Вечером по смерти Ахава, когда СирШцы отступили в город, а Израильтяне собрались в стане, – тогда только оповещено было Израильтянам о смерти царя их и приказано было: «каждый иди в свой город, каждый в свою землю» (ст. 36). Поход, не достигнувший своей цели – овладения Рамофом Галаадским, был окончен; преследования не было и не ожидалось при отступлении; Иосафат со своими воинами уходит в Иудею, и Израильское войско по одиночке переходит Иордан и исчезает. Между тем тело Ахава везут па его колеснице в сопровождении постоянной царской стражи 858 в столицу Самарию, отстоящую от места битвы приблизительно на 50 верст. Около Самарии находился пруд, остатки которого существуют и поныне (Stanley; Sinai and Palestine) за развалинами древней городской стены. Пруд этот считался нечистым говорит Фл. Иосиф (Antiq. VIII, 10), потому что в нем купались обыкновенно публичные женщины. Устами Илии изречено было об Ахаве (XXI, 19), что псы будут лизать кровь его, и это исполнилось и на самом Ахаве в Самарии, и позже на сыне его Иораме, выкинутом близь Изрееля на участок земли, отнятый у Навуфея (4 Ц. IX, 25). Тело Ахава подвезли на колеснице прямо к пруду, чтобы обмыть и труп, и самую колесницу: «И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, а обмывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек» (3 Ц. XXII, 38). К довершению бесчестия, по понятию древних, тело царя обмывалось женщинами, считавшимися также нечистыми как труп 859 . Несомненно, что когда подвезли труп к пруду, то для обмытия его захватили купавшихся в нем женщин, которые и находились в постоянном состоянии обрядной нечистоты. Естественно притом, что блудницы находились в таком презрении, что они и не посмели отказаться от возложенной на них работы. Так положено было на имя Ахава клеймо бесчестия среди народа навечно. К сказанию Царств в главе XXII, 39 присовокуплена ссылка на летописи царей Израильских. В этой краткой заметке упоминается, что кроме прочих дел Ахава, в них записанных, он построил несколько городов и выстроил дом из слоновой кости. Под постройкой городов надобно, кажется, разуметь обнесение каменными стенами некоторых существовавших уже поселений, которые по важности своего положения и по естественным условиям крепкой местности были превращены в крепости в виду могущих возникать войн. О доме из слоновой кости мы скажем, что так назывались «дома с украшениями из слоновой кости», о которых упоминает пророк Амос (III, 15). Со времен Соломона ввозили в значительном количестве слоновую кость и через Ецион Гавер из Индии, и через Египет из Африки, и – как можно судить по некоторым описаниям – не только мебель украшалась пластинками из слоновой кости, но этими пластинками одевали и стены 860 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

22:12–38. Михей и Ахав. См. коммент. ко 2Пар. 18 . 22:38. Пруд Самарийский. В ходе раскопок в Самарии большой пруд (16x33 фута) был обнаружен в северо-западном углу стены у дворца, хотя невозможно утверждать, что это тот самый пруд, о котором говорится здесь. 22:39. Дом из слоновой кости. Слоновую кость широко использовали в этот период для инкрустации мебели и украшения стен. Одним из главных источников слоновой кости были слоновьи бивни, импортируемые из Арама (где сирийские слоны еще не вымерли). Слоновьи шкуры и бивни, равно как и живые слоны, включались иногда в даннические платежи. Во дворце Ашшурбанипала в Калахе археологи нашли прекрасные образцы резьбы по слоновой кости, украшавшей стены. В Самарии также обнаружено более пятисот фрагментов плакеток из слоновой кости, датируемых IX-VIII вв. до н. э. На многих из них изображены египетские и финикийские мотивы. 22:41–50 Иосафат Иудейский 22:42. Хронология. Тиль датирует царствование Иосафата 872–848 гг. до н. э., полагая,, что другие режимы занимают в этом периоде не более двух лет. В дошедших до нас небиблейских материалах древнего Ближнего Востока никаких сведений об Иосафате пока не обнаружено. 