Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (22.03.1812-18.11.1855, Москва), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры. Род. в семье священника, рано проявил творческие способности и в 1821 г. стал воспитанником Императорской АХ, где обучался у скульптора В. И. Демут-Малиновского. В 1833 г. окончил курс обучения, удостоившись малой золотой медали за барельеф «Гектор в ложнице Елены укоряет Париса за бездействие» и звания художника XIV класса. Был оставлен при академии для усовершенствования мастерства. Получил большую золотую медаль за статую «Русский юноша, играющий в свайку» (гипсовый экземпляр хранится в музее АХ). В 1836 г. эта работа демонстрировалась на академической выставке, где обратила на себя общественное внимание народно-бытовой новизной содержания и непосредственностью передачи образа. Вместе со статуей др. ученика АХ, Н. С. Пименова, скульптура Л. была одобрена А. С. Пушкиным, к-рый в стихотворном экспромте отметил в этой работе творческое претворение классики в совр. формах. В 1838 г. статуи Л. и Пименова, отлитые из чугуна, были установлены у колоннады перед царскосельским Александровским дворцом. Золотая медаль дала Л. право на заграничную поездку в качестве пенсионера академии. Он поселился в Риме, где в то время собралась группа молодых русских скульпторов, изучавших западноевропейскую пластику, расширявших свой кругозор и много трудившихся. Л. изваял мраморную фигуру «Аббадон» для цесаревича Александра (впосл. имп. Александр II Николаевич) и скульптурную группу «Молодой киевлянин и река Днепр». В 1844 г. за эти работы он получил звание академика. Вернувшись в 1845 г. в Россию, Л. принял участие в конкурсе, который объявил имп. Николай I, на выполнение рельефов для строящегося в С.-Петербурге по проекту архит. О. Монферрана Исаакиевского собора и выиграл его вместе со скульптором П. К. Клодтом. В 1845 г. Л. выполнил 2 барельефа: «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям при Рождестве Христовом». Они были установлены под портиками Исаакиевского собора и стали примером синтеза архитектуры и скульптуры.

http://pravenc.ru/text/2110640.html

74 года назад был взорван Храм Христа Спасителя в Москве Москва, 6 декабря 2005 г . Храм Христа Спасителя, идея строительства которого возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, закладывался трижды. Трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. В 1832 году император Николай I утвердил проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Закладка храма состоялась в 1839 году, сообщает портал «Слово». Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет. В праздник Вознесения Господня, 26 мая 1883 года, с необыкновенной торжественностью Храм Христа Спасителя был освящен. Специально ко дню освящения П.И. Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором. Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами В.Суриковым, Н. Кошелевым, И. Крамским, Г.Семирадским, В. Верещагиным, В.Маковским, В. Васнецовым, В. Марковым, И. Прянишниковым, Ф. Бруни, др. Авторами фасадных скульптур стали барон П.Клодт, Н.Рамазанов, А.Логановский. Врата храма были исполнены в технике гальванопластики по моделям графа Ф.Толстого. Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, «свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года» и запечатлевшим его ратный подвиг. На стенах храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом св. Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество. Летом 1931 года правительство СССР приняло решение снести храм, а на его месте воздвигнуть грандиозный ансамбль Дворца Советов, на вершине которого поместить фигуру В.И. Ленина. 5 декабря 1931 года в 12 часов всего за 45 минут храм был взорван. Начавшаяся Великая Отечественная война не дала довести проект строительства Дворца до конца, и с 1960 по 1994 год на месте христианской святыни находился открытый плавательный бассейн «Москва».

http://pravoslavie.ru/15384.html

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва) Описание: Центральное благочиние  Московской епархии История Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село). Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Росписи были выполнены знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автор идеи скульптурного убранства фасадов — святитель Филарет, митрополит Московский; мраморные барельефы и скульптурный декор созданы А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Л.В. Даля. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг. 15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин) , в 1989 г. причисленный к лику святых. 

http://patriarchia.ru/db/text/232770.htm...

