Рутерфорд и его друзья внушили своим последователям идею воскресения Ветхозаветных «достойных мужей веры» в 20–30-х г.г. 20-го века. Многие рядовые члены Сторожевой Башни ожидали увидеть этих мужей на одном из следующих конгрессов свидетелей Иеговы. Поэтому Рутерфорду нетрудно было провести в жизнь идею приготовления красивой резиденции для «грядущих князей». В соответствии с этим, Общество Сторожевой Башни приобрело участок земли размером в сто акров, в городе Сан-Диего (Калифорния) и в 1929 году построило на нём большую прекрасную резиденцию, назвав её «Беф-Сарим», что в переводе с еврейского значит «Дом Князей». Как будто бы какую-то часть денег для этой цели пожертвовал сам президент. Джеймс Пентон пишет, что по свойственному ему «смирению» Рутерфорд усмотрел, чтобы документы на владение ею были сделаны на его имя и фамилию, как на доверенное лицо князя Давида и других Ветхозаветных князей, потому что они ещё не прибыли, но должны скоро прибыть. Однако, ни одному из «князей» не пришлось жить в этой роскошной резиденции. В ней проводил зимние месяцы Джозеф Рутерфорд со своей свитой слуг, так как у него, пишет Рэймонд Франц, были проблемы с лёгкими. Климат города Сан-Диего в южной Калифорнии в зимнее время прекрасен, и Рутерфорд находил особенно полезным проводить в резиденции «князей» зимние месяцы. Кроме того, согласно Джеймсу Пентону, Рутерфорд снимал (за деньги Общества) дорогие апартаменты в городе Нью-Йорке, имел роскошную резиденцию на острове Статен и дом для уединения в лесу. За рубежом в его распоряжении было несколько дорогих квартир Общества, особенно в Лондоне и в Магдебурге, Германия. В Беф-Сариме Рутерфорд держал одну из своих двух шестнадцатицилиндровых машин марки Кадилак, которые подарил ему, как «самому великому человеку на земле», один богатый свидетель Иеговы. Вальтер Салтер, бывший руководитель канадского отдела культа и в одно время близкий друг Рутерфорда, впоследствии написал с иронией следующее об образе жизни второго президента в Беф-Сариме:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

– Я и то поклялся отомстить, – проворчал Седрик. – Святой Витольд будет свидетелем моей клятвы. Между тем Фрон де Беф вывел его через калитку ко рву, поперек которого была перекинута одна доска. Перейдя через ров, они очутились в небольшом барбикене, или внешнем укреплении стены, откуда через хорошо защищенные ворота для вылазок можно было выйти в открытое поле. – Теперь ступай скорее, – сказал Фрон де Беф. – Только исполни мое поручение, и ты увидишь, что мясо саксов будет здесь так же дешево, как бывает свинина на бойнях в Шеффилде. Да, вот что: ты, кажется, довольно веселый поп, так приходи после побоища, я тебе выставлю столько мальвазии, что хватит напоить допьяна весь ваш монастырь. – Разумеется, мы еще встретимся, – ответил Седрик. – А пока вот тебе, – прибавил норманн у последних ворот, сунув в руку Седрика золотую монету. – Но помни: если не выполнишь моего поручения, я с тебя сдеру и рясу, и твою собственную шкуру. – Предоставляю тебе и то, и другое, – отвечал Седрик, выйдя за ворота и радостно шагая по чистому полю. – Можешь казнить меня, если в следующий раз, когда мы встретимся, я не заслужу от тебя ничего лучшего. Тут он обернулся в сторону замка, швырнул золотую монету и проговорил: – Провалиться бы тебе вместе со своими деньгами, вероломный норманн! Фрон де Беф не расслышал этих слов, но видел сопровождавшее их движение, которое показалось ему подозрительным. – Эй, стрелки, – крикнул он часовым, стоявшим на страже у наружного бастиона, – пустите-ка стрелу вдогонку этому монаху! Нет, стойте, – прибавил он, видя, что они уже натягивают луки. – Не нужно стрелять. Ведь другого гонца нет – приходится верить этому. Я думаю, что он не посмеет меня обмануть. В худшем случае придется заключить договор с теми саксонскими псами, что сидят у меня на цепи. Эй, Жиль Тюремщик, распорядись, чтобы привели ко мне Седрика Ротервудского и другого болвана, его товарища, Конингсбургского. Как его звать, Ательстаном, что ли? У них такие имена, что норманскому рыцарю и выговорить трудно, и во рту остается от них привкус ветчины.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

