими пророческими книгами в том только, что она пророчествует в прообразовательных действиях; тогда как прочие книги пророчествуют в проповедях, или речах. Следовательно книга пророка Ионы по праву занимает назначенное ей составителями канона место. Фактическая достоверность книги, т. е. то, что содержание книги не есть миф, или параболическое произведение, притча, или же описание некоторых символических действий, пережитых пророком в духе, а есть чисто исторический рассказ о событиях, действительно совершившихся в жизни пророка, основывается на следующих данных: а) В книге содержится много исторических и географических черт исторического характера. Посольство, наприм., Ионы в Ниневию вполне соответствует тому времени, когда только что наступили первые соприкосновения Израиля с Ассуром ( Ос.5:13, 10:6 ) и когда 12 лет только спустя по смерти Иеровоама II, во время царствования Менагема (Манаима) уже чрез Ассириан начала обрушиваться над царством Израилевым угрожаемая ему пророком погибель. Описание величины Ниневии ( Ион.3:3 : «на три дня пути») вполне согласуется со свидетельствами об этом предмете древних историков. По Страбону (XVI,1,3) Ниневия была больше Вавилона, имевшего по его сказанию, 365 стадий в окружности; тогда как Ниневия, по сказанию Ктезия у Диодора Сицилийск. (11, 3), имела в окружности 480 стадий, или около 100 верст. Между тем Геродот (V, 53) дневной путь полагает во 160 стадий (см.Ист.13.3.Богосл. с. 401); следовательно 480 стадий составляют пространство трехдневного пути. Новейшие раскопки и прежде всего плодотворныя открытия Англичанина Лейярда убедительнейшим образом подтверждают свидетельство древних. В следствие этих раскопок между прочим открыто, что Ниневиею назывался в древности и один отдельный город, и целый участок земли, имеющий в окружности около 17 Прусских миль, расположенный в виде трапеции. Принимая во внимание четыре группы развалин, находящиеся при селениях Нимруд, Куюнджук, Хорсабад, и Карамлес, полагают, что на тех местах, где ныне находятся эти развалины, в древние времена цветущего состояния царства Ассирийского стояли города, или лучле, как называет их Лейярд, кварталы, части одного и того же города Ниневии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

27 Юстиниан (Марина Ион); (22 февраля 1901 – 26 марта 1977) – румынский патриарх с 1948. 445 Юферов Н. Л.; (около 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 359, 364, 367 Яворский Михаил Семенович; (1888 – 1937). Родился в с. Собчино Семеновского у. Нижегородской губ. Окончил Уфимскую ДС (1912), Петроградскую ДА (1916) и Археологический институт. Женился на дочери свмч. протоиерея Философа Орнатского – Вере. 27 марта 1916 рукоположен во священника. В 1916–1923 служил настоятелем церкви св. вмц. Екатерины на Васильевском острове. Подвергался арестам в 1922 (был оправдан) и 4 февраля 1924 по делу «Спасского братства». Приговорен к 3 годам лагерей, отбывал срок на Соловках. Освобожден 26 июля 1927, проживал в Любани. Вновь арестован 30 января 1930. Приговорен к 10 годам лагерей. Отправлен в Соловецкий лагерь. Расстрелян. См.: Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 335; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 617. 197 Ягодкин Вячеслав Дмитриевич. Окончил Олонецкую ДС (1908). С 1908 – учитель Шимозерской церковно-приходской школы Лодейнопольского уезда; с 1909 по 16 августа 1911 – учитель образцовой школы при Олонецкой ДС; с 11 мая 1912 – псаломщик Соломенской церкви Петрозаводского уезда. 137 Ягодкин Дмитрий Павлович; (25 октября 1849 – 26 сентября 1912). Окончил Костромскую ДС (1872) и С.-Петербургскую ДА (1876), к. б. С 4 сентября 1876 – преподаватель общей и русской гражданской истории Олонецкой ДС. Одновременно с 4 сентября 1881 преподавал те же предметы, а с 7 сентября 1900 – и географию в Олонецком епархиальном женском училище. Член-учредитель Александро-Свирского братства. Сотрудничал в Олонецких Губернских и Олонецких епархиальных ведомостях; писал стихи. После 1905 выступал со статьями охранительно-националистического направления: «О правах и обязанностях человека».