Закрыть itemscope itemtype="" > Герой Смутного времени и первый русский ополченец К 410-летию со дня гибели Прокопия Ляпунова 04.08.2021 3471 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором 4 августа (22 июля по ст. стилю) 2021 года исполняется 410 лет со дня гибели руководителя Первого народного ополчения Прокопия Ляпунова. Прокопий Ляпунов – рязанский воевода, думский дворянин, один из самых выдающихся деятелей первого десятилетия XVII века, взявший на себя подвиг созыва народного ополчения. Исключительные заслуги Ляпунова перед Отечеством отмечал патриарх Гермоген: «Воевода и властитель Рязанской земли Прокопий Ляпунов не дал в расхищение и в вечное падение царствующего града Москвы ». Ровно 10 лет назад Общественным движением «Народный Собор» и Фондом по постановке памятника патриарху Гермогену, при поддержке Информагентства «Малая Родина» и Фонда «Хранитель» города Рязани, было проведено Памятное мероприятие и поставлен Крест на месте гибели Прокопия Ляпунова у Храма Илии Пророка на Воронцовом поле. А в сентябре был организован Крестный ход «Патриарх Гермоген – великий печальник за Родину», который начинался недалеко от стен Московского Кремля с литургии в Храме св. Георгия Победоносца на Варварке, с первой остановкой в Николо-Угрешском мужском ставропигиальном монастыре (г. Дзержинск, Московская область) – место сбора Первого народного ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. В период Смутного времени патриарх Гермоген возлагал на Прокопия Ляпунова особые надежды, благословив Первое народное ополчение, которое объединило жителей более 50-ти российских городов. Ляпунов поддержал воззвание патриарха Гермогена к верным сынам России с призывом постоять за православную веру и Отечество. Биография Прокопия Ляпунова – это, по сути, история Смутного времени. Он метался, переходя из лагеря в лагерь, пытаясь найти выход для России. Прокопий Ляпунов сохранял верность Лжедмитрию I, пока того не убили, принял участие в восстании Болотникова, поддержал Василия Шуйского и князя Михаила Скопина-Шуйского, позже стал сторонником приглашенного на престол королевича Владислава. Но лишь вдохновленный воззваниями патриарха Гермогена, Прокопий Ляпунов созвал первое народное ополчение. К нему присоединились сторонники Лжедмитрия II – князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/ge...

Происхождение праздников Казанской иконы Пресвятой Богородицы в связи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства Источник В Православной Русской Церкви есть два праздника в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы: один – 8-го июля, другой – 22-го октября. По происхождению своему праздники эти отечественные, русские. Они не известны ни Греческой Церкви, ни православным чужестранным Церквам Славянским племенам. На Руси оба эти праздника, особенно праздник 22-го октября 1 , весьма почитаются. Между тем происхождение праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы мало известно на Руси, особенно мало известно в тех частях России, которые присоединены к ней после смутного времени Московского государства: в Киевщине, Волыни, Подолии и Белой Руси. В этих частях России не только некнижный народ, но и много грамотеи вовсе не знают происхождения праздников 22-го октября и 8-го июля, в чем мы убедились из наблюдений. Во всех русских историях, даже самых полных, как нарочно, ни слова не говорится происхождении сих народно-государственных празднеств, хотя они и непосредственно связаны с народно-государственной историей. Считаем делом нелишним пополнить «по сказаниям летописи» то, что не умышленно или умышленно пройдено молчанием. Исторические события народно-государственной жизни, послужившие основанием праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы так много говорят русскому сердцу и так полны нравственных правил... Явление и прославление большей части святых чудотворных икон не только в России и Греции, но и ни Западе стоит в живой, тесной и непосредственно близкой связи с событиями народно-государственной жизни. Явления сии, нося на себе печать действия небесных, сверхъестественных, благодатных сил, показывали народу в особенно тяжелые или очень важные периоды народно-государственной жизни явное участие Промысла Божия в судьбе народа. Так, важные события Киева, Владимира и Москвы (крещение Руси, победа над Болгарами в 1164 г. и освобождение от Тамерлана в 1395г.) стоят в живой связи с образом Божией Матери Владимирской (Празд.