Иез.23:45 .  Но мужи праведные будут судить их; они будут судить их судом пре­любо­дейц и судом про­лива­ю­щих кровь, по­тому что они пре­любо­дейки, и у них кровь на руках. «Мужи праведные», т. е. сами неповинные в прелюбодеянии. Такими и были Халдеи, верные своим богам (ср. Иез.3.7, 5.6, 16.26 ); кроме того, «они праведны в том, что карают прелюбодейцу и детоубийцу по Моему приказанию» (блаж. Иероним). Но пророк мог и не иметь здесь в виду прямо халдеев, ибо в притче не всякая частность имеет символическое значение. – «Судом прелюбодейц» – Иез.16.38 . – «И у них кровь на руках» ст. 37. Иез.23:46 .  Ибо так сказал Го­с­по­дь Бог: соз­вать на них собрание и пред­ать их озлобле­нию и грабежу. Иез.23:47 .  И собрание по­бьет их камнями, и изрубит их мечами сво­ими, и убьет сыновей их и дочерей их, и домы их сожжет огнем. Как грех был публичный, так и суд должен быть всенародным. «Созвать» – неопр. вместо повел. слав.: «приведи». Пророк получает повеление сделать то, что он должен проречь, – метафора, употребляемая у Иер 1.10 и др.. Остальное см. Иез.16.40–41 ; ср. ст. 25. Иез.23:48 .  Так по­ложу конец распут­с­т­ву на сей земле, и все женщины при­мут урок, и не будут делать срамных дел подобно вам; Иез.23:49 .  и воз­ложат на вас ваше распут­с­т­во­, и по­несете нака­за­ние за грехи с идолами вашими, и узнаете, что Я Го­с­по­дь Бог. Кара будет предупреждающим примером для всего мира («все женщины» – все народы) и сами те две женщины, неся наказание, придут к истинному познанию Бога. – «На сей земле», которая осквернена и тяготилась поведением Оголы и Оголивы. – «Примут урок». Следовательно, по взгляду пророка и язычники могут быть добродетельными в своем роде; ср. ст. 45, Иез.16.41 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.20:4 . так по­ведет царь Ассирийский плен­ников из Египта и пере­селенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнажен­ными чреслами, в по­срамле­ние Египту. По истечении трех лет со времени получения этого повеления Исаии повелено было объяснить народу иудейскому смысл этого символического действия. Оно означало, что также босыми и нагими погонят ассирияне пленников из Египта и Ефиопии – из того государства, на которое тогда возлагали иудеи особые надежды. Это поражение Египта произведет сильное впечатление на все палестинские народы. «Три года» – число символическое, означающее полноту времени. Так долго продолжал пророк свое символическое действие для того, чтобы более привлечь к себе внимание своих сограждан, возбудить в них интерес к самому знамению. Смысл этого хождения пророк не открывал в течение целых трех лет, а потом объяснил его. «Так поведет». Это исполнилось при царе ассирийском Асар-Гаддоне (681–668 гг.), который называл себя «царем царей Египта» и который победил Тиргаку, царя Ефиопии и Египта, отведя многих из его подданных в плен. Поразил Египет также и сын его, Асур-Банипал (668–626 гг.), взявший г. Но, или Фивы, где заперся преемник Тиргаки, Руд-Аммон, и опять многих пленных египтян отвел в Ассирию. Ис.20:5 . Тогда ужаснут­ся и устыдят­ся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. Ис.20:6 . И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым при­бегали за по­мощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? Очевидно, победы фараона Тиргаки многих из царей Палестины побудили мечтать о союзе с Египтом, но поражения, какие потерпят фараоны от ассирийцев, заставят все эти государства изменить свое мнение о Египте. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая, чтоб кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:8–10 ). По смыслу Откр.20:3 тысяча лет связания сатаны и царства Христа с верующими будет продолжаться до явления антихриста и до сожжения неба и земли; как видно из таблицы адвентистов, с этим положением соглашаются и адвентисты. На вопрос: когда будет паки-пришествие Господа и уничтожение стихий и земли? – Апостол Петр отвечает, что время долготерпения Божия не определено и сокрыто для нас: одно открыто, что придет Господь, как тать ночью. Указание Апостолом текста из псалма 89-го решает вопрос о тысяче лет так: выражение «тысяча» есть символическое означение полноты времени и тысяча лет обозначает сокрытое от нас время долготерпения Божия. Строить разные свои предположения относительно этой 1000 лет не хорошо: это значит вторгаться дерзко и безрассудно плотским умом в сокрытые предначертания Божии. Миллер ожидал наступления 1000 летнего царства Христа после 1844 года; нынешние адвентисты помещают это царство на небо одновременно с пребыванием сатаны на опустошенной земле. Адвентисты относят наступление 1000 летнего царства ко времени 7-й трубы и 7-й печати (см. большую адвентистскую таблицу). В Откровении сказано, что когда возгласит 7-й ангел, в те дни совершится тайна Божия и «времени уже не будет» ( Откр.10:6 ). Спрашивается: как же будет считаться адвентистская 1000 лет? и притом не на земле, а