22:46. Блудники. Информацию о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в мужском, так и в женском роде и, вероятно, является эвфемизмом, обозначающим категорию лиц, исполняющих определенные функции. Такое же понятие используется в аккадской литературе по отношению к лицам, посвященным на служение при храмах и святилищах. «Блудники» и «блудницы» были такими же храмовыми служителями, как кормилицы и повитухи. Какие именно функции исполняли эти мужчины, точно неизвестно. 22:48. Корабли. Морская торговля существовала уже в первой половине 3-го тыс. до н. э. К середине 2-го тыс. до н. э. флот Угарита насчитывал 150 кораблей. Исследования затонувшего торгового судна (у берега Улубуруна, Турция), датируемого этим периодом, дают наглядное представление о товарах, перевозившихся морем. Торговые суда 1-го тыс. до н. э. были одномачтовыми, с одной-двумя скамьями для гребцов. Обычно их длина составляла около 50 футов, хотя известны и более крупные образцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   Ст. 6. Из дубов васанских вытесывали весла твои скамьи твои делали у тебя из индийской слоновой кости и каюты (praemoriola) с островов Италии. LXX: С Васана делали весла твои и храмы твои, и построили у тебя из слоновой кости домы лесные с островов хеттиимских.    Столь велика красота корабля и утвари его, что он имел весла кедровыя, не откуда-либо, но с Васана, и скамьи из слоновой кости и каюты или кладовые, в которых складываются самые дорогие товары, с островов Хеттиим, что мы перевели: Италии, разумея под страною, ближайшею к Греции, все части западных островов. Поэтому в иносказательном смысле мы можем сказать, что весла корабля тирского делаются с Васана, о котором в Псалмах пишется: рече Господь: от Васана обращу во глубинах морских (Псал. 67:23). Васан на нашем языке означает: бесчестие. Итак тех, которые были во глубинах морских и были обесчещены грехами, Бог обращает, и обращает в веслам, чтобы, плавая по морю с апостолами, они могли достигнуть земли и берегов; и скамьи делаются из слоновой кости, когда они умерщвляют тела свои или пользуются зубами для восхваления Бога, и каюты или кладовые с островов Хеттиим, что по этимологии еврейского слова означает сокрушенный, чтобы он был по столько погубляем, сколько искушаем сетями диавола. Можем под слоновою костью и лесными домами с островов хеттиимских разуметь те, которые еретики стараются строить не в доме Божием, но на корабле тирском. Имея свою слоновую кость слова и языка, они также строят храмы, противуположные храму Божию, и лесные домы, обиталища зверей, между тем как Писание говорит, что в доме Божием не должны быть насаждаемы леса, рощи и дубравы (Второз. гл. 12).    Ст. 7. Из узорчатого виссона египетского ткали парус для тебя, чтобы повесит его на мачту; гиацинт и пурпур с островов Елисы были покровом твоим. LXX: Виссон с узорами из Египта служил у тебя постилкою, чтобы окружит тебя славою и облечь тебя в гиацинт и пурпур; с островов Елиссы были покровы твои.    Так как Тир говорил: я обладаю совершенною красотою или: я сам облек себя в красоту, то показывается, что он получил от каждой страны, согласно с оным изречением Писания: что же имаши, егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием (1 Кор. 4:7)? Таким образом описывается, что доставляет каждая провинция, подобно тому, как говорится у Виргилия:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прошлаго 722 году, декабря 31 дня, по Его Императорскаго величества указу и по согласному Святейшаго правительствующаго Синода приговору и по некоторому в Синоде поданному доноше-нию, взять в Канцелярию Синода из дома монастырскаго приказу, секретаря Макара Беляева, ковчег серебряной, на котором изображен образ святаго мученика Христофора, а в том ковчеге явилась положенная под именем того мученика главы слоновая кость, о чем и Его Императорскому величеству сего генваря 10 дня Синодом докладывано. И по имянному его императорскаго величества указу поведено оной ковчег перелить в какой пристойно церковной сосуд, а содержавшуюся во оном под именем мощей слоновую кость положить в синодальную кунсткомору и написать на оную трактат с таким объявлением: как напредь сего, когда от духовных инквизиции не