//ОЕВ. 1906. 9. С. 361–365; «Об источнике истинного народного величия» – ОЕВ. 1906. 17. С. 614–617; «О великом значении патриотизма в судьбе народов и государств» – ОЕВ. 1908. 18. С. 400–406 и др. Отпевание его в Крестовоздвиженской кладбищенской церкви Петрозаводска 28 сентября 1912 возглавил ректор ДС – протоиерей Н. К. Чуков. По отзыву Ф. Н. Белявского, ревизовавшего Олонецкую ДС в 1907/08 учебном году, Д. П. Ягодкин, как преподаватель, «сильно устарел; пользуется традиционными учебниками Иловайского, ставя в большую заслугу автору их то, что в учебниках этих есть немало поучительных рассказов. Почти все преподавание сосредоточено на преподавании внешней истории. Объяснения наставника не всегда отличаются полнотой, обстоятельностью, в общем преподавание все же можно признать удачным, имея в виду искреннее старание его воспитать чрез преподавание истории патриотизм и развить нравственное чувство».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Се бо царствие Божие внутрь вас есть. Внутри фарисеев, с которыми беседовал Господь, еще не было царства Божия, и потому слова Его должно понимать лишь в смысле указания, куда должен устремлять внимание ищущий сего царства, где должно и можно видеть его насаждение и плоды: внутри самого человека. Оно приходит во всякую душу, проникнутую покаянием и смирением, извне приходит, насаждается и укореняется чрез проповедь и таинства, с верою приемлемые. Слова Иисуса Христа отнюдь не опровергают учения о царстве Божием, как о видимой Церкви. Оно, действительно, внутри нас, так как имеет целью внутреннее освящение человека, а посему и наступление его для каждого отдельного человека узнается потому, когда в душе его наступает правда, мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Но оно есть царство, приходящее извне и извне поддерживаемое чрез проповедание истинного учения, чрез таинственные действия, посредством которых человеческому существу подается благодатная жизнь. Лк. 18:15–16 . По какому побуждению ученики Христовы запрещали приносить ко Христу младенцев? Вероятно по тому, что Ему, как им казалось, достаточно было труда с большими, и младенцев можно было ставить, как не стоющих внимания по возрасту, и ни к чему неспособных по неразумию и безсилию. Но Господь, напротив, зовет к Себе младенцев, а учеников вразумляет, говоря: оставите детей приходити ко мне, и не браните им: таковых бо. есть царствие Божие. Замечательно то, что евангелист говорит: приносили младенцев (ср. Мк. 10:13 ), а Господь говорит, что дети приходят к Нему. Значит, младенцы сами приходили ко Христу, хотя их и приносили: по причине их слабости они были приносимы на руках, а по вниманию к их склонности быть Христовыми можно было сказать, что они сами приходили. Посему, когда младенца приносят к купели крещения, мы говорим, подражая Христу, что младенец сам приходит (см. последование крещения). Человеческая душа, хотя и поврежденная, знает своего Творца и Владыку, и как растение обращается листьями и цветами к солнцу, так и детская душа ищет Света вечнаго, Солнца правды. – Вы пренебрегаете ими, как неразумными, как бы так говорит Господь, а между тем вы должны им подражать в кротости, простосердечии и покорности: таковых бо есть царствие Божие (ср. Мф. 18:3–4 ). В Церкви нет людей совершенных: один умен, да горд; другой неразумен, но кроток и смирен сердцем. Если каждого отстранять от спасения за тот недостаток, который ему свойствен, то не будет и спасаемых. Но для того Господь и повелел спасаться в Церкви, чтобы в ее общении недостатки одних восполнялись достоинствами других, безсилие слабых силою крепких, неразумие детей разумом тех, кто их воспитывает и кто перед купелью крещения устами исповедует за них распятаго Христа. Ради кротости младенцев наших Христос простит нам нашу гордыню и самомнение (ср. Ион. 4:11 ), а ради нашего разумения и исповедания призрит на их неразумие и безсловесие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

