Промышляя о мире сверхъестественным образом, Бог в то же время может использовать в своих целях и естественные силы природы. Примерами такого единства могут служить такие события, как переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы на Галилейском озере и т. д. 2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла Убеждение в существовании Божественного промышления о мире может стать результатом естественного богопознания. Однако участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного Откровения. Свидетельства Писания о промыслительном действии Бога Отца: Отец Мой доныне делает... ( Ин.5:17 ). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин.14:16 ). Что касается промыслительного действия Сына, то о Нем в Кол.1:17 ; Евр.1 говорится как о зиждительной силе мироздания. Промысл Сына о мире выражен в совершенном Им искуплении. Господь есть Глава Церкви (см.: Еф.1:22 ; Еф.2:20 ; Кол.2:19 ). Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:13 ). В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет всяческая во всех ( 1Кор.15:24, 28 ). Дух Святой, по выражению Никео-Константинопольского Символа веры , глаголал через пророков и апостолов. Дух Святой воздействует на душу человека (см.: Деян.2 ), Он совершает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову (о действиях Духа Святого говорится в Ин.14:17 ). Он действует в церковных таинствах, поэтому о Духе Святом часто говорится как о Творце новой твари не в том смысле, что Он создает из ничего нечто новое, а в том, что дарует новую жизнь, обновляет творение: Если кто не родится свыше... не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Ин.3:3, 5–6 ). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ). 2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Послушание Господу не исключает опасности падения ( 1Кор. 10:12 ). «Иметь веру» ( Рим. 14:22 ; Флм. 1:5 ), «стоять в вере» ( 1Кор. 16:13 ; 2Кор. 1 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), «стоять в Господе» ( 1Фес. 3:8 ), «стоять в благодати» ( Рим. 5:2 ), «утвердиться в Евангелии» ( 1Кор. 15:1 ) – все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через В. жизненную опору ( Рим. 11:20 ), человек может сохранить ее только в В. Уверовать и быть верующим – значит жить, сознательно «покоряясь вере» ( Рим. 1:5 ; Рим. 14:25 ). Поэтому Павел говорит о «возрастании» В. ( 2Кор. 10:15 ; 2Фес. 1:3 ), о немощной В. ( Рим. 4:19 ; Рим. 14:1 ) и о твердой В. ( Кол. 1:23 ; Кол. 2:5.7 ). Целью же увещевания каждого верующего является «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» ( 1Тим. 1:5 ); в) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидетельством того, что Он – Сын Божий ( Рим. 1:4 ), победивший смерть ( 1Кор. 15:55 ), что Он – Господь над всеми силами «небесными, земными и преисподними» ( Флп. 2:10 ). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти ( 1Фес. 4:14 ). Соединенные со Христом «подобием смерти Его», будут соединены с Ним и «подобием воскресения» ( Рим. 6:5.8 ; 1Кор. 15:12 ; 2Кор. 4:14 ). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15:19 ). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. В. в воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас ( Кол. 1:27 ). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок – в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа ( Еф. 1:18–23 ). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению; г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3. Богословский вестник. 1900. Т.3. Ноябрь. С.543. 4. См.: Рим.12:4-5; 1Кор.6:15; 10:17; 12:13,27; Еф.1:23; 4:4,12,16,25; 5:23,30; Кол.1:18,24; 2:19; 3:15. 5. Творения блж. Феодорита, епископа Кирского. Ч.7. М, 1861. С.134. 6. Беседа на Посл. к Еф. (11:1). - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., 1905. Т.11. Кн.1. С.96. 7. Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С.289. - Прим. изд. 8. Ср.: Филад. XI,2; Смирн. XII,1. - Там же. С.301,306. См.: P. Battifol. L " eglise naissante et le catholicisme. P. 1909. P.168-169. 