10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма. Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма. Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова) ; непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма. Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Интерьер храма, 1902 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Христа_Сп...

На северном фасаде Филарет предложил в верхних медальонах положить изображения Иверской Богоматери, а также святых, в дни памяти которых происходили важнейшие события Заграничного похода: мученик Лавр – сражение при Кульме 18 августа 1813 года, мученик Сергий – Лейпцигская битва 7 октября 1813 года, Григорий Двоеслов – битва за Париж 12 марта и мученик Хрисанф – взятие Парижа 19 марта 1814 года. В нижнем горельефном ряду по росписи Филарета полагалось поместить изображения царицы Елены и ее сына – византийского императора Константина, княгини Ольги и ее внука – великого князя Владимира Красное Солнышко. Константин и Елена сделали Византию христианской страной, а Владимир и Ольга крестили Русь. Около оконных арок северного фасада – апостол Андрей, из уст которого впервые прозвучала на Русской земле христианская проповедь, Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы, Даниил Московский – сын Александра Невского, при котором стала расти Москва, и Савва Сторожевский – основатель знаменитого монастыря в Подмосковье, под Звенигородом. На глухих боковых частях северного фасада Филарет предложил два важнейших сюжета русской истории, связанных с решающими сражениями нашего народа: Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву и архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков. Всего по вдохновенному замыслу Филарета предполагалось выполнить восемь многофигурных горельефных композиций, сорок фигур, двенадцать икон в закомарах и в верхней части фасадов. Предписание московского митрополита в последующие годы было выполнено великолепными русскими скульпторами Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым и Петром Карловичем Клодтом. Логановский создал все многофигурные композиции и большинство фигур, Рамазанов выполнил медальоны, а знаменитый автор коней на Аничковом мосту Санкт-Петербурга исполнил статуи русских святых восточного фасада. Выбор сюжетов для скульптурных изображений храма Христа Спасителя стал для Филарета торжеством православной справедливости после того, как, не спросив его совета, в Москве поставили Триумфальные врата, увенчанные языческой богиней и посему оставленные без владычного благословения. Храм Христа Спасителя призван был стать подлинно русским храмом. Филарет убрал отовсюду изображения треугольника «Всевидящее Око», мелькавшие на предыдущих проектах – и у Витберга, да и у Тона. Собственно, ничего предосудительного в треугольнике, олицетворяющем Троицу, нет, и его можно видеть на множестве православных храмов, особенно тех, что построены в XVIII и XIX столетиях. Но ту же символику всегда охотно использовали и используют масоны, и святитель Филарет рассудил: можно обойтись и без этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Скульптура АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (1812-1855), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/rubrics/123110.html

И далее: И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт.14, 16–23). Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский) Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru Здесь мы видим Аврама между царем Содома и царем Мелхиседеком, который был священник Бога Всевышнего . И в наше время такое противостояние между тем, что будет царствовать над нами: грех или святость, — это актуальный вопрос и для кого-то сложная дилемма, перед которой может оказаться не только отдельно взятый человек, но и целая страна... Человек должен решительно расставаться с собственным греховным прошлым Надо сказать, что Содомляне в этой битве царей, человеческих чувств и греховных позывов оказались никудышными воинами. В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы (Быт. 14, 10). Подобное уточнение, что они не смогли миновать смоляных ям… упали в них , может подчеркивать опасность подобного порока, опрокидывающего человека в адскую смолу еще до попадания в ад. Следовательно, уточнение: «а остальные убежали в горы» — призыв к подобным им людям возвыситься над этим пороком и решительно совершить бегство, исход из собственного Содома и собственной Гоморры. Не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей (т. е. окрестности Содома и Гоморры — О. С.); спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт. 19, 17); и еще: Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лук. 9, 62). — То есть любой человек должен более чем решительно расставаться с собственным греховным прошлым!