Между тем властелин осажденного замка лежал на смертном одре, испытывая телесные и душевные муки. У него не было обычного утешения всех ханжей того суеверного времени, надеявшихся заслужить прощение и искупить свои грехи щедрыми пожертвованиями на церковь и этим способом притушить свой страх. И хотя купленное таким путем успокоение было не более похоже на душевный мир, следующий за искренним раскаянием, чем сонное оцепенение от опиума похоже на здоровый и натуральный сон, все-таки такое состояние духа было легче переносить, нежели угрызения пробудившейся совести. Среди всех пороков Фрон де Бефа, человека грубого и алчного, корыстолюбие было наиболее сильным: он предпочитал пренебречь церковью и ее служителями, нежели покупать себе отпущение грехов ценой золота и земельных угодий. Храмовник, безбожник совсем иного порядка, неправильно понимал своего приятеля, говоря, что Фрон де Беф не в состоянии разумно объяснить причины своего неверия и презрения к установленным обрядам, ибо барон мог ответить на это, что церковь слишком дорого продает свои товары, что духовную свободу, которую она пустила в продажу, можно было купить, подобно должности старшего начальника Иерусалимского ордена, за «огромную сумму», и Фрон де Беф предпочитал отрицать целебное действие медицины, чтобы не платить врачу. Но вот настала такая минута, когда все земные сокровища начали утрачивать свои прелести, и сердце жестокого барона, которое было не мягче мельничного жернова, исполнилось страха, глядя в черную пучину будущего. Лихорадочное состояние его тела еще более усиливало мучительную тревогу души; его предсмертные часы проходили в борьбе проснувшегося ужаса с привычным упорством непреклонного нрава – состояние безвыходное и страшное, и можно сравнить его лишь с пребыванием в тех грозных сферах, где раздаются жалобы без надежд, где угрызения совести не сопровождаются раскаянием, где царствует сознание неизъяснимого мучения и наряду с ним – предчувствие, что нет ему ни конца, ни утоления! – Куда запропастились эти попы, – ворчал барон, – эти монахи, что за такую дорогую цену устраивают свои духовные представления! Где теперь все босоногие кармелиты, для которых старый Фрон де Беф основал монастырь святой Анны, ограбил в их пользу своего наследника, отобрав у него столько хороших угодий, тучных нив и выгонов? Где теперь эти жадные собаки? Небось пьянствуют где-нибудь, попивают эль либо показывают свои фокусы у постели какого-нибудь подлого мужика?.. А меня, наследника их благодетеля, меня, за кого они обязаны молиться по распоряжению дарственной грамоты, эти неблагодарные подлецы допускают умирать без исповеди и причащения, точно бездомную собаку, что бегает по выгону. Позовите мне храмовника: он ведь тоже духовное лицо и может что-нибудь сделать. Но нет: я лучше черту исповедуюсь, чем Бриану де Буагильберу, которому ни до рая, ни до ада нет дела. Слыхал я, что старые люди сами за себя молятся, таким не надо ни просить, ни подкупать лицемерных попов. Но я не смею.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

