Окончился и последний день пред страданиями Господа Иисуса. Он уже совершил тайную вечерю с учениками. И в нощь по вечери, когда злоба ада уже ополчила злоумышленников на Христа Господня, когда Иуда, ученик вероломный и предатель, открыв сатане вход в сердце свое, уже сделался предводителем нечестивого соборища, – когда искавшие убить Начальника жизни ( Деян. 3:15 ) с оружием и дрекольми уже шли к месту предсмертных и молитвенных подвигов Господа, – когда уста хулителей уже разверзались, древо крестное устроялось: в сие самое время, лютое и мрачное, Господь Иисус возвел очи Свои на небо, и торжественным гласом воззвал: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя! Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть ( Ин. 17:1, 4, 5 ). Предваряя учеников Своих о наступающем, как бы уже о наступившем, Он возвестил о славе креста Своего: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися в Нем! Вот что слышится из уст самого Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа о кресте Голгофском! До Его восшествия на крест, это древо позорной и лютой казни было древом проклятия для всякого, кто ни подвергался осуждению на распятие, по реченному в законе Божием: проклят есть от Бога всяк висяй на древе ( Втор. 21:23 ). Но то же самое древо креста, с его смертными ужасами, для распятого на нем Христа Богочеловека послужило величественным и достойным орудием к прославлению Его и, по воспринятому человечеству, Божественною славою. Древо креста послужило орудием и к откровению богатства славы Бога Отца, по собственному слову Христову: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем ( Ин. 13:31 . Слич.  Еф. 1:2–7, 2:7 ). Итак, древу проклятия, со дня и часа распятия Христова, суждено быть провозвестником на все времена и веки Божественной славы. Не дивное ли это явление славы? Преизобильное богатство славы Божией является на кресте в преизбытке страданий Сына Человеческого! Не дивный ли и провозвестник славы? О вечной Божественной славе проповедует крест, обагренный кровью Голгофского Страдальца. 2. Изъяснительные слова Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

И ответствуя весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:24–25 ). Взяв воды, умыл руки. У Евреев, при нахождении трупа убитого человека, был обычай умывать руки в доказательство, что умывающий неповинен в пролитии крови сего человека ( Втор.21:6–7 ). Пилат, решаясь осудить Иисуса Христа, пользуется этим Иудейским обычаем, чтобы снять с себя ответственность в смерти Его. Понятно, что это умовение рук не сделало Пилата безответным в смерти невинно осужденного им Господа Иисуса Христа, потому что Пилат, как правитель, должен был защитить и отпустить Христа, несмотря ни на что со стороны Иудеев, и мог бы это сделать, так как у него были в распоряжении римские легионы; но он этого не сделал. Он даже не принимал никакой меры к тому, чтобы успокоить народную ярость и злобу, хотя неоднократно объявлял, что не находит в Господе решительно никакой вины. Он даже забыл, что поступает вопреки здравому смыслу, когда предлагал народу такой вопрос: что же хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы называете Царем Иудейским? Разве народу принадлежит право суда, а не ему самому? Разве он не мог, и отпустив Варавву, в то же время отпустить и Христа, если признавал Его невинным? Следовательно, человекоугодие довело Пилата до поступка против Бога, совести и закона. – Бойся, христианин, человекоугодия, оно часто побуждает и заставляет действовать против долга, против чести, против совести, нередко прямо – ко вреду другим. Ап. Павел прямо сказал: Если бы угождал людям, то не был бы рабом Христовым ( Гал.1:10 ). – Смотрите вы, т. е. я слагаю с себя ответственность, а вы будете отвечать за насильственную смерть этого невинного человека (слич. 4 ст.) Вы принуждаете меня пролить кровь Иисуса, вы и отвечайте за нее“. Кровь Его на нас и на детях наших, т. е. мы принимаем ответственность за смерть Христову на себя, и не только на себя, но и на свое потомство. „Такова безрассудная ярость, такова злая страсть!