Выражения эти несомненно восходят к Книге Премудрости Соломонова, в которой под «Премудростью», согласно изъяснению всех Отцов Церкви, разумеется второе Лицо Св. Троицы, Ипостасная (точнее Воипостасная – νυπστατον) Премудрость Божия (ср. 1Кор. 1:24 ) – как в Ее предвечном Божественном бытии, так и в воплощении. Соломон называет Премудрость «художницей всего» (7:21), посредством которой Бог «все сотворил» и «устроил человека» (9:1–2), которую Он «даровал» миру (9:17), через которую люди «исправились» и «научились», так что «спаслись Премудростию» (9, 18–19). Подобное же Премудрый Соломон пишет и в Книге Притч 8:22–31 и 9:1–5. Св. Иоанн Дамаскин и в других местах проповедует о Христе как о Премудрости Божией (см. Усп. III, 5), называет Его «вседетельным Словом сотворившего им Все Отца» (Рожд., 3), «Творцом всего» (Усп. I, 10), Который Сам совершает и создание и воссоздание наше (ср. Рожд., 5), «Создателем и Содержателем небес, Измыслителем всего мирного и премирного, Видимого и Невидимого творения» (Усп. II, 2), Которым «все стоит, как причиной творческой и содержащей» (Усп. III, 4). Эта предвечная Ипостасная Премудрость Божия (ср. Точн. изл. 1, 13), «благоволение Отчее» (Усп. II, 3), будучи Сыном Единородным, «Рожденным прежде всякой твари» ( Кол. 1:5 ), делается через вольное воплощение и вочеловечение «Первородным между многими братиями» (Рим: 8:29). Это и есть таинство, которое Отец «предопределил прежде веков» (Рожд. 10): «Бог воплотившийся, вечная жизнь для всех» и «наше обо-жение» (Рожд., 9). Согласно святым Отцам, для человека и для всего творения не существует помимо Христа никакого другого центра жизни и бытия ни здесь, ни в вечности, не существует и никакой иной «премудрости». Поскольку же новейшие софиологи пытаются соединить понятие «премудрости» среди прочего и с Лицом Пресвятой Девы, а не с Лицом Христа, как то делает Священное Предание (см. «Столп и Утверждение истины» свящ. П. Флоренского и «Купину неопалимую» прот. Сергия Булгакова ), особенно важно показать позицию по этому вопросу св. Иоанна Дамаскина , святого Отца, с исключительной силой опирающегося в своем богословии на Предание. Ср. еще его проповеди на Преображение и на Великую Субботу: «Вседетельная Премудрость Божия и сила, в Которой сокрыты все сокровища знания» (PG 96, 633).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

изл. IV, 14). Такой была святость Богородицы до Благовещения. Но, конечно, св. Иоанн Дамаскин выразил общеправославную веру, что высочайшее совершенство Ею достигнуто во время Благовещения и Рождества Христова. Вершиной Ее славы, «началом, серединой и концом» (Усп. I, 12), «непреложным и истинным удостоверением всех благ, превышающих человеческий ум» (Усп. I, 12), стали для Девы Марии «бессеменное зачатие [Духом Святым воплощающегося Слова Отчего – Рожд:, 3], божественное вселение [Ипостаси Сына Божия – Рожд., 6] и нетленное рождение [Еммануила, Богочеловека Иисуса – Рожд., 4]» (Усп. I, 12). Ибо в отличие от всех других женщин «слава Богоматери внутри – плод Ее чрева» (Рожд., 9), Христос. В Благовещении, как в семени растение, получает начало «спасения нашего главизма и еже от века Таинства явление»: и богоматеринство и богочеловечество 35 . Действительно, Святая Дева сподобляется непостижимого и человеколюбивого снисхождения, вселения и воплощения Бога Слова, Которого Она приняла с бесконечным послушанием и смирением (Точн. изл. III, 2; Усп. I, 8; Усп. II, 3). Вслед за святым Иустином и святым Иринеем Лионским Дамаскин противопоставляет двух дев – Еву и Марию. Если через преслушание первой в человечество и в мир вошла смерть, то послушанием второй «нетление было введено в мир», и жизнодавец вошел в потомство адамово (Рожд., 7). Святоотеческое выражение «боготворное смирение» ( θεοποις ταπενωσις) всех более приложимо к Пресвятой Богородице, ибо Она Своим послушанием и смирением «Бога