Еккл.1:12 . Я, Екклезиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. До сих пор вступление говорит о всех вообще; теперь Соломон обращается к самому себе и показывает, кто он был и каким опытом познал все. Евреи говорят, что эта книга написана Соломоном в то время, когда он раскаялся, что полагаясь на свою мудрость и богатство, он чрез женщин прогневал Бога. Еккл.1:13 . и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. А предал я сердце свое испытанию и исследованию в мудрости всего, что делается под солнцем. Это занятие злое дал Бог сынам человеческим, чтобы они занимались им. Слово «anian» Акила, Семьдесят и Феодотион согласно перевели словом: περισπασμν, которое латинский переводчик передал словом «развлечение», потому что ум человеческий разрывается развлекаемый различными заботами. А Симмах это перевел словом ασχολαν, то есть «занятие». Так как это слово очень часто упоминается в этой книге, будем ли переводить его словом «занятие», или «развлечение», или как-нибудь иначе, все должно согласоваться с выше указанным смыслом. Итак, Екклезиаст прежде всего предал свой ум изысканию мудрости, и простираясь далее дозволенного, хотел узнать причины и основания, почему детьми овладевал демон, почему бури поглощали при кораблекрушениях одинаково и праведных и нечестивых; происходило ли это и тому подобное случайно, или по определению Божию; и если случайно, то где же Промысл Божий? Стремясь, говорит он, познать это, я увидел, что Богом дана людям излишняя забота и мучительное стремление к многоразличному, что они желают постигнуть то, чего знать не дозволено. И прекрасно указал сначала причину, а потом сказал, что это занятие дано от Бога, – подобно тому, как говорится в послании к Римлянам: «темже и предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту» ( Рим.1:24 ) и еще: «сего ради предаде их Бог в страсти безчестия» ( Рим.1:26 ) и затем: «сего ради предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная» ( Рим.1:28 ), и к Фессалоникийцам: «сего ради послет им Бог действо льсти» ( 2Фес.2:11 ). Как в этих местах выше указаны причины, почему они преданы или страстям нечестия, или погрешительному смыслу, или желаниям сердца своего, или что они сделали, за что они получают действие заблуждения, так и в настоящем месте Бог потому дал людям развлечение злое, чтобы они развлекались в нем, что они прежде своим произволом и собственною волею сделали то или другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еккл.5:9–10 . Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Кто любит серебро, тот не будет насыщаться серебром, и кто любит богатство, не будет пользоваться им. Но и это суета. Ибо при множестве благ мною и съедающих оные, и какая выгода имеющему оные, кроме того, что он видит их глазами своими? Везде, где мы ставим «серебро», по обоюдности греческого слова, можно ставить и «деньги»: ибо ργυριον значит и то, и другое. И Туллий говорит, что богатыми («pecuniosos») сначала называли тех, которые имели очень много «peculia», то есть скота. Так называли богатство в древности; но мало-помалу, в несобственном значении, слово это перенесено к другому понятию. Итак изображается здесь скупец, – что он никогда не удовлетворяется богатством и чем больше будет иметь его, тем больше желает. И Флакк выражает эту же мысль говоря: «Нуждается вечно скупой человек»; и благородный историк (Саллюстий), выражаясь, что «скупость ни от нищеты, ни от изобилия не уменьшается». Итак никакой пользы, говорит Екклезиаст, не приносит богатство владеющему им, кроме разве той, что он смотрит на то, чем обладает. Ибо, чем больше у него будет богатства, тем больше он будет иметь служителей, которые поедают собранное имение. А он только смотрит на то, что имеет, и не может употреблять более, чем сколько нужно для содержания одного человека. Еккл.5:11 . Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Сладок сон трудящемуся, мало ли, много ли он поест. А пресыщение богача не даёт ему уснуть. Речь опять о богаче и скупце, и он сравнивается с трудящимся, который спит без заботы, мало ли или много он поест. Последний, после трудовой работы и утомления, переваривает какую бы то ни было пищу и наслаждается приятным сном; а богатый, пресытившись роскошным столом, и туда и сюда разрываемый беспокойными думами, не может уснуть от излишнего употребления напитков и от жара в желудке при несварении пищи. Далее, так как под сном разумеется и общий исход из этой жизни: то лучше будет покой того, кто теперь трудится и по силам своим подвизается в добрых делах, чем богатство тех, о коих написано: «горе вам богатым, яко отстоите утешения вашего» ( Лк.