http://pravoslavie.ru/101713.html

У которого же нет никакой возможности нарядиться, тот выворотит тулуп или вымажет рожу сажею. Целые деревья и цветники ездят по улицам, часто протащится телега вся в листьях и гирляндах, колеса убраны листьями и ветвями и, обращаясь, производят удивительный эффект, а в повозке сидит поезд совершенно во вкусе древних Церериных празднеств или той картины, которую написал Роберт . На Корсо совершенный снег от бросаемой муки. Я слышал о конфетти, никак не думал, чтобы это было так хорошо. Вообрази, что ты можешь высыпать в лицо самой хорошенькой целый мешок муки, хоть будь это Боргези , и она не рассердится, а отплатит тебе тем же. Франты и джентельмены издерживаются по нескольку сот скуд на одну муку. Экипажи все решительно маскированы. Слуги, кучера — все в маскарадном платье. В других местах один только народ кутит и маскируется. Здесь всё мешается вместе. Вольность удивительная, от которой бы ты, верно, пришел в восторг. Можешь говорить и давать цветы решительно какой угодно. Даже можешь забраться в коляску и усесться между ними. Коляски все едут шагом. И оттого часто забиаки, забравшись на балкон, имеют возможность целые четверть часа валять горстями и ведрами мучные шарики на сидящих в колясках, большею частию на дам, которым и больно и смешно , и они только что закрывают очень мило рукою глаза и вытирают лицо. Для интриг время удивительно счастливое. При мне завязано множество историй самых романтических с некоторыми моими знакомыми и даже в том числе с некоторыми нашими художниками (разумеется, только не с Дурновым). Все красавицы Рима всплыли теперь наверх, их такое теперь множество, и откуда они взялись, один бог знает. Я их никогда не встречал доселе; все незнакомые. Кстати, ты советовал Дурнову меньше волочиться. Нет, это неисправимое его зло. Академический коричневый сертук его, который, я думаю, тебе очень известен, переправлен; приделаны какие-то лацканы, или отвороты, в роде бархатных. Художников приехало несколько новых, все люди видные из себя, молодцы, щеголеватее старых, но талантливый один только Логановский , которого ты знаешь по стихам Пушкина, написанным на его Сваечника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

— «Мцыри» 24 Ливорно 18, 96, 101, 116, 170 Лижье Пьер 82, 381 Лион 18, 172, 173, 178 «Литературные прибавления к „Русскому Инвалиду“» 86, 382, 409 Логановский А. В. 123, 392 — «Парень, играющий в свайку» 392 Лозанна 14, 57, 58, 60–65, 67, 71, 80, 81, 378 Ломбардия 168 Ломоносов Михаил Васильевич 448 Лондон 57, 146, 210, 226 Лубны 235 Луврская картинная галлерея 79 Луиджи 249 Луи-Филипп, король 178, 403, 406 Лукашевич Платон Акимович 86, 102, 121, 210, 382, 386, 392, 409 Любек 50, 52 Любич-Романович Василий Игнатьевич 34 («Романович»), 365 Людовик XI 82 М айнц 13, 57 Макарий (Глухарев), архимандрит 276, 429 Максимов А. М. 368 Максимович Михаил Александрович 126, 271, 296, 365, 413, 427, 436 — «Украинские народные песни» 296 («Песни Максимовича»), 436 Малороссия 42, 80, 123, 124, 267 Мантейфель 198, 211, 219, 407 Мариенбад 19, 197, 210, 212, 219, 224–226, 229, 231, 239, 240, 241, 253, 295, 414–416, 419 Маринари, лицо неустановленное 170, 402 Марков Алексей Тарасович 339, 448 Марс, m-lle (Бутэ-Монвель Анна) 82, 381 Марсель 18, 19, 95, 168, 173, 178, 179, 403, 410, 415 Мартынов А. Е. 368 Марья Николаевна, вел. кн. герцогиня Лейхтенбергская 288, 434 Массоти 156, 399 Межаков 193, 219 Межаковы 191, 198, 211, 406, 407 Мейер, археолог 145 («господин… верхом на лошади»), 146, 396 Мейер Франсуа-Симон 111, 128, 130, 134, 393, 395 Мейербер 381 — «Гугеноты» — 83, 381 — «Роберт-Дьявол» 83 («Роберт»), 381 Мелентьева, классная дама 102, 159, 386, 387, 400 Мессинг Аграфена Петровна, рожд. Погодина 439 Мессинг, зять Погодина 24 Меццофанти Джузеппе 142, 396 Мизко Николай Дмитриевич 365, 430 — «Историко-статистические сведения о раздаче земель в Южной России» 278 («за выписку о раздаче земель»), 430 Микель Анджело 138, 384 Миклашевичева Варвара Семеновна 230, 412 — «Село Михайловское или помещики XVIII века» 270 («Я говорю о романе Миклашевичевой»), 412 Милан 16, 17, 116, 118, 391 Милорадович Г. А. 365 Минье К. 403 Миргород 185 Михаил Иванович, родственник Погодиных 308, 439 Мицкевич Адам 14, 133, 152, 173, 233, 383, 394, 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

