Бог теперь принимает человечество (примирение), со Христом, дает ему воскресение. Наконец, через Христа человечество теперь оказывается достойным сошествия на него Св. Духа, примирившись с Богом (освящение). Сын Божий, таким образом, приобретает, так сказать, в Свою собственность, как Свое наследие, человечество, приобретает его дорогой ценой, ценой всей Своей жизни. Примирившееся с Богом, заслужившее вечную жизнь, освященное и очищенное благодатью Св. Духа, человечество, словом – „новая тварь» ( Гал. 6:15 ), делается неотъемлемым достоянием И. Христа по праву. Последним словом, испускавшего на кресте дух, Спасителя совершен был торжественный ввод в права этого наследия: „Совершилось!» Бесконечно возлюбивший человечество, Сын Божий получил его в Свое законное владение: цель достигнута, дело сделано! (см. Еф. 1:4 ; Кол. 1:12–14, 18–22 ; 1Пет. 2:9–10 ; Тим. 2:14; 1Сол. 5:9–10 ; Рим. 14:6–9 ; 1Кор. 6:19–20 ср. 3:16–17 и 7:23; 1Пет. 1:14–22 ср. 1Ин. 3:1–5, 9 и др). Итак, жизнь Христа была искупительной Жертвой за человечество, той ценой, которою ему было приобретено право жизни. Жертва эта имеет все свойства действительной, вполне удовлетворительной жертвы. Она – любовь, страдающее добро; поэтому ею удовлетворяется то требование от истинной жертвы, по которому жертва есть действительное наказание греха (усл. 1-е). Так как И. Христос был абсолютно безгрешен, праведен, то понесенное Им страдание (наказание) тоже было абсолютно. Как абсолютно совершенный Человек, Спаситель имел абсолютную чувствительность к боли греха, его следствиям во внешней и человеческой природе (а). Как самый совершенный Человек, Спаситель сделался самым ненавистным Человеком для мира, и испытал на Себе всю тяжесть мирской неправды в бесконечной степени (в). Его жизнь, как безусловно совершенное добро, была безусловно совершенным отрицанием и уничтожением греха и соединением жизни и смерти (т. е. смертью греха). Спаситель потерпел и видимо смерть на кресте. И так как Его страдания и смерть были делом добровольным ( Ин. 10:18 ), то Жертва Христова с совершеннейшею полнотой удовлетворяет тому требованию действительной жертвы, по которому истинная жертва есть добровольная действительная смерть (усл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Не яко же немудри) σоφоι, что свойственно, во-первых, язычникам ( Еф.4:17 ), потом слышащим слово истины, но не исполняющих его ( Мф.7:26 ). Яко же премудри) Мудрость есть принадлежность чад света ( Еф.5:9 ). Еф.5:16 . Это относится к хождению с верностью и мудростью ( Еф.5:15 ). Искупуще время) искупать время, значит иногда выигрывать время ( Дан.2:8 ). Здесь учит апостол вообще пользоваться разумно временем и обстоятельствами, которые для христиан того времени, живших между неверными, не всегда были благоприятны. См. подобное место Кол.4:5 . Иногда должно молчать ( Ам.6:10 ), иногда говорить, отвечать ( Кол.4:6 ), обличать. Для этого-то нужна мудрость ( Еф.5:15 ). Посреди волков, быть мудрым и целым ( Мф.10:16 ), беречь свое главное сокровище. «Вторгаются, чтобы взять все. Дай, чего ни попросят, но сохрани главу, т. е. веру» (Златоуст). Яко дние лукави суть) дни злые, суть дни брани, искушений ( Еф.6:12–13 ). В такие дни весьма осмотрительно поступать нужно, ибо можно потерять все или много приобрести. Для Ефесян было много опасностей от язычников, иудеев и от лжеименных апостолов ( Откр.2:2 ). Еф.5:17 . Не бывайте несмысленни) ( Еф.5:15 ). Немудрый не умеет пользоваться временем, несмысленный не знает, что есть воля Божья. Разумевайте) нужно тщательно рассматривать и распознавать. Что есть воля Божия) что делать в этом или другом случае ( Рим.12:2 ). Познание воли Божьей разрешать должно все сомнительные случаи совести. Это познание подает Дух ( Еф.5:18 ), оно умножается чтением псалмов и молитвой. Для этого же познания, написано и это послание. вб) О том, что противно христианскому благоразумию, и что споспешествует оному ( Еф.5:18–21 ). Дабы не потерять благоразумия, должно убегать пьянства и укрепляться благодатными дарами Духа Святого ( Еф.5:18 ). Еф.5:18 . Ничто настолько не враждебно мудрости ( Притч.20:1 ), ничто столь легко не заводит в пороки самые грубые ( Притч. 23:22 и д; Сир.19:2 ), как пьянство. Епифаний (в кн. De haeres.) повествует, что симониане приходящих к ним христиан, прежде всего, роскошно угощали, и потом вводили во всякое нечестие. Могло быть и на христианских вечерях излишество ( 1Кор.11:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Обращенный в христианство не учением, но видением воскресшего Господа Иисуса, апостол Павел всю свою жизнь и всё свое благовестие о Христе основал на Божестве Иисуса. Основная истина – это: Господь Иисус – воплощенный Бог; «велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти» ( 1Тим.3:16 ; ср.: Гал.4:4 ; Деян.20:28 ). Всем Своим Божественным Лицом вочеловечившийся Бог – Господь Иисус Христос есть «образ Бога невидимаго» ( Кол.1:15 ; ср.: 2Кор.4:4 ), «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ), поэтому Он «сый над всеми Бог благословен во веки» ( Рим.9:5 ). Имея такого Бога и Господа, христианин должен, живя благочестиво, ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ; ср.: 1Кор.2:8 ; Флп.2:10–11 ). Обладая как Бог всеми Божественными совершенствами, Господь Иисус Христос имеет и все Божественные свойства: Он вечен (см. Ин.8:58 ), Он – «Альфа и Омега... Первый и Последний» ( Откр.1:8, 10, 17, 2:8, 22:13 ), Он самобытен (см. Ин.5:26, 1:4 ), Он вездесущ (см. Ин.3:13 ; Еф.4:9–10 ; Мф.18:20 ), Он неизменен (см. Евр.1:10–12, 13:8 ), Он всеведущ (см. Мф.11:27 ; Ин.10:15, 2:24–25, 21:17, 16:30 ; Кол.2:3 ; Откр.2:23, 3:14 ), Он всемогущ (см. Ин.10:27–29, 5:21 ; Флп.3:21 ). Вся жизнь Спасителя на земле, от начала до конца, а в особенности; Его сверхъестественное рождение, Его крещение, Его преображение, Его воскресение и вознесение и все другие Его чудеса, – свидетельствуют о том, что Он есть истинный Бог. Как Превечный Бог Господь Иисус Христос – Творец мира видимого и невидимого (см. Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2, 10 ), Промыслитель (см. Кол.1:17 ), Жизнь и Жизнодавец (см. Ин.1:4, 5:26, 10:10, 28 ), Свет и Светодавец (см. Ин.1:5, 3:19, 8:12, 9:5 ; Еф.5:8 ), Чудотворец (см. Ин.10:38, 14:10, 5:15, 17, 19, 21 ; Мф.12:28, 9:6, 35 ; Мк.16:17–18, 20 ), " Царь царствующих и Господь господствующих» ( Откр.17:14, 19:16 ; ср.: Мф.28:18 ; 1Тим.6:15 ). Так как по всему Он есть истинный Бог и Господь, Его должно почитать как и Отца (см. Ин.5:23 ; 1Ин.2:23 ), веровать в Него (см. Ин.14:1, 6:40, 47, 3:36, 16 ; 1Ин.3:23 ), надеяться на Него (см. 1Тим.1:1 ; 1Ин.3:3 ; Деян.28:20 ; Рим.5:2, 5, 8:24, 12:12, 15:13 ; 1Пет.1:3, 3:15 ), любить Его (см. 1Кор.16:22 ; Ин.14:23 ), молиться Ему (см. Ин.14:13–14, 15:16, 7, 16:23 ; Рим.10:13 ; Деян.2:21, 22:16 ), поклоняться Ему (см. Евр.1:6 ; Флп.2:10–11 ; Откр.5:11–14, 7:11, 4:10 ), исповедовать Его (см. 1Ин.4:15 ; Мф.10:32 ; Лк.12:8 ; 1Ин.2:23, 4:2 ; 2Ин.