наз. «песненным чином», или придворно-соборным К-польским уставом. Этот последний чин не только в целом виде держался во многих храмах до XV в., но стремился приспособить к себе монастырские, студийско-иерусалимские, вечерню и утреню. Печать такого стремления носят на себе чины вечерни и утрени в некоторых Евхологигиях XII-XVI в. Вечерня в них имеет след. особенности. По Евхологиям XII в. (1153 г.) Синайск. библ. 973 и XIII в. Патмосской библ. 105, вечерня начинается возгласом «Благсловено царство»... По Евхологию в ркп. XVI в. Тифлисского Церуовно-археологического музея 450 в начале вечерни не указан предначинательный псалом, начинается она тремя «антифонами» с малыми ектениями и особыми молитвам на каждом из них. После «Господи воззвах» до стихир опять малая ектения, но своеобразного типа, в роде 2-й ектении верных на литургии («Миром Господу помолимся... О свышнем мире... О мире всего мира.... О святем храме сем... Заступи спаси... И о всех требующих у Бога помощи.. Пресвятую, пречистую... Яко подобает»...). Сугубая ектения «Рцем вси» положена на нынешнем месте ее – после прокимна и до «Сподоби Господи», – но имеет особый состав, тождественный, исключая 4 первые прошения, с нынешней великой, след. представляет из себя сугубую ектению и великую еще в периоде из соединения. по упомянутому Патмосскому Евхология XIII в., дающему вполне нынешний чин вечерни в ее праздничном виде, после возгласов великой ектении и трех малых положено «Мир всем», так что в течение вечерни оно повторяется 6 раз(при чем пред прокимном его произносит диакон); ср. (с. 419) медиоланский и мозарабский чин вечерни (см. выше 353 и 355 стр.). По упомянутому Синайскому Евхологию XII в. просительная ектения положена после «Ныне отпущаеши» и тропаря, а по Евхологию Тифлисского Ц.-арх. муз. на этом месте в праздничной вечерне указана ектения «Помилуй нас Боже...», а просительная пред «Ныне отпущаеши» (след. конец вечерни, как ныне в будни). Все указанные Евхологии размещают вечерние молитвы по всему составу вечерни на всех ектениях ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

двор за храмом креста – по аналогии с предыдущим), где снова совершается то же , что пред Крестом (конец вечерни – в третий раз). И подобным же образом подходят к руке епископа, как в Воскресении; так делают и пред Крестом и за Крестом. Везде висит множество огромных стеклянных лампад (candelae vitreae ingentes plurimae) и множество свещников (cereofala), как пред Воскресением, так и пред Крестом и за Крестом. Оканчивается же все это с сумерками (cum crebris). Такая служба (operatia) совершается ежедневно в течение 6 дней у Креста и в Воскресении». След. отличием вечерни от утрени, сообщавшим ей большую торжественность, было: а) сидение священнослужителей, т.е., чтения на ней (паремии); б) ектения диакона и в) лития в ближайшие свящ. местности, на которой повторялись последние важнейшие молитвы и обряды вечерни, как бы совершалась опять вечерня в сокращении. Паремии и лития и ныне составляют главное отличие вечерни. Лития, характерно называемая древне-славянскими уставами «исхожение», вызывается в практике этой церкви, очевидно, желанием помолиться во всех ознаменованных страданиями Христовыми местах, на месте самого распятия (почему в праздники она направляется и в отдаленные (с. 156) местности, за город), и связанными с ними воспоминаниями подогреть молитвенное одушевление. Замечательно, что лития не входит в другую церковь (в Мартириум), а совершается пред нею и за нею (как ныне – в притворе). Воскресное богослужение По Сильвии     Воскресная утреня отличалась от будничное прежде всего тем, что первая ее часть, совершавшаяся без епископа, отправлялась не в храме Воскресения, который в этот день открывался не ранее пения петухов, а в базилике возле этого храма. Епископ к утрене являлся не на рассвете, как в будни, а с первым пением петухов. С его только приходом открывался для народа храм Воскресения, обильно освещенный, и в нем начиналась как бы сызнова утреня (в будни епископ только продолжал или вернее заканчивал ее своими молитвами); пелось респонсорно три псалма – первый пресвитером, второй – диаконом, третий – клириком, за каждым из которых следовала молитва; на третьей молитве совершалось поминовением всех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вечерня. По-нашему, обыкновенному, исчислению