Агнец зацепляется за дерево, держимый рогама; единородный для себя самого несет дрова ко всесожжению: видишь ли, как все носящий глаголом силы (Евр.1:3) Сам и несет бремя наших дров - грехов, и древом воспринимается, неся как Бог и возносимый как Агнец? Так Дух Святой образно разделил великое таинство между обоими - возлюбленным сыном и вместе указанным агнцем, чтобы показать в агнце таинство смерти, в единородном же - жизнь, не разрушаемую смертию. Если хочешь взять и самого Моисея, воздеянием рук изображающего крест и этим знамением обращающего в бегство Амалика (см.: Исх.17:11–13), то можешь видеть осуществление этого образа и Амалика - покоряющимся кресту. Имеешь и Исаию, немало приносящего тебе для уяснения настоящей благодати. Ибо от него ты преднаучен о безневестной Матери, о безотчей плоти, о безболезненно рождающей, о нескверном рождении. Так говорит пророк: се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф.1:23; Ис.7:14). Что же касается до того, что деторождение было безболезненно, то прежде узнай, что так и надлежало тому быть. Так как всякое наслаждение соединено со страданием, то совершенно необходимо, чтобы когда из этих двух нераздельно мыслимых состояний нет одного, не было и другого; где страстное удовольствие не предшествовало рождению, там не последовало и болезни (рождения). Эту мысль подтверждает и пророческое слово: прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол (Ис.66:7); или, как сказал другой толкователь, прежде нежели мучилась родами, родила. От этой, говорит пророк, Девы Матери, Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его... велика совета Ангел (Ис.9:6). Сей сын яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Ис.53:7). Лучше же, как сказал Иеремия, он яко агня незлобиво ведомо на заколение. Он есть тот хлеб, в который влагают древо враги хлеба и древа (Иер.11:19). Наиболее же очевидное и ясное указание получаем от пророка, чрез которого ясно преднаписано таинство, - говорю об Ионе, безвредно сокрывшемся в ките и без болезни изшедшем из кита и тремя днями и столькими же ночами, проведенными во внутренностях кита, преднаписавшем пребывание Господа во аде (см.: Ион.2:1–11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/711/...

Оба эти момента внутренно связаны и обусловлены. Архитектоника целого может быть охарактеризована музыкально, как три постепенно нарастающие волны: 1) Молитва пророка Ионы, 2) Благодарственная песнь евреев, на Иудейском переходе через Чермное море, З) Песнь чудесно избавленных от огня трех отроков в пещи. Такое нарастание вполне соответствует и содержанию текстов. Третья волна (песнь трех отроков) – уже не спадает, она приводит к самому воскресению, о котором повествует дальнейшая служба, с Воскресным Евангелием в центре. Величественное здание Великосубботних Паремий открывается чтением первых трех глав книги Бытия. Смысл этого чтения сосредоточен вокруг священного числа три, возглашаемого в конце паремии: «И бысть вечер и бысть утро, день третий» ( Быт.1:13 ). Три первых основных дня древнего творения соответствуют и трем дням Творения Нового – времени животворного пребывания И. Христа во гробе. Причем первый день – выход бытия-мира из недр небытия соответствует и прообразует воскресение Спасителя из Мертвых (см. еп. Виссарион Т. III, стр. 13). Вторая паремия – из книги пр. Исаии ( Ис.60:1–16 ). Эта паремия пророчествует о славе Церкви Христовой («Нового Иерусалима»), начавшейся с воскресением Христовым. Третья паремия – из кн. Исхода ( Исх.12:1–11 ). В ней изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи (пасхального Агнца). Читается эта паремия здесь потому, что Пасхальный Ветхозаветный Агнец есть прообраз