Душа, которая обратится к вызывателю мертвых и к волшебнику, чтобы блудно ходить в след их, против нее Иегова обратит лице свое и истребит ее из своего народа, 1183 Лев.20:6 . Наконец, должен умереть всякий пророк, который осмеливается говорить слово во имя Иеговы, какого Иегова не повелевал ему говорить, или который говорит во имя других богов, Втор.18:20 . Отдел третий – Политическое положение Израиля между другими народами Уже патриархи входили с племенами Ханаана в международные отношения, когда они, для обеспечения своего существования в обещанной им в наследие, но еще не данной в действительное владение, земле, заключали союзы и договоры с жителями земли и с князьями их, Быт.14:13; 21:27,32; 26:28; 31:44 . И Моисеево законодательство учит Израиля не только почитать и любить чужих, Исх.22:20; 23:9 ; Лев.19:33 ; Втор.10:17–19 , но также признавать другие народы в своей области. Моисеев закон неоднократно подтверждает израильтянам также истребить подвергшиеся суду божию племена ханаана за их мерзость 1185 и не заключать с ними никакого союза ( Исх.23:32; 34:12 и д.; Втор.7:1 и д.); он не запрещает в случае надобности ходить и обыкновенною войною на остальные народы – Едомитян, Аммонитян и Моавитян и завоевывать их земли, Втор.2:4 и д. 9 и 19. Вообще Израиль не должен был ходить для завоеваний, но, живя в своей земле мирно, должен был заботиться о служении своему Богу и пользоваться ее благами. Сообразно с тем в законе нигде не запрещается завязывать дружественные и мирные отношения с другими народами или также хранить с ними мир чрез союзы и договоры. Так Давид вступил в дружественные отношения с Тирским царем Хирамом ( 2Цар.5:11 ), с Аммонитским царем Вагоном ( 2Цар.10:2 ), и Соломон заключил союз с Хирамом для получения от него материала и архитектора, для построения храма ( 3Цар.5:15 и д.), нисколько не отвергая и не подвергая опасности этими договорами и союзами свое феократическое положение. 1186 Точно также не было запрещено Израильтянам торговое сношение с другими народами, хотя они не должны были сделаться торговым народом (Слич. § 128). Закон ясно дозволяет брать проценты с иностранцев ( Втор.23:20 ) и предполагает меркантильные отношения к ним, когда, наприм. обещается израил. народу, что он будет давать взаймы многим народам ( Втор.15:6 ). Он ограничивает сношение с иностранцами только настолько, насколько было необходимо, чтобы Израиль соответственно своему назначению был огражден против обольщения идолослужением и ниспадения в языческую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Это первоначальное богоустановление, по которому брак есть неразрушимая и нерасторгаемая связь двух в одну плоть ( Быт.2:24 ; Мф.19:4 и д.; Есф.5:2 ), было возмущено грехом. Уже каинит Ламех взял себе двух жен ( Быт.4:19 ), и у патриархов ( Быт.29:16 и д. 26:34) мы находим обычай рядом с законною женою брать еще наложниц, чтобы с ними, особенно при неплодородии жены преумножать потомство ( Быт.16:3; 22:21; 30:3 и д.; 36:12). Этот основывающийся на древней практике многих древних народов факт 850 не был запрещен даже Моисеевым законом, который не возвышает моногамии до единственно правильной нормы брака, но старается только ограничить двоеженство и многоженство, – косвенным образом уже чрез предписание будущему царю не брать многих жен ( Втор.17:17 ), прямым образом чрез запрещение брать в жены вместе двух сестер ( Лев.18:18 ) и предпочитать в рождении детей одну жену другой ( Втор.21:15 и д.), наконец, чрез определение не поступать с купленною как с рабою, если она была назначена в жену для сына, но поступать с нею как с дочерью, и в случае, если сын имел бы еще другую жену, то первую не лишать содержания, одежды и супружеского сожития, в противном случае она должна быть освобождена без выкупа ( Исх.21:7–10 ). Но еще более должна была проясняться в сознании народа идея и богоопределенное отношение брака строгостью, с которою закон запрещает под опасением наказания нецеломудрие, блуд и кровосмешение, запрещает брак с идолопоклонниками – ханаанитянами и старается различными определениями ограничить развод, который позволяется человеку только по его жестокосердию (Мф.19:8), а также указанием на первоначальное богоопределение ( Быт.1:27; 2:18 и д.), изображением худых последствий, какие уже принесли патриархам двоебрачие и многобрачие и религиозным значением моногамии, как образа соединения Иеговы с Израилем, уже в законе указанного в общих выражениях, и яснее развитого пророками ( Ос.2:18 ; Ис.50:1 ; Иер.2:2 ; Иез.16:8,23 ). 