1050. Слово на святую и спасительную Пасху. С. 8891. 2017/17. In sanctum et salutare Pascha (yulgo In Christi resurrectionem oratio iv). CPG 3176. PG 46, 681684. 1051. Слово на день, называемый по местному обычаю у каппадокийцев: πισωζομνη (Эписозомени) то есть на праздник вознесения Господа нашего Иисуса Христа. С. 9297. 2017/19. In ascensionem Christi. CPG 3178. PG 46, 689693. 1052. Слово о Святом Духе. С. 98104. TLG 2017/63. De Spiritu Sancto sive In pentecosten. CPG 3191. PG 46, 696701. 1053. Похвальное слово святому первомученнику Стефану. С. 105125. —456— 2017/40. Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem i. CPG 3186. PG 46, 701721. TCO 45. Кн. 2. 1054. Слово о жизни святого Григория Чудотворца . С. 126197. TLG 2017/69. De vita Gregorii Thaumaturgi. CPG 3184. PG 46, 893957. 1055. Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону). С. 198212. TLG 2017/65. De sancto Theodoro. CPG 3183. PG 46, 736748. 1056. Похвальное слово 1 святым сорока мученикам. С. 213221. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 749756. 1057. Похвальное слово 2 святым сорока мученикам. С. 222238. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 757772. 1058. Похвальное слово 3 святым сорока мученикам, произнесенное во храме их. С. 239256. TLG 2017/67. Encomium in XL martyres ii. CPG 3189. PG 46, 773788. 1059. Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему. С. 257293. TLG 2017/68. In sanctum Ephraim. CPG 3193. PG 46, 820849. TCO 45. Кн. 3, 4. 1060. Слово в день памяти Василия Великого , родного брата. С. 294325. 2017/48. In Basilium fratrem. CPG 3185. PG 46, 788820. 1061. О жизни преподобной Макрины, сестры Василия Великого (к Олимпию монаху). С. 326373 919 . 2017/41. Vita sanctae Macrinae. CPG 3166. PG 46, 9601000. 1062. Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому. С. 374387. 2017/21. Oratio funebris in Meletium episcopum. CPG 3180. PG 46, 852864. 1063. Надгробное слово Пульхерии. С. 388402. 2017/22. Oratio consolatoria in Pulcheriam. CPG 3181. PG 46, 864877.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3678. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 41. 16). 3679. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 14. 18; 33. 13). 3680. Ср.: у блж. Иеронима (nom. hebr. 3. 20; 41. 5). 3681. Ср.:1 Кор. 3:2. 3682. То есть о епископе. 3683. То есть к клирикам, которые жили в Верцеллах монашеской общиной. 3684. См.: Кол. 3:11. 3685. Ср.:1 Петр. 1:17; Иак. 2:1. 3686. Ср.: Мф. 5:3. 3687. Ср.: Откр. 3:12; 21:2. 3688. Ср.: Ис. 1:3. 3689. См.: Исх. 12:11. 3690. Ср.: Быт. 25:31–34; 27:1–35. 3691. См. примеч. к epist. 4. 17. 3692. См.: Быт. 28–30. 3693. См.: Быт. 33:1–10. 3694. См.: Ин. 1:29. 3695. Ср. у Вергилия (Aen. 4. 366); а также: Iacob. 2. 6. 27. 3696. Ср.: Кол. 3:13. 3697. См.: Исх. 33:7. 3698. См.: Исх 29:14. 3699. См.: Быт 18:3 и след. 3700. См.: Быт. 17:16 и след. 3701. См.: Быт. 19:2 и след. 3702. См.: Нав. 2:1 и след. 3703. Букв. «отлучайте от груди». 3704. См.: Исх. 20:12. 3705. Ср.: Лк. 9:23. 3706. См.: Ин. 19:25; а также: inst. u. 7. 49 и секвенцию Stabat Mater. 3707. См.: Мф. 27:51; Мк. 15:33; Лк. 23:44–45. 3708. См.: Лк. 23:40–43. 3709. Ср.: hymn. 5. 19. 3710. Ср.: hymn. 5. 19. 3711. См.:1 Петр. 2:18. 3712. Письмо написано, скорее всего, в 393 г. (см.: Zelzer. P. CXXVII). Римский епископ Сириций (384–399) сообщает об отлучении от Церкви Иовиниана и его последователей. Иовиниан, который был прежде монахом, выступил против аскетической практики и подвига девства. Противниками его учения были блж. Иероним (adu. Iou.); блж. Августин (bon. coniug. 2. 48; haeres. 82). Письмо было послано в Милан, где на соборе епископы одобрили решение Сириция (см. ниже: epist. 15). Это письмо епископа Сириция, сохранившееся среди писем свт. Амвросия, впервые говорит о первенстве девства над брачным состоянием (см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity/Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33:3. P. 453–470). 3713. Иовиниан и его последователи. 3714. Ср.: epist. 62. 7, где говорится о покровении невесты епископом во время совершения христианского брака.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

