в) Когда бедствия осады Иерусалима войсками Навуходоносора дошли до крайней степени, а помощи ни откуда уже не предвиделось, тогда прежняя самоуверенность иудеев (ср. 37:9: не прельщайте душ своих глаголюще: отходяще отыдут от нас халдеи) сменилась отчаянием: перестав верить в возможность избавиться от Навуходоносора, они стали считать себя погибшими безвозвратно (33:24). Тогда пророк переменяет тон своей проповеди и от угроз переходит к утешению. Он от имени Божия возвещает иудеям: 1) что хотя они будут уведены в плен вавилонский, но по истечении 70 лет снова возвратятся в свое отечество. «Так говорит Господь, когда исполнится в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место. Вы взыщете Меня и будете взывать ко Мне и Я услышу вас и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов» (29:10–14 ср. 30:3, 8–10; 31:4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33:6–13). И чтобы возможно сильнее напечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк совершает по повелению Божию символическое действие: покупает земли у Анамеила, составляет письменный документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху для хранения (32:6–15). Покупая земельный участок в виду скорого и несомненного завоевания его вавилонянами и отведения всех в плен, пророк чрез это самое уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и они снова возвратятся, в свою землю. 2) что по возвращении иудеев из плена Иерусалим будет возобновлен (31:38–40) и в нем построен будет новый храм, в котором снова станут совершать богослужение с прежним великолепием: се Аз возвращу преселение Иаковле и пленники его помилую, и возградится град в высоту свою и храм по чину своему утвердится. И изыдут из него поющии и глас играющих, и умножу я, и не умалятся, так говорит пророк от лица Божия (30:18–19; 31:12–14). 3) что из рода Давидова Господь возрастит им тогда Отрасль Праведную, т. е. пошлет в мир Мессию, имеющего по плоти родиться от племени Давидова, Который будет производить на земле суд и правду: во днех онех и в то время произрасти сотворю Давиду Отрасль правды: и сотворит суд и правду на земли. Во днех онех спасен будет Иуда и Иерусалим пребудут в надежди (33:15–16 ср. 23:5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В таком же положении находится и человек, как две тысячи лет назад, так и сегодня, в отношении постижения той реальности, которая наступит после преображения мира. Значит ли это, что мы вообще ничего не можем сказать о будущем Вселенной и человека? Не значит. Обратившись к библейским и богословским предположениям, мы какие-то подсказки получим. Библия, описывая новое состояние Вселенной, использует простые земные образы: пир, свадьба, где царит огромная радость, покой, отсутствие болезней и страдания, гармония между людьми и животными и проч. Не нужно недооценивать эти образы и тем более иронизировать над ними, как еще полвека назад было принято у «просвещенных» людей, смеявшихся над наивностью Писания. Сегодня богословы бережно и серьезно относятся к этим образам. Мы, с одной стороны учитываем, конечно, что это все же земные проекции на небесную реальность, это не фотоснимки, а символические картины, иконы. С другой стороны, за этими простыми образами мы можем разглядеть что-то важное и большое, мы можем попытаться «раскодировать» эти символы, «прочитать» эти образы. Может быть, в том, что мы научились к символическому способу изображения реальности относиться серьезно, есть заслуга и всего современного искусства последних полутора сотен лет, но мы действительно сегодня можем представить, что скрывается за самыми простыми образами и выражениями. «Если наша речь о Спасении хочет быть и не бессмысленно-чувственной, и не обескровленно-абстрактной, то она должна оперировать на границе между образом и понятием» (Г. Кюнг). Очень трудно найти верный баланс между образом и понятием, впрочем, найти единственно верный и невозможно; мы в большей или меньшей степени, но всегда приблизительно будем догадываться, о чем нам говорят библейские образы Вечной Жизни. Впрочем, попытаться можно. Вот один образ, которым автор Апокалипсиса, последней книги Нового Завета, описывает в 21-й и 22-й главах Новое Бытие. Это образ супружества Неба и земли, Бога и мира: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. ( Апок. 21:1-5 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