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1799. См.: Мф.25:8–9. 1800. Слова свт. Амвросия о постепенном восхождении души к Богу исследователи связывают с влиянием или Платона, symp. 211 с (Schenkl, CSEL 32/1. P. XXXI), или Порфирия (Dörrie Н. Das fünftach geslufte Mysterium. S. 88–90). Морескини категорически не согласен с последним, видя в концепции движения души влияние Оригена, см.: Moreschini. Introduzione. P. 18–20. 1801. См.: Песн.1:2. 1802. См.: Песн.1:4. 1803. См.: Песн.3:4. 1804. См.: Мф.22:30. 1805. См.: Лк.9:58. 1806. Выше (1.1) свт. Амвросий говорит, что патриарх Исаак — это образ души тихой, смиренной и кроткой (mitis humilis atque mansuetus). 1807. См.: Откр.3:20. 1808. См.: Рим.8:29. 1809. Уже ранние христианские комментаторы интерпретировали кожаные одежды Адама и Евы как образ грешного тела. 1810. См.: Быт.3:21. 1811. Уже с самого начала (1. 1) тема «тело — темница души» является важной для гомилии, потому что только освободившаяся от тела душа может вознестись вверх и стать истинной невестой Христа. Кроме трактата «О благе смерти» свт. Амвросий развивает эту тему в Iacob 2. 9. 38; ехе. fr. 1. 73, 2. 20: exam. 6. 9. 55; Abr. 2. 6. 27: ехр. ps. 118, 4. 6; Cain et A. 2. 9. 36; parad. 12. 54; exp. Luc. 2. 59, 8. 48, 9. 29. 1812. См.: Песн.5:4: Брат мой протянул руку свою в окно. 1813. См.: 1Кор.13:12. 1814. См.: Лк.1:41–44. 1815. См.: Кол.2:12. 1816. См.: Еф.2:19. 1817. См.: Пс.136:1 1818. См.: Быт.11:9, где название «Вавилон» толкуется как «смешение»: Ибо там смешал Господь язык всей земли. 1819. В трактате «О девстве» (13. 80) повторяются цитаты и аргументация. Там же (14 92) pallium понимается как плащ, одеяние философов, «суетная мудрость», которую надо сбросить, чтобы чистым сердцем увидеть Бога. В данном кон тексте pallium — покрывало невесты, которое надо снять, чтобы увидеть совесть, внутреннее состояние души. 1820. См.: Быт.24:64– 65. 1821. См.: Мф.22:11–13. 1822. См.: 1Кор.11:10. 1823. См.: 1Пет.2:22. 1824. См.: Песн.2:16. 1825. См.: Мф.12:1 и след. 1826. См.: Втор.29:5. 1827. Это и аллюзия на Ин.19:31, но в то же время и прообраз дня Страшного Суда. И сбор плодов, о которых говорит свт. Амвросий, — это жатва или добрых дел, или грехов.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

(да не обращается), 9:5. (сестрою жены водити), 24. 11:29. 15:49. 2Кор. 1:8 . (отяготиша ны), 24. 2:5. (да не стужаю), 6. 12. 3:18. 4:2 (скверняще словесе), 9. (по не постижени) 5:14. (вси ли убо умроша и за вся умреть), 7:9–11. 9:3. 11. 13. 11:2. 10. (не заемлется), 26. 32. 12:1. (аще похвалитися подобает, не пользе убо), 13:8. Гал. 1:14. 2:14 . (бедный), 4:10. (дний сумнитеся), Еф. 2:3. 4:13 . Фил. 1:18. 3:11 . Кол. 1:12. 16 . (аще власти, аще владыки), 4:10. 1Тим. 2:6. 3:13 . (ряд), 4:7. 5:7. (запрещай), 23. 2Тим. 2:3 . (храбр), 3:15. (святые книги), Евр. 1:12. 2:4 . (съприпослушествующу), 14. 4:15. (попещись немощьми), 12:12. 13:7. В Острожском издании Библии текст в основании сей же самый, но значительно исправлен и притом так, как читается ныне. Исправлен а) в чтениях Греч. текста по нынешнему Деян. 28:4 . Иак. 5:11. 19 . 1Пет. 2:21. 25 . 1Ин. 2:1 . Кол. 3:4 . 1Кор. 4:15. 