было, у потреблял ися сицевые и сим подобные супертиции, которые и от приходящих в Россию греков производимы и привозимы были, что ныне уже синодальным тщанием истребляется. И сего генваря 9 дня, по силе вышеписаннаго Его Императорскаго Величества имяннаго указу и по согласному Святейшаго Синода приговору велено о оной под именем мощей содержавшейся кости послать из Синодальной канцелярии в Коллегию иностранных дел и в приказ большего дворца и в прочие команды, где прием чужестранных вещей и награждение за те вещи напред сего было, и ныне бывает, такие указы, чтоб справленося было с записными книгами, в которых записываны греческих патриархов грамоты и привезенные в Россию из Греции и из других стран церковные и протчие вещи и учиненные за те вещи дачи, между которыми всеприлежно взыскать надлежит то, что оная кость под имянем святаго мученика Христофора главы в котором году, и от кого, и с каким письменным свидетельством прислана, и кем привезена, и где до которых лет была, и за какую вещь содержалась, и колико кому какова награждения откуда за оную дано, о чем подано б было в Синод обстоятельное известие и с письменнаго о оной свидетельства, каково где сыщется, внесена б была копия немедленно, понеже то в сочинении определеннаго выше Его Императорскаго Величества имянным указом трактата, фундаментом быть имеет и Коллегии иностранных дел о выше объявленном учинить по Его Императорскаго Величества указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Зачем божественные привилегии вы дали небожественному, зачем, оставив небо, стали почитать землю? Что же это другое, если не земля и не исшедшее из земли, — золото, серебро, адамант, железо, медь, слоновая кость и драгоценные камни? Не плоды ли одной матери-земли все, что ты видишь? Зачем вы, о безрассудные и суемудрые (опять я повторю это), совершив кощунство по отношению к наднебесной области, вышвырнули под ноги благочестие? Зачем, выдумывая себе богов из праха и следуя за рожденной тварью вместо нерожденного Бога, вы бросились в кромешный мрак? Прекрасен паросский мрамор, но это еще не Посейдон; прекрасна слоновая кость, но это еще не Зевс Олимпийский. Материя всегда нуждается в искусстве, Бог же – самодовлеющ. Прилагается искусство, — материя облекается в форму, и дорогое вещество, могущее принести барыш, становится благодаря одной лишь форме почитаемым. Статуя твоя является золотом, деревом, камнем – землею, если обратишь мысленный взор к самому началу, получившей форму от мастера. Я же научен землю топтать, а не поклоняться ей. Никогда нельзя доверять бездушному надежды души.    Надо подойти к статуям поближе, чтобы изобличить связанное с ними заблуждение, основываясь и на их облике. Ведь весьма отчетливо запечатлен на статуях характер демонов. В самом деле, если кто-нибудь, ходя вокруг, будет разглядывать картины и статуи, сразу узнает ваших богов по их постыдной, не подобающей богам наружности: Диониса – по одеянию, Гефеста – по знакам его ремесла, Деметру – по страдальческому облику, по головной повязке – Ино, по трезубцу – Посейдона, по лебедю – Зевса. На Геракла указывает костер. А если кто увидит женщину, изображенную обнаженной, узнает в ней златую Афродиту. Так, киприот Пигмалион влюбился в статую из слоновой кости, которая представляла нагую Афродиту. Киприот покоряется внешним видом и вступает в любовную связь со статуей, а рассказывает об этом Филостефан в книге «О Кипре». Иная же Афродита на Книде, сделанная из камня, также была прекрасна. Другой возлюбил ее и сочетался с камнем, так говорит Посейдипп в книге «О Книде», — столь великую силу имеет искусство обманывать, ставшее для сластолюбивых людей сводником, влекущим их в бездну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пурпур (лат. название особого вида улитки) – ярко-красная краска, добываемая из раковины моллюска Murex. Другие ее названия: античный пурпур, порфира, багряница, багрянка. Пурпуром на иконах пишут царственные одежды Господа Иисуса Христа и Богоматери или одеяния свв. царей и князей. Сажа (праслав. происхождение связано со словом «сажать», т.