времени, день начинается с утра, по церковному – накануне, с вечера. И не без основания в св. Церкви введен такой распорядок времени. Еще когда Господь Бог творил только мир, вечер предшествовал утру. Вот что сказано, например, о первых двух днях творения: «и сказал Бог: да будет свет; и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер и было утро; день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью и стало так. И назвал Бог твердь небом, и был вечер и было утро, день второй. Так шел весь порядок творения. Этот порядок усвоила в своих богослужениях и св. Церковь . С вечера начинает она приготовляться к наступающему дню и, призывая православных к своему вечернему служению, вместе с ними, стихирами и песнопениями, начинает новый день. В будни это еще не так заметно, но накануне дней воскресных и праздничных это уже видно ясно. Так, на вечерни в субботу уже воспевается воскресение Христа Спасителя. Отсюда обязанность православных христиан накануне великих праздников и дней воскресных, со звоном к вечерне оканчивать свои обыкновенные дневные занятия, и за тем весь вечер посвящать на приготовление к достойной встрече праздника. Так это и было в прежние, и еще не очень далекие от нас, времена. К вечеру на кануне праздника все очищалось и измывалось в доме. Затем, зажегши все лампады, всей семьей становились на молитву, которая продолжалась по часу и больше, после нее грамотный в семье читал Пролог Четью-Минею, Псалтирь, что могло найтись, что и продолжалось до глубокой полночи. Затем вся семья расходилась на краткий покой и, с первым звоном к утрене, бодро вставала на утреннее славословие Господа. Теперь, к несчастию, все это забыто. Едва ли найдется где-либо семья, в которой совершалось бы что-либо подобное. Приготовления накануне великих праздников есть, часто и немалые, – и все он ограничиваются одним: «что ямы и пием и во что оденемся завтра». О значении наступающего праздника, о молитве, ни в ком ни заботы, ни помысла. Даже вечер великой субботы уже теряет свое значение. И в этот великий, единственный в году, вечер, опять те же заботы и хлопоты: об еде, питье и одежде на завтра, а о достойной встрече величайшего и славнейшего праздника – забыто. Значит, все для себя, и – ничего для Господа, пострадавшего за нас и воскресшего для нас. Даже в столицах в этот вечер я видал, – страшно вымолвить, – видал пьяных... Несчастные, несчастные! Видно только и дожидались, чтобы заранее уничижить и опозорить светлые и светоносные дни Христова воскресения! Как-то и с чем-то предстанут они к Нему на суд? Повечерие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

б) Новозаветные книги Св. Писания. Заключенные в двух церковных книгах – Апостоле и Евангелии, они все прочитываются в течение года, начиная с Пасхи, кроме Апокалипсиса 11 . Чтения из Апостола и Евангелия разделены по зачалам или отделениям. Евангельские чтения полагаются на утреннем Богослужении в воскресные дни (в числе 11-ти рядовых), и в праздничные дни по числам месяца; а из Апостола, кроме литургии, зачала читаются только на вечерни в качестве паримий на дни св. Апостолов. Порядок, в каком следует чтение кафизм в течение всего года От недели Фоминой до 22-го сент, от 20-го дек, до 14-го января и в недели – мясопустную и сыропустную На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота От 22-го сент до 10 дек. и от 15 янв. до субботы пред неделею о блудном сыне (на утрени по три кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 10,11,12 5)Четверг 13,14,15 6)Пятница 7)Суббота В недели Великого поста: 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, и 6-ю (на утрени по 3 кафизмы). На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 2,3,17– не порочны 2)Понедельник 3)Вторник 10,11,12 4)Среда 19,20,1 5)Четверг 6,7,8, 6)Пятница 18,14,15 7)Суббота В неделю 5-ю Великого поста (на утрени по 3 кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 1)2,3,17 2)Понедельник 3)Вторник 11,12,18 4)Среда 20,1,2 5)Четверг 6)Пятница 13,14,15 7)Суббота В Страстную неделю На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я Утреня На 3-м часе На 6-м часе Вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 9,10,11 4)Среда 14,15,16 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота 17 не порочны Примечание