сделала Сыном человеческим, и человека Сыном Божиим» 36 . Смирением Богородицы и послушанием Ее Богу навсегда разрешилась проблема и трагедия человеческой свободы, и человеческая свобода явила через это свою созданность «по образу и подобию» свободы Божией (Точн. изл. III, 14), как об этом часто говорит архим. Иустин Попович , следуя преп. Максиму Исповеднику и другим Отцам 37 . О том же, как совершилась тайна Боговоплощения, «знает, – согласно Дамаскину, – только Сам Бог», и «не следует человеку рассуждать о природе того, что неисповедимо и непостижимо» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В отличие от всех «софиологий» и «мариологий» учение св. Иоанна Дамаскина находится в непосредственной связи с «древним и истинным» (Усп. I, 10) Божиим Советом о «воплощении Слова и нашем обожении». «По неисповедимой глубине Своего человеколюбия» (Усп. I, 10) Живоначальная Троица, «собравшись к Себе на собор ( πρς αυτν κκλησισασα), единым советом воли Своей» 8 определила прежде всех веков вочеловечение Бога Слова и обожение человека. Согласно этому предвечному «предопределенному Совету» (Рожд. 7), «Единому из Троицы надлежало прийти к людям... Прийти же к сынам человеческим невозможно было без Воплощения. Воплощение же – путь к рождению, а рождение есть последствие чревоношения. Посему надлежало приготовить на земле Матерь Творца» 9 , дабы «Она явила неизреченную бездну любви Божией к людям» (Усп. II, 16). Итак, Пресвятая Дева Мария «была предопределена предвечным провидящим Советом Божиим» (PG 96, 411) 10 к участию в Домостроительстве Божием. Бог Отец по предведению ( προγνωστικς) предопределил Ее как Матерь Сына Своего Единородного, Который именно из Нее «воплощается, будучи безначально бесплотным, нас ради и нашего ради спасения» (Усп. II, 15). Это божественное предопределение ( προοπισμς) Святой Девы неотделимо от предвечного предведения ( πργνωσις) Ее свободного произволения и личной святости. Божественное же предзнание или предведение, по словам святых Отцов, есть предвидящее ( προθεωρητικ), но не принудительное (см. Точн. изл. II, 30; IV, 19). В проповеди на Благовещение Николай Кавасила говорит: «Воплощение было делом не только Отца, Его Силы и Духа, без содействия веры Домостроительство это было столь же неосуществимым, как и без действия трех Божественных Ипостасей... (Бог) желал, чтобы Матерь Его родила столь же свободно, как и Он воплотился добровольно» (РО XIX, 2). О том же принципе содействия, синергизма Бога и свободной воли человека и следующие слова Дамаскина: «Подлинно Ты обрела благодать, – достойная благодати» (Усп. I, 8). «Быть Матерью Воплощающегося Сына Божия... – это для девы Марии... благодатный дар, предполагающий и участие Ее свободного произволения, как нравственный подвиг с Ее стороны», – поясняет митрополит Сергий (Страгородский) 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Также и тайну Приснодевства Невесты Неневестной, находящуюся в неразрывной внутренней связи с тайной Божественного Воплощения, вместе со всей Церковью свидетельствует в своих творениях св. Иоанн Дамаскин . «И рождаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева: Рождейся обновляет законы естества, утроба же рождает нерождающая», 40 – воспевает святая Церковь в начале Великого Поста. До рождения, в самом рождении и после рождения девой, «умом, душой и телом приснодевственной» (Рожд., 5) именует Пресвятую Богородицу Иоанн Дамаскин . Как в бессменном зачатии Сына Божия Она была «неискусомужна» ( περανδρος – Рожд., 6) и «неискусобрачна» ( πειργαμος – Усп. I, 14), так и в рождении «Рожденный сохранил Ее девство неповрежденным, Один только пройдя через Нее и сохранив заключенной» (Точн. изл. IV, 14), «и отворил утробу, не разрушив утробу, не разрушив запоры девства» (Усп. I, 9). Согласно Дамаскину, рождение от Приснодевы Марии Богочеловека Христа было в то же самое время «ради нас ( δι’ μ ς), по подобию нашему ( καθ’ μ ς) и превыше нас ( πρ μ ς)» (Точн. изл. III, 7), то есть и спасительно, и природно, и сверхприродно: «ради нас, потому что ради нашего спасения, по подобию нашему, потому что Бог Слово соделался человеком от Жены и родился в обычное время после зачатия; превыше нас, потому что родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы Марии превыше закона зачатия» (там же) и «без болезней» (Усп. II, 3), обычных при рождении 41 . Девство при рождении Богомладенца было для Богоматери даром Божиим, но Она, продолжает Дамаскин, «осталась девой и после родов, до смерти не вступив в общение с мужем» (Точн. изл. IV, 14), то есть в дальнейшей Своей жизни поставила этот дар Божий Своим личным подвигом и этим путем достигла при содействии благодати Божией высшей степени святости, которая только доступна человеческому естеству, подлинного Приснодевства. Годы земной жизни Спасителя Пресвятая Богородица прожила вместе с Ним, все время оставаясь в смирении, тени и безвестности, но несомненно матерински соучаствуя в жертвенном служении Своего Сына, а в час крестной смерти Его Она «приняла в сердце меч страданий, которого избежала при рождении» (ПВ IV, 14) 42 . Православное богослужение бесчисленными молитвословиями, называемыми «крестобогородичными», выражает эту мысль об участии Богоматери в страданиях Сына 43 . После Вознесения Спасителя и Пятидесятницы, «осуществляя служение воинствующей Церкви, для которой Она являлась утверждением и средоточием» 44 , Богоматерь жила до Своего успения и преставления в Иерусалиме, «в божественном и славнейшем граде Давидове». «В нем [этом городе] Богослов, взявший к себе Богородицу, служил Ей во всем должном. Этот [город] – мать Церквей по всей вселенной – явился жилищем Матери Божией... В нем блаженная Дева возлегла на неком счастливейшем ложе» (Усп. II, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Так, Дамаскин мог сказать, что Бог Слово явился в мир через Пресвятую Богородицу, «сойдя по ней без изменения», как по «одушевленной лестнице». Формальная логика спрашивает: «Если Бог сошел, как же Он пребывает «без изменения»? А если Он пребывает «без изменения», как же Он сошел?» Но разум веры отвечает: «Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снисхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 8). Так как на деле «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин» (Догматик воскресный, глас 7). 258 Воплощение Бога Слова от Девы есть полное и совершенное Богоявление ( Θεοφνεια). В этом Таинстве Боговоплощения открывается вся Пресвятая Троица, наш Пребожественный Бог, и открывается, человеколюбиво участвуя в деле нашего спасения. В дайном отрывке св. Иоанн Дамаскин определенно указывает, что воплощается и становится человеком только Сын, но соучаствуют и содействуют и два других Лица Пресвятой Троицы, ибо «невозможно, чтобы три Ипостаси не находились Одна вместе с ругою; ибо Святая Троица – нераздельна» (Точн. изл. IV, 9). Отец благоволит (см. также Рожд., 5 и Усп. III, 5) и посылает Сына «не как Владыка, но как Отец» (PG 96, 573), Дух же соблаговолит ( συνευδοκε) (см. Усп. ΙΙ, 7) и содействует ( συνεργε) (Усп. I, 4). И так «осуществляется связь Бога с людьми через Духа Святого». 259 Способ рождения по плоти Христа от Пресвятой Богородицы нам так же неизвестен, как и предвечное Его и божественное рождение от Отца. Дамаскин хочет подчеркнуть, что это рождение было подлинным и действительным рождением человека. Ибо тот факт, что Христос был зачат не от «естественного соединения», не «от общения с мужем» (Усп. II, 3), но от Девы, Которая «мужа не знала», никоим образом не нарушает действительности Его воплощения и вочеловечения. К тому же сам брак является позднейшим по отношению к девству (Адам не был рожден от брака, но был подлинным человеком) и, по учению свв. Отцов, был установлен для того, «чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию» (Точн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Май. I. Панихида по Годуновых. – 5. Муч. Ирины – придел в Усп. соборе. 