9. Гл.8-9. - Библиотека творений святых отцов и учителей Церкви западной, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн.1. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Ч.2. С.183-184. 10. См. об этом: Dr. A. Seitz. Die Heilsnotwendigkeit der Kirche nach der altchristlichen Literatur bis zur Zeit des hl. Augustinus. Freiburg im Breisgau, 1903. S.84-87,154-156. 11. Писания мужей апостольских. С.287. - Прим. изд. 12. Там же. С.82. - Прим. изд. 13. Против ересей. IV.33,7. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. М., 1871. С.527. - Прим. изд. 14. Selecta in Psalmos. Psalm.4. PG. T.12. Col.l148D. 15. Epist. ad Rogatian. 4. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.1. С.111.) 16. Epist. ad Pupian. 54. (Там же. Ч.1. С.304.) 17. De unitate Eccles. Cap.10. (Там же. Ч.2. С.184.) 18. Epist. ad Cornel. 47. (Там же. Ч.1. С.256.) 19. Cfr.: A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1. Freiburg im Breisgau, 1886. S.311. Amn.4. 20. De unitate Eccles. Cap.14. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.2. С.188,189.) 21. Epist. 43 ad Antonian; Epist. 59 ad Stefan. (Там же. Ч.1. С.234,330.) 22. Epist. 62 ad Magnum. (Там же. Ч.1. С.360.) 23. Epist. 55 ad Stefan. (Там же. Ч.1. С.312.) 24. Epist. 62 ad Magnum. (Там же. Ч.1. С.361.) 25. De unitate Eccles. Cap.15. (Там же. Ч.2. С.190.) См. еще: De orat. Dominica (Там же. Ч.2. С.217-218). Epist. 43 ad Antonian. (Там же. Ч.1. С.239.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/217/...

– Есть ли у вас здесь какая пища? Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел пред ними ( Лк.24:41–43 ). «Вас не убеждают ни ребра, ни раны, – как бы так говорил Он, – пусть же, по крайней мере, убедит трапеза» (св. Иоанн Златоуст ); при этом Господь, по мысли того же отца, «вкушал пищу, не имея Сам в ней нужды, потребляя (ее) Божественной силою с тою целью, чтобы исправить немощь учеников». Затем Господь, уничтожая всякую возможность недоумений со стороны Своих учеников, указал им на то, что Его страдания, крестная смерть и воскресение, о которых Он неоднократно предсказывал им ранее, – события, от века предопределенные Божественным домостроительством; они – окончательное завершение Ветхого Завета, говорящего о Христе: Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках и псалмах ( Лк.24:44 ). И в преддверии совершительного действия обещанного Утешителя Духа (см.: Ин.14:26 ) Господь отверз ученикам ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ). И для апостолов стало действительно ясно, что так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день и проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк. 24,47 ); для просветленного сознания их обнаружилось значение искупительного подвига Христова, открылось в истинном свете все то, чему они были свидетелями, когда сопутствовали своему Учителю, когда видели и слышали то, что услышать и увидеть составляло заветное желание ветхозаветных праведников (см.: Мф.13:17 ). Это первое явление Господа ученикам закончилось вторичным приветствием мира, после чего Воскресший, зная Свое скорое отшествие к Отцу, преподал дело Своего служения спасению людей здесь, на земле, Своим преемникам – святым апостолам. Иисус сказал им вторично: – Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: – Приимите Духа Святого (см.: Ин.20:21–22 ). Это дуновение, служившее видимым знаком дарования Святого Духа и посвящавшее апостолов на служение евангельской проповеди, в то же время восстановляло в человеке помраченный грехом образ Божий: «Это – вторичное дуновение, потому что первоначальное уже не было действенно по причине произвольных грехов» (святой Кирилл Иерусалимский ). Настоящее «предначинательное» (святой Кирилл Иерусалимский ) приятие Святого Духа передавало апостолам ключи Царства небесного, ранее обещанные им в лице апостола Петра (см.: Мф.16:19 ): проповедники мира, низведенного на землю Господом (см.: Еф.2:14–18 ; Кол.1:20–22 ), получили власть вязать и решать совесть людей, чтобы уничтожить корень вражды – грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Агг.2:24 . В день той, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю, Салафиилев, рабе мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель. 2284 Не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля; потому что он был и из колена Иудина, и царь, и вождь освобожденных из плена, и как бы начальник над зиждущими дом Господень. Итак, взяв Тебя, говорит, раба Моего, – то есть явившегося в зраке раба ( Флп.2:7 ), однако свободного по природе, – в то время, когда Я решу низложить властелинов с престолов и изгнать начальство – яко печать положу. Печать же Бога и Отца есть Сын, как имеющий всецелое и совершенное подобие с Ним —448— и отражающий в собственной красоте природу Родившего. А в Нём и нас отпечатлевает Бог в подобие Свое: если во Христа преобразуемся, то приобретаем как бы и образ Бога. И так, Сын есть точное отображение Бога и Отца, и Его избрал, то есть соделал возлюбленным и избранным. Таковым Он исповедал Его при струях Иорданских, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих ( Мф.3:17 ); ибо благоволил Бог и Отец восстановить всё (в первоначальном порядке) и возвести к первоначальному состоянию, как и божественный Павел пишет: возглавити яже на небесех и яже на земли во Христе ( Еф.1:10 ). И.А. [Иванов А.] О Церкви небесной//Богословский вестник 1896. Т. 4. 12. С. 343–355 (3-я пагин.). —343— Тя, неизреченно совокупившего небесным, Христе, земная, и едину церковь совершивша ангелом и человеком, непрестанно величаем. Из службы ангелам 8 ноября, канона песнь 9, троп. 1. Церковь , понимаемая в самом обширном смысле, есть общество всех разумно-нравственных сотворенных существ, не только человеков, но и ангелов, соединенных между собою в одно целое под единою главою – Сыном Божиим, Иисусом Христом, с целью прославления Бога и достижения ими высшего совершенства, а следовательно и блаженства. (См. Введ. в Правосл. Догм. Бог., Митроп. Макария, §§ 16 и 19). Основание для такого понятия о Церкви дает нам Ап. Павел, когда говорит, что Бог, благоволивший примирити всяческая в себе чрез Христа, аще земная, аще ли небесная ( Кол.1:20 ) и возглавити всяческая о Христе, яже на небеси и яже на земли, посадил Его одесную себе на небесных: превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем. И вся покори под нозе его: и того даде главу выше всех церкви, яже есть тело его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф.1:10, 20–23 ). В другом месте тот же Апостол говорит, что христиане, вступая в Церковь Христову, приступают к Сионстей горе и ко Граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, торжеству, и церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к ходатаю завета новаго Иисусу ( Евр.12:22–24 ). Так что ангелы являются такими же членами

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Освящение и новая жизнь во Христе. Если Павел знал, что человек спасается только верой, он знал и то, что спасающая вера не остается одинока: она влечет за собой добрые дела, которые свидетельствуют о ее жизненности. Чтобы оправдание было не просто юридической фикцией, оно должно приводить к тому, что Павел называет освящением через единство с живым Христом ( Рим.6:1–19 1Кор.1:2, 30:6:11 ). Христиане могут победить грех , ибо они во Христе, и Христос в них ( Гал.2:19–20 ; Кол.1:27 ). Эта идея снова и снова появляется в Павловых посланиях, где он использует выражение «во Христе» (или «во Христе Иисусе», «в Господе») более ста раз. Все человеческие отношения и земные события преображаются для того, кто «во Христе Иисусе» ( 2Кор.5:15–17 ). Нечистоты следует остерегаться как осквернения «храма Божьего» и оскорбления Духа Святого ( 1Кор.6:19 : 1Сол.4:8 ). Обязанности перед семьей и государством не снимаются с христиан, но обретают более глубокий смысл и новую святость ( Рим 12:1–13:10 ). Разрабатывая значение благовестил для этики, Павел говорит вещи, очень похожие на те, которые говорил Иисус. Оба, к примеру, считали любовь исполнением Закона; оба не