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Иной раз трудно бывает определить, чем великая вечерня отличается от вседневной вечерни. Бывает великая вечерня без паримий, бывает вседневная вечерня со входом. Но вот в чем, пожалуй, существенная разница, так это в порядке ектений. Тут, пожалуй, стоит даже выписать отдельно фрагмент последования. Итак, вседневная вечерня: «Свете тихий» прокимен «Сподоби, Господи» просительная ектения стихиры на стиховне «Ныне отпущаеши» Трисвятое по «Отче наш» Тропари сугубая ектения. А на великой вечерне будет так: выход «Свете тихий» прокимен паримии (могут быть, если это воскресная служба) сугубая ектения (по будням она в самом конце службы, и в этом – существенное отличие) «Сподоби, Господи» просительная ектения и т. д. Как видим, великая и вседневная вечерни существенно разнятся положением сугубой ектении. Просительная ектения совершается так же, как и в будни, а сугубая в самом начале имеет два дополнительных прошения, которых нет в будни: «Рцем вси» и «Господи Вседержителю Боже, Отец наш». На вседневной же вечерне, когда эта ектения находится в конце службы, она начинается с третьего прошения: «Помилуй нас, Боже». После просительной ектении, после тайной молитвы главопреклонения на великой вечерне может быть совершаема лития. Согласно уставу, лития непременно бывает на любом всенощном бдении. Что касается великой вечерни, совершаемой самостоятельно, а не в составе бдения, то на такой службе лития может быть или не быть – нужно смотреть устав каждой конкретно взятой литии. Глава 7 Типикона, описывающая воскресную службу без бдения, говорит о том, что на воскресной великой вечерне, не являющейся частью всенощного бдения, литии быть не должно. Но коли уж мы служим бденную службу, то надо сохранить литию. Теперь несколько слов о том, для чего нужна лития, в чем ее литургический смысл. Это усиленное моление, причем в притворе. В древней Церкви была очень развита покаянная дисциплина: кающиеся делились на четыре разряда; некоторые из них имели право стоять в притворе, а некоторые должны были находиться на улице и просить о себе молитв y входящих в храм. Чтобы не мешать церковной молитве и в то же время не отменять наложенной на них епитимии, в дни праздников сами священнослужители исходили к этим кающимся и .................

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неприметно и медленно возраставшие зерна вечернего и утреннего богослужения, посеянные в I веке в III – IV веках настолько уже окрепли, настолько приобрели прочный рост и определенную окраску и настолько сделались распространенными, что сохранились от этих веков не в виде каких-то случайных воспоминаний, но в виде стройных описаний в различных памятниках церковной письменности 134 . На основании разнообразных сочинений ученые рисуют порядок (схему) и содержание Вечерни и Утрени в IV веке. Вечерня состояла прежде всего из чтения псалмов; причем основным, начальным, являлся псалом 140, около которого группировались другие (6-й, 12-й). Но число псалмов в различных местах было неодинаково (4, 6, 12 и даже более). Псалмы исполнялись или нараспев (отсюда и ведет начало характер чтения в православных церквах, называемый псалмодическим), или к каждому псалму присоединялся какой-нибудь припев, напр. «Услыши мя, Господи». После каждого псалма или в промежутках между псалмами читались пресвитером или епископом молитвы, и притом вслух, а не тайно, как теперь 135 . За псалмами и молитвами следовали чтения из Св. Писания – в будни из Ветхого и Нового Завета, а в праздники – из Нового Завета. Эти-то чтения перешли потом в «Паремии». Кроме псалмов, молитв и чтений на Вечерни пелись гимны, какими являются «Свете тихий», «Сподоби Господи», а также «Ныне отпущаеши». Что же касается стихир на «Господи воззвах», то за период III – IV веков этого названия в составе «Вечерни» не встречается, хотя остается несомненным, что стихиры в то время уже существовали, появившись едва ли не одновременно с припевами псалмов. Стихиры составили дальнейшее развитие припевов в виде полных и округленных строф, которые исполнялись в промежутках между стихами псалмов и служили антифонным припевом. Порядок и содержание Утрени были сходны с Вечерней : псалмы, молитвы, чтения и песнопения (ветхозаветные гимны и «Слава в вышних Богу»). Однако, число, порядок, последовательность и нормальная полнота всех