Все это привело богословов-библеистов к выводу, что непосредственно пророку принадлежит только часть текста Пятикнижия, остальное же — Моисеево Предание, изложенное письменно другими боговдохновенными мудрецами (см. §11). Но когда и где жили эти мудрецы — наследники и продолжатели Моисеевой традиции? Для понимания и толкования Библии этот вопрос имеет немаловажное значение. 5. Четыре варианта Моисеевой традиции. Происхождение основ Торы от Моисея доказывается существенным единством как повествовательной ее части, так и законодательной. Но в частностях, стиле, способах раскрытия той или иной темы внутри Пятикнижия можно проследить вариации. Например: а) рассказы о творении в Быт 1–2, единые по духу, явно отличаются по характеру (в Быт 1 сначала созданы растения и животные, а затем человек; согласно Быт 2, когда появился человек, растений еще не было, и животные были созданы после человека); б) в Быт 4,25–26 повествуется о рождении Сифа, а в Быт 5,3 об этом говорится как бы впервые; в) в Быт 4,17 Енох является сыном Каина, а в Быт 5,18 — сыном Иареда, т. е. десятым после Адама; г) в Быт 7,17 наводнение (потоп) продолжалось 40 дней, а в Быт 7,24 — 150 дней. Эти расхождения (число которых очень велико) позволяют вычленить в священном повествовании четыре линии, которые сплетены в одно целое. Многие библеисты полагают, что первоначально было четыре связных текста, возникших в разное время и в разных кругах. Все они являлись письменной обработкой единого Предания ветхозаветной Церкви, восходящего к Моисею и домоисеевым временам. В этом смысле Тора в ее нынешнем виде есть нечто подобное труду апологета Татиана (II b.), который соединил в одно повествование четыре Евангелия. По мнению православного библеиста протопресв. А. Князева, такая «собирательная» структура Пятикнижия объясняется стремлением к «всестороннему раскрытию» боговдохновенной истины, идущей от Моисея (Православная Мысль, 1949, в. VII, с.107). 6. Имена Божии в Пятикнижии. Уже Тертуллиан, свт. И. Златоуст и бл. Августин заметили, что в одном из этих вариантов Св. Истории постоянно употребляется священное Имя Божие ЯГВЕ, а в прочих предпочтение отдается имени Элохим .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Хищные птицы, от которых Аврам охранял животных (см.: Быт. 15:11 ), служили указанием на те опасности, которые грозили потомству патриарха со стороны окружающих языческих народов. Дымящаяся печь (см.: Быт. 15:17 ) знаменовала собой потомков Авраама, которым в будущем предстояло египетское порабощение, иногда изображаемое в Священном Писании под образом печи железной (см.: Втор. 4:20 ; Иер. 11:4 ). Светильник огненный указывал на Бога, благодать Которого просвещала тьму бедствий и страданий потомков Авраама, находившихся в рабстве египетском. Рабство, которое продолжится лет четыреста (ср.: Быт. 15:13 ; Исх. 12:40 ), должно завершиться славным исходом, когда после казней египетских (см.: Исх. 7 – 12 ) евреи оставили страну порабощения, выйдя оттуда с великими богатствами (см.: Исх. 12:35 – 36 ). Причина того, почему потомкам Авраама Земля Обетованная дается спустя долгий четырехсотлетний период времени, указывается в словах: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась ( Быт. 15:16 ). Только тогда, по словам преподобного Ефрема Сирина 88 , когда нечестие хананеев переполнит меру долготерпения и милосердия Божия, Господь покарает нечестивцев и землю их передаст во владение потомкам Авраама. Особое прообразовательное значение нерассеченным при заключении завета жертвенным птицам придавал святитель Кирилл Александрийский : «Пара птиц остается нерассеченною... [Так и Иисус Христос ] 89 , хотя речь о Нем и стала как бы двоякою, однако Сам Он есть один и тот же во всяком случае, неразделяемый надвое, после соединения с плотию. Христос не рассекается на двоицу сынов: Христос един и неразделим. Ясным образом сего служит то, что птицы не рассекались: ибо птиц, сказано, не раздели (ср.: Быт. 15:10 )» 90 . О пророческом значении сновидения Авраама говорит и употребление в отношении его сна слова тардема, переводимого в повествовании об изъятии ребра Адамова как крепкий сон ( Быт. 2:21 ). Следуя преданию ветхозаветной церкви, LXX перевели это слово как κστασιξ – «исступление», то