Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28). Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией. Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором. Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо " праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего " (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, " превратились в сады, цветники и птичники " . Адам был призван " возделывать и хранить " Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: " И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни " (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: " И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь " (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах " (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

http://pravoslavie.ru/1456.html

На небо вознесла его и в Боге утвердила. Рассуждение О Перикле рассказывают, что это был человек почти идеальной человеческой красоты, однако голова у него была слишком продолговата и походила на тыкву, так что, где бы ни появлялся он с непокрытой головой, [неизменно] вызывал усмешки. Чтобы скрыть этот его недостаток, греческие скульпторы, изготовляя статуи этого великого мужа, всегда изображали его с шлемом на голове. Если некоторые из язычников умели скрывать недостатки своего ближнего, сколь усерднее мы, христиане, должны так поступать! В почтительности друг друга предупреждайте ( Рим. 12, 10 ) [в серб. букв.: оказывая честь, друг друга делайте большим. – Пер.], – заповедует апостол тем, кто пребывает со Христом [в серб, букв.: кто держится за Христа. – Пер.]. Но как скажем мы, что пребываем с кротким и пречистым Христом, если ежедневно отравляем воздух баснями о чужих грехах и недостатках? Скрывать свою добродетель и чужой недостаток – в этом главная духовная мудрость. Созерцание Да созерцаю воскресшего Господа Иисуса, а именно: 1) как является Он Марии Магдалине в саду, а Мария поначалу Его не узнаёт; 2) как кротко обращается Он к Марии, и Мария узнаёт Его, и радуется Ему, и возвещает свою радость ученикам. Проповедь о необходимости смерти ради многого плода Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Ин. 12:24 Для чего сеятель бросает пшеницу в землю? Для того ли, чтобы пшеница погибла и изгнила? Нет, но для того, чтобы жила она и принесла плод. Бросая семя, сеятель думает не о смерти и тлении семян, а об их жизни и плодоношении. Поистине, с радостью сеет сеятель семя свое, не думая о смерти, но думая о жизни и урожае. Сеятель – это Христос Господь, а люди суть Его пшеница. Благоизволил Он назвать нас этим именем. Много есть и других злаков на земле, но нет ничего драгоценнее пшеницы. Для чего сеет нас Господь по земле? Для того ли, чтобы умерли мы и истлели? Нет, но для того, чтобы жили мы и приносили плод. Мимоходом упоминает о нашей смерти – но лишь как об условии жизни и многого плода. Цель сева – не смерть, а жизнь. Но семя должно сначала умереть и истлеть. Он [кстати, лишь вкратце] упоминает об этом семени, ибо знает, что всем нам это даже слишком хорошо известно. Лишь вскользь говорит Он нам [и] об этом [нетлении], тогда как Его Евангелие – это, главным образом, повествование о жизни: о жизни и [ее] плодах. Об этом благовествует Он нам подробно, ибо знает, что это нам неизвестно и что мы задыхаемся от неведения и сомнений. Причем не только говорит он нам о жизни во всех ее частностях, но и раскрывает нам жизнь. Своим Воскресением яснее солнца являет он нам и много плода . [Да] и вся история Его Церкви есть самая очевидная картина жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый ( Ис.52:1 ). Иоанн в Откр.21:27 пишет нечто похожее: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». Мы видим, что «обрезанных», то есть верующих иудеев, Исаии у Иоанна заменяют те, «которые написаны у Агнца в книге жизни», то есть спасенные, те, которых Агнец «Кровию Своею искупил… из всякого колена и языка, народа и племени» ( Откр.5:9 ). Они сохранили себя от идолопоклонства («мерзости и лжи») и остались верными Богу и Христу. Иными словами, формально традиция ветхозаветная используется. Отсюда и появляются неожиданно, как бы со стороны, некие «народы и цари». Но все ветхозаветное переосмысляется. Речь идет просто об универсальности христианства, не знающего национальных разделений. Одновременно стих 27 имеет, конечно, и увещевательное значение, предупреждение от соглашательства с миром идолопоклонства. Привлекательно аллегорическое толкование слов Апокалипсиса о народах и царях, несущих дары в Новый Иерусалим. Если под святым городом понимать Церковь Христову, то народы действительно принесли свои дары Церкви. Греки принесли ей силу своего философского ума, породившего христианское богословие и дающего разумное обоснование вере. Римляне были величайшими в мире специалистами по юриспруденции и администрации. Они принесли в Церковь способность организовывать, управлять и формулировать каноническое право. Когда любой человек вступает в Церковь , он вместе с собою приносит и свой природный дар, который освящается Духом Святым. Писатель – силу слова, художник – силу красок, скульптор – искусство формы, музыкант – музыку, ремесленник – ремесло и так далее. Нет такого таланта, который не мог бы умножиться во Христе, став харизмой, то есть даром Святого Духа. е) Новый Иерусалим – Новый рай ( Откр.22:1–5 ) 1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус... Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною ( Ин. 21, 15–23 ). Простой строгий интерьер соответствует величию события. В храме ничего нет – кроме престола в абсиде, за сохраненным в неприкосновенности священным камнем. Дверь справа ведет к ступеням, уходившим прежде, до обмеления последних лет, прямо к воде. Ступени подлинные, I в., еще хранящие следы пречистых ног Иисуса. Справа, напротив крыльца храма, поставлена скульптурная группа, изображающая беседу Христа с апостолом Петром. Католики называют этот храм храмом Первенства (примата) апостола Петра, превращая его в церковно-археологический документ для обоснования папских притязаний на единоличную всемирную власть в Церкви. Православные называют его «храмом возвращения святому Петру апостольского достоинства». Ведь Петр, как известно, в ночь Страстной пятницы трижды отрекся от Господа. И по Воскресении Христос, обращаясь к женам-мироносицам, нарочито подчеркивал: «Скажите ученикам и Петру», – т.е. не включал Петра в число учеников. Только здесь, на Геннисаретском озере, Спаситель возвращает раскаявшемуся апостолу его посох – символ посланничества, апостольства. Именно это – возвращение посоха – изображено в скульптурной композиции. И из контекста цитированной нами заключительной, XXI главы Евангелия от Иоанна никак не следует, что Господь будто бы поставляет Петра «главой апостолов». Трижды обращается к нему Иисус с вопросом «любишь ли ты Меня». Трижды – по числу трех отречений – снимает с него грех предательства и вновь вручает ему «овец Своих». И потом, на вопрос Петра о «другом ученике», Христос ставит его на место словами: «что тебе до того». Т.е. прямо говорит, что ни одному из апостолов «нет дела» до служения других. Утверждается не примат Петра, а равноправие каждого из Двенадцати, не папский централизм, а православное соборное единение Сестер-Церквей. «Капернаум, до неба вознесшийся»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1871 г. храм исправлен усердием графа Павла Андреевича Шувалова: деревянные паперти заменены каменными, из бременского камня; церковь снаружи оштукатурена и окрашена светло-голубой клеевой краской; внутри устроены кирпичные своды, мраморный пол, а в алтаре – паркетный. Церковь внутри отличается изяществом и чистотою, какие редко можно видеть в сельских храмах. В юго-западной стороне церкви погребен строитель храма обер-камергер граф Андрей Петрович Шувалов и жена его, Фекла Игнатьевна. На полу находятся две мраморные плиты, с рельефными крестами и мраморными венками; над могилами – образ св. Андрея Первозванного, на полотне, в позолоченной раме, работы Плешанова; могила окружена бронзовой, позолоченной решёткой. В северо-западной стороне погребена графиня Ольга Есперовна Шувалова, урожденная княгиня Белосельская-Белозерская, умершая в 1869 г. Гробница ее, из белого мрамора, изящной работы. Она имеет вид часовни, с 4 арками; в куполе часовни – крест, ниже пола церкви – углубление, обшитое мраморными досками; на полу поставлен мраморный ящик и в нем цинковый гроб, покрытый мраморной доской; над гробницею – мраморный крест, с вызолоченным венком. Северная и западная арки – с зеркальными стеклами и вокруг них оранжерея с свежею зеленью и цветами; в восточной арке – вход в могилу. В южной, закрытой, арке поставлены иконы Спасителя, Божией Матери, апостола Павла и Ольги. Могила отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе в могилу, над аркой, на мраморной доске, надпись: «не бойся, токмо веруй, и спасена будешь»; вокруг арки, позолоченными буквами, евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди, и я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки.» (Иоак.14:15: 16); с правой стороны: «воля пославшего Мя отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубит, но все то воскресит в последний день» ( Иоан.6:39 ); с левой: «воля пославшего Мя есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:40 ). Против гробницы, на стене, икона, писанная на полотне академиком Тюриным. На иконе изображена, стоящая у креста, Мария Магдалина. Цена иконы 4000 р. Устройство всей могилы, или часовни, стоит до 22 т. р. с. Она устроена скульпторами Мадерно и Руджио.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

