Когда же братья запоют на вечерне Господи воззвах к Тебе, услыши мя, то звуки сперва как бы исходят из глубокой пропасти, потом с быстротою и громом исторгаются из нее, несутся к небу, несут туда мысль и желание пламенные, как молния, тогда они гремят! Художник найдет в пении Валаамском много негладкостей, недостатков в исполнении, но он же и признает в нем полное преобладание благоговения и набожности, необыкновенную энергию, которая и умиляет, и потрясает душу. Здесь все должно быть важно, грандиозно. Все веселое, легкое, игривое, показалось бы странным, уродливым. Не устрашитесь от этого сказания, сказания правдивого. Не подумайте, что здесь живет, может жить только несчастье. Нет! И здесь есть свое утешение: утешение плачущих, возвещенное в Евангелии. По окончании литургии немедленно все идут в трапезу, на которой поставляется пища простая, но здоровая, удовлетворительная, по указанию церковного устава, то есть в праздничные дни рыбная, в обыкновенные дни с маслом, а в среды и пятницы, в будни Великого поста, без рыбы и без масла, из одних растений. Во время трапезы наблюдается глубокое молчание и звучный голос чтеца возвещает собранному братству самоотвержение, добродетели, подвиги святых угодников Божиих. Ужин бывает после вечерни: во время его равным образом производится душеназидательное чтение. В дни великих праздников, за час до вечерни, поставляется в трапезе общий чай, что Валаамские старички назвали утешением. Трогательно видеть, как спешат к этому утешению, с деревянными чашечками в руках, дряхлые, едва могущие ходить, пришедшие в младенчество старички; их стынущая кровь жаждет оживиться кипящей водою. Много в обычаях Валаамского монастыря — простоты, патриархальности. Приятно и умилительно отзываются эти обычаи родной нашей стариною, стариною русскою, в которой наблюдатель часто встречает простодушное и священное соединенными. Ризница монастыря украшена щедрыми вкладами государя императора Александра Павловича, питавшего особенное расположение к Валаамской обители, которую в 1819 году он благоволил осчастливить своим посещением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1-я глава типикона «Чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье). Содержание и разделение 1-й главы Типикона Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней. Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко. Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: ποτπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту , Διατπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки – начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. – с месяцеслова. Уставы Студийского типа – с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня. Изложение воскресной службы в Типиконе начинается с вечера субботы ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера 1841 , так как течение времени, по учению Св. Писания, началось с вечера. Празднование же воскресения тем естественнее начинать с вечера, что и самое воскресение Христово произошло в «вечер субботний» 1842 , т. е. в субботнюю ночь. Естественно, что эту ночь, начиная с вечера, церковный устав назначает проводить в молитвах. Ряд таких молитв, или воскресных служб, открывается девятым часом и малой вечерней. 1-я гл. Типикона и излагает чин этих двух служб, присоединяя к ним еще чин вечерней трапезы. Этим трем частям, на которые естественно распадается 1-я гл. Типикона, при рассмотрении ее мы предпошлем замечание о благовесте и об обычном начале церковных служб, так как то и другое упоминаются в Типиконе здесь впервые. Благовест Смысл благовеста Благовесту в Типиконе вообще уделяется много внимания, и справедливо. Он не только оповещает о времени службы, но и подготовляет христиан к ней: общепризнано то благодатное действие, которое он оказывает на душу. Для отсутствующих же на богослужении он некоторым образом и заменяет последнее. Он, собственно, есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки. Ветхозаветное богослужение состояло преимущественно из музыки, и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи его с этим богослужением, более духовное и возвышенное богослужение новозаветное в колокольном звоне имеет свою священную музыку, из всех родов которой оно выбрало, таким образом, наиболее простой, строгий и безискусственный. История благовеста

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Помни день субботний, чтобы освящать его; шесть дней работай и делай в продолжение их все дела свои, а день седьмой, субботу (отдых), – посвящай Господу Богу твоему. