Быт. 27 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, В словах Исаака слова «пред лицем Иеговы» пропущены, но Ревекка совершенно правильно передала настоящий смысл их, ибо она знала, что только именем Иеговы, от Него данною властью и в таинственном Его присутствии мог благословить Исаак. пред смертью моею. Быт. 27:8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: Быт. 27:9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, Быт. 27:10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. Быт. 27:11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; Быт. 27 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком Иаков не скрывает ни от себя, ни от матери настоящее имя и значение замышляемого действия: он сознательно грешит и, как мы выше заметили (см. комментарий к Быт. 27:5–6 ), почти всю жизнь искупает горестью и страданиями содеянный грех . Стоит только сравнить полную трудностей, переселений, огорчений и даже унижений жизнь патриарха Иакова с величием и значением в стране Ханаана мудрого Авраама или со спокойною, безмятежною жизнию патриарха Исаака, никогда не выходившего даже из Ханаана. и наведу на себя проклятие, а не благословение. Быт. 27:13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, Онкелос (говорит м. Филарет) влагает в уста Ревекки вместо слов текста следующие слова: «Мне сказано в откровении: не приидет на тебя проклятие, сын мой». Ревекка (говорит м. Филарет) была уверена в Божием предопределении и знала, что из двух братьев только Иаков был достойным наследником обетования. только послушайся слов моих и пойди, принеси мне. Быт. 27:14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. Быт. 27 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, У раввинов было предание, что перворождённые священнодействовали во времена патриархов при жертвоприношениях и имели особую одежду для богослужений, и что эту одежду, хранившуюся у Ревекки, она одела на Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Подобно ветхозаветной Книге бытия 9 неба, земли и людей ( Быт. 2:4–5 , по Семидесяти), новозаветная книга бытия Иисуса Христа Сына Давидова, Сына Авраамова изображает нравственно-духовное возрождение ветхого, грешного, страждущего и смертного человечества в новую тварь, святую, блаженную и бессмертную, – через Спасителя человечества, Сына Давидова и Авраамова. И если фарисеизм и книжничество строили свою теорию спасения и преимущества Израиля перед другими народами на основании обрезания плоти и плотского происхождения от Авраама, то евангелист дает понять, что в Аврааме предначертан идеал нравственно-мессианской веры, послушания Богу и самоотвержения до жертвы единственным сыном, за что он и удостоился оправдания перед Богом и обетования быть отцом Спасителя, в Котором благословятся все народы земли, а не один Израиль ( Быт. 15:6, 17:1 и сл.; Быт. 22:16–18 и др.; ср. Рим. 2:25 и сл.; Рим. 9:7–9 ; Мф. 3:9 ; Ин. 8:33–58 и др.). Те же прообразы нравственно-мессианского идеала даны и в других предках Господа за первый период родословия. Так в Исааке повторен прообраз Авраама ( Быт. 25:21, 26:2–5 ; Гал. 4:28 ). В Иакове предуказано, что не плоть первородства Исава, его чувственный эгоизм и грубая сила внешняя ( Быт. 25:27–34 ), но нравственная сила кротости ( Быт. 25:27 ) и послушания ( Быт. 27:8 ) дает Иакову благословение Авраамово и наследие земли ( Быт. 27:29, 28:3–4 ), так что по предведению этих нравственных качеств благодать Божия уже от чрева матери предызбирает достойнейшего и отвергает недостойного ( Мал. 1:2–3 ; Рим. 9:11–13 ). По типу кроткого отрока Иакова пророк изображает Мессию, каковое пророчество евангелист, как мы увидим, применяет ко Христу ( Ис. 42:1–4 ; ср. Мф. 12:18–21 ), а также мессианского Израиля, как прообраз Мессии и его Царства ( Ис. 41:8–14 ). Иуда хотя и является предносителем царственной власти и могущества Мессии и, как родоначальник Мессии, получает обетование о скипетре и законодателе от чресл его, доколе приидет Примиритель покорных ему народов, но удостаивается этого опять не по праву плотского наследства, ибо был младшим из братьев своих – сыновей Лии ( Быт. 29:35 ), а по своим нравственным качествам избирается из всех двенадцати сынов Иакова быть праотцем Мессии – Примирителя народов ( Быт. 49:8–10 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Быт.21:17 . и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; В минуту такого полного отчаяния Агарь вдруг слышит ободряющей ее голос, который шел с неба от Ангела Божия. По мнению большинства толкователей, этот Ангел Божий, названный в подлиннике «Малеах-Элогим», есть одно и то же лицо с Малеах-Иеговой, т.