Искушение имеет целью смирить искушаемого, научить его, что Бог для него все во всем ( Ин. 15 , 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего; и приносит благо духовное, а с ним и телесное). Втор. 10–11 Втор. 10–11, 8 В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, [как это продолжается] до сего дня; 9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой. Господь Сам – благо для священноцерковнослужителей, а потому: Втор. 11 , 16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; 17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам; сердце и душа могут распространяться от пищи, а не о Господе. Особенно эта опасность бывает для нас, когда дух срастворится естеством души и тела. Тогда, служа своим страстям, богам иным, человек может думать, что он служит Богу. Тогда Господь очищает человека и выводит его из рабства греху чрез истощание плоти лишением земных благ. Подобное состояние оканчивает переживать теперь русский народ. Втор. 16 Втор. 16, 19 Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Взятки ослепляют ум и душу и лишают возможности и мужества говорить правду и поступать по правде. Втор. 23 Втор. 23, 1 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Тело наше оскверняется через оскопление. Поэтому в Ветхом Завете скопцы считались нечистыми. А в Новом Завете они подвергаются и епитимии. Причина этой нечистоты следующая. Страсть плотская срослась и с душой человека. От нее он освобождается чрез борьбу с нею в истощании плоти. Возбуждаемая же в крови страстью плотская нечистота получает свой естественный выход, не оставаясь в теле. При оскоплении же, когда душевная страсть передается телу, последнее не может дать выхода возбуждаемой ею в крови нечистоте, которая и остается в ней. Одна лишь благодать Божия может даровать бесстрастие душе и телу. До получения же этого дара верному необходима борьба с плотскою страстию и естественный выход возбуждаемой ею в крови нечистоте, чтобы она не оставалась в ней. В этой борьбе ему нужно лишь хранить свое сердце непричастным мысленной скверне, от невольного заражения которою и установлены Святой Церковью молитвы от осквернения. Втор. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную. И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1). Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” 13 . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного через Христа” 14 . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Этот город упоминается, вместе с другими местами, в Священном Писании только один раз, и находится в северной или восточной части удела Вениаминова, чему вполне удовлетворяет местоположение Хирбет Телль-эль-Фара» (Описание..., т. III, стр. 71-73). Говоря о Священном Писании, Герен имеет в виду следующие стихи из книги Иисуса Навина: «Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль, Аввим, Фара и Офра» (Иис. Нав. 18:21-23). Современные комментаторы еврейской Библии принимают эту идентификацию, хотя и без особого энтузиазма. Соответствует она и указанию Кирилла Скифопольского: «В 10-ти стадиях от Фаранской лавры, к востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого, как я думаю, получила название и лавра» (Житие Евфимия, 79). Примерно такое расстояние и отделяет лавру от упомянутого Гереном урочища Телль эль-Фара. Проблема в том, что археологическими исследованиями существование в данном урочище поселения во времена Иисуса Навина подтверждается, что говорит в пользу догадки Герена, однако керамика византийского периода здесь не обнаруживается, что вступает в противоречие с известием Кирилла. По предположению Хиршфельда, Кирилл (или позднейший его переписчик) мог ошибиться в определении того, что от чего располагалось к востоку: селение от лавры или лавра от селения. Если верно второе, то следует полагать, что во времена Кирилла название Фаран носило селение, находившееся к западу от лавры, и здесь, примерно в двух километрах от монастыря (10 стадиев соответствуют 1840 м) действительно имеется урочище Хирбет Абу-Мушшарах, где византийская керамика в изобилии выявляется археологически. Однако в этом случае византийское селение Фаран и современное урочище Телль Эль-Фара оказываются разнесенными почти на 4 км, с самой лаврой на полпути между ними, что оставляет вопрос открытым.    Хотя Герен посетил развалины лавры ещё в 1863 г. и даже заметил, что пещеры когда-то могли служить убежищем отшельникам, он не отождествил урочище с Фаранской лаврой.

