Там и сям стояли каменные скамьи, казавшиеся черными от покрывавшего их мха. Низкие темные прямые кусты окаймляли дорожки. Часть дорожек заросла травой, другие – покрылись зеленой плесенью. Рядом с Жаном Вальжаном было строение, крыша которого послужила ему спуском, куча хворосту, и за нею, возле самой стены, каменная статуя – ее изувеченное лицо казалось лишь смутно белевшей во мраке бесформенной маской. Это строение представляло собой какие-то развалины, где можно было различить разрушенные комнаты, одна из которых, загроможденная хламом, служила, видимо, сараем. Большое здание, выходившее на улицу Прямой стены и в переулок Пикпюс, обращено было двумя своими внутренними фасадами, стоявшими под прямым углом, в сад. Эти внутренние фасады выглядели еще мрачнее, чем главный. Все окна были зарешечены, нигде ни одного огонька. В верхних этажах над ними выступали навесы, как в тюрьмах. Одно крыло здания отбрасывало на другое свою тень, стлавшуюся по саду, словно огромное черное покрывало. Других домов не было видно. Глубь сада уходила в туман и мрак. Однако можно было смутно разглядеть какие-то стены, скрещивавшиеся друг с другом, как будто за ними находились другие участки обработанной земли, и низкие крыши домов на улице Полонсо. Трудно было вообразить себе что-нибудь более дикое и пустынное, чем этот сад. В нем не было ни души, что естественно для такого позднего времени, но, видимо, это место даже и днем не предназначалось для прогулок. Первой заботой Жана Вальжана было отыскать свои башмаки и надеть их, а затем войти с Козеттой в сарай. Беглец никогда не бывает уверен, что он надежно укрыт. Девочка, все еще продолжавшая думать о тетке Тенардье, разделяла его желание спрятаться как можно лучше. Козетта дрожала и прижималась к Жану Вальжану. Слышен был беспорядочный шум, который производил патруль, обшаривая тупик и улицу, стук прикладов о камни мостовой, оклики Жавера, обращенные к полицейским агентам, расставленным на посты, его проклятия вперемежку со словами, разобрать которые было трудно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Напротив, они инстинктивно выразили этим естественную потребность самостоятельно- выработанного союза, соединенья и свободной земско-областной, общинной самодеятельности, местного общинного саморазвития, самоустройства, во взаимной любви, в совете и в соединеньи, то-есть в федеративном союзе. Эту естественную потребность свою они выразили, говорим, бессознательно, инстинктивно, в самой жизни и деятельности своей во время междуцарствия, во всех своих переписках «о любви, совете и соединеньи». Областные общины, в самой колонизационной основе и земской общинной организации своей залючавшие естественно-исторические начала местной самобытности, внутренно, существенно не согласовались с насильственно-собирательной, московской централизацией 9 . Весь историко-географический и этнографический строй их внутренно не гармонировал с завоевательной московской централизацией XV и XVI столетий и с той уничтожительной для областной жизни централизацией, какая окончательно развилась до того времени. И великая рознь областей в смутное время была, так – сказать, земско-областным переворотом древней России, была естественной, последовательно-исторической, необходимой реакцией областных общин против насильственной централизации, и вместе с тем, выражением потребности добровольной, самим народом созданной союзности, федерации областных общин, основанной на договоре, на любви, совете и соединеньи. Жизненную естественную потребность и принцип местной, земско-областной, общинной самодеятельности и совещательности местного самоуправления и самоустройства областные общины ясно выразили в своих областных земских советах, несмотря на всю первоначалную нестройность их организаций. Потребность соединительного начала, федерации, союзности, общинности, общей земной совещательности – провинциальные общины выразили в великом всенародном земском совете московском. Естественно, последовательно, из самой жизни и потребностей областных общин, из их семилетних местных саветов о любви, совете и соединеньи развивалась такая организация и форма их союзности.