(ст. 10). Иудеи многочисленными горькими опытами должны уже познать непреложность Божественных глаголов и обетований: каждый раз, как только они уклонялись с пути истины и добра, Господь грозил им, разного рода, казнями, как то: бесплодием, напрасностью трудов, опустошительной войной и пленом, – и, если они не исправлялись, всегда приводил Свои угрозы в исполнение. И, недавно возвратившиеся из плена, иудеи, уже имели случаи испытать на себе непреложность Божественных глаголов: пока они не слушались пророков, убеждавших их к созданию храма, они находились в самом плачевном положении, – труды людей не увенчивались успехом, и работа скотов пропадала даром, и все, вообще, общественные связи и обороты прекратились по недостатку внешней безопасности, доверия и приязни друг к другу (сравн. Агг. 1:7, 9–11; 2:15–19 ) 155 . Но, если непреложен Господь во гневе Своем, то ужели Он не будет верен обетованиям благости Своей, когда самый гнев Его претворяется на милость, при исправлении людей (см. Ион. 3 и др.)? А Господь обещает, что теперь, когда Он будет обитать в Иерусалиме, как граде истины, Я не таков, говорит, буду, как в прежние дни, для остатка народа сего – так говорит Иегова воинств. Ибо сеяние мира будет 156 , – т. е. внешняя опасность не будет препятствовать трудам людей 157 , – и виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса дадут росу свою, и все сие дам в наследие остатку народа сего ( Зах. 8:11–12 ; сравн. Лев. 26:4 и след.; Пс. 67:7; 84:13 ; Быт. 27:28 ; Втор. 33:28; 28:51 ; Иер. 5:17 ; Ис. 65:21–22 ); потому что при постоянном хождении людей путем истины и правды, не будет причин к тому, чтоб посылать на них бесплодие и засуху 158 . И подобно тому, как вы были прокляты средь народов, дом Иýды и дом Израиля, – так теперь, когда Я вас спасу, вы будете благословенны. (ст. 13). Доселе, вследствие превращения благословенной, прекрасной страны обитания вашего в пустыню и собственного вашего рассеяния, которому подвергнул вас Господь за нечестие ваше, – самое имя ваше сделалось презренным у языческих народов, и, кто хотел пожелать самого большого вреда врагу своему, тот желал, чтобы с ним случилось то же, что с нечестивыми иудеями (сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Такая жизнь будет дарована посредством веры праведника ( беемунато). Что последнее имя – эмуна в данном случае означает именно веру и упование 3 на Бога и Его спасение (а не человеческую честность и праведность, как изъясняли некоторые толкователи рационалистического направления), это очевидно как из контекста данного места, ст. 3–4, в котором говорится только об отношениях человека к Богу, так и из других ветхозаветных мест, где это же слово ( эмуна), как и глагол одного с ним корня (именно, в форме Гиф. геэмин) означает в техническом смысле веру в Бога ( Быт 15.6 ; Исх 14:31, 19:9 ; Чис 14:11, 20:12 ; Втор 1:32, 9:23 ; 4Цар 17:14 ; 2Пар 20.20 ; Ион. 3.5 ; Ис 43.10 и др.) причем обычно счастье жизни и спасение поставлялось в зависимость от веры ( 2Пар 20.20 ; Ис 28.16 и др.). Так толковало рассматриваемое место и древнееврейское предание, как дают видеть сохранившиеся его следы в Талмуде и у отдельных раввинов (Babul, Gemara, tr. Makkot f. 24a), Важнее же всего то, что такое понимание из ветхозаветной церкви перешло и в новозаветную и утверждено троекратным свидетельством св. Апостола Павла: Рим. 1.17 ; Гал. 3.11 ; Евр. 10.38 , причем в последнем случае апостол приводит слова пророка ст. 4 по переводу LXX и притом с перестановкою двух половин стиха одной