2 В некоторых случаях слово раввина считалось не менее авторитетным, чем слово Библии. См.: А. Мень. На пороге Нового Завета, rл.XXXI. 3 Гал.2:2 . Как уже отмечалось выше (гл.5), мы исходим из того предположения, что свидетельство Павла в Гал.2 относится к тем же событиям, которые описаны в Деян.15 . 4 Мишна. Сота, V, 5; Гемара. Бава Батра 10в, 17а. 5 Сведения о св.Иакове приводит еврейский христианин Егизипп цитаты из книги которого сохранены у Евсевия (Церк.Ист., II, 1, 23); см. также: Климент. Строматы, VII; Епифаний. 70, 14. 6 S.Agoridis. Theorigin of theEpistle of St.James. - TheGreek Orthodox Theological Review, 1963, p.73. 7 Иак.5, 1-4; ср. сходные изречения в апокалиптической Книге Еноха (94, 7 сл.). 8 Согласно свт. Епифанию (I, 30), секта иудео-христиан, отколовшаяся от Иерусалимской церкви после ее исхода из Иудеи, разделялась на две ветви. Одна удержала самоназвание назарян, а другая - эбионитов. Вторые в большей степени отошли от основ христианства, и поэтому их можно считать наследниками ультра-законнической партии Иерусалимской церкви. По-видимому, сборы в пользу " бедных " этой церкви имели в виду не просто нищих, а также эбионитов. Взгляды эбионитов во многом перекликаются с ессейскими, откуда и наше предположение, что они в основном были обращенными ессеями. См.: J.Danielou. TheDead Sea Scrolls and Primitive Christianity. Baltimore, 1958. 9 Гал.2:5 . Из этого места послания нельзя ясно понять - был ли Тит в конце концов обрезан. Есть основания думать, что ап.Павлу в данном случае пришлось сделать уступку. См.: Э.Ренан. Святой Павел. СПб., 1907, с.87. 10 На это указывает бл.Феофилакт в своем Толковании на Деян.15 (русск. пер. с.111). 11 См.: F.F.Bruce. Op.cit. p.311. Эта, весьма распространенная гипотеза основана на том, что при встрече с ап.Павлом 20лет спустя Иаков Праведный говорит о послании так, словно Павлу оно неизвестно ( Деян.21:25 ). Но такое толкование слов Иакова не единственное. Он мог просто напомнить Павлу о том, что было в 49году. См. обзор основных гипотез в кн.: F.Filson. A New Testament History. London, 1978, p.218-219.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

8) В каких таинствах подается спасительная благодать Божия? 8) Спасительная благодать Божия подается в следующих таинствах: в крещении, в котором омываются первородный и личные грехи человека ( Ин. 3:1–6 ), ( Деян. 2:38–39 ), ( Деян. 22:16 и др.); в исповеди, или покаянии. где христиане получают прощение соделанных ими после крещения грехов (Мф. 16:19, 18:18), ( Ин. 20:22–23 ), ( Деян. 3:19, 19: 18 ); в причащении, в котором верующие теснейшим образом соединяются со Христом ( Ин. 6:51–58 ) и потому получают оставление грехов для вечной жизни (Мф. 26:28), и в елеосвящении, где подается больному христианину исцеление тела и прощение грехов ( Иак. 5:14–15 ). 9) Какие дары благодати Св. Духа подаются в остальных трех таинствах? 9) В миропомазании, которое заменило собою апостольское руковозложение, подается крещенному благодать Св. Духа, укрепляющая наши телесные и душевные силы ( Деян. 2:38, 8:15–18 ), ( 2Кор. 1:21 ), ( Еф. 4:30 ), «ибо без Меня, сказал Спаситель, не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ); в браке подается благодать, освящающая союз между мужчиной и женщиной и содействующая благословенной жизни супругов и воспитанию их детей; в священстве подается благодать, дающая рукоположенному лицу право учить, священнодействовать, совершать таинства и управлять людьми в делах веры. 10) Кто имеет право совершать святые таинства? 