Новозаветного Пасхального Агнца – Господа Иисуса Христа. Четвертая паремия – из книги пророка Ионы ( Ион.1:1–16, 2:1–11, 3:1–10, 4:1–11 ). Первая часть этой паремии изображает путешествие Ионы, бурю, ввержение Ионы в море по жребию и поглощение его китом. Вторая часть – молитва во чреве китовом и извержение Ионы на сушу. На этот образ или предъизображение Сам Христос указал книжникам и фарисеям, просившим у Него знамения: «Род лукавый и прелюбодейный, сказал Он, знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка; якоже Иона бе во чреве китове три дни и три нощи, тако подобает быти Сыну Человеческому в сердце земли три дня и три нощи» ( Мф.12:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И так прообразовательный смысл есть в книгах ветхого завета. Но чтобы толкователь этих книг искал прообразовательного смысла только там, где он есть, и не искал там, где его нет, для сего он должен иметь в виду следующие признаки: 1) Сверх буквального смысла, имеют смысл прообразовательный все те места ветхого завета, в которых Иисус Христос и Апостолы указывают прообразы. Напр. повествование о тридневном пребывании Ионы во чреве китовом ( Ион.2:1 ) имеет прообразовательный смысл: потому что сам Иисус Христос изъясняет оное о своем тридневном пребывании в сердце земли ( Мф.12:39,40;16:4 ). Равным образом повествование о Мелхиседске ( Быт.14:18–20 ) имеет прообразовательный смысл: потому что Апостол Павел доказывает им, что священство Иисуса Христа есть вечное, которому не будет преемства ( Евр.6:20–7:25 ). Священное Писание указывает также прообразы: в обрезании ( Быт.17:9–14 . сн. Кол.2:11 ), в переходе Израильтян чрез Чермное море ( Исх.14:22 ; сн. 1Кор.10:1–2 ), в манне ( Исх.16:14,15 ; сн. Ин.6:31 ), в воде, изведенной из камня ( Исх.17:6 ; сн. 1Кор.10:4 ) и мн. др. – В откровении Иоанна, предсказание Исаии о падении Вавилона, или царства неприязненного народу Божию, представляется прообразованием падения духовного Вавилона, или царства антихристова, при конце веков ( Откр.17:3–5; 18:2 ; сн. Ис.21:1–9 ; Откр.18:17–18 ; сн. Ис.47:7–11 ). 2) Когда именем какого-либо ветхозаветного лица или предмета называется в новом завете другое лице или другой предмет: то должно заключать, что первые было образами сих последних. Так Иисус Христос у Апостола называется вторым Адамом ( 1Кор.15:45 ), агнцем пасхальным (5:7), очистилищем (λαστριον, Рим.3:25 ): посему Адам, пасхальный агнец и очистилище прообразовали собою Иисуса Христа. 3) Когда в новом завете целому напр. роду ветхозаветных предметов усвояется значение прообразовательное: то, без сомнения, и части сего целого или виды известного рода имеют также прообразовательное значение. Если весь обрядовый закон Моисеев имел сень грядущих благ ( Евр.10:1 ), то есть, оттенял на себе будущие тайны царства Христова; то справедливо можно заключать о прообразовательном смысле в различных видах и принадлежностях обрядовых, как-то: в жертвах, омовениях, вещах, употреблявшихся при совершении обрядов, в лицах, временах, священных местах и проч. Подоб. пример см. в Христ. чт. част. 46, стр. 210–225.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1548 Еп. Феофан. Предисловие к писаниям преп. Анатолия Великого//Добротол. T. I. С. 5—6. 1549 Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 387. 1550 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 50. С. 240—241. 1551 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. С. 516—519. 1552 Преп. Нил Синайский. Там же, п. 241. С. 366. 1553 Преп. Исаак Сирин. Слово 91. 1554 Старческ. советы. С. 479. 1555 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 318 и 326. С. 573—575, 585. 