Сатана и князи тьмы со времени преступления заповеди воссели в сердце, в уме и теле Адамовом, как на своем собственном престоле " (преп. Макарий Великий. Беседа 6, гл.5. Цит. по 8:152-154,162). В Библии об искушении (обольщении, прельщении) дьяволом людей говорится, например, в 1Кор.7:5 и Откр.20:7,10; дьявол также пытался искусить Иисуса Христа (Мф.1-10; Мк.1:12,13; Лк.4:1-13). 3.3. По вопросу терминологии, используемой при описании греха прародителей, заметим следующее. Нумерацию грехов можно проводить в виде сплошной (абсолютной) нумерации и в виде тематической (относительной) нумерации. В первом случае, каждому последующему греху присваивается номер на единицу больше, чем предыдущему. Во втором - грехи разбиваются на группы по какому-либо тематическому признаку, причем в каждой группе действует сплошная нумерация, начиная с единицы. С точки зрения сплошной нумерации, грех прародителей в раю, как уже говорилось ранее, не был первым. С точки зрения тематической нумерации - это был первый грех, совершенный в роде человеческом, или сокращенно - первородный грех. В Священном Писании ясно различаются, в отношении ко греху прародителей, два вида событий (см. прим. 44): нарушение воли Божией, заключающееся в определенных действиях Адама и Евы; наказание Божие, последовавшее за этими действиями и заключающееся в том, что прародители и их потомки стали находиться в определенном состоянии (состоянии смертности, уклонения ко злу и пр.). Поэтому представляется более целесообразным называть известные действия прародителей первородным грехом, а последующее за этим известное состояние, как их самих, так и их потомков, - последствиями этого греха, или злом (а, например, не соответственно, первым грехом и первородным грехом). Вместе с тем, известны и другие терминологические системы, предлагаемые различными авторами для описания греха прародителей и его последствий. Например: " под именем прародительского греха в самих прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние их природы, в которое вошли они через этот грех; а в нас, их потомках, разумеется собственно одно греховное состояние нашей природы, с которым и в котором мы рождаемся " (21:493,494). " Первородный грех, читаем в православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной, есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму " (21:493). " Эта прирожденная греховность, путем рождения переходящая от предков к потомкам, вместе с виновностью или ответственностью перед судом правды Божией за эту прирожденную греховность природы, известна под именем греха первородного или прирожденного " (23:327. Книга 1) Глава 4. Грех и зло

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

2) Сам Христос, по человечеству, повиновался Ей: Лк. 2:51 , исполнял Ее просьбы: Иоан. 2:1–10 заботился о Ней: Иоанн. 19:26–27. 3) Пресв. Богородица – Приснодева: Исаия 7:14; Мф. 1:18–24; Лк. 1:34–35 ; Иезек. 44:2. 4) Наименование «жена» не всегда означает «замужняя», как и «муж» – «женатый»: Исаия 7:14 снеси Гал. 4:4 ; Иоан. 20:13 ; Пс. 1:1 ; Деян. 1:10–11 ; См. ч. 2 п. 4–й. 5) «Братья Господни» – двоюродные Ему и сыновья Марии Клеоповой, сестры Божьей Матери: Иоан. 19:25 ; Мф. 27:55–56; Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 . 6) «Первенец» означает и «единственный»: Исх. 4:22; 13:2 ; а «дондеже» – «после того, как» Исаия 46:4; Быт. 8:7  и Пс. 109:1 . 7) Богоматерь спасает нас Своим ходатайством перед Богом: Иер. 31:22–23 , за что мы и все христианские народы должны всегда ублажать: Лк. 1:46–49 и умолять Ее о заступничестве перед Богом: Пс. 44:13 . О почитании св. мощей и других останков угодников Божьих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор. 6:19–20 ).                         Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божьих, части их тел или же их кости и частицы костей, через которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, например, риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, через которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последних, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1:20  и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лицо его дыхание жизни» ( Быт. 1:26–27; 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Другая состояла в необходимости открыть им тайны Царствия Божия. Выше уже было отмечено, что святые апостолы много чего не понимали или понимали неправильно. Например, они просили своего Учителя разъяснить им притчу о сеятеле ( Мк.4:10,13 ), превратно истолковали слова Христа: Блюдитеся от кваса фарисейски и саддукейска ( Мф.16:5–12 ) и т.п. (См.: Ин.2:13–22, 12:12–16 ). «Воспоминание их живо хранило некоторые обстоятельства из Его речей и дел, – говорит протоиерей В. Рождественский , – но мысль их не проникала ещё вполне в их таинственный, спасительный смысл и цели» ( Рождественский В. , прот. Чтения об исторической достоверности и Божественном характере Евангельской истории. Хр. Чт. 1884. Июль–август. С. 12). А ведь через несколько дней они должны были уже самостоятельно выступить на поприще благовестия, следовательно, они должны были сами хорошо знать то, чему будут учить других. Вот Господь после Своего Воскресения и сообщал им всё необходимое для их предстоящего великого служения. «Он, – говорит Святое Евангелие, открыл им ум у уразумению писаний ( Лк.24:45 ), сообщил им истины Царствия Небесного ( Деян.1:3 ), облёк их апостольской властью ( Ин.20:21–23 ) и послал их в мир научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Святые апостолы не могли нарушить это повеление своего Учителя, не могли больше отказываться и бежать от Него, трепетать пред гласом рабынь и отрекаться от Него, как это было раньше. Что для них был теперь Синедрион и все препятствия мира?! Что для них были самые страшные угрозы римских правителей, если им были теперь открыты тайны Царствия Божия, если они уже на земле ощущали будущую вечную блаженную жизнь, если пред ними теперь стоял не прежний земной Израильский Царь, не только великий Чудотворец и Учитель, но и славный Победитель над смертью. Облечённые непреоборимой силой свыше, они безбоязненно понесли имя Воскресшего до последних пределов Вселенной, водрузили Его знамя там, где был престол сатаны, и заставили поклониться Ему тех, которых тогдашний мир величал богами. Не говорить о наступлении Нового Завета для них теперь было большим горем и несчастьем. Горе мне, аще не благовествую, как бы от лица всех святых апостолов говорит святой апостол Павел ( 1Кор.9:16 ; ср.: Деян.4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

См.: P. Benoit. Exegese et Theologie VI, Paris, 1961. 2-8. О Матфие ничего не известно. Предание ( Климент Александрийский. Строматы, IV, 6, 35) отождествляет его с мытарем Закхеем, но это не согласуется с Деян, где сказано, что Матфий был с Иисусом с самого начала Его проповеди. С именем Матфия связывают гностический текст " Пистис София " , возникший, однако, не ранее II в. 2-9. Исх 16, 23; 34, 22; Числ 28, 26; Лев 23, 15-21; Втор 16, 9, 12; Юбилеи 1, 1; Песахим 68в, Танхума 26с. 2-10. Ин 14, 16; 15, 26; 16, 7. Слово parakletos, которое в синод.переводе передано как Утешитель, дословно означает Заступник, Ходатай. 2-11. См. ТК, т. 1, с. 304. Одно из таких собраний мессианских текстов было, по-видимому, использовано в Мф. 2-12. Вопрос этот не имеет в церковном предании однозначного ответа. Некоторые Отцы Церкви считали, что в Деян речь идет именно о чудесном даре владеть иностранными языками. Но это мнение разделяется не всеми. Папий (II в.) писал, что ап. Петр нуждался в переводчике (у Евсевия. Церк. Ист., III, 39). 2-13. См. Аристотель. Риторика 3, 2, 14; Плутарх. О Пифии, 24. Примечательно, что некоторые литературные течения нашего века (дадаисты и др.) считали, что наиболее полно человеческие чувства могут быть выражены звуками помимо их смысловой нагрузки. 2-14. 1 Кор 14, 23. 