б) «Свете Тихий ...мир Тя славит» – пред Св. Писанием. в) После вечерних «стихир на стиховне» – «Ныне отпущаеши», «Святый Боже» по «Отче наш» и тропарь дня с богородичным.     И Малые ектении разбросаны повсюду: после кафизм, но на вечерне есть такое лишь одно место после «рядовой кафизмы», а на всенощном бдении – после каждой кафизмы.   Встав ные части Совер шенно подоб ные же 5. Вставные части: а) После шестопсалмия и великой ектении – тропарь святому или празднику, славного характера. б) После кафизм «седальны» (в праздники ипакои) тоже славные; и «Ангельский собор удивися» (в воскресенье). в) После утренних «стихир на стиховне» – «Благо есть исповедатися Господеви ... возвещати милость Твою» (по духу сходно: хвала, мир, милость). «Святый Боже» – по «Отче наш», тропарь с богородичным. И Малые ектении между кафизмами, после «Ангельский собор», между песнями канона (по 3-ей, 6-ой, 9-ой), а на Пасху после каждой (для перемены, для разнообразия, для отдыха, ибо тропари – одни и те же – полагается петь «на 12»). 6. Тайные молитвы. Они читались в средине малых и других ектений («Господу помолимся» и молились: читали молитву. А потом: «Заступи»). Теперь тайно вычитываются со всей вечерни, во время 103-го псалма, пред царскими вратами. То же самое 6. Тайные молитвы: то же самое; теперь читаются тайно во время шестопсалмия – одну часть в алтаре, а другую (после трех псалмов) – пред царскими вратами). 7. Начало вечерни: славословие Богу: «Благословен Бог наш»... Конец: отпуст – «Сый благословен» и проч. (в праздники при открытых царских вратах, в будни – нет). Начало и конец одинаковы 7. Начало: «Слава Святей... Троице» и «Слава в вышних Богу» (ангельская песнь в Вифлееме). Конец – то же. 8. Действия: а) Каждение в начале службы (на всенощном бдении) или на «Господи воззвах» (в будни). б) Вход с кадилом, а на Преждеосвященной литургии (в полиелейные праздники) и с Евангелием. 8. Действия а) То же. Во время чтения «Царских псалмов» (19-го, 20-го), а когда их нет (после Пасхи), то во время «Христос воскресе» (медленно).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В наше время ночные службы остались только на Рождество и на Пасху. Единый первоначальный порыв к Богу распался на несколько частей, и образовался суточный круг Богослужения . Начинается этот круг, как и раньше, с вечерни . Затем – утреня , и в завершение – Божественная Литургия , иначе называемая Обедней . На Литургии как раз и совершается главное таинство Церкви: специально приготовленные хлеб и вино становятся Телом и Кровью. Вечерня, если она в данном храме совершается, то всегда – вечером. А вот утреня бывает не только утром, но и, как это ни покажется парадоксальным, тоже вечером, после вечерни. Услышишь и такое название: Всенощное бдение . Это – праздничные вечерня и утреня, соединенные вместе, накануне воскресного дня или великого праздника. И если раньше, как мы уже говорили, Богослужение длилось всю ночь, то сейчас Всенощное бдение занимает 2–3 часа вечером, а Литургия служится утром, и занимает полтора – два часа. У нас, в Тарасовке, например, вечерней службы нет, кроме вечера субботы и кануна Великих праздников. А в будни каждый день с утра – утреня и литургия. Поэтому если собрался причаститься в будни, приходи только утром. А если соберешься в воскресенье или в великий праздник, приди, по возможности, и на вечернее Богослужение. Обрати внимание, мы все время оговариваемся: по возможности ! Потому что одна из наших задач – не напугать суровостью требований, не заградить дорогу слабому, чтобы ты хоть шаг вперед сделал и вкусил бы, что благ Господь, и постепенно почувствовал бы, что ради этого стоит потрудиться. А потом, по мере возрастания в вере, тебя уже самого потянет все полнее и полнее отвечать благочестивыми делами на неизреченную любовь к тебе Господа Иисуса Христа. Мы должны радоваться каждому шагу нашего брата во Христе. Поэтому – прекрасно, что ты до сих пор хоть на минутку по дороге на работу или с работы, утром или вечером, заходил в храм. Но теперь, когда ты сознательно, осмысленно собрался исповедаться и причаститься, то уж сам понимаешь: надо постараться прийти вовремя и отстоять всю службу, особенно – Литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

