Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.3 из  5) Оглавление См. также: «Житие преподобномученицы великой княгини Елисаветы» в Православном календаре. Предисловие Жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, до последнего вздоха служившей Москве и России, оставила заметный след в истории нашей страны и в русской культуре. В России было немало верных сынов и дочерей, которые, защищая Москву, отдали жизнь за спасение столицы своего Отечества. Но мало таких, кто, не имея ни капли русской крови, полюбил Россию как свою вторую родину и предпочел смерть — спокойной жизни за рубежом, вдали от Москвы. Когда весной 1917 г. в революционную Москву прибыл шведский министр, чтобы передать великой княгине предложение германского кайзера покинуть Москву в преддверии страшных времен, Елизавета Федоровна выслушала его и сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит духовную семью — сестер московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Может возникнуть вопрос: не странно ли, что великая княгиня была так предана Москве и России, являясь по происхождению английско-немецкой принцессой? Здесь нет ничего странного. Ведь нравственный гений выстраивает свою жизнь по высокому моральному счету и не ищет безопасной гавани в пору народных бедствий. Нерасторжимая личная связь с Москвой, понимание особой духовной роли России в судьбах человечества определили поведение великой княгини в то тревожное время. Если составить карту московских и подмосковных поездок и пеших путешествий великой княгини, всегда значимых и душеполезных, совершаемых во благо москвичей, то эта карта будет испещрена множеством линий и точек. В Москве ее вниманием и заботами отмечены: Марфо-Мариинская обитель труда и милосердия, Храм Христа Спасителя, Исторический музей, дворец в Нескучном саду, вся территории Московского Кремля (особенно кремлевские дворцы, Успенский собор и Чудов монастырь), особняк Дворянского собрания, Епархиальный дом, Строгановское училище, Шереметевский странноприимный дом, Шелапутинский педагогический институт, Иверская община сестер милосердия, Воспитательный дом, Хитров рынок, Синодальное училище, генерал-губернаторский дом на Тверской улице, ясли, приюты, школы Елизаветинского Благотворительного Общества, Покровский, Зачатьевский, Новоспасский, Никитский и многие другие монастыри Москвы, Сергиево-Елизаветинское трудовое убежище увечных воинов. Московская консерватории, Большой театр… Важное место в жизни Елизаветы Федоровны занимали подмосковные православные святыни: Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский и Ново-Иерусалимский монастыри; а также имения в Ильинском, Дмитровском, Петровском, Кораллове, Ершове, Архангельском, Усове, Ромашкове…

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  4.1 из  5) Оглавление См. Паломничество в Соловецкий монастырь Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами Вместо предисловия. Соловецкое подворье Наступал июль месяц. Море в этот период было особенно тихо и покойно. Нам пророчили самую благополучную поездку в Соловки. Судя по рассказам, в июле не бывает ни качек, ни бурь. Белое море гладко, как зеркало. Правду говоря, мы сами рвались из Архангельска, потому что скучнее этого города трудно себе представить что-нибудь. Отсутствие общих интересов весьма печально отзывается во всем. Мы пригляделись здесь ко всему. Капризная погода, переходившая от летнего зноя к осеннему холоду, белесоватые, без тьмы и без света, ночи, северный ветер, дувший по три недели зараз без устали, столь же продолжительные дожди — все это надоело нам до крайности. — Покупайте себе шубы! — Как шубы? В июле-то месяце? — Ладно. Что с того? У нас все не как у людей. Шарфами запаситесь! — Это для чего же? — Ночью на море страшные холода стоят. Невыносимо. Ведь не захотите же в каюте постоянно сидеть? — Еще бы. Однако шуб не купим. — Провизии возьмите с собой до Соловков! — Да разве там купить нечего? — Разумеется. Хотите — идите есть на трапезу, только предупреждаю, что монастырская пища — тяжела до крайности. Нужны для нее привычные желудки! Пошли мы закупать провизию и подивились. Дороговизна ужаснейшая. Дешева оказалась только рыба. — Советую прихватить лимонов и прочего. На случай качки. — Да ведь вы же говорите, что качки не бывает здесь в июле. — Так-то так — да неровен час! Короче, мы сделали запасов на целый месяц. Прежде посещения монастыря мы хотели ознакомиться с его подворьями. Таких в Архангельске два; одно, большое, находится на набережной р. Двины, у самого Гостиного двора. Оно выстроено в два корпуса, двумя этажами на улицу и тремя во двор. Повсюду тут виден хозяйский расчет. Нижний этаж занят лавками и кладовыми, которых до 100. В них сложены — грузы железа, керосина и пр. предметы.