этих частей еще не определилась и не получила устойчивости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Незначительные подробности обряда занимали его как важные государственные дела Все время его жизни было размерено по чину обрядности, столько же церковной, сколько и дворцовой. В четыре часа утра он был на ногах, и тотчас начиналось моление, чтение полунощницы, утренних молитв, поклонение иконе того святого, чья память праздновалась в тот день, чтение из какого-нибудь рукописного сборника назидательного слова, потом церемонное свидание с царицею, шествие к заутрени. После заутрени сходились бояре, били челом пред государем; время для такого челобитья нужно было достаточное, потому что чем более боярин клал пред государем земных поклонов, тем сильнее выражал свою рабскую преданность. Начинался разговор о делах; царь сидит в шапке; бояре стоят перед ним; потом - все за царем идут к обедне; все равно, в будний день или в праздник, всегда идет царь к обедне, с тою только разницею, что в праздник царский выход был пышнее и с признаками, соответствующими празднику; на всякий праздник были свои обряды для царского выхода: в такой-то праздник, сообразно относительной важности этого праздника, царь должен был одеться так-то, например, в золотное платье, в другой - в бархатное и т. п. Точно также и сопровождавшие его бояре соблюдали праздничные правила в одежде. На обедню в будний день проходило времени около двух часов, в праздники - долее. После обедни в будни царь занимался делами: бояре, начальствовавшие приказами, читали свои доклады; затем дьяки читали челобитные. В известные дни, по царскому приказанию, собиралась боярская дума с приличными обрядами; здесь бояре уже сидели. По полудни дела оканчивались. Бояре разъезжались; начинался царский обед, всегда более или менее продолжительный; после обеда царь, как всякий русский человек того времени, должен был спать до вечерни: этот сон входил как бы в чин благочестивой, честной жизни. После сна царь шел к вечерне, а после вечерни проводил время в своем семейном или дружеском кругу, забавлялся игрою в шахматы или слушал кого-нибудь из дряхлых, бывалых стариков, которых нарочно держали при дворце для царского утешения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435651/

30. Паломн. § 37 «Ante crucem… Это место открытое (subdivanus) т. е. как бы весьма большой и довольно красивый двор (atrium), находящийся между Крестом и Воскресением». 31. In ecclesia majore, quae apellatur Martyrio, quae in Golgotha post crucem (Паломн. § 27). 32. Паломн. § 30. От нее отличается местность post crucem: «по отпусте в Мартирии идут за крест»(§ 35). Все эти церкви построил и богато украсил имп. Константин (§ 25). 33. Паломн. § 25 и д. Красносельцев Н. Богослужение иерусалимский церкви в конце IV b. Правосл. Собес. 1888, 11, 355. 34. Паломн. § 25. 35. Неизвестно, означает ли missa отпуст или литургию, которая обозначается у паломницы иногда oblatio, offertur, редко sacramentum. Литургии название missa усвоено на Западе или от торжественной формулы отпуста в ней: «ite, missa est», или от того, что она совершается после отпуска оглашенных и составляет заключение длинных церковных служб. Если у паломницы missa означает литургию, то ежедневно в Иерусалимской Церкви служилось две литургии — одна после утрени, и другая после вечерни (с страстной четверг и субботу у паломницы ясно указывается 2 литургии — oblatio — утренняя и вечерняя, но в разных церквах. Паломн. §§ 35. 38), так как описание вечерни у паломницы тоже заканчивается словами missa fit (мнение о двух литургиях высказал Gamurrini G. Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio, Romae 1887, p. 77. 78). Если же missa здесь означает отпуст, то в будни не было литургии (так думает Waal, Die Feste des Kirchenjahres zu Jerusalem gegen Ende d. IV Jahrhund. Römische Quartalshr. fük christl. Alterthumskundeu. f. Kirchengesch. 1887, H. 4. S. 313. Красносельцев Н. Богослужение Иерусалим. церкви в конце IV b. Правосл. Собес. 1888, 11, 351. 359. 36. Паломн. § 24. 37. На слишком тесное сближение этого богослужение с позднейшим (IX b. и д.) песненным последованием не дает права ни описание Паломничества, очень уж общее и довольно поверхностное, ни значительный промежуток времени. Полтысячелетия, отделяющий настоящую практику от той.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