9 билет 1. Быт. 2, 18–25 . Наречение имен животным. Сотворение жены. Блаженное состояние прародителей в раю. 2. Таинственный смысл Священного Писания (прообраз, притча, аполог, символ). 10 билет 1. Быт. 3, 1–24 . Грехопадение прародителей. Грех прародителей, его следствия, наказание. Первоевангелие. Суд Божий над согрешившими. 2. Разделение текста на главы и стихи. 11 билет 1. Быт. 4, 1–24 . Дети Адама и Евы. Различие в жертвоприношениях Каина и Авеля. Первая человеческая смерть; проклятие Каина. 2. Способы изъяснения Священного Писания. 12 билет 1. Быт. 4, 25–5, 1, 32 . Жизнь рода Сифа и долголетие ветхозаветных патриархов. Быт. 6 . Развращение людей; избрание Ноя. 2. Главное руководительное начало для понимания слова Божия. 13 билет 1. Быт. 7–9 . Всемирный потоп (обзор). Послепотопный завет Бога с Ноем. Пророчество Ноя о судьбе своих сыновей. 2. Число и наименование законоположительных книг. 14 билет 1. Быт. 11, 1–9 . Столпотворение Вавилонское и рассеяние рода человеческого. 2. Сведения о писателе Пятокнижия. 15 билет 1. Быт. 11, 26; 12 и 13 гл. Избрание Богом Авраама и первые три Богоявления. 2. Книга Бытие. Название и главный предмет книги. Время, место и цель написания. 16 билет 1. Быт. 14, 14–20 . Аврам и Мелхиседек 17, 1–27. Установление завета обрезания. 2. Разделение книги Бытия по содержанию. 17 билет 1. Быт. 18, 1–15 . Богоявление Аврааму у дуба Мамре 22, 1–19. Жертвоприношение Исаака. 2. Книга Исход. Наименование книги. Время, место и цель написания. 18 билет 1. Быт. 25, 19–34; 26, 1–5 . История жизни Исаака и 1 ему Богоявление. 2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход. 19 билет 1. Быт. 28 и 32 гл. Видение Иаковом небесной лествицы. Таинственная борьба Иакова с Богом; перемена имени. 2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход. 20 билет 1. История жизни Иосифа Прекрасного, его нравственные достоинства и заслуга перед всем потомством. Быт. 37–47, 48, 22 . Благословение Иаковым Иосифа и его детей Ефрема и Манассии. 2. Богослужебное употребление книги Исход.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Священник : Я уже раскрыл его весьма пространно, однако повторю: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Но благодать Божия не принуждает. Человеку дана свобода принять или отвергнуть ее. Спасается тот, кто принял благодать, то есть воспользовался своей богодарованной свободой, для того чтобы дать ей действовать в нем, и через это стал соработником Самому Богу. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ), говорит Господь. Но путь следования Ему узок и тернист, и потому много званых, а мало избранных ( Мф.20:16 ). Итак, Бог хочет спасения всех людей, но спасает или осуждает каждого не по произволу, а по делам его. Глава 16. О семи святых таинствах Премудрость построила себе дом и утвердила семь столпов 101 ( Притч. 9:1 ). Священник : Таинство есть богоустановленное священнодействие, в котором преподается Божественная благодать. Семь святых таинств Церкви Христовой суть: 1. Крещение . 2. Миропомазание . 3. Причащение (Евхаристия) . 4. Исповедь (покаяние) . 5. Священство . 6. Брак . 7. Елеосвящение . Но прежде чем говорить о них, укажем на особое место числа семь в Ветхом и Новом Завете, ибо числом этим ознаменовано множество событий Священного Писания. Так, в день седьмый почил Бог от всех дел Своих (см.: Быт.2:1–2 ); семь пар чистых животных и птиц повелел Бог Ною взять с собой в ковчег прежде потопа (см.: Быт.7:2–3 ), о котором возвестил, что и он наступит через семь дней (см.: Быт.6; 7 ). В седьмой месяц остановился ковчег на горах Араратских ( Быт.8:4 ), а спустя семь дней Ной вторично выпустил голубя из ковчега, и тот вернулся, неся в клюве зеленую оливковую ветвь (см.: Быт. 8:10–11 ). Праотец Авраам дал царю Авимелеху семь агниц во свидетельство союза между ними (см.: Быт.21:28–30 ), а патриарх Иаков седмикратно поклонился брату своему Исаву (см.: Быт.33:3 ). Фараон видел во сне семь коров тучных и семь худых, семь колосьев полных и семь пустых (см.: Быт.41:1–7 ). Моисею повелел Бог изготовить для скинии Завета светильник из чистого золота и возложить на него семь лампад (см.: Исх.25:31–37 ). Через Моисея же учредил Он семь дней перед Пасхой, в которые полагалось вкушать безквасный хлеб (см.: Исх.12:19 ), семинедельный промежуток от Пасхи до Пятидесятницы (см.: Лев.23:15–16 ) и семь субботних (т.