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. . Чтобы – еже; освящать – святити; шесть дней работай – шесть дней делай; делай в продолжение их – сотвориши в них; покой, отдых – суббота. Четвертою заповедью повелевается людям шесть дней в неделю заниматься каждому своим делом, а седьмой день посвящать на служение Богу. В ветхом завете из семи дней в неделе праздновали субботу; христиане же, вместо субботы, стали праздновать следующий за нею день, в который Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Кроме того, как в ветхом, так и в новом завете служение Богу посвящены еще некоторые дни, называемые праздниками. Все эти дни Господь заповедует святить, т. е. проводить свято и воздерживаться от обычных наших занятий, а делать только дела Божии: идти в храм Божий к богослужению; читать дома Священное Писание или другую полезную для спасения души книгу; навестить больного; помочь бедному. Против четвертой заповеди грешит тот, кто ленится работать в будни, кто без крайней нужды работает в праздник сам, или других заставляет работать, кто не ходит в праздник в церковь , и кто проводит праздник в лености, пьянствует. Если же бывает необходимая потребность в работе, как например, (…) 69 На великие праздники в конце вечерни бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла). (Это благословение в древности совершалось в средине всенощного бдения. По благословении все это раздавалось присутствующим для подкрепления сил на продолжительное стояние во время всенощного бдения и в воспоминание насыщения Иисусом Христом пятью хлебами 5000 человек). 69 В отсканированном варианте книги текст отсутствует – примечание электронной библиотеки. Читать далее Источник: Закон Божий для начальных школ/сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

После обедни, которая совершалась чинно и благолепно в будни, как бы в праздник, в новой превратной церкви Покрова, посетил я настоятеля архимандрита Арсения. Мы уже давно были с ним знакомы, и он постоянно приглашал меня на Святые горы. Должно сказать правду: нельзя было найти человека более способного для восстановления столь древней и замечательной обители, которая вместе и монастырь и пустыня, а между тем отовсюду заключена в пределах частного владения и нуждается в его пособиях. Происходя из достаточного купеческого рода, отец Арсений оставил много своего в мире, чтобы посвятить себя службе Божией, а следственно не жаждет богатеть в себя, а между тем, для домашнего устройства обители, имеет большую опытность, которой обязан своему первоначальному быту. С другой стороны он имел случай посетить Восток и пожить на всех его святых местах, в Палестине, на Синае и Афоне, под руководством духовного наставника, каков был незабвенный князь-инок Аникита Шихматов, и мог изучить весь быт иноческий в первоначальном его образе; когда же возвратился на родину, проходил опять строгое послушание в Глинской пустыне, под началом подвижника Филарета, которого память доселе уважается во всей окрестности: таким образом и духовная опытность присоединилась к житейской; тогда лишь совершенно нечаянно, встретился он с владетелями Святых гор, в ту самую минуту, когда они хотели обновить их, и духовное начальство искало опытного настоятеля в новую обитель. Я просил Архимандрита показать мне все достойное внимания в Святых горах: мы условились начать со священного утеса, как послужившего основанием для обители, и еще до захождения солнца взойти на его вершину. После вечерни все собрались у подножия скалы и, со свечами в руках, предшествуемые настоятелем, взошли внутрь ее пещер. Начало их прокопано не в меловом грунте, который встречается несколько далее, а потому нас обвеяло холодом и сыростью. «Мы должны были откапывать вновь это все пространство до мелового грунта, – сказал мне Архимандрит, – незадолго до обновления Святых гор, засыпано было начало пещер, будто бы из опасения, чтобы не обвалились своды; но Промыслу Божию угодно было сохранить святыню в древность».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Однажды на исповеди, кажется, отец Симеон Сергеевич сказал мне, что необходимо ходить в церковь по праздникам. “Это – долг перед Богом”. Я  поразмыслил об этом и согласился. С тех пор я стал часто ходить в церковь, даже в будни, когда был свободен. И это обратилось в привычку. Ходил я также и к вечерним собеседованиям по воскресеньям. Правда, ходил больше из-за “интереса”, но все же иногда бывало что-то вроде умиления. Помню, однажды за собеседованием я, стоя на клиросе, слушал проповедь и заключил в конце концов так: “Как бы провел я время дома, не знаю, а здесь все-таки душеполезное услышал”. Услышав однажды о грехе суеверия, я приложил слышанное к жизни и отверг все суеверное – например приметы. Услышав однажды о грехе воззрения на девушек и жен с похотением, я даже... опечалился: это доставляло мне удовольствие. Как быть? Смотреть грешно, а не смотреть – лишить себя удовольствия. И решил я, что смотреть можно, только без похотения. Такой сделкой со своей совестью я как бы успокоился: взяла верх плотская сторона. Представилось новое искушение: предложили мне учиться танцевать, но танцы назначались как раз во время вечерни. Куда склониться? Помню, был 6-й глас на “Господи, воззвах”, мой в то время самый любимый догматик: “Кто Тебе не ублажит...” И туда, и туда хочется. Долго я боролся, долго был в нерешительности, и... о, позор, позор! попрал я совесть и пошел танцевать. Совестно вспомнить! Как враг старается удалить от церкви, если ходишь даже и с равнодушием» . Окончив гимназию, Николай поступил в Московский университет, но проучился недолго. Он вспоминал: «В университете я успел проучиться немногим более полугода... После Рождества мои мысли и стремления к богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя и ежедневно, но с некоторой целью... под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое и читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостол и “Путь ко спасению” епископа Феофана; читал иногда листочки и брошюрки духовного содержания.