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Патриарх Период Лет патриаршества Канонизация Императоры времени правления 1. Иов 1589–1605 Федор Иоанович 1606–1612 Смутное время, Лжeдмumpuй I, Шуйский 1619–1633 Михаил Федорович 1634–1640 Михаил Федорович 1642–1652 Михаил Федорович и Алексей Михайлович 1652–1666 Алексей Михайлович 1667–1672 Алексей Михайлович 1672–1673 Алексей Михайлович 1674–1690 1690–1700 Nemp I 1700–1721 Nemp I Синодальный период 1721–1917 1917–1925 1925–1936 1936–1943 – местоблюститель; 1943–1944 – патриарх 1945–1970 1971 – 1990 1990 – 2008 2009 – наше время Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Московский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений . Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля. Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

«Видения Евфимия Чакольского» относятся к периоду интервенции шведских и польско-литовских отрядов на Русский Север, к периоду, когда события Смуты, почти стихнув в центре России, обрушились на ее северные рубежи. В ряду видений Смутного времени видения пинежского крестьянина Евфимия Чакольского занимают особое место. В этом тексте почти нет общерусских исторических и политических реалий Смуты, а встречающиеся упоминания о прошедших событиях неконкретны, нет каких-либо обличений Российских правителей; с другими памятниками его объединяет только общий для всех них мотив покаяния, стремления объяснить беды, нашедшие на Российское государство, отступлением народа от истинных христианских заповедей и ценностей. Все это объясняется удаленностью Пинежских пределов от центра России, от центра событий. В то же время этот памятник показывает, что в Смутное время жители окраин также были сопричастны истории, судьбе Российского государства. Евфимий Чакольский – реальное лицо, некий благочестивый крестьянин из пинежского села Чакола, имевший большой авторитет у местных жителей, о чем свидетельствует запись его видений, а также упоминание имени Евфимия Чакольского еще в двух памятниках литературы Пинежья, повествующих о событиях, хронологически близких нашему тексту: «Повести о Черногорском монастыре» и «Тетради о чудесах Параскевы Пиринемской». От лица Богородицы, являющейся ему в видениях, он не только обличает нерадивость священнослужителей, пьянство, призывает народ к покаянию и молитве, но и взывает к конкретным и понятным для местных жителей богоугодным делам – построить новый храм, заказать на общие деньги икону для церкви. Особый интерес придают памятнику безыскусность повествования, живое народное слово и обилие местных севернорусских бытовых подробностей и деталей. Сама обстановка, в которой происходят описываемые события, очень характерна для жизни севернорусского мира – т. е. сельского общества, общественного института самоуправления севернорусскими крестьянами, не знавшими крепостного права, жизнью своих селений; именно в этом значении употребляется в памятнике слово «мир». Видения Евфимия Чакольского происходят перед миром в церкви и в трапезной или о них там рассказывается всему миру, а мирской поп записывает виденное и слышанное, свидетельствуя при этом истинность записей. В тексте памятника перемежаются повествования от первого и третьего лица, что, впрочем, часто встречается в произведениях этого жанра, в том числе и в текстах видений Смутного времени. В жанровом отношении текст «Видений Евфимия Чакольского» вполне традиционен, в нем имеются все композиционные элементы жанра видений: это и обязательный «тонок сон», и традиционные описания явившихся в «тонце сне» святых, и обязательный призыв записывать виденное и распространять эти записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > За национальное возрождение России! Православные общественные организации призывают принять участие в митинге 4 февраля на Поклонной горе 03.02.2012 881 Время на чтение 4 минуты Накануне патриотического митинга на Поклонной горе, намеченного на завтра, 4 февраля, руководство народного движения «Святая Русь», «Союз