2-15. Лука, очевидно, заимствовал речи ап. Петра из раннего арамейского источника, точнее переведенного с этого языка. В них есть точки соприкосновения с иудейской религиозной фразеологией и молитвами (в частности, Шемоне эсре). На это же указывает христология речей, отражающая этап, уже оставленный позади в те годы, когда писал Лука. См.: F. F. Bruce. Commentary on the Book of the Acts. Grand Rapids, 1976, p. 87. 2-16. Ин 14, 12. 2-17. Это правило из греч. перевода перешло и в русск. Библию, где вместо св. Имени ЯГВЕ всюду стоит " Господь " . 2-18. Наименования Святой и Праведный часто относились к Богу (наприм., Ис 10, 17; Иер 11, 20). Точно так же в ВЗ постоянно говорится о святости и силе Имени Божия (Исх 9, 16; Пс 8, 2; 19, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Во-первых, в каком-то смысле «родом Божьим» являются все люди ( Деян.17:2829 ), так что «сыном» Божьим можно назвать даже Адама ( Лк.3:38 ). Кроме того, говоря о сути образа Божьего, мы убедились, что люди не были в буквальном смысле рождены Богом, а потому не являются в буквальном смысле Его потомством. Следовательно, мы не можем видеть в слове «сын» указание на то, что люди обладают одной природой с Богом. Во-вторых, Павел говорит о том, что мы стали сынами Божьими через «усыновление» ( Рим.8:15:23 ; Гал.4:5 ), каковой факт, естественно, означает, что мы не являемся «природными» детьми Бога. В-третьих, Иоанн, единственный библейский писатель, который называет христиан «рожденными» от Бога, сообщает нам и о том, что Иисус Христос – «единородный», то есть уникальный, единственный в своем роде 451 Сын Бога ( Ин.1:14:18; 3:16:18 ; 1Ин.4:9 ). По меньшей мере, это означает, что мы не являемся и никогда не будем сыновьями Божьими в том смысле, в котором Сыном Божьим является Христос. Господь Иисус очень четко отделял Свое сыновство от сыновства Своих последователей: называя Бога «Моим Отцом» и «вашим Отцом», Христос никогда не называл Его «нашим [общим] Отцом» (Мф.6Он лишь показывал ученикам, как должны молиться они). Например, после воскресения Он сказал: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ) 452 . В-четвертых, хотя в некоторых случаях слово «рожденный» действительно указывает на факт появления ребенка, обладающего родительской сущностью, так происходит далеко не всегда. Например, Иисуса Христа, Который во время Своей земной жизни уже был уникальным Сыном Божьим ( Лк.1:35; 3:22; 9:35 ; Ин.1:14; 3 :16и т. д.), Бог «родил», воскресив Его из мертвых ( Пс.2:7 ; см. также Деян.13:33 ; Евр.1:5 ). Как мы уже убедились, Иисус уже был Сыном Божьим в самом буквальном смысле этого слова, и Ему, вопреки утверждениям проповедников Веры, незачем было «рождаться вновь» в качестве Божьего Сына. Следовательно, слова «Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ) означают, что в тот момент Бог передо всем миром открыто и официально признал Христа Своим Сыном, воскресив Его из мертвых (см. Рим.1:4 ). Этот пример позволяет предположить, что Писание, говоря о «рождении» христиан от Бога, имеет в виду нечто иное, нежели воспроизведение в людях Его божественной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

- дух любви, свободы и братства ( Мф. 20, 25-27; 28.8-12 ; I Фее. 5.14–15); - дух молитвы и радости (1 Фее. 5, 16–18); - отсутствие властолюбия ( Мф. 23, 8-12 ). Церковное обращение “отец” имеет смысл отеческой любви, заботы и служения ( 1 Кор. 4.15 ); Христос же употребил его в смысле господства, превозношения. Тема 11. Церковь (продолжение) 63. Почему Церковь называется “Единой”? Христос основал не “церкви”, а “Церковь”. Она призвана быть “единым стадом” с “единым Пастырем” Господом ( Ин. 10, 16 ). Поэтому отдельные общины представляют собой части единой Церкви. О разделении христиан см. 65. 