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 2 июня (21 мая по ст. стилю) 2007 года исполнилось 180 лет со дня рождения Константина Петровича Победоносцева. А два месяца назад, 23 марта, отмечалась другая дата - столетие со дня его смерти. Прошедшее время, однако, не сделало его фигуру свободной от пристрастного внимания наших современников-исследователей: философов, историков и даже политиков. Победоносцев - герой смутного времени, герой конца империи, когда старая Россия, сохранению и охранению которой он посвятил жизнь, уходила в историческое небытие. Восстановление той России для многих современных монархистов часто связывается с именем этого человека, справедливо называемого ими столпом самодержавия. Он воспринимался именно так и либеральными деятелями начала XX века. Правда, для них это определение было скорее негативной характеристикой, заставлявшей аттестовывать Победоносцева «реакционером». Таким образом, политизация образа Победоносцева, начавшаяся еще при его жизни, до сих пор не прекратилась. Это создает значительные сложности при оценке его многогранной личности. На протяжении более чем 25 лет он был обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода. За это время отношение к нему церковных иерархов сильно изменилось. Если большинство из них приветствовало его назначение в 1880 году, то уход его в 1905 русские архиереи восприняли если не с радостью, то и без особого сожаления. Стремление обер-прокурора регламентировать жизнь Церкви в духе «синодального благочестия» к началу XX века воспринималось как досадная ошибка, мешающая развитию главной конфессии империи. Будучи глубоко верующим христианином, обер-прокурор не терпел самодеятельности в делах церковного управления и был противником кардинальных церковных реформ (в том числе и противником созыва Поместного Собора). Победоносцев понимал, что «дисциплинировать дух» нельзя. Но, считал он, дисциплинировать человека и можно, и нужно. Однажды он высказал это предельно откровенно: некто выразил восхищение единодушием архиереев на заседаниях Синода. «Они нарушают единство своими подписями, - возразил ему обер-прокурор, - у каждого из них разный почерк». В этом циничном замечании хорошо проявляется его характер, в котором уживались черты чуткого христианина и холодного петербургского бюрократа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/12...

Движимый православною верою, русский народ во всех всероссийских бедствиях Смутного времени винил не царскую власть, а себя самого. Вот почему он каялся пред царем Михаилом и торжественно клялся ему, давая обещание исправиться. 345 Этот факт является весьма знаменательным. Он показывает, что никакие несчастья Смутного времени не могли разлучить русский народ с царем и изменить его взгляда на него как на своего самодержавного повелителя, как на священного и неприкосновенного главу своего, как на помазанника Божиего. Но когда православная вера стала расшатываться в русском народе, то соответственно с этим начал изменяться и взгляд его на царя и его власть. В данном случае нельзя не отметить восстания декабристов, бывшего в 1825 году и имевшего своею целью уничтожение у нас самодержавного строя. Это восстание также является знаменательным фактом, только весьма прискорбным. Оно показало, что в русском народе стало меркнуть русское миросозерцание и религиозно-нравственный идеал его стал заменяться политическим идеалом. Здесь причина изменения взгляда русских людей на царскую самодержавную власть. И чем больше отходил русский народ от своего религиозно-нравственного идеала, тем сильнее и сильнее заявляло себя в русском обществе конституционное и даже республиканское движение, которое вылилось у нас в «освободительное движение» и окончилось свержением царя и гибелью России. Несомненно, Господь наказал русский на род за его удаление от Него, за то, что он заменил свой религиозно-нравственный идеал, к которому был призван Богом, политическим идеалом с его стремлением к учреждению в России демократического строя, к чему русский народ никогда Богом не призывался. Несомненно также и то, что за наше покаяние и за великие страдания русского народа, и за то, что он среди всех своих небывалых бедствий сохраняет православную веру, Господь помилует его и дарует нам опять Россию. Но чтобы возродить ее, мы должны опять вернуться к своему религиозно-нравственному идеалу и на основании его воссоздать царскую самодержавную власть...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Вскоре произошла значительная битва. Рожинский „на утренней заре на субботу» 25-го июня напал врасплох на московский обоз, разгромил его и погнал оторопелых москвичей под городские стены. Но победы одержать ему не удалось. С наступлением дня его войска в свою очередь должны были отступать от городских стен перед запасными отрядами Шуйского, которые успели изготовиться к бою и оттеснили нападающих за Ходынку. Эти битва 25-го июня имела большое значение для последующей истории смутного времени. Тушинцы поняли, что им не по силам взять Москву, что царь крепче их и что им нужны дальнейшие подкрепления. В Москве тоже убедились в том, что войска вора представляют грозную боевую