– «Моя фамилия де Сен-Сир», – отвечает подсудимый. – «Нет более дворянства», – возражает председатель. – «В таком случае, значит, я Сен-Сир». – «Прошло время суеверия и святошества, – нет более святых». – «Так я просто – Сир». – «Королевство со всеми его титулами пало навсегда», – следует опять ответ. Тогда в голову подсудимого приходит блестящая мысль: – «В таком случае», – восклицает он: – «у меня вовсе нет фамилии и я не подлежу закону. – Я ни что иное, как отвлеченность – абстракция; вы не подыщете закона, карающего отвлеченную идею. Вы должны меня оправдать». Трибунал, озадаченный подобной аргументацией, действительно признал подсудимого невинным и вынес следующий приговор: «Гражданину Абстракции предлагается на будущее время избрать себе республиканское имя, если он не желает навлекать на себя дальнейших подозрений». Трибунал был прав, не осудив того, кто был сделан в отношении общества отвлеченным Я; но он был неправ, вынеся приговор, потому что у закона нет глаз усмотреть и обсуждать отвлеченность. После того, как обнаружилось у подсудимого отсутствие имени, он стал не виден трибуналу как юридическое лицо, и наиболее правильным со стороны судей было бы сделать жест удивления, где же подсудимый, и ради чего они заседают. Трибунал смог не поступить так, потому и только потому, что тут же дал подсудимому личное имя Абстракция, с каковым и было соотнесено постановление суда. Если же и этого имени не было бы, то, ясное дело, приговор был бы лишь общей сентенцией, не направленной ни на какое лицо. Итак, без имени общественному устройству нет средств включить в себя и соотнести с собою своих членов. Да не только общество, я сам не могу ухватиться за себя самого, покуда безвидная потенция Я не предицируется именем. И, когда в разговоре мы говорим Я, ты, он и проч., это делается или потому, что ономатологическое предицирование уже сделано и подразумевательно содержится в этих местоимениях – вместоимениях, или же в смысле обратного ухождсния из объективности в сокровенную субъективность, и тогда становится психологизмом, до которого сперва никому нет дела, а далее и нет возможности иметь дело. Это образ бесформенных хаотических состояний, предел которых – окончательная невысказываемость и даже несознаваемость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

С некоторыми именами связывается в истории некоторый определенный вид общественных отношений и характер вытекающих отсюда событий. Отчасти такая историческая типология этих имен при желании может быть выводима из привычек мысли и чувства, прочно осевших на некоторое имя, вследствие исторических, очень ярких совпадений, и из образовавшейся затем понятной склонности пользоваться таким именем, как лозунгом соответственного смысла. Но, если бы и так, то от чего бы ни стало в сознании народов знаменательным рассматриваемое имя, оно стало таковым. Веками направлявшиеся на него мысли и чувства имели в нем точку приложения, и, в конечном счете, усвоили имени энергию возбуждать и направлять общественные события и умонастроения в определенную сторону. Такое имя сделалось глазом бури, воронкою водоворота, возбуждающим вихревые движения в обществе, лишь только приходится иметь дело ему с этим именем. Это minimum признания исторической силы подобных имен. Но за ним следует и дальнейшее. Во-первых, как могло бы совершенно ничто вырасти в могущественную силу? Нам «понятен» дуб, поднимающийся из ничтожного желудя, но это потому, что мы признаем всю формообразующую мощь этого великана уже содержавшейся в желуде; если же бы нам была доказана действительная бытийственная ничтожность желудя, то никогда мы не поверили бы, будто это «ничто» есть краеугольный камень, на котором держится вся совокупность жизненных проявлений дуба. Точно так же и относительно имени, как бы оно ни показалось ничтожным, возникает вопрос, что же оно само по себе; и каков бы ни был последующий ответ, во всяком случае, общий смысл его предрешен утверждением силовой реальности и потенциальной (хотя бы только потенциальной) структуры самого имени. Это, во-первых, в порядке онтологическом. А, во-вторых, и эмпирический анализ таких исторических знаменательных имен, наряду с возможными привычками и вытекающей отсюда преднамеренностью в пользовании именем, как лозунгом, обнаруживает элементы, заведомо не подлежащие такому толкованию и загадочные с точки зрения индивидуальной сознательности: есть что-то, неразложимый психологически остаток, свидетельствующий о силе имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Может ли русский мужик против образованного человека чувство иметь? — Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна. — В „Дневнике писателя“ за 1876 г., давая общую характеристику людям, подобно Смердякову, едва приобщившимся к культуре, Достоевский писал: „…малообразованные, но уже успевшие окультуриться люди, окультуриться хотя бы только слабо и наружно, всего только в каких-нибудь привычках своих, в новых предрассудках, в новом костюме, — вот эти-то всегда и начинают именно с того, что презирают прежнюю среду свою, свой народ и даже веру его, иногда даже до ненависти“ (XXII, 115). 