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еккл. 11:3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь. Блж. Иероним находит подобные образы Писания: «В псалме говорится к Богу: истина Твоя до облаков ( Пс. 35:6 ), и у Исайи согрешившему винограднику Бог угрожает: облакам заповедую, чтобы не одождить на него дождя ( Ис. 5:6 ). Итак, облака – это пророки и всякий муж святой, который, собравши в сердце своём много познаний, будет в состоянии дождить учительные наставления» 11, 3]. И если упадёт дерево… Глагол (ипол) падёт Раши, сопоставляя с текстом пред лицом всех братьев своих расположился (буквально – пал ) ( Быт. 25:18 ), разъясняет как «защищать». Пал, расположился [=устроился на ложе, естественно, лёжа], чтобы защищать – оборонная позиция. В таком случае « дерево – это мудрец, который заслугой своей защищает, подобно тому, как дерево даёт защитную тень земле» [там же]. В соответствии с аграфом Христа блж. Иероним прилагает иносказательное толкование и к словам Екклесиаста об упавшем дереве: «Итак, дерево 77 , которое упадёт в этой жизни и по закону смерти будет срублено, дерево это или грешило, пока стояло, и потому впоследствии будет положено на северной стороне, или, если принесло плоды достойные юга, то будет лежать на стороне южной» 11, 3]. И далее блж. Иероним следует прямому и иносказательному толкованию. Еккл. 11:4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Буквальное толкование блж. Иеронима: «Кто смотрит на то, кому благодетельствует, и не даёт всякому просящему у него, тот часто обходит достойного подаяния» 11, 4]. Будешь смотреть на достоинство просящего – никогда не подашь милостыни. Раши также отмечает человеческую нерешительность, как тормоз к активному действию. «И кто смотрит на тучи… Кто следит за тучами и, видя, что они мрачны, опасается убирать хлеб из-за дождей. Такой никогда не пожнёт ввиду опасения постоянного» 11, 1–8]. Иносказательно блж. Иероним прилагает екклесиастовы слова к делу проповеди: «Кто проповедует слово Божие лишь в то время, когда народ охотно слушает и когда проповедник пользуется благоприятным мнением, тот есть сеятель нерадивый и земледелец ленивый… Но слово Божие должно быть проповедуемо своим порядком благовременно и безвременно ( 2Тим. 4:2 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И как рыба попадает на удочку и в сети и вольные в воздухе птицы запутываются в силок неведомо для них: так и люди, тогда как они полагали что все вертится по игре случая, при неожиданном наступлении смерти и суда, по заслугам своим будут отведены на мучения вечные. Это в смысле краткого общего обзора всего сказанного; теперь же следует объяснить все порознь и так, как бы он говорит не от лица другого, а от себя. Еккл.9:7 . Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Иди и ешь в веселии хлеб твой и пей в добром сердце вино твое, ибо уже угодны стали Богу дела твои. Поскольку ты знаешь, что смертью все оканчивается и во аде нет покаяния и никакого возвращения к добродетелям: то, пока ты находишься в этом мире, спеши, ревнуй покаяться, подвизайся, пока у тебя есть время. Ибо Бог охотно принимает кающегося. Иначе: полезно и простое понимание этого места, сообразное с оным: «аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» ( 1Кор.10:31 ) и еще: «с умом пей вино». Ибо тот не имеет истинной радости и доброго сердца, кто сверх меры злоупотребляет сотворенным. Но лучше понимать так: чьи дела угодны Богу, тот никоим образом не будет нуждаться в истинном хлебе и вине, истоптанном из виноградника Сорех. Итак, если нам дана заповедь говорящая: «пожелал ты премудрости, храни заповеди, и Господь подаст тебе ее»: то будем хранить заповеди, – и мы будем в состоянии обрести хлеб и вино духовное. А кто не хранит заповедей и хвалится изобилием хлеба и вина, тому говорится чрез Исайю: «не говори: я уже знаю ее: ты и не постиг и не знаешь, и от начала Я не открыл уши тебе; ибо знаю, что презирая презришь» ( Ис.48:8 ). Далее то, что говорится у Семидесяти Толковников: «иди, ешь в радости хлеб твой» есть голос того Екклезиаста, Который говорит в Евангелии: «жаждяй да грядет ко мне и да пиет» ( Ин.7:37 ) и в Притчах: «приидите, ядите мой хлеб и пейте вино мое " ( Прит.9:5 ). Еккл.9:8 . Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, жизнь христианина проистекает в состоянии света невечернего, когда не тьма надвигается, а с «вечером жизни» приходит рассвет воскресения. Когда гаснут все краски этого блеклого мира, и мы, живя здесь, уже входим в мир вечного обновления, в мир радости и света, где все изменится, преобразится. Краски этого мира стыдливо убегут – сказано: «И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава» ( Ис.24:23 ), – убегут и изменятся. Сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» ( Ис.30:26 ). Но это все потом и лишь отчасти теперь… Ныне же юдоль стенания и плача, юдоль тоски по вечному, надмирному и небесному. А пока вся тяжесть земного притяжения, вся плотяность жизни наваливается на нас, давит и гнетет и не позволяет вздохнуть полной грудью. Здесь, в этой земной жизни все призрачно и неопределенно. Сказано: «Как зеленеющие листья на густом дереве – одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови – один умирает, а другой рождается» ( Сир.14:19 ). И далее мы читаем: Мф.15:33 . «И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» Этот вопрос актуален и для современной России: где в современной социальной пустыне взять пропитание для малоимущих людей? И не надо думать, что малоимущих у нас мало, их более чем много. Конечно, те, которые стоят близко к олигархическим кормушкам, им не приходиться волноваться и тужить о надвигающемся росте цен. Сытые, счастливые и довольные, они смогут спокойно пережить любую инфляцию. Но для простого человека любое подорожание – это сильнейший социальный удар под дых, когда малоимущим людям придется потуже затянуть ремень и терпеть, терпеть, терпеть… Но сколько можно терпеть?! Ресурсы нашей страны: нефть, газ, золото и алмазы – находятся в частных руках 10–15-ти олигархических семей. Кто так жестоко распорядился общественным достоянием всего нашего народа? Кто посмел так распорядиться нашим общим достоянием? Сказано: «Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» ( Еккл.8:9 ); и еще: «потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это  – суета и зло великое!» ( Еккл.2:21 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Как точно эти слова относятся к крещению! Крещаемые в наше время, как правило, и не думают, что они что-то обещают. Все хотят быть крещёнными, но ничего не собираются исполнять из того, что не задумываясь обещали. Бог не благоволит к глупым; что обещал, исполни! Потому Бог гневается на слово крещаемых и разрушает дело рук их. Слово о власти Философ, всю жизнь восседавший на царском престоле, а теперь нищим скитающийся среди народа, видит связующую цепь власти от притеснения бедных до венценосного царя. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Всё идёт по цепочке: бедный – высокий – высший – ещё высший – царь. если царь, заботящийся о стране , то и бедный не притеснён, и в суде правда. Если же бедному притеснение и на суде правда нарушается, то каковы власти и каков царь?! Раши в словах Екклесиаста находит не только сочувствие бедным и притеснённым, но и долготерпение Божие над неправедными правителями. «Не удивляйся воле Вездесущего, ведь Он обычно проявляет долготерпение. Ибо Вышний над Вышними хранит – ждёт, пока не переполнится мера» 5, 7]. Св. Григорий Чудотворец причину печального состояния в обществе находит в отсутствии страха Божия: «Страх же Божий спасителен для людей, но он редко обнаруживается» 5]. Ещё св. Григорий отмечает, что должно признавать имеющуюся соподчинённость в иерархии. «Должно же далее отвращаться от того, чтобы не казаться большими тех, которые обладают большею властью» [там же]. Св. Афанасий Великий не раз вынужден был бежать с Александрийской кафедры ввиду гонений от ариан. Ариане порицали его при этом за трусость. Св. Афанасий оправдывал это своё уклонение от руки гонителей ради торжества правой веры. «Посему не порицания достойно и не бесполезно бегство святых. Если бы не уклонялись они от гонителей, то как бы Господь воссиял от семени Давидова?.. И Екклесиаст, зная злоумышления на благочестивых и говоря: Аще обиду нищего и расхищение суда и правды увидеши в стране, не дивися о вещи: яко высокий над высоким надзиратель, и высоции над ними… – имел отцом своим Давида, который опытно знал тяжесть гонений» Защитительное слово 12, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё, п. 