Если же Цельс намерен свое положение о том, что евреев презирали и ставили ни во что, обосновать на том факте, что об их истории почти ничего не говорится у греческих писателей, то тогда мы скажем ему в ответ следующее: если углубиться в рассмотрение древнейшего гражданского строя евреев, если обратить внимание на распорядок их законов, то можно вынести такое убеждение, что они были такими людьми, для которых земная жизнь была отблеском жизни небесной, которые не признавали никакого другого Бога, кроме Бога Вседержителя, которые в своем обществе не терпели никого из людей, занимавшихся деланием идолов. Действительно, в их земле не было ни живописцев, ни скульпторов; они самим законом были избавлены от подобных людей, – и это с той целью, чтобы не было у них повода дозволять изготовление идолов, которое неразумных людей могло ввести в заблуждение и отвлечь взоры душевные от Бога (и приковать их) к земле. Между прочими они имели также и такие заповеди: «дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображении какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» ( Втор. 4:16–18 ). Закон желал того именно, чтобы они держались истины о каждой вещи и не выдумывали бы ничего такого, что могло бы нарушить истину и ввести их в заблуждение, будучи на самом деле или просто мужчиной, или в сущности женщиной, или же скотом, или птицей, или пресмыкающимся животным, или рыбой. Они имели далее великую и возвышенную заповедь: «дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды, и все воинство небесное» 363 , не прельстился и не поклонился им, и не служил им» ( Втор. 4:19 ). Как строга была общественная дисциплина (πολιτεα) всего народа, коль скоро у него было воспрещено проявление какой-либо изнеженности! Заслуживает удивления также и твердо соблюдавшийся у них порядок, в силу которого публичных женщин, обычно возбуждающих чувственные страсти у молодых людей, они не терпели в своем обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

…Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной. Трудовое воспитание Трудовое воспитание — это формирование в человеке созидательного начала. В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, — в ухаживании за грядками и клумбами, в уборке садов и дворов, в создании научных трудов или произведений искусства, в воспитании в себе или в других (в собственных детях) личности и т. д., — во всех этих действиях проявляется наше подобие Богу–Творцу. Иисус Христос говорил иудеям: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Он назвал богами тех, к которым было слово Божие» (Ин 10:34–35). Бог творит из ничего, человек — из уже существующего материала, познавая законы творения и творчества. Эти законы многообразны. Ими должны владеть и скульптор, и повар, и художник, и садовник. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви. Удивительны слова пророка Исаии: «Посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. Представьте дело ваше, говорит Господь и мы будем знать, что вы боги» (Ис 41:19–23). Вот библейское отношение к созидательному человеческому труду и творчеству: «рука Господня соделала» и человек «сотворил сие»… Богоподобие и соучастие в творчестве! Любовь, как и вера, без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого, по теплоте сердечной, изливаемой и на ближнего; мы любим не столько тех, кто заботится о нас, сколько того, о ком заботимся сами. В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание — это подготовка к делам любви. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Мать в больнице, отец лежит с температурой, а взрослая дочь и сын не могут приготовить обеда и ждут, когда приедет подруга матери, обремененная собственной семьей и своими домашними и другими заботами, купит продукты, накормит больного отца и их самих, здоровых, но не приученных к труду. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Подобные скульптурные произведения украшали внутренность всех открытых доселе дворцов как в Хорсабаде, так в Куюнджике, Неби-Юнусе и Нимруде. Замечательная вещь: между этими барельефами почти совершенно не встречается таких, которые бы относились к домашней жизни и к обыденным нравам и обычаям ассирийского народа, как это столь часто и столь поучительно мы видим на изображениях древнего Египта. Нет также почти ничего, что знакомило бы нас с промышленными и торговыми занятиями древней Месопотамии. Только в виде исключения, сохранился барельеф, изображающий перевозку на финикийских барках (их легко признать по носовой части в виде лошадиной головы) кедровых бревен, которые перевозились по Чермному морю и Персидскому заливу до Вавилона и Ниневии. Барельеф этот интересен для нас в особенности с библейской точки зрения, потому что он дает нам случай видеть, как перевозились подобные бревна, заказанные для храма Соломонова Хираму ( 3Цар.5:2–9 ). VI раздел Но самые многочисленные барельефы всех дворцов касаются военных подвигов ассирийских царей. Ниневийские дворцы вообще и дворец Саргона в