е. то, что «насело»; например, копоть, нагар, чернь) органическая, углеродосодержащая, черная краска растительного происхождения. Сажа известна с глубокой древности. Она светостойкая и нейтральна по отношению к другим краскам. Среди ее разновидностей: сажа жженая, состоящая из растертого угля, жженых костей, сажи и связующего, и сажа копченая, размешанная на топленом говяжьем жиру с добавлением вина, используемая для перевода рисунка с бумаги (кальки) на доску. В зависимости от сырья и способа получения существуют разные краски: сажа газовая, ламповая копоть, голландская сажа и др. Слоновая кость жженая – древняя краска черного чистого цвета, получаемая сжиганием бивней слона. При разбеливании слоновая кость дает чистый серый цвет. Сурик (греч. – сирийская краска) – искусственная минеральная краска яркого красно-оранжевого цвета, свинцовая окись. Сурик известен с I в. по описанию Плиния. На Руси краска появилась сразу после Крещения и приезда византийских мастеров в X–XI вв. Она широко использовалась в оформлении книг и фресковой живописи. В иконописи используется свинцовый сурик , получаемый прокаливанием и окислением массикота. Сурьма (тур. – натирание, чернение бровей) – темно-фиолетовая краска, применяя в иконописи для изображения глаз у святых. В старину русские женщины использовали сурьму как косметическое средство для подкрашивания глаз и бровей. Ультрамарин – минеральная краска натурального и искусственного происхождения, синего цвета различных оттенков. Натуральный ультрамарин получают из полудрагоценного камня лазурита или ляпис-лазури. В Европе он известен с XV в. Ультрамарин привозили из Китая, Тибета и Бухары и продавали по очень высокой цене. В 1827 г. взамен натурального изобрели искусственный ультрамарин.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор, буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира. Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля ( Ueз. XXVII ) перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

3. Фрагменты слоновой кости в Иерусалиме . В древние времена слоновая кость ценилась дороже золота, и тем удивительней, что в раскопках близ Храмовой горы в Иерусалиме обнаружено множество ее небольших фрагментов. Это первые находки слоновой кости того времени на раскопках города. После тщательной очистки и реставрации ученые опознали в них мебельные мозаичные вставки, которые использовалась для украшения дерева розетками, цветами и геометрическими узорами. Слоновая кость найдена в руинах большого здания, сгоревшего, по всей вероятности, при разрушении Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э. Не исключено, что костяная мозаика украшала трон Соломона, описанный в 1 Книге Царств 10:18, либо ложе, которое пророк осуждает в Книге Амоса 6:4. 2. Проклятие с горы Эбал . Археологи проглядели крошечную свинцовую табличку при просеивании грунта в раскопе на горе Эбал 40 лет назад, и ее обнаружили их потомки лишь в 2022 году при повторном «мокром просеивании» старых отвалов. Внутри сложенной пополам пластинки удалось прочитать надпись с помощью компьютерной томографии. По словам Скотта Стриплинга (Scott Stripling), руководителя группы научных библейских исследований (Associates for Biblical Research) надпись на иврите гласит: «Проклят, проклят, проклят – проклят Богом Яхве. Отныне ты проклят. Ты, проклятый, неизбежно умрешь. Проклят Яхве – проклят, проклят, проклят». Двойное поминание имени бога в опоясывающей хиастической структуре текста считают необычным, а сам текст вошел в число самых древних памятников еврейской письменности. Табличка датируется примерно 1200-1400 годами до нашей эры, что примерно соответствует периоду, когда Иисус Навин построил жертвенник на горе Гевал и проклял тех, кто отвергает Бога и поклоняется идолам (Нав. 8:30). Впрочем, трактовка текста и его определение пока считается предварительной и спорной в ожидании официальной экспертной оценки. 1. Первая фраза на ханаанском языке. Надпись на миниатюрном гребне из слоновой кости, найденном при раскопках в Тель-Лахише на юге Израиля, возглавляет рейтинг библейских находок 2022 года.