10) Совершать св. таинства могут только законно рукоположенные преемники св. Апостолов, – епископы и поставляемые ими пресвитеры Церкви ( 1Кор. 4:1, 12:28–30 ), ( Еф. 4:11–13 ). Кто же из мирян дерзает совершать нечто подобное, тот кощунствует, подобно Дафану в Авирону ( Числ. 16 гл.) «и в упорстве погибает, как Корей» ( Иуд. 11 ст. см. Евр. 5:4–5 ). 11) Спасены ли мы? 11) Да, спасены раз и навсегда, но только от тех грехов, которые, в силу крестных страданий Христа, прощены нам в таинстве св. крещения. Но кроме грехов, прощенных человеку во святом крещении, у него есть много других грехов, совершаемых после крещения в течение всей жизни. Если в этих грехах покаемся, то благодатию Божиею спасемся, а если нет, то погибнем по своей злой воле ( Лк. 13:3 ). Оттого и ап. Иоанн учит, что хотя «мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 ). Окончательно же будут спасены лишь те, кто после всеобщего суда Христова услышат слова Господа: «придите, благословенные Отца Моего! наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670 Нил Сорский. Послание 1. 671 Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672 Пс. 70:12 и далее. 673 Пс. 34:1. 674 Ср.: Пс. 117:14—16. 675 Пс. 6:3. 676 Нил Сорский. Послание 2. 677 Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678 Мф. 6:6. 679 Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681 Там же, гл. II (С. 10). 682 1 Фес. 5:17. 683 1 Кор. 14:19. 684 Кол. 3:17. 685 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686 Лк. 1:38. 687 Мф. 1:21. 688 Деян. 4:11–12. 689 Пс. 50:8. 690 Мал. 4:2 691 Песн. 1:2. 692 Фил. 2:11. 693 Ср.: Иак. 2:19. 694 Ср.: Ин. 1:9. 695 Фил. 2:10. 696 Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697 Ср.: Рим. 10:10. 698 1 Кор. 2:2. 699 Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei). 700

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Гл. 8, ст. 26–27, «Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными – Он ходатайствует за святых, по воле Божией. На этих словах еретики думают основаться, отвергая ходатайство о нас святых угодников Божиих и всякое человеческое посредство в деле нашего спасения, равно как и нужду в церковных обрядах и священных действиях. Они рассуждают так: если за нас ходатайствует Сам Дух, то к чему ходатайство человеческое? если Он, почивая в нас, Сам молится о нас неизреченными воздыханиями, то к чему служат молитвословия, которым научает нас Православная Церковь , священные обряды, которыми она стремится произвести в нас молитвенное настроение? Не являются ли отношения верующей души к Богу столь близкими, что для них от человека ничего не требуется, кроме веры, так как все прочее устрояется внутренним, невидимым и неизреченным действием Духа. Божия? Но, ответим мы, такая близость к Богу, такое исполнение (или наполнение) Духом ( Ефес. 5:18 ) бывает только у святых, как и сказано у апостола: «ходатайствует за святых». Всякий должен к сему стремиться, но не всякий в равной мере этого достигает. Апостол научает нас, что пребывание в нас Духа Божия неразрывно соединено бывает с жизнью по духу, а не по плоти (9); а мы точно ли живем по духу? Он говорить: «Духа не угашайте» ( 1Сол. 5:19 ), «не оскорбляйте Духа» ( Ефес. 4:30 ), «исполняйтесь Духом» (5, 18); значит есть между христианами и угашающие Духа, и не исполненные Им. Такие уже не могут утверждать, что Дух ходатайствует за них, и они якобы ощущают в себе Его воздыхания. Им-то (а таких наибольшая часть) и становится особенно нужным и предстательство святых, и воспитательные действия Церкви – научение, общественная молитва , священные обряды; все это имеет ту цель, чтобы уготовить в них обитель Св. Духа. Гл, 10, ст. 13. См. примеч. к Деян. гл. 2, ст. 21. Гл. 11, ст. 5–8. «Если по благодати, то не по делам». По поводу гл. 4, ст. 5 мы уже разъяснили, что апостол, говоря об оправдании верою без дел, разумел то оправдание, которое подается в крещении, а не то, которое будет подаваться на суде Христовом и будет окончательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