8064 Орфей – певец, герой греческих мифов, сила пения которого была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы, укрощал диких зверей. 8065 1-й ирмос 1-го гласа в октоихе. Октоих был одним из первых песненных трудов св. Иоанна Дамаскина . По словам патриарха Иерусалимского Иоанна, св. Дамаскин, непоколебимый исповедник и страдалец за почитание св. икон, воодушевленный чудесным исцелением руки его, отсеченной врагами веры, воспел эту торжественную песнь: «Твоя победительная десница благолепно в крепости прославися», в основание которой положена была победная благодарственная песнь Моисея при переходе израильтян через Чермное море, после чего следовали ряды других священных песен, составивших из себя октоих, или осмогласник (воскресные службы, разделенные на 8 гласов), появление которого произвело перемену во всем составе церковной службы. Еще при жизни св. Дамаскина октоих его принят был по всему Востоку, а через некоторое время перешел и на Запад; впоследствии октоих был умножен песнопениями других христианских песнотворцев, но и в настоящем виде службы на воскресные дни в главном своем составе принадлежат св. Иоанну Дамаскину . Октоих содержит в себе службу на каждый день седмицы, совершаемую по одному из осьми гласов, или напевов, чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для будничных дней, а для воскресных, кроме того, малой вечерни и полунощницы. Пение октоиха начинается в будни после воскресенья (недели) Всех святых и оканчивается перед субботою недели Мясопустной; в воскресные же дни начинается с воскресенья, следующего за неделей Всех святых и продолжается до 6-й недели Великого поста. Не употребляется октоих при богослужении, кроме указанных промежутков, еще в двунадесятые праздники и в предпразднства их, случающиеся в будни. Октоих придал церковной службе большую определенность и единообразие. Сообщив церковному пению и правильное единообразие, и чувства, достойные христианского служения, св. Дамаскин тем самым положил своим октоихом преграду господствовавшему до него в церковном пении неустройству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы рассмотрели службу с красным знаком Типикона в будние дни, а именно со славословием и с полиелеем. Что касается службы бденной в будние дни, то она совершается фактически так же, как служба полиелейная в будние дни, хотя есть и некоторые отличия, на которые и укажем. Бдение в будни (знак: крест в полуокружности). Отличия будут касаться в основном вечерни, поскольку полиелейная утреня практически не отличается в том случае, когда она является частью всенощного бдения, и в том случае, когда она совершается отдельно от вечерни. Предваряется служба малой вечерней (после 9 Часа). Чинопоследование малой вечерни мы изучали, когда рассматривали воскресное богослужение. Малая вечерня, предначинающая бдение святому в будние дни, имеет точно такую же структуру, но стихиры на ней (и на «Господи, воззвах», и на стиховне), естественно, посвящаются святому и находятся в Минее. На «Господи, воззвах» на малой вечерне поется 4 стихиры, а количество стихир на стиховне всегда одинаково – что на малой вечерне, что на вседневной или на великой (3 плюс, может быть, «Слава» ). По «Отче наш» – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне», Богородичен 3-го приложения по гласу тропаря. Почему 3-е приложение, понятно: должен быть Богородичен от больших, т.е. воскресный (поскольку служба с красным знаком) и, во-вторых, Богородичен должен быть тропарным, поскольку он покрывает тропарь. Таким двум требованиям одновременно удовлетворяет только 3-е приложение. Всенощное бдение начинается, как и в воскресный день: полным каждением храма, во глас утрени – «Слава Святей, и Единосущней», а затем – пение Псалма 103 (не чтение, а именно пение). Потом – кафизма «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы). А далее великая вечерня совершается так же, как и в случае полиелейной службы (на «Господи, воззвах» – 8 стихир, вход, прокимен дне, паремии, сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения). Но лития должна быть обязательно. Мы говорили, что при полиелейной службе лития может быть или не быть (чаще всего ее нет), а при бденной службе лития необходимо присутствует. После литии – стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», т.е. на благословение хлебов. Тропарь святого дважды, «Богородице Дево, радуйся» единожды. Тропари поются подряд, без запевов «Слава, и ныне». Далее – благословение хлебов, «Буди имя Господне», Псалом 33 до половины (т.е. как на воскресном бдении). Во время хлебоядения и винопития, как всегда, полагается чтение из жития святого, емуже бдение, а на воскресной службе, напомню, читается Апостол (Апокалипсис).