1556 Е. Поселянин. Русские подвижники XIX в. СПб., 1900. С. 60. 1557 Свт. Варилий Великий. Творения. Ч. VII. М., 1854, п. 201. С. 80. 1558 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 132. 1559 Старческ. советы. С. 540. 1560 Преп. Исаак Сирин. Слово 48. 1561 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. III, п. 248. С. 221. 1562 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. II. С. 227—230. 1563 Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. IV. М., 1862. С. 28. 1564 Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. II. СПб., 1912. С. 126. 1565 Свт. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Господа, § 5//Христ. Чтен. 1847. Т. III. С. 171. 1566 Игум. Антоний. Письма, п. 5. С. 6. В наше время рождается много всякого рода уродов, ненормальных, больных детей — как наказание за грехи и нечестие родителей. 1567 Созомен. Церковная история. Кн. 1, гл. 14. 1568 Триодь Постная. Неделя Ваий, утр. 1-й седал. по 1-й кафизме. 1569 Преп. Симеон Нов. Богослов. Божественные гимны. Серг. Пос. 1917. С. 150. 1570 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 14, § 14 на посл. к Филип. 1571 Свт. Григорий Двоеслов. Беседа 21 на прор. Иезекииля. 1572 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 774—776. 1573 Древний Патерик, гл. 10, § 6. 1574 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 130. С. 605. 1575 Древний Патерик, гл. 18, § 41. 1576 Христ. Чтение, 1842. Ч. II, июнь. 1577 См. Четьи-Минеи, 14 янв. 1578 Во многих местах Свящ. Писания словом «зло» означаются прискорбные случайности и бедствия, попускаемые Богом, не потому, чтобы они в существе своем были, зло, но потому что чувствуются (воспринимаются) как зло теми, кому на пользу посылаются (Ср.: Ис.45:6—7; Ам.3:6, Евр.12:6—7, 1. Ион.3:10; Иер.11:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

б) «И положу (оставлю, греч. καταλεψω) на них знамение и спасенных из них пошлю к язычникам в Фарсис, в Фуд, в Луд, в Мосох, в Фовел, в Элладу и на дальние острова, которые (т. е. язычники) не слышали имени Моего и не видели славы Моей (ср. Ис. 52:15; 61:1 ), – и они (т. е. посланные) возвестят славу Мою среди язычников» (19 ст.). Здесь речь идет о распространении веры Христовой среди язычников первыми последователями Христа. Но кто эти последние: уверовавшие ли во Христа иудеи или же первые последователи Христа из язычников, это недостаточно ясно. Можно, впрочем, разуметь и тех и других. О призвании язычников в церковь Христову чрез уверовавших во Христа иудеев пророк уже говорил выше (см. Ис. 11:14 ). Вместе с уверовавшими иудеями несомненно трудились в деле евангельской проповеди и уверовавшие из язычников. Такими проповедниками евангельского учения были несомненно многие из тех язычников, которые были свидетелями чудесного события в день первой христианской пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян. 2:6–12, 41–43 ). – Оставлю (положу) на них знамение и послю от них спасенных во языки, – из этих слов видно, что из уверовавших во Христа спасенные получат некоторое особенное знамение от Бога и посланы будут с проповедью к язычникам. Значит, не все уверовавшие будут посланы, но только спасенные из уверовавших, т. е. уверовавшие верою живою и действенною ( Иак. 2:17–26 ), и эти только будут иметь на себе некоторое особое знамение от Бога. Какое же это знамение (τ σημεον)? На основании некоторых мест Св. Писания под знаменем здесь можно разуметь вообще чрезвычайные дары Св. Духа и в частности дар чудотворений ( Мк. 16:17, 18, 20 ; Евр. 2:4 ; 2Кор. 12:12 ). Фарсис – это, по Иосифу Флавию, Тарс, город Киликийский в который хотел отправиться пр. Иона из Иоппии ( Ион. 1:3 ) и который был родиною ап. Павла ( Деян. 9:11, 21, 39; 22:3 ); а по другим Тартес, город Испанский, при устье реки Гвадалквивира (ср. выше примеч. к 2 главе); и наконец – по мнению некоторых, это Карфаген Африканский.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