933 Иов. 10, 21–22. 934 Пс. 15, 9–10. 935 Ис. 66, 24. 936 Мк. 9, 44, 46. 937 Мф. 25, 41. 938 Слово 1. К Феодору падшему. 939 Часть 2, поучение 2 на Вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 940 Келейные письма. Том 14, письмо 2. 941 Том 15, письмо 62. 942 Так называется сочинение блаженного Августина, написанное им в старости. В этом сочинении блаженный пересматривает прежние свои сочинения и исправляет их. И святые не вдруг получали о всех предметах откровенного Богопознания точное понятие, но достигали этих понятий постепенно, соответственно жительству своему. 943 Мф. 24, 30. 944 Деян. 7, 55. 945 Мф. 18, 19. 946 Ин. 1, 18. 947 Ин. 21, 18. К речи архимандрита Игнатия 948 Пс. 54, 8–9. 949 Выражение это заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 28 гл. 51 по московскому изданию 1851 г. 950 Пс. 105, 25. 951 1 Кор. 2, 10. 952 Исаак Сирский. Слово 55. Преподобный Варсонофий Великий. Ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преподобный Иоанн Лествичник. Слово 4, гл. 35, 36, 74, Слово 28, гл. 1; преподобный Нил Сорский Слово 11. 953 Преподобный авва Дорофей. Поучение 5. 954 Дан. 13, 22. 955 Втор. 23, 7. 956 Так, например, вещество, из которого составлена земля, доступно для наших чувств. Но кора земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования. К слову о человеке 957 Кол. 2, 8. Преподобный Макарий Великий, беседа 49, 4. 958 Мф. 12, 43. Лк. 11, 24. См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу (Аскетич. опыты, т. II, изд. 1865 г.) 959 Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 960 Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 961 Sanct. Chrysost., pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4, с. 820. 962 Sanct. Chrysost., I, pag. 915. Contra iudeoi sermo VI. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1, с. 718.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Если об Эммануиле не говорится прямо, что Он будет поставлен «во свет язычников», то не выражается ли та же самая мысль в гл. 2:2–4 и 5: «и потекут к ней» – горе Господней «в последние дни», т. е. во времена Мессии – Эммануила и царства Его – «все народы», чтобы ходить в «свете Господнем»? Не та же ли мысль предуказывается в гл. 9:1–7, где говорится об явлении «света великого» в «Галилее языческой» ( ср. 8:9) с пришествием Эммануила? Поэтому-то Павел, «апостол языков» ( Рим.11:13; 15:16 ) ссылается не только на Ис.11:10 (см. Рим.15:12 ) и на различные места из 2-ой части книги (напр. на 49:6 в Деян.13:47 ) в доказательство своей мысли о спасении язычников, но видит ту же мысль и в различных местах книги Исаии, всеми признаваемых за подлинные, напр. в Ис.28:16 ..: «(всякий) верующий в Него не постыдится» ( Рим.9:30–33 ) и в Ис.29:10 ( Рим.11:8 ) и в Ис.6:9–10 ( Деян.28:26–27 ). Неверие Израиля и более близкое столкновение (ср. 28:11) с «языческими» народами в лице Ассура ( Ис.5:26; 8:9–10 ) при Исаии подавало прямой повод говорить об обращении народов, об явлении «света великого» в «Галилее языческой». – Наконец, упование на Господа составляет преимуществующую черту между нравственными