16 . Еф. 4:29 . б) Исправлен в переводе как там, где бумаж. списки следовали тексту толк. Апостола, так и где сами исправили оный, но не удачно, и исправлен также почти всегда по-нынешнему (см. вышепривед. на эти места). Иногда Острожские издатели восстановляют текст толк. Апостола 96., в бумаж. списках исправленный: Деян. 1:3 . во мнозех истинных знамениих опущ., 15:24. имъже мы не сложихомся, 17:22. в вере блудяще, 22:27. аз многою ценою наречение сие и жительство стяжах, Еф. 4:24 . облещися в новаго человека, созданнаго в Божию правду. Некоторые списки имеют особенные отличия: Сп. 35. иногда имеет чтения и перевод прежних неисправленных списков : Деян. 28:4 . въ истин биица есть (прочие: всяко); Иак. 5:12 . да не въ въпадете, по сп. 46. (прочие: в лицемерие), или новые, в прочих не встречающиеся: 1Пет. 5:2 . не (проч. ни мшелоприбытком), Гал. 4:4 . ражающагос двы: ( κ γυναικς), или не редко два чтения вместе: 1Пет. 3:7 . мжие такоже побно, Иуд. 1:6 . юзами нершимыди вчнами, тоже Тит. 3:2 . Сп. 50. иногда следует прежним спискам. Кол. 3:11 . идже н еллинъ… варвар и словнинъ (по тексту толк. Ап. 96, и др.), 2Тим. 3:16 . вс бгдхновены (проч. писание), Евр. 2:12 . посред събора въспою т; тоже 2Кор. 11:3. 5 . Евр. 2:15. 9:13 . Но чаще имеет свои исправления, принятые большею частью в Острожском, или нынешнем Слав. изданиях. Деян. 2:13 . виномъ исплънени сть, 46. в простот срца, 17:31. о мжи егоже престави (проч. о Нем же повеле, ρισε), 19:9. въ чилищи нкоего (проч. мучителя – Τυρννου), 20:38. болзнюще (сп. 40 и др. жалующе, сп. 53., Острож. и нын. скорбяще – δυνμενοι), 2Ин. 1 . презитеръ (прочие все, исключая сп. 47., старец – πρεσβτερος), Рим. 5:7 . за блгаго же негл кто, 10. примирихмс к бг, 11. Фил. 2:8 . до смерти, смерти же кртни (проч. смерти же кресту – θαντου δ σταυρο). Тоже Деян. 1:17. 17:19 . мнози опущ., 19:38. 20:27. Иак. 3:11 . по-нынешнему, 5:15. 1Пет. 5:14 . по нын., Рим. 2:23 . по нын., 3:26. 13:1. 1Кор. 1:11 . по нын., Кол. 3:10 . по нын., 1Сол. 4:15. 17 . и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Предаша себе) добровольно. Этим разъясняется предаде их Бог ( Рим.1:24 ). Студодеянию) бесстыдству, непотребству. Такие свойства часто замечет апостол Павел в язычниках ( Рим.1 ; Рим.2 ; 1Кор.5:10, 6:9–11 ; Гал.5:19 ; Кол.3:5–7 ; 1Фес.4:5 ) и объясняет, что это как бы неминуемое следствие язычества. В Ефесе, главном языческом городе, без сомнения такие пороки были весьма обыкновенны ( 1Тим.1:10 ; 2Тим.3:6 ). В лихоимании) πλεоνεξα означает вообще жадность, ненасытимость. Поэтому или предаются нечистоте с ненасытимостью, или из корыстолюбия, производя тем постыдный торг. С понятием бесчувствия согласнее первое. Ученикам Христовым должно последовать учению Христову, коего сущность состоит в том, чтобы отложить ветхого человека и облечься в нового ( Еф.4:20–24 ). Еф.4:20 . Вы же не тако познаете Христа) Не так изучили (μθετε) Христа, не тому учились в Святом Его Евангелии, чтобы оставаться в делах прежних. Говорится с силой: τòν Хριζóν. См. выше ( Еф.4:15 ). Еф.4:21 . Понеже слышасте Его) Слышали о Нем, Его учение, как бы Его Самого. И о Нем научистеся) ν ατ во Христе, этом величайшем уроке, познали, научились. Яко же есть) тому или так, что. Истина о Иисусе) Главнейшая истина в учении Его есть следующая: Еф.4:22–24 . Истина в Иисусе Спасителе, и должна быть о спасении. Учение о новом человеке и в других местах называется главным ( Рим.6:3–4 ; Гал.6:15 ; Кол.3:9–11 ). Еф.4:22 . Отложити) Ближе относить к слову научились. Отложить − совсем оставить, не на