851 Таким образом, помимо законного предписания духовным влиянием откровенной истины брак получал в глазах народа высшее нравственное значение, как священный, заключенный пред Богом союз ( Мал.2:14 ) и израильтяне научались дорожить доброю женою, как сокровищем и как даром Божиим ( Притч.12:4; 18:22; 19:14; 31:10 и д.; Сир.26:1 и д.). Таким образом мы находим, что в большинстве случаев только знатные и богатые люди имели двух или более жен ( Суд.8:30 слич. 10:4; 12:9,14; 1Цар.1:2 ), а большие гаремы содержали только цари ( 2Цар.5:13 ; 3Цар.11:2 ; 2Пар.11:21; 13:21 ); простые же израильтяне большею частью довольствовались одною женою, так что моногамия, вообще говоря, была господствующею во все времена и особенно сделалась такою после плена, Тов.1:11; 2:11; 8:4 ; Дан.13:63 ; Мф.18:25 ; Лк.1:5 ; Деян.5:1 и др. 852 § 107. Запрещенные браки

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

19. Разжизает лжы свидетель неправедный и насылает суды (производит тяжбы) посреде братий. Речь все идет о коварном человеке. Он разжизает лжы. О лживости его было упомянуто в предыдущем стихе; но там разумелась лживость вообще, здесь же говорится о лжи пред судом. Злокозненный человек в качестве неправедного свидетеля является пред судом и здесь разжизает лжы. На суде он не довольствуется оклеветать в чем-нибудь в одном невинного человека, но нагромождает одно обвинение на другое, старается увеличить виновность обвиняемого прибавлением одного лжесвидетельства к другому, подобно тому, как для усиления огня в костре подкладывают в него одно за другим полено. Поистине разжизает лжы. Этого мало: для того, чтобы быть лжесвидетелем пред судом, он возбуждает наперед раздор между ближними, вооружает одних против других наговорами и клеветами, с тем чтобы они перенесли свое дело в судилище. Особенно он любит производить тяжбы между братиями, между близкими родными. Он знает, что, по пословице, «брат на брата пуще супостата». Он радуется этому, и своим вмешательством в их вражду только усиливает ее. 20. Сыне, храни законы (заповеди) отца твоего и не отрини наказания матери твоея. Наставление, содержащееся в этом стихе, имеет связь не с предшествующими стихами, а с последующими, входящими в состав новой паремии. X. Паримия в пяток второй седмицы Великого поста. (Притч. VI, 20–35.) В сей паремии внушается отвращение к прелюбодеянию. Гл. VI, 20. Сыне, храни законы (заповеди) отца твоего и не отрини наказания (уставы) матери твоея. По закону Моисееву родители обязаны быть вместе учителями своих детей, должны не только сами содержать в сердце заповеди Божии, но и детям возвещать о них ( Втор. 6:7 ). Соломон напоминает своему ученику, чтобы он не забывал заповедей закона Божия, преподанных ему в детстве отцом и матерью, хранил их в сердце и руководствовался ими во всех обстоятельствах жизни. 21. Навяжи же я на твою душу присно и обяжи их о твоей выи. «Навяжи я… присно». Пусть заповеди Божии, преподанные родителями, постоянно будут присущи душе твоей; пусть мысль о них неотвязчива будет от ума твоего и нудит тебя к исполнению обязанностей, в них указываемых. – «Обяжи их о выи твоей»: мысль та же, что и в предшествующем полустишии, т.