Церковь вмч. Пантелеймона в Соляном переулке (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пантелеимоновская церковь построена в 1735—1739 годах, посвящена русской воинской морской славе. Содержание История [ править править код ] В 1718 году для рабочих Партикулярной верфи, устроенной в истоке Фонтанки, против Летнего сада, Петром I была построена часовня во имя св. Пантелеимона (в день его памяти, 27 июля по старому стилю, русский флот в 1714 году одержал победу над шведским флотом при Гангуте и в 1720 году — у острова Гренгам). 2 сентября 1722 года состоялось освящение мазанковой церкви того же посвящения, заменившей часовню. В 1735—1739 годах был построен новый храм в камне в стиле аннинского барокко, снаружи украшенный тосканскими пилястрами, по проекту архитектора И. К. Коробова. Новая церковь имела колокольню и один деревянный шатровый купол. Внутреннее убранство было создано художником Гавриилом Ипатовым; иконы и плафон купола написаны художником А. И. Квашниным. Новая церковь была освящена в храмовый праздник, 27 июля (7 августа) 1739 года, епископом Вологодским Амвросием. Так как церковь была холодной, к 1764 году к ней был пристроен тёплый придел святой Екатерины, перенесённый в 1783 году в трапезную. В 1765 году церковь из Адмиралтейств-коллегий перешла в состав епархии. В 1833—1834 годах напротив храма жил А. С. Пушкин, часто бывавший здесь на службе. В 1834—1835 годах здание было перестроено в стиле позднего ампира архитектором В. И. Беретти, а в 1840-х годах фасады храма были украшены мраморными барельефами работы скульптора А. В. Логановского. Храм неоднократно расширялся: в 1852 году в сторону Фонтанки по проекту архитектора И. Г. Мальгина, в 1875 году со стороны современной улицы Пестеля архитектор В. Ф. Геккер переделал притвор, устроив в нём часовню, и в 1895—1896 годах архитектором Е. Е. Аникиным (или И. М. Гольмдорфом) был пристроен придел князя Михаила Черниговского и его сына Феодора со стороны Невы. В этом виде церковь и дошла до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмч._П...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРАМ Мастер Аврам. Изображение на Магдебургских вратах собора Св. Софии в Новгороде Мастер Аврам. Изображение на Магдебургских вратах собора Св. Софии в Новгороде мастер, предположительно рус. скульптор и литейщик, руководивший работами по сборке и установке на зап. портале Софийского собора в Новгороде бронзовых Магдебургских врат (1152-1154). Его скульптурное изображение со слав. надписью: «Мастеръ Аврамъ» помещено в нижнем регистре левой створы врат, рядом с фигурами нем. мастеров (Риквина и Вайсмута). Иконография образа А.- поза, одежда, инструменты (молот, клещи и штигель) - во всем, кроме нагрудного креста с монограммой Христа, аналогична портретам нем. скульпторов. Пластина и расположенная на ней фигура А. по составу сплава и характеру его обработки отличаются от основного объема декорации врат. Существенны и стилистические различия: при наличии ряда черт, сближающих изображение А. с портретами нем. мастеров, обобщенность и уравновешенность формы характеризуют этот рельеф как произведение древнерус. искусства, сознательно ориентированного на романский образец. Возможно, фигура А. могла появиться при монтировке врат в Новгороде или при последующем их поновлении, когда рус. скульптор, возглавлявший работы, мог по примеру нем. мастеров поместить на створе врат свой портрет. Датировка изображения (соответственно и время жизни А.) колеблется от кон. XII до сер. XV в.: А. И. Анисимов считал его автопортретом рус. скульптора и относил к рубежу XII-XIII вв., этой же даты придерживался В. Н. Лазарев ; убедительной представляется возможность возникновения портрета А. одновременно со слав. надписями к клеймам врат, к-рые по палеографическим признакам датированы сер. XV в. (исследование А. В. Поппэ ); И. А. Стерлигова отнесла создание рельефа ко 2-й трети XV в., основываясь на данных палеографии и стилистических аналогиях в произведениях новгородской пластики этого времени. К работам, осуществлявшимся при участии А. и одновременным созданию его портрета, относятся вставки на вратах с сюжетами: Сошествие во ад, Сотворение Евы, Бегство в Египет и др. Изображения кентавра (ныне утрачено) и мужчины в длинных одеждах (возможно, прав. Иосифа Аримафейского), приписываемые А., являются дополнениями кон. XIV и сер. XVI в. Лит.: Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 51; Поппэ А. В. К истории романских дверей Софии Новгородской//Средневековая Русь. М., 1976. С. 191-200; Анисимов А. И. Автопортрет русского скульптора//А. И. Анисимов о древнерусском искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 143-163; Стерлигова И. А. Центры художественной культуры Средневековой Руси: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода XI-XV вв. М., 1996. С. 258-266. Кат. 64. Г. Р. Столова Рубрики: Ключевые слова: ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (1812-1855), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры

http://pravenc.ru/text/62970.html

Второй по величине колокол собора, весом 978 пудов, был украшен ликами святых евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна и занимал левую башню северного портика. Третий колокол, 663 пуда, с образами святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, располагался в левой от южного портика башне. В четвертой башне собора находились остальные 12 колоколов. Некоторые из них также имели барельефы с изображениями святых благоверных великих князей Владимира и Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Исаакия Далматского, под чье покровительство отдал Петр Великий свой город. Автором моделей медальонов на всех колоколах был скульптор А. В. Логановский, а литье выполнил все тот же кудесник Стуколкин. Впрочем, всего не расскажешь даже об этих удивительных колоколах. С 1931 г. посыпалась колокольная медь в руки «культурно выросших трудовых масс» мелкой разменной монетой. Добавили колокольную медь и в никелевую монету, которая полностью заменила денежное серебро, — дополнительная прибыль Внешторгу. Хватило меди и на памятники «мировым революционерам». 1923 год — Архангельский губотдел ГПУ принял решение об освобождении епископа Илариона (Троицкого), который в течение года находился в ссылке, из-под стражи. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион был ближайшим помощником святителя Тихона. Именно ему патриарх поручает главную задачу — искоренение обновленческого раскола. Первым шагом на этом пути стало переосвящение собора Сретенского монастыря, где с 1922 г. находились последователи одного из лидеров обновленчества «митрополита» Антонина (Грановского). 1990 год — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Новгород. Первосвятитель Русской Церкви совершил богослужение в Евфимиевском храме Николо-Вяжищского женского монастыря, возвращенного Церкви. Патриарх провел пресс-конференцию. 1992 год — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию во Введенском соборе Оптиной пустыни. В этот же день состоялась поездка делегации УПЦ-КП в Константинополь. В Состав делегации вошли «заместитель патриарха, митрополит» Филарет, «митрополит» Антоний (Масендич), «архимандрит» Валентин (Дажук), «игумен» Даниил (Чокалюк), депутат Верховного Совета Украины В. Червоний. Позднее была распространена информация о якобы возможном признании УПЦ-КП Константинопольским Патриархом. Константинополь опроверг эту ложь.

