28. Для этой жертвы необходимы не священные ветви оливы, не очистительные средства и не покрытый дерном жертвенник, которые совершенно бессмысленны, но то, что носится глубоко в сердце. 29. Итак, на алтарь Божий, который поистине велик и который, поскольку он заключен в сердце человека, не может быть осквернен кровью, должны приноситься справедливость, терпимость, верность, невинность, целомудрие и воздержание. Это самый верный ритуал, это тот славный и чудесный, как сказано Цицероном, закон Бога, который постоянно требует правильных и достойных уважения поступков и запрещает дурные и позорные. 663 Человек, послушный этому святейшему и вернейшему закону, необходимо живет справедливо и праведно. 30. Я рассмотрел, конечно же, немногие главы этого закона, ибо обещал, что скажу лишь то, что составляет вершину добродетели и справедливости. 31. Если ктото захочет узнать все прочие главы, то пусть черпает знание из того самого источника, откуда истекает для нас самый ручей истины. 25 . 1. Теперь мы немного поговорим о самом жертвоприношении. «Слоновая кость, – говорит Платон, – есть дар, недостойный Бога. А какой же достоин? Конечно, расцвеченные дорогие ткани». 664 Вовсе нет. Недостоин Бога любой дар, если он может быть испорчен или украден. 2. Но если Платон видит то, что живому Богу не следует дарить ничего, что было бы мертвым, почему же он не видит того, что не следует дарить бестелесному Богу вещественный подарок? 3. Гораздо лучше и правильнее сказал Сенека: «Неужели вы хотите думать, что великий Бог, кроткий и величием внушающий спокойствие, благосклонный и постоянно пребывающий радом, должен почитаться закланиями и множеством крови (в самом деле, какое удовольствие в убиении невинных?), а не чистым сердцем и благими и достойными уважения намерениями? Ему следует возводить не храмы из огромных камней, а следует почитать его в своем сердце». 4. Итак, если ктото считает, что Бога достойны одежды, драгоценные камни и прочее, что ценится [людьми], тот, конечно же, не знает Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

В 1472 г. португ. мореплаватели достигли зал. Бенин. В кон. XV в. здесь появились англ., дат., франц. и нем. торговцы, вывозившие пряности, ядра пальмового ореха и слоновую кость. В XVII в. в южных районах совр. Н. больших масштабов достигла работорговля. Активными поставщиками рабов для европейцев выступали Бенин и Ойо, последний занимал доминирующее положение среди гос-в йоруба с XVI в. В вост. части побережья работорговля стимулировала возникновение новых гос. образований (Бонни, Нов. Калабар, Окрика), обменивавших рабов из внутренних районов на европ. товары (металлические изделия, инструменты, ткани, соль и т. п.). В верховьях р. Кросс для торговли с европейцами был создан союз городов, известный под названием Ст. Калабар. Важными поставщиками рабов были аро - одна из групп народа игбо. Жрецы-аро, имея влияние на авторитетного среди всех игбо оракула Аро-Чукву, установили контроль над торговлей с европейцами. В XVIII в. работорговля стала основой экономики мн. гос-в и об-в Юж. и Центр. Н. Африканцы совершали регулярные набеги на соседей, а пленников продавали европейцам. Среди европ. стран Великобритания заняла ведущую позицию в покупке рабов на западноафриканском побережье. Крупнейшим гос-вом лесной части Зап. Африки в тот период стала держава Ойо, в результате продолжительных йоруба-дагомейских войн окончательно подчинившая Дагомею (1730). Однако к нач. XIX в. вслед. внутренних междоусобиц и военных поражений держава Ойо постепенно пришла в упадок. Аналогичная ситуация наблюдалась в Бенине, где с нач. XVIII в. вслед. расширения работорговли обострилась внутриполитическая обстановка и вспыхнули междоусобные войны. Влияние работорговли на гос-ва Среднего пояса Н. заметно проявилось в XVIII в. В Игале, установившей тесные связи с Бенином и Нупе еще в XVI в., торговля рабами в XVIII в. стала основой экономики. В середине этого столетия правители Нупе приняли ислам. В 1796 г. в результате междоусобиц Нупе распалось на западную (с центром в г. Раба) и восточную (г. Гбара) части, затем в результате набегов работорговцев - на 7 фактически независимых эмиратов.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