невского училища. В первый раз на эту должность определен в августе 1814 г. 32 1) Михаил Логановский, инспектор училища и библиотекарь семинарии (см. ниже, в списке библиотекарей). Затем 2) Сем. Каменский инспектор Ал. невского училища, приглашен был помогать инспектору семинарии «по нравственному управлению» (см. в списке профессоров.) 3) Филипп Кудрявцев – секретарь сем. правления (см. в списке секретарей). 4) Александр Горянский (спб. сем.), кандидата спб. акад. 1825 г.; инспектор Ал. невского училища; по определению сем. правления 1827 г. получил прибавку к инспекторскому жалованью с тем, чтобы помогал инспектору семинарии в надзор за учениками. По выбытии проф. Полиевктова, преподавал словесность около двух месяцев, в 1827 г. – В 1828 г. вышел во священники к церкви Обуховской больницы, где и умер, в сане протоиерея, в 1854 г. 5) Григорий Добротворский (Владимир. сем.), кандидат спб. акад. 1827 г., инспектор Ал. -невского училища, с сент. 1830 г. сделан помощником инспектора семинарии. В 1831 г. поступил во священники Петропавловского собора. Затем следуют помощники инспектора из профессоров: 6) Пав. Тяжелов, 7) Петр Боголюбов, 8) Ив. Крылов, 9) Ив. Полотебнов. е) Библиотекари Должность библиотекаря семинарской библиотеки обыкновенно исправлялась, также, как и большею частию помощника инспектора, кем-либо из семин. наставников. Исключение составляют два первых библиотекаря. 1) Михаил Гронский, из воспит. Алекс. невской академии 1799 г., учитель училища и надзиратель при семинарии, затем библиотекарь семинарии, до половины 1814 г., когда вышел во священники к Благовещению, на Васил. остров. 2) Михаил Логановский (спб. сем.), учитель и инспектор Ал. невского училища, состоял библиотекарем с 1814 г. до 1816 г., когда поступил во священника к церкви академии художеств. Затем занимали должность библиотекаря профессоры: Щелкунов, Наумов, Полиевктов, Ивановский, Турчанинов, Тяжелов, Масальский, Жемчужин, Галахов, Крылов. и) Секретари правления и письмоводители Большинство секретарей было также из профессоров, за немногими исключениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Н. Надеждин Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. Разряд I. Сергей Деляев. Ив. Долоцкий. Петр Гербов. Григ. Помяловский. Вас. Владимиров. Никита Петин. Петр Духовский. Григорий Корейша. Фед. Песоцкий. Мих. Абрюцкий. Разряд II. Конст. Башилов. Яков Сахаров. Сергей Томилин. А-р Налимов. Василий Афонасьев. Ив. Кедров. Петр Лавров. Никита Полухтович. Яков Рождественский. Вас. Павловский. Петр Виноградов. Максим Матрахин. Разряд Ш. Ив. Казанский. Конст. Владыкин. Ив. Павловский. Гавр. Пенинский. Александр Горинский. Конст. Чернявский. Ник. Алексеев. Ив. Виноградов. Ив. Знаменский. Вас. Славянский. Пав. Полянский. Пав. Дружинин. А-р Быстряков. 1813 г. Разряд I. Мих. Логановский. А-р Рождественский – в спб. дух. акад. 1814 г. Григорий Черницкий. Федор Осторожнов. Вас. Дремяцкий. Матвей Преображенский. Вас. Антонов. Евсевий Порогский. Мих. Благовещенский. Платон Фантовский – в спб. акад. 1814 г. Ив. Горянский. Пав. Смирнов. Разряд II. Евлогий Логиневский. Ив. Никитин. Яков Виноградский. Ник. Сперанский. Ник. Автаномов. Ив. Песоцкий. Петр Николаев. Фед Сильницкий. Ив. Белявин. Вас. Смирнов. Разряд III Ив. Заборовский. А-р Белявин. Пав. Владыкин. Ив. Знамевский. Ник. Логановский. Малахий Смирнов. Ал-й Песоцкий. Ал-й Соловьев. А-р Васильев. Мих. Ерофеев. Фед. Орлов. Пв. Флеров. Стеф. Капицкий. Фед. Тихомиров. Ал-й Чулков. Иван Петров. Ив. Пенинский – исключен (см. стр. 117). 1815 г. Иван Наумов. Вас. Кедров. Петр Веселовский. Назнач.в состав низш.отд. 3-го кур. спб. акад. Ефим Хрусталев – своекоштн. в спб. акад. Следующие же 10 воспитанников назначены в 1814 г. в спб. акад. в состав ее 2-го курса: Роман Кутузов. Андрей Окунев. Иван Николаев. Стеф. Наумов. Ник. Елисеев. Ив. Максимов. Яков Иванов. Иван Иванов. Кодрат Кораллов. А-р Максимович. Остальные 13 воспитавников этого курса вошли в состав высшего богословского отделения, открытого в 1815 г. Двое оставлены на повторительный курс, но не пожелали продолжать ученья. Из низшего отделения образовано два класса: философский (среднее отделение) и словесный (низшее отделение). В первом помещено 40 человек, во втором 14, кроме 71 поступивших из дух. училищ. 