требовали скрупулезного соблюдения внешних правил, но подчеркивали великие принципы милосердия и справедливости. Вместо того чтобы сохранять мелочность и формализм, характерные для значительной части тогдашнего фарисейства (см. выше, главу 2, раздел 2.1), Павел пишет о «любви, радости, мире, долготерпении, доброте, милосердии, вере, кротости и воздержании» ( Гал.5:22–23 ); он советует читателям: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» ( Рим.12:14 ). Это напоминает учение и пример Иисуса. Церковь . Павел не только подчеркивал индивидуальный аспект новой жизни во Христе, но и глубоко учитывал ее совместный аспект. Церковь – это община верующих, которые составляют единое тело во Христе ( Рим.12:5 ). Все члены тела – глаза, уши, руки, ноги – нуждаются друг в друге и вместе составляют Тело Христово, чьи дары и жизнетворное присутствие передаются отдельным членам Церкви ( 1Кор.12:12–31 ). Говоря о Церкви, Павел использует также образ здания, которое служит храмом Божьим ( Еф.2:21 ); отдельные же верующие суть строительные блоки, занимающие каждый свое место и способствующие росту и полноте целого ( 1Кор.3:10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

в) Общеобязательность догматов, заповедуемая святыми отцами Шестого Вселенского Собора, – естественное следствие их Божественного происхождения и необходимости для спасения каждого члена Церкви. Откровенные Трисолнечным Божеством, утвержденные и обнародованные Христовой Церковью в качестве вечных, Божественных истин, непреложных для спасения, догматы тем самым обязательны для каждого желающего спастись. Отречение от них – это отречение от Спасителя и Его искупительного подвига спасения [человеческого рода]. Усвоение догматов верой как вечных, спасительных и животворящих Божиих истин приносит каждому человеку спасение и вечную жизнь. В своей богооткровенной чистоте и истинности догматы необходимы для спасения; покушающийся их заменить или переиначить наводит на себя страшную апостольскую анафему: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит (εαγγελζηται) вам паче, еже благовестихом (εηγγελισμεϑα) вам, анафема да будет» ( Гал.1:8 ; ср.: 1Ин.2:21–22 ). Властью, данной ей от Самого Господа Иисуса Христа (см. Ин.20:21–23 ; Мф.18:17–18 ), Церковь так поступала и поступает всегда (см. Правило 1 Шестого Вселенского Собора). От всех, к ней приступающих, она требует исповедания всех Божественных догматов веры; а если и терпит в себе разнообразных грешников, стараясь их исправить и спасти, то, согласно заповеди Спасителя (см. Мф.18:17–18, 10:32–33 ; Мк.8:38 ; Лк.9:26, 12:9 ; ср.: 2Тим.2:12 ), отлучает от себя тех, которые противятся святым догматам или их извращают. Принятие догматов – общеобязательное, непременное условие спасения еще и потому, что от этого зависит нравственная жизнь людей. Верой усвоив вечные догматические истины Откровения, человек евангельскими подвигами молитвы, поста, любви, надежды, кротости, смирения, милосердия, правдолюбия и Святыми Таинствами претворяет их в свое естество, постепенно растет возрастом Божиим, чтобы прийти «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ; ср.: Кол.2:19 ). Так как святые догматы – вечные и спасительные Божественные истины животворящей силой Троичного Божества, от Которого они и преподаются, то в них заключена вся сила новой жизни по Христу, вся сила благодатной евангельской морали.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев написанных на небесах и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:23–27 . См. также Кол.1:18–20 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). «Живем ли или умираем всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:8–9 ). «Все мы одним духом крестились в одно тело, Иудей и Еллины, рабы и свободные и все напоены одним духом» ( 1Кор.12:13 ). Вопрос. Как должно понимать слова Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их»? ( Мф.18:20 ). Ответ. Здесь говорится о единомысленном собрании на молитву христиан, принадлежащих к истинной церкви, как это ясно