Но кто познаёт Бога только посредством естественного света, а не посредством светильника веры, кто взирает на Него издалека, а не вблизи, тот плохо Его знает. Он не ведает, на какое употребление должны мы по воле Божьей обращать Его творения; и не ведает намерений того непримиримого и невидимого врага, который побуждает нас употреблять дары Божьи совсем не так, как Бог хочет. Причина этому невежеству та, что плохо знающий Бога не может отличить воли Его от умыслов Его противника. Поэтому надлежит не только познавать Того, Кто сотворил все вещи, но знать еще и превратное употребление их. Велико различие между чистым и поврежденным: такое же, как между Творцом и губителем. Сколько дурных дел, строго запрещаемых самими язычниками, производится посредством орудий, которые создал Бог! Если хотите совершить убийство, вы можете прибегнуть к мечу, яду или колдовству. Но железо, ядовитые травы и злые ангелы, — не творения ли Божьи? Не думаете же вы, что Бог произвел их на пагубу людям. Не Сам ли Он вынес смертный приговор человекоубийству, сказав: Не убивай (Исх. 20:13). Опять же, кто сотворил золото, серебро, медь, слоновую кость, дерево и все прочее, из чего делаются идолы, и кто произвел металлы, как не Тот, Кто создал и землю? Но для того и дал Он им существование, чтобы люди боготворили их вместо Него? Конечно нет, потому что идолопоклонство есть величайшее оскорбление Бога. Мы не думаем, что вещи, оскорбляющие Бога, произведены не Им; но использование их в оскорбление Богу уже не есть дело Божье. Сам человек, виновник всякого рода злодеяний, не творение ли Божье, и не образ ли Божий? А ведь он употребил во зло и душу свою и тело, чтобы возмутиться против своего Творца. Ведь глаза нам даны не для того, чтобы разжигать в себе похоть, уши не для того, чтобы слушать злые речи, язык не для того, чтобы клеветать, уста не для того, чтоб обжираться, желудок не для чревоугодия, детородные части не для бесстыдных выходок, руки не для воровства, ноги не для искания преступлений, и душа наша не для того соединена с телом, чтобы быть орудием обмана и коварства. Если же правда, что Всеблагой Бог гнушается употреблением во зло творений Его, то из этого следует, что все осуждаемое Им сотворил Он не для дурной цели, и что вещи, которые люди используют во зло, дурные только по дурному их употреблению. Итак, мы, знающие Бога и врага Его, и умеющие отличать Творца от губителя тварей, не должны удивляться тому, что дьявол успел так изменить человеческий род. Зная, что он пытался первого человека, сотворенного по образу Божьему, исторгнуть из состояния невинности, мы не должны сомневаться в том, что им же совращены с пути и человек и все то, что человеку даровано от Бога. Он вознегодовал на то, что человек, а не он, получил власть над тварями, и потому решился похитить из рук его эту власть, чтобы и человека сделать виновным перед Богом, и свое господство утвердить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

р. 169 sqq.· и Моверса Phonizier, III, 1. стр. 35 qq. Следовательно, серебро, привозимое фарсийским флотом, решительно говорит за Фарсис, откуда могло быть привозимо и золото. Потом и прочие товары фарсийской доставки решительно не говорят в пользу Офира, даже если было бы правильно объяснение терминов Шенгаббим, Кефим и Туккиим чрез: слоновая кость, обезьяны и павлины, потому что и эти продукты и животные могли быть привозимы теми же кораблями, плававшими в Фарсис, так как они могли то, чего не давала сама Испания, легко закупать на северном берегу Африки, во время плавания туда или обратно, а Африка, по Геродоту (IV, 191. 194), Страбону (XVII, 5) и Диодору сиц. (XX, 58 и др.) изобиловала не только слонами и обезьянами, но в Ливии, (как называлась, по Herod. II, 32, большая часть aфpukahckjro берега у Средиземного моря) был также павлин, считавшийся священным животным (ср. Eustathii comm, in Jliad Toм.·IV. р. 225 ed; Lips.) и встречающийся даже на финикийских монетах Leptis magna (ср. Моверса Phonizier, 2. стр. 486), что указывает на то, что эта птица издревле была домашнею в Африке, хотя греки приобрели ее только в 5 столетии из средней Азии (ср. Моверса Phoniz. I. стр. 94). Но именно объяснение слова Туккиим чрез павлин в высшей степени сомнительно; оно основывается только на том, что якобы у талмудистов togai, toghai встречается как название павлина. Но это слово ни в санскритском языке не может быть указано, ни у талмудистов не есть употребительное для павлина (ср. Броккхаус в Гезен, thés. р. 1502). Поэтому-то догадка, высказанная уже Бохартом, что Туккиим, вероятно, были meleagrides или aves numidicae, род перловых кур, быть может получившие свое название от города Тукки в Мавритании, содержит большую вероятность, чем объяснение этого термина чрез павлинов (ср. мой Hiram–Salomon. Schiffahrt, стр. 103 д.), так как известно, что посредством финикийской торговли доставлялись в Грецию и Рим также всякого рода животные, как фарсийские кошки и цесарки (ср. Моверса Phôniz.