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы рассмотрели службу с красным знаком Типикона в будние дни, а именно со славословием и с полиелеем. Что касается службы бденной в будние дни, то она совершается фактически так же, как служба полиелейная в будние дни, хотя есть и некоторые отличия, на которые и укажем. Бдение в будни (знак: крест в полуокружности). Отличия будут касаться в основном вечерни, поскольку полиелейная утреня практически не отличается в том случае, когда она является частью всенощного бдения, и в том случае, когда она совершается отдельно от вечерни. Предваряется служба малой вечерней (после 9 Часа). Чинопоследование малой вечерни мы изучали, когда рассматривали воскресное богослужение. Малая вечерня, предначинающая бдение святому в будние дни, имеет точно такую же структуру, но стихиры на ней (и на «Господи, воззвах», и на стиховне), естественно, посвящаются святому и находятся в Минее. На «Господи, воззвах» на малой вечерне поется 4 стихиры, а количество стихир на стиховне всегда одинаково — что на малой вечерне, что на вседневной или на великой (3 плюс, может быть, «Слава»). По «Отче наш» — тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне», Богородичен 3–го приложения по гласу тропаря. Почему 3–е приложение, понятно: должен быть Богородичен от больших, т. е. воскресный (поскольку служба с красным знаком) и, во–вторых, Богородичен должен быть тропарным, поскольку он покрывает тропарь. Таким двум требованиям одновременно удовлетворяет только 3–е приложение. Всенощное бдение начинается, как и в воскресный день: полным каждением храма, во глас утрени — «Слава Святей, и Единосущней», а затем — пение Псалма 103 (не чтение, а именно пение). Потом — кафизма «Блажен муж» (1–й антифон 1–й кафизмы). А далее великая вечерня совершается так же, как и в случае полиелейной службы (на «Господи, воззвах» — 8 стихир, вход, прокимен дне, паремии, сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения). Но лития должна быть обязательно. Мы говорили, что при полиелейной службе лития может быть или не быть (чаще всего ее нет), а при бденной службе лития необходимо присутствует. После литии — стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», т. е. на благословение хлебов. Тропарь святого дважды, «Богородице Дево, радуйся» единожды. Тропари поются подряд, без запевов «Слава, и ныне». Далее — благословение хлебов, «Буди имя Господне», Псалом 33 до половины (т. е. как на воскресном бдении). Во время хлебоядения и винопития, как всегда, полагается чтение из жития святого, емуже бдение, а на воскресной службе, напомню, читается Апостол (Апокалипсис).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Отсюда и порядок церковных служб не один и тот же в будни и праздники. В будни они совершаются так, как сказано в четвертом письме, именно: с вечера девятый час, за которым непосредственно следуют вечерня с повечерием; утром в непрерывном порядке – полунощница, утреня и первый час; затем в восемь или девять часов утра третий и шестой часы, за которыми непосредственно следует литургия. В праздники: с вечера малая вечерня с повечерием, затем всенощное бдение с первым часом, и литургия с часами вначале. Великопостные служения идут своим особенным порядком, о котором будет сказано в своем месте. Но необходимо заметить, что и праздничные богослужения различаются между собою, как и самые праздники, по важности лица или события, разделяются на большие, средние и малые. Считаю необходимым сказать подробнее об этом разделении. Первый, величайший, торжественнейший праздник в году, праздник праздников – Пасха, т. е. торжественное и радостное воспоминание воскресения Христа Спасителя. Целую неделю прославляется это чудное событие – основа нашей веры, наших надежд, нашего оправдания, примирения с Богом, спасения и вечного блаженства. Дни этой недели получили особенное название светлых дней, потому что из гроба Христова воссиял свет, озаривший весь мир видимый и невидимый. Богослужения этой недели, кроме литургии, резко отличаются от всех богослужений в году. В своем месте о них будет сказано подробно. Здесь замечу только, что лишь на утрени и вечерни поются стихиры из октоиха, затем ни октоих, ни Псалтирь уже не входят в состав богослужений. Повечерие, полунощница, утреня, часы, – все состоит лишь из пения стихов пасхальных. Праздники двунадесятые Потом праздники двунадесятые. Так называются двенадцать или, по-славянски, двунадесять главных праздников в году. Вот эти праздники: 1) В день Пятидесятницы, т. е. в пятидесятый день от воскресения Христа Спасителя, в который Дух Святой сошел на апостолов, торжественно прославляется Святая Троица, почему и самый праздник называется Троицын день. Установлено праздновать в этот день пресвятой Троице, потому что все лица божества участвовали в этом чудном событии: Бог-Отец послал Святого Духа, Сын Божий умолил послать его. Сам Дух Святой сошел на апостолов. Отдельно Святому Духу празднуется на другой день, который и называется «понедельник Духа Святого», или Духов день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