е. сорок девять) лет перед годом отпущения и покоя (см.: Лев.25:8–10 ; Ис.61:1–4 ; Лк.4:16–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Ересь Иоанна Итала 5. Допустимо ли именовать эволюционизм «ересью»? Часть II. Учение о сотворении человека Глава 5 Существовал ли Адам как историческое лицо 1. Свидетельства Священного Писания и Предания 2. О молитвенной связи с Адамом и Евой 3. Значение праотцев в свете вероучительного содержания православного богослужения Глава 6. О сотворении Адама из праха земного 1. Церковное учение об Адаме перстном 2. О «возвращении» в землю 3. Адам как первый человек 4. Святые Отцы – против эволюционной теории о происхождении человека от обезьяны 5. Об одновременности создания тела и души Адама 6. О несовместимости эволюционизма с церковным учением о сотворении человека из праха земного Глава 7 О сотворении Адама по образу и подобию Божию 1. Образ и подобие 2. О царственном достоинстве человека 3. О богоподобии человека 4. О безсмертии первозданного Адама Глава 8. О грехопадении 1. Связь греха и смерти 2. Последствия грехопадения 2.1. Последствия грехопадения для Адама 2.2. Последствия грехопадения для человеческого рода 2.3. Последствия грехопадения для мира 3. Причина подобия человека животным: грехопадение 4. Об искуплении греха Адама Христом Спасителем Глава 9. Связь первозданного Адама со вторым Адамом – Христом 1. Христос – Сын Человеческий 2. Христос – Новый Адам 3. Адам как прообраз Христа Создание человека из девственной земли (Быт.2:7) – прообраз рождения Христа от Девы Рай (Быт.2:8) – прообраз Церкви Вдуновение Божие в Адама (Быт.2:7) – прообраз боговоплощения от Святого Духа Наречение Адамом имен животным (Быт.2:19) – прообраз господства Христа над всем миром Сон Адама (Быт.2:21) – прообраз крестной смерти Христа Нагота Адама в раю (Быт.2:25) – прообраз наготы Христа Глас Господа Бога в раю пополудни (Быт.3:8) – прообраз последних времен Время грехопадения Адама (Быт.3:8) – прообраз дня и часа распятия Иисуса Христа Синаксарь Великого Пятка: Установление вражды между семенем жены и семенем змия (Быт.3:15) – прообраз появления Семени от Девы Марии Брак Адама и Евы (Быт.2:24) – прообраз союза Христа и Церкви Райский сад (Быт.2:15) – прообраз Гефсиманского сада Вкушение запретного плода (Быт.3:6) – прообраз горького пития Древо в Раю (Быт.2:9) – прообраз Креста Простертые к запретному древу руки Адама – прообраз пригвожденных ко Кресту рук Христа 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1862. См.: Песн.8:2. и след. 1863. См.: Быт.3:17. 1864. См.: 1Кор.3:2. 1865. См.: Ин.1:18. 1866. См.: Пс.18:6. 1867. Свт. Амвросий имеет в виду, что, для того чтобы прийти к человеку, Господь должен умалить Себя. 1868. См.: Ин.1:26. 1869. См.: Ин.1:14; см. также: Кол.3:16. 1870. См.: Откр.3:20. 1871. См.: Ин.13:23. 1872. См.: Ин.1:47. 1873. Частично приведен Синодальный перевод с правкой в соответствии с текстом свт. Амвросия и греческим текстом Послания к галатам. 1874. См.: Исх.3:2–4. 1875. См.: Деян.9:3. и след. 1876. См.: Быт.5:24. 1877. См.: 4Цар.2:11. 1878. См.: Исх.13:21. 1879. См.: Ис.6:6–7. 1880. См.: Мал.3:3. 1881. Renes — почки, чресла. 1882. См.: Пс.25:2. 1883. См.: Дан.3:50. 1884. Свт. Амвросий указывает на евангельское чтение, которое предшествовало его проповеди. 1885. См.: Мк.9:5; Лк.9:33. 1886. Выражение lux inaccessibilis встречается в новозаветных текстах лишь в 1 Тим.6:16, но мысль о неприступности божественного света для человеческого, телесного взора выражена в рассказе о Преображении Спасителя на горе, когда вид Его и одежды сделались блистающими. Светом (lux) Христос назван и в Ин.1:4–5, 7, 9. 