6. Память Пр. Михея. 9. Св. Николая придел в Усп. соборе. 12. Пр. Дионисия Радонежского (мощи) – Июнь. 8. Вел. муч. Феодора Стратилата – придел в Усп соборе. – 24. Рождество И. Предтечи – храм над св. вратами. – Июль. 5. Обретение Мощей Пр. Сергия. Накануне Акафист в 3 часа. На всенощном читается житие Пр. Сергия. Служение почти всегда совершается Митрополитом. – 8. Казанской Иконы Богоматери – храм при келлиях Митрополита. – 27. Память святителя Иоасафа (мощи). 28. Смоленской иконы Богоматери храм. – Август. 1. Водоосвящение у бассейна 6. Праздник в Вифинии и крестный ход вокруг сего монастыря. 14. В 3 ч. после малой вечерни поется соборне Акафист Успению в Усп. Соборе. На всенощной – стихиры поются особым древним напевом, лития с крестным ходом вокруг собора. 15. Крестный ход вокруг всей Лавры с плащаницею Богоматери. 17. Праздник вознесения Богоматери – в скиту, – всенощное по чину Иерусалимскому, с 17-й кафизмой и похвалами. Крестный ход внутри скита Сентябрь. 1 . Первое чудо от Черниговской иконы Богоматери, что в пещерах. На 14-е, на всенощном бдении бывает воздвижение креста с возлиянием на него благоуханной воды. 25. Преставление Пр. Сергия – см. 5 Июля. 27. Храмовой праздник в церкви Зосимы и Савватия – 28. Панихида по роде Пр. Сергия. Октябрь 1. Крестный ход по ограде в память освобождения Лавры от французов в 1812 г. Храмы: 1) в Хотьковом мон.; 2) в Академии. 3) при кельях о. Наместника Лавры – 7. Тезоименитство Пр. Сергия, – молебен ему и мучч. Сергию и Вакху. Пред 26. Дмитриевская суббота: соборная панихида по В. Кн. Димитрию Ив. Донском и его сподвижниках. Ноябрь. 17. Память Пр. Никона Радонежского: храм и Мощи. Декабрь. 1. Праведного Филарета – храм. 4. Вмуч. Варвары – храм. 24. Царские часы. II. Праздники, переходящие. в среду 5-й недели В. Поста читается с вечера Великий Канон, в пяток на субботу – тоже с вечера Акафист. Суббота ваий – воскрешение Лазаря – храм в Вифинии. В Неделю ваий – крестный ход по стенам Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

288 Предопределенное прежде веков таинство – это и есть древний совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении (см. Рожд., 9). 289 Терновый куст, горевший огнем, но не сгоравший, прообразовал воплощение Христа от Пресвятой Девы, не нарушающее Ее девства. 290 Настоящее Слово было произнесено св. Иоанном Дамаскиным в храме Пресвятой Богородицы, которой был построен в V веке на месте, где некогда находился дом Иоакима и где родилась Дева Мария (см. Рожд., 6). В настоящее время здесь располагается храм св. Анны. Дом Иоакима стоял возле Овечьих ворот Иерусалима, недалеко от «купальни, называемой по-еврейски Вифезда» ( Ин. 5: 2 ). Ворота носили имя Овечьих, так как через них пастухи выгоняли скот из города. 292 Прославляющий Бога прославляется славой Его, и прославляющий Пресвятую Богородицу, «Матерь Славы» (Усп. II, 2), прославляется Ею. «Славится пение всех премудрых и похвала, Деве и Матери Божии приносимая: Славы бо сыть Сия храм пребожественныя, юже достойно славим» (Октоих, глас 1, в Неделю утра, Канон 3, Песнь 5). 293 В богословии святых Отцов Бог именуется «Неописуемым» ( περγραπτος), «Непостижимым» ( κατληπτος), «Пресущественным» ( προσιος) и даже «Пребожественным» ( ππθεος). Все эти апофатические выражения являются свидетельством того, что св. Отцы избегали давать определения понятия Божества, то есть ограничивать ( ρος – и определение и граница) Его. Бог открывается нам не как категория, доступная для ограниченного и падшего человеческого разума, не как объект познания, но открывается «образом, подлинно преестественным и пресущественным» через Ипостась Христа, Сына Божия и Сына человеческого. 