“ восклицает при этом св. Златоуст. И сбылась во всей точности эта ужасная клятва на несчастном Иудейском народе: жестоко он был наказан за отвержение Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Слич. Евр. 11:23 ). Родословие описывается ( Исх. 6:16–20 ). При дворе царя Египетского воспитан был ( Исх. 2:10 ). Св. Стефан свидетельствует, что он был весьма учен ( Деян. 7:22 ). Из Египта, презрев достоинство и придворное счастие ( Евр. 11:24–27 ), убежал к Иофору, священнику Мадиамскому, с дочерью которого сочетался браком ( Исх. 2:15–21 ). Изведение Иудеев из Египта ему препоручено непосредственно от Бога ( Исх. 3:4 ), которое и исполнил со многими чудесами ( Исх. 12:1 сн. Евр. 11:28 ). Главным вождем Иудеям от Бога определен был ( Исх. 14:31 ). Обращение его с Богом было такое, какого никто из смертных не имел ( Исх. 33:11 ; Чис. 12:6–8 Втор. 34:10 ). Священнейшие и чудодейственные дела его описаны в тех книгах, которыя он нам оставил. Он был весьма великого благочестия, непоколебимости и терпения ( Чис. 12:3, 7 ). Житие свое, душевными и телесными силами невредимый, до 120 лет продолжил ( Втор. 34:7 ), из которых 40 лет провел при дворе Египетском ( Деян. 7:23 ), 40 лет – в побеге Мадиамском и 40 лет – в управлении народом Иудейским. В пустыне Син впал в некое искушение ( Чис. 20:12 ), и за сие вне Хананеи или Палестины на горе Фазге умер ( Втор. 34:1–5 ). Был ясным прообразованием Христа ( Втор. 18:15–18 . сн. Деян. 3:20–23 ). Моисей, как писатель, древнее всех, от коих остались нам писания: он жил и писал за 500 лет до Гомера (Там же). Вопр. Что должно знать о той книге, в которой св. Моисей преподал нам религию патриархальную? Отв. Книга сия есть первая из священнейших, богодухновенных, канонических, т. е. правильных, которые называются правильными-каноническими потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Эта книга Бытия. Она написана от Моисея не во время странствования его в земле Мадиамской, но по изведении Израильтян из Египта. Ибо прежде онаго призвания на Хориве не был еще он назначен во пророка. Книга Бытия написана от Моисея для того, чтобы предать памяти начало всех созданных вещей; также – греха и спасения истинного; обновить в мире истинное познание и почитание истинного Бога, неба и земли Творца, вместо Которого стали почитать идолов; показать родословие Мессии, начало Церкви и различное оной чрез многие веки приращение; известить народ Божий о предках его и об обетованиях, данных им, и возбудить оный к вере и непорочной жизни; притом сохранить в известности, для чего Бог, оставя другие народы, обратился к Аврааму и его поколению (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

б) или указывается Божеское прославление Иисуса Христа, не только по Божескому достоинству Единородного от Отца, но и по тому, что Он смирил Себя, ради нашего спасения сделавшись человеком, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:8–11 ; слич. Евр.2:9 ). Хотя в сем изречении, слова: дарова Ему имя и т. п., относятся не собственно к Божескому естеству Иисуса Христа, но к воспринятому Им и в Нём соединённому с Божеством, человеческому естеству; надобно однако ж заметить, что такое усвоение имени, очевидно, Божеского, не возможно было бы при предположении одного только человеческого в Нём естества. Иначе сие было бы языческим обоготворением сотворённого существа. Теперь рассмотрим изображённые в посланиях апостольских действия, в которых выражается благоговение святых апостолов пред Божественным Лицом и достопокланяемым именем Иисуса Христа. К сим действиям относятся: 1 . Призывание имени Господа Иисуса Христа, о чём часто упоминается в писаниях апостольских. А призыванием имени ещё в Ветхом Завете означалось исповедание