есть выход души из тела в надмирную реальность. История Агари и Измаила (Быт. 16:116)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Первое явление Господа человеку после потопа, ибо в первый раз в Библии употреблено это выражение. Доселе Господь только гласом своим извещал Аврама: «сказал»; но в каком виде – мы не знаем. Богоявления, как указывает м. Филарет, многообразны: иногда они бывают во сне, как Авраму ( Быт. 15:1–12 ), Авимелеху ( Быт. 20:3 ), Иакову на пути в Харран ( Быт. 28:12–13 ), Лавану ( Быт. 31:24 ); иногда же бывают между сном и бодрствованием, как, напр., Самуилу отроку ( 1Цар. 3:4–10 ); иногда же в состоянии бдения. Образы, в которых Бог давал познавать своё присутствие, многоразличны: так, он являлся в виде Ангела Агари ( Быт. 16:7–13 ), Аврааму у дубравы Мамре ( Быт. 18:1–2 ), Гедеону ( Суд. 6:11–12 ) и т.д. Особый вид явления представляет Ангел, нисходящий с неба и говорящий то в качестве посланника Божия, то в лице самого Бога – таково было явление Агари второе ( Быт. 21:17 ), Аврааму при жертвоприношении Исаака ( Быт. 22:11–16 ). В виде человека являлся Господь Иакову, когда он боролся с Ним ( Быт. 32:24 ); в виде горящей купины являлся Бог Моисею ( Исх. 3:2–4 ). Другого рода Богоявления: Глас из дыма и огня, как в Хориве ( Исх. 20:18 ); глас из облака на Синае ( Исх. 34:5–7 ); глас тихого веяния ветра после бури, землетрясения и пламени – таково было явление Илии пророку ( 3Цар. 19:11–13 ). «Общее основание Богоявлений Ветхого и Нового завета (прибавляет м. Филарет), наипаче в образе человеческом, есть вочеловечение Сына Божия, ибо корень и начало Его Святого человечества находилось в человеках от самых первых прародителей, и Сын Божий был на земле ещё прежде своего плотского рождения, подобно как Сын человеческий был на небеси ещё прежде вознесения ( Ин. 3:13 ). Английская комментированная Библия в примечании на этот стих ставит следующие вопросы: 1) Было ли это видение наяву самого Иеговы в телесном образе; 2) Было ли это видение только в духе или в воображении видящего; 3) Было ли это явление Ангела, говорящего именем Божиим? и 4) Не было ли это Богоявление в точном смысле, т. е. явление Сына Божия во плоти ранее Его воплощения?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Все стихии подчиняются своему Творцу и Промыслителю с силой неотвратимости и неизбежности. Не «соработничества» ожидал Бог от воды, чтобы послать Великий потоп на землю, когда отверзошася вси источницы бездны и хляби небесныя отверзошася (Быт. 7, 11). Не «соработничества» ожидал Бог от огня, когда Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе (Быт. 19, 24). Проявляя Своё всемогущество, не «сотрудничества» ожидает Всевышний от твари. Он повелевает — и чудо исполняется. Так было и во время Шестоднева. Не мог свет не появиться в первый день, когда прозвучало: « Да будет свет!» — И бысть свет (Быт. 1, 3). Никакой «свободы воли» не было у воды, когда она отделялась от суши: И бысть тако (Быт. 1, 9). Никакого «выбора» не было у земли, когда вышло Божье повеление ей прорастить всякое зелёное насаждение: И бысть тако (Быт. 1, 11). Ни о какой «синергии» невозможно говорить, оставаясь в рамках библейской и святоотеческой традиции, при размышлении о сотворении живых организмов в пятый день из воды (Быт. 1, 21) и в шестой день из земли (Быт. 1, 25). Никакой «синергии» не было и быть не могло при создании Адама из праха земного (Быт. 2, 7). Такое мнение встречается в талмудической иудейской традиции: «Нахманид, комментируя стих 1:26 книги Бытие, говорит, что “мы” в фразе “И сказал Бог: сотворим человека …” подразумевает совместное участие Бога и уже существующей земли» [цит. по 28, с.127]. По единодушному пониманию всеми Святыми Отцами, библейский стих — Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26) — свидетельствует о совете между Лицами Святой Троицы, а вовсе не о беседе или «синергии» между Творцом и тварью. Преподобный Ефрем Сирин: «Кому же говорит Бог и здесь и в других случаях во время творения? Очевидно, что говорит Сыну Своему. О Сыне сказал евангелист: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин. 1, 3). На Него указывает и Павел, говоря: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1, 16)» с. 226].