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

Разделы портала «Азбука веры» Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий " decoding="" title="" Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий: «В Евангелии я нашел полноту и совершенство» Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий В Избранное Интервью Владыки Гурия в журнал «Славянка» В народе недаром говорят: «Церковь не в бревнах, а в ребрах», ведь, по словам апостола, люди – храмы Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19). Открывая для себя мир веры, входя в лоно Церкви, христианин встает на путь воссоздания храма своей души. И дело это гораздо более трудное, чем построить храм из камня… Сегодня в нашей стране строится немало церквей. Но то же ли происходит с нерукотворными храмами наших душ? О том, как бороться за души русских людей и воспитывать современных детей, как относиться к католикам и пророчествам о царе, какие чудеса происходили при восстановлении храма Христа Спасителя и почему скрыты от нас мощи царской семьи, рассказал епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий. – Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях, о том, как Вы пришли к Богу. – Мои родители познакомились в Воронеже. Они учились в одном классе, там и подружились, а, когда они разъехались после школы по разным местам, то поняли, что друг без друга жить не могут, и поженились. Мой отец, Альберт Иванович Фёдоров (в Крещении Александр), родом из русских поморов, родился и жил до 7 класса в г. Архангельске, окончил Московский авиационный институт. А мама, Глафира Фёдоровна Любавина, родом из воронежских крестьян – закончила Санкт-Петербургский университет. Я родился в подмосковном Королёве, где мои родители работали инженерами в космической отрасли. Мой отец был мудрым, рассудительным человеком, а мама очень активной и всё время в поиске Истины, радости, красоты. Эту вдумчивую наблюдательность, любовь к жизни и Богоискательство они привили и мне. С детства я находился в поиске смысла жизни, думал о жизни после смерти . Также значительное влияние на моё мировоззрение оказали книги Ф.М. Достоевского . Когда я поступил в МАРХИ, то христианские ценности стали раскрываться для меня через искусство, общение с интересными людьми.

http://azbyka.ru/way/episkop-arsenevskij...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 октября 2024 года 15. Понедельник. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Служба прп. Евфимия Нового и прмч. Лукиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава» – преподобного, глас 5й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Страшно, и преславно…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и преподобномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 2й: «В пощении первее…»; седален преподобного, глас 8й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученика, глас 4й: «Яко святитель…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 133 об.) этот кондак также отсутствует.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 64. О духовном исцелении. В субботу 4й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых – говорящими. ( Мк.7:37 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! О многих чудесах, совершённых Господом нашим Иисусом Христом, свидетельствует Святое Евангелие. Вот сегодня в Евангельском чтении за Божественной Литургией мы с вами слышали рассказ об исцелении глухого и косноязычного человека (см. Мк.7:31–37 ). Повествование о чуде начинается с описания путешествия Спасителя: Вышедши из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия. Если взглянуть на географическую карту, то путь этот покажется нам странным и нелогичным. Тир располагался на севере, а области, лежащие вокруг Галилейского моря, – на юге. Значит, Господь совершил путешествие с севера на юг, но посетил и Сидон, который также находился на севере. Получается, что Спаситель в Своем путешествии почему-то совершил довольно большой крюк. Как, например, если бы кто-то отправился из Санкт-Петербурга в Москву через Архангельск. Ученые-богословы, изучающие Священное Писание, основываясь на этих словах евангелиста Марка, высказали предположение, что это путешествие Господа нашего Иисуса Христа было довольно длительным, не менее восьми месяцев, а потому в этот период Он мог много общаться с учениками, преподавая им Свое учение. Естественно, такие беседы не остались безрезультатными. Потому что мы видим, что уже в следующей главе Евангелия от Марка апостол Петр сделает великое открытие и основополагающий вывод о том, что Наставник их Иисус есть Христос ( Мк.8:29 ). Возможно, что это знание пришло к ученику Господа именно благодаря длительному и плодотворному общению с Божественным Учителем. И именно эта появившаяся у апостола Петра мысль о значении Спасителя придала ему такую уверенность, что он уже смог исповедовать своего Учителя истинным Мессией.