64. Почему Церковь называется “Святой”? На языке Библии это значит, что Она посвящена Богу как Его удел и достояние, что Ее миссия – служить Ему и исполнять Его волю ( 1 Петр. 2.9 ). Когда же члены Церкви отходят от этого своего призвания и назначения, они автоматически выпадают из духовного единения с Церковью. Примечание: Памятуя о своей посвященности Богу, первые христиане называли себя „святыми” ( 2 Кор. 13, 12 ; Кол. 3, 12 ). Позднее в Церкви святыми стали называть людей, жизнь которых была осуществлением евангельского идеала. Возникло повсеместное их почитание в христианском мире. Молитвенное обращение к святым есть знак духовной связи с ними и знак единства Церкви (живых и ушедших). Церковь верит, что в отличие от других людей, святым дана возможность незримо участвовать в жизни мира и после их смерти. В древности причисление людей к лику святых, канонизация, часто происходило стихийно. В силу этого в календарь нередко попадали имена легендарные. Только в 11–12 вв. Западная Церковь начала вырабатывать строгие правила канонизации, которые были окончательно закреплены в новое время (в XX в. Римский календарь сохранил в качестве общепочитаемых святых лишь тех, о ком имеется достаточно сведений и канонизация которых была оправдана). Восточная, Православная Церковь, пока еще не выработала четких принципов канонизации. Ее осуществляли патриархи, епископы, соборы, цари, народное почитание (напр., прп. Нил Сорский , хотя и включен в календарь, но официально канонизирован не был). В истории бывали случаи, когда канонизация происходила по политическим и иным внешним мотивам. Иногда культ святых сливался с культом языческих богов (например, Илья-пророк занял место древнего бога-громовержца). Но все эти факты не могут ослабить ценности самого почитания святых как молитвенников за мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Пс.73:3             Подними стопы Твои ради обольщений, что от века,                         все оскорбил 403 враг в святилище Твоем. «Подними стопы» – чтобы обрушить их, отмстить; но возможно и «подними ноги» – «поспеши». «Обольщений» – еврейское слово имеет несколько толкований: а) «обольщения» – того рода, каким «обольстил» наша змей первых людей ( Быт.3:13 ); эти обольщения – из тех, что стали «навсегда» (нецах). Тогда смысл стиха: диавольским обольщением мы пришли к такому бедствию; б) «опустошения» – «развалины» (корень ); см. Пс.35 /34:8. Эти развалины теперь будут «вековые» (нецах). Тогда смысл стиха: раздави стопой тех, кто так разрушил Храм. Пс.73:4             Рыкают 404 враги Твои посреди 405 собрания Твоего,                         поставили знамения свои вместо знамений [Твоих]. «Собрания Твоего» – «собрание» моэд – то, что происходит к определенному «сроку» и в определенном «месте». Это может быть: 1) «собрание людское, например, «собрание» врагов ( Плч.1:15 ); 2) «собор» – место Божественного присутствия, например, «скиния собора» ( Исх.33:7 ), «собор» – место собраний ( Плч.2:6 ). Раши полагает, что в данном стихе «собрание» – это «Собор», Храм Иерусалимский. Св. Афанасий Великий толкует: «поскольку в день праздника Пасхи иудеи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в этот же день были преданы врагам за свое нечестие», то есть речь идет о разрушении Второго храма (участь Храма была решена в день распятия). «Знамения свои вместо знамений» – речь идет о подмене, замене, замещении религиозной символики и самой сути богопочитания. Это может относиться: а) к Первому храму, когда царь Манассия «построил жертвенники в Доме Яхве, о котором так сказал Яхве: в Иерусалиме положу имя Мое» ( 4Цар.21:4 ). Этот Храм был разрушен вавилонянами; б) ко Второму храму, который был разрушен римлянами за богоотступничество вождей еврейского народа: «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). в) к синагоге иудейской – тем, «которые говорят себе, что они Иудеи, а они не таковы, но собрание сатанинское» ( Откр.2:9 ; буквально – «синагога сатаны»). Дополнительный смысл приобретают слова: «рыкают враги Твои посреди (внутри) собрания Твоего» – внутри собрания христиан подают свой голос иудеи, их цель – «поставить знамения свои вместо знамений» христианской Церкви. Но как сделать такую «подмену»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Примером разумной клятвы могут служить клятвы Св. Апостола Павла, который, например, так писал ученику своему Тимофею: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его» ( 2Тим.4:1 ). Тот же Апостол писал Ефесским христианам: «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ). Тот же Апостол писал в послании к Коринфянам: «Бога призываю во свидетеля на душу мою, что щадя вас, я досель не приходил в Коринф» ( 2Кор.1:23 ) и в послании к Филиппийцам: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа» ( Флп.1:8 ). Вот почему и христиане не считают грехом употреблять в важных случаях разумную клятву. Поступая так, христиане следуют примеру Спасителя, Св. Ангелов и Апостолов и исполняют слово Самого Господа, Который сказал: «Господа Бога твоего бойся… и Его именем клянись» ( Втор.6:13 ). 2. О суде Отвергая гражданские суды, сектанты, говорят, будто судить воспрещается Словом Божиим. В доказательство сектанты приводят следующие свидетельства: 1) Мф.7:1 «Не судите, да не судимы будете». 2) Иак.4:12 «Един Законодатель и Судия, могущий снасти и погубить; а ты кто, который судишь другого» ? 3) 1Кор.4:5 . «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь»... (См. также: Иак.4:11 ; Рим.2:1; 14, 4, 10, 13 ). Во всех приведенных свидетельствах, говорится не о судах, как известном государственном установлении, а просто о пересуживании и злословии человеком своих ближних, которое и осуждается Словом Божиим. Что же касается судов, как известного установления, то последние не только не воспрещены Словом Божиим, но даже узакониваются им: «Мною (говорит Господь) начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:16 ) «Будьте покорны, писал христианам Святой апостол Петр, всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, п равителям ли как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Пет.2:13–14 ). И Святой Апостол Павел, обличая обычай Коринфских христиан судиться у язычников, повелевает христианам избрать своих собственных судей: «Если вам будет судим мир, писал Апостол христианам, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские» ( 1Кор.6:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«стоящих на четырех углах земли» – вероятно, на четырех сторонах земли, сторонах света.  «держащих четыре ветра земли» – у пророков ветер иногда означает бедствия. Например, Иеремии Бог говорит: «И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты» (Иер. 49, 36). Также: «Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых» (Иер. 23, 19). Кроме того, ветер может быть символом действия в мире каких-либо сил – политических, военных и т. п. «Видел я в ночном видении моем, – читаем в Книге пророка Даниила, – и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7, 2–3). Четверичность ветров означает, что действие их имеет всемирный характер: четыре – число материального мира. «чтобы не дул ветер» – удержание ветров означает удержание бедствий до определенного срока: до времени запечатления верных. 2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: 3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. 4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. «и видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца» – восток есть сторона света, на востоке является солнце и все светила. Вифлеемская звезда Христа Избавителя явилась на Востоке (Мф. 2, 2). Следовательно, восхождение Ангела от востока может означать, что избавление рабам Божиим приходит от Бога, от Христа.  «не положим печати» – печать есть символ избрания и принадлежности. В Древнем мире печати с именем господина ставили на его рабов (см. комм. на 13, 16–17).  Следует также отметить, что печать Бога обозначается словом σφραγς, то есть «печать», «перстень с печатью», тогда как начертание зверя, о котором пойдет речь в 13-й главе, другим словом – χραγμα, то есть «знак», «клеймо», «черта». 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010