половину. Иначе − распять, упразднить, умереть ( Рим.6:6–8 ). По первому житию) что было в прежней вашей жизни. Ветхаго человека) Если бы это выражение употреблялось об одних язычниках, то означало бы только прежний языческий образ жизни. Но апостол употребляет его обо всех вне благодати ( Рим.6:6 ). Этот ветхий именуется человеком от Адама перстного ( 1Кор.15:49 ), внешним ( 2Кор.4:16 ). Итак, это вообще растленная грехом природа человеческая, не во время язычества, но еще при Адаме обветшавшая. Тлеющаго в похотех) которыми думает питаться. Ветхий человек у язычников особенно подвержен этому тлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Гал. 3:1 ). И этот образ Христа учащего и страждущего западает в душу его так глубоко, что не оставляет ее даже и в состояниях крайнего ослабления деятельности сознания и свободы, отпечатлеваясь во всех полусознательных и полусвободных движениях ее. Бодрствует ли христианин или спит, он всегда вместе со Христом ( 1Сол. 5:10 ). Нудимый любовью ко Христу, он в своей жизни и деятельности воспроизводить все то, что созерцает в образе Его, чем жил Он, что мыслил, чувствовал, и чего хотел. Ум верующего преобразуется в ум Христа ( 1Кор. 2:16 ), чувствования Христовы становятся чувствованиями верующего ( Флп. 2:5 ). Предмет желаний христианина – то, что во Христе ( Флп. 2:21 ), цель всех поступков его – Христос ( Кол. 3:17 ). Во Христе вся его жизнь ( Флп. 1:21 ; Кол. 3:4 ). Перенося в себя таким образом все содержание жизни Христа, верующий представляет в самом себе образ Спасителя ( Гал. 4:19 ), становится Его отражением. Все, что живет в нем, то есть не его уже, а Христово. Он может, поэтому, сказать о себе: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). – Одною из особенностей посланий Апостола Павла служит выражение ν κυρ (кроме ап. Павла лишь Откр. 14:13 ) и ν Χριστ (кроме апостола Павла только 1Петр. 5:14; 3:16 ). Первое выражение встречается: Рим. 16:11; 16:2,8,13,22; 14:14 ; 1Кор. 4:17; 7:22,39; 9:1,2; 11:11; 15:58; 16:19 ; Еф. 4:1; 5:8; 2:21; 6:21; 4:17 ; Флп.1:14; 2:19; 3:1; 2:29; 2:24; 4:4,10 ; Кол. 3:20; 4:7; 4:17 ; Флм. 16:20 ; 1Сол. 5:12; 4:1; 6:1,10; 3:8; 4:2 . Второе – ; ; 2Кор. 2:17; 5:17; 12:2,19 ; Гал. 1:22; 2:17; 6:17 ; Еф. 1:1; 2:10; 3:21 ; Флп. 1:1,13; 2:1,19; 3:3; 4:7,21 ; Кол. 1:2,29 ; 1Сол. 2:14; 4:16 , 1Тим. 2:7 ; Флм. 8:23 и др. Оба выражения служат специфическою формою для обозначения христианских состояний, отношений и поступков, как таких, который совершаются в духовном общении со Христом, в сфере Его божественной жизни. В них христианин усвояет идеальные состояния и совершенства своего Спасителя. § 27 γπη. ( 1Кор. 13:1 7). Но живым нервом всех совершенств Христа, в котором объединялось, и из которого исходило все содержание Его идеально-нравственной жизни, служила, как видели мы выше (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Отвергая руководство св. отцов, сектанты ссылаются на Пс.117:8 ; Иер.17:5 . Здесь устами прор. Иеремии Господь проклинает надеющегося на человека только в том случае, когда этот надеющийся человек «плоть делает своею опорою, а сердце его удаляется от Господа». Кроме того, следует помнить сектантам, что написавшие Евангелия и Послания апостолы – Матфей, Марк, Павел и остальные суть также человеки. Как при чтении св. книг мы надеемся не на человеков, написавших их, а на действовавшего в этих человеках Духа Святого ( 2Пет.1:20–21 ), так, когда пользуемся наставлениями пастырей-отцов Церкви, мы надеемся не на них – человеков, а на действовавшего в них (пастырях-отцах Церкви) Духа Святого ( Деян.20:17, 28 ) и Самого Главу Церкви Христа ( Еф.1:22–23 ). § 7. Чтение Св. Писания Хотя только лицам нарочито поставленным доступен истинный смысл Св. Писания, однако читать Св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного назидания ( Мф.22:29 . 