на небе? Говорить по поводу таинственно символических откровений Апокалипсиса – особенно в сектантстве – можно многое; православно-верующим в паки Грядущего со славою Господа следует держать ту надежду на исполнение обетований Божиих, которая, как якорь безопасный и крепкий, основана на ясных и точных указаниях слова Божия. Будем вникать в 20-ю главу Откровения далее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Несмотря на всю темноту этого символического рассказа, можно догадываться, что здесь дело идет о сверхъестественной помощи, оказанной агнцу с великим рогом в борьбе с его врагами. Рассказ этот несколько напоминает одно чудесное событие, произошедшее, по свидетельству 2 Маккавейской книги, во время борьбы Иуды Маккавея с наместником Антиоха Епифана Лисием. Вот что передается об этом событии: во время борьбы иудеев с Лисием, когда отряды Иуды «были близ Иерусалима, тотчас явился предводителем их всадник в белой одежде, потрясавший золотым оружием. Все они вместе возблагодарили милосердого Бога и укрепились духом, готовые сокрушить не только людей, но и лютых зверей, и даже железные стены. Так пришли они под покровом небесного споборника, по милости к ним Господа. Как львы бросились они на неприятелей, и поразили из них одиннадцать тысяч пеших и тысячу шестьсот конных, а всех прочих обратили в бегство. Многие из них, быв ранены, спасались раздетыми, и сам Лисий спасся постыдным бегством… Он понял, что евреи непобедимы, потому что всемогущий Бог способствует им» ( 2Мак.8–13 ). Нельзя не признать в этом небесном споборнике иудеев во время их борьбы с Лисием верховного покровителя еврейского народа архангела Михаила; точно так же и в символическом рассказе псевдо-Еноха, по объяснению большинства ученых 199 , под мужем-писцом нужно разуметь Михаила. Здесь, впрочем, естественно является одно возражение: чудесное сказание 2 Маккавейской книги о небесном помощнике иудеев в борьбе с Лисием едва ли могло составиться еще при жизни Иуды Маккавея и, таким образом, быть известным его современнику псевдо-Еноху; наверное, этот рассказ есть плод фантазии позднейшего времени, почему он и не записан в 1 Маккавейской книге 200 . Мы не будем решать вопроса относительно того, говорится ли в приведенном рассказе о действительно совершившемся событии, или же это просто только легенда; скажем только, что весьма часто самые фантастические анекдоты про особенно выдающихся героев составляются еще при жизни их и притом в кругу людей близких к ним; как на примере этого, можно указать даже на современных нам героев – Гарибальди, Скобелева и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем), мясо к-рого евреи вкушали в праздник Пасхи , а кровью его помазали косяки и перекладины дверей домов, в к-рых они жили в Египте (Исх 12. 7), благодаря чему их не поразил ангел-истребитель, посланный уничтожить всех егип. первенцев. Пророчество о Божественном Искупителе, спасшем человечество от смерти, наиболее полно представлено в Книге прор. Исаии , где грядущий Мессия именуется «Рабом» («Отроком» Господним) (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7). К этому образу возвращается евангелист Матфей , когда размышляет о мессианском достоинстве Христа: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Мф 12. 18). Ап. Филипп комментирует одно из мест о Мессии из Книги прор. Исаии. Услыхав, что евнух Эфиопской царицы читает мессианский текст из этой книги: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33), он указал читавшему на то, что страдающий агнец, о к-ром повествуется в этом тексте, прообразует собой Иисуса Христа (Деян 8. 35). Наименование «А. Б.» применительно ко Христу впервые использует св. Иоанн Креститель : «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Свящ. Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1 Петр 1. 20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19. 32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает предписание Торы , запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

http://pravenc.ru/text/63318.html

Откр.20:10 .  а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Откр.20:11 .  И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. Доведя до конца изображение судьбы антихриста, лжепророка и самого диавола, преданным вечным мучениям, откровение обращается к изображению суда над человеческим миром ( Откр.20:11–15 ), а после этого рисует картину будущего обновленного мира, на котором будет жить новое обновлённое человечество. Иоанн видит великий престол, который назван белым для указания на святость и неподкупность сидящего на нём Судии (ср. Мф 28:3 ; Дан.7:9 ). Сидящий на престоле несомненно Сам Иисус Христос, Который говорил о Себе, что Отец весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Пред Ним как всемогущим Господом и Владыкою лежало небо и земля. Небо и земля исчезнут, когда наступит конечный мировой переворот, после которого должна начаться новая жизнь обновленного мира. Обновление мира и обновление твари должно произойти одновременно с обновлением человека, с изменением оставшихся в живых и с воскресением умерших. И только после переворота, среди новой обстановки, все люди предстанут пред престолом Судии. Откр.20:12 .  