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Помосты твои». Евр. лухотаим – «доски» дв. ч. – сооружение из двойных досок, следовательно, как в рус. – «палуба»; Вульгата тоже: labulatis. LXX «тонкие доски» и относят к следующему предложению, благодаря чему как будто получается, что еловые мачты сделаны из кипарисовых досок. – Кедр в Сирии был обычным кораблестроительным материалом: Plin. XVI, 40, 76. – «Мачты», евр. торез, соб. «сосна» отсюда «высокий сигнал» Ис 30.17 и «мачта» – еще у Ис 33.23 . Посему LXX: «ядрила (мачты; ιστους) елова " Иез.27:6 .  из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; Васан впоследствии Батанея, к востоку от Иордана, кроме крепкого дуба ( Ис 2.13 ; Зах 11.2 ) славился скотом ( Втор 32.14 ; Ам 4.1 ; Иез.39.18 ). – «Скамьи твои» – предположительный по Вульгате (transtra) перевод евр. кереш, которым в Исх 26.32 , названы столбы в стенах скинии. LXX – «святилища», читая очевидно «кодеш» и разумея корабельные капища. «Из букового дерева». Евр. бат ашурим, соб. «дочь ассириян». Ашур называлась также область в заиорданской Палестине (может быть, по имени какого-либо неизвестного арабского племени: 2Цар 2.9 ). Так как эти слова в евр. являются определением к «слоновая кость», то выражение должно давать мысль, что скамьи корабля сделаны из слоновой кости, продукта («дочери») ассириян или области Ашура (отсюда должно быть Вульгата; ех ebore Indico). Но в виду странности такого выражения предлагают вокализовать слово би-ташурим, чем будет даваться мысль, что скамьи сделаны из слоновой кости в (бе) буке: теашури в Ис 41.18, 60.13 какое-то дерево вроде бука или лиственницы (кедр с прямым расположением ветвей): о буке мы знаем и из Энеиды (10,135–137), что его часто обделывали слоновою костью. Слав. «домы ( бат прочитано как бант) древяны» (ашурим, заменено родовым понятием), т. е. каюты. Вульг. praeteriola, чем блаж. Иероним по его собственным словам хотел обозначить шкафы для хранения драгоценностей (от oraetor – на корабле адмирал).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К нему стягивалась торговля со всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки находились в подчинении у Соломона, то вся торговля, по необходимости, проходила чрез владения израильтян, и самый Тир был лишь как бы богатейшим портом Палестины, который, притом, находился в полной зависимости от нее в жизненном отношении, так как она была главной и почти единственной житницей как этого, так и других финикийских городов. Кроме того, чтобы стать еще независимее от финикиян, Соломон завел собственный флот, корабли которого из портов Средиземного и Чермного морей делали далекие плавания и привозили огромные богатства как золотом, так и редкими произведениями далеких стран. Корабль, ходивший в Офир (в Аравии), привез Соломону 420 талантов золота, а корабль фарсисский, приходивший в три года раз, привозил золото и серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов. Этот корабль, очевидно, плавал в известную финикийскую колонию в Испании, Тартесс, который был складочным местом лучших и богатейших произведений Африки, откуда они и развозились на кораблях «фарсисских» (тартесских) во все страны тогдашнего цивилизованного мира. Эта обширная торговля давала государственной казне Соломона огромный ежегодный доход в 666 талантов золота. Вследствие этого неизбежно при дворе развивалась необычайная роскошь. Двор Соломона блистал чисто восточною пышностью и изысканным великолепием. Все сосуды и принадлежности во дворце были из чистого золота, «дом леса Ливанского» был украшен множеством щитов, покрытых чеканным золотом. Престол, царственное одеяние Соломона, убранство дворца – все это сделалось притчей богатства и изысканного великолепия. Если к этому прибавить блестящую конницу со множеством дорогих коней и колесниц и общее благосостояние страны, наслаждавшейся ненарушимым миром и мудрым управлением, то понятно будет, на какой высоте благосостояния находилось царство израильское во время царствования Соломона. В этот-то период величия, богатства и блеска