В четырнадцатый год после разрушения Иерусалима пророк в видении был приведен в землю Израилеву для созерцания нового откровения. Преподобный Ефрем Сирин обращает внимание на то, что этот год имел особое значение, так как был юбилейным, то есть годом прощения, освобождения и восстановления [см. 22, т. 6, с. 46]. Человек, « которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения» (Иез. 40: 3), показывает Иезекиилю заново устроенный храм и описывает, как в нем должно совершаться богослужение. По толкованию преподобного Ефрема Сирина, «муж, у которого, как видел Иезекииль, была в руке мерительная трость, изображает собою Эммануила, Который измерил и устроил и в порядок привел все видимые и невидимые твари. Трость, содержащая в себе шесть локтей, означает шесть пределов мира; единая же длань в трости сверх шести локтей, составляющая половину локтя, есть мир духов. И что сказано о доме Божием и о всем, что в доме сем, и что видел Иезекииль, разумей о святой Церкви Христовой. Священники дома Божия изображают Апостолов; закланные тельцы суть образы Самого Эммануила» т. 6, с. 47–48]. Детали строения описаны необычайно тщательно. Но после плена храм был выстроен по старому образцу. Не только толкователи, но и сам пророк указывает на то, что в этом видении следует искать более пророческий, нежели прагматический смысл. Его понимание может открыться только через покаяние и очищение сердца. Господь повелевает Иезекиилю: « Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним. Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг – Святое Святых; вот закон храма!» (Иез. 43: 10–12). Новый храм является символическим изображением Церкви и ее служения. Исполнение этого пророчества, начавшееся еще в ветхозаветные времена, совершается через явление Славы Божией (которая является, таким образом, центральной темой всей книги), которая вернется в Иерусалим, чтобы воцариться в храме. Она возвращается в этот новый храм тем же путем, каким некогда его покинула (Иез. 43: 27 – 44: 4). Когда будет освящен жертвенник и в течение семи дней на нем будут приноситься жертвы, тогда Сам Господь войдет через закрытые ворота, обращенные к востоку, и воссядет в храме как князь. И Слава Божия наполнила храм, врата же остались закрытыми. Господь говорит пророку: « сын человеческий прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища» (Иез. 44: 5). Этот отрывок читается в качестве паремии на Богородичные праздники. Слава Божия явилась людям через Христа, пришедшего в мир, не нарушив девства Своей Пречистой Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Вариисус – иудейский волхв современник ап. Павла. Принадлежал к свите проконсула Сергия во время посещения острова Кипра ап. Павлом. Во время проповеди ап. Павла и Варнавы, он старался отвратить проконсула от веры во Христа, за что получил грозное обличение от апостола и был наказан слепотой от Бога, после чего проконсул, видя и дивясь учению Господню, уверовал во Христа ( Деян.13:6-12 ). Кто такой лжепророк из книги Откровения ( Откр.16:13, 19:20, 20:10 )? В книге Откровения говорится о трех главных вождях сил тьмы в последней великой битве, в которой будет окончательно уничтожено зло: диаволе, звере, лжепророке. Св. Иоанн Богослов видит лжепророка в образе выходящего из земли зверя ( Откр.13:11 ). Это символически означает, что лжепророк – человек, и вся его сущность, желания, мысли и чувства будут земными, чуждыми всему небесному. Св. Ириней Лионский называет его «оруженосцем антихриста». Наименование его лжепророком показывает, что он будет предшествовать антихристу и приготовлять его погибельный путь. Главной целью лжепророка будет совращение людей новой антихристианской лжерелигией, чтобы привести людей к почитанию антихриста. Отпавшие от веры в Пресвятую Троицу, будут веровать в антихриста, который объявит себя богом и потребует установления себе особого богослужения. Сатана будет вооружать антихриста всей своей силой, чтобы тот добился мирового господства ( Откр.13:7 ). Лжепророк будет содействовать в этом. Диавол, зверь и лжепророк будут ввержены Богом в озеро огненное и серное и будут мучиться там вечно ( Откр.20:10 ). Библейский критерий узнавания лжепророков Если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его ( Втор.18:21-22 ). Спрашивали старца Амвросия: случается иногда встречаться с человеком, который верно говорит о прошедшем, предсказывает будущее, и сбывается, а между тем за святого его принять трудно, судя по другим сторонам его жизни. Старец дал такое пояснение: “Верить всем юродивым, блаженным, “дурочкам” и т.п. не следует, хотя бы слова их и сбывались, так как не всякое предсказание от Бога…

http://azbyka.ru/lzheproroki