е. и Ангелом Иеговы, под Которым, как мы видели выше, теснее всего разуметь Вторую Ипостась Святой Троицы, или Сына Божия (ср. Быт 16:9 и др). Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; Бог услышал невинные страдания отрока и посылает ему избавление или, как еще думают, Бог услышал молитву отрока, обращенную к Нему, и исполняет его просьбу. Быт.21:18 . встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. Первая половина этой фразы служит прекрасным дополнением к картине самого путешествия Агари с Измаилом (доказывает, что она вела его за руку, а не несла на плечах, как ошибочно некоторые заключали на основании 14 ст.), а вторая дает лучшее утешение матери за судьбу ее сына ( Быт. 21:13, 16:10, 17:20 ). Быт.21:19 . И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. Бог открыл глаза Агари; т.е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала ( Быт. 3:5–7 ; 4Цар. 6:17, 20 ; Лк. 24:16, 31 ) или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодезь был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни. Быт.21:20 . И Бог был с отроком; Это часто встречающееся в Библии выражение указывает на особую промыслительную деятельность Бога, направленную к достижению Его обетовании ( Быт. 28:15, 39:2–3 и др.). и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Указание на дикий и воинственный характер родоначальника будущих бедуинов и вместе на исполнение божественного предсказания об этом ( Быт. 16:10–12 ). Быт.21:21 . Он жил в пустыне Фаран; Так называлась горная область, отделявшая Едом от Египта и получившая свое имя от множества находившихся в ней пещер ( Быт. 14:6 ; Чис. 13:4 ; Втор. 1:1 ; 1Цар. 25:1 ). Современное название этой пустыни – Ел-Ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Доказательства представителей другого лагеря (Генстенберг, Кейль, Ланге, Геверник, Нитч, Эбрард, Элер, Баумгартен, Вордсворд, из русских: А. Глаголев , А. Лебедев , Ястребов и др.) сводятся к следующим основным тезисам: 1) «Малеах-Иегова» ясно отождествляет сам Себя с Иеговой ( Быт. 16:10 ) и с Элогимом ( Быт. 22:12 ); 2) те, кому Он является, обыкновенно принимают Его за самого Бога ( Быт. 16:13, 18:23–33, 28:12–22 ; Исх. 3:6 ; Суд. 6:15, 20–23 ); 3) библейские авторы постоянно говорят о Нем, как о Боге, называя его Иеговой ( Быт. 16:13, 18:1, 22:16 ; Исх. 3:2 и др.); 4) учение о множественности лиц в Божестве, на которое опирается этот взгляд, находится в согласии и с раннейшими намеками на него ( Быт. 1:26, 11:7 ), и с позднейшими откровениями; 5) органическое единство двух заветов требует, чтобы центральным пунктом их было одно и то же Лицо, именно Логос – Сын Божий, а не допускает того, чтобы в Ветхом Завете таким лицом было тварное существо – «Малеах-Иегова». Сопоставление аргументов той и другой стороны довольно ясно свидетельствует о перевесе последней, т.е. о понимании «Ангела-Иеговы» за один из видов богоявления, именно за ветхозаветную форму личного откровения Сына Божия. Быт.16:8 . И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! Самые слова этого обращения, лучше всякого упрека, должны были привести в чувство забывшуюся рабу. Быт.16:9 . Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. «Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, – говорит м. Филарет, – он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорей недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой; Сара же опасалась, чтобы ее служанка не сделалась ее госпожой» (Властов). Пророчество Господа на потомство Агари Быт.16:10 . И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. Весьма важно отметить здесь то, что Ангел Господень от Своего лица говорит здесь так, как обычно говорит только сам Бог . Это – одно из главных оснований к признанию божественного достоинства в лице Ангела Господня. Так как Агарь стала женой Аврама, то и она в некоторой доле сделалась наследницей тех обетовании о многочисленном потомстве, которые даны были Богом родоначальнику евреев. Это пророчество о потомстве Агари через ее сына Измаила блестяще оправдалось в истории, именно на судьбе тех двенадцати кочевых племен, которые под общим именем измаильтян, а также агарян или сарацин, заняли большую часть Аравийской пустыни ( Быт. 25:12–16 ) и неоднократно эмигрировали отсюда в Африку, Испанию, Персию и даже Индию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

46.12. Qui admonitus secretim corrigi de peccato neglegit, publice arguendus est, ut uulnus, quod occulte sanari nescit, manifeste debeat emendari. 46.13. Manifesta peccata non sunt occulta correctione purganda; palam enim sunt arguendi qui palam nocent, ut, dum aperta obiurgatione sanantur, hii qui eos imitando deliquerant, corrigantur. 46.14. Dum unus corripitur, plurimi emendantur. Necesse est enim ut pro multorum saluatione unus condemnetur, quam per unius licentiam multi periclitentur. 46.15. Ita erga delinquentem sermo est proferendus, sicut eius qui corripitur expostulat salus. Quod si opus est aliquam medicamenti salutem uerbo increpationis aspargere, lenitatem tamen corde opus est retinere. 46.16. Doctores nonnumquam duris feriunt increpationibus subditos; qui tamen a caritate eorum quos corripiunt non recedunt. 46.17. Saepe ecclesiae censura arrogantibus uidetur esse superbia, et quod a bonis pie fit, crudeliter fieri putatur a prauis, quia non discernunt recto oculo quod a bonis recto fit animo. 46.18–20a. Notandum ab omni pontifice uehementer ut tanto cautius erga commissos agat, quanto durius a Christo iudicari formidat; nam sicut scriptum est: In qua mensura mensi fueritis, in ipsa remetietur uobis. ­ Cotidie namque omnes delinquimus, et in multis erroribus labimur. ­ Qui enim in nostris delictis clementes sumus, in alieno peccato rigorem tenere nequaquam debemus. 46.20b. Multi aliorum uitia cernunt, sua non aspiciunt et cum ipsi maximis criminibus obnoxii teneantur, minora peccata fratribus non dimittunt. 46.21. Hypocritae trabem in oculo suo consistentem non sentiunt, et haerentem festucam in lumine fratris intendunt. 46.22. Facilius reprehendimus uitia aliena quam nostra. Namsaepe quae peruersa in aliis iudicamus, in nobis nocibilia esse minus sentimus, et quod in aliis reprehendimus, agere ipsi non erubescimus. 46.23. Facilius uitia uniuscuiusque quam uirtutes intendimus, nec quid boni quisque gesserit agnoscere, sed quidmaliegerit, perscrutamur. XLVII. De subditis.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Повествование об освобождении Лота и благословении Авраама Мелхиседеком (см.: Быт. 14:14 – 20 ) читается в качестве паремии святым отцам в силу нескольких истолковательских традиций. Во-первых, здесь упоминаются праотцы Авраам и Мелхиседек, во-вторых, число воинов Авраама – триста восемнадцать – соотносилось с количеством Никейских отцов, в-третьих, некоторые истолкователи в греческом написании числа 318 (TIH) видели изображение Креста с последующими буквами имени Иисуса. Повествование о завете обрезания (см.: Быт. 17:1 – 2, 4 – 8; 3:9 – 12, 14 ) читается в качестве первой паремии на праздник Обрезания, указывая на его содержательную часть. Повествование о рождении Исаака от бесплодных Авраама и Сарры (см.: Быт. 17:15 –17; 18:11 – 14; 19; 21:1 – 2, 4 – 8 ) читается в качестве первой паремии на праздник Рождества Иоанна Предтечи, появившегося на свет от бесплодных родителей. Повествование о жертвоприношении Исаака (см.: Быт. 22:1 – 18 ) читается в качестве десятой паремии на вечерне Великой Субботы, указывая на то, что жертвоприношение Исаака прообразовало собой Жертву Христову. Повествование о виденной Иаковом лествице (см.: Быт. 28:10 – 17 ) читается в качестве паремии на Богородичные праздники, указывая на то, что лествица, достигавшая небес, прообразовывала собой Божию