слава Соломона гремела по всем соседним странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Традиционные африканские верования распространены преимущественно в сельских периферийных районах страны, мало затронутых процессами урбанизации. Африкан. племенным культам более чем на 90% привержены племена самбуру, тукана и покот; более чем на 70% - племена гириама и масаи; более чем на 50% - племена мбере, туген, меру, эльгейу. Каждое племя имеет особенности религ. мировоззрения, но большинство племенных культов сочетают веру в Бога-творца с анимизмом, фетишизмом, тотемизмом или культом предков. В значительной степени распространено знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. д. Во мн. племенах приверженность местным традиц. верованиям сочетается с вероучительными нормами христианства и исполнением нек-рых христ. обрядов. Данные верования оказывают значительное влияние и на христ. орг-ции, в первую очередь на НАЦ. Наличие двоеверия затрудняет статистический подсчет количества приверженцев местных племенных культов, источники могут содержать разные данные - от 1,5 до 4 млн чел. Новые религиозные движения представлены последователями бахаизма, их численность существенно выросла за последние десятилетия. Верховной орг-цией бахаистов является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Кении, основанная в 1964 г. Общее количество адептов бахаизма составляет 125 тыс. чел. Значительную активность развивают также псевдоиндуистские новые религ. движения - Общество сознания Кришны, Брахма Кумарис, Общество последователей Сатья Саи Бабы, Общество Вишва Хинду Паришад, насчитывающие в совокупности от 5 тыс. до 10 тыс. чел. Исторический очерк Найденные во время археологических раскопок на территории совр. К. предметы быта и орудия труда относятся к эпохе палеолита и неолита. В сер. I тыс. по Р. Х. на территорию совр. К. проникли народы банту, вступившие в контакт с обосновавшимися здесь ранее нило-сахарскими и кушитскими народностями. Основными занятиями жителей материковой части К. были земледелие, охота, скотоводство. Население побережья Индийского океана занималось преимущественно торговлей; вывозили слоновую кость, продавали рабов; ввозили оружие, ткани и ремесленные изделия.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

92 P. Тоуни — см. коммент. к " Идее… " . 93 …Отдавая должное Томасу Грею, стоит воскресить в памяти последнюю и лучшую строку его четверостишия… — Элиот обыгрывает перед этим, здесь и далее строки из " Элегии, написанной на сельском кладбище " (1751) английского поэта Т. Грея (1716–1771): " …Быть может,/Здесь погребен… Мильтон, немой и неславный,/Или Кромвель, неповинный в крови сограждан… " (Перевод В. Жуковского, 1839 г.; его первый перевод — 1802 г.). 94 " Церкви о своей задаче " ( " The Churches Survey their Task " ) — сборник статей, изданный Дж. Г. Олдемом (см. коммент. к " Идее… " ) в Лондоне в 1939 г. 95 Эттли, Клемент Ричард (1883–1967), лидер Лейбористской партии в 1935–1955 гг., премьер-министр Великобритании в 1945–1951 гг., при котором она стала превращаться в " государство социального обеспечения " . 96 Уилкинсон, Эллен Сесили (1891–1947) — английская политическая деятельница, феминистка. 97 Ривз, Марджори — историк-медиевист, профессор Оксфордского университета. 98 Голланц, Виктор (1893–1967) — его издательство, основанное в Лондоне в 1927 г., специализировалось на публикации книг " левой ориентации " ; вместе с Джоном Стрейчи и Гаролдом Ласки создал (для противостояния фашизму) Клуб Левой Книги (1936–1948). 99 Карр, Эдвард X. (1892–1982) — английский историк и дипломат, советолог, профессор Кембриджского университета, автор книг о Достоевском, Бакунине, К. Марксе, многотомной " Истории Советской России " . Книга " Условия мира " (часть 1) опубликована в 1942 г. 100 " Сердце тьмы " — повесть (1902) английского писателя Д. Конрада; в ней агент европейской коммерческой фирмы Куртц, собирающий в Африке слоновую кость, участвует в ритуалах туземцев-каннибалов и обожествляется ими. 101 Эванс-Притчард, Эдвард (1902–1973) — английский антрополог, профессор Оксфорда (1946–1970), автор книг об африканских культурах и социальной антропологии. 102 …сэр Харкур, Уильям Верной (1789–1871) — морской офицер, потом священник, президент Британской ассоциации развития науки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