Видел я, наконец: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол [Его] – пламень огненный, колеса его – огонь пламенеющий. Река огненная текла пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. Видел [я] тогда, что за изречение высо комерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен и погиб, и тело его предано на сожжение огню. И у прочих [зверей] отнята власть, и продолжение жизни дано им до времени ( Дан. 7:1–12 ). (2) Так как блаженному пророку Даниилу были показаны различные и друг другу враждебные звери, то мы должны думать, что он говорит не о зверях каких-то, но символически и образно указывает на те царства этого мира, которые своим восстанием губят род человеческий, подобно зверям. Под морем же великим он разумеет всю вселенную вообще, а под четырьмя ветрами небесными – её противолежащие части. Итак, словами: и четыре больших зверя вышли из моря он указывает на царства этого мира. Первый – как львица, крылья же его как у орла. Именем львицы [пророк] называет здесь царство Вавилонское, которым владел тогда Навуходоносор. Словами же: крылья же его как у орла указывает на то, что этот царь возвысится и превознесется над Богом, возгордившись в сердце своём тем, что стал велик и славен. Далее [пророк] говорит: доколе не вырваны были крылья его, и поднят был от земли. Это, как сказано в предшествующей книге (III, 5), и на самом деле случилось с Навуходоносором. Навуходоносор сам свидетельствует, что это произошло в то время, когда он был изгнан из царства и лишен той славы и величия, которые имел раньше. Как всякая птица, которой вырвут крылья, становится бессильной и легко изловимой, так было и с этим царем, когда те [воинские] силы, при посредстве которых он думал стать могущественным и славным, оставили его, и тогда он, опасаясь, как бы его не умертвили, убежал в пустыню 539 . Слова: и стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему указывают на то, как Навуходоносор, смирившись и признав себя человеком, находящимся во власти Божией, обратился к Богу с молитвой, снискал Его благоволение и тогда вновь получил своё царство и славу. Об этом он сам свидетельствует в следующих словах: по окончании же тех дней я, Навуходоносор, возвел глаза свои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, и Живущего вовеки восхвалил и прославил, ибо власть Его – власть вечная, и царство Его в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат ( Дан. 4:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Видел я, наконец: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол [Его] - пламень огненный, колеса его - огонь пламенеющий. Река огненная текла пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. Видел [я] тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен и погиб, и тело его предано на сожжение огню. И у прочих [зверей] отнята власть, и продолжение жизни дано им до времени (Дан 7:1-12). (2) Так как блаженному пророку Даниилу были показаны различные и друг другу враждебные звери, то мы должны думать, что он говорит не о зверях каких-то, но символически и образно указывает на те царства этого мира, которые своим восстанием губят род человеческий, подобно зверям. Под морем же великим он разумеет всю вселенную вообще, а под четырьмя ветрами небесными – её противолежащие части. Итак, словами: и четыре больших зверя вышли из моря он указывает на царства этого мира. Первый - как львица, крылья же его как у орла. Именем львицы [пророк] называет здесь царство Вавилонское, которым владел тогда Навуходоносор. Словами же: крылья же его как у орла указывает на то, что этот царь возвысится и превознесется над Богом, возгордившись в сердце своём тем, что стал велик и славен. Далее [пророк] говорит: доколе не вырваны были крылья его, и поднят был от земли. Это, как сказано в предшествующей книге (III, 5), и на самом деле случилось с Навуходоносором. Навуходоносор сам свидетельствует, что это произошло в то время, когда он был изгнан из царства и лишен той славы и величия, которые имел раньше. Как всякая птица, которой вырвут крылья, становится бессильной и легко изловимой, так было и с этим царем, когда те [воинские] силы, при посредстве которых он думал стать могущественным и славным, оставили его, и тогда он, опасаясь, как бы его не умертвили, убежал в пустыню . Слова: и стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему указывают на то, как Навуходоносор, смирившись и признав себя человеком, находящимся во власти Божией, обратился к Богу с молитвой, снискал Его благоволение и тогда вновь получил своё царство и славу. Об этом он сам свидетельствует в следующих словах: по окончании же тех дней я, Навуходоносор, возвел глаза свои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, и Живущего вовеки восхвалил и прославил, ибо власть Его – власть вечная, и царство Его в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат (Дан 4:31).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Видения 4-й и 5-й глав, с явлением Небесного престола и Агнца, взявшего книгу с семью печатями, «были первыми обнаружениями Божественной промыслительной деятельности в первом из пяти порядков апокалиптических явлений второй части. За ними следует видение снятия печатей книги, сначала – первых шести. Это видение предполагает первые, и притом не только по своей внешней связи, но и по своему внутреннему соотношению. Небо и Небесный престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений, которые совершаются на земле». Для земли они могут представляться, да и представляются обычно, как бы случайными и неведомо почему и как, какою силой вторгающимися в земную жизнь новыми данными. Но «в них осуществляется Божественная воля, и они должны быть рассматриваемы с этой именно стороны» (прот. Орлов) 188 . 