208 В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему… — Наполеон I не был отцом Наполеона III, о котором говорит Смердяков. Наполеон III был сыном брата Наполеона I — Людовика Бонапарта, короля Голландии. 209 Петровка — улица в центре Москвы. 210 …клейкие, распускающиеся весной листочки…— Завуалированная цитата из стихотворения Пушкина „Еще дуют холодные ветры…“ (1828): …Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста. 211 …поеду лишь на кладбище — паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними…— Близким было отношение Герцена к Европе в период его духовного кризиса, после поражения революций 1848 г. В статье „Еще вариация на старую тему (Письмо к…)“ Герцен говорил, что движения следует скорее ждать в Америке, в Австралии, и лишь позднее — в Европе: „Может быть, сама Европа переработается, встанет, возьмет одр свой и пойдет по своей святой земле, под которой лежат столько мучеников и на которую пало столько поту и столько крови“ (Полярная звезда на 1857 год. Кн. 3. С. 302). 212 Дорогие там лежат покойники…— Возможно, что эти слова восходят к стихотворению А. А. Фета „Не первый год у этих мест…“: Еще колеблясь и дыша Над дорогими мертвецами, Стремлюсь, куда-то вдаль спеша… Стихотворение Фета впервые опубликовано: Рус. вести. 1864. С. 138. 213 …надо воскресить твоих мертвецов, которые, может быть, никогда и не умирали. — Мотив воскресения мертвых повторяется в черновых материалах к „Братьям Карамазовым“. Возможно, он возник у писателя не без воздействия философии Н. Ф. Федорова (1828–1903). См. об этом: Komarowitsch W. Vatermord und Fiodoroffs Lehre von der „Fleischlichen Auferstelung“//Die Urgestalt… S. 3-58. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

к) Наконец, живой и нерукотворный памятник создало —460— Клименту народное предание. В Охриде и её окрестностях среди славянского населения личность его окружена целым роем сказаний и легенд. 2868 Эти сказания и легенды повествуют о его праведной жизни и чудесах, об отношениях его к Науму и о построении ими храмов. В некоторых случаях народное предание подробно развивает отрывочные замечания простр. жития. Так, известно, что Охрида и её окрестности отличаются богатой растительностью и редкими видами деревьев и плодов. И в Охриде до сих пор рассказывают, что это Климент перенес из Азии редкие растения и привил плодородные деревья к македонским – диким. 2869 О прививке деревьев Климентом, только без упоминания об Азии, говорит и простр. житие (XXIII гл.). Не только в Охриде, но и во всей Македонии до сих пор живут в народе рассказы о многочисленных сочинениях Климента, списки которых будто бы хранились в Охриде до самого преобразования Охридской архиепископии и лишения охридских архиепископов патриаршей власти (18 в.), после чего все славянские рукописи уничтожены греками. 2870 И составитель простр. жития как на источник своих сведений о сочинениях Климента, ссылается на рассказы о них (XXII). Народная память приурочивает к определенным местностям и две епископии Климента, которые он будто бы занимал последовательно одну за другой: первая – Главиница – отождествляется с Издеглавием в Дольней Дебърце; вторая – Величская – помещается на запад от Струги, в том месте, где теперь село Велеща. 2871 Как бы ни смотреть на эти и подобные им предания, но уже одна живучесть их в течение целых веков и чрезвычайная распространенность в Охриде заставляют отнестись к ним с некоторым вниманием, потому что в некоторых случаях под легендарными прикрасами может храниться зерно —461— исторической правды. Вообще следует заметить, что имя Климента занимает очень видное место в историческом и национальном сознании даже современного славянского населения Македонии, и можно сказать без преувеличения, что на всём протяжении её нельзя встретить ни одного славянина, который не знал бы имени Климента, не только как великого святителя, но и как поборника родной национальности и великого «списателя».