имени Бога истинного и молитва к Нему. См. Быт.12:8, 13:4, 21:33, 26:25, 33:20 ; Втор.12:5, 11, 14:23–24, 16:2, 17:8, 28:10, 32:3 ; Ис.64:7, 65:1 ; Иер.7:11 ; Плач.3:55 ; Варух.3:7 ; Иоил.2,32 . Соф.3:9 ; Зах.13:9 ; Иов.5:8 . Пс.74:2, 79:19, 114:3, 115:4 . В таком же значении надобно принимать и призывание имени Иисуса Христа, т. е. в значении исповедания Его истинным Богом и молитвы к Нему, в следующих местах: ( Деян.9:13–14 ), где описывается, как Анания, выслушав, от явившегося ему Господа Иисуса Христа в Дамаске, повеление идти к Савлу, чтобы преподать ему крещение, ответствовал: Господи, слышах от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей связати вся нарицающыя (всех призывающих) имя Твое (слич. Деян.9:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что мудрость полезнее физической силы, это видно из многих опытов. Так в случае войны благоразумный муж может оказать важнейшие услуги согражданам, нежели самый храбрый воин. В книге Экклезиаст это подтверждается следующим примером: «некогда к небольшому городу подступил великий царь и обложил его, и произвел против него большие осадные работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростию этот город» ( Еккл. 9:14–15 . Слич. 2Цар. 20:15–22 ), – т.е. умел дать добрый совет для отражения неприятеля. Равным образом, муж, имеющий разумение, – рассудительный, – лучше земледельца великого. Здесь сравнивается умный хозяин с трудолюбивым рабочим (великим земледельцем). Первый своими благоразумными распоряжениями, уменьем распоряжаться работами, больше принесет пользы хозяйству, чем последний, если при всем трудолюбии у него недостает уменья правильно и вовремя работать. XXXI. Паримия в пятницу шестой седмицы Великого поста. (Притч. XXXI, 8–31). В сей паремии предлагается наставление царю, затем изображаются достоинства доблестной жены. Гл. XXXI, 8. Сыне, отверзай уста твоя слову Божию, и суди вся (всех) здраво. Это одно из наставлений матери своему сыну царю (ст. 1). Царь есть верховный судия в своем царстве и, как судия, он должен быть образцом правосудия. Он должен отверзать свои уста слову Божию, т.е. изрекать судебные приговоры согласно с словом или законом Божиим, который заповедует судиям помнить, что они призваны производить суд не от своего лица, а от лица Божия, от лица Судии всех Бога, чуждого лицезрения, и чтобы, помня это, были беспристрастны, чужды предубеждения в пользу одних и против других ( Втор. 1:17 ). – «Суди всех здраво», – всякого, кто бы ни был, богатый или бедный, знатный или незнатный, суди здравомысленно, не ослепляясь пристрастием к одному и предубеждением против другого. 9. Отверзай уста твоя и суди праведно, рассуждай же убога и немощна. В правосудии нуждаются особенно лица, терпящие притеснения от богатых и сильных, как-то убогие, т.е. бедные, и немощные, или беспомощные, именно вдовы, сироты, пришельцы. Если все эти лица, притесняемые богатыми и сильными, пожалуются тебе на своих притеснителей, то отверзай уста твоя для произнесения праведного суда. – «Рассуждай убогого и немощного», т.е. внимательно рассматривай жалобы их, и если они окажутся справедливыми, вступись за них, не допусти, чтобы безнаказанно обижали их богатые и сильные. – Закон Моисеев повелевает проклясть того, кто превратно судит пришельца, вдову и сироту ( Втор. 27:19 ). Это одно из преступлений, за которые Господь грозит иудеям опустошением их государства и рассеянием их по лицу всей земли ( Ис. 10:1–4 ; Иез. 22:7, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Отсюда нетрудно понять, что с сим призыванием имени Иисуса Христа, как истинного Бога, не идут в сравнение молитвенные призывания Святых Божиих, как молитвенников за нас пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом. 2 . Молитвенные благословения и испрашивания верующим благодати от Господа Иисуса Христа. В начале и в конце посланий святых апостолов читаем молитвенные