православных граждан» и Центральный совет Ассоциации родительских комитетов и сообществ России «АРКС " », учрежденной в Казани, выступили с заявлениями. Народное движение «Святая Русь» в лице своего председателя Василия Бойко-Великого, призывает всех, кому дорога судьба Отечества прийти 4 февраля к часу дня на Поклонную Гору в Москве и выступить против «оранжевых» революций. «Дорогие братья и сестры! Наше благословенное Отечество вновь стоит на пороге смутного времени. Власть теряет устойчивость. Авторитет и поддержка правящей партии падают. Это - прямое следствие отсутствия национальной идеи, объединяющей наш российский народ в одно целое, это последствие запредельной коррупции и казнокрадства многих чиновников! Но это не единственное, что угрожает нашему Отечеству. Пагубные идеи западного либерализма, которые однажды, в 1917, уже привели к падению Российской Империи, продолжают разрушать наше общество. Многие наши сограждане, которые так же, как и мы, не могут смириться с тотальным жульничеством и воровством, с коррупцией в органах власти, " ведутся " на призывы прозападной оппозиции и коммунистов, жаждущих реванша. Не задумываясь при этом о страшных последствиях " оранжевых " революций и массовых народных волнений», - говорится в заявлении. «Что же нам делать в этой ситуации, на пороге нового смутного времени? Мы видим только один выход. Русский народ должен обратиться к своим историческим ценностям и корням. К своей вере - Православию. И снова вспомнить слова Столыпина: " Нам не нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия! " . В интересах всех честных людей, которые считают Россию своей Родиной - покончить с коррупцией и казнокрадством. Но сегодня есть задача и более насущная - это предотвратить хаос и распад страны. Поэтому сейчас, в условиях реальной угрозы дестабилизации, мы должны поддержать Владимира Путина», - призывает В.Бойко-Великий.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/03/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из каждой смуты Россия всегда выходит более сильной К 400-летию преодоления Смутного времени 29.10.2012 720 Время на чтение 11 минут От редакции : 4 ноября, в день праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, в Санкт-Петербурге впервые после 1917 года состоится общегородской Крестный ход . Организаторы получили благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и поддержку городской администрации. В этот день исполнится 400 лет преодолению Смуты начала XVII века. Крестный ход пройдет от Казанского кафедрального собора, где находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, до Исаакиевского собора - символа государственного величия России. Он станет зримым свидетельством благотворного соработничества епархии, городских властей и общественных организаций. Сегодня мы предлагаем читателю статью, посвященную преодолению Смуты, в которой автор пытается в современных категориях осмыслить это величайшее событие нашей истории. В 2013 году исполняется 400 лет преодоления российским народом Смуты XVII века и 400 лет избрания на царство династии Романовых. В память о преодолении Смуты учрежден государственный праздник - День народного единства, 4 ноября. «Смутное время» - драматический период русской истории с 1598 по 1613 год, когда, на фоне катастрофических стихийных бедствий, в России разразился тяжелейший политический, экономический и социальный кризис. Вертикаль государственной власти разрушилась, свирепствовал голод, выступления несистемной оппозиции и так называемых «самозванцев» привели общество в состояние гражданской войны. Внутриполитической ситуацией воспользовались западные соседи России - поляки, организовавшие интервенцию, оккупировавшие большую часть территории тогдашней Руси, захватившие Москву с целью формирования марионеточного правительства. В этих условиях, сохранившиеся институты гражданского общества, - Русская Православная Церковь и бизнес-сообщество - мобилизовали народное ополчение на национально-освободительную борьбу с интервентами и бандформированиями. Оккупанты были изгнаны из страны, боевики ликвидированы, на Земском соборе восстановлена вертикаль власти - избран царь.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/30/...