http://drevo-info.ru/news/28696.html

228 Амфора – здесь мера емкости, 26,2 литра, единица водоизмещения судов. 3000 амфоры=ок. 8 тонн. 229 Эта практика засвидетельствована в цейлонских источниках, а птиц этих называют tradassi – «осмотрщики побережий». 232 Это число считают явно преувеличенным. Индийское слово йг, которое означает «город», применяется также к небольшим населенным пунктам. 233 Сообщение Плиния о видимости луны на Тапробане неверно и, как считают, происходит от недоразумения (неправильно понятого сообщения послов). См. примеч. 9 к 10. С. 99. 237 – добавлено по конъектуре. Напротив, Неарх привел все сведения о якорных стоянках и расстояниях (см.: Арриан. Об Индии. 20 сл.). 238 Вместо ab his («ими») предлагается конъектура Arbis, т. е.: «...сообщается. Город Арбис, основанный...» (или Арбий). 240 Три месяца плавания – с 21 сентября до конца декабря 325 г. до н. э. В действительности само плавание не превысило 25 дней, если вычесть 65 дней вынужденных остановок. Марш Александра по суше был гораздо дольше (с задержками). 242 Восход Пса бывает в 15-й день до августовских календ (=18 июля). Это соответствует указанию «при дующих этесиях» в § 102. 244 Аравийцы делают вино из фиников, но индийцы обычно – из сока колосовидных соцветий пальмы (Borassus) или кокосовой пальмы, или другой пальмы (Caryota). 248 Кости – ossa, т. е. обычные кости. Слоновая кость – dens, «зуб», «бивень». Слоновая кость как материал – ebur. 252 Отмечается, что величина индийских змей очень преувеличена (см. змеи, драконы) и что питоны (здесь dracones) редко превышают 6 м , и змеи так же неспособны задушить слона, как и проглотить быка 254 ...у них же... – apud eosdem. По конъектуре: apud Indos dein – «что у индов, далее, ». Но в § 107 передается сообщение Юбы о мантихоре в Эфиопии. 255 ...орсеи... телом... – Предполагают, что это предложение ошибочно включено сюда (оно и по синтаксису не подходит). 257 ...по внешнему виду... –а facie. Неясно, к чему это относится, к цвету (т. е. «голубые») или к «червям»? 258 Полипы и мурены не выходят на сушу. Некоторые рыбы могут выпрыгивать на сушу и на некоторое расстояние прыгать на хвосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так Немцы возстановили по своему изящный реализм греческой литературы. И этот характер поэзии, более реальный, чем характер созданий французской музы, был долгое время национальным признаком для германской поэзии. У нас теперь более внимательное изучение нашей же собственной древней пластики, щрежнего нашего декоративного искусства и родственного византитйского стиля, способствовало возстановлению множества изящных и своеобразных вкусов и представлений. Правда, при нынешнем, вовсе „не всегда выгодном и полезном“ общении народов, трудно чему бы то ни было восстановленному или вовсе вновь придуманному сохранить надолго местный характер; но всё-таки остается честь первого шага за тем, кому подражают другие. Отчего бы нам, русским, не воспользоваться таким случаем т.е. тем предполагаемым памятником, о котором идет здесь речь), чтобы первыми в Европе возобновить, с каким-нибудь своим оттенком, древне-греческий род скульптуры из слоновой кости с золотом? Можно обойтись и без рабского подражания (я сказал возобновить с каким-нибудь своим оттенком). Белая кость с золотом это, конечно, одна из вечных истин изящного вкуса, подобно алой розе в зелени, пурпуровой одежде на здоровом и красивом человеке, пестрому ковру в жилом покое и зеленой сосне в глубоких и чистых снегах. Но хотя это сочетание золота и белой кости очень красиво и благородно, но вместе с тем есть в нем нечто холодное. Поэтому, не лучше ли было бы вспомнить, что слоновая кость у греков, вероятно, приделывалась пластинками к деревянному изваянию, и оставить эту кость совершенно в стороне, а сделать во всей аллегорической группе видные части тела, лица, шеи, руки (смотря по фигуре) из какого-нибудь отборного, дорогого дерева; одежду же и все аттрибуты из золота или из серебра с эмалью и золотом? Это было бы своеобразнее. Впрочем, может быть в этом я ошибаюсь и упускаю из вида какие-нибудь неизвестные мне технические затруднения. В заключение прибавлю, что внутренность этого исторического храма должна быть вся разубрана и наполнена украшениями, именно таких родов, в которых русские художники и мастера за последнее время обнаружили наиболее вкуса и умения: резьба по дереву в русском вкусе, серебряные и золотые изделия. На стенах – мозаики и картины – на чеканном золотом поле. Ни мозаики эти, ни картины не должны быть непременно молитвенными. Можно, со всей изящной строгостью „иконного“ стиля, представить и не исключительно духовные сюжеты. Нужно только искать умом...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010