на место другой. Перевод LXX-mu отличается в передаче ст. 4 тем, во-первых, что в первой половине стиха говорит не о надмении врага, а о сомнении, колебании, недостатке веры (в самих евреях же), и, во вторых, во второй половине стиха имеет «верою Моею» (а не «своею»), хотя многие кодексы не читают μου (см. код. 26, 36, 42, 49, 62, 68, 70, 86, 87, 91, 97, 228, 240, 310, 311 у Гольмеса). Первая особенность имеет место и в Вульгате и в славянск. перев. ( «Аще усумнится, не благоволит душа Моя в нем, праведник же от веры жив будет»). Ст. 4-м, изображающим самую суть предлежащего Израилю подвига, собственно заканчивается Божественный ответ Аввакуму, и пророк и теперь, как и ранее ( Авв 1.12 ), присоединяет к нему свое пространное размышление о полученном им на Божественной страже откровений ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

251 Все согласны в том, что Фарсис, или Тарсис, означает Испанию. У ( Иез.27:12 ) есть указание на торговлю Тарсиса с Тиром и на обилие металлов; из ( Пс.71:10 ) видим положение, отдаленное от Палестины на западе. Пророк ( Ион.1:3 ) хочет бежать от лица Господня, посылающего его в Ниневию, и для того он отправляется в Иоппию (ныне Иаффа) и садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис. Наконец, город Тарсис, или Тартессий, в Испании, колония финикийская, указывает на тождественность Фарсиса с Испанией. В древности Тарсис была греческая колония, подпавшая впоследствии под владычество Тира и сделавшаяся финикийской колонией. 252 В ( 1Мак.1:1 ) Александр Великий называется исшедшим из земли Хиттиим и потому, а равно по сходству имен Макетта, или Макеттия, с именем Киттим, думают, что оно должно означать Македонию. С этим соглашаются и пророчества ( Ис.23:1 ) и ( Иез.27:6 ), о земле и островах Киттим. Но не лишено будет интереса упомянуть о мнении Бохарта, который относит пророчества Валаамово ( Чис.24:24 ) и ( Дан.11:29, 30 ) к Римлянам, и думает, что Лациум есть перевод арабского Кетим, что значит сокрытый. Dubois do Montpereux, напротив, думает, что Киттим означает остров Кипр с городом Китиим, но что, впрочем, это имя употреблялось Евреями как собирательное, означая все острова Греции. 253 По некоторым спискам Роданим, что намекает на остров Родос, а по переводу автора Зап. на Кн. Бытия, Доданим, что напоминает Додону, известное прорицалище в Эпире. «Древность прорицалища Додонского засвидетельствована Геродотом (, II, с. 52). Прорицания давала, по сказанию Египтян, жрица, а по рассказам Додонских жрецов – голубица; это разноречие объясняется, говорит автор Записки на Кн. Бытия, финикийским или еврейским именем Иаваниф, или Иониф, которое может означать и женщину от племени Иавана и голубицу (см. Город., кн. II, гл. 50–57). Duboix de Montpereux думает, что под именем Додоним надо разуметь всех Греков материка, т.е., Эпира и Фессалии, и в этом смысле Додоним есть синоним Дорийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Когда духовник нам определенно, со властию говорит что-либо о будущем, то опять мы это принимаем несколько иначе, чем Вы; прежде всего относимся проще, с верою, не пытая ни сроков, ничего дополнительного к сказанному не требуем; ибо знаем, что сам по себе человек будущего не может знать; если он сказал это по дару благодати, то что сказано, то и сказано. К тому же мы знаем, что и пророчества, определенно исходящие от Бога, не обязательно исполняются, но очень часто условно, а очень часто и выражаются условно — «аще». [Пример:] пророк Иеремия (Иер.18:7—11).    Мы знаем, научаемые Священным Писанием, что если вознерадим или возгордимся, то отнимется от нас обещанное благо, как у Саула — царство (см. 1Цар.15:28)), и наоборот, если покаемся, то избежим предсказанного зла, подобно Ниневии (см. Ион.3:10). Так что каждый раз получается для нас одно, а именно: «Бога бойся и заповеди Его храни» (Еккл.12:13). В этом вся мудрость. А что будет со мною, доброе или худое, то все это в руке Божией.    