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фому), если признать мнение, что огонь чистилищный есть огонь геенский и следовательно чистилище мало отличается от геенны с ее временными наказаниями. Представляет ли из себя чистилище третье (особое) состояние или же является только состоянием определенных душ в аде (решить трудно), ясно лишь одно, что результат этих учений один и тот же и в теоретическом, и в практическом отношениях, каким бы именем ни называлось это место” 247 . Вообще же таким образом Персиваль прямо и решительно не отвергает учения о чистилище, хотя в тоже время далек от мысли признать состоятельность этого учения, принимая его лишь в самом смягченном виде. – Подобную же нерешительность в отрицании римско-католического учения о чистилище находим и у другого представителя американско-епископальной церкви – Стона. Признавая вселенским учением три основных пункта в учении о загробном состоянии людей, что а) некоторые из наиболее праведных по отходе в загробный мир не требуют для себя помощи, а значит, и наших молитв; что б) некоторым наиболее тяжким грешникам молитвы земных братий не могут оказать благотворного действия; что в) многим из тех, которые умерли с верою, но не принесли плодов достойных покаяния, молитвы живых должны оказать большую пользу в смысле улучшения их состояния, Стон признает довольно безразличным то, в каком виде это учение детально раскрывается в поместных церквах, в том ли виде, как оно излагается в римской церкви с ее учением о чистилище, или в том, как оно содержится восточною церковью, или даже в том, как оно раскрывается отдельными христианскими писателями: св. Иринеем Лионским , Мартенсеном и проч. Несомненной истиной, по взгляду Стона, следует признать лишь то, что „некоторые из находящихся по смерти в низшем состоянии способны к прогрессу, которому способствуют молитвы христиан, живущих на земле» 248 ... Сбивчивое и противоречивое отношение к учению о чистилище находим и у третьего богослова американско-епископальной церкви – у Хэлля. Он с одной стороны доказывает то положение, что время искуса (probation) и совершенствования кончается для человека в настоящей жизни и соответственно этому вполне соглашается с содержащимся в XXII члене англиканского исповедания отрицанием римского учения о чистилище, признавая это учение даже в смягченном виде лишь благочестивым мнением; с другой стороны он же, Хэлль, заявляет, что души верующих, не успевших принести плодов искреннего покаяния, должны вынести некое очищение (purification).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Ренан, приступив к сюжету этой главы, должен был сознаться, что Иисус разумел под словами «Царствие Божие» царство добра в мире, над которым в то время царствовал диавол, который был олицетворением зла (стр. 116–117). Но в то же время он хочет, чтобы Иисус придал этому выражению общественное разумение, чтобы Он был величайшим революционером; чтобы Он, убежденный в том, что Он Сын Божий, олицетворял в себе мирового реформатора. В этих утверждениях заключается истина, но для полноты ее следует добавить, что Иисус никогда не занимался никакой формой политики. Он не шел ни против какой формы правления; Он не нападал ни на кого; Он довольствовался учить истине и справедливости, которые должны служить руководством, как народов, так и имеющих над ними власть. «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» – таково было правило Иисуса ( Мк.12:17 ). Ему не было дела, кто был этот Кесарь; Его цель заключалась в провозглашении царства справедливости во всех слоях общества, как среди царей, так и среди народа и никогда Он не разделял человечество на две отдельные категории управителей и управляемых. Что для Него значила форма политики? Всякая была хороша, раз она вела к истине и справедливости; и вот такое-то царство истины и справедливости Он и вещал миру. Давать иной смысл величайшим притчам Иисуса, всегда так ясным, в чем сознается и Ренан (стр. 118), это значит искажать и извращать их смысл с заранее обдуманным намерением. Он предполагает, что Иисус все-таки имел тайное желание политической оппозиции; что в Его уважении к лицам власть имеющим проглядывала насмешка (стр. 119). Эти утверждения, противоречащие Евангелию и чисто произвольные, доказывают только одно: что наш романист ничего не понял из миссии Иисуса. По словам Ренана, Иисус не хотел произвесть переворот только в человечестве, но и во всей природе. Это была Его основная мысль, говорит он. На чем основывает он это утверждение? Он ссылается на главу XXII, стих. 30 Евангелия от Матфея. Мы читаем в этом месте, что, опровергая заблуждение саддукеев, не веривших в воскресение мертвых, Иисус сказал им: «… в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Поскольку все идет не по плану, им дают первый попавшийся самолет, у него подвесные топливные баки, а это другая центровка, проще попасть в пикирование. И вот они взлетают. Гагарин разворачивается, чтобы лучше сориентироваться (видимо, Серегин ему посоветовал это сделать), ныряет под облака, уходит в пике, а земля уже вот она, совсем близко. Не рассчитали, что облачность такая низкая. Чтобы вывести самолет из пике, не хватило буквально нескольких метров.  «Слушайте, я же Гагарин» — Что он был за человек, как справлялся со славой? — Ему было очень тяжело. Гагарина отлично готовили к перегрузкам, невесомости и управлению кораблем. Но его не готовили к самому, может быть, тяжелому в его жизни — всемирной славе. Знаменитее его в 1961 году в мире просто никого не было. Все хотели его видеть, хотели все с ним познакомиться.  Поначалу его от этого эмоционально швыряло. Конечно, он начал много выпивать, потому что мероприятия идут одно за другим, и все хотят с ним чокнуться. А потом произошел инцидент в Крыму, когда он прыгнул с балкона и упал головой вниз, и разбил себе бровь. Это его сильно встряхнуло.  — Что это за история? — Она подробно описана, но вкратце было так. Вскоре после полета Германа Титова и его турне по европейским странам Гагарин с семьей, сам Титов и Каманин поехали в Форос, в санаторий на бывшей даче Горького. Впереди был XXII съезд КПСС, на котором Гагарин и Титов были делегатами. Гагарин должен был находиться рядом с Хрущевым в президиуме и читать доклад о космонавтах. Перед таким ответственным делом решили как следует отдохнуть. Были пьянки, какие-то похождения, Гагарин и Титов периодически сбегали из санатория, нарушали график, Каманин выговаривал им за безответственное поведение.  Гагарин и Титов на морской прогулке. Фото: И. Снегирев/ crimea.ria.ru Вечером накануне отъезда все коротали время в холле, играли в карты, а Гагарина не было. Валентина Гагарина спросила: «Где Юра?» Ей добрые люди ответили: «А он за медсестрой увязался». Валентина пошла его искать и, действительно, застала в номере у медсестры. Он прыгнул с балкона, зацепился ногами за лозу, упал головой вниз и разбил себе череп. 

http://pravmir.ru/effekt-gagarina-iz-za-...

792 Nam rationale esse dixerunt, quod ratione uteretur vel uti posset; rationabile autem, quod ratione factum esset aut dictum. Itaque has balneas rationabiles possumus dicere, nostrumque sermonem; rationales autem vel illum qui has fecit, vel nos qui loquimur. Ergo procedit ratio ab anima rationali, scilicet in ea quae vel fiunt rationabilia, vel dicuntur [«Разумное», по их мнению, это то, что либо пользуется, либо может воспользоваться разумом; а «разумеемое» это то, что произведено или сказано разумом. Итак, мы можем назвать купальни и нашу речь «разумеемым», а «разумным» либо того, кто эти купальни сделал, либо самих себя, произносящих речь. Таким образом, разум исходит от разумной души, то есть исходит для возникновения того, что называется «разумеемым»] (Augustinus Hipponensis. De ordine II, 31, PL 32, 1009). 793 Plotinus. Enneades IV, 7, 8. P. 278; III, 8, 5. P. 184–185; IIΙ, 8, 7. P. 186; V, 1, 5. P. 302. «Эннеады» Плотина цитируем по изданию Крейцера и Мозера: Plotini Enneades cum Marsilii Ficini interpretatione castigata iterum ediderunt F. Creuzer et G.H. Moser. Primum accedunt Porphirii et Prodi Institutiones et Prisciani philosophi solutiones ex codice sangermanensi edidit et annotatione critica instruxit F. Dubner. Parisiis, 1855. 796 In qua illud quod dixi, id esse amandum, quod nihil est aliud habere, quam nosse, non satis approbo. Neque enim Deum non habebant, quibus dictum est, Nescitis quia templum Dei estis eos, et Spiritus Dei habitat in vobis ( 1Cor.III,16 ) пес tamen ein noverant, vel non sicut noscendus est noverant [… Здесь я не вполне одобряо свое утверждение что следует любить то, чем нельзя обладать иначе, как только через познание. Разве не имели Бога те, кому было сказано «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ); и, однако, не знали Его, то есть не знали так, как должно Его знать…] (Augustinus Hipponensis. Retractationes I, 26, PL 32, 625). 797 Augustinus Hipponensis. De Civitate Dei XXII, 29, 5, PL 41, 800. Рус. пер. Ч. 6. С. 397. Но в почти одновременно написанной XII кн. De Genesi ad litteram, 13 (PL 54, 457) он говорит: Manifestum est enim in corpoream naturam ab eo videri non potuisse per corpus. Corpora vero etiam si possunt videri sine corpore, non utique sie videntur per corpus, sed longe ille dispar modus est si quis est [Очевидно, что не может созерцать в телесной природе посредством тела. Телесное же, если и возможно созерцать уму без участия тела, то, во всяком случае, это не то же, что созерцать при помощи тела: эти два рода восприятия будут весьма разлиты по отношению друг к другу].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