2Пет.1:19 . Кол.4:16 . 1Фес.5:27 ). В Св. Писании, как и во всякой мудрости, есть менее понятное для человека (напр. Лк.16:1–8 . Ин.14:12 . 1Ин.2:20, 27 . 2Кор.5:16 ) и более понятное (напр. Мф. гл. 2 и 3). В том, что менее понятно, мы безусловно должны довериться руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом, и которые для вразумления нашего поставлены (см. § 6). В том, что более просто и доступно, мы при чтении сами можем доходить до правильного понимания, но при этом обязательно должны руководствоваться правильными приемами. Следующие приемы для отыскания истинного смысла св. текста показаны нам Самим Господом и св. писателями: 1) необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь различные значения (см. Гал.3:16 . Еф.4:8–9 . Евр.12:26–27 ); 2) необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контексте) св. писателя (см. Евр.10:3–10 ); 3) для выяснения данного места сделать подбор однозначных мест Св. Писания (см. Рим.15:8–12, 3:9–18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Указанное различие терминов со всею решительностью дано в огромной, чтобы не сказать почти во всей, массе новозаветных мест. Ср. особенно: γαθοεργω 1Тим. 6:18 , где τ γαθν является принципом и целью для ργοις καλος, – γαθοποιω Мк. 6:9. 33, 35 ; 1Пет. 2:15. 20; 3:6. 14 ; 3Ин. 11 ; γαθοποια 1Пет. 4:11 ; γαθοποις 1Пет. 2:14 , – особенно γαθς: Мф 5:17. 18; 19:16. 17; 22:10; 25:21; Лк. 6:45; 23:25; Ин. 5:29; Деян. 9:36; 23:21; Рим. 2:7. 10; 3:8; 5:7; 7:12. 13. 18. 19; 8:28; 9:11; 12:2. 21; 13:3–4; 14:16; 15:2; 16:19; 2 Кор. 5:10; 9:8; Еф. 2:10; 4:28; 3:17; 6:8 Фил. 1:6 Кол. 1:10 1 Фес. 5:15 1 Тим. 1:5. 19; 2:10; 5:10; 2 Тим. 2:21; 3:17; Тит. 1:16; 2:5. 10; 3:1; Флм. 6:14 1 Пет. 3:11. 13. 16. 21. Но γαθουργω Деян. 14:24 и нек. немн. γαθς предст. исключение. Тоже καλς Мф. 15:7 Мк. 7:6. 9; 12:28. 32; 16:18; Лк. 6:26. 48; 20:39; Ин. 4:17; 8:48; 13:13; 18:23; Деян. 10:33; 25:10; 28:25; Рим. 11:20; 14:17; 2 Кор. 11:4; Гал. 4:17; 5:7; Фил. 4:14; 1 Тим. 3:4. 12. 13; 5:17; Евр. 13:18; 2 Пет. 1:19 3 Ин. 6; исключения: Мф. 12:12 ; Мк. 7:57 ; Лк. 6:27; 8:15 и м. б. Иак. 2:3. 8 . Тоже καλς: напр. Рим. 7:16; 14:21; 1 Кор. 5:6; 9:15; 1 Фес. 5:21; 1 Тим. 1:8. 18; 2:3; 3:1. 7. 13; 4:4. 6. 5. 10; 6:12. 19; 2 Тим. 1:14; 2:3; 4:7; Иак. 2:7; 3:13; 1 Пет. 2:12; 4:10 др. Безразлично с αγαθος: Тит. 2:7. 14; 3:8. 14; Евр. 5:14; 10:24; 13:9. 18; Иак. 4:17; 1 Пет. 2:12 и др. Но исключения конечно не подрывают наблюдения, особенно по отношению к VII главе 1 Коринфянам, где явная намеренность в употреблении одного термина и избежание другого стоит пред глазами. Притом при употреблении καλς в нравственных отношениях надо иметь в виду, что им все-таки ударяется более на внешнюю и эстетическую сторону блага или на красоту его, так как высшее благо или το γαθν у греков представлялось не только как «правда» (δκη и δικαιοσνη Нов. Зав.) или «истина» (λθεια и в Н. З.), но и как «красота» (τ καλν). Отсюда смешение терминов в обычной речи, строго различаемых в языке богословском. В