К просвещению, т.е. к святому крещению, о готовившихся ектения и молитва в литургии Преждеосвященных Даров изложены после ектении об оглашенных. Песни Священного Писания, читаемые перед тропарями канонов. Песни Священного Писания, которые содержатся в Библии и служат образцами для песней канона, суть следующие: первая, воспетая Мариамою, сестрою Моисея, по переходе евреев чрез Чермное море: «Поим Господеви славно бо прославися» ( Исх. 15:1–19 ); вторая – Моисея, во время шествия в пустыне: «Вонми небо, и возглаголю» ( Втор. 32:1–44 ); третья – Анны, матери пророка Самуила: «Утвердится сердце мое во Господе» (1Цар. гл. 11); четвертая – пророка Аввакума: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» ( Авв. 3:2–20 ); пятая – пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» ( Ис. 26:9–20 ); шестая – пророка Ионы: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу» ( Ион. 2:1–7 ); седьмая – трех отроков: «Благословен еси Господи, Боже отец наших» ( Дан. 3:26–56 ); восьмая – тех же отроков: «Благословите вся дела Господня Господа» ( Дан. 3:57–72 ); девятая – Богоматери: «Величит душа моя Господа» ( Лк. 1:46–55 ) и Захарии: «Благословен Господь, Бог Израилев» ( Лк. 1:68–79 ). Стихи этих песен положено петь на утрени перед каноном. Они составляют собою припевы к тропарям канонов. Стихи песней и называются припевами. Слова первой песни Священного Писания, различно переставленные, т.е. «Господеви поим» и «Поим Господеви», служат в богослужебных книгах для обозначения различия непраздничного и праздничного стихословия песней Священного Писания. Непраздничное стихословие обозначается словами «Господеви поим», а праздничное – «Поим Господеви» (см. Поим Господеви). Разрешительная молитва. Иерей произносит ее в таинстве покаяния при разрешении кающегося от грехов. Над разрешаемым от запрещения молитва. Она произносится иереем при разрешении запрещения, которое было положено не самим кающимся, а духовником. Молитва находится в Большом Требнике. Рядовой, по ряду. Эти слова прилагаются ко всем тем песнопениям и чтениям, которые назначаются при богослужении одни за другими, по известному порядку. Так, следуют по ряду: гласы Октоиха, рядовые чтения из Апостола и Евангелия. Также употребляется название «рядовой святой». Оно означает того святого, которому по рядовому указанию месяцеслова празднуется в известный день. Тропарь, кондак рядового святого принадлежат этому святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Великий канон. Творение святого отца нашего Андрея Критского , Иерусалимского, глас 6 Канон – наиболее поздний тип византийского песнотворчества, в настоящем своем объеме и формах (9 песней, состоящих каждая из одного ирмоса и нескольких тропарей) оформившийся в VIII–IX вв. Это сложная цепь разных ветхозаветных гимнов, переплетенных с христианскими песнопениями. Этот тип гимнографического творчества полюбился византийским писателям; первые попытки составления канонов легко нашли себе подражателей, и очень быстро каноны заняли в богослужебном обиходе первенствующее место, совершенно вытеснив из употребления кондаки. Как утверждается в литературе, во время жизни преподобного Андрея Критского именования «канон» как такового не имелось; Великий канон назывался стихирой, или «стихирами Святоградца», так как за преподобным Андреем сохранилось также имя Иерусалимлянина (см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М., 2005. С. 121). Библейские песни представляют собою