е. пусть они будут у тебя на виду постоянно, ни на минуту не отвлекай от них внимания, не спускай с них глаз, подобно тому, как цепь с твоею печатью, спускающаяся на твою грудь с шеи, всегда у тебя пред глазами (слич. гл. III, 3 и толкование на этот стих в паремии в четверг 1-й седмицы В. поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слич. Евр. 11:23 ). Родословие описывается ( Исх. 6:16–20 ). При дворе царя Египетского воспитан был ( Исх. 2:10 ). Св. Стефан свидетельствует, что он был весьма учен ( Деян. 7:22 ). Из Египта, презрев достоинство и придворное счастие ( Евр. 11:24–27 ), убежал к Иофору, священнику Мадиамскому, с дочерью которого сочетался браком ( Исх. 2:15–21 ). Изведение Иудеев из Египта ему препоручено непосредственно от Бога ( Исх. 3:4 ), которое и исполнил со многими чудесами ( Исх. 12:1 сн. Евр. 11:28 ). Главным вождем Иудеям от Бога определен был ( Исх. 14:31 ). Обращение его с Богом было такое, какого никто из смертных не имел ( Исх. 33:11 ; Чис. 12:6–8 Втор. 34:10 ). Священнейшие и чудодейственные дела его описаны в тех книгах, которыя он нам оставил. Он был весьма великого благочестия, непоколебимости и терпения ( Чис. 12:3, 7 ). Житие свое, душевными и телесными силами невредимый, до 120 лет продолжил ( Втор. 34:7 ), из которых 40 лет провел при дворе Египетском ( Деян. 7:23 ), 40 лет – в побеге Мадиамском и 40 лет – в управлении народом Иудейским. В пустыне Син впал в некое искушение ( Чис. 20:12 ), и за сие вне Хананеи или Палестины на горе Фазге умер ( Втор. 34:1–5 ). Был ясным прообразованием Христа ( Втор. 18:15–18 . сн. Деян. 3:20–23 ). Моисей, как писатель, древнее всех, от коих остались нам писания: он жил и писал за 500 лет до Гомера (Там же). Вопр. Что должно знать о той книге, в которой св. Моисей преподал нам религию патриархальную? Отв. Книга сия есть первая из священнейших, богодухновенных, канонических, т. е. правильных, которые называются правильными-каноническими потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Эта книга Бытия. Она написана от Моисея не во время странствования его в земле Мадиамской, но по изведении Израильтян из Египта. Ибо прежде онаго призвания на Хориве не был еще он назначен во пророка. Книга Бытия написана от Моисея для того, чтобы предать памяти начало всех созданных вещей; также – греха и спасения истинного; обновить в мире истинное познание и почитание истинного Бога, неба и земли Творца, вместо Которого стали почитать идолов; показать родословие Мессии, начало Церкви и различное оной чрез многие веки приращение; известить народ Божий о предках его и об обетованиях, данных им, и возбудить оный к вере и непорочной жизни; притом сохранить в известности, для чего Бог, оставя другие народы, обратился к Аврааму и его поколению (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

б) или указывается Божеское прославление Иисуса Христа, не только по Божескому достоинству Единородного от Отца, но и по тому, что Он смирил Себя, ради нашего спасения сделавшись человеком, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:8–11 ; слич. Евр.2:9 ). Хотя в сем изречении, слова: дарова Ему имя и т. п., относятся не собственно к Божескому естеству Иисуса Христа, но к воспринятому Им и в Нём соединённому с Божеством, человеческому естеству; надобно однако ж заметить, что такое усвоение имени, очевидно, Божеского, не возможно было бы при предположении одного только человеческого в Нём естества. Иначе сие было бы языческим обоготворением сотворённого существа. Теперь рассмотрим изображённые в посланиях апостольских действия, в которых выражается благоговение святых апостолов пред Божественным Лицом и достопокланяемым именем Иисуса Христа. К сим действиям относятся: 1 . Призывание имени Господа Иисуса Христа, о чём часто упоминается в писаниях апостольских. А призыванием имени ещё в Ветхом Завете означалось исповедание имени Бога истинного и молитва к Нему. См. Быт.12:8, 13:4, 21:33, 26:25, 33:20 ; Втор.12:5, 11, 14:23–24, 16:2, 17:8, 28:10, 32:3 ; Ис.64:7, 65:1 ; Иер.7:11 ; Плач.3:55 ; Варух.3:7 ; Иоил.2,32 . Соф.3:9 ; Зах.13:9 ; Иов.5:8 . Пс.74:2, 79:19, 114:3, 115:4 . В таком же значении надобно принимать и призывание имени Иисуса Христа, т. е. в значении исповедания Его истинным Богом и молитвы к Нему, в следующих местах: ( Деян.9:13–14 ), где описывается, как Анания, выслушав, от явившегося ему Господа Иисуса Христа в Дамаске, повеление идти к Савлу, чтобы преподать ему крещение, ответствовал: Господи, слышах от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей связати вся нарицающыя (всех призывающих) имя Твое (слич. Деян.9:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что мудрость полезнее физической силы, это видно из многих опытов. Так в случае войны благоразумный муж может оказать важнейшие услуги согражданам, нежели самый храбрый воин. В книге Экклезиаст это подтверждается следующим примером: «некогда к небольшому городу подступил великий царь и обложил его, и произвел против него большие осадные работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростию этот город» ( Еккл. 9:14–15 . Слич. 2Цар. 20:15–22 ), – т.е. умел дать добрый совет для отражения неприятеля. Равным образом, муж, имеющий разумение, – рассудительный, – лучше земледельца великого. Здесь сравнивается умный хозяин с трудолюбивым рабочим (великим земледельцем). Первый своими благоразумными распоряжениями, уменьем распоряжаться работами, больше принесет пользы хозяйству, чем последний, если при всем трудолюбии у него недостает уменья правильно и вовремя работать. XXXI. Паримия в пятницу шестой седмицы Великого поста. (Притч. XXXI, 8–31). В сей паремии предлагается наставление царю, затем изображаются достоинства доблестной жены. Гл. XXXI, 8. Сыне, отверзай уста твоя слову Божию, и суди вся (всех) здраво. Это одно из наставлений матери своему сыну царю (ст. 1). Царь есть верховный судия в своем царстве и, как судия, он должен быть образцом правосудия. Он должен отверзать свои уста слову Божию, т.е. изрекать судебные приговоры согласно с словом или законом Божиим, который заповедует судиям помнить, что они призваны производить суд не от своего лица, а от лица Божия, от лица Судии всех Бога, чуждого лицезрения, и чтобы, помня это, были беспристрастны, чужды предубеждения в пользу одних и против других ( Втор. 1:17 ). – «Суди всех здраво», – всякого, кто бы ни был, богатый или бедный, знатный или незнатный, суди здравомысленно, не ослепляясь пристрастием к одному и предубеждением против другого. 9. Отверзай уста твоя и суди праведно, рассуждай же убога и немощна. В правосудии нуждаются особенно лица, терпящие притеснения от богатых и сильных, как-то убогие, т.е. бедные, и немощные, или беспомощные, именно вдовы, сироты, пришельцы. Если все эти лица, притесняемые богатыми и сильными, пожалуются тебе на своих притеснителей, то отверзай уста твоя для произнесения праведного суда. – «Рассуждай убогого и немощного», т.е. внимательно рассматривай жалобы их, и если они окажутся справедливыми, вступись за них, не допусти, чтобы безнаказанно обижали их богатые и сильные. – Закон Моисеев повелевает проклясть того, кто превратно судит пришельца, вдову и сироту ( Втор. 27:19 ). Это одно из преступлений, за которые Господь грозит иудеям опустошением их государства и рассеянием их по лицу всей земли ( Ис. 10:1–4 ; Иез. 22:7, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иногда у Пророков обетованный Спаситель изображается под образом великого Пастыря, которому приписываются величие и могущество Царя. Так: У Пророка Исаии пришествие на землю Господа Спасителя предсказывается в таких чертах: «Господь с крепостью идет; и мышца Его со властию: ce мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Аки пастырь упасет паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцы (и в недре Своем понесет, – прибавл. с Евр.), и имущия во утробе утешит (и доящих кротко поведет)» ( Ис. 40:10–11 ). У Иезекииля говорит Бог: «и раб Мой Давид Князь среде их, и Пастырь един будет всех, яко в заповедех Моих ходити будут, и суды Моя сохранят, и сотворят я... и Давид раб Мой Князь их будет во век ( Иез. 37:24–25 , слич. Иез. 34:23 ; Мих. 5:4 ; Зах. 13:7 ). Царство Иисуса Христа не есть земное, но духовное Царство Иисуса Христа состоит не во внешнем обладании странами