качествами Эммануила, как и «Раба Господня»: «Я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» (8:17) 345 . Кроме того, мысль об уповании на Господа Эммануила выражается в словах о Нем 11-ой главы: «почиет на Нем дух... благочестия и страхом Господним исполнится» (2–3 ст.) 346 . Упование на Господа везде в 1-ой части книги пр. Исаии является главным духовным качеством праведников (12:2; 17:7, 8; 25:9; 26:3–4; 30:15 или 28:16: «верующий не постыдится»): тем более им исполнен Сам Мессия – Эммануил. Сама мысль о подвиге, унижении и страдании Раба Господня не чужда 1-ой части книги. Если понимать название «раба Господа» в приложении к народу, то даже отдельные черты, в каких изображается унижение народа во дни Сеннахерима в 1-ой части книги напоминают многие места из 2-ой...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Уже в самом непродолжительном времени после вознесения Господня был убит Стефан ( Деян. 7 г.) в одно из таких преследований; да и сам ап. Павел, по обращении своем в христианство , постоянно терпел гонения от своих соплеменников (см. Деян. 13:45  и дал. 14:1 и дал. и др. срав. Визелера и др. на Гал. 4:29 ). Но и не от одних только иудеев, а и язычников. «Да не печалит вас это», толкует бл. Феодорит, что уверовавшие гонимы неверными. Ибо то же находим и в прообразе» 256 , уже изначала плоть всегда восставала против духа и рожденные по плоти против рожденных по духу» 257 . «Но что говорит Писание?», продолжает толкование св. апостол, отличая теперь уже, после характеристики отношения семени погибели к семени спасения, Божественное предопределение о конечной судьбе первого: «изгони рабу и сына ее: ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Быт. 21:10 ; Гал. 4:30 ). Это слова Сарры к Аврааму, но желание Сарры, по писанию Моисея, было сообразно с волей Божией» ( Быт. 21:10,12 ) 258 . Здесь очевидно св. апостол прикровенно сообщает ту печальную, но необходимую и великую истину судьбы семени погибели в противоположность судьбе семени спасения, которую он так широко и глубоко развил, и раскрыл в Рим. 9–11 , каковое отделение послания имеет начало свое еще в 8 главе. Это та истина, что семя погибели не получит доли в наследовании сперва конечно, по ближайшему смыслу, – земли обетованной – Палестины, а затем–Мессианских благ, ( Гал. 4:1–7 сн. 3:14,29; Рим. 4:13 ; Деян. 3:25 ; Луки 1:55,73 ) и наконец, в связи с последним –царства небесного ( Рим. 8:17  сн. 29–30 и Евр. 3–4 гл. и 9 гл. и дал.) 259 . И притом, ближе всего опять, как указываемо было и раньше, св. апостол имеет в виду отверженную часть иудейства в Новом Завете, что прекрасно выразил блаж. Феодорит в своем толковании на послание к Рим. 9:9 . «И Измаил был сын Авраамов, и сын первородный. Итак, почему же думаешь высоко о себе, иудей, как будто один называясь семенем Авраамовым». А и новозаветные иудеи относили, конечно к себе Исх. 4:22  название «первородного Сына Божия» между другими народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

556 Чиноположен. Апостольск. книг. 8, гл. 10; тож читается и в Молитве на Литии: Спаси, Боже, люди Твоя и проч. 557 О Палате. „Παλτιον» значит 1) Палаты, дворец Царский; 2) Придворную и Гражданскую службы. Ибо древние Императоры Греческой и Римской Империи все службы Государственные разделяли на три рода: на друженосную, т. е. Военную, Придворную и Гражданскую. Придворная и Гражданская означаемы иногда были одним названием Палатных (Παλατινοι). См. в Сокровище Церков. Свицера под словом „Παλατνος». 