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При построении храма, редкое усердие и неутомимую деятельность показал покойный протоиерей Михаил Васильевич Логановский. Им одним собрано от доброхотных дателей более 70 т. р. асс. Много потрудился в этом святом деле церковный староста, купец Наум Семенович Павловский, прослуживший старостой семь трехлетий, или 21 год. Кроме этих лиц, членами строительной комиссии были: действительный тайный советник, Аркадий Иванович Нелидов, коммерции советник Иван Федорович Жербин, купцы Александр Брызгалов, Иван Якимов и Николай Фомин. По настоятельному убеждению протоиерея Логановского, к ним присоединился впоследствии почетный гражданин Феодор Алексеевич Гудков, пожертвовавший на построение церкви более, нежели кто либо из прочих строителей и жертвователей. О причте церкви От основания церкви до 1841 г. при Екатерингофской церкви всегда состоял один священник и диакон. Неизвестно, когда последний был включен в штат причта церковного. Преемственный порядок священников можно указать с сороковых годов прошлого столетия, на основании тех записок, какие были адресуемы на имя священника начальниками разных ведомств, или господами, о дозволении вступить в брак подведомственным им лицам, или крепостным людям. Так, от 1748 до 1759 г. значится священник Алексей Парамонов, и вь тоже время, неоднократно упоминается Аникита Яковлев. Тот и другой оказываются совершающими требы в приходе, Была-ли это попытка завести другой штат, или один из них был прикомандирован по болезни другого, определить трудно; но с 1760 года этой двойственности нет. От 1760 года порядок священников следующий: Алексей Яковлев (1760–1763), Яков Григорьев с 15-го мая 1763 до 1800, Иоанн Алексеев (1801–1809), Платон Георгиев (1810–1820), Михаил Никитин Малеин (1821–1823), Иоанн Торопогрицкий (1823–1825), протоиерей Михаил Логановский (1825–1841). В 1841 г. штат удвоен. В помощь священнику Михаилу Логановскому определен был к сей церкви вторым священником, бывший в городе Риге, при Алексиевской церкви, священник Николай Фасанов (ныне протоиерей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И тогда уже в 1721 году Пантелеимоновскую часовню заменила полотняная церковь, размещенная в одном из домов, а в 1722 году епископ Вологодский Павел освятил " между магазейнами " мазанковую. Двенадцать " картин " написал для нее адмиралтейский живописец Гавриил Ипатов. А в 1734 году по повелению императрицы Анны Иоанновны на месте уже обветшалой церкви по проекту адмиралтейского зодчего И.К.Коробова было начато строительство новой каменной Пантелеимоновской церкви с колокольней. Ее строили в стиле барокко, украшая снаружи тосканскими пилястрами. Внутренние стены, облицованные искусственным мрамором, были покрыты росписью. Торжественностью и красотой отличался иконостас храма. Плафон и образа в нем написал А. Квашнин. В храмовый праздник 1739 года храм освятил епископ Вологодский Амвросий. Так как церковь была холодной, то в 1764 рядом с ней был освящен теплый придел св. Екатерины, перенесенный в начале ноября 1783 в трапезную. Этот прекрасный однокупольный храм, увенчанный луковичной главкой, был одним из самых посещаемых в Петербурге. И благодаря покровительству св. Пантелеимона победам петровского флота созданный храм стал символом славы и могущества Российского флота, в народе церковь назвали Гангутской. " Нынешнего Пантелеимоновского моста в старину не было. - Повествует нам летописец старого Петербурга М.И.Пыляев, оживляя пред нашим мысленным взором страницы истории города. - Здесь существовал перевоз, воспетый известным пиитом Д.И.Хвостовым в следующих рифмах: " В Петрополе жил двувесельный бот. Без дальних он забот Перевозил народ От Пантелеимона через Фонтанку к саду " . В 1834 году храм был несколько видоизменен В. Беретти: сохранив внешний вид, он повысил главную часть, чуть изменил купол, устроил своды, коринфские колонны и расширил внутреннее пространство. Тогда же появились на фасаде три барельефа А. В. Логановского, в главном иконостасе - новые иконы, на сводах - новая роспись. Поскольку церковь вмещала только девятьсот человек, ее часто расширяли: в 1852 году по проекту И.Г. Мальгина - с запада, в 1875 - с юга, когда В.Ф. Геккер переделал притвор, устроив в нем часовню. В 1895 году Е.Е. Аникин пристроил с севера в стиле храма придел блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Благодаря всем этим расширениям до революции храм считался самым большим Пантелеимоновским храмом России. В 1912 году в церкви был проведен большой реставрационный ремонт. Через два года Военно-историческое общество укрепило на его фасаде мраморные доски с перечнем полков, участвовавших в сражениях при Гангуте и Гренгаме, сопроводив их надписью: " Сей храм воздвигнут в царствование Петра Великого в 1722 году в благодарение Богу за дарованные нам морские победы над шведами в день Святого Великомученика Пантелеимона 27 июля при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году " . День этих сражений отмечался особым молебном.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010