Происхождение малого входа таково. В глубокой древности Евангелие хранилось не на престоле, а в особом сосудохранилище. Древний храм имел особые отделения, не соединенные с алтарем: προθεσις=«професис» — предложение, где находился жертвенник и «диаконикон» — или ризница. Когда наступал момент чтения Евангелия, священнослужители торжественно выносили его из сосудохранилища, где оно постоянно находилось, и переносили его в алтарь. В настоящее время малый вход с Евангелием уже не имеет своего прежнего практического значения, но зато имеет большое символическое значение: он изображает шествие Господа Иисуса Христа в мир на евангельскую проповедь выход Его на общественное служение человеческому роду. Предносимый Евангелию светильник символизирует св. Иоанна Предтечу. Возглас «Премудрость прости» означает следующее: « Премудрость » — выход Господа Иисуса Христа на проповедь это явление Премудрости Божией миру, в знак сугубого благоговения перед чем мы должны стать « прости », то есть «прямо», «благоговейно», ничем не развлекаясь, смирно, прилежно вникая в это великое дело Божественной премудрости. В воскресные и будничные дни, а также в Богородичные праздники, когда не поются праздничные антифоны, «входным стихом» служит песнопение, которое и поется тогда сразу после возгласа диакона «Премудрость прости»: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу:, к чему присоединяется припев соответствующего дню антифона: в будни: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия ти: Аллилуиа, в Богородичные праздники: Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия ти: Аллилуиа, в дни воскресные — Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия ти: Аллилуиа. Если есть Входной стих, то в таком случае, хор поет сразу тропарь праздника. (При архиерейском служении, архиерей стоит на кафедре, а начиная с малого входа он входит в Алтарь и далее участвует в совершении литургии). Пение тропарей и кондаков Сейчас же вслед за входом и входным стихом начинается пение Тропарей и кондаков , по особому чину, указанному в Типиконе, особенно в 52–ой главе. Это на литургии почти единственное место, посвящаемое памяти дня . Группа тропарей и кондаков старается обнять все памяти, соединенные с днем совершения литургии в знак того, что литургия совершается о всех и за вся . Поэтому на литургии в будничные дни поются Тропарь и кондак седмичного дня, которые ни на вечерни, ни на утрени, ни на часах не поются. Тут же поются Тропарь и кондак храма , которые также не поются на других суточных службах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

После, вознесения Спасителя на небеса, апостол и Евангелист Лука написал две иконы Божией Матери с предвечным младенцем и представил их пред лице Богоматери. Пресвятая Богородица пречистыми устами изрекла тогда следующие слова: «Благодать рождшагося из Меня и Моя будет с этими иконами». Св. Лукою написаны еще две иконы – св. апостолов Петра и Павла (Четьиминей окт. 18 дня). Все сказанное о св. иконах достаточно может вразумить новообращенных иудеев к пониманию важности их. Глава XXII. О православном Богослужении Не многие из крещеных евреев знают, что значит Православное Богослужение? Что читают и поют в церкви и какой смысл имеет каждое священнодействие, совершаемое в ней? Да откуда знать все это иному новообращенному иудею в христианство, когда не каждый и, природный христианин в состоянии ответить на подобные вопросы. Тем не менее большая разница между первым и вторым. Природный – православный христианин любит ходить в церковь и, слыша часто Богослужение, совершаемое в ней, может хоть чему-нибудь научиться; наш же брат, крещеный еврей, повторяю, из чего может знать о Православном Богослужении, когда иной и не считает особенно нужным бывать в церкви. «Что ходить в Церковь , сказал нам однажды крещеный еврей? Слушать, как дьячки «препельт – бормочет». Так может говорить только тот, кто нисколько не понимает, в чем заключается Православное Богослужение и кто совершает оное. А потому считаю нужным сказать хоть несколько слов об этом свящ. предмете. Православное общественное Богослужение состоит, главным образом, из трех служб – вечерни, утрени и обедни. Такой порядок времени совершения Богослужения должен быть близок сердцу Израиля, ибо он напоминает ему время служения ветхозаветной церкви, именно; повечерие (минхэ), возжигание фимиама, вечерню (марэв) – жертву вечернюю и утреннюю службу (шахрас). Вообще православное Богослужение совершается как некогда у древних израильтян, непременно священником, облаченным в священные одежды и в свящ. храме, а не в простом доме, как у современных евреев; в службе помогают священникам дьяконы, по примеру ветхозаветной церкви, в которой дьяконов заменяли левиты, помогавшие священникам при Богослужении. Не буду объяснять вечернего Богослужения отдельно, как оно совершается в будни, а укажу только на то, что совершается на всенощном, праздничном Богослужении, в котором вечерня соединяется с утреней. Это одно может достаточно уяснить важность православного Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Но когда Глеб начал работать во ВНИГНИ, то он уже в Среднюю Азию не ездил, потому что начал работать по научной тематике, связанной с нефтью и газом. Он ездил в командировки (и уже не такие длинные) в Урало-Поволжье на нефтегазовые месторождения. Надо сказать, что во всех экспедициях Глеб неизменно оставался самим собой. Он всегда носил с собой не только Евангелие, но и записную книжку, которую я ему сделала, когда он еще был студентом. По ней можно было составить службу. С одной стороны в этой книжке были написаны последования вечерни и утрени (какие псалмы читать и т. п.). А в другой половинке (она как бы из двух книжек складывается) были службы по гласам. И Глеб, где бы он ни находился, всегда в субботу и воскресенье вычитывал сколько можно, никогда не забывал праздников. Как протекала его жизнь? Во ВНИГНИ у него были разные отношения с сотрудниками. Большие трудности он испытывал, когда работал под руководством Д.А. Казимирова. Сперва они начали дружно работать. Дмитрий Александрович говорил: «Что ты, что я, мы одинаковы…» Потом Казимиров, наверное, почувствовал силу Глеба как ученого, у них получилось как «два медведя в одной берлоге». И здесь он, обнаружив болезненную ранимость Глеба, начал на него давить. Глеб был в очень тяжелом состоянии. Вскоре, слава Богу (не по молитвам ли родителей?) Глебу удалось уйти от Казимирова, и он получил самостоятельный отдел во ВНИГНИ. Продолжение следует… Мама Валя — Валентина Георгиевна Амбарцумова (в девичестве Алексеева), супруга свя­щенномученика Владимира Амбарцумова; скончалась в 1923 г. После смерти В.Г. Амбарцумовой ее близкая подруга М.А. Жучкова взяла на себя воспитание детей о. Владимира, которые называли ее мамой . Старший сын о. Глеба и Лидии Владимировны Сергей и его жена Анна погибли в автомобильной катастрофе 24 июля 2000 года. — Изд . Тутуновы — семья художника С.А. Тутунова; с семьей Калед их связывает многолетняя дружба. Ефимовы — православная семья, с которой Каледы поддерживают отношения в нескольких поколениях; М.Б. Ефимова была регентом в храме Преподобного Сергия Высокопетровского монастыря, когда там служил отец Глеб.