http://pravoslavie.ru/5498.html

Образ преп. Сергия Радонежского может входить в сюжеты «Избранные святые», «Собор Ростовских чудотворцев», «Спас Смоленский», где преп. Сергий представлен припадающим ко Господу вместе с преп. Варлаамом Хутынским». Наибольшее распространение получил извод «Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы». К нему в разные времена обращались: иконописцы В. Гурьянов и монахиня Иулиания (Соколова), скульптор А. Логановский, живописцы В. Соковинин, А. Кившенко, Ю. Пантюхин, Ю. Ракша, П. Рыженко и др. Именно этот сюжет позволял художникам развить мысль о том, что только в духовном и национальном единстве заключена необоримая сила России, что русский народ непобедим тогда, когда сплотит все духовные и физический силы, принесет соборную молитву ко Господу и единой мощью двинется на врага. В рассматриваемой иконографии особое значение приобретают две пары деталей: куколь, надетый на голову преп. Сергия, и стоящий на земле великокняжеский шлем; поднятый вверх крест в руках преподобного и опущенный меч Дмитрия Иоанновича. Они обозначают, что духовная сила и сила молитвы выше земного противостояния. В многофигурных композициях эта идея поддерживается в изображении двух стоящих друг против друга групп: старцев-иноков, головы которых покрыты куколем (за спиной святого Сергия), и ратников, с непокрытыми головами (позади князя Дмитрия). Как правило, ратники представлены при оружии и с хоругвями, иноки - с иконами. Только два монаха - Александр Пересвет и Андрей Ослябя - могут держать в руках мечи. Большое внимание живописцы уделяли пейзажу, на фоне которого изображали преп. Сергия Радонежского. Вид среднерусской природы, по их замыслу, должен был отразить гармонию души святого и утвердить идею о том, человек призван в мир для его возделывания и преображения. Эту идею последовательно развивали В. Васнецов, М. Нестеров, С. Ефошкин. Глубокое смысловое значение имеет еще одна иконография преп. Сергия Радонежского со слетающей к нему стаей голубей - «Чудо о птицах», изобразительно раскрывающая предание.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская). Торжественное открытие памятника Александру III в 1912 году (разрушен в 1918 году). оенный парад принимает император Николай II 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме. Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы. К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский. И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества. Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.

http://foma.ru/xram-po-kotoromu-mozhno-i...

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником. Читайте также — Мой монастырь Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте. В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору Святой узник В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей. В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

http://pravmir.ru/donskoj-monastyr/

15 марта 1994 года церковь передана С.-Петербургской епархии. В храме проведены работы по капитальному ремонту и реставрации здания. Построили его еще в первой половине 18 века в память о победах русских моряков. Тогда основными прихожанами здесь были рабочие Партикулярной верфи. А в 19 веке этот район стал частью городского центра. Вокруг церкви появились новые дома, в одном из которых – прямо напротив храма – около года жил Александр Сергеевич Пушкин. Он часто бывал на службе в Пантелеимоновской церкви. В советское время храм пощадили как памятник архитектуры и попробовали приспособить под военно-исторический музей. В 1994 году в нем были возобновлены службы, но реставрация интерьера шла в течение многих лет. Источник: статья и видеосюжет на телеканале СОЮЗ Церковь во имя Святого Пантелеймона Целителя была возведена в благодарность за победу над шведами, одержанную 27 июля 1714 года в битве при мысе Гангут. Освящение деревянного храма, входившего в комплекс сооружений Партикулярной верфи (на месте Соляного городка), состоялось 2 сентября 1722 года. Он, однако, оказался довольно тесным. Поэтому уже в 1735 году была начата перестройка деревянной церкви в каменную, завершившаяся в 1739 году (автором проекта принято считать И.К. Коробова). Новая церковь явилась также памятником воинам, погибшим в битве со шведами при острове Гренгам в 1720 году. Поднявшись вблизи Фонтанки, одноглавый храм с высоким гранёным куполом, увенчанным луковичной главкой, стал одним из самых посещаемых петербуржцами. В его облике отразились многие черты зодчества первой половины XVIII века. Это относится и к алтарной апсиде, перекрытой фигурным фронтоном с волютами, и к отделке фасадов пилястрами тосканского ордера, и к трёхъярусной колокольне со шпилем. В середине XIX века стены церковного зала, разделённого восемью коринфскими колоннами, были облицованы искусственным мрамором и покрыты росписью. Значительному обновлению подвергся и иконостас, получивший более торжественный характер. Особым почитанием верующих пользовались две иконы Святого Пантелеймона старинного письма, одна из которых прежде находилась в деревянной церкви. В нишах восточного фасада в середине XIX века были помещены мраморные барельефы работы скульптора А.В. Логановского, изображающие сцены из Священного Писания.

http://sobory.ru/article/?object=01571

  001     002    003    004    005