http://sobory.ru/article/?object=18570

12 Под двумя грехами Израильского царства надобно разуметь отпадение от Бога и царского дома Давидова в соответствии тому, что говорит пророк в ( Ос.3:5 ), где будущее обращение сынов Израилевых поставляется в том, что они взыщут Иегову Бога своего и Давида царя своего. 13 Об опустошении Салманом Беф-Арбела ничего неизвестно, поэтому и толкование этих слов затруднительно. Салман, без сомнения, сокращенная форма Салманассар, название ассирийского царя. Под Беф-Арбелом, конечно, надобно разуметь не Арбелу ассирийскую (Strab. XVI, 1, 3.), прославленную впоследствии победой Александра Македонского; потому что завоевание столь отдаленного города едва ли могло быть до такой степени известно Израильтянам, чтобы Пророк мог указать им на опустошение его, как на пример, но, вероятно, здесь разумеются Арвилы, упоминаемые в книге Маккавейской (1Макк.9:2), и еще чаще упоминаемая у Иосифа Aρβηλα, находившаяся в верхней Галилее (heil die zwolf klein. Propheten, S. 98. 1866.). 15 Что все три пророка, жившие не в одно время, имеют в виду одно и то же событие, это открывается из тех сходных черт, которыми все трое изображают его. Именно Амос говорит о Филистимлянах, что они отвержены Богом за то, что «полное число (Иудеев) увели в плен, чтобы предать Идумеянам» ( Ам.1:6 ): и Финикиянам возвещает наказание за то, что «они полное число передали Едому» ( Ам.1:9 ); Едому, наконец, возвещает суд Божий за то, что он «гонит брата своего мечем, подавил чувство жалости в сердце своем и гнев его вечно свирепствует, и ярость свою постоянно хранит“ ( Ам.1:11 ). У Авдия мы читаем следующее о враждебных действиях Едома против Иудеев: „в тот день, когда чужие вели в плен силу его, ты был как один из них“, потом: «не надлежало бы стоять на распутиях, чтобы рубить бегущих и не надлежало бы выдавать спасшихся его в день бедствия» ( Авд.1:14 ). Мы видим из этих изречений, что Филистимляне и Идумеи действуют заодно, но так, что Филистимляне (чужие) собственно нападают, Идумеи преследуют, подстерегают бегущих Иудеев и изменнически умерщвляют их, а пленников покупают себе. Еще заметнее сходство изречений Иоиля с изречениями Авдия. Первый возвещает суд всем народам за вражду против Израиля: «они разсеяли его по народам и разделили землю Мою и о народе Моем бросали жеребий». ( Иоил.3:2–3 ); Авдий говорит: «иноземцы вошли во врата его и бросали жеребий о Иерусалиме» и: «не надлежало бы тебе смотреть на день страннаго его опустошения» ( Авд.1:12 ). Далее, у Иоиля говорится о пленных, что они продаваемы были Грекам, но Бог возвратит их и оттуда, «и сынов Иуды продавали сынам Иовановым» (Ионийским Грекам) ( Иоил.3:6 ); у Авдия,– что пленные Иудеи, находящиеся при Сефараде (см. ниже в след. прим.) будут возвращены ( Авд.1:20 ). Из этих сопоставлений вытекает, что все три пророка имеют ввиду одно и то же несчастное событие, постигшее Иерусалим при Иораме.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Пророк увещает Иуду – (Иудейское царство) не принимать участия в идолослужении и разврате израильтян. «Не ходите в Галгал». Галгалами (колесо, круг) первоначально назывались особые памятники, которые состояли из группы поставленных кругом больших камней. Впоследствии слово стало наименованием местностей, которые были ознаменованы названными несколько таких местностей ( Нав 4.19, 12.23 ; Втор 11.30 ). По мнению большинства толкователей, у пророка Осии в рассматриваемом стихе имеется в виду Галгала, находящаяся между Иорданом и Иерихоном на месте холма Джельджуль. Эта Галгала была полна священных воспоминаний: здесь поставлен был И. Навином памятник чудесного перехода через Иордан ( Нав 4.1 ), стояла временно скиния ( Нав 6.1 ), совершено обрезание народа и отпразднована первая Пасха в Ханаанской земле ( Нав 5.3, 10 ); здесь творил суд Самуил ( 1Цар 7.16, 10.8, 11, 15 ). Естественно, что эта Галгала и сделана была местом служения тельцам. «Не восходите в Беф-авен», слав. «в дом