видно из предыдущих слов: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего не попросят, будет им от Отца Моего небесного» (Мф.18:19). Христос, сказавши, что молящиеся получат просимое, объясняет, почему получат: они получат потому, что о них Он будет ходатайствовать пред Отцем Своим небесным. Вопрос. Можно ли эти слова понимать в том смысле, что ими Иисус Христос желал обозначить, что составляет Его Церковь ? Ответ. Нет, потому что тогда было бы столько церквей, сколько частных молитвенных собраний христиан и сколько истинных последователей Христа, так как Он невидимо пребывает с каждым из них ( 2Кор.13:5 ; 1Ин.3:24 ; Гал.2:20; 4:19 ), а истинная Церковь Христова должна быть едина, как едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф.4:5–6 ). Вопрос. Почему должно думать, что истинное учение христианской веры находится только в Церкви Христовой? Ответ. Иисус Христос дал Свое спасительное учение не с тем, чтобы каждый верующий в Него соделывал свое спасение в отдельности от других последователей Его: Христос дал Свое учение святому живому единению верующих в Него, которые составляют Церковь Христову. «Отче святый, – молился Иисус Христос пред Своими спасительными страданиями, – соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да все будут едино, как Ты Отче во Мне и Я в Тебе; так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты Мне дал, Я дал им: да будет едино, как и Мы едино» ( Ин.17:11; 20–22 ). Апостолам, которые образовали первую Церковь , Иисус Христос сказал: «Когда приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всяку истину» ( Ин.16:13 ). «Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается; а отвергающийся Меня – отвергается Пославшаго Меня» ( Лк.10:16 ). «Если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Итак, истина христианской веры дана Господом Церкви, а посему только Церковь есть истинная руководительница христиан ко спасению, и только она одна есть судья их действий в делах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 209—211). 507 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 11, 6 (PG 3, 956 А). 508 Там же 2, 11 (PG 3, 649 С). 509 Григорий Палама. Триады I, 3, 22—24 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 433—435=Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 83—85). 510 Ср.: Мф. 26:30; Мр. 14:26 (слово «воспев» указывает на пение псалма). 511 Ср.: 1 Кор. 14:26 («у каждого из вас есть псалом»); Еф. 5:19 («назидая самих себя псалмами»); Кол. 3:16 («вразумляйте друг друга псалмами»). 512 См.: Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. С. 20—21. 513 Автору этих строк довелось в 1992 году принять участие во всенощном бдении в афонской Лавре святого Афанасия в день памяти этого святого: богослужение продолжалось около 15 часов без перерыва и включало в себя вечерню с литией (длившуюся около четырех часов), утреню (около шести часов), часы, таинство Крещения (два часа) и Божественную Литургию (три часа). 514 Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 1X1—182. 515 Ср.: Верховской С. Об имени Божием. С. 45. 516 Молитва, читаемая на всех богослужениях суточного круга. 517 Вечерня. Молитва светильничная 1–я. 518 Вечерня. Молитва светильничная 3–я. 519 Вечерня. Молитва светильничная 4–я. 520 Вечерня. Молитва светильничная 7–я. 521 Утреня. Молитва светильничная 1–я. 522 Утреня. Молитва светильничная 2–я. 523 Утреня. Молитва светильничная 4–я. 524 Утреня. Молитва светильничная 6–я. 525 Утреня. Молитва светильничная 8–я. 526 6–й час. Тропарь. 527 Этот стих псалма исполняется также в конце праздничных вечерни и утрени. 528 Чинопоследование оглашения. 529 Там же. 530 Там же. 531 Таинство Крещения. 532 Воды. 533 Таинство Крещения. Молитва на освящение воды. 534 Там же. 535 Молитва на измовение в 8–й день. 536 Таинство елеосвящения. 537 Чинопоследование пострижения в рясофор. 538 Более подробный список см. в: Православная Церковь о почитании Имени Бо–жиего и о молитве Иисусовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010