559 В Литур. Апост. (Чиноиол. кн. 8, в гл. 10, возглашен. о верных) под именем страждущих исчисляются сии страдальцы: „О сущих в рудокопаниях и изгнаниях, и темницах и узах ради имени Господня, помолимся! о труждающихся, в горестней работе, помолимся»! 562 „Αvτιλαβου“ значит: поддержи, подкрепи, помоги, зашити. Лк.гл. 1, ст. 54. Деян. гл. 20, ст. 35. Такое отеческое Божие покровительство выражается во Второзаконии 32, ст. 11 (глаголом „αντιλαμβανω» имеющим равносильное значение глаголу „αναλαμβανω“, которому соответствует и Еврейский глагол naschaa. 565 Николай Вулгар в Толковании Литургии на сии слова, стр. 69, 70: „Слово: заступи, надлежит к Благодати призывающей; спаси к Благодати предваряющей; сохрани к Благодати последующей: заступи, к Благодати предваряющей; спаси к действующей; сохрани, к прославляющей. ихже призываеши и предваряеши; тем помози, заступи; ихже укрепляеши и оправдаеши, тех спаси; имже восследствуеши и прославляеши, тех не отрини, но сохрани“. 566 Николай Кавасила в Толкован. Литург. гл. 14. „Повелевает самих себя Богу предать. Не всем можно предавать себя самих Богу. Не довольно бо рещи сие только; но надлежит и Бога имети к тому расположенна. Сие же всячески требует дерзновения; а дерзновение соделывает чистая совесть, когда сердце наше нам не зазнрает; когда печемся о Его (благоугождении), когда, пекущися о Его (делах), свои пренебрегаем (нужды). Тогда бо и сами по истине отстаем от понечения о своих нуждах, и Богу предаем оные благонадежно, твердо себя уверяя, яко приимет залог наш и сохранит. Поскольку же вещь сия толикого требует любомудрия и тщания, сего ради призывая в помощь Пресвятую Матерь Божию и все сословие Святых, тако творим предаяние. Не самого же себе кийждо единого, но и друг друга предаем. Не своего бо точию искати подобает, но и другим (полезного), по закону любви“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

См. §50. 737 1 Кор. 5:5. 738 См. Мф. 18:15–18; Тит. 3:10; 1 Кор. 5:5. 739 Мф. 18:17. Слова «Скажи церкви» не могут относиться к церкви вселенской, в отличие от слова εκκλησα в Мф. 16:18. 740 Деян. 5:1–10. 741 1 Кор. 5:1–5. 742 2 Кор. 2:5–10. 743 Деян. 15; Гал. 2. 744 Деян. 15:6,12,22–23. См. Примечания. 745 Рим. 12:5; 1 Кор. 6:15; 10:17; 12:27; Еф. 1:23; 4:12; 5:23,30; Кол. 1:18,24; 2:17. 746 Еф. 4:13. 747 Мф. 16:18. В другом отрывке, Мф. 18:17, как и во многих отрывках Деяний и посланий, слово εκκλησα обозначает поместное собрание (синагогу). Мы же используем слово «церковь» еще в двух значениях — применительно к церковным зданиям и конфессиям (например, католическая церковь, англиканская церковь, лютеранская церковь). В Новом Завете слово «церковь» не употребляется ни в том, ни в другом значении, поскольку самих этих явлений тогда еще не существовало. 748 Мы не можем сказать «да приидет Церковь Твоя» (Мф. 6:10); «ибо таковых (детей) есть Церковь Божия» (Мк. 10:14); «не придет Церковь Божия приметным образом» (Лк. 17:20); «ни блудники и т.д. …Церкви Божией не наследуют» (1 Кор. 6:9–10); «Церковь Божия не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). С другой стороны, было бы неправильно назвать Царство Божье Телом Христовым или Невестой Агнца. 749 Ин. 17:3. 750 εαγγλιον τετρμορφον ересей», кн. 3, гл. 11, § 751 πστολος. 752 См. τπος διδαχς, Рим. 6:17, а также замечания Вайсса (6–е изд. «Толкования» Майера, 1881), который видит в этом слове конкретное указание на христианское богословие Павла; другие толкователи относят его к христианскому учению в целом. Подобные понятия есть и в работах Платона: τποι παιδεας, τπος της διδασκαλας и т.д. 753 Гал. 2:11–14. См. §35. 