Матерь, соединившую в Рожденном Ею небо и землю. Повествование о богоявлении Иакову возле Иордана (см.: Быт. 32:1 – 10 ) читается в качестве восьмой паремии на вечерне Крещения в числе ветхозаветных чтений о роли вод, в особенности иорданских, в священной истории. Повествование о благословении Иаковом колена Иудина (см.: Быт. 49:1 – 2, 8 – 12 ) читается на Вербное воскресенье, так как в нем содержатся пророчества о Входе Господнем в Иерусалим. Основные богословские идеи Бог – творец В отличие от языческих религий Древнего Востока, в которых почиталось множество богов, в книге Бытия Бог – единственный, всемогущий, создавший вселенную (даже солнце, луну и звезды, в которых язычники часто видели самостоятельные божества) простым повелением. В противовес космогониям древневосточных религий, где говорилось о некоем пред существующем хаосе как о «материи», из которой творится мир, бытописатель говорит о творении мира как о возникновении того, чего ранее не существовало даже в возможности. Слово в начале ( Быт. 1:1 ) указывает на то, что мир призван к бытию во времени и с самим временем. Глагол бара, которым бытописатель описывает акт творения, в библейском языке обычно не прилагается к человеческим действиям, созидающим что-либо из материи, но употребляется преимущественно в отношении к Божественной деятельности для обозначения образования чего-либо, прежде не существовавшего. Творение человека

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

В древнееврейском оригинальном тексте Писания используются такие слова и обороты, которые подчеркивают весь ужас происходящего — мир не просто почти лишился всего живого, но во время потопа происходил процесс, противоположный акту творения мира ( Быт. 1 ). Мир скатывался обратно в пучину хаоса и небытия. В современных переводах этот акцент не так заметен. Протоиерей Александр Сорокин пишет: «Именно эта бездна вновь вступает в силу, когда Бог наводит потоп ( Быт. 7:11; 8:2 ) и молчит (Его Слово умолкает). Потоп —  противоположный творению акт, когда мир из космоса вновь возвращается, точнее, падает в бездну, в бесформенное, гибельное состояние» . Наводнение на Земле продолжалось «сорок дней и сорок ночей» ( Быт. 7:17 ). Затем происходит постепенное убывание воды. Наконец, Ной с семейством и животные вышли из ковчега на землю. В Быт. 8:2022 говорится еще об очень важном событии в жизни человечества. Ной устроил жертвенник и принес Богу всесожжение , то есть возблагодарил Бога за спасение. Это первое упоминание в Библии о жертвеннике и второе — о жертвоприношении Богу (первым было от Каина и Авеля ( Быт. 4:3,4 )). Здесь Ной выступает в качестве священника, который от лица всех людей приносит жертву и входит в общение с Богом. И хотя Ной здесь не называется первосвященником, однако в данном случае именно таковым он и выступает. После чего Бог заключает с человечеством в лице Ноя следующий Завет. 2. Завет с Ноем (Радужный Завет, или завет Божией милости) Время заключения Завета: около 2400 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Ной. Знамение Завета: радуга ( Быт. 9:12–13 ). Завет в Библии: Быт. 9:1–17 . Необходимо отметить один важный момент. Первые слова благословения Бога в Завете с Ноем ( Быт. 9:1–7 ) практически дословно совпадают с началом благословения Бога в Доисторическом Завете ( Быт. 1:28 ), но начиная с Быт. 9:2 следует совсем другой текст. Речь уже не идет о владычестве любовью над миром. Звери будут теперь страшиться человека. Это может быть не только следствием Божьего повеления, но и предсказуемой реакцией животных на то, что человек с этого момента стал плотоядным.