частности имеют множество изображений, представляющих различные военные сцены. Прежде всего, мы видим простые изображения грозных ассирийских воинов, столь красноречиво описанных у пророков. Эти воины прекрасно вооруженные, неподдающиеся утомлению, как ветер носились на своих быстрых конях, распространяя ужас на своем пути и своими меткими стрелами посевая смерть между своими противниками. Вот как их описывает пророк Исаия (5:26–29): „И поднимет (Господь) знамя народами дальними и даст знаки живущему на краю земли, и вот он легко и скоро придет. Не будет у него усталого и изнемо- гающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню и колеса его как вихрь. Рев его как рев львицы; он рыкает подобно скимнам и заревет и схватит добычу и унесет и никто не отнимет». Пророк Иеремия со своей стороны говорит (6:22–26): „Вот идет народ от страны северной, и народ великий поднимется от краев земли; держат в руках копье; они жестоки и немилосерды; голос их шумит как море, и несутся на конях, выстроены как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона... Не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей – ужас со всех сторон». (Сравни также Иер.5:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

И вот здесь мы с этой мыслью сжились настолько, что утратили способность критически её оценить. Если материя вечна, но меняется в своих формах, она не может быть вечной. То, что меняется, не может быть вечным. Почему Бог вечен? Потому что Он неизменяем. А то, что изменяется, не является вечным. Так вот приняли это как аксиому и с ней прожили всю свою жизнь. И вдруг оказывается, что мысль-то эта несостоятельна. Бог является Творцом Он отразил Себя в Своём творении. А в этом творении высшим пунктом его является человек: малымъ чимъ умаленный отъ Ангелъ (см. Евр. 2:7 ). И о нём говорится во второй главе книге Бытия, что Бог, создав его из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни: Вдунулъ въ лице его жизни, и сталъ целое къ душою живою (см. Быт. 2:7 ). То есть запечатлел его Своим образом и подобием. Поэтому он в силу этого и может иметь общение с Богом. И тем не менее, существует такое доказательство. Оно прекрасно сформулировано в книге Премудрости Соломона. Открывайте 13-ю главу Книги Премудрости Соломона, и найдём эту главу. Конечно же, человек не стоял перед знаком вопроса, а размышлял и о себе, и об окружающем его мысли он выражал и устно, и они передавались из поколения в поколение, а затем наступил момент, когда их зафиксировали, появился письменный период в истории человечества. А вот дописьменный-то? Вот кое-что из него пришло к нам по преданию. Как же человек объяснял себя и окружающий его И здесь объяснений столько, что и перечислить их невозможно. Поэтому необходимо откровение. Во всех таких принципиальных вопросах мы нуждаемся в откровении свыше. Читаем – 13-я глава с 1-го стиха: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и , взирая на дела, не познали Виновника, [вы смотрите на картину, на скульптуру и в зависимости от её совершенства делаете заключение и о её авторе. Значит, кто же создал этот неповторимый шедевр? кто создал эту статую? Она вот сейчас только что не движется. Вот малейшее, и она оживёт. Чьё вдохновение, чьи руки сделали это? Не создалась же она сама собой. Значит, её кто-то сотворил?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Мы в отчаянных обстоятельствах... мы гонимы... низлагаемы... всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса ( 2Кор.4:810 ). Но вместе с этим θλψις является естественно необходимым состоянием органической жизни. Таковы скорбные обстоятельства безгрешного брака ( 1Кор.7:28 ). Таковы же скорби тела тлеющего, т. е, изживающего в трудах и болезнях свои органические силы ( 2Кор.4:1617 ). Таковы же были скорби Господа нашего Иисуса Христа ( Кол.1:24 ). Который быль язвен за грехи наши и мучим за беззакония наши: Он был распят в немощи ( 2Кор.13:4 ). Все это побуждает человека сознавать свою беспомощность и по инстинкту самосохранения чувствовать страх и трепет ( 1Кор.2:3 ). Смертное было бы преходящим свойством человеческого тела и никогда не имело бы конкретного обнаружения, если бы состояние человеческой души было вполне нормально и возникшая жизнь не оставляла бы своего естественного русла: На сие самое и создал нас Бог , чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:5, 4 ). А так как жизнь сосредоточивается в душе и ею оживляется тело, то душа и должна была обратиться в неиссякаемый источник жизни для своего тела. На примере последнего Адама мы видим, что и сама душа в этом случае должна была возвыситься до состояния животворящего духа ( 1Кор.15:45 ). Нормальное течение жизни прерывается в настоящее время смертью . Естественно доживет народонаселение земного шара в день Христов, когда никто не умрет, но все изменятся, так как мгновенно произойдет процесс поглощения смерти жизнью. Хотя во Христе обитает вся полнота Божества телесно, однако Он, прежде чем вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ) и оказался с телом славы ( Флп.3:21 ), явился во плоти ( 1Тим.3:16 ): здесь подчеркивается необходимость закона постепенного развития: не духовное прежде, а душевное, потом духовное ( 1Кор.15:46 ). Сначала тело душевное, а затем тело духовное. Жизнь в ощущениях Чувственный опыт душевного человека отрицательно представлен апостолом Павлом в следующем выражении: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). φθαλμς οκ εδεν... В обычном своем состоянии глаз видит лишь лице во плоти ( Кол.2:1 ), т. е. покоится на плотяных и вообще на материальных объектах. Душа переполняется зрительными образами внешней действительности, и самая деятельность человека испытывает на себе их влияние. Господь сказал Моисею: смотри... сделай все по образу (k. t. τπον), показанному тебе на горе ( Евр.8:5 ). Моисею был показан Богом тип скинии, её модель. Он был обязан в точности воспроизвести ее, построив скинию, во всем подобную виденной. Здесь налицо не одно зрительное ощущение, но и зрительный образ и его репродукция, при помощи которой выполнено практическое дело постройки скинии, реализована однажды виденная модель. По аналогии с этим к душевной деятельности человека следует отнести деятельность художников, скульпторов, архитекторов и всякую иную, нуждающуюся в глазомере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

«Итак…». Апостол еще раз указывает на вывод, какой получается из сказанного в Писании о свободе Божией в помиловании и ожесточении человека. Вывод этот такой: Бог не связан в Своем отношении к человеку никакими человеческими стремлениями и делами (ст. 16). «Ожесточает», т. е. делает человека неспособным воспринимать впечатления, какие могли бы послужить к его исправлению (ср. Деян 19:9 ; Евр.3:8, 13–15, 4:7 ) 33 . Рим.9:19 .  Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» Рим.9:20 .  А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Наряду с указаниями на полную свободу Бога, с которою Он одних милует, а других ожесточает, в Писании неоднократно встречаются речи Иеговы, полные упреков по отношению к упорным грешникам. Читатели книг пророческих, где более всего встречается таких обличений, могли после сказанного Апостолом усомниться в справедливости такого отношения Бога к грешникам. Если ожесточение во грехе есть дело воли Божией, то уже никто не может пойти против этой воли и все будут грешить! Вправе ли после этого Бог упрекать такого человека? Апостол отвечает на это возражение указанием на ничтожество человека пред Богом. Человек – творение Божие и не вправе обращаться к Творцу с вопросами, почему ему дано от Бога то, а не иное назначение. – «Человек». Так Апостол называет возражателя, чтобы показать его ничтожество пред Богом. Ясно, что это слово стоит в соответствии со следующим словом: «Богом». «Изделие» – по-греч. πλσμα – означает всякую вещь, сработанную человеком, в особенности же произведения ваятеля и скульптора. Рим.9:21 .  Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Еще сравнение, разъясняющее права Бога Творца в отношении к творению. Смысл этого сравнения такой. Как горшечник имеет полное право давать каждому, им приготовленному, сосуду свое назначение, так вправе делать то же и Творец по отношению к твари, хотя бы через это одно творение оказалось в большей чести, чем другое. Но как Творец пользуется Своими правами в действительности, об этом здесь Апостол еще не говорит. Ему нужно только опровергнуть поставленное в 19-м стихе возражение против свободы Божией, о которой Апостол сказал в 18-м ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18). Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит; но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. «Св. Иоанн Богослов говорит, что рожденный от Бога не согрешает. Но тут же прибавляет: но хранит себя. И выходит, что он не согрешает, потому что блюдет себя. Не станет блюсти и согрешит. Свобода всегда остается за человеком. И он может пасть, как бы высоко ни стоял и как бы близко к Богу ни был поставлен» (свт. Феофан Затворник ). 19). Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. «Поскольку мир сей во зле лежит, то проходящий жизнь в этом мире безопасно совершит это, если сохранит истинно царский путь, убеленный добродетелью и нисколько не совращаемый пороком на распутья» (свт. Григорий Нисский . О жизни Моисея). 20–21). Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! Храните себя от идолов. Аминь. «Кто не видит Христа и не признает Его, тот является идолопоклонником, поскольку не знает истинного Бога. А то, что Он есть истинный Бог, Он показал не только тем, что имеет жизнь вечную, но и тем, что Он дает ее другим людям, которые веруют в Него. Это самое точное определение для отличия истинного Бога от других, ложных богов. Ибо ложен всякий бог, который не может даровать людям вечную жизнь. А этого не может сделать никто из тех, кто не победил смерти. Богочеловек Христос есть Единственный, Кто победил смерть Воскресением. Поэтому Он и есть истинный Бог и Жизнь вечная. Любой другой есть ложный бог. Признание, исповедание и проповедь о любом другом боге, кроме Христа, есть не что иное, как идолопоклонство. Да, идолопоклонство, – это поклонение любому идолу, вместо поклонения Единому истинному Богу, Господу Иисусу Христу. Идолопоклонство включает все, начиная от наиболее грубого северного культа и кончая самым высоким символизмом. В идолопоклонстве почитаются за богов не только камни, деревья, животные, планеты, скульптуры, но и люди, и герои, и духи (добра и зла), и открытия, и идеи, и страсти, и культуры, и политика, и наука, и философии, и искусства, и все, что противопоставляется по собственному желанию идолопоклонников истинному Богу и Господу Иисусу Христу. Поэтому святой Иоанн Богослов заканчивает свое чудесное благовествование словами: Дети! Храните себя от идолов " » (прп. Иустин Попович) . Второе послание апостола Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Се Аз изрыю ров 44 . Под рвом бл. Феодорит разумеет смерть или конечную гибель Гога и Магога, т. е. врагов Иудеев после плена, а св. Ефрем Сирин , под копанием рва разумеет «прободение ребер Христовых, коим заглаждены грехи всего мира». В еврейском тексте, кажется, та мысль, что этот камень, на котором седмь очей, Господь Сам обделает, Сам вырежет на нем, что нужно, как скульптор обделывает камень и вырезает на нем различные украшения, (сн. 1Пет. 2:6 ), т. е., Я введу в мир Мессию, говорит Господь, Он будет основанием Церкви. Сам Я благоукрашу Его всеми возможными совершенствами. И осяжу 45 всю обиду 46 земли оныя в день един. Здесь слово осяжу значит то же, что возьму, уничтожу. Т. е., в то время, когда явится Мессия, благоукрашенный всеми совершенствами, Я уничтожу всякую неправду в земле Иудейской в один день – в тот «день, – поясняет св. Ефрем Сирин , – в которой Христос вознесен был на крест, прободением святых ребер заглаждены грехи всего мира, обнаружено все нечестие Израиля». Здесь под Иудейской землей разумеется и весь мир, так как из Иудеи было спасение миру. Ст. 10. В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу. С евр.: В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу. Т. е., когда явится в мире Мессия, созиждет Церковь , соделается Ее краеугольным камнем, тогда вы будете наслаждаться миром и счастьем, если не внешним, то внутренним, подобно тем людям, которые в мире и счастье приглашают друг друга под виноград и смоковницу, что древние Иудеи считали для себя великим благополучием. См. подобное: Мих. 4:4 ; 3Цар 4:25 . По свят. Ефрему Сирину , слова пророка означают, «что всякий (из верующих) будет содействовать ко благу искреннего своего, и теми добродетелями, какие соберет для себя, усладит и ближнего своего». Глава 4 Ст. 1. И обратися ангел глаголяй во мне и возведе мя, якоже егда востанет человек от сна своего. С евр.: И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Другой случай чудесной помощи она видела во/сне накануне мученической кончины, когда боролась с чудовищем. Когда борьба их затянулась и, по-видимому, Перпетуя стала утомляться, из опасения оказаться побежденной она сложила руки так, что пальцы одной руки вошли между пальцами другой. В таком виде она положила их на голову чудовища, и оно упало на песок. Итак, имя Господа Иисуса Христа, мысленно произнесенное Перпетуей, и начертание первой буквы Его имени ( Χριστς), сделанное сложением пальцев двух рук (заметим, что Перпетуя владела греческим языком и во сне объяснялась на нем) 696 , делало напрасными козни диавола, которыми он пытался устрашить мученицу. Человеческий разум не может объяснить, каким образом сновидение давало силы мученикам переносить ужасные страдания. Ответом на это могут быть слова апостола Петра, сказанные народу в объяснение события сошествия Святого Духа: «И будет в последние дни, говорит Бог , излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» ( Деян. 2, 17 ). О силе же Креста Господня уже св. Ипполит писал: «Всегда старайся осенять смиренно свой лоб крестным знамением. Ибо это знак Страданий Иисуса Христа, данный против диавола, если кто с верой его совершает, а не для угождения людям, чтобы, зная это, предлагать его как панцирь. Ибо диавол, видя духовную добродетель, исходящую от сердца, подобно явно совершенному крещению, трепеща обращается в бегство, когда ты не уступаешь ему, а вдохновляешь самого себя. Это самое было в прообразе Моисеева агнца, которого приносили в жертву на пасху и кровью которого окропляли порог, помазывая оба косяка дверей, и это обозначает то, что есть теперь в нас – веру в совершенного Агнца. Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас» 697 . Вера в силу животворящего Креста создала у христиан традицию к изображению в искусстве – на фресках, в скульптуре, на иконах, медальонах, саркофагах – мучеников и мучениц, вне зависимости от их возраста держащими в правой руке крест, а позднее обычай на могилах христиан ставить крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010