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод и комментарии Г. М. Прохорова «Сказание» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовско-казачьими войсками в 1608–1610 гг. – одно из самых ярких документально-исторических произведений русской литературы начала XVII в. Написано оно на основании личных наблюдений автора и собранных им чужих записок, свидетельств и воспоминаний. Завершено в 1620 г. Собственно, «Сказание», которое здесь печатается, составляет 7–52 главы большого произведения – «История в память предидущим родом...», охватывающего период от смерти Ивана Грозного до Деулинского перемирия с Польшей (1584–1618 гг.) и состоящего из 77 глав. Право на отдельную публикацию «Сказания» дает то, что оно представляет собой как бы самостоятельное сочинение, со своим вступлением и заключением, со своим завершенным сюжетом – историей героической обороны Троице-Сергиева монастыря от осаждавших его в течение года и трех с половиной месяцев, с 23 сентября 1608 года до 12 января 1610 года, войск польско-литовских интервентов, казаков и русских изменников. В первых шести главах «Истории» речь идет о причинах Смуты в России и о событиях от смерти Ивана Грозного до воцарения Василия Шуйского; в последних двадцати пяти – о случившемся следом за снятием осады: о низведении с царства Василия Шуйского, о разорении поляками Москвы и освобождении ее и о возведении храма во имя Сергия Радонежского в деревне Деулине, где было заключено перемирие. Полностью «Историю в память предидущим родом...» см. в кн.: Сказание Авраамия Палицына/Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. «Сказание» Авраамия Палицына пользовалось большой популярностью у читателей XVII–XVIII вв. и сохранилось в значительном числе списков. Текст «Сказания» публикуется по списку 40-х гг. XVII в. – БАН, Архангельское собр., 413. Исправления (обозначенные курсивом) вносятся по списку РГБ, собр. Румянцева, 299 20-х гг. XVII века, положенному в основу издания О. А. Державиной и Е. В. Колосовой (М.; Л., 1955).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (25 марта/7 апреля) Тропарь (глас 4) Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Кондак (глас 4) Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Величание Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки ( Лк. 1, 26–38 ). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии; и только в VII веке на Востоке и Западе ему было усвоено наименование Благовещения Пресвятой Богородицы. Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. Празднование Благовещения известно уже в III веке (См.: Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение). В своих беседах святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют Благовещение древним и обычным церковным праздником. В течение V-VIII вв., вследствие появления ересей, уничижавших Лицо Богоматери, праздник особенно был возвеличен в Церкви. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Когда «оскуде князь от Иуды, время наста прочее (уже), в немже явится языков (народов) надежда – Христос» 68 . Тогда «послан бысть (Архангел) Гавриил к Деве Марии и возвести Ей неизглаголанную радость, яко безсеменно зачнет и не истлеет. Родиши бо Сына, Превечнаго Бога, да спасет люди Своя от грех их» 69 . Благовещением открывается «еже от века таинство» 70 , «Совет Превечный» 71 Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их 72 . Через Благовещение Ангела становится известным «Совет Вышняго», изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы – «во утробу вселися Девичу предочищенную Духом» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Топографический указатель Александровская часовня, построена в 1858 г. в честь святого князя Александра Невского на берегу бухты Благополучия в память о визите на Соловки императора Александра II. Анзер [Анзорский, Анзерский остров], второй по величине (47 кв. км) остров Соловецкого архипелага, название которого означает «вытянутый остров». Анзер начал осваиваться еще в XVI в., когда здесь действовали монастырские солеварни, и, возможно, уже тогда рыболовные тони в Троицкой и Кирилловской губе. Впоследствии здесь появились Свято-Троицкий и Голгофо- Распятские скиты, сыгравшие важную роль в духовной истории соловецкого монашества. В лагерный период на Анзере действовало VI отделение СЛОНа, где находились заключенные, неспособные трудиться на общих физических работах: старики, доходяги, женщины («мамки») с новорожденными детьми, православное и католическое духовенство. Здесь располагалось предприятие Кустпрома, тифозный изолятор и лазарет. Архангельская гостиница, см. Женский барак. Белое море, самое южное из морей Северного Ледовитого океана, представляет собой полузакрытый водоем площадью около 90 тыс. кв. км. Границей между Баренцевым и Белым морями считается линия, соединяющая мысы Святой Нос и Канин Hoc. К югу от этой границы расположена расширенная часть моря, которую называют Воронкой, еще южнее – так называемое Горло, т.