(Пример: обличение Царя Иоанна Грозного митрополитом Филиппом.) Проф. И. М. Андреев ПРИЛОЖЕНИЕ Проф. И. М. Андреев. Брак и семья (В православно-русском понимании) Проблема брака – стара как мир. Библейское сказание о сотворении мира полно сверхчеловеческой мудрости. Только оно одно может выдержать самую строгую, самую придирчивую критику. Вот почему большинство величайших ученых верит в Бога и в Богооткровенные книги, т.е. в Библию . Библейские образы, помимо своей глубины и сложности, являются еще и художественными образами, почему они и привлекали и будут привлекать к себе внимание величайших представителей всех искусств: поэзии, музыки, живописи и скульптуры. Чтобы уяснить себе всю глубину проблемы брака, следует начать рассмотрение этой проблемы с религиозной точки зрения. Первый брак был брак Адама и Евы в раю. Они были сотворены Богом и брак их был благословлен, как была благословлена и вся земля и все, что на ней совершалось в то время. Первым, по библейскому сказанию, был сотворен Адам, т.е. мужчина, затем из ребра его была сотворена Ева , ибо Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женой, ибо взята от мужа». Дальше в книге Бытия говорится: «И оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть». Апостол Павел прибавлял к этим словам: «Тайна сия велика есть!» Воистину брак есть великая тайна! Христианство не только подтвердило ветхозаветную истину о браке как таинстве двуединства (двое будут одна плоть), но дало еще новый глубокий прообраз браку: единение Христа и Церкви. О взаимоотношениях мужа и жены апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как Христос – глава Церкви... Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» ( Ефес.5 ). Конечно, «боится» надо понимать не в обывательском житейском смысле рабского страха, а в религиозном: «бояться» обидеть, «бояться» оскорбить, «бояться» сделать неприятное любимому, «бояться» потерять его любовь и расположение, и, наконец, «бояться» получить справедливое и заслуженное наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

По евангельскому сказанию, Иисус Христос возмутился духом при пророчественном созерцании будущих развалин этого прекраснейшего храма и плакал при мысли о предстоящем разрушении самого великого града ( Лк. 19:41–44 ). Он же, по преданию, Сам благоволил отобразить Лик Свой на полотне, когда этот Лик не мог быть воспроизведен искусством живописца, дав через это людям такое художественное произведение, которому в живописи, конечно, не могло быть ничего равного. Религиозно-нравственную живопись признавали и одобряли св. отцы Церкви. Св. Григорий Нисский , как мы видели, относил такого рода живопись к искусствам, происходящим, по его мнению, от Бога 489 . Даже скульптуру, вообще не пользовавшуюся сочувствием в древнем христианстве, признавали св. отцы и готовы были удивляться искусству ваятеля, когда он «из распадающейся глины мог образовать невообразимую красоту художественного произведения» 490 . В христианской Церкви, с первых времен существования принявшей некоторые из этих искусств под свое покровительство, все, по возможности, носит печать красоты: внешнее и внутреннее устройство ее богослужения, ее обряды, торжественные и печальные, и проч. – все исполнено св. поэзии и высокой художественности. Конечно, много не поэтического вносится в это исполнителями ее предначертаний и уставов, но это уже делается не по ее вине, а вопреки ее желанию 491 . Итак, христианство высоко ценит все истинно прекрасное. Что сказал Спаситель, когда одна женщина, по всей вероятности, Мария, сестра Лазаря, во время вечери в Вифании, в доме Симона прокаженного, «приступила к Нему с аловастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» ( Мф. 26:7 ; Мк. 14:3 ; Ин. 12:3 )? «Ученики Его при этом вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» ( Мф. 26:8–9 ). Господь же сказал им: «Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возлив миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

На это же указывает апостол в другом месте, утешая верующих: «Отец духов наказывает нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» ( Евр. 12:10–11 . Ср. Лк. 24:26 ). Под действием претерпеваемых нами скорбей душа наша оказывается как бы обыкновенной, как говорит об этом тот же апостол: в страданиях «мы не унываем; но если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Прекрасный образ того, как страдания очищают нашу душу от всякого наносного в ней зла и закаляют ее в борьбе со грехом, находим в книге Притчей ( Притч. 