По наблюдениям в Ярославской губ., «крест, согласно христианскому вероучению, считается народом самым верным, действенным оружием для борьбы с нечистою силою. В день Крещенского сочельника во многих местах выжигают на дверях дома и надворных строений богоявленскою свечою – кресты, для защиты от нечистой силы». О начертании крестов «по всем дверям, окнам хаты и надворных построек» накануне Крещения, когда приносили после вечерни домой св. крещенскую воду, писали и из Обоянского у. Курской губ.; только здесь (с. Шелковка) чертили кресты мелом. Возможно, это была трансформация обычая выжигать крест свечою, ибо самый сочельник назывался здесь «Свечки». (Такое название Крещенского сочельника отмечено также в словаре В. И. Даля для Костромской и Пензенской губ., а так же встречается еще в Воронежской губ.) После начертания крестов кропили всюду крещенской водою. Так очищали свой дом. Мелом же чертили кресты на всех косяках окон и дверей и на воротах в Щигровском у. Курской губ. в Крещенский сочельник – «для сохранения от нечистой силы». Указание на то, что «на Крещенский сочельник ставят меловые кресты» есть и у В. И. Даля. А. Балов был прав, когда писал, что крест считается народом самым верным и действенным оружием для борьбы с нечистой силою. Это проявлялось и в постоянном осенении себя крестным знамением (не только во время молитв). Медынский помещик (Калужская губ.) Г. Спафарьев, писавший в 1849 о христианских взглядах русских крестьян, подчеркивал, что они всякое дело начинают и кончают, осенив себя крестным знамением. Люди, попавшие под сильное воздействие силы вражьей, не могли осенить себя крестным знамением, и в этом была главная опасность их положения. Крестьянин Ф. Е. Кутехов (д. Бармино, Середниковской вол., Егорьевского у., Рязанской губ.) сообщал в к. XIX в., что во время свадьбы ни один человек не перейдет через порог, не перекрестившись. Прежде чем резать хлеб (это делал обычно старший мужчина, сидевший под иконами), над ним ножом чертили в воздухе крест либо проводили ножом крестообразно по хлебу. Поднося ко рту кружку с питьем, – крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В особенности святитель ласкал детей, стараясь приучать их к церкви; и в будни, и в праздник, при выходе святителя из храма, его окружали дети и вместе с ним входили в его келью; войдут, положат три поклона и громко скажут, по его наставлению: «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» После этого, он учил их молиться Богу: возрастных заставлял твердить молитву Господню, а малолетних приучал произносить хотя краткие прошения: «Господи помилуй; слава Тебе Господи; Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас; Пресвятая Богородица, спаси нас!» «Вот хорошо дети!» скажет он, погладит их по голове, даст им по копейке, а в летнее время по яблоку. Нищих, которых также всегда стекалось к нему множество, святитель Тихон иногда сам, иногда же через келейников, оделял милостынею или на дворе, или на крыльце своей кельи. В это же время т. е. перед обедом, а иногда и после вечерни, он принимал приезжих к нему знакомых и подолгу беседовал с ними. Когда он был здоров, разговор его был живой и быстрый. Он приспособлял его к состоянию, званию и обстоятельствам посетителей; с молодыми, например, разговаривал об опасности страстей и светских обхождений; с старыми о совершенном отречении от мира, о богобоязненном воспитании детей; с детьми о почитании родителей. Но преимущественно св. Тихон любил беседовать с простым народом и в особенности, когда эти люди не узнавали его под простым одеянием инока. Встречая их на дворе или у крыльца, он заводил с ними простодушный разговор, сажал около себя, расспрашивал каждого сперва об их работах и делах, а старых о прежних происшествиях, потом о хозяйственных выгодах и невыгодах, o нуждах, об общественных повинностях. Для каждого у него было назидательное слово: унылых он ободрял, печальных утешал, беспомощным помогал. Пришлые собеседники, простолюдины, считая его за простого инока, в свободном разговоре часто открывали ему то, чего бы подробно не осмелились и сказать, если бы знали его сан. Вследствие этого св. Тихон имел возможность оказывать помощь истинно бедным, и на самом деле нуждающимся, а не притворщикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010