силу, с которой предстоит тяжёлая борьба. Страх перед вором и предчувствие его торжества очень скоро расстроили подданных царя Василия. „Шатость» в Москве была и ранее. Теперь начался открытый „отъезд» от царя Василия к Тушинскому вору. „После того боя, – говорит современник о ходынском сражении, – учали с Москвы в Тушино отъезжати стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и городовые дворяне, и дети боярские, и подьячие, и всякие люди». Измена отдельных лиц и явный переход их в Тушино не могли не влиять на настроение других служилых людей, оставшихся в Москве. После некоторых поражений московского войска в полках царя началась настоящая паника, и многие, особенно жители северных городов, заспешили домой: „нашим-де домам от Литвы и от русских воров быть разорённым». За русскими бросились по домам татары и служилые инородцы. Словом, осенью 1608 года, по заключению современного наблюдателя, „с Москвы дворяне и дети боярские всех городов поехали по домам и остались замосковных городов немногие, из города человека по два и по три; а заречных (южных) и украинных городов дворяне и дети боярские, которые в воровстве не были, а служили царю Василию и жили на Москве с жёнами и с детьми, и те все с Москвы не поехали и сидели в осаде и царю Василию служили, с поляки и с Литвой и с русскими воры бились, не щадя живота своего, нужду и голод в осаде терпели».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Балтийский завод передаст Нижегородской епархии третий по величине в мире колокол 12 марта, 2012. Новостная служба Колокол изготовлен заводом в честь 400-летнего юбилея ополчения Минина и Пожарского и окончания Смутного времени на Руси. 12 марта. ПРАВМИР. Сегодня в Петербурге балтийский завод «Судостроение» передаст Нижегородской епархии третий по величине в мире соборный колокол, сообщила пресс-служба предприятия. Колокол изготовлен заводом в честь 400-летнего юбилея ополчения Минина и Пожарского и окончания Смутного времени на Руси. Вес колокола составляет 64 тонны — он является третьим в мире по величине среди соборных звучащих колоколов. Колокол установят на звоннице у собора Александра Невского при слиянии Оки и Волги. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/baltijskij-zavod-pered...

Главная тема нашего Собора — «Рубежи истории — рубежи России» — призвана отразить чрезвычайную важность сохранения национальной исторической памяти для защиты как физической целостности России, так и ее духовного суверенитета. Не случайно нынешний год официально объявлен годом истории. В этом году мы отмечаем целый ряд ключевых для нашего исторического пути юбилейных дат. Это состоявшееся 1150 лет назад образование Русского государства в Новгороде. Это 400 лет преодоления Смутного времени и изгнания польско-литовских интервентов из Кремля. Это 200 лет отражения Наполеоновского нашествия. И, наконец, 70 лет Сталинградской битвы, ставшей поворотным пунктом Второй Мировой войны. Каждая из этих дат напоминает о героическом пути, пройденном нашими предками, об отражении нескольких приступов западной экспансии, угрожавшей основам нашей цивилизации. В 1612 году ратники Минина и Пожарского отстояли дух народа, защитив Православную Веру от католического натиска. В 1812 году воины Кутузова защитили душу России, русскую культуру от наступления секуляристской культуры Запада. Наконец, в 1942 году герои Сталинграда спасли Русь от физического уничтожения в нацистском рабстве. Каждое из этих знаменательных событий имеет сакральное значение в национальном самосознании. Мы не можем допустить забвения этих побед, а тем более — их преднамеренной исторической фальсификации. Сегодня Россия испытывает мощное давление сил, заинтересованных в разрушении ее гуманитарного суверенитета и в цивилизационной переориентации. Священные даты нашего прошлого становятся объектом информационных атак. Под сомнение ставится духовная ценность определяющих вех русской истории: Крещения Руси, преодоления Смутного времени, сражения на Куликовом поле и победы в Великой Отечественной войне. Историки-ревизионисты стремятся дезавуировать подвиг наших предков в сознании новых поколений, представить пройденный Россией путь сплошной исторической ошибкой. Поэтому Собор считает необходимой срочную разработку комплекса законодательных мер по защите национальной исторической памяти. Мы обязаны уберечь от шельмования и искажения те фундаментальные духовные ценности, которые определяли путь русского общества и ради которых шли на смерть наши деды и прадеды. Это не просто злободневная задача в современной геополитической борьбе, это наш долг перед памятью павших.

http://patriarchia.ru/db/text/2505633.ht...