А некоторые оказывают сердечное расположение и приют служителям Христовым и проповедникам истины. Тут доброе отношение часто бывает небезопасно для спокойствия принимающих, давая повод к подозрению и презрению их мipoм, как скрывался Никодим, Иосиф и др. «страха ради иудейского». В Вифании перед нами гонимый Христос, нашедший дружеский прием в самый острый момент ненависти к Себе всего правящего Иерусалима. Блаженны же вы, сестры Марфа и Мария, потому что не убоялись мipa и не прекратили общения со Спасителем, когда все Его оставили и бежали. Блаженны вы, так как были с Ним в последние дни Его жизни на земле, ибо Он говорил: «Взыщут Меня после и не обрящут». Блаженны и те, которые, следуя примеру Лазаря и его сестер, не страшатся поддерживать пастырей Церкви, велика награда их у Господа! Он простит им множество грехов их и близко поставит у престола Славы Своея! После осмотра окрестностей Иерусалима мы совершили поездку в Хеврон и на Иордан. По пути в первый встречаются: 1) Соломоновы пруды – большие каменные водовместилища, снабжающие отчасти водой Св. Град посредством водопровода. Сооружения эти приписывают царю Соломону. 2) На половине дороги между Иерусалимом и Хевроном на довольно возвышенном месте расположен Беф-Захария, удел прав. Захарии, отца св. Иоанна Крестителя, принадлежащий Русской Православной миссии, устроившей прекрасный странноприимный дом для отдыха паломникам, идущим к Мамврийскому дубу. Приготовлено в нем помещение и для храма, пожертвован уже колокол. Тут же производятся раскопки. Найдены следы древней христианской церкви. И не только здесь, но и всюду, где происходили евангельские события, благочестивыми Царями Константином и Еленой воздвигнуты были базилики, впоследствии смешавшиеся с землей от разрушающего времени. Нынешнее усердие христиан, скорее любовь к археологии, извлекает многое наружу. В Беф-Захарии Русской миссией приобретен большой участок земли, на котором разведен прекрасный сад. При нашем посещении в нем жили два монаха, из них один, любитель отшельничества, вырыл себе под горою пещеру с длинными подземными ходами, куда иногда уединялся на молитву и подвиги. С террасы подворья открывается далеко вид на окрестные долины, где можно всюду наблюдать пастухов со стадами овец, разводимых в Палестине во множестве. Не потому ли Господь Спаситель в притчах часто брал пример с этой сельской идиллии? На вопрос, не обижают ли соседние жители-арабы монахов, охраняющих подворье миссии в Беф-Захарии, нам ответили, что, в общем, жить спокойно, и только изредка набегают дети в сад за фруктами, но стоит только попугать, как они быстро ускользают и долго потом не показываются. Отдохнувши хорошо у правв. Захарии и Елисаветы, мы продолжали свой путь к дубу Мамврийскому, куда прибыли к вечеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Саксонских пленных увели прочь и в ту же минуту впустили монаха Амвросия, находившегося в полном смятении. – Вот это настоящий Deus vobiscum! – сказал Вамба, проходя мимо духовного лица. – А все остальные были фальшивые. – Мать пресвятая, – сказал монах, озираясь на собравшихся рыцарей, – наконец-то я в безопасности и среди настоящих христиан! – В безопасности – это верно, – сказал де Браси, – а что до настоящих христиан, то вот тебе могущественный барон Реджинальд Фрон де Беф, который чувствует глубочайшее омерзение ко всем евреям. А это добрый рыцарь Храма, Бриан де Буагильбер, беспощадный истребитель сарацин. Коли это плохие христиане – уж не знаю, каких тебе еще надо! – Вы друзья и союзники преподобного отца нашего во Христе, приора Эймера из аббатства Жорво, – сказал монах, не замечая иронии в ответе де Браси, – и по рыцарскому обету, и по христианскому милосердию ваш долг – выручить его, ибо, как говорит блаженный Августин в своем трактате De Civitate Dei… – К черту все это! – прервал его Фрон де Беф. – Скорее скажи, в чем дело, монах. Нам некогда слушать тексты из писаний святых отцов. – Sancta Maria! – воскликнул отец Амвросий. – Как быстро эти грешные миряне приходят в раздражение! Но да будет вам известно, храбрые рыцари, что некие лютые злодеи, позабывшие страх божий и уважение к церкви и не убоявшиеся велений святого папского престола – si quis suadente Diabolo… – Слушай-ка, отче, – сказал храмовник, – все это мы сами знаем или наперед угадываем. Скажи-ка лучше прямо, что сталось с твоим хозяином: не в плену ли он, и если в плену, то у кого? – Так оно и есть, – отвечал Амвросий, – он в руках бесовских слуг. Ими полны здешние леса, и они знать не хотят, что в Писании сказано: «Не прикасайся к помазаннику моему и пророкам моим не учиняй никакого зла». – Вот еще новая работа для наших мечей, господа, – сказал Фрон де Беф своим товарищам. – Итак, вместо того чтобы прислать нам людей на подмогу, приор Эймер от нас же ожидает помощи! Всегда приходится помогать этим ленивым попам в самое неподходящее время. Но говори же, монах, скажи толком: чего хочет от нас твой хозяин?