благожелания верующим благодати и мира, иногда от лица Господа нашего Иисуса Христа, и купно от лица Бога Отца и от лица Духа Святого; напр., ( 2Кор.13:13 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Подобн. ( 1Пет.1:2 ) Иногда от лица Господа Иисуса Христа, обще со Отцом, напр., ( 1Кор.1:3 ) благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа; также ( 2Кор.1:2 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; Флп.1:2 ; Кол.1:24 ; 1Фес.1:1 ; 2Фес.1:2 ; 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 . Иногда от единого лица Господа Иисуса Христа, как сие видим преимущественно в заключении посланий, напр., ( Гал.6:8 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Также: 1Кор.16:23 ; Еф.6:23 ; Флп.4:23 ; 1Фес.5:28 ; 2Фес.3:18 ; 2Тим.3:15 ; Флм.1:24 . Благоговение святых апостолов пред лицом Господа Иисуса Христа усматривается и в том, что они в начале своих Посланий именуют себя рабами Его. Так начинают свои послания Иаков ( Иак.1:1 ), Петр ( 2Пет.1:1 ), Иуда ( Иуд.1:1 ), Павел ( Рим.1:1 ; Флп.1:1 ; Тит.1:1 ). Для соображения см. ( 1Кор.7:22–23 ). 3 . Утверждение именем Христовым удостоверения об истине слов своих, как то встречается в послании апостола Павла к Римлянам. В 9 гл. начиная наставительную для уверовавших иудеев и язычников речь (простирающуюся до конца 11 гл.) об отвержении иудейского народа от Христа и об ослеплении и ожесточении сего народа, апостол Павел старается отдалить от себя всякое подозрение в какой-либо ненависти к сему народу, или в пристрастии к христианам из язычников, и потому прежде всего поставляет удостоверение, с призыванием Христа во свидетельство истины, что сие отвержение сродников его по плоти, иже суть Израилите, составляет великую для него болезнь и непрестанное мучение сердцу его. Истину глаголю о Христе (ν Χριστ), не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим.9:1–2 ). В таком утверждения именем Христовым удостоверения о предлагаемой истине, очевидно, заключается клятва. А клятва непререкаемо свидетельствует о Божестве Того, Чьим именем клянутся ( Евр.6:16 ; слич. Мф.23:21–22 ), и относится к действиям истинного богопочтения по заповеди Божией: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися, ( Втор.6:13 ). Следовательно, клянущийся именем Иисуса Христа и признает Его Богом, и чтит Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иногда у Пророков обетованный Спаситель изображается под образом великого Пастыря, которому приписываются величие и могущество Царя. Так: У Пророка Исаии пришествие на землю Господа Спасителя предсказывается в таких чертах: «Господь с крепостью идет; и мышца Его со властию: ce мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Аки пастырь упасет паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцы (и в недре Своем понесет, – прибавл. с Евр.), и имущия во утробе утешит (и доящих кротко поведет)» ( Ис. 40:10–11 ). У Иезекииля говорит Бог: «и раб Мой Давид Князь среде их, и Пастырь един будет всех, яко в заповедех Моих ходити будут, и суды Моя сохранят, и сотворят я... и Давид раб Мой Князь их будет во век ( Иез. 37:24–25 , слич. Иез. 34:23 ; Мих. 5:4 ; Зах. 13:7 ). Царство Иисуса Христа не есть земное, но духовное Царство Иисуса Христа состоит не во внешнем обладании странами и народами и не во внешнем величии, подобно обыкновенным царствам; но в духовном владычестве Его, на земле и на небе, над всеми искренно и благоговейно прославляющими Его как Спасителя, Владыку и Бога всяческих, – и участвующими в благодатных дарах Его. 1 . Неземное величие царства обетованного Царя Спасителя ясно раскрыто было и в Ветхом Завете. Ибо в нём обетованный Царь – Спаситель с одной стороны изображается в необыкновенном величии, а с другой – в необыкновенном уничижении. а) Обетованный Мессия и Царь уже в первом благовестии, данном Адаму по падению, изображается Победителем не внешнего врага, но того духовного, который