обоснование канонов. Всего в Библии записано 12 песен, но песни Деворы ( Суд.5 ) и Езекии ( Ис.38:11–20 ) не вошли в богослужение и, таким образом, десять песней составляют фон канона. При этом некоторые песни соединились в одну, а некоторые, наоборот, разделились: песнь Моисеева ( Исх.15:1–19 ) дала 1 песнь канона; песнь Моисеева ( Втор.32:1–43 ) дала 2 песнь канона; песнь Анны ( 1Цар.2:1–10 ) дала 3 песнь канона; песнь Аввакума ( Авв.3:1–19 ) дала 4 песнь канона; песнь Исаии ( Ис. 26, 9–19 ) дала 5 песнь канона; песнь Ионы ( Ион.2:3–10 ) дала 6 песнь канона; песнь 3-х отроков составила две песни канона, а именно ( Дан.3:26–45 ) дала 7 песнь канона, а ( Дан.3:47–90 ) дала 8 песнь канона; песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ) не создала отдельной песни канона, но вошла неизменной частью и целиком во все почти дни года как так называемая «Честнейшая», стоящая между 8-й и 9-й песнями канона; песнь Захарии ( Лк.1:68–79 ) дала 9 песнь канона. Песни расположены в каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6-й песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

(2) Использование греческого мифологического материала (проглатывание мифологического героя большой рыбой; выплевывание Ясона в истории аргонавтов) возможно, скорее всего, лишь в ранне-эллинистический период. (3) Дословные совпадения в текстах Книги Иоиля и Книги Ионы ( Иоил.2 :13b= Иона 4 :2b; Иоил 2 :14а= Ион.3 :9b) возникли, скорее, в результате заимствований в Книге Ионы из Книги Иоиля, чем наоборот (см. выше, FVIII.2). 5.4. Богословие Книга пророка Ионы относится к наиболее популярным книгам Библии. Она впечатляет, как литературное произведение, но при этом, как показывает история христианских и иудейских комментариев к этой книге, ее богословское содержание также никогда не остается без внимания. Многочисленные комментарии можно «свести к четырем основным направлениям, каждое из которых предлагает свой ответ на следующие вопросы: что стало причиной отказа Ионы от поручения быть пророком в Ниневии? Что хочет сказать Бог своему пророку посредством шторма, рыбы и куста клещевины?» (U. Simon, Jona 13 ). Эти четыре позиции могут быть тезисно подытожены и оценены следующим образом: (1) Выраженное в отказе Ионы подчиниться повелению Бога представление о том, что грех можно искупить только посредством наказания, опровергается демонстрацией в рассказе искупительной и спасительной силы обращения. Такая точка зрения явно легла в основу существующей в иудейском богослужении, в соответствии с Вавилонским Талмудом (Мегилла 31а), практики, согласно которой книгу Ионы следует целиком прочитывать в качестве завершающего этапа послеобеденной молитвы в Йом Киппур (день примирения). В христианских комментариях такое понимание Книги Ионы нередко приводило к тому, что пророк Иона воспринимался как выразитель мнения непокорного иудейства, а язычники – как «лучшие иудеи», в соответствии с Рим.2:17 слл. Ссылаясь на Мф.12:41 ; Лк.11:32 , этого Иону=иудейство делали (и делают) символом «неверующих» иудеев, отказывающихся принять Иисуса как обращенное к ним Слово Божье и Мессию. Тему обращения нельзя, однако, назвать главной темой повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Её птенцы вылупляются в зимнее время года. Когда она почует, что её птенцам пора вылупляться, то она берет свои яйца, выносит на середину моря и пускает их в глубину. В это время море бывает бурным и бьётся волнами о берег, но как только алконост отнесёт яйца на одно место и сядет над ними наверху на воде (сами яйца находятся на глубине), то на море бывает затишье в течение семи дней, пока алконостовы птенцы не вылупятся в глубине [моря]; выйдя из воды, они