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

Подобная глубокая насыщенность книги Второзакония богословским смыслом обусловила ее совершенно особое место в кругу книг Священного Писания . Влияние ее на последующих священных писателей было столь велико, что современная библеистика говорит о существовании так называемого «девтерономического корпуса книг Ветхого Завета», включающего, помимо самого Второзакония, книги Иисуса Навина, Судей и Царств, объединенных общим богословским видением священной истории. Второзаконие также является наиболее цитируемой в Новом Завете книгой Пятикнижия (более 50 раз), уступая только возвещавшей о Христе Псалтири и книге ветхозаветного евангелиста – святого пророка Исайи. 11. Экзегетический разбор важнейших мест книги Второзаконие Введение (Втор. 1:1 – 5) В этом кратком разделе сообщается о месте произнесения Моисеем обращений к ветхозаветной церкви. По мысли преподобного Ефрема Сирина , то, что «второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир, – в сем скрывается тайна, что в единонадесятый час и исшел Еммануил взыскать заблудшиеся народы» 288 . Первое обращение Моисея к народу (Втор. 1:6 – 4:43) Эта речь Моисея содержит описание путешествия от Синая до равнин Моавитских (см.: Втор. 1:6 – 2, 23 ), рассказ о завоевании и разделении земель за Иорданом (см.: Втор. 2:24 – 3:29 ), увещания соблюдать закон (см.: Втор. 4:1–14 ) и избегать идол ос лужения (см.: Втор. 4:15 – 40 ), а также перечисление заиорданских городов-убежищ (см.: Втор. 4:41 – 43 ). Комментируя содержащееся в этом обращении обличение идолопоклонства, на которое часто ссылались иконоборцы, преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Бог запретил делать всякое подобие, как Моисей говорит во Второзаконии: И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор. 4:12 ). И после немногих слов: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь [на горе] Хориве из среды огня 9 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой ( Втор. 4:15 – 17 ). И после небольшого промежутка: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им ( Втор. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Последняя глава рассказывает о том, как Моисей перед смертью взошел с равнин моавитских на гору Нево и обозрел землю, о к-рой клялся Господь Аврааму, Исааку и Иакову (Втор 34. 1-4). «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня» (Втор 34. 5-6). В Израиле наступил траур (Втор 34. 8), и народ признал Иисуса Навина преемником Моисея (Втор 34. 9). Книга заканчивается словами: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор 34. 10-12). Эта эпитафия подчеркивает значение деяний Моисея и, возможно, является колофоном для всего Пятикнижия (ср. Втор 18. 5-18 с Мал 4. 5-6). Богословие В. оказало значительное влияние на пророческую лит-ру в Израиле и на последующую религ. мысль и жизнь евреев и христиан. К фундаментальным концепциям В. относятся идея чистого монотеизма , учение об избрании Израиля и о завете между Яхве и Его народом. Яхве является Единственным Богом, Которого Израиль должен любить и Которому он должен служить. Единственность Яхве, Бога Израиля, утверждается в величайшей заповеди ВЗ (Втор 6. 4-9): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (ср.: Мф 22. 37). Имя Яхве используется во В. 221 раз. Под этим именем Бог открывается Моисею на Синае и дает повеления избранному народу соблюдать установленный там завет. Редкое использование имени Элохим (23 раза), а также др. имен и эпитетов Божиих (18 раз) подчеркивает почти исключительную сосредоточенность В. на судьбе народа Израиля. В отличие от имени Яхве эти имена, в особенности имя Элохим и близкие к нему формы, наиболее часто встречаются при описании универсального и вселенского участия Бога в творении и в истории.

http://pravenc.ru/text/160983.html

В структуре завета 10 заповедей В. (Втор 5. 6-21) образуют фундамент тех принципов, на к-рых основываются остальные положения договора, являющиеся их детальной разработкой и истолкованием (Втор 5. 22 - 11. 32). Суть заповедей изложена в «Шема» (Втор 6. 4-5) - в стержне ветхозаветной веры, где Яхве определен как единый Бог, а обязанности Израиля по отношению к Нему сводятся к безраздельной любви, т. е. к послушанию. Согласно Евангелиям от Матфея (Мф 22. 36-40) и Марка (Мк 12. 28-31) (см. также Лк 10. 25-28), «первой и наибольшей заповедью» в Пятикнижии Моисея Иисус Христос назвал заповедь любви к Богу из В. (Втор 6. 5). Условия договора (Втор 12. 1 - 26. 15) в точности повторяют условия завета в области культовых, этических, социальных, межличностных, межэтнических взаимоотношений. Экзегеза В. в Новом Завете и в ранней Церкви В.- одна из наиболее цитируемых книг в НЗ. Христос трижды обращается к словам из В. во время Своего противостояния искушениям сатаны (Мф 4. 1-11; ср.: Втор 8. 3; 6. 13, 16). Предсказание о великом пророке, к-рый явится после Моисея (Втор 18. 15-16), и слова из песни Моисея о поклонении всей твари Богу (Втор 32. 43 (LXX)) приводятся как исполнившиеся в Иисусе Христе в Деяниях святых Апостолов (3. 22) и в Послании к Евреям (1. 6). Возможно, что они входили в собрания библейских текстов, пророчески возвещавших о грядущем Мессии и нашедших исполнение в служении Иисуса Христа (подобные собрания, включающие, в частности, отрывки из В., известны из Кумрана, где, судя по количеству найденных рукописей, эта книга была одной из наиболее используемых). Частое обращение к В. при толковании НЗ согласуется с принятой у иудеев практикой. Буквальное понимание текста этой книги представлено в Евангелии от Матфея (4. 4; 22. 37 и др.); мидрашистское использование Втор 32. 21 встречается в Послании к Римлянам (10. 18-21); аллегорическое толкование Втор 25. 4 - в Первом послании к Коринфянам (9. 9-10). По сравнению с др. книгами Пятикнижия, где рассматривались наиболее важные для святоотеческого богословия сюжеты и образы, В. незначительно представлено в творениях отцов древней Церкви, в основном к этой книге обращаются при толковании др. книг Пятикнижия. Это связано с законодательным характером содержания В. и теми сюжетами, к-рые совпадают с сюжетами кн. Исход. Наиболее подробно В. разбирается в комментариях на Пятикнижие блж. Августина «Вопросы на Пятикнижие» ( Aug. Quaest. in Deut.//PL. 34. Col. 747-775), свт. Кирилла Александрийского «Глафира, или Искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия» (Glaphyra in Deut.//PG. 69. Col. 643-678) и в вопросах и ответах блж. Феодорита Кирского (Quaest. in Deut.//PG. 80. Col. 401-456).