http://ruskline.ru/opp/2021/01/15/andrei...

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. ( Мф.19:6 ) Священник : Брак есть богоустановленное таинство, в котором мужчина и женщина, добровольно согласившиеся проводить всю жизнь вместе и помогать друг другу на пути к спасению, получают через священника благодать, которая освящает их союз и содействует достижению этой цели. Таинство брака, или браковенчания, Бог установил при самом основании мира, когда сотворил первым мужчину и сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт.2:18 ). И тотчас сотворил человеку жену из кости и плоти его ( Быт.2:21–24 ) по Своему образу и подобию. И благословил их, сказав: плодитесь и размножайтесь ( Быт.1:28 ). Таким образом, можно сказать, что первые люди были венчаны Самим Богом, перед тем как им сочетаться ибо Бог имел в виду и это, дабы плотской их союз не был блудом. Преподавая мужчине и женщине благословение, подобное тому, какое дал Бог первым людям прежде плотского их сочетания, Православная Церковь называет его таинством брака. Когда первые люди согрешили пред Богом, преступив заповедь и вкусив от запретного древа, Бог изгнал их из рая (см.: Быт.2:15–17; 3:1–24 ). После потопа, когда Ной и его сыновья с женами своими вышли из ковчега, Бог также благословил их: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.9:1 ). Впоследствии Он благословил Авраама ( Быт.22:17 ), Исаака ( Быт.26:1–4 ), Иакова ( Быт.27:1–29 ). Затем, через Моисея, Бог дал благословение всем израильтянам, предупредив, что неисполнение Его заповедей навлечет на них проклятие (см.: Втор.28:1–15 ). Воплотившийся Сын Божий пришел, чтобы посредством семи таинств исполнить все предреченное в законе и пророках (см.: Мф.5:17; 11:13 ), и супружество должно было служить сему как один из столпов нашего спасения. Ветхий Завет позволял мужу оставлять жену и брать другую (см.: Втор.24:1–4 ; Мф.5:31; 19:7 ). Спаситель же устранил это несовершенство Моисеева закона, ибо оно, не имея благословения небес 125 , допущено было лишь по жестокосердию ( Мф.19:8 ) иудеев, и Сам Бог устами пророков обличал подобный обычай: не поступай вероломно против жены юности своей ( Мал.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Быт. 27:46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; См. Быт. 26:34–35 . если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? Ревекка, из любви к старцу Исааку утаивая важнейшую причину предполагаемого путешествия Иакова, с женскою тонкостью наводит его на мысль о необходимости для Иакова идти в страну, где живут родственные им семиты, для избрания там жены себе, подобно тому, как Исаак получил жену свою из дома Нахорова. Заметим между прочим, что во всём повествовании о жизни Исаака и Ревекки не видно, чтобы Исаак имел какую-либо наложницу, и заметно, что мысль и воля Ревекки были законом в доме Исаака. Глава XXVIII. Исаак благословляет Иакова и посылает его в Месопотамию; Исав женится на дочери Измаила; видение Иаковом лестницы; камень Вефиль; обет Иакова Быт. 28:1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Благословение Исаака прямо уже относится к тому, кто наследует обетования, данные Аврааму; ср. Быт. 28:4 ; он уже не возвращается к прошедшему; он видит в Иакове избранника Божия. Быт. 28:2 встань, пойди в Месопотамию, И митрополит Филарет, и Английская Библия, и Остервальд переводят Падан-Аран. Мы особенно указываем на это ясное определение Фаррана здесь, между тем как в в главе XXIV Падан-Арам не назван, а рабу Авраама указано идти «в его (Авраама) родину» ( Быт. 24:4 ). Месопотамией обозначалось всё междуречье от гор Масия до устьев Тигра и Евфрата; Падан-Аран был особый округ междуречья между горами и Евфратом вокруг нынешней Урфы, и имя Харрана до сих пор хорошо известно в хорошо обработанной местности между Кабуром и Евфратом. в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Мы и здесь видим влияние Ревекки, которая хочет связать своё семейство с благословением, лежащим на Иакове, представителе обетования. Быт. 28:3 Бог же Всемогущий Ель-Шаддай – то же имя, которое явлено Аврааму в Быт. 17:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 30 Аристотель называет голубя «воинственным существом» и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7:613 а 8; II 15:506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 31 См. Быт. 8:11. 