http://pravmir.ru/o-gleb-semya/

После вознесения Спасителя на небеса, Апостол и Евангелист Лука написал две иконы Божией Матери с предвечным младенцем и представил их пред лице Богоматери. Пресвятая Богородица пречистыми устами изрекла тогда следующие слова: «Благодать рождшагося из Меня и Моя будет с этими иконами». Св. Лукою написаны еще две иконы – св. Апостолов Петра и Павла (Четьиминей Окт. 18 дня). Все сказанное о св. иконах достаточно может вразумить новообращенных иудеев к пониманию важности их. О Православном Богослужении Но многие из крещеных евреев знают, что значит Православное Богослужение? Что читают и поют в церкви и какой смысл имеет каждое священнодействие, совершаемое в ней? Да откуда знать все это иному новообращенному иудею в христианство, когда не каждый и природный христианин в состоянии ответить на подобные вопросы. Тем не менее большая разница между первым и вторым. Природный – православный христианин любит ходить в церковь и, слыша часто Богослужение, совершаемое в ней, может хоть чему-нибудь научиться; наш же брат, крещеный еврей, повторяю, из чего может знать о Православном Богослужении, когда иной и не считает особенно нужным бывать в церкви. «Что ходить в Церковь , сказал нам однажды крещеный еврей? Слушать, как дьячки «препельт – бормочет». Так может говорить только тот, кто нисколько не понимает, в чем заключается Православное Богослужение и кто совершает оное. А потому считаю нужным сказать хоть несколько слов об этом свящ. предмете. Православное общественное Богослужение состоит, главным образом, из трех служб – вечерни, утрени и обедни. Такой порядок времени совершения Богослужения должен быть близок сердцу израиля, ибо он напоминает ему время служения ветхозаветной церкви, именно: повечерие (минхэ), возжигание фимиама, вечерню (марэв) – жертву вечернюю и утреннюю службу (шахрас). Вообще православное Богослужение совершается как некогда у древних израильтян, непременно священником, облаченным в священные одежды и в свящ. храме, а не в простом доме, как у современных евреев; в службе помогают священникам диаконы, по примеру ветхозаветной церкви, в которой диаконов заменяли левиты, помогавшие священникам при Богослужении. Не буду объяснять вечернего Богослужения отдельно, как оно совершается в будни, а укажу только на то, что совершается на всенощном, праздничном Богослужении, в котором вечерня соединяется с утреней. Это одно может достаточно уяснить важность православного Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