И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Иоанн называет их мертвыми, но, очевидно, вместо «умершими»: они воскрешены действием всемогущества Божия и призваны для суда и отчета во всей своей земной жизни. Здесь обходятся молчанием те, которые останутся живыми до суда ( 1Кор 15:52–53 ). Но это молчание не есть отрицание факта суда и над оставшимися в живых 94 . Всеобщий суд – а здесь речь несомненно идет о нем – будет судом над всеми людьми без исключения, как дожившими до второго пришествия Господа, так и умершими к этому времени, как праведными, так и грешными ( Мф 25:31 ; 2Кор 5:10 ). Все люди без исключения должны предстать пред престолом Судии: и великие и малые, без всякого различия по их бывшему положению среди земного общества. Апокалипсис самый суд изображает под видом судебного разбирательства: будут раскрыты книги и книга жизни. Понимать этот символический образ нужно так, что по действию всемогущества Божия на суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтет все, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности. После этого, как бы после процесса судопроизводства, каждый увидит другую книгу, общую для многих, – книгу жизни. Эта книга есть предвидение Божье, утешительное для всех труждающих и обремененных в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первого человека Господь создал из праха земного; второго Он сотворил из ребра Адама, и в этом заключается глубокий символический смысл, отмечается самая тесная связь между нашими прародителями. Так понял и сам Адам, который, проснувшись от наведенного на него сна и увидев Еву, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2:23). И прозревая своим пророческим взором в будущие времена, он прибавил, указывая на святость брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (2:24). Разбор натуралистических теорий о происхождений мира и человека. Библия и естествознание. А) Сотворение мира во времени и вечность материи. Б) Порядок мироздания. В) Согласие и разногласие между Библией и наукою в вопросе об устройстве земли и появлении ее обитателей. Г) Теория эволюционизма и ее отношение к Библии. Д) Разногласие между Библией и эволюционизмом в вопросе о происхождении человека. Е) О степени древности мира и человека «Природа и Библии», – говорит один естествоиспытатель: «это две книги, написанные Богом и предложенные для чтения человеку». Как произведение единого Виновника, они не могут противоречить одна другой; если-же кажутся иногда противоречащими, то причина этого противоречия в том, что человек неправильно читает или ту, или другую, или обе эти книги. Большинство величайших исследователей в области естественных наук находили возможным совмещать веру и знание: Ньютон, Кеплер, Коперник, Галилей, Фехнер, Либих, Менделеев, Пирогов, Кювье и многие другие были люди верующие, глубоко религиозные. В частности, и к повествованию Библии о творении мира и человека многие ученые относились и относятся с глубоким уважением, как к рассказу изумительному не только в смысле религиозно-нравственном, но и чисто-научном. Известный русский естествоиспытатель, профессор-академик К. Э. Бэр говорит между прочим: «нам ничего не завещано от древнего времени, более возвышенного, чем библейское учение о творении (Studien and dem Gebiete der Naturwissenschaften, 465); а новейшие нападки на библейское повествование о творении он называет «комическими анахронизмами, с которыми давно уже справилась новейшая естественная наука».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

При сличении текста о двух деревьях с этими словами Моисея во Второзаконии становится ясно, что и там, и здесь речь идет об одном и том же: человеку предложено две возможности – указан путь жизни, и дано предостережение о пути к смерти. Аналогичная антитеза предлагается в Книге пророка Исайи: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уст а Господни говорят» ( Ис. 1:19–20 ). Древний человек, читая Книгу Бытия и Второзаконие и сличая с тем, что говорил Исаия, понимал, что ему дана возможность выполнить волю Творца или не выполнить и, что за невыполнение заповеди, ему грозит смерть. Возможно, он не понимал до конца, чем различается смысл слов умрешь и смертью умрешь. Для него, еще не просвещенного Евангелием, оба выражения могли быть однозначны. Выражение смертью умрешь мы находим и у пророка Иезекииля, предостерегающего от имени Божия грешников: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду... то он будет жив, не умрет» ( Иез. 33:13–15 ). И мы, читая Книгу Бытия и прочие священные книги и соединяя их содержание воедино, понимаем, что в тексте о двух растущих в раю деревьях действительно раскрывается тайна природы и жизни души человека. Понимать эти два дерева, как обычные натуральные деревья, хотя бы и наделенные какими-то особенными свойствами, совершенно невозможно. Ясно, что здесь в символической форме дается Откровение о двухпутях – о пути к жизни и пути к смерти. Эта тема о двух путях пронизывает все книги Священного Писания: Ветхого и Нового Заветов. Ветхозаветный язык и символичен, и краток, но ясен для любого, хотя бы и жестокосердного человека, которому еще не доступно учение о благодати возвещенное Иисусом Христом. Четко и ясно в душе человека звучат грозные слова предостережения: смертью умрешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