«Прокимен» всегда предлежал (предлежу, предхожу) чтению Писаний. На Страстную Пятницу и на Пасху читается и Евангелие. Библейская Часть (поучи тель- ная). Свя- щен- ное Писа- ние Библе йская Часть 2. (После «хвалите» и «степенных» стихов) прокимен и чтение Евангелия; на буднях опускается и не говорится даже и прокимен: торжественно для простых дней! 3. На вечерне отсутствует кроме заключительного момента (см. далее) Стихиры на «литии» в великие праздники (всенощное бдение), где прославляется праздник или святой великий. (В будни нет).   " Сподоби, Господи... без греха сохранитися нам», «Благословен еси Господи» (то есть конец великого славословия). Примечание: В параллель «Честнейшую» можно усмотреть в праздники, после литии и тропари святому (2), один раз «Богородице Дево», а в воскресенье – трижды. Гимно Логиче ская Часть (славо словие 3. (После 50-го псалма) канон: 9 песней ветхозаветных и к ним 14 сочинений (1 ирмос и 13 тропарей с богородичными) новозаветных в честь, славу праздника, Богородицы или святых (дня недели и дня года). Стихиры «хвалитные» – после хвалитных, славных псалмов (148, 149, 150-го пс), в коих прославляются святые или праздник. (В будни нет). Заканчивается эта третья, гимнологическая, часть «великим славословием»: «Слава в вышних» Примечание: Песнь Богородицы и «Честнейшую» относится к гимнам и потому вставлена в эту часть пред песнью Захарии, составляя с ней одну, девятую, песнь. Продол жение хвалеб ной части 4. Ектении: 1. «Исполним вечернюю молитву» (после «стихир на стиховне» вечерних и проч.). 2 2.  Сугубая ектения: «Помилуй мя Боже». 3.  Ектения, или точнее, первая так называемая великая ектения, перенесена к началу вечерни – после 103-го псалма. Проси тель ная часть (екти нии) Проси тель ная часть (екти нии) 4. Ектении: 1.  «Исполним утреннюю молитву» (после «стихир на стиховне» утренних и проч.) 3 . 2.  Сугубая ектения: «Помилуй мя Боже». 3. Совершенно то же: перенесена ектения к шестопсалмию. 5. Вставные впоследствии части: а) После псалмов на «Господи воззвах» стихиры – большею частью прославляющие святых или праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

А я подумал: вот, может быть, сейчас была спасена душа этого человека, а может – жизнь? Ох, уж эти милые сердцу русского человека вечерние звоны, из песни слов не убрать, даже если на Земле не останется ни одного русского! Звонарь – женщина, тоже служила в погонах, только узнав, понял, почему она встретив меня, так берегла короткий отдых батюшки: «Он где-то тут, скажите что передать». У русских женщин врагу никогда не выиграть партизанскую войну! И пусть вместо колокольни крытая звонница, но колокола – настоящие, и будет ещё разноситься звон Никольской церкви с воссозданной колокольни по всей округе! Куюки 24.5.23, звоны после вечерни . Уже после вечерни, беседуя с отцом Виталием, с удивлением для себя узнал историю храма; оказывается, построен он в честь чудесного обретения чудотворного образа Св. Николая. Двое подростков увидели икону, плывущую по поверхности ручья, текущего из родника, а образ-то был из меди, которая плавать ну никак не должна. Дальше начались и другие чудеса, и многочисленные исцеления. Был построен красивый просторный храм из красного кирпича, а на месте обретения иконы на небольшом удалении от храма на берегу озера – часовня. Было это в первой половине XIX века, а в 1930-х годах, как было принято у богоборческой власти, начали сносить колокольню, купола, но сам храм так и не смогли снести – ни взрывчатками, ни тракторами. Сейчас с большими трудностями, но в храм батюшка и прихожане вдохнули жизнь, в центре возведено небольшое помещение на деревянном каркасе с утеплением, так что и зимой проходят регулярные богослужения, хоть и подтапливать приходится дровами. Кроме запаса дров в храме даже после отправки гуманитарки на Донбасс и возвращения о. Виталия – масса заготовленных к отправке туда вещей – и сменные автомобильные колёса, и сваренные буржуйки – как же они будут кстати нашим ребятам уже в дождливом сентябре – он наступит, не успеем глазом моргнуть. И инвалидные коляски. Беседуем с батюшкой о его, скажем так, служении души, о гуманитарной миссии его храма и его лично. Про себя отмечаю, что в лице отца Виталия Церковь точно с народом и воинством. Сокрушается, что не успел «догнать» воина, который хотел креститься, но так и пробегал по боевым заданиям: «Катастрофически не хватает священников на передовой! Целевые посылки развести – это само собой, но ведь ребятам нужна духовная забота, ПРИЧАСТИЕ! Ведь может быть завтра – его последний бой...»; - с переживанием заключает батюшка.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/bu...