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Быт. 15 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. После трёх кратких откровений 141 , замечает м. Филарет, Бог дарует Авраму продолжительное четвёртое откровение, которое продолжается две ночи ( Быт. 15:1, 5, 12 ). Откровение заключает в себе общее обетование благоволения Божия, предсказание о наследнике ( Быт. 15:2–6 ), откровение о судьбе потомства ( Быт. 15:7–21 ). Останавливаясь теперь на первом стихе, мы видим, во-первых, что Господь успокаивает Аврама или ввиду будущих бедствий его потомства ( Быт. 15:13 ), или то же ввиду опасностей, коими сам Аврам был окружён. Потому, вероятно, и прибавляет Господь: «Я твой щит!» Выражение «не бойся» несколько раз встречается в Новом Завете, как предшествующее появлению Избавителя, Мессии. Не бойся, говорит Ангел Захарии ( Лк. 1:13 ); не бойся, Мариам, говорит Гавриил Пресвятой Деве ( Лк. 1:30 ); не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле ( Ин. 12:15 , ссылка на Зах. 9:9 ); не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, говорит Ангел Пастырям ( Лк. 2:10 ). «Награда твоя будет весьма велика». Слово Господа в следующем стихе встречается вопросом Аврама, о котором мы скажем несколько слов ниже. Заметим только, что комментаторы, сравнивая это видение с другими, называют его видением наяву: Аврам не спит, отвечает Господу ( Быт. 15:2 ); Господь выводит его из шатра и указывает ему звёзды ( Быт. 15:5 ); Аврам приготовляет жертвенных животных ( Быт. 15:9–11 ) и только при захождении солнца нападает на него крепкий сон ( Быт. 15:12 ) и потом ужас и мрак великий. Быт. 15:2 Аврам сказал: Владыка Господи! Адонаи – Иегова! Адонаи – собственно господин, властелин. Слово это заменяло священное слово Иеговы во время чтения Библии, ибо евреи не смели произносить его. Адонаи есть призвание в звательном падеже, между тем слово Иегова «Он есть» не имеет этого падежа. Слово Адонаи существовало и в других языках, родственных еврейскому, напр., в финикийском, где оно было названием солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Григория Богослова , – в кровавых жертвах будущее жертвоприношение» 254 , так как кровь животного во всех жертвах, – по мнению св. Отцов Церкви, – прообразовала ту святейшую кровь, от которой ждал спасения ветхозавет­ный человек, т. е. кровь Христову ( Ис.53 ) 255 . После первоевангелия и установления жертвоприношения, в последующее время Мессианская идея мало по малу постепенно раскрывалась. Так уже Авель является прообразом Христа, почему смерть его Апостол и сравнивает со смертью Спаси­теля ( Евр.12:24 ; ср. Быт.4:10 ). Главные черты сего сход­ства, по мысли св. Отцов Церкви, заключаются в пастуше­ской жизни Авеля ( Быт.4:2 ), в его жертвоприношении ( Быт.4:4 ), в мученической смерти его ( Быт.4:8 ), в ее причине ( Быт.4:5–7 ) и следствиях ( Быт.4:10 ) 256 . Прообразом Иисуса Христа, по их мысли, был и Сиф ( Быт.4:25 ) 257 . Далее следовало упоминаемое Ап. Иудой ( Иуд. 1:14 ), но не упоминаемое Бытописателем проро­чество Эноха, впрочем, уже о втором пришествии Спасителя, при чем, по мнению св. Ефрема Сирина , сам Энох ( Быт.5:18, 21–24 ) был образом Иисуса Христа 258 . Ной, по мнению св. Кирилла Александрийского , прежде всего самым именем своим ( Быт.5:29 ), которое так же, как и имя Каина, вы­ражало Мессианскую, хотя и ошибочно приложенную к этому лицу надежду, прообразовал собою Христа, Который «Сам есть истинный Ной, т. е. правда и покой» 259 . Тот же св. Отец, согласно с Апостолом ( 1Пет.3:20–21 ), «в совер­шившемся относительно Ноя полагает изображение и прообраз спасения чрез Христа» 260 . Наконец, и своим боговдохновенно-пророческим словом Ной указывал на обетованного Спасителя и, таким образом, сохранил и передал Мессиан­скую идею как дорогое наследие от допотопного мира миру послепотопному, родоначальникам коего он явился, как Адам – первого. Симу было объявлено чрез благословение отца – Ноя, что особенно в его потомстве будет благословляем Бог ( Быт.9:26 ) из чего он мог видеть, что обе­тованное Семя жены будет его семенем. Особенно много но­вых Мессианских откровений дано было Аврааму 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

33. Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150). 34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. η πανδαισα - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. συνετως - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. η παραγωγ - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. το μυστριον - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. τρεπτς - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010