прот. Константин Буфеев Часть I. Учение о сотворении мира В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт.1:31 ). И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал ( Быт.2:2 ). Было слово Господне ко мне: Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного ( 3Езд.1:4 и 6:6). Глава 1. О Шестодневе и библейской хронологии Не всеми людьми текст Библии воспринимается как священный и исторически достоверный. Особые трудности вызывает у многих современных читателей восприятие первых глав Книги Бытия. Людям, воспитанным на эволюционном учении, нелегко принимать на веру некоторые библейские свидетельства «как написано». Поэтому ряд сторонников теории эволюции утверждает, что первые главы Книги Бытия «написаны приточным и символическим языком образов и иносказаний» и что поэтому «их невозможно понимать в буквальном смысле, а лишь как образы, притчи и символы» с. 45]. 1. О буквальном, а не аллегорическом понимании Шестоднева святыми Отцами 1.1. Буквальное и аллегорическое понимание Библии Различные страницы Священного Писания принято не одинаково воспринимать в традиции святоотеческого богословия. Одни библейские стихи прилично воспринимать буквально, другие – аллегорически. При этом последний способ прочтения требует осторожности и рассуждения. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «О том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего» с. 308]. Римский историк Павел Орозий насчитывал «десять гонений от Нерона до Максимиана» c. 468], которые перенесла Церковь Христова. При этом он указывал на соответствие этих гонений десяти казням египетским, описанным в Книге Исход. При всей внешней «убедительности» подобного аллегорического толкования, его близкий друг, блаженный Августин , в книге «О граде Божьем» так оценил попытку толкования Священного Писания своего сподвижника: «Я не думаю, чтобы те события в Египте были прообразами гонений; хотя думающие так с видимой тонкостью и остроумием сопоставляют каждую казнь с каждым из гонений, но не по пророческому духу, а по догадке человеческого ума, который иногда доходит до истины, но иногда обманывается» [цит. по: 110, с. 468].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

С другой стороны, слова Яхве приводят и к печальным последствиям для Иеремии: «ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние» (20:8). Противники Иеремии утверждают, что слово не может исчезнуть у пророка, как не могут и Тора у священника и совет у мудрого (18:18). Однако Иеремия говорит о том, что его противники никогда не стояли в совете Господа. Поэтому они не могут объявлять народу слова Яхве (23:18, 22), поскольку слова Бога «подобны огню и подобны молоту, разбивающему скалу» (23:29). Преобладанию в описании миссии Иеремии этих двух словосочетаний, говорящих о разрушениях, соответствует доминирование во всей книге слов о суде. Предсказания благополучия находятся прежде всего в так называемых словах утешения (главы 30–31), ядро которых, возможно, изначально было обращено к Северному Царству Израиля и только позднее, после того как они были дописаны, стали относиться и к Иуде. В заключительной части главы 32, где описывается символическая покупка поля и ее истолкование, а также в следующей главе 33 речь идет о будущем благополучии. (5) «И произнесу над ними суды мои» (1:16): пророчества, представленные в символическом виде, а затем фактически, в виде описания военных действий, изображают наступление суда Яхве, который берет на себя роль судьи на судебном процессе, где обвинением будет поклонение другим богам (ср. 22:8 слл.). Именно поэтому в первой половине книги преобладают тексты, включающие в себя обвинения и объявления приговора. (6) «Не бойся их» (1:8): прежде чем мы узнаем об адресатах посланий пророка, уже становиться ясно, что пророк находится под угрозой. Потому Яхве приободряет своего пророка (1:17–19), так что Иеремия, в отличие от Иерусалима и Иудеи, которые будут преданы «врагам с севера», сможет противостоять своим врагам (ср. 15:20). Яхве является своему народу уже не в Храме, Он обращается к нему через своего пророка Иеремию, которого называет «железным столбом».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010