е. пролив, соединяющий Белое море с Баренцевым, а через него – с Мировым океаном. Белое море, глубоко вдаваясь в сушу, образует четыре губы (залива), называющиеся по именам впадающих в него крупных рек: Мезенский, Двинской, Онежский и Кандалакшский. Море ограничивают на севере Терский берег, на юге – Летний и Лямицкий, на западе – Кандалакшский, Карельский и Поморский, на востоке – Зимний и Канинский берега. Центральная часть Белого моря – это бассейн, в центре которого расположена большая впадина с глубинами свыше 100 м. Наибольшая глубина в Кандалакшском заливе – 340 м. Самый мелководный из заливов – Мезенский (средняя глубина его – около 25 м). Соловецкий архипелаг расположен в устье достаточно мелководного и хорошо прогревающегося Онежского залива. Но в северной своей части острова довольно близко соседствуют с более значительными глубинами (достигающими 100 м) центрального бассейна Белого моря. Начало навигации на Белом море приходится на июнь, когда сходит последний лед, и длится она до октября-ноября. При этом море никогда не замерзает полностью, что значительно затрудняет движение по нему судов и на многие месяцы отрезает островные территории от материка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель имен Авва Дорофей (620) – преподобный из обители аввы Серида; автор книги «Поучения. Послания. Вопросы и ответы» – 238. Авраам , первоначально Аврам (2000 г. до Рождества Христова) – св. праведный праотец, послепотопный патриарх, родоначальник двух народов: евреев (через Исаака) и измаиль-тян (через Измаила) – 256, 279, 349, 463. Адам – родоначальник человечества; прожил 930 лет. По церковному преданию, погребен на Голгофе, на месте, где потом был водружен Крест Спасителя – 57, 299, 337. Анна Благоевангельская – 29. Антоний Сийский (1556) – преподобный, основатель и первый игумен Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря (Архангельская губ) – 274. Арий (256–336) – ересиарх; в 325 г. был осужден I Вселенским Собором – 370. Варлаам преосв. Вероятнее всего, Варлаам Успенский (l876) – архиепископ. Возглавлял Архангельскую и Холмогорскую кафедры в 1845–1854 гг. – 323. Василий Великий (ок. 330–379) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе молитв, канонических правил. Составил чин Божественной литургии – 236, 287. Василий, малютка – 344. Василий, иерей. Вероятнее всего, Василий Михеевич Чернявский (1874) – священник Троицкой кладбищенской церкви в Кронштадте – 45. Геннадий (1506) – святитель, архиепископ Новгородский – 126. Григорий Богослов (329–389) – святитель, архиепископ Константинопольский, Учитель Церкви. Автор многих духовных сочинений – проповедей, слов, писем – 55, 236, 341, 391. Давид – св. пророк, псалмопевец, второй царь израильский, царствовавший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Автор псалмов – 175, 186, 204, 321, 334, 377, 405, 433. Даниил (600 г. до Рождества Христова) – св. пророк – 431. Дорофей , см. Авва Дорофей . Ева – праматерь, жена Адама – 337. Ефрем Сирин (373–379) – преподобный; автор многих духовных сочинений, в том числе покаянной молитвы: «Господи и Владыко живота моего...» – 236. Елена Павловна (1806–1873) – великая княгиня, дочь Вюр-тембергского принца Павла, жена великого князя Михаила Павловича – 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Иное видение», так же как и «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия относится к первому этапу Смуты. Оно дошло до нас в двух списках (РНБ, и ГИМ, собр. Щукина, 1171. Оба списка 1-й четв. XVII в.), причем в списке РНБ, текст следует за «Повестью о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия и потому имеет название «Иное видение». Впервые текст был опубликован С. Ф. Платоновым (РИБ. Т. 13. Стлб. 184–186). Это очень небольшое по размеру сочинение выделяется из других видений Смуты прежде всего своим кратким, «протокольным» (см.: История русской литературы. М.; Л., 1948. Т. 2. Ч. С. 38; раздел написан С. К. Шамбинаго), характером и своим простонародным языком. Основной задачей автора как будто бы являлось стремление утвердить читателя в достоверности случившегося видения: для этого им точно указано время произошедшего – 27 февраля 1607 г., названы поименно все участники события – «сторожи из Овощново ряду», подробно описаны все обстоятельства бывшего видения. По своему характеру «Иное видение» более, чем другие видения Смутного времени, сравнимо с жанрами деловой письменности. А. А. Назаревский прямо сопоставляет его «с многочисленными посыльными грамотами той эпохи» (См.: Назаревский А. А. Очерки из области русской исторической повести начала XVII столетия. Киев, 1958. С. 145). В то же время смысл этого видения не совсем ясен. По предположению С. К. Шамбинаго, в нем отражается «скептическое отношение к современной власти: голоса, слышавшиеся в Архангельском соборе, – это голоса похороненных там русских великих князей, царей; это они смеялись над современной царской властью» (История русской литературы... С. 38). Можно предположить, что уже в этом видении звучит мотив плача, мотив трагического восприятия современных событий, и именно такое восприятие, такое понимание происходящего в России простым языком доносит автор до своего читателя. Потому в Архангельском соборе слышится «плач велик» и на протяжении всего действия читается заупокойная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010