1–2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Оставаясь в прежнем положении и все так же «в духе», тайновидец в этой, 6-й главе созерцает, как одна за другой снимаются первые четыре печати Агнцем и от каждой выходит особый конь символического цвета. А голос, сильный, как гром, говорит Иоанну: Иди и смотри, исходя по очереди от каждого из четырех животных. По снятии первой печати Иоанн видит выходящего белого коня и всадника на нем. По общему почти мнению большинства экзегетов, «победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означал первоначальную Церковь Христову. Проповедь апостольская веры Христовой, быстро распространявшаяся по лицу земли, везде побеждала и переходила от одних к другим многочисленным победам. Слово Божие росло и умножалось, покоряя народы и близких, и отдаленных стран победоносною своею силою. Белизна коня» и вид всадника «означали войну, но не кровавую, не убийственную, а войну против заблуждений, нечестия и разврата. Лук всадника-победителя напоминал крест Христов, уязвляющий неотразимою силою врагов Бога и людей» (Яковлев) 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную (­ «от страны» – ) ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Bmop. XXXI, 26 ). Не об отдельном отрывке или месте ( ) идет речь, но о книге ( ), как связном целом, о той определенной книге ( ), которая становится мало-по-малу собственным именем Пятокнижия: Ucx. XVII, 14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу ( ); XXIV, 7 И взял книгу завета и прочитал; Bmop. XXVIII, 58 – 61 . Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанныя в книге сей... всякую язву, не написанную (и всякую написанную) в книге закона сего Господь наведет. Так само Пятокнижие дает знать об определенном хранении книги Закона. Это не случайное явление; оно ставится в связь с самым существом теократии. И она там будет свидетельством против тебя ( Bmop. XXXI, 26 ): там, откуда исходят щедроты Божии, должен стоять и обвинитель народного жестокосердия; левиты, носящие ковчег завета, должны были беречь книгу закона рядом с ним, чтобы она, будучи обвинителем, оправдывала зло, которым имел быть наказан непослушный Израиль. Конечно, помимо автографа закона Моисеева, должны были с течением времени явиться списки с него, например для чтения народу во время священных собраний ( Лeb. XXIII, 2 ) в великие праздники, согласно предписанию пророка Моисея: По пришествии семи лет, в год отпущения в праздник Кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего, на место, которое изберет (Господь), читай сей закон пред всем Израилем вслух его ( Bmop. XXXI, 11 ). Проникнутый живой ревностью к теократии, Иисус Навин, преемник великого пророка Божия, был достойным его подражателем и выполнителем его намерений. Подражанием был и его предсмертный образ действий. Последний его завет народу – соблюдение завета Божия. Символическим свидетелем народных обещаний он ставит большой камень... под дубом, который подле святилища Господня (Иис. Hab. XXIV, 26 – 27 ), и делает то же, что Моисей: к книге закона Божия присоединяет свою, полагая ее, очевидно, и в том же месте у ковчега – И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, говорит священный автор с явным указанием на упомянутое место Второзакония (XXXI, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Вопрос: " Дерево жизни " и " Дерево познания добра и зла " , скажите мне, пожалуйста, эти понятия по Св. Писанию имеют сугубо символическое богословское значение, или же речь действительно идёт о деревьях? Если вас не затруднит, напишите мне об этом подробнее. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Блаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное доброго и лукавого, надобно рассмотреть с большею тщательностью, чтобы не впасть в аллегорию, будто это были не деревья, а под именем дерева означается нечто другое» (О книге Бытия, буквально. Kh.VIII. 8). У святых  отцов признание реального характера древа жизни соединяется с таинственно-аллегорическим толкованием приведенного стиха. Этот символ прообразовательно указывает на  крестное дерево, на котором Спаситель мира вернул человечеству жизнь и на святую Евхаристию как спасительный плод голгофской жертвы. Древо жизни несколько раз упоминается в символическом значении в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7). Тайнозритель упоминает его при описании горнего Иерусалима: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (22:2); «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (22:14).    Текст книги Бытия убеждает нас, что древо познания добра и зла было реальным, а не символическим: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди.