подверг искушению прародителей, скрывшись в видимом змее ( Быт. 3:15 , сл. Откр. 12:7 и далее). б) В обетованном Царе Мессии обещано было благословение всем племенам земным ( Быт. 12:2–3 и др.), и показаны свойства такого Царя, который должен был пользоваться чрезвычайным благоволением Божьим, неограниченным могуществом и другими высокими и Божественными совершенствами ( Ис. 9:6–7 ; Ис. 11:1 и далее). в) Сей Царь есть вместе великий Пророк, за неповиновение Которому Бог угрожал страшным мщением ( Втор. 18:18 ), Который Сам возвещает повеления Господня ( Пс. 2:7 ), и в то же время Он – вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Слич. Числ. 33:3 ): а это было уже на другой день после того, как Спаситель совершил вечерю, на которой установил Евхаристию. Наконец – г) изображая осуждение Спасителя на крестную смерть Пилатом, евангелист Иоанн повествует, что это случилось около шестого часа пятка пасхи ( Ин. 19:14 : παρα­σκεβη του πασχα), а пятком Пасхи был иудеев день (с 6 часа утра до 6 вечера), приготовительный к пасхе, в вечеру которого следовало совершать ее: каковым днем отнюдь не могла быть суббота, день покоя; а потом говорит, что иудеи в тот же пяток просили у Пилата дозволения снять распятых, и действительно сняли тело Спасителя ( Ин. 19:31 ), без сомнения потому, что вечер пятка принадлежал у них субботе, и что след. они не могли сделать этого ни в вечер пятка сего, ни тем паче – на другой день, в субботу: бе бо велик день тоя субботы ( Ин. 19:31 ) 424 . «Спаситель, говорим, установил Евхаристию не в первый день опресноков, след. не на опресноках». Евангелисты Матфей, Марк и Лука говорят, по-видимому, не в пользу настоящего положения 425 . Но не они же ли свидетельствуют, что на другой день после установления Евхаристии Спаситель был судим и осужден в полном собрании синедриона ( Мф. 27:1, 2 . Мк. 15:1 . Лк. 22:66 ); что в то время, когда Он был на кресте посреди двух злодеев, архиереи и книжники и старцы не только присутствовали на Голгофе, но и ругались над распятым Господом славы ( Мф. 27:41 . Мк. 19:31 ); что Иосиф купил плащаницу для обвития тела Господня ( Мк. 15:46 ), а жены припасли ароматы и миро для помазания его ( Лк. 23:56 )? Все эти события такого рода, что иудеи никак не могли совершить их в первый день пасхи, в вечеру которого следовало им, по закону, употреблять опресноки ( Лев. 23:7 , Втор. 18:8 . Неем. 13:15–19 ). Притом, по словам упомянутых евангелистов, в день в онже подобаше жрети пасху, ученики Спасителя только приступали к нему с вопросом, где приготовить пасху, а первый день опресноков начинался уже по совершении пасхи ( Исх. 12:15,16 . Лев. 23:5–7 ) 426 . Посему, выражение одного из евангелистов тех: прииде же день опресноков надобно разуметь так: «прииде значит здесь приближался, был при дверях», а выражение прочих двух: в первый день опресночный – так: «в день, предшествовавший празднику опресноков» 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

413 «Что касается, – говорит г. Невоструев, – до употребления латинских слов в древнем славянском переводе: олтарь ( Мф. 23, 35 ; втор. Страст. на утр. и в месяцесл. сент. 5, равно и Лк. 11, 51 ; четв. 7 нед.), гречески, латински ( Мф. 19, 19 ; сент. 14 на лит.), оцет ( Ин. 19, 29, 30 ; Евангелие страст. 9-е и в Великий Пяток на 9 часе) – то слова (алтарь, греки, латиняне (греч.)) вошли в средневековый греческий язык (см.: Дюканжа Glossarium mediae et innmae graecitatis (185)), а «оцет» чрез готское akcit – в древний славянский (Буслаева О влиянии христианства на славянский язык. С. 115, 116 (20)). И что таковые слова у переводчиков происходили не от употребления Вульгаты, а из народного языка, показывает следующее несоответствие перевода «оцтаный» тексту Вульгаты: Мк. 15, 23 (Ев. страстное 6-е) во всех списках: И даяаху ему пути оцьтано вино (Вульг.: myrrhatuni vinum); слич. в Церк. словаре Востокова: «Оцьтьство, коим Иоанн экзарх перевел греч. (кислота (греч.))» (О перев. Еванг. в Кирилло-Мефод. сборн. 