http://fond.ru/kalendar/522/nikon/

«Господи! идя к страданию, Ты говорил своим ученикам наедине, чтобы укрепить их: как вы не помните слов моих, которые Я прежде вам говорил? Всякому пророку предназначено быть убитым не в другом каком месте, а именно в Иерусалиме. Вот теперь и настает время, о котором Я предсказал вам: и Я буду предан руками грешных на поругание. Они, пригвоздивши Меня ко кресту и предавши погребению, будут считать нечистым, как мертвеца. Но не упадайте духом, в третий день Я восстану на радость верным и в жизнь вечную». «Братие, убоявшись приговора, постигшего иссохшую смоковницу за неплодие, принесем плоды достойные покаяния Христу, дарующему нам великую милость». Эти же стихиры, «хвалитные и стиховные», поются на вечерни «на Господи воззвах». Часы третий, шестой и девятый в первые три дня Страстной недели отличаются от обыкновенных великопостных тем, что на каждом читается Евангелие. Именно, в эти три дня положено прочесть всех четырех евангелистов. Чтения распределены следующим образом: в понедельник –Евангелие от Матфея все и первая половина Евангелия от Марка; во вторник – вторая половина от Марка и две части от Луки; в среду – последняя часть от Луки и Евангелие от Иоанна, которое читается только до 32 стиха тринадцатой главы («Ныне прославися Сын человеческий» и пр.). Так, приготовляясь встретить великие дни страданий Господа Иисуса, необходимо возобновить в памяти всю Его жизнь. В течение года читаются все четыре евангелиста, но все это в отрывках: многое могло быть забыто, многое не выслушано настоящим образом и даже никак не выслушано (например, в будни), а между тем Его страдания и смерть были лишь заключительным действием спасения человечества – началось оно с первым вздохом Его на земле. Значит, чтобы понять все величие, всю полноту совершенного Им спасения, совершенно необходимо, шаг за шагом, проследить всю Его земную жизнь, прочитать, не опуская ни одного стиха и ни одного слова, все, что передали о нем св. евангелисты. Необходимо составить себе полное, ясное, самое отчетливое понятие об этой жертве, которую Он принес в Самом Себе Божию правосудию за грехи людей, чтобы оценить ее, как следует, а эта жертва началась еще в пещере Вифлеемской: отсюда до самой Голгофы Его путь был – путь креста. Как же не обозреть всего этого пути, как не сосредоточить на нем всего своего внимания во дни, посвященные воспоминанию Его последних дней земной жизни?!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Акафист, по переводу с греч. неседальное чтение или пение, составленное в честь и славу Господа, Пресвятой Богородицы и святых. Так называется оно потому, что во время пения его возбраняется сидеть. Акафист состоит из 24-х песней, из которых краткие, наз. кондаками, а пространные тропарями Аллилуиа – значить: хвалите Бога, славьте Бога. Аллилуиа произносится обыкновенно трижды и относится к трем лицам Святой Троицы. К «аллилуй» присоединяется славословие: слава Тебе, Боже, в означение того, что все три лица Божества совершенно равного достоинства и всем им подобает равная слава, честь и поклонение, почему и называются Троицею единосущною и нераздельною. Аллилуиа красная. Так наз. пение «аллилуиа, на распев, особенно умилительный и сладкогласный. С такой аллилуиа поется псалом: на реках Вавилонских , в недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную. Аллилуиарий – стих, который при пении аллилуиа возглашается чтецом после Апостола пред чтением Евангелия. Аммореовы стихиры. Так наз. стихиры в честь Пресв. Богородицы, поемые в воскресные дни на вечерне на Господи воззвах – от творца их Павла Амморейского. Поются они, где нет Минеи, или на литии. Анатолиевы стихиры – тоже стихиры, поемые на вечерне в воскресные дни на Господи воззвах от творца их Анатолия, патриарха Константинопольского, жившего в 5-м веке. Они также наз. восточными, потому что имя Анатолий ( νατολ ) с греч. в славянок, переводе зн. восток. Антифон – означает попеременное пение церковных песнопений, избранных из псалмов, которое положено петь на обоих клиросах обоими ликами. Так напр. на воскресной вечерни поется 1-й антифон 1-й кафизмы «Блажен муж»; на литургии – в будни: Благо есть исповедатися (из пс. 9-го), Господь воцарися (из пс. 92). Приидите, возрадуемся (из пс. 94). В воскресные дни и др. седмичные, когда на малом входе положена песнь от канона, поются изобразительные ( τ τυπικ – уставом назначенные) Так наз. псалмы: Благослови душе моя Господа (пс. 102) и Хвали душе моя Господа (пс. 145) В великие праздники антифонами бывают особые стихи из псалмов, приличные празднику, раскрывающие смысл и значение праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Так проводил преподобный Серафим свою жизнь в будни. А накануне