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» ( Еккл. 3:18–21 ). Далее он пишет: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» ( Еккл. 9:5–6 ). Прежде всего отметим (и это нетрудно заметить), что пророк Исаия (53, 12) разумеет душу как нравственное начало, из чего и следует, что человек жизнь свою «может умертвить» еще живя в теле. Что же касается слов о пребывании души животных в их крови, то это никоим образом не следует соотносить с бытием человека, ибо мы знаем, что только после грехопадения Бог облек человека в «одежды кожаные» ( Быт. 3:21 ), т.е. по своей видимой телесной природе приравнял к «скоту» [b] , дабы наглядней явилась нам духовная катастрофа человека, разразившаяся в результате преступления перволюдьми заповедей, данных им Богом. Напомним, что говорит Библия о создании человека и животных. О вторых сказано, что Бог создал его из земли, даже как бы не сам непосредственно, а повелел это сделать земле: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» ( Быт. 1:24 ). Потому-то животные и умирают всем своим существом, ибо и тело и «душа» их произведены одною и тою же землею. Душа же человека не землею произведена, ее вдохнул в него Сам Бог. Известная общность анатомической и физиологической организации человека и животных ни в коей мере не может быть основанием для утверждения о сходстве их внутренней психической природы. Даже заядлые почитатели животных не станут утверждать, что у курицы или кабана есть ум, а у кошки или коровы обретается совесть. Допустим, что душа животных пребывает в их крови, но разве следует отсюда, что и душа человека находится в плазме крови? Уместно заметить, что речь в книге Левит и Второзаконие идет исключительно о душе животных, а не человека и, что весьма существенно, вовсе не для доказательства ее смертности или бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Проходит время, и его не вернёшь, юг и север местами не поменяешь, дерево лежит, как упало. Дожди и ветры – кажется, Бог противится нашим замыслам. Но неведомы они нам. Еккл. 11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё. Не торопись откладывать своё дело. Тебе видятся трудности, могущие помешать тебе, но ведь ты не можешь знать дел Бога. Ты не знаешь путей ветра , ты не знаешь, как образуются кости во чреве беременной , поэтому доверься Богу. Он и при ветре благословит твой посев. Он и при облаках и тучах благословит жатву. Не отговаривайся объективными препятствиями, дерзай, ведь с нами Бог! Философ вспоминал: в царствование своё он строил дворцы и храмы, затевал торговлю, его отец отправлялся в дальние походы. Дули ветры, сгущались тучи, но Бог помощью Своею спешил навстречу дерзновенным. Царство расширилось, царство украсилось. Использованное Екклесиастом слово (руах), как и в предыдущем тексте, обычно переводят «ветер». Это вполне согласуется с использованием этого слова в предыдущих стихах. Однако «пути ветра» и образование «костей во чреве беременной» сочетаются не очень естественно. Есть другой вариант перевода, в котором слово (руах) прочитывается как «дух», или «дыхание». Так, И. Дьяков переводит: Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе… Таким образом, возникает цельный образ непостижимости формирования человека в материнской утробе – откуда дыхание? откуда кости? Не исключает возможность такого перевода и А. Графов Пути Божьи неведомы, порой не поняты – это не причина откладывать дела и бездействовать. Екклесиаст поучает далее: Еккл. 11:6 Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. А это уж и совсем интересно. Вышел земледелец утром, вроде бы время сеять. Не решился – зачем сейчас сеять, вдруг вечернее рукоделье будет удачней. Сел вечером за рукоделье своё и отложил его – вдруг утренний посев принесёт больше пользы. И результат: утром – сон, вечером – безделье. Видел философ-царь таких умельцев и таких земледельцев. Так не пойдёт! И учит премудрый: ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет , а потому утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Стих 1. Непорочен и справедлив. 