узнают своих родителей. Посмотри на великого Создателя жизни – всемогущего благого Бога, как он заботится о неразумной [твари] и усмиряет великое и гордое море; чего же только не сделает Господь ради человека, которого сотворил по образу Своему. Вспомним Иону (см. Ион. 2:1–11 ), который также был в морской глубине в чреве кита три дня и три ночи, прообразуя воскресение Спасителя (см. Ион. 2:1–11 ) 186 . Вспомним же и Петра, верховного [апостола], ходившего по воде (см. Мф. 14:29 ), а также инока Мартимиана, переехавшего на рыбе морскую пучину 187 . Вспомним Павла, сказавшего: «Любящим Бога всё содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Так же и Давид сказал: «Как велики дела твои, Господи! Всё сотворил Ты премудро!» ( Пс. 103:24 ) Есть же бо рыба, же им многоножица. (л.21в) Естество же и нравъ къ какому бо камени придеть морьску, то и такова витьс – къ зелену зелена, къ блу бла, къ инаку инака. Да того ради, не очютивши, рыбы ины въ челюсти впадуть, мнще ю камень сущь, плоти премнющис. Тако бо и нции суть живущии съ погаными погани, а съ кресть ными кресть не, и съ неврными неврнии. Есть рыба, которую зовут многоножкой 188 . Её природа и повадка таковы: она становится того же [цвета], что и камень, к которому она подплывает – у зелёного зелёной, у белого белой, у другого другой. Потому-то другие рыбы, не почуяв разницы, попадают ей в пасть, принимая её за камень, ибо тело её изменчиво. Так и иные [люди] живут: с язычниками они язычники, с христианами – христиане, с иноверными – иноверные. Есть бо ина птица, жегъзул.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Отметим также, что в Евангелии от Марка формы от σπλαγχνζεσθαι, кроме Мк. 1:41, встречаются три раза. Во всех этих случаях, кроме Мк. 1:41, при них имеется объект: «сжалился над ними» σπλαγχνσθη π’ ατσς (6: 34), «жаль Мне народа» σπλαγχνζομαι π τον χλον (8:2), «сжалившись над нами» σπλαγχνισθεςφ’ μας (9:22). Объект при глаголе σπλαγχνζεσθαι есть также в Мф. 9:36; 14:14; 15: 32; 18: 27; Лк. 7:13. Нет объекта при этом глаголе в Лк. 10:33 и 15: 20 в конструкции «увидев/увидел его, сжалился» и в Мф. 20: 34, где можно предположить влияние исправленного варианта Мк. 1:41. Заметим, что в Новом Завете объект отсутствует, кроме Мф. 5:25 и Откр. 12:17, как раз после форм глагола ργζεσθαι, см.: Мф. 18: 34; 22: 7; Лк. 14: 21; 15: 28; Еф. 4:26; Откр. 11: 18. Не утверждая, что чтение ργισθες (это чтение находим в греческой рукописи D, V в., Cambridge; его отражают латинские рукописи: а, IV в., Vercelli, ff2, V в., Paris, г1, VII в., Dublin) является в Мк. 1:41 первоначальным, следует отметить, что чтение σπλαγχνασθες на данный момент не может считаться единственно правильным. 985 Ср.: Лев. 13:44—46. 986 Ср.: 1 Кор. 5:11. 987 Ср.: 4 Цар. 5:9—18. 988 Перевод предположительный. 989 Ср.: Лк. 2:32. 990 Ср.: 4 Цар. 5:14. 991 Ср.: Рим. 9:28. 992 Сказано с иронией. 993 Т. е. Творец при создании мира. 994 Т. е. Елисея при очищении прокаженного. 995 Конъектура Кройманна. В рукописи: «который». 996 Ср.: 4 Цар. 5:14. 997 См.: Лк. 5:14. 998 См.: Л к. 5:14. 999 Ср.: Мф. 5:17. 1000 Ср.: Ис. 53:4. 1001 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и добрый, кроме того, знающий». 1002 Эти два предложения Кройманн помещает в этом месте. В рукописи они находятся в § 13 после слов: «будет сделано добровольно». 1003 Интерполяция, согласно Кройманну. 1004 Ср.: Лк. 5:17—26. 1005 См.: Ис. 35:2. 1006 См.: Ис. 35:3—4. 1007 См.: Лк. 5:4. 1008 См.: Лк. 5:1. 1009 Конъектура Кройманна. В рукописи: «уносит». 1010 См.: Ис. 1:18. 1011 См.: Мих. 7:18—19. 1012 Ср.: Ион. 3:10. 1013 См.: 2 Цар. 12:13. 1014 Ср.: З Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010