Онов». Под Беф-авеном пророк разумеет Вефиль (ср. Ам 4.4, 5.5 ), другое место служения тельцам. Этот город, славный своими историческими воспоминаниями ( Быт 12.8, 13.3, 28.11–19, 31.13 ; Суд.20:18, 26–27 ; 1Цар 7.16 ; 4Цар 2.3 ) некогда служивший, как показывает и его название, домом Божиим, со времени учреждения в нем Иеровоамом I культа тельцов, стал домом идолов beitu aven. Последним названием, выражающим существо города пророк и заменяет его главное историческое имя. Евр. beith aven у LXX передано τον οιν, сл.: «в дом Онов». Перевод LXX возник из предположений иных, чем у мазоретов гласных под словом avn, которое LXX читали как ν. Возможно, что LXX желали также указать на аналогио Вефиля с Египетским Оном или Гелиополисом, где, как и в Вефиле, почитали священного быка (Мневиса). – Увещая жителей Иудейского царства не приобщаться к служению тельцам, пророк запрещает им и клятву именем Иеговы, так как при склонности к идолослужению, такая клятва являлась бы только лицемерием и пустосвятством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» ( 2Цар.15:13–17 ). Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому чело­веку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего Николая Александровича, Николая II. О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает. Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима. «И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» ( 2Цар.15:18 ). То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю. Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней? Когда на просторах нашей земли уничтожалось самое имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, дьявольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле чело­века, но та, что даруется с Небес, от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кесария – это была сначала бедная пристань, в 31-й миле на север от Яффы, доколе Ирод Великий не построил здесь город, достойный величия Римской империи, сделал его резиденцией правителя и назвал Кесарией Августовой, в честь Римского императора, в 13 г. до Р. X., город служил центральным местом для Римских войск. Кесария Филиппова (Павея или Павеада), близ главных источников Иордана. Здесь Ирод Великий воздвигнул кесарю Августу храм, который Филипп расширил и назвал его по имени царствующего императора (Тиверия Августа), с прибавлением собственного имени. На пути, в этом городе, апостол Петр исповедовал Христа Сыном Божиим ( Мф. 16:16 ), за шесть дней до Его славного Преображения. Колоссы – важный город Фригии и одна из областей в Римской Азиатской местности. Город этот служил местом для одной из тех христианских первенствующих церквей, к одной из которых апостол Павел написал особое Послание (к Колоссянам). В долине реки Ликуса, где находились Колоссы, лежали, также, города Лаодикия и Иераполис. Коринф – столица Ахайской области, место апостольских трудов Павла и Аполлоса. Здесь существовала, некогда, цветущая Коринфская церковь , для которой апостол Павел написал два Послания, одно из Ефеса, другое из Македонии. Лаодиния – важный город в Малой Азии на р. Ликусе, место одной из 7 Малоазийских церквей ( Откр. 3:14 ). Левитские города ( Нав. 21:13–39 ): – Хеврон, Ливна, Иаттир, Ештемо, Холон, Давир, Айн, Ютта, Беф-Шемеш (в колене Иудином); Гаваон, Гева, Анафос, Алмон или Аллемеф (в колене Вениаминовом); Сихем, Гезер, Кивцаим, Беф-Орон (в колене Ефремовом); Елфеке, Гивефон, Аиалон, Гаф-Риммон (в кол. Дановом); Фаанах, Гаф-Риммон, Голан, Беештера (в кол. Манассиином); Кишион, Давраф, Иармуф, Ен-Ганним (в кол Иссахаровом); Мишал, Авдон, Хелкаф, Рехов (в кол. Асировом); Кадес, Хамоф-Дор, Карфан (в кол. Нефеалимовом); Иокнеам, Карфа, Димна, Нагалал (в кол. Завулоновом); Бецер, Иааца, Кедемоф, Мефааф (в кол. Рувимовом); Рамоф Галаадский, Манахаим, Есевон, Иазер (в кол. Гадовом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