2 . Непорочность и справедливость Иова. И то и другое необходимо и важно. Ибо некоторые столь просты, что пренебрегают справедливым. Они потому оставляют непорочность истинной простоты, что не устремляются к добродетели справедливости. Ибо поскольку они не знают, как посредством справедливости быть осмотрительными, они никоим образом не могут пребывать из-за простоты невинными. Так Павел увещевал своих учеников, говоря: «Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» ( Рим. 16:19 ). Подобно и в другом месте сказано : «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы» ( 1Кор. 14:20 ). Также Сама Истина говорит своим ученикам: «Будьте мудры, как змии и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). В наставлении по необходимости сочетается как одно, так и другое: хитрость змея, которая умудряет голубиную простоту, и простота голубя, которая умеряет змеиное лукавство. Равным образом, Дух Святой в явлении Своем людям открылся не только в виде голубя, но так же был подобным огню ( Мф. 3:11, 16 ). Под образом голубя, конечно же, подразумевается простота, а под видом огня ревность. Итак, Он показался голубем и огнем, потому что все исполненные Им так покоряются кротости простоты, что возгораются против беззаконий грешников ревностью справедливости. Далее следует: 3 Стих 1. Был богобоязнен и удалялся от зла. 3 . Что значит бояться Бога? Добро , смешанное со злом, отвергается. Бояться Бога означает то, чтобы всякое доброе дело, которое необходимо совершить, не оставлять без должного внимания. Об этом говорил еще Соломон: «Кто Бога чтит, тот ничем не пренебрегает» ( Еккл. 7:19 ). Но многие хотя и делают нечто хорошее, все же запинаются, хоть и весьма редко, некоторыми прегрешениями, вследствие чего Иов верно именуется боящимся Бога и удаляющимся от зла. Ибо сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 36:27 ). Бог не принимает добрых дел, которые пред очами Его осквернены были примесью злого. Ибо премудрый Соломон говорил: «Кто согрешит в одном, тот погубит много доброго» ( Еккл. 9:18 ). И Иаков свидетельствует об этом, говоря: «Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2:10 ). О том же пишет Павел: «Малая закваска квасит все тесто» (Кор. 5:6). Итак, блажен Иов, поскольку указано, насколько он был чист в добре, и искусно показывается, насколько он был чужд злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

«Что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?.. его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это суета!» ( Еккл. 2:22–23 ). «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» ( Еккл. 4:4 ). Труд должен был сделать человека владыкой мира ( Быт. 1:26 ), а сделал рабочим, рабом. И в горьких трудах теперь умирает человек. Или возьмём семью – «полынь» греха сделала и её из эдема адом. Прекрасное обращается в ужасное. Горечь плотских половых страстей, блуда, разваленных семей отравляет все общество. Атеизм, пресловутая свобода от Бога, равноправие мужчин и женщин, истолкованное как свобода друг от друга, подобно звезде «полынь», упав на семейные отношения, развалили их. И пьют люди горькие воды блуда, разводов, абортов, безотцовщины... Боже, сохрани нас от сей «полыни», не лиши потоков чистых! Четвертый трубный глас Откр.8:12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. Катастрофы нарастают и обретают космический вселенский характер. Теперь потрясается уже не только земля, но вся солнечная система и звездные миры. Подобное возвещали ещё древние пророки. Иоиль: «Потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» ( Иоил. 2:10 ). Амос: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» ( Ам. 8:9 ). Святой Иоанн видит, как повреждаются светила, и можно представить, что сила их света уменьшится на третью часть. Уму непостижимо, какие великие изменения должны для этого произойти в Солнце и звездах! Но далее Иоанн пишет не об ослаблении силы света, а о сокращении освещения дня и ночи на треть. Это соответствует особенно пророчеству Амоса, который говорит, что солнце уже в полдень зайдет и остальная часть дня будет во тьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010