воскресных и праздничных дней он приходил в обитель, слушал вечерню, всенощное бдение и за ранней литургией в больничной церкви святых Зосимы и Савватия причащался Святых Христовых Таин. Затем оставался в монастыре до вечерни. В это время он принимал приходивших к нему за советами и утешением монахов и богомольцев. Когда же братия уходили к вечерней службе, незаметно возвращался в свою любимую пустыньку. В течение же первой недели Великого Поста он все время проводил в монастыре, не вкушая пищи до самого причащения в субботу. Духовником его по-прежнему был старец, о. Исаия – настоятель Саровской обители. Другие пустынножители имели при себе по одному ученику, которые и служили им. Преподобный Серафим жил в совершенном одиночестве. Иноков, желавших с ним пустынножительствовать, преподобный не гнал от себя, но принимал ласково и благословлял на подвиг; однако ни один из них не мог вынести тягостей этого подвига, и все возвращались назад в монастырь. В то же время в Сарове говорили: «В пребывание его в пустыни вся братия была его учениками». Искушения и страхование от бесов В своем пустынническом житии преподобный Серафим не избежал и многих искушений. Одним из них было нарушение пустынного безмолвия преподобного. Узнав об удалении его в пустыню, народ стал посещать преподобного там. Особенно женщины, привлекаемые молвой об отшельнике, и побуждаемые своими скорбями, скоро нашли к нему дорогу и стали нарушать его безмолвие. Чтобы оградить себя от них, преподобный Серафим решил совсем не принимать никого, особенно женщин. Однако он сначала усердно помолился Господу и Пресвятой Богородице: есть ли на то воля Божия, чтобы оставлять людей без назидания и утешения? Для удостоверения он дерзновенно испросил знамения: «Если Богу это решение угодно, то пусть путь к его келье закроют деревья». Как раз наступал праздник. Отец Серафим пошел по обычаю в монастырь. И вот при спуске со своей Афонской горы он увидел, что сосны склонились и завалили тропинку. Батюшка пал на колени с благодарностью к Богу за чудное знамение и поспешил в обитель к литургии. Служил о. Исаия. Отец Серафим стоял в алтаре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII b., как видно из того, что в IX b. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. в другие дни на ноктурнах только 2 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник — Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70-цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн; все это вступительная часть к утрене.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Путешественница описывает сначала будничное богослужение, затем воскресное и наконец праздничное (последнее без начала и конца). Но основной строй каждого из этих видов богослужений тот же; воскресное и праздничное богослужение отличается от будничного более местом совершения, чем составом. Круг суточных служб состоит из утрени, часов третьего, шестого, девятого и вечерни (не считая литургии), но из них третий час совершался только в Великий пост, а 6 и 9, по-видимому, только в будни. Богослужение, описываемое паломницей, настолько тесно связано в строе с местом совершения своего, что для понимания его описания необходимо ясное представление всех храмов, к которым оно приурочивается. Обычно (исключая праздники) оно совершается в трех храмах, построенных Константином Великим на месте распятия и погребения Христова и составлявших может быть один комплекс зданий: а) церковь Воскресения, называемая у паломницы прямо «Воскресение» (Anastasis); в ней или при ней находилось пещера (spelunca) гроба Господня, отделявшаяся от храма решеткой (cancelli) и представлявшая собою алтарь этого храма; в) церковь у Креста (ad crucem), т. е. на месте обретения креста Христова или для хранения его; от первой церкви она была отделена большим двором, называвшимся «пред Крестом» (ante crucem); [ 30 ] место за этой церковью называлось «за Крестом» (post crucem) и здесь же (post crucem) стояла с) третья большая (major) церковь, называвшаяся Мартириумом [ 31 ], потому что находилось на самой Голгофе, месте «мучения» (распятия) Христова [ 32 ]. В трех этих церквах и совершается богослужение вседневное и воскресное, переходя из одной церкви в другую. Богослужение же праздничное кроме того переходило в торжественных литаниях и в другие церкви Иерусалима и его окрестностей, как-то: в церковь на Сионе, на месте дома, в котором Спаситель являлся апостолам по воскресении, в церкви на Елеоне (одна над пещерою, в которой Христос обыкновенно учил апостолов и другая на месте вознесения, называвшаяся Инбомон), — церковь в Гефсимании, — церковь подле Вифании, и в Вифлеем над пещерою Рождества Христова [ 33 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010