и народами и не во внешнем величии, подобно обыкновенным царствам; но в духовном владычестве Его, на земле и на небе, над всеми искренно и благоговейно прославляющими Его как Спасителя, Владыку и Бога всяческих, – и участвующими в благодатных дарах Его. 1 . Неземное величие царства обетованного Царя Спасителя ясно раскрыто было и в Ветхом Завете. Ибо в нём обетованный Царь – Спаситель с одной стороны изображается в необыкновенном величии, а с другой – в необыкновенном уничижении. а) Обетованный Мессия и Царь уже в первом благовестии, данном Адаму по падению, изображается Победителем не внешнего врага, но того духовного, который подверг искушению прародителей, скрывшись в видимом змее ( Быт. 3:15 , сл. Откр. 12:7 и далее). б) В обетованном Царе Мессии обещано было благословение всем племенам земным ( Быт. 12:2–3 и др.), и показаны свойства такого Царя, который должен был пользоваться чрезвычайным благоволением Божьим, неограниченным могуществом и другими высокими и Божественными совершенствами ( Ис. 9:6–7 ; Ис. 11:1 и далее). в) Сей Царь есть вместе великий Пророк, за неповиновение Которому Бог угрожал страшным мщением ( Втор. 18:18 ), Который Сам возвещает повеления Господня ( Пс. 2:7 ), и в то же время Он – вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Слич. Числ. 33:3 ): а это было уже на другой день после того, как Спаситель совершил вечерю, на которой установил Евхаристию. Наконец – г) изображая осуждение Спасителя на крестную смерть Пилатом, евангелист Иоанн повествует, что это случилось около шестого часа пятка пасхи ( Ин. 19:14 : παρα­σκεβη του πασχα), а пятком Пасхи был иудеев день (с 6 часа утра до 6 вечера), приготовительный к пасхе, в вечеру которого следовало совершать ее: каковым днем отнюдь не могла быть суббота, день покоя; а потом говорит, что иудеи в тот же пяток просили у Пилата дозволения снять распятых, и действительно сняли тело Спасителя ( Ин. 19:31 ), без сомнения потому, что вечер пятка принадлежал у них субботе, и что след. они не могли сделать этого ни в вечер пятка сего, ни тем паче – на другой день, в субботу: бе бо велик день тоя субботы ( Ин. 19:31 ) 424 . «Спаситель, говорим, установил Евхаристию не в первый день опресноков, след. не на опресноках». Евангелисты Матфей, Марк и Лука говорят, по-видимому, не в пользу настоящего положения 425 . Но не они же ли свидетельствуют, что на другой день после установления Евхаристии Спаситель был судим и осужден в полном собрании синедриона ( Мф. 27:1, 2 . Мк. 15:1 . Лк. 22:66 ); что в то время, когда Он был на кресте посреди двух злодеев, архиереи и книжники и старцы не только присутствовали на Голгофе, но и ругались над распятым Господом славы ( Мф. 27:41 . Мк. 19:31 ); что Иосиф купил плащаницу для обвития тела Господня ( Мк. 15:46 ), а жены припасли ароматы и миро для помазания его ( Лк. 23:56 )? Все эти события такого рода, что иудеи никак не могли совершить их в первый день пасхи, в вечеру которого следовало им, по закону, употреблять опресноки ( Лев. 23:7 , Втор. 18:8 . Неем. 13:15–19 ). Притом, по словам упомянутых евангелистов, в день в онже подобаше жрети пасху, ученики Спасителя только приступали к нему с вопросом, где приготовить пасху, а первый день опресноков начинался уже по совершении пасхи ( Исх. 12:15,16 . Лев. 23:5–7 ) 426 . Посему, выражение одного из евангелистов тех: прииде же день опресноков надобно разуметь так: «прииде значит здесь приближался, был при дверях», а выражение прочих двух: в первый день опресночный – так: «в день, предшествовавший празднику опресноков» 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Окончился и последний день пред страданиями Господа Иисуса. Он уже совершил тайную вечерю с учениками. И в нощь по вечери, когда злоба ада уже ополчила злоумышленников на Христа Господня, когда Иуда, ученик вероломный и предатель, открыв сатане вход в сердце свое, уже сделался предводителем нечестивого соборища, – когда искавшие убить Начальника жизни ( Деян. 3:15 ) с оружием и дрекольми уже шли к месту предсмертных и молитвенных подвигов Господа, – когда уста хулителей уже разверзались, древо крестное устроялось: в сие самое время, лютое и мрачное, Господь Иисус возвел очи Свои на небо, и торжественным гласом воззвал: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя! Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть ( Ин. 17:1, 4, 5 ). Предваряя учеников Своих о наступающем, как бы уже о наступившем, Он возвестил о славе креста Своего: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися в Нем! Вот что слышится из уст самого Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа о кресте Голгофском! До Его восшествия на крест, это древо позорной и лютой казни было древом проклятия для всякого, кто ни подвергался осуждению на распятие, по реченному в законе Божием: проклят есть от Бога всяк висяй на древе ( Втор. 21:23 ). Но то же самое древо креста, с его смертными ужасами, для распятого на нем Христа Богочеловека послужило величественным и достойным орудием к прославлению Его и, по воспринятому человечеству, Божественною славою. Древо креста послужило орудием и к откровению богатства славы Бога Отца, по собственному слову Христову: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем ( Ин. 13:31 . Слич.  Еф. 1:2–7, 2:7 ). Итак, древу проклятия, со дня и часа распятия Христова, суждено быть провозвестником на все времена и веки Божественной славы. Не дивное ли это явление славы? Преизобильное богатство славы Божией является на кресте в преизбытке страданий Сына Человеческого! Не дивный ли и провозвестник славы? О вечной Божественной славе проповедует крест, обагренный кровью Голгофского Страдальца. 2. Изъяснительные слова Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

413 «Что касается, – говорит г. Невоструев, – до употребления латинских слов в древнем славянском переводе: олтарь ( Мф. 23, 35 ; втор. Страст. на утр. и в месяцесл. сент. 5, равно и Лк. 11, 51 ; четв. 7 нед.), гречески, латински ( Мф. 19, 19 ; сент. 14 на лит.), оцет ( Ин. 19, 29, 30 ; Евангелие страст. 9-е и в Великий Пяток на 9 часе) – то слова (алтарь, греки, латиняне (греч.)) вошли в средневековый греческий язык (см.: Дюканжа Glossarium mediae et innmae graecitatis (185)), а «оцет» чрез готское akcit – в древний славянский (Буслаева О влиянии христианства на славянский язык. С. 115, 116 (20)). И что таковые слова у переводчиков происходили не от употребления Вульгаты, а из народного языка, показывает следующее несоответствие перевода «оцтаный» тексту Вульгаты: Мк. 15, 23 (Ев. страстное 6-е) во всех списках: И даяаху ему пути оцьтано вино (Вульг.: myrrhatuni vinum); слич. в Церк. словаре Востокова: «Оцьтьство, коим Иоанн экзарх перевел греч. (кислота (греч.))» (О перев. Еванг. в Кирилло-Мефод. сборн. 223 (56)). 414 Митрополит Евгений и Калайдович (Слов. дух. писат. в России. 2. С. 66–76 (35); Иоанн, екс. Болгарский. С. 8 (48)). 415 Иорнанд (De origine Gothorum. P. 127 (211)), Чаплович (Slavonien und Kroatien. Teil 1. S. 212–220 (179)). 416 Копитар (в Glagolita Clozian. (201)) и Гримм (в предисловии к Сербской грамматике Вука Стефановича, изд. в Лейпциге в 1824 г. (212)). 418 Шлецер, Шафарик (в Славян, народопис. С. 31–34 и 44. Москв., 1843 (139)), Венелин, Востоков, Погодин, Шевырев, Максимович, Новицкий, Априлов, Бодянский и многие другие. 423 Журн. Мин. народ, проев. 1843, 6 – о древнейшем свидетельстве, что церковно-книжный язык есть славяно-болгарский. С. 134; снес.: 137–146 (18). 426 Опыт сличения его языка с языком разных списков славянской Библии сделал Калайдович. С. 29–37 (48). Читать далее Источник: История Русской церкви/Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 1. - 1994. - 406, с., л. ил.; Кн. 2. – 1995. - 702, с., л. ил.; Кн. 3. – 1996. – 702, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 1. - 1996. - 590, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 2. – 1996. - 468 с.; Кн. 5. – 1996. - 559 с., л. ил., факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010