17:3 ), где страдания сравниваются с горнилом, в котором очищаются от посторонней примеси благородные металлы (cp. 1Петр. 1:6–7 ). Страдание в деснице Божией – это то же, что нож или резец в руках скульптора, обрабатывающего каменную глыбу в прекрасную статую, или молот в руках кузнеца, кующего сталь. «Здесь, на земле, – пишет Е. Берсье – приготовляются материалы для черезвычайного здания, которое Бог должен возвести на небе, как живые камни, но камень должен быть вытесан согласно плану Божественного Архитектора, чтобы занять принадлежащее ему место. Испытание есть нож или резец, которым Он обрабатывает его; подобно тому, как скульптор с настойчивостью долбит все глубже и глубже мрамор, долженствующий украсить главный фасад его монумента, также я понимаю, что Бог поражает Своими ударами тех, которые должны блестеть в первом ряду Его духовного храма» 744 . Но страдания влияют на нашу душу в нравственно-очистительном смысле и другим путем, производя в нас недовольство земной жизнью. Испытывая страдания, прерываемые мимолетными удовольствиями, мы знакомимся с внешним миром в его непостоянстве и ненадежности и научаемся не обманываться скоропреходящими радостями настоящей жизни. Вот как изображает временную жизнь с ее обманчивыми благами св. Григорий Богослов , душа которого была исполнена глубокими скорбями и страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Было ли так на самом деле? Об этом в настоящее время идут оживленные споры между библеистами и, по-видимому, правильнее дать утвердительный ответ на этот вопрос. В четвертой главе Второзакония встречаем такие выражения: есть ли какой великий народ, к которому боги его были столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш ( Втор.4:7 ); еще ( Втор.4:19 ): взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не прельщайся и не преклоняйся и не служи им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. В 32 главе: богами чуждыми они раздражили Его..., приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали 215 . Намек на это можно усматривать в том, что Бог Евреев имеет собственное имя, называется прямо в книге Исход Богом Евреев, производит суд над богами Египетскими. Иеффай говорит царю Аммонитскому: не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь (Иегова) Бог наш? 216 Сюда же относятся многочисленные сравнения Иеговы с чужими богами – сравнения, которых нельзя считать одной поэтической вольностью 217 . Итак, непосредственно данный текст первой заповеди утверждает не монотеизм в строгом смысле этого слова, а монолатрию, не предрешая вопроса о чужих богах, но предоставляя его выяснение дальнейшей истории откровения, в которой действительно и раскрылась идея о всемирном владычестве единого Бога Израилева. Во второй заповеди мы отметим различие в тексте Исх. и Втор. в том, что Исход имеет: кумира, и всякого подобия, а Второзак. опускает и. Один из лучших новейших экзегетов Dillmann, следуя примеру не менее, если не более знаменитого Эвальда, усматривает в этом целый ряд затруднений. «Подобие» – по еврейски: темуна. По Dillmann’y, темуна нигде не значит: изображение, сделанное руками человеческими, произведение искусства, но означает – вид, форму и потому не может зависеть, в качестве дополнения, от сотвори (таасé), не может быть вторым винительным наряду с (кумир, тесаное, скульптурное произведение).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Эта остановка находится в пяти минутах ходьбы от Темницы Иисуса, на углу, где Виа Долороза пересекается с улицей Аль-Вад, идущей от Дамасских ворот к Стене Плача и Мусорным воротам. Остановка отмечена маленькой часовней, которую построили польские солдаты и беженцы в годы Второй мировой войны. Внутри часовни, отделанной белым и красным камнем, главная достопримечательность – барельеф на восточной стене: «Первое падение Иисуса под тяжестью Креста». Барельеф, повторенный над входом в часовню, принадлежит польскому скульптору Тадеушу Зелинскому. Место, где находится часовня, представляло собой когда-то вход в «Хаммам ас- Султан» – турецкие бани, занимавшие место современных третьей и четвертой францисканских «станций». В 1856 г. этот участок был куплен Армянским Католическим Патриархатом для строительства существующих здесь сегодня церкви и школы. С противоположной стороны перекрестка в те же годы строился Австрийский странноприимный дом (по-современному «хоспис»), здание которого считалось даже в 1860-е гг. наиболее «этажной» постройкой Старого Города. Мы сказали уже выше, что каждый поворот Крестного Пути, почти каждый шаг Иисуса, если и не отмеченный в Евангелии, церковное предание стремилось увековечить и освятить церковью или часовней. Есть своя правда и свое умиление в этих кривых, тесных переулках, про которые иной раз и не верится, можно ли здесь пройти и повернуться с громоздким, тяжким, неловко взваленным на плечи Крестом, да притом в толпе, в конвое, падая и спотыкаясь поминутно под гнетом усталости, побоев, бессонных и безответных молитв. Надо пройти эту «виа», чтобы собственными плечами на ступеньках и поворотах ощутить тесноту «пути, ведущего к Спасению», вызвать в памяти образ Искупителя, предначертанный когда-то пророком Исайей. Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое... и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас ( Ис. 53, 2–6 ). Четвертая станция (Встреча Иисуса с Матерью)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010