32 См. Исх. 14:3–29. 33 См. Исх. 15:25. 34 См. Числ. 20:11. 35 См. Матф. 3:16. 36 См. Иоан. 2:7; 7; 7:37; Матф. 10:42; Иоан. 4:6; 6:19; 13:14; Матф. 27:24; Иоан. 19:34. 37 См. Матф. 21:25. 38 См. Матф. 11:10 сл. 39 См. Деян. 19:1–7. 40 См. Матф. 11:3. 41 См. Римл. 6:4–5. 42 Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 43 См. Матф, 8:24; 14:29–30. 44 См. Быт. 15:6–7. 45 О ком идет речь, неизвестно. 46 Имеется в виду апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Феклы». Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3:5). Фекла, как следует из текста «Деяний…», — ученица и последовательница ап. Павла. 47 См. Деян. 8:26. 48 См. Деян. 8:29–39. 49 См. Деян. 9: 15.  Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона–кожевника гостил ап. Петр (9:43). 50 См. Лук. 6:30. 51 Пятидесятница — иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2:4–12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог–Отец и Бог–Сын, праздник носит более употребительное название «Троица». 52 Апостол Петр — см. Иоан. 18:10. 53 См. Матф. 26:31 сл.; Лук. 8:13 сл.: 2 Кор. 13:5. 54 См. Числ. 11:4. 55 См. Матф. 4:1–4. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

...Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и – даже больше для последних, чем для первых (свт. Иоанн Златоуст , 46, 270). Источник. Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь (свт. Иоанн Златоуст , 46, 271). Источник. ...Оставив... неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростъю, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего Суда) великой милости и снисхождения от Бога... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 276). Источник. ...Девственник и постник полезен только себе самому, а милостивый есть общая пристань обуреваемых, избавляет ближних от бедности и удовлетворяет нуждам других (свт. Иоанн Златоуст , 46, 282). ...Милостыня без девства привела питомцев своих с великою славою в Царство, уготованное прежде сложения мира (ср.: Мф. 25, 34 ) (свт. Иоанн Златоуст , 46, 282). ...Мы, желая избавиться милостынею от болезни душевной и от тяжких ран греховных, должны оказывать ее со всем усердием (свт. Иоанн Златоуст , 46, 284). Источник. ...В милостыне не так, ... Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ); а главное из всех благ – то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой (свт. Иоанн Златоуст , 46, 293). Хотя бы мы и не сознавали за собою никакого великого греха, однако будем очищать свою совесть милостынею (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308). Источник. Для того отцы наши и поставили бедных пред дверьми молитвенных домов, чтобы один вид бедных мог даже в самом нерадивом и бесчеловечном пробудить воспоминание о милостыне (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308). Источник. Подлинно, не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души (свт. Иоанн Златоуст , 46, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закон Господень совершен, говорит он, укрепляет душу; откровение Господне верно, умудряет простых. Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота ( Пс.18:8–11 ). Чтобы получить, впрочем, не только чрезвычайное, но даже общедоступное о Боге познание, необходимо, по учению Ветхого Завета, быть достойным того, быть чистым, по возможности, нравственно. Страх Господень, говорится в книге Иова, есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум ( Иов.28:28 ). Люди нечестивые, даже при очевидных проявлениях силы Божией, остаются, обыкновенно, слепы и глухи к ним. Огрубело сердце народа сего, говорит Господь устами пророка Исаии о народе еврейском, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:10 ). То же видим «на негодных» детях священника Илия. Несмотря на жительство вблизи святилища, они не могли познать Господа ( 1Цар.2:12 ). §25. Ветхозаветное учение об именах Божиих 244 Имя имеет, по ветхозаветному учению, большое значение. Оно определяет, в большинстве случаев, свойства именуемого предмета, а иногда и указывает на его назначение. Все такие имена как: Адам ( Быт.2:7 ), Ева ( Быт.3:20 ), Каин ( Быт.4:1 ), Авель ( Быт.4:2 ), Сиф ( Быт.4:25 ), Ной ( Быт.5:29 ), Исаак ( Быт.17:17–19 ), Исав, Иаков ( Быт.25:25–26 ) и друг., даны были соответственно свойствам, проявившимся в названных именами этими лицах. И Сам Господь, с переменою назначения Аврама и Сары, повелевает именоваться: Авраму – Авраамом, а Саре – Саррой ( Быт.17:5:15 ). Можно думать, поэтому, что и имена Божии имеют соответствующее им значение. Наиболее употребительными в Ветхом Завете именами были: Элогим, Иегова, Саваоф и Адонаи. Из всех этих имен особенно трудными для уяснения являются два первые: Элогим и Иегова 245 . Хотя употребление их и было, по-видимому, безразлично, а иногда и совместно, тем не менее каждое из них имело свое особенное, только ему одному принадлежащее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Един по существу, а Троичен в Лицах ( Быт. 1:1, 2 ; Быт. 19:24 ). II. Бог из ничего все произвел в шесть дней ( Быт. 1 ). Он есть верховный правитель всех тварей ( Быт. 14:20 ; Быт. 45:5, 8, 9 , Быт. 8:20 ), и имеет попечение о всех вещах ( Быт. 22:8, 13, 14 ). III. Ангелы есть злые ( Быт. 3 ), кои искушают добрых, и благие, кои служат праведным ( Быт. 28:12 ; Быт. 32:1; 24:7, 40 ). IV. Бог в начале сотворил единаго мужа и едину жену ( Быт. 1:27 ). Тело мужа, произведши от земли, Он вдунул в него душу ( Быт. 2:7 ), а жену произвел из ребра мужа ( Быт. 2:21, 22 ). Обоих же их сотворил по образу Своему ( Быт. 1:27; 5:1, 2 ), который состоял в неизреченном подобии Божием ( Быт. 1:26 ), заключая в себе великое знание и премудрость ( Быт. 2:19, 20, 23; 3:22 ), совершенную святость ( Быт. 2:25; 3:22 ), безсмертие тела и отдаление от него всяких болезней и немощей ( Быт. 2:17; 3:10, 19 ), обладание светом ( Быт. 1:26, 28, 30 ) с жительством в раю ( Быт. 2:8 ). V. Праотцы, хитростию диавола будучи прельщены, согрешили и лишились образа Божия ( Быт. 3:1–13 ), а наипаче – премудрости ( Быт. 3:8 ) и святости ( Быт. 3:10 ). Смерть и всякое несчастие суть плоды их падения ( Быт. 3:17–19 ). VI. Грех – не от Бога ( Быт. 1:31 ). Люди рождаются злыми ( Быт. 5:3; 6:5; 8:21 ). Всяк от вины, казни и ига греховнаго освобожден быть может ( Быт. 3:15; 4:7 ). VII. Приидет Мессия, истинный Бог и истинный человек, и родится Он от жены без семене мужескаго ( Быт. 3:15 ), от племене Авраамова ( Быт. 12:3 ), Исаакова ( Быт. 17:19–21; 26:4 ), Иудина ( Быт. 49:10 ). Прежде, нежели вовсе будет разорено царство Иудейское, Он претерпит мучения и упразднит силу диавольскую ( Быт. 3:15 ) и наконец ниспошлет мир и всякия духовныя блага не токмо верующим, но и самым язычникам, по единой Своей благости без всякой заслуги ( Быт. 12:3, 22:18; 26:4; 49:10–18 ). VIII. Собрание грехов своих и сокрушение сердца необходимо нужно ( Быт. 3:8–13; 42:14, 21, 22 ). IX. Человеки оправдаются верою ( Быт. 15:6 ), и все, что проистекает от веры, есть добро, а что – не от веры, есть зло ( Быт. 4:4 , Евр. 11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010