http://pravoslavie.ru/6324.html

Все ветхозаветные книги свидетельствуют о пришествии Христа, и тот, кто сознательно изучает их, не может быть не научен Богом и не принять посланного Им Мессию-Христа. Учение, данное Богом, не есть лицезрение Бога, поскольку видел Бога Отца только Тот, кто Сам от Него, то есть Он — Мессия-Христос. Учится как бы непосредственно у Самого Бога тот, кто внимательно, с верой изучает Писание, так как главный предмет Писания — Христос. «Я — хлеб жизни,» — говорит о Себе дальше Господь; не бездушный, какой была манна, а живой хлеб. Манна кормила только тело, а потому те, кто ел ее, умерли; действительный же Хлеб, сходящий с небес, таков, что все, кто будет есть Его, не умрет, но обретет жизнь вечную. И этот Хлеб — Сам Господь Иисус Христос. Еще более ясно и определенно говорит Господь дальше: этот Хлеб, сошедший с небес, есть Плоть Его, Которую Он отдает за жизнь мира; здесь Он имеет в виду Свою предстоящую крестную смерть на Голгофе во искупление грехов всего человечества. Здесь, в связи с приближающимся праздником Пасхи, Господь учит о Себе, как об истинном Агнце пасхальном, берущем на Себя грехи всего мира. Агнец пасхальный был только прообразом Агнца-Христа, — под этим понятием Господь хотел показать Своим слушателям, что время прообразов проходит, так как явилась Сама Истина в Его лице: вкушение пасхального агнца заменится в Новом Завете вкушением Тела Христова, принесенного в жертву за грехи всего мира. Иудеи, поняв слова Господа буквально, пришли в недоумение и начали спорить между собой по поводу этих слов: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Поняли они эти слова именно буквально, а не иносказательно, как хотят рассматривать их современные сектанты, отрицающие Таинство Причащения, подающего благодатное соединение с Христом. Господь же, чтобы пресечь их спор, повторяет решительно и категорично: «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» Здесь Господь уже во всей полноте и ясности раскрывает Свое учение о необходимости причащения Его Тела и Крови для спасения вечного. При исходе евреев из Египта, кровью закланного тогда агнца мазали косяки и пороги жилищ еврейских во спасение первенцев их от руки Ангела-истребителя (Исх. 12:7-13). А при заклании пасхального агнца, при храме кровью его окроплялись пороги алтаря, напоминавшие пороги и косяки еврейских жилищ. На пасхальной вечере кровь эту символически заменяли вином. Так как пасхальный агнец являлся прообразом Христа, как и избавление евреев от египетского ига послужило прообразом искупления мира, то в словах Христа о том, что для вечной жизни необходимо «есть Плоть Его и пить Кровь Его» надо видеть замену ветхозаветного агнца Плотью Христовой и символического вина — Кровью Его. Это и есть Новая Пасха, которую Господь пророчески изображает в беседе.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010