Нов. Завете, соответственно главной стороне его назначения и характера, преимущественно раскрывается первая, нравственно-практическая сторона блага. Вторая также глубоко проникает весь Н. Завет, но по связи с первой, т. е. не как философско-метафизическая и отвлеченно-теоретическая доктрина, но как истина нравственно-религиозного сознания. Значительно менее затрагивается третья сторона Блага, и притом, как и вторая, не сама по себе, а в служебном отношении к первой (Ср. 1Кор. 14:33 ; 1Тим. 2:9; 3:2 ; Тит. 2:10 ; 1Фес. 5:14 ; 2Фес. 3:6. 7. 11 ). См. места по конкорданции Moulton-Geden. Ср. Biblisch-Theologisches Wörterbuch der Nent. Gräcität v. Cremer к γαθς и καλς, но мало обоснованные тонкости и дробности в оттенках смысла здесь, как и постоянно в других терминах, заводят составителя в дебри бестолковщины. Этими качествами отличается и вышеук. синонимика Шмидта, как и вообще нередко немецкий экзегес – классический и библейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

6:1–4 Наставления по поводу взаимоотношений между родителями и детьми практически дословно повторяют сказанное в Кол. 3:20,21 . Павел лишь добавляет известную заповедь и сопровождающее ее обетование (2; ср.: Исх. 20:12 ), а также и то, что отцы должны воспитывать и наставлять своих детей в Господе (т. е. это ответственность мужчин!). 5–9 обнаруживают тесную связь с текстами в Кол. 3:22 – 4:1 (см. соответствующий ком мент.). 6:10–20 Последний призыв: вместе противостоять силам зла! Обычно было принято завершать письмо призывом, который связан с его центральной вестью, и побуждать читателей своими намерениями и действиями поддержать автора послания. Так и поступает здесь Павел. Этот раздел следует читать в свете всего Еф., рассматривая его как призыв жить в гармонии с Благой вестью о вселенском примирении, а не как приложение для тех, кто проявляет особый интерес к демонам и к спиритизму. Примечательно, что Павел предпочел придать своей вести форму «военного» послания», т. е. он обращается ко всей Церкви как к единой армии, а не к отдельным святым. Разрозненные силы легко победить! Следует отметить, что Павел имеет в виду особого рода борьбу – позиционную битву. Его увещевания не призывают солдат готовиться к внезапной лобовой атаке (и у римских воинов не было специального оружия для нападения, типа метательного копья), они просто должны быть наготове, чтобы противостоять врагу, о чем свидетельствуют и использованные глаголы: стать (11, 14), противостать, устоять (13). Воины просто удерживали вершину холма, а враг истощал свои силы в непрерывных попытках захватить рубеж. Читателю ясно, о какой твердой позиции говорит здесь Павел: речь идет о нашем единении с Христом (2:5,6), Главой, Который поставлен превыше всего (1:22,23), гораздо выше любых начальств и властей (1:21), и о том, что в нас действует сила воскресения Божьего (1:19 – 2:7). Даже броня и оружие частично принадлежат Самому Богу (ср.: Ис. 59:7 ), а частично – Его Мессии ( Ис. 11:4,5 ). Однако Павел вовсе не старается преуменьшить трудности битвы. Решительная победа, которую одержал Христос, – уже в прошлом, и это с очевидностью подтверждается уже одним тем фактом, что ныне верующие сражаются вместе с Христом (см.: 2:1–6); но полная и окончательная победа состоится лишь в будущем. А до тех пор превосходящей силой обладает, судя по всему, день злый (13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010