И прежде, еще до крещения Спасителя, Иоанн не раз, может быть, говорил, что его крещение – водою, а не духом, которым будет крестить Мессия ( Мф.3:11 и парал.); и теперь он говорит тоже, но кратко, не имея нужды повторять то, что они уже слышали ранее: Аз, говорит, крещаю водою, т. е. мое крещение земное, внешнее, крещение подготовительное; 154 но Тот, к принятию Которого я приготовляю вас, посреде вас стоит, т. е. Он уже пришел, только вы Его не знаете. 155 И тотчас же разъясняет посланным от синедриона, что он и Мессия – личности настолько различные по своей природе и достоинству, что самое сравнение между ними едва ли возможно. Мессия слишком велик по своей божественной природе и достоинствам, он же – Его предтеча, слишком ничтожен. Словами: той есть грядый no мне, иже предо мною бысть 156 – Предтеча указывает именно на божественное достоинство Мессии: хотя Мессия явился и после меня, как бы так говорит Иоанн, но Он старше меня, Он существует от вечности. 157 Словами: ему же несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу его – Иоанн указывает на то, что он не достоин быть и последним слугою Мессии. 158 Изображением божественного величия Мессии Иоанн и закончил свою беседу с посланными от синедриона. В 28 стихе евангелист, как точный историк, указывает даже место, где допрашивали Иоанна посланные от синедриона: Сия в Вифаваре быша обон пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя. Нельзя не заметить, что почти во всех кодексах место, где крестил Иоанн, называется Вифанией, а не Вифаварой. Вифанией называлось еще селение, где жил и умер Лазарь. Но евангелист точно отличает одно место от другого: о Вифании Лазаревой говорит, что она была близ Иерусалима (11:1,18; 12:1), послдвяя же – обон пол Иордана, т. е. на левой стороне Иордана, в Перее, да и по значению своему эти слова отличались одно от другого. Вифания Лазарева писалась и произносилась: Беф-хания, что значит дом незрелых плодов (Кейль), а Вифания заиорданская писалась: Беф-ания – дом лодки, или место переправы, – тоже, что и Вифавара (Бефавара). Очевидно, одно и то же место имело два названия – Вифании и Вифавары. 159 Но с течением времени имя Вифания забылось, по крайней мере Ориген в 3-м веке не нашел уже на Иордане Вофании, а нашел Вифавару, где, по преданию, крестил Иоанн, а потому и сделал поправку в тексте, заменив слово Вифания словом Вифавара. На самом же деле слово Вифавара нужно считать пояснением к слову Вифания, как это и делает св. Златоуст в своем комментарии. Впрочем, как бы ни читалось в тексте – Вифания или Вифавара, – указание евангелистом места крещения и проповеди Иоанна сообщает особенную важность его свидетельству об И. Христе пред посольством синедриона. Оно дано было не где-нибудь в тайном месте, но там, куда собирались тысячи слушать проповедь Иоанна, дано в слух тысячи людей, в слух всей Иудеи. Второе свидетельство

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

martyr. Беджаном Acta mart. II, с.539. Патриарх Бабоэ был казнён Перозом в 431 году по доносу Барсаумы, перехватившего письмо этого партиарха, добивавшагося вмешательства Римлян. Акты этого мученика содержат рассказ, близкий к повествованию Амра и Бар-Эбрея. Ко второму году Хосроя I или Хосроя Ануширвана относится мученическая кончина Григория, подлинное имя которого было Пирангушнасп; он был родом из Рэ и принадлежал к Персидской семье Михран. Мученичество Яздепанаха последовало вскоре за мученичеством Григория. Яздепанах из провинции Карки Леданской был правителем и судьёй в этой стране. На 25 году царствования Хосроя II или Хосроя Парвеза (615 г. от Р.