Относительно того, в каком порядке следовали службы церковные, преп. Феодор Ст. говорит в одном поучении Большого Катехизиса следующее: «Рано утром воспой разумно псалом Давида: „Заутра услыши глас мой, заутра предстану ти и узриши мя“. На третьем часе: „Духа твоего святаго не отыми от Мене“. На шестом (часе): „избави мя от вещи во тьме приходящия, от сряща и беса полуденнаго“. На девятом: „приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя“. На вечерни: „благослови, душе моя, Господа“, равно предшествующее и последующее» 380 . После вечерни следовало повечерие, за которым настоятель обители, или иной из старейших и искуснейших в Слове Божием предлагал братиям три раза в неделю катехизическое поучение 381 ; затем – утреня (ρϑος), с чтением (νγνωσμα) жития празднуемого святого 382 . В воскресные и праздничные дни, кроме того, совершалась божественная литургия (λειτουργα, συνξις) 383 . В будни после каждой из указанных церковных служб иноки расходились и принимались каждый за своё дело до начала следующей службы, на которую снова созывались посредством била 384 . В творениях преп. Феодора Ст. мы не нашли указания на то, чтобы службы церковные когда-нибудь совершались в студийской обители непрерывно, соединяясь в одно продолжительное богослужение, в виде, например, всенощного бдения 385 . Что касается особенностей повседневных 386 , праздничных и постных служб, то и в этом отношении творения препод. Феодора Ст. дают весьма скудный материал, совершенно недостаточный для каких-либо широких обобщений литургического характера. Специальное исследование этого вопроса покойным проф. п. Мансветовым привело последнего к признанию, что «сведения о составе студийского церковного года и о некоторых литургических обычаях, имевших место здесь, очень невелики, отрывочны и случайны, а потому не могут дать цельного представления о строе тогдашней церковной службы» 387 . Хотя после появления в печати исследования проф. Мансветова обнародовано очень много новых, не известных ему, катехизических поучений преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Отдельных храмов в Валаамской обители – семь. Из них собор отличается пред всеми красотою и внутренним убранством; в иконостасе его нижний ярус икон покрыт серебряными ризами. Умножение числа церквей, отчего нет ни одной, не исключая и соборной, которая бы вмещала всех живущих в Валаамском монастыре, пестрая роспись соборного храма и трапезы, служат образчиками первоначального, неочищенного образованностью, вкуса Русского человека, жителя Европы и соседа Азии. Вместо такого числа храмов, гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви, чему пример в Коневском монастыре. Могла бы быть еще церковь при больнице. Таким образом вполне удовлетворялось бы неудовлетворяемое ныне, существенное требование монастыря, состоящее в том, чтоб вся братия и посетители могли помещаться в церкви, и принимать участие в Богослужении. Не так рассуждали строители обители. Их усердие нуждалось в отдельных храмах Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла, Живоносного Источника. И стоят эти храмы без Богослужения, которое отправляется в каждом только однажды в год, в праздник храма. Но и в храмовой праздник отдельной церкви Пресвятыя Троицы не может быть отправляема в ней служба Божия по крайней тесноте; правится она в соборе. По окончании Литургии немедленно все идут в трапезу, на которой поставляется пища простая, но здоровая, удовлетворительная, по указанию церковного устава, то есть в праздничные дни рыбная, в обыкновенные дни с маслом, а в среды и пятницы, в будни Великого поста, без рыбы и без масла, из одних растений. Во время трапезы наблюдается глубокое молчание и звучный голос чтеца возвещает собранному братству самоотвержение, добродетели, подвиги святых угодников Божиих. Ужин бывает после вечерни: во время его равным образом производится душеназидательное чтение. В дни великих праздников, за час до вечерни, поставляется в трапезе общий чай, что Валаамские старички назвали «утешением». Трогательно видеть, как спешат к этому утешению, с деревянными чашечками в руках, дряхлые, едва могущие ходить, пришедшие в младенчество старички; их стынущая кровь жаждет оживиться кипящею водою. Много в обычаях Валаамского монастыря – простоты, патриархальности. Приятно и умилительно отзываются эти обычаи родною нашею стариною, стариною русскою, в которой наблюдатель часто встречает простодушное и священное соединенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010