О службах, составлявших принадлежность и особенность церквей кафедрально-епископских, или об их вечернях и утренях подробные сведения сообщает нам Симеон Солунский . Службы эти по своему составу и по своему характеру весьма значительно отличались от нынешних наших, которые суть монастырские. Что касается до состава, то вечерня церквей кафедрально-епископских была следующая 698 : 1) начало, как на литургии: «Благословенно царство», 2) великая ектенья и 3) малая ектенья, между прошениями которых 4) три антифона с Трисвятым (под воскресения и праздники – большие, в будни – малые?), 5) Господи воззвах и вход, 6) по входу пение на амвоне хвалебных песней воскресения, 7) прокимен: «Господь воцарися», 8) ектенья сугубая и 9) ектенья малая. Состав таковой же утрени был: 1) «Благословенно царство», 2) ектенья великая, 3) пение трёх псалмов: «Господи, что ся умножиша,– Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю,– Се благословите Господа», на каждом стихе которых хоры попеременно: «Слава Тебе Боже», 4) ектенья малая, 5) непорочны с малой ектеньёй после каждой и вход из притвора, где совершалась предшествующая часть утрени, в самый храм, 6) входное аллилуйя, 7) псалом: «Благословите вся дела Господня Господа» и вся песнь трёх отроков, 8) Богородичен: «Тебе, необоримую стену» 699 . Относительно своего характера вечерня и утреня кафедрально-епископских церквей имели ту особенность, что они подобно литургии представляли собой сплошное пение, которое не прерывалось чтением, почему они, как особый класс служб, назывались песненным последованием ( σματικ λεγομνη κολουθα,– Симеон Солунский ); при этом с внешней стороны совершения и исполнения они были службами торжественными, которые принято было совершать целыми соборами священников, и которых пение составлено было так, что должно было исполняться более или менее многочисленными, вообще настоящими, хорами певчих 700 . Что такое были службы церквей приходских или их утрени и вечерни, положительно ничего неизвестно. Но со всей вероятностью следует думать, что они не представляли собой в собственном смысле особого класса от соответствующих служб монастырских, как службы церквей кафедрально-епископских, а были те же самые службы, только более или менее сокращённые, чем в монастырях; именно – со всей вероятностью следует думать, что монастыри, когда они явились, усвоили себе службы церквей приходских (а не кафедрально-епископских, как простейшие) и потом только более и менее удлинили их (и сверх того прибавили новые службы) 701 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Представляем очередное издание из серии «Коллекция журнала «ФОМА» Оглавление 1. Литургия Преждеосвященных Даров 2. О литургии Великого Поста и важности причастия Причастие без Литургии Как появилась Литургия Преждеосвященных даров Причастие в будни. Зачем? Спор о причащении младенцев 3. Размышления об истории и смысле Литургии Преждеосвященных даров 4. Последование Преждеосвященной литургии Час третий Час шестой Час девятый Последование Изобразительных Последование вечерни Вход с кадилом или с Евангелием Великий вход Перенос Святых Даров с Престола на жертвенник 5. Да исправится молитва моя 6. Ныне Силы Небесныя 7. От издателя Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/liturgiya-...

Рубрики Коллекции Литургия Преждеосвященных Даров — самая необычная служба Великого поста. Почему на ней нужно побывать? Многие православные христиане замечают, что именно это богослужение лучше всего передает «светлую печаль» Великого поста. 19.03.2024 Литургия Преждеосвященных Даров: в чем смысл этого особенного богослужения Великого поста? Великий пост — особое время в жизни Церкви, в том числе и богослужебной. В будни Великого поста не совершается полная литургия. Вместо нее по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Об особенностях этого удивительного богослужения, и о том, почему недостаточно причащаться даже раз в неделю, рассказывает игумен Силуан (Туманов). 28.02.2023 Митрополит Рязанский Марк рассказал, почему важно совершать Литургию Преждеосвященных Даров вечером В связи с началом Великого поста митрополит Рязанский и Михайловский Марк указал на важность совершения Литургии Преждеосвященных Даров именно в вечернее время, как это и положено по Уставу. 04.03.2020 Протоиерей Александр Шмеман. Литургия Преждеосвященных Даров Первые три дня Страстной недели — это время, когда последний раз в текущем году служится литургия Преждеосвященных даров. Это совершенно особенное богослужение, присутствие на котором дает возможность в полной мере проникнуться великопостным настроением Церкви. Об истории его появления и смысле писал протоиерей Александр Шмеман в книге «Великий Пост». 10.01.2018 Последование литургии Преждеосвященных даров В будние дни во время Великого поста в православных храмах совершается Литургия преждеосвященных даров, во время которой христиане причащаются Святых Даров, освященных на предыдущей полной литургии (обычно совершаемой в воскресенье). По сути Литургия Преосвященных даров — это составное богослужение, состоящее из часов, Вечерни (несмотря на то, что эта служба совершается утром) и части литургии без… 08.04.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/liturgiya-prezhdeosvy...