294 Данное место из книги Пророка Исаии (25:1) полностью звучит следующим образом (русский текст переводится с Септугинты): «Господи Боже мой, прославлю Тебя, воспою имя Твое, ибо Ты совершил дела дивные, совет древний истинный». Совет Божий, который был воспринят Пресвятой Девой, – это Воплощенное Слово Отчее. «Он [т. е. Бог Слово – М. К.] был Советом и Волей Отца», – согласно св. Иоанну Дамаскину (PG 96, 580). То же самое говорит и св. Кирилл Александрийский : «Он есть и живой и Воипостасный Совет и Воля Родившего Его» (PG 73, 844). Христос именуется, кроме того, и Ангелом Великого Совета Божия (см. Рожд., 4), то есть Тем, Кто несет и возвещает Совет Пресвятой Троицы всему творению. Совет этот, как мы знаем, заключается в воплощении Слова и обожении человека (Рожд., 9). Следовательно, Христос является и Участником Великого Совета Пресвятой Троицы («Советник» Ис. 9:6 ) и Ангелом (Вестником) этого Совета, то есть решения Триединого Бога о творении и спасении мира. Поэтому Дамаскин употребляет два характерных слова: « ατουργε» – «Сам совершает» и « οσωται» – «осуществляется» (Рожд., 5; Усп. II, 7). Как Творец, Бог Слово Сам совершил ( ατοργησε) и создание, и воссоздание наше (Рожд., 5), как «Воплощаемый», Он «пресущественно осуществляется» (Усп. II, 7) и «Самого Себя соделал человеком» (Усп. II, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Именно здесь пролегает главное различие между православным учением о Пресвятой Богородице и римо-католической «мариологией». Ср. у св. Германа Константинопольского : «Как ничто – капля в море и сума нищего – в сокровищах богача, так ничто достаточно не превознесет речью высоту похвал Твоих. Ты Сама от Себя имеешь песнь, именно, что Ты явилась Богородицею. Ибо Ты Восприняла наименование «Богородицы» не потому, что оно было услышано ушами нашими из повествования Писания, – и не потому, что отцы наши возвестили нам его, но потому, что дело, совершенное Тобою, истинно и неложно доказывает, что Ты – Богородица. Поэтому-то подобало, чтобы Твое богоприемное тело не было одержимо тлением смерти; и чтобы гроб не принял его, как человеческий состав, но чтобы по преставлении Твоем от жизни сей к небу, гроб оказался не содержащим Твоего тела, а дух Твой, невидимой энергией девственно рожденного от Тебя Христа, Бога нашего, обрелся неотлучившимся от обращения с человеками» (PG 98, 357). 330 Пресвятая Богородица с рождением Христа, Который все наполняет (ср. Усп. II, 2) и все содержит (ср. Богородичен, 7 сент.), стала «Пространнейшей небес» ( πλατυτρα τν ορανν). Несколько ниже Дамаскин объясняет, что понимать это чудо нужно не в том смысле, что Она сделалась пространнее неба по телесному составу, но что это произошло благодатию и снисхождением неописанного Бога (ср. Усп. II, 2), Который даровал Пресвятой Богородице таковую способность и вместимость: «Ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес соделала» (Богородичен «О Тебе радуется...» Дамаскина). О том же чуде возвещает иконописное изображение Пресвятой Богородицы, помещаемое в конце алтаря древних православных храмов. 332 Как пресвитер храма Воскресения Христова в Иерусалиме (см. гл. 1) Дамаскин, конечно, был хорошо осведомлен о всем, касающемся «Божественного благоухания», и о всех многочисленных чудесах, происходивших в гробе Пресвятой Богородицы в Гефсимании. 