1887. См.: Гал.4:26. Свт. Амвросий имеет в виду небесный Иерусалим, описанный в Откровении ап. Иоанна (Откр.3:12, 21:2, 10–27). 1888. В своей речи на Ареопаге ап. Павел, цитируя слова из поэмы Арата «Явления», показывает, что не только весь человеческий род от одной крови, но и языческие философы говорили о Боге. Климент Александрийский (strom. 1. 19) объясняет эту строку из Деяний другой: к язычникам Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету (Деян.26:18) 1889. См. также: Лк.18:19. 1890. В синодальном переводе: ваша… вы явитесь. 1891. См.: Мф.10:28. 1892. См.: Быт.46:27. См. также выше 2. 3. 1893. Источник: Св. Амвросий Медиоланский. Изложение Евангелия от Луки,1. 2, 85–89 (P.L. 15,1584–1586). Пер. о. Мерша. — Le Corps mystique da Christ, t. 11 , p. 402–403. Текст воспроизводится по след. изданию: Анри де Любак. «Католичество. Социальные аспекты догмата». Пер. с фр. Владимира Зелинского. Изд. Христианская Россия. Милан, 1992, с. 356–357.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Потом, чтобы в точности показать, что он назвал «вином», Иаков присовокупляет: «и в крови гроздия одеяние свое». Смотри, как он наименованием крови означил заклание, и Крест, и все строение таин. «Радостотворны очи Его паче вина, и белы зубы Его паче млека» ( Быт.49:12 ). Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. «И белы зубы Его паче млека»; показывает праведность и славу Судьи. Под образом зубов и молока не что другое хотел означит, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов. «Завулон, – говорит, – при мори вселится и той на пристанищи кораблей, и прострется даже до Сидона» ( Быт.49:13 ). Смотри, как и этому предвозвещает место поселения и то, что он распространится даже до Сидона. «Иссахар доброе возжела, почивая посред пределов» ( Быт.49:14 ). «И видев покой, яко добр и землю, яко тучна, подложи рамы свои на труд, и бысть муж земледелец» ( Быт.49:15 ). Этого похваляет за то, что он избрал земледелие и труд над землей предпочел всему. «Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили» ( Быт.49:16 ). «И да будет Дан 908 змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску» ( Быт.49:17 ). «И падет конник вспять, спасения ждый Господня» ( Быт.49:18 ). Дивиться и изумляться надобно, как этот праведник, провидя все очами Духа, предсказывал сынам своим, что с каждым из них случится. Он предвозвещает то, что будет уже через долгое время. «Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах» ( Быт.49:19 ). «Асир, тучен его хлеб: и той дает пищу князем» ( Быт.49:20 ). «Неффалим стебль распущающаяся, издаяй во отрасли доброту» ( Быт.49:21 ). Вкратце коснувшись этих сынов, Иаков переходит затем к Иосифу и говорит: «Иосиф, сын возращенный, ревностный: Иосиф сын возращенный 909 , сын мой юнейший» ( Быт.49:22 ). Ты с самого начала сделался предметом зависти: «На негоже советующе укоряху», – разумеет соумышление против него братьев. Так как выше сказано было, что они принесли отцу злую хулу на Иосифа, то (Иаков) и говорит здесь: «На негоже советующе укоряху, и наляцаху нан господие стреляний» ( Быт.49:23 ), указывая на их смертоубийственный замысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Быт. 5:13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Быт. 5:15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. Иаред значит снисходить, спускаться. Быт. 5:16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Быт. 5:18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. Енох значит посвящённый. Кажется, по смыслу этого имени, Енох с самого младенчества был посвящён Богу. Быт. 5:19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Быт. 5:21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. Мафусал, или Мафушаел – Муж послания, или посланный. Мефу считают однозначащим с Бефа финикийских надписей, слово это означает человек в обоих языках, столь родственных между собою, что еврейский и финикийский считают одним и тем же языком. Имя Мафушаел переводят