Один иеромонах нашего монастыря рассказывал мне о себе. Однажды утром, когда он еще лежал в постели, к ним в дом пришел некий благочестивый муж, подвижник (они были знакомы очень мало). И вот сей подвижник подошел к нему, тот приподнялся, сел в постели и от смущения и ради приветствия наклонил голову. Подвижник стал его «рукополагать» (положил руки на голову). Считая себя недостойным священного сана, ныне отец X. отстранил его руки, но тот вторично сделал то же самое; тогда отец X. смирился — «буди воля Господня» — противиться нельзя. После этого «рукоположения» (все проходило в молчании) отец X. прожил более двадцати лет в миру, но когда ему, еще совсем молодому юноше приходило желание «развлечься», подобно своим друзьям, то он удерживал себя всегда от всякого нецеломудренного поступка или прикосновения словами: «Что ты делаешь, ведь ты будешь иеромонахом». И это исполнилось над ним чрез сорок или даже более лет. Теперь он иеромонах.    К старцу отцу Силуану лет двадцать тому назад пришел один только что приехавший на Святую Гору монах нашего монастыря и стал ему говорить, что «вот жена моя требует, чтобы я возвратился»; отец Силуан спросил его: «А сам-то ты как к этому относишься? Хочет сердце твое возвратиться к ней, или хочешь быть монахом?» — «Хочу быть монахом».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

Будем благодарны и признательны матери нашей Церкви за ее великое попечение о нас; будем благоговейно пользоваться тем, что она освящает; назидаться тем, чем она желает вразумлять. И да не уподобимся тем, нечестивцам, о коих сказано: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего, Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша. Увы, язык грешный! ( Ис.1:3-4 ). Аминь. Беседа четырнадцатая. Моления Церкви о плавающих и путешествующих «О плавающих и путешествующих Господу помолимся» (сугубая ектения). Ах, как не молиться нам, братие возлюбленные, об этих людях, которые вверяют себя и жизнь свою непостоянной стихии водной или пускаются в дальний путь для пропитания себя, своей семьи и для пользы своих соотечественников! Где более опасностей, как не на море? Кто когда был совершенно уверен, что, отправляясь в неверную дорогу, он не встретит никаких бедствий? Возвращается пророк Господень из чужого города на свою родину; на пути встречает его лев и умерщвляет, а тому, кому досталось погребать кости мертвого, оставалось только рыдать и взывать: Увы, брате ! ( 3Цар.13:30 ). Идет некий странник из Иерусалима в Иерихон; дорогою нападают на него разбойники, все отнимают, наносят глубокие раны и оставляют едва жива суща ( Лк.10:30 ). Бежит Иона от лица Божия в Фарсис на корабле — и бысть буря великая в мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися , и раб Господень ввержен в море, как ослушник воли Божией (см.: Ион.1:4 ). Трикраты корабль опровержеся со мною , — говорит святой апостол Павел о своем мореплавании, — нощь и день во глубине сотворих ( 2Кор.11:25 ). И все апостолы некогда подвергались на море такой опасности, что принуждены были, в ужасе, умолять Господа: Господи, спаси ны, погибаем ( Мф.8:25 ). Если пророки и апостолы, с которыми всегда была рука Господня, на суше и на море, не всегда были безопасны от тяжких злоключений, то могут ли не опасаться их простые путешественники? Посему-то Святая Церковь, всеми мерами заботясь о том, чтобы, с одной стороны, предохранить детей своих от бедствий в пути, с другой — чтобы соделать его безопасным и счастливым, положила особенные молитвы и чины: для путешествующих на суше, для ладий и кораблей, на коих предприемлется путешествие водами, для мореплавателей. Чин благословения в путешествие

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ob-otn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010