223 (56)). 414 Митрополит Евгений и Калайдович (Слов. дух. писат. в России. 2. С. 66–76 (35); Иоанн, екс. Болгарский. С. 8 (48)). 415 Иорнанд (De origine Gothorum. P. 127 (211)), Чаплович (Slavonien und Kroatien. Teil 1. S. 212–220 (179)). 416 Копитар (в Glagolita Clozian. (201)) и Гримм (в предисловии к Сербской грамматике Вука Стефановича, изд. в Лейпциге в 1824 г. (212)). 418 Шлецер, Шафарик (в Славян, народопис. С. 31–34 и 44. Москв., 1843 (139)), Венелин, Востоков, Погодин, Шевырев, Максимович, Новицкий, Априлов, Бодянский и многие другие. 423 Журн. Мин. народ, проев. 1843, 6 – о древнейшем свидетельстве, что церковно-книжный язык есть славяно-болгарский. С. 134; снес.: 137–146 (18). 426 Опыт сличения его языка с языком разных списков славянской Библии сделал Калайдович. С. 29–37 (48). Читать далее Источник: История Русской церкви/Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 1. - 1994. - 406, с., л. ил.; Кн. 2. – 1995. - 702, с., л. ил.; Кн. 3. – 1996. – 702, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 1. - 1996. - 590, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 2. – 1996. - 468 с.; Кн. 5. – 1996. - 559 с., л. ил., факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сие сказание написано очевидцами страданий св. Феодорита, как это видно из следующих их слов (п. 5.): «быв в Антиохии при дворе, по всей истине мы описали, что сделано было с рабом Божиим Феодоритом, в девятые календы апреля.» О Феодорите упоминает также Созомен L. V. с. 8. слич. и Феодорита Н. Eccl. L. III . с. 12. 9. Страдание св. мученик четыредесяти, в Севастии Арменстей мученных (в нач. 4 в.). Из Метафраста, Еводия, Епископа Кесарийскаго и проч. –Известное под именем Метафраста повествование в лат. переводе у Сурия 9 март. и в «Деяниях Святых» 10 марта, стр. 22. Описание мученичества 40 св. мучеников Севастийских в некоторых рукописях греческих приписывается Еводию, преемнику св. Василия В. на Кесарийском престоле (Vossius in notis ad S. Epbrm. Orat. in 40 martyres 1675. p. 737.). Достоверность сего описания подтверждается словом св. Василия В. на память 40 мучеников (Твор. св. Василия В. част. 4. стр. 295.) и «словами» других проповедников четвертого столетия, как-то: Пр. Ефрема Сирина , св. Григория Нисского , и на Западе Гавденция Бриксийского (Бресчии). Patrolog. cursus Т. XX. Opp. Gaudentii р. 959. 10. Память Пр. Анастасии, преименованныя в мужестем образе Анастасием скопцом (во втор. полов. 6 в.). Не сказано, откуда. – В «Деяниях Святых» то же самое из греч. миней в лат. переводе 10 март. стр. 41. Жизнеописатель говорит, что монастырь, устроенный Пр. Анастасиею близ Александрии, существует и доселе, т. е. до его времени. Можно думать, что это сказано до водворения Сарацин в Египте и усиления монофелитов (в 7 в.). 11. Страдание священномученика Пиония, пресвитера Смирнскаго и иже с ним (251 г.). От Метафраста и четьи сокращенне. – В «Деяниях Святых» 1 февраля стр. 40 и Руинарта. Т. I. стр. 323. три списка разнящиеся между собою полнотою и в некоторых выражениях. Один из этих списков приписывается Метафрасту.      . Евсевий (кн. 4. гл. 15.) кратко повторяет истории страдания Пиония, но совершенно согласно с дошедшими до нас описаниями. Между ними приписываемое Метафрасту яснее представляет признаки современности описываемым событиям. Так (п. 1.) в начале сочинитель говорит:... «он (Пионий) был апостольским мужем в наши времена.» – (п. 11.). «он указывал на Асклепиада, который находился вместе с нами. " (п. 22,): «мы, присутствовавшие при сем, видели его (Пиония) таковым.» В том, или другом виде, история мученичества св. Пиония есть один из драгоценнейших памятников церковной древности. Наши четьи-минеи с буквальною точностию передают повествование известное с именем Метафраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010