– А Ты? – Влас умоляюще посмотрел на Гостя. – Я буду там… и не один, – ответил Гость. – Иди, садись. Поверхность машины напомнила Власу отполированную слоновую кость, но в данных обстоятельствах это его не особенно удивило. Он сел впереди, рядом с шофером, и “Жигули” сразу же тронулись. Гость остался на улице, и Влас видел, как Он проводил машину долгим взглядом. Влас молчал, не решаясь первым завести разговор, да и не до разговоров ему было. Он с ужасом думал, что всего одна секунда отделяла его от убийства человека, а, может быть, даже и… Бога. “Если бы не Гость, если бы не Гость, Жан уже не дышал бы, – переживал Влас. – А ведь я и в Гостя случайно попасть мог. Прямо в голову…”. Через час, преодолев несколько пробок, машина выехала из Москвы и устремилась по одному из загородных шоссе. Влас постепенно успокоился и стал искоса разглядывать водителя. Это был молодой человек благородного вида. Его мужественный профиль воина красиво оттеняли черные густые волосы, спускавшиеся на плечи шелковистыми прядями. Одет Георгий был более чем странно. Плечи его покрывал плащ-накидка, застегнутый на груди красивой блестящей брошью. Под плащом виднелось что-то вроде кафтана с нашитыми металлическими пластинами. Ноги по колено были обнажены и обвиты длинными кожаными шнурками сандалий. Власа одолело любопытство, и он решился заговорить: – Простите, пожалуйста, Георгий, нам долго еще? – Минут двадцать осталось. – Извините, конечно, а вы кто? – робко спросил Влас. – Меня казнили в триста третьем году при императоре Диоклетиане в Малой Азии. – Аа-а, – кивнул Влас, при этом рот его так и остался открытым. Георгий живо продолжал: – Я предупреждал императора, что скорее он устанет мучить меня, чем я – терпеть мучения. Муки за Христа – это ведь радость! Император знал, что тысяченальник Георгий никогда не был плохим воином. Я объяснял ему, что если я верно служил императору земному, то неужели испугаюсь умереть за Императора Небесного. – Убить? – Георгий просиял. – Нет! Казнить – да. Намучившись со мной порядком, они в конце концов отрубили мне голову.

http://azbyka.ru/fiction/nachalnik-tishi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Село Степанчиково и его обитатели. Записки из Мертвого дома В третий том собрания сочинений Ф. М. Достоевского вошли повесть «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из Мертвого дома» и фельетон «Петербургские сновидения в стихах и в прозе», написанные и опубликованные Достоевским в 1859–1862 гг. Это было время возвращения писателя в литературу после вынужденного десятилетнего (с 1849 г.) перерыва, время выработки его новых творческих позиций. Федор Михайлович Достоевский Собрание сочинений в пятнадцати томах Том 3. Село Степанчиково и его обитатели. Записки из Мертвого дома. Село Степанчиково и его обитатели Из записок неизвестного Часть первая I Вступление Дядя мой, полковник Егор Ильич Ростанев, выйдя в отставку, переселился в перешедшее к нему по наследству село Степанчиково и зажил в нем так, как будто всю жизнь свою был коренным, не выезжавшим из своих владений помещиком. Есть натуры решительно всем довольные и ко всему привыкающие; такова была именно натура отставного полковника. Трудно было себе представить человека смирнее и на всё согласнее. Если б его вздумали попросить посерьезнее довезти кого-нибудь версты две на своих плечах, то он бы, может быть, и довез: он был так добр, что в иной раз готов был решительно всё отдать по первому спросу и поделиться чуть не последней рубашкой с первым желающим. Наружности он был богатырской: высокий и стройный, с румяными щеками, с белыми, как слоновая кость, зубами, с длинным темно-русым усом, с голосом громким, звонким и с откровенным, раскатистым смехом; говорил отрывисто и скороговоркою. От роду ему было в то время лет сорок, и всю жизнь свою, чуть не с шестнадцати лет, он пробыл в гусарах. Женился в очень молодых годах, любил свою жену без памяти; но она умерла, оставив в его сердце неизгладимое, благодарное воспоминание. Наконец, получив в наследство село Степанчиково, что увеличило его состояние до шестисот душ, он оставил службу и, как уже сказано было, поселился в деревне вместе с своими детьми: восьмилетним Илюшей (рождение которого стоило жизни его матери) и старшей дочерью Сашенькой, девочкой лет пятнадцати, воспитывавшейся по смерти матери в одном пансионе, в Москве. Но вскоре дом дяди стал похож на Ноев ковчег. Вот как это случилось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010