ещё муж стрелы по аналогии слова бросать, высылать, с действием метания стрелы (Гезениус); наконец, имя это переводили – «послание смерти». Бохарт указывает на предание, что Мафушаел умер в год потопа и смерть его была как бы предвестником всеобщей гибели (Английская Библия in loco). Быт. 5:22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. Быт. 5:24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Многие мыслители указывают на тот важный факт, что Енох имел, при краткости жизни своей, детей, и видят в этом особое благоволение Божие к брачной жизни, сохраняемой в целомудрии и чистоте. «Дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, – говорит м. Филарет, – обратиться должно к кончине Илии, которого тоже взял Иегова ( 4Цар. 2:11 ). Должно думать, что и в Енохе по достижении внутреннего человека его в предопределённую меру благодатного возраста смертное поглощено было жизнию ( 2Кор. 5:4 ) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертию телесною» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Далее в ветхом завете находим указания или намеки, хотя недовольно ясные, и на троичность лиц в Боге. В этом отношении прежде всего обращает на себя внимание изображение Моисеем явления Божия Аврааму у дуба мамврийского. Указав на то замечательное в жизни Авраама обстоятельство, что явился ему Господь у дуба мамврийского, он к этому непосредственно присовокупляет: «Воззрев же очима своима виде, и се трие мужи стояху над ним» (против него) ( Быт.18:1,2 ). Значит, по мысли Моисея, образ явления Господня Аврааму заключается в том именно, что Господь предстал перед очами его в лицах трех мужей. Каждый, следовательно, из этих мужей, равно как и все вместе представляли собой Господа. Предполагать же, что только один из них был Господь, а другие два принадлежали к разряду служебных сотворенных тварей, Моисей не дает основания. По его изображению, все три мужа совершенно одинаково являют свое, отношение к Аврааму, и Авраам со своей стороны оказывает им одинаково благоговейное чествование ( Быт.18:2,3 ). Замеченная между ними та особенность, что под конец беседы один только из них обращался со своей речью к Аврааму ( Быт.18:10–15 ), ничего не говорит против их равенства по естеству и достоинству; потому что в начале и в продолжении беседования все они одинаково вели беседу с Авраамом ( Быт.18:5,9 ). Только в дальнейшем рассказе Моисеевом представляется довольно значительное недоумение относительно равенства вышеозначенных трех мужей. Указав на то, что один из них, оставшись с Авраамом, в прощальной беседе с ним, между прочим, объявил ему о своем решении пойти в Содом и Гомору, чтобы произвести над ними свой суд ( Быт.18:21 ), в след за сим Моисей присовокупляет, что другие два мужа пошли в Содом ( Быт.18:22 ), и несколько после называет их ангелами ( Быт.19:1,15,16 ), хотя не перестает именовать и мужами ( Быт.19:10,12 ). Последнее обстоятельство подает повод к тому предположению, не были ль последние два мужа ангелами, а Господом был только первый между ними. При этом нужно принять во внимание то, что Моисей дает твердое основание для того, чтобы видеть в них не простых только посланников или слуг Господних, а самого Господа. По его словам, Господь определил Сам пойти в Содом и Гомору, чтобы на месте увидеть преступления этих городов и затем произвести над ними свой грозный суд ( Быт.18:20,21,23–32 ). Ангелы, следовательно, или мужи, вошедшие в Содом и Гомору и объявившие Лоту об имевшем постигнуть эти города суде Божием, не были служебными тварями, а в лице их был Господь, Которого видел в них и Лот ( Быт.19:18 ). Кроме того, по изображению Моисея, два ангела или два мужа говорят о себе Лоту, что они имеют истребить то место, на котором были города Содом и Гомора ( Быт.19:13 ), и конечно совершили это грозное дело. Между тем Моисей, с точностью определяя, кто были совершители этой великой кары Божией, так говорит: «И Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе» ( Быт.19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010