http://pravenc.ru/text/160983.html

И сии да станут на клятву на горе Гевал… И… рекут… проклят человек, иже сотворит изваяние (Втор. 27:13–15). В законе проклятия предпоставлены благословениям, потому что сообразно это с духом закона. Ибо закон ведет принуждением к исполнению заповедей. Благословения же, изреченные после проклятий, суть образ новых Евангельских заповедей, потому что они ведут к исполнению их не насильственно, и не страхом, а любовью.   Глава 28 Благословен ты во граде . Этим означается сонм сынов Церкви. Благословен ты на селе твоем (Втор. 28:3). Под этим разумей делание учеников Христовых. Благословена исчадия чрева твоего . Это толкуй о порождениях святых помыслов. И плоды земли твоея . Это означает плодоношение добрых дел. И стада волов . Сие разумей об апостолах. И паствы овец (Втор. 28:4). Это указывает на сонм верующих в Распятого. Благословенна кошница твоя (Втор. 28:5). Этим напоминается о Святой Трапезе и о Плоти, с нее преподаваемой. И тесто твое. Это разумей о квасе святыни. Благословен ты при вшествии твоем. Вшествием называется время начала учения. Благословен ты при исшествии твоем (Втор. 28:6). Это указывает на время увенчания после подвига. Враги твоя… путем единем изыдут на тя и седмию путьми побежат от лица твоего (Втор. 28:7). Понимай это о сборище демонов, которые совокупно исходят на брань и силой семи даров Святаго Духа бывают сокрушены. И да послет Господь на тя благословение в хранилищах твоих (Втор. 28:8). Под хранилищами разумеется дождь учения церковных учителей. Да отверзет тебе Господь сокровище Свое благое, небо . Этим преподается учение о сошествии Духа от Существа вечного. Даст дождь земли твоей во время свое (Втор. 28:12). Этим изображается откровение таин. И даси взаим языком многим, ты же не одолжишися (Втор. 28:12). Это — святой народ, в учении которого имеет нужду всякий, и который сам ни у кого не заимствует, потому что не преклоняет слуха к учениям убогим. И будет небо над тобою медяно . Так и было во дни Илии. И земля… железна (Втор. 28:23). И так было во дни ученика его, ибо при Елисее был семилетний голод.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 22 Законы: о сбережении чужой собственности; об одеждах пола; об отношении к животным; о мерах предосторожности при возведении построек; о несмешении вида; о кистях внешней одежды; о публичном оклеветании мужем своей жены; о разных видах любодейства. Втор.22:1 .  Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; Втор.22:2 .  если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; Втор.22:3 .  так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего. Втор.22:4 .  Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе. Ср. Исх. 23.4–5 . Втор.22:5 .  На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие. Ср. Втор.22:9–11 . Цель законодателя – предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. Лев.18.22–24 ). Обычай переодевания в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира. Втор.22:6 .  Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: Втор.22:7 .  мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои. Ср. Исх. 23:19 ; Лев.22:28 ; Втор 14:21, 22:10 : предписания гуманного отношения к животным, служащим на пользу человеку. «Мать, оставленная в живых, – замечает по поводу комментируемого места св. Ефрем Сирин , – может иметь и других птенцов. Если же оставишь птенцов, взявши их мать, – они умрут злой смертью . А если возьмешь и мать, и птенцов, то лишишь землю птицы» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010