Карачев. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В середине XVII столетия, во время возстановления Карачева после разорения поляками в эпоху Смутного времени, «на посаде, за древней осыпью» был сооружен новый деревянный храм во имя особо почитаемого на Святой Руси Святителя Николая, с приделом Святого Иоанна Воина. Храм этот, как сообщают исторические источники, был построен общими силами причта и прихожан. Около храма существовало приходское кладбище, церковные усадебные места. Кроме того, храму принадлежала пашня в верховьях речки Горе-Грязи. В 1806 году придел Святого мученика Иоанна Воина был заменен приделом Святого Пророка Илии. По преданию, причиной этого послужило событие, произошедшее в 1805 году. По случаю продолжительной засухи по городу был устроен Крестный ход с молебным пением о низпослании дождя. Во время молебна перед Никольским храмом светлое солнечное небо мгновенно покрылось дождливыми тучами, из которых полил обильный дождь. То лето было особо урожайным. В ознаменование этой милости Божией горожане решили соорудить придел во имя Святого Пророка Илии. Ведь до Смутного времени в городе существовал храм Пророка Илии, сожженный вместе с городом поляками. Именно на этом месте и был построен храм Святителя Николая. В 1860 году вместо деревянного Никольского храма был выстроен новый каменный пятиглавый храм при большой Орловской дороге. Его строителем был крестьянин деревни Масловка Гавриил Васильевич Болдырев. Началось строительство храма в 1855 году, а в 1860 году он был освящен по благословению Преосвященного Поликарпа. Вначале храм был устроен без трапезной части, с тремя Престолами: во имя Святителя Николая, Святого Пророка Илии и в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1862-1863 годах была пристроена трапезная часть и каменная колокольня, были сооружены еще два Престола: во имя Святителя Тихона Задонского и Святого мученика Иоанна Воина. В 1871 году произошла перестройка верхней части храма: из-за непрочного грунта, на котором некогда был возведен храм, дали трещины его капитальные стены, и было решено облегчить его верхнюю часть. Вместо прежних пяти глав был устроен один купол. Это один из ранних на Брянщине образцов русско-византийского стиля середины XIX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=07421

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря. Художник Павел Чистяов, 1860г. 30 марта 2012 г. 14:30 Патриарх Смутного времени Смутное время конца XVI — начала XVII века спустя несколько столетий будет названо историками гражданской войной. Все сферы жизни Руси испытывали невиданные ранее потрясения. Политический кризис дополнял экономический, экономический — сопровождался социальным, социальный — духовным. В итоге сам факт существования Русского государства оказался под вопросом. Водоворот гражданской войны выталкивал на поверхность самозванцев и лжепастырей, а то и просто разношерстные банды беспринципных авантюристов, любителей легкой наживы. Пространство поистине безграничной царской власти, созданной Иваном Грозным, сокращалось с неумолимостью шагреневой кожи, сама же страна, казалось, вот-вот превратится в географическое понятие. Ключевые ценности — и среди них жизнь и достоинство человека, авторитет государства и Церкви — уже мало что значили. Наверное, одним из ярких символов Смуты можно считать церковь Живоначальной Троицы в подмосковном селе Вязёмы. Разорившие ее малороссийские казаки и поляки (среди которых, замечу, были не только католики, но и православные) оставили на ее стенах свои " автографы " , а сам храм превратили в кабак и притон для азартных игр. Архиерейское и архипастырское служение святителя Ермогена вобрало в себя все годы Смуты, а его подвиг закрыл ее наиболее трагические страницы. С его биографией всесторонне можно ознакомиться в многочисленных научных трудах, посвященных этой трагической эпохе в истории Русского государства, энциклопедических и духовно-просветительских статьях. Наша задача иная — понять узловые пункты земной биографии святителя, в которых наиболее ярко проявились черты его пастырского и патриотического служения. Впрочем, весь жизненный путь святителя Ермогена показывает, что духовный подвиг здесь неотделим от гражданского, что типично для многих святителей эпохи Московской Руси. Скорее всего, будущий Патриарх был ровесником Ивана Грозного: родился он около 1530 года, но где — неясно.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarh_s...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Если сохраним Православие, то сохраним и Россию» По словам Патриарха Кирилла, как в Смутное время не было в русском воинстве межрелигиозной распри, так и сегодня, если будем жить по законам Православия, никто в нашей стране не будет чувствовать себя дискриминируемым 05.11.2021 597 Время на чтение 5 минут Фото: Patriarchia.ru Вчера, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, сообщает Патриархия.ru. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, которое вошло и в церковный календарь. Мы прославляем Царицу Небесную, Покровительницу земли нашей, вспоминая событие, связанное с Ее чудотворной иконой, ставшее одним из самых важных в истории нашего Отечества. Речь идет о тяжелейшем эпизоде этой истории, о так называемом Смутном времени, когда междоусобная брань, столкновение интересов внутри русского государства привели к тому, что практически исчезла всяческая власть — и центральная, и на местах. Разрушались дома, гибли люди, брат восставал на брата, и в этот кровавый хаос погрузилась вся страна. Не осталось ни власти, ни войска, была разрушена вся система самообороны, люди озлоблены, так что каждый пытался отнять что-то у другого, воспользовавшись его слабостью, обогатиться за чужой счет, создать личное благополучие, невзирая на благополучие ближнего, а значит, ни во что не ставя благополучие страны и народа…», - отметил Его Святейшество. «Ну, а что же осталось, если все было разрушено — и власть, и человеческие отношения, и оборона, все то, что должно было скреплять наше государство? Осталось только одно — вера православная. Не было больше никакой иной силы — ни политических партий, ни научных сообществ, ни армии; не было ничего, на что опираются сегодня современные государства, стремясь объединить народ и сохранить свою целостность. Смутное время показало, что в критические моменты ни человеческие идеалы, ни государственная власть могут и не справиться с разрушительными центробежными силами. Только вера православная помогала тогда людям опознавать друг в друге единомышленников и осознавать свою общность. Неслучайно враг, зашедший не только в Москву, но и в Кремль, заточил в подвалы Чудова монастыря Первосвятителя Церкви нашей Патриарха Ермогена, мучил его голодом и холодом. Трудно себе представить, как в холодное время в этих подвалах мог находиться человек без теплой одежды, без еды. Ему готовы были принести и теплые одежды, и достаточно еды, — только чтобы он призвал наш народ признать чужеземную власть. Мы знаем, что этого не произошло, и святитель Ермоген стал священномучеником, погибшим и за веру, и за Отечество свое», - отметил Предстоятель Русской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/05/es...

Юрлово. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В наше время у самой дороги близ села Юрлова стоит полуразрушенный храм Воскресения Словущего древнего села Ельманово-Воскресенское. Церковь в селе была исстари. В Смутное время ее уничтожили литовцы. В 1629 г. село находилось во владении Ивана Елизаровича Бартенева как старинная вотчина его отца и деда. Село затем названо Воскресенским по церкви, построенной в 1654 г. Петром Борисовичем Бартеневым. В 1687 г. село перешло к его сыну Павлу Ивановичу Бартеневу. Он в 1711 г. заложил село своему зятю Анисиму Ивановичу Березникову, который в 1727 г. построил ныне существующую церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом в честь великомученицы Екатерины. В 1830-х годах Ельмановым, где было тогда 500 душ, владел отставной драгунский офицер Павел Алексеевич Березников. Гостившая в усадьбе А.О. Смирнова-Россет писала: чистота и порядок совершенно казенные и казарменные, прекрасный хлеб пекли дома, рядом со столовой – оранжерея, в которой росли георгины и розы, на дворе была кузнечная изба, столярная, имелись свои портные и сапожники. В 1898 г. настоятелем храма был священник Михаил Афанасьевский. В 1940-60-х годах алтарь храма, трапезная и верхние ярусы колокольни были разрушены. Источник: Московские епархиальные ведомости, 2002, 9-10 26-го сентября в престольный праздник храма Воскресения Словущего в селе Юрлово состоялась первая Литургия, не совершавшаяся там уже 80 лет. Разрушенные храмы уже стали печальной приметой нашего времени, вернее, наследством от не столь далекой советской эпохи. Не обошла такая участь и храмы Можайского района. Один из них – храм  Воскресения Словущего в селе Юрлово , прежде носившее название Ельманово-Воскресенское. Храм уже подвергался разрушению от рук литовцев в Смутное время. Свой нынешний вид архитектура приобрела благодаря владельцу села Анисиму Ивановичу Березникову. Наверное, у многих возникнет вопрос о названии  церкви,  а именно, что значит Воскресение Словущее. Все Воскресенские храмы за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

http://sobory.ru/article/?object=06477

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010