Х.) был замучен священник Георгий, принадлежавший к знатной Персидской фамилии. Настоящее имя его было Мирамгушнасп. Он принял крещение от Симеона, епископа Гирского. Его сестра Газаровай также обратилась в Христианство, приняла имя Марии и постриглась в монахини. Акты этой святой были написаны Мар-Бабэ, настоятелем монастыря на горе Изла. В них есть важные заметки относительно истории несториан в конце VI века. На 30-й год царствования того же царя падает мученичество Ишо-Сабрана (Маханоша), несторианского аскета, Перса по происхождению проведшего значительную часть своей жизни в темнице. Акты этого мученика были написаны через несколько лет после его кончины – Ишо Ябом III, несторианским патриархом около 650 года. Вместе с Ишо-сабраном погибли двенадцать других знатных христиан, о которых, как сообщает Ишо-яб, было написано другим автором. Сирийские акты мучеников вне Месопотамии и Персии Из этой группы Сирийских мученических актов наибольший научный интерес представляют собою акты, повествующее о гонениях на христиан Иемена. Главным документом относительно преследований христиан Иемена еврейским царём этой страны в VI веке нашей эры является письмо Симеона, епископа Беф-Аршама, Симеону, настоятелю монастыря Габбула 596 . В этом письме Беф-Аршамский епископ сообщает, что 20 Января 524 года он покинул город Гиру вместе со священником Авраамом, отправленным в качестве посла Императором Юстином I к Арабскому царю Мондиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Когда Иорам услышал грозные слова Ииуя, то он немедленно поворачивает назад свою колесницу, чтобы ускакать от него, и, увидев Охозию, кричит ему: измена! Но в это время Ииуй, стоя – как мы думаем – на колеснице, натягивает лук свой и пускает стрелу в спину Иорама, который падает мертвым в колеснице своей, – так как стрела вошла между плеч и вонзилась в сердце (ст. 24). Тогда Ииуй обращается к сопровождающему его Бидекару, «сановнику его», и говорит: «возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь (Иегова) изрек на него такое пророчество» (ст. 25): «Истинно кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорить Господь (Иегова), и отомщу тебе на сем поле». «И так возьми, брось его на поле, по слову Господню» (ст. 26). Из этого мы видим, что Ииуй сопровождал Ахава, как его телохранитель, или приближенный, когда царь вступал в наследство имения Навуфея, и когда явился Илия, объявивший ему приговор Божий 996 . «Так говорит Господь: скажи ему: ты убил и еще вступаешь в наследство? и скажи ему: так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь». Далее пророчество изрекает гибель всему дому Ахавову, а об Иезавели особенно сказано, что псы съедят Иезавель за стеною Изрееля 997 . Ииуй приводит слова пророка в сокращении, хотя упоминает об обстоятельстве, нам неизвестном из XXI главы третьей книги Царств, а именно – об убийстве сыновей Навуфея. Из 3 Ц. XXI, 29 мы видим, что после покаяния Ахава Господь отсрачивает гибель всего дома его до следующего поколения: «во дни сына его наведу беды на дом его» (Id. ib. 29); но сущность первого пророчества исполняется буквально во дни Иорама, сына Ахавова, Ииуем, избранным для того Господом и которому (4 Ц. X, 30) ставится в заслугу точное исполнение повеления Господня. «И так, – говорит Ииуй Бидекару, – возьми, брось его на поле по слову Господню». В это время Охозия Иудейский успевает ускакать на своей колеснице «по дороге к дому, что в саду», как говорит русский перевод, или «по дороге к Беф-Гану», как дает перевод Семидесяти и наш славянский перевод 998 . Может быть перевод Семидесяти правильнее, и вот почему: имя Беф-Ган считают тожественным с именем Ен-Ганим, городом в уделе Иссахара по Иис. Hab. XIX, 21 (ср. ст. 18 и 22), который должен был лежать невдалеке от Изрееля. Бео-Ган означает «дом сада»; Ен-Ганим означает «весна садов»; и оба города, которые считают одним и тем же городом, отожествляются с нынешним поселением Дженином, который лежит на юге от Изрееля и по дороге в Самарию 999 . Естественно было Охозии направится именно на этот путь, так как он только чрез Самарии мог выехать на дорогу в Иерусалим. И дальнейшее повествование 4 Ц. IX, 27 подтверждает этот взгляд. Дорога от Изрееля (ныне Церин, или Zeerin) сначала идет по Ездрелонской долине, но потом начинает подыматься по откосу выдающегося контфорса гор Ефремовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010