754 Широко известна блестящая мысль Шеллинга о трех эпохах в истории христианства: эпохе Петра (католической), эпохе Павла (протестантской) и эпохе Иоанна (грядущей). Незадолго до смерти престарелого философа, в августе 1854 г., я посетил его в гостинице швейцарского города Рагаца — он лежал в постели, его сердце почти не билось, как у мертвого, но ум его был ясен, а глаза сияли. Когда я спросил, придерживается ли он по–прежнему своего понимания церковной истории, Шеллинг решительно ответил: «Да», — но прибавил, что в ходе дальнейших размышлений он отвел Иакову особую роль в качестве представителя Греческой церкви, отличной от Римской церкви и церкви Петра. Я упоминаю об этом как об интересном и ранее неизвестном варианте теории Шеллинга, в котором есть зерно истины. 755

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

2) в 90 псалме, показывая безопасность каждого из живущих под покровом Вышнего и уповающих на всесильную Его помощь, Давид уверяет: не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (ст. 10 и 11). Кто станет рассматривать сии изречения в отдельности, без соображения яснейших и прямых внушений, об Ангелах Хранителях каждого верующего, в Новом Завете: тому, конечно, не совсем легко перейти отсюда к заключению, что Давид выражает и внушает веру именно в особых Ангелов Хранителей каждого верующего. По-видимому, у Псалмопевца выражается только одна общая мысль, что Господь повелел и повелевает Ангелам Своим помогать людям благочестивым, защищать их от врагов и хранить от всякой опасности. Но, при свете наставления Христова ( Мф. 12:10 ) и учения Апостольского ( Евр. 1: 14 ; Деян. 12:15 ) об Ангелах Хранителях, даруемых от Бога каждому верующему и ищущему спасения, – никому не трудно уразуметь и в приведенных изречениях древнего провозвестника истины тоже учение собственно об Ангелах Хранителях, даруемых благостью Отца Небесного каждому верующему и ищущему спасения. Особенно примечательное изъяснение слов Псалмопевца встречается в творениях Василия Великого 23 . Есть мнение, по которому полагают, что и в благословении, данном сыновьям Иосифа Иаковом ( Быт 48:16 ) заключается также, как в приведенных изречениях Псалмопевца, указание на Ангела Хранителя. Но, по замечанию св. Афанасия Великого , там, где изрекается благословение от имени Божеских Лиц, неприлично под именем Ангела разуметь какого либо из сотворенных Ангелов, а необходимо иметь высшее понятие о Божеском Лице несозданного Ангела Завета – о Сыне Божием 24 . Кроме указанных свидетельств Псалмопевца, представляются еще довольно понятные свидетельства веры в Ангелов Хранителей в пророческой книге Захарии и в повествовании о Товите и Товии. В книге Пророка Захарии Пророк Захария, сподобившийся видеть и слышать Ангелов, имеющих не равное достоинство и служение, и самого Господа Вседержителя, свидетельствует многократно, что он ощущал еще особенную близость к себе Ангела, глаголавшего в нем, и от сего ближайшего и особенно содружного Ангела получал, как разрешение недоумений, так и наставление в руководство при своем служении. Так говорит Захария: се Ангел глаголяй во мне стояше, и ин Ангел исхождаше в сретение ему (2, 3), и вопросих, и рек ко Ангелу, глаголющему во мне, глаголя: что суть сия Господи? И отвеща Ангел, глаголяй во мне… (4, 4). И изъиде Ангел глаголяй во мне, и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждь исходящее сие (5, 5). Подобное см. гл. 1:9,13,14,17,19; гл. 4:1,5; гл. 5:10; гл. 6:4–5. В повествовании о Товите и Товии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010