Ну, думаешь, теперь он отдохнет немного, до вечерни еще больше часу осталось. Да! Это нам так думается, что мы – за дверь, а старец – на отдых, но это далеко не так. Если день праздничный, то, выйдя от отца Никиты, видишь то там, то сям фигуры монахов или послушников. Зачем они здесь? Это так же, как и ты, страждущие от различных горестей и сомнений пришли искать советов и утешений старца. И шла братия к старцу, как к отцу, и в важных, серьезных случаях жизни, и в маловажных – всё и всех он выслушивал, всё с молитвою обдумывал и давал всех удовлетворявшие ответы. “Только, – говорил он, – если уж пришли ко мне, худоумному, за советом, то уж, ради Бога, и исполняйте, что говорю, ибо не от себя говорю я, а от Святого Писания (а оно от Духа Святого), от святых отцов и учителей Церкви и иногда лишь от собственного опыта. Даже если что и от себя говорю, то верю, что Господь, посылающий ко мне нуждающихся, не оставляет и меня, грешного, без наставления, как помочь им. Я очень грешный человек и непотребный, но ведь и Валаам и Каиафа пророчествовали по повелению Божию. Если идете за советом, то уж и исполнять его надо, а так себе искушать Бога грешно!” В будни посетителей у отца Никиты, конечно, бывало гораздо меньше, и вот эти дни он и проводил в молитвенных трудах и келейных поделиях, делая для себя все сам. В праздники же для келейной молитвы ему оставалась только ночь, и большая часть ее на то и уходила. Перед полунощницей (в понедельники или другие дни после праздников) случалось кое-кому из скитян и очень рано встать (в два часа ночи и раньше). Не спится, ну и пойдешь в ожидании четырех часов (когда в скиту начинается молитва) погулять кругом острова. Проходишь мимо избушки отца Никиты и слышишь, что он уж молится, громко читает или даже поет иногда. Значит, он или совсем не ложился, или встал чуть не в полночь: верно, накануне за посетителями не поспел своего правила выполнить, вот теперь и трудится. А может быть (да действительно так и было), он и всегда ночью вставал молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он долго молчал и о чем-то думал. Вероятно, после того, как я не оценил его замечания насчет костей и мертвецкой, ему казалось, что я сердит и не рад его присутствию. Вытащив из кармана колбасу, он повертел ее перед глазами и сказал нерешительно: – Извините, я вас побеспокою… У вас нет ножика? Я дал ему нож. – Колбаса отвратительная, – поморщился он, отрезывая себе кусочек. – В здешней лавочке продают дрянь, но дерут ужасно… Я бы вам одолжил кусочек, но вы едва ли согласитесь кушать. Хотите? В его «одолжил» и «кушать» слышалось тоже что-то типичное, имевшее очень много общего с характерным в лице, но что именно, я всё еще не мог никак понять. Чтобы внушить к себе доверие и показать, что я вовсе не сержусь, я взял предложенный им кусочек. Колбаса действительно была ужасная; чтобы сладить с ней, нужно было иметь зубы хорошей цепной собаки. Работая челюстями, мы разговорились. Начали с того, что пожаловались друг другу на продолжительность службы. – Здешний устав приближается к афонскому, – сказал я, – но на Афоне обыкновенная всенощная продолжается 10 часов, а под большие праздники – 14. Вот там бы вам помолиться! – Да! – сказал мой сожитель и покрутил головой. – Я здесь три недели живу. И знаете ли, каждый день служба, каждый день служба… В будни в 12 часов звонят к заутрени, в 5 часов к ранней обедне, в 9 – к поздней. Спать совсем невозможно. Днем же акафисты, правила, вечерни… А когда я говел, так просто падал от утомления. – Он вздохнул и продолжал: – А не ходить в церковь неловко… Дают монахи номер, кормят, и как-то, знаете ли, совестно не ходить. Оно ничего, день, два, пожалуй, можно постоять, но три недели тяжело! Очень тяжело! Вы надолго сюда? – Завтра вечером уезжаю. – А я еще две недели проживу. – Но здесь, кажется, не принято так долго жить? – сказал я. – Да, это верно, кто здесь долго живет и объедает монахов, того просят уехать. Судите сами, если позволить пролетариям жить здесь сколько им угодно, то не останется ни одного свободного номера, и они весь монастырь съедят. Это верно. Но для меня монахи делают исключение и, надеюсь, еще не скоро меня отсюда прогонят. Я, знаете ли, новообращенный.

http://azbyka.ru/fiction/dushechka-sborn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010