333 Только Бог Слово, воплотившийся от Девы, является для Нее «украшением и всеславной похвалой» (Усп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Однако не касаясь самого способа Воплощения Бога Слова, св. Иоанн Дамаскин определенно указывает на всемогущество Божие как на источник совершения тайны Христовой. «Все это совершилось по воле Божией, ибо все возможно, когда того хочет Бог,, и неисполнимо, когда Он этого не хочет» (Усп. II, 7) 39 . И это всемогущество Божие совпадает, по Дамаскину, с Его «несказанным и снисходительным воплощением» (Рожд., 2). Ибо только как безмерное снисхождение можно понять, как Бог Слово «явился на земле» (Рожд., 3) и «сошел к возвышающему истощанию... как Пресущественный из женского чрева пресущественно осуществляется; как, будучи Богом, Он стал человеком... и, не покидая сущности Божества, Он подобно нам стал причастным плоти и крови; как все Наполняющий и превыше всего Сущий поселился в тесном месте; как вещественное и подобное траве тело сей воспеваемой [Девы] восприняло поядающий огонь Божества и подобно неподдельному золоту оказалось неразрушимым» (Усп. II, 7); как Она явилась «до рождества девой, в рождестве девой и после рождества девой, единственной Девой и Приснодевой» (Рожд., 5). Исходя из этой непостижимой тайны воплощения Сына Божия св. Иоанн Дамаскин исповедует, что Пресвятая Дева называется и является «в собственном смысле и воистину» Богородицей ( Θεοτκος) (Точн. изл. III, 12), как «родившая не просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога Слово, воплощенного Сына Божия». Но кроме того, поскольку человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством в чреве Преблагословенной Девы «обожествилась», стала «единобожной Слову» (Точн. изл. IV, 18; Усп. II, 2), возвысилась до обожения, то Святая Дева называется еще Богородицею «не только ради естества Слова, но и ради обожения человека» (Точн. изл. III, 12). Исповедание догмата Богоматеринства, как тесно связанного и вытекающего из догмата Боговоплощения, Дамаскин считает критерием подлинного христианства и потому обращает к восстающим против наименования Пресвятой Девы Богородицей следующие грозные слова: «Исповедающие Тебя Богородицей благословенны, а не признающие – прокляты!» (Рожд., II).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Иваново-                                       Саратовская               –  52 Вознесенская        –  54                Тамбовская                –  41 Костромская         –  72                Орловская                  –  78 Тверская                –  94                Курская                      –  68 Московская           –  36                Харьковская              –  98 Тульская                –  61                Полтавская                – 124 Нижнегородская  –  68                Екатеринославская   –  92 Симбирская          –  47                Донская                      – 97 Таганрогская         –   36               Крымская                   –  44 Уфимская              –   28               Черниговская                        –  78 Минская                –  49                Одесско-Херсонская – 191 Бобруйская            –  29                Могилевская              –  61 Смоленская           –   62               Всего:        2691 благодуховенства 1962 монашествующих 3447 монахинь и послушниц ИТОГО:     8100 жертв В связи с изъятием церковных ценностей в 1922 г. расстреляно и замучено духовных лиц разного звания. Имена убиенных (без подробных данных): Протоиерей Порфирий Амфитеатров (Белоруссия). Архимандрит Августин (намест. Ор. мон.). Игумен Гервасий (Брянск. Усп. Свенского мон.). Иеромонах Герасим (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Послушник Антоний (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Протоиерей Иосиф Смирнов (Костром, епар.). Протоиерей Павел Дернов и чада его (г. Елабуга). Священник Павел Кушников (Новг. епар.). Священник Петр Покрывалов (Тульск. епар.). Священник Феодор Афанасьев (Орл. епар.). Священник Михаил Чафранов (г. Севастополь). Священник Владимир Ильинский (Костром, епар.). Священник Василий Углянский (Симфероп. епар.). Священник Константин Снятиновский (Влад. епар.). Диакон Иоанн Касторский (Костром, епар.). Иеромонах Нектарий (Иванов). Иеромонах Матвей (Олейник). Архимандрит Николай (Орлов), ректор Пензенск. дух. семинар. Иоанн Перебаскин, смотритель Солиг. дух, училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010