И созерцательные умы взялись за дело дополнения, раскрытия  его  метафизической сущности.  Отсюда  новые " монстры " причудливейших  учений, догадок, сект, и  фраза Тертуллиана " философы— патриархи еретиков " (цитирована у Иеронима XXII, 1148)  в  общем  верно  передает  взаимоотношение, существовавшее  между  философией  и  поздним гностицизмом. Во времена Иеронима пользовалась самым широким распространением одна  ересь подобного  рода —  именно  Оригенова (Ориген  между 185— 256 гг. приблиз.). Иерониму мы обязаны и сохранением некоторых положений ее. Вот из них наиболее любопытные: 1) Солнце и Луна и звезды суть существа одушевленные, и подобно тому, как мы, люди, за наши грехи наделены телом грубым и косным, так и светила небесные приняли такие-то и такие-то формы, чтобы светить• более или менее, и демоны также, за большие грехи, облечены в воздушное тело. 2) Ангел или душа или демон, которых он (Ориген) считает одинаковой природы, но разной воли, могут по степени нерадения и неразумия становиться скотами  и  выбирать,  вместо  мук  геенны, положение  низших животных, обитать в водах и источниках и принимать тело тех или других рыб, так что нам следует бояться  не  только мяса  четвероногих,  но  и  рыб. 3) Пусть исследует любопытный читатель,  так же ли сам себя познает Отец,  как познается Он Сыном, зная, что  писано  есть: " Отец, пославший  Меня, более Меня "   (Ин 14, 28); он согласится, что справедливее  думать, что  и  в познании Отец  больше Сына, поскольку Он и совершеннее и чище познается самим собою, чем Сыном. 4)  И может быть, подобно тому, как умирающие в этом мире по отделении души от тела  соответственно различию дел различные места занимают в преисподней: так и  те, которые умирают  в Иерусалиме небесном (выражусь так), нисходят  в преисподнюю нашего  мира и  по  мере заслуг  своих занимают на земле  разные  места. 5) Нам  недостает  еще  истинного  Евангелия,  о  котором,  как  о  Вечном Евангелии,  читаем в  Апокалипсисе Иоанна, — разумеется " вечном " по сравнению с этим  нашим  Евангелием,  которое  временно  и  проповедано в мире и веке преходящем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

В девятом году правления короля Эгфрида произошла жестокая битва между ним и королем мерсийцев Эдильредом у реки Трента, в которой был убит брат короля Эгфрида Элфвин , юноша восемнадцати лет, весьма любимый в обеих провинциях, поскольку король Эдильред был женат на его сестре по имени Осфрида . Хотя было множество причин для продолжения войны и вражды между королями и двумя воинственными народами, возлюбленный Богом архиепископ Теодор, уповая на Божью помощь, сумел погасить это великое и губительное пламя своим мудрым советом. В результате между королями и их народами был установлен мир, и за смерть королевского брата не потребовали других жизней, а только обычное денежное возмещение, которое платят за смерть брата королю, обязанному отомстить за него . Так между этими королями и их королевствами на много лет воцарился мир. XXII (ХХ). Как с некоего узника спали оковы после отслуженной за него мессы В битве, где был убит король Элфвин, произошел знаменательный случай, о котором, как я думаю, не следует умолчать, поскольку рассказ о нем может послужить к спасению многих. Во время сражения один из воинов короля, юноша по имени Имма, был повержен вместе с другими; весь день и следующую ночь он пролежал как мертвый среди убитых, но наконец пришел в сознание, сел и кое–как перевязал свои раны. Посидев немного, он встал и пошел искать товарищей, которые могли бы оказать ему помощь. Но в это время он был застигнут и пленен воинами врага, которые отвели его к своему господину, комиту короля Эдильреда. Спрошенный, кто он такой, он побоялся признаться в том, что он воин, и назвался бедным селянином , обремененным семьей, который вместе с другими подобными ему принес воинам еду. Комит велел лечить его, но как только Имме стало лучше, его сковали, чтобы он не убежал ночью. Однако они никак не могли его заковать, поскольку цепи сразу спадали с него. У него был брат по имени Тунна, священник и аббат монастыря в городе, который в его честь до сих пор зовется Туннакастир . Узнав, что его брат пал в битве, Тунна пошел искать его тело и, найдя похожее на него во всех отношениях, решил, что это и есть его брат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010