Именно: на черном диком лесу, например, посажался, поставлялся починок, разростался в село. Из него выселялись или к нему приселялись новые починки, деревни на нов, новые сельца, приселья и т.п., и все в совокупности образовали уезд или волость первоначального села, почему в актах писалось, например: село такое-то с уездом. Как в отдельности это село и каждый его починок, каждая деревня составляли особые маленькие миры, так в совокупности все село со всем уездом, со всею своею волостью образовало целый волостной мир. Почему в актах говорилось однозначительно: со всею волостью, со всем миром. Из первичных, старейших сел или починок, вне княжеских, военно-стратегических сторожевых линий и городов, на почве вольно-народного земского строения, путем торга и промысла, постепенно развивались, устроялись посады или торгово-промышленные города, и образовали посадские или городские миры. Почему городские общины так же назывались мирами, как и сельские. Например, о Новгороде, летопись новгородская говорит, рассказав об окончание одного веча: «и возрадовался весь мир» (то есть новгородский). В актах смутного времени, в областных отписках все города так и называются мирами: жители одного города просят жителей другого города прочесть свои отписки всему миру. В Шуйских актах XVII века, напечатанных в 3-ц книге Чтение Московского Исторического Общества за 1860 год, город Шуя называется миром, употребляются такие выражения: «Запись шуянам, посадским людям, всему миру; в Шуе в земской избе перед миром». Даже в эпоху начавшегося разложения мирской организации городских общин, во второй половине XVII века, сам царь Алексей Михайлович Москву называл миром, когда по въезде в нее спрашивал о здоровье мира. Одна старинная песня называется московский народ миром.   Наконец, совокупность всех областных общин или, по словоупотреблению актов, земель образовала всю землю русскую, целый земский мир, или, как он назван в одном акте смутного времени, весь мир. Из совокупности всех областных мирских сходов или земских советов организовались общие земско-мировые сходы или съезды, земские соборы, которые составляли, по выражению соборного акта 1613 года, сход всех городов, совет всей земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Так, в Елецком уезде из 878 дворян и детей боярских значилось 133 безземельных и 296 однодворцев и пустопоместных. Некоторые дворяне бросали свои вотчины и поместья, поступали в казаки или шли в боярские дворы кабальными холопами и в монастыри служками или же, по замечанию десятни, валялись по кабакам. Чем ниже падало служилое землевладение, тем более усиливалась необходимость возвышать служилым людям оклады денежного жалованья, чтобы поднимать их на ноги для службы. Возвышение денежных окладов вело к увеличению поземельных налогов, падавших на крестьян, а так как эти налоги разверстывались по пространству пашни, то крестьянин, не будучи в состоянии выносить все возраставшей налоговой тяжести, сокращал свою запашку, чтобы платить меньше. Так казна попадала в безысходный круг. НАСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. Наконец, внутренние затруднения правительства усиливались еще глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества: с воцарения новой династии в продолжение всего XVII в. все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, на свое обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чем прежде терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века остается господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее, чем был прежде, утратил ту политическую выносливость, какой удивлялись в нем иноземные наблюдатели XVI в., был уже далеко не прежним безропотным и послушным орудием в руках правительства. Эта перемена выразилась в явлении, какого мы не замечали прежде в жизни Московского государства: XVII век был в нашей истории временем народных мятежей. Это явление тем неожиданнее, что обнаруживается при царях, которые своими личными качествами и образом действий, повидимому, всего менее его оправдывали.  ЛЕКЦИЯ XLV  ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ СМУТЫ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда русские отстранились от греков и обратились к содействию тех, от кого и сами греки получили свое научное образование, т.е. к содействию Запада, куда уже давно направлялась мысль многих русских. Несмотря на крайнее предубеждение русских против всех западных народов как иноверных, их тяготение к образованному Западу начинает сказываться еще очень рано, но особенно оно усиливается после Смутного времени. Если беды, постигшие Русь в Смутное время, для одних (значительного большинства) были только наказанием за грехи и пороки народа, за расшатанность его религиозно-нравственной жизни, то для других (сначала значительного меньшинства) они были вместе с этим и естественным следствием отсутствия у русских тех специальных знаний, которые дают решительное преимущество перед русским народам, усвоившим себе западную науку. Отсюда в русской жизни после Смутного времени возникают два течения: одно хочет найти гарантии нормальной жизни государства и общества в усилении и строгом проведении в жизнь религиозно-нравственных требований, в безусловной верности всем церковным и народным традициям, в предохранении как церковной старины, так и всего народного быта от всяких изменений и новшеств; другое, не отрицая первого, начинает деятельно стремиться усвоить русским те знания, которые составляют основу могущества и силы западных государств, и с этою целью усиленно приглашает на Русь западных иностранцев как представителей разных профессиональных знаний, искусств и ремесл. В самой Москве появляются целые слободы, населенные выходцами из разных западных государств, которые и служат посредниками между Западом и Русью, незаметно сближая их между собою и уничтожая то предубеждение, которое русские имели к западным народам. Но самое решительное влияние на сближение Москвы с Западом имели киевские ученые – сами ученики западных школ. Ученые киевляне приносили с собою в Москву западную науку, были сторонниками западной школы, они деятельно толкали на Запад и москвичей, побуждая их усвоять западную науку и устроить у себя школу по образцу западных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010