Из мастерских рус. вел. княгинь и цариц происходят неск. покровов на раку и пелен с изображением прп. Кирилла Белозерского: вклады Соломонии Сабуровой (1514), Анастасии Романовны (1548 и 1555, все в ГРМ), Марии Нагой (1592, КБМЗ). Особенно славилось шитье Горицкого мон-ря на Шексне, его мастерская была основана кнг. Евфросинией Старицкой (плащаница «Положение во гроб», 1565, ГРМ); а в XVII в. на созданные здесь произведения повлияли работы сольвычегодских мастеров двора Строгановых. Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими святителями Николаем и Климентом. Икона. 2-я пол.— кон. (?) XIV в. (ВГИАХМЗ) Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими святителями Николаем и Климентом. Икона. 2-я пол.— кон. (?) XIV в. (ВГИАХМЗ) Иконопись и монументальная живопись в В. е. особого расцвета достигли в сер.-кон. XVII в. На вклад царского дьяка Никифора Шипулина артелью во главе с костромичом Любимом Агеевым был расписан собор Кириллова Белозерского мон-ря (1641, в 1645 для него были изготовлены царские врата в серебряном окладе на средства царя Алексея Михайловича). Ярославским изографом Дмитрием Григорьевым Плехановым с 30 «товарищами» (сразу после его работ в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры) был расписан Софийский собор (1686-1688). В те же годы вологодские посадские люди, братья Ермолай и Яков Сергиевы, создали ряд произведений для вологодских церквей, из к-рых наиболее значителен иконостас Софийского собора. Впосл. иконы были переданы из собора в Богоявленскую ц. с. Раменья, вотчину архиерейского дома, где погибли (ок. 1940; кроме иконы «Тайная вечеря», ныне во ВГИАХМЗ). Иконы для устюженского собора (1688-1689) писали мастера московской Оружейной палаты, в т. ч. Кирилл Уланов . Завершил эпоху вологодской живописи XVII в. Иван Григорьев Марков, представитель династии мастеров Автономовых, тяготевший к барочным развернутым многоплановым композициям с детализированным сюжетом (образ Воскресения Христова из ц. Преображения Господня, что на Болоте (1702), иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из Константино-Еленинской и Георгиевской церквей Вологды (1709, все во ВГИАХМЗ)).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Бывш. патриарх прожил еще довольно долго, но все это время оставался в Халебе как частное лицо. Ознакомившись с отчетами Элиано, Римский престол направил на Ближ. Восток иезуитскую миссию Леонардо Абеля (1583-1586), которому предписывалось войти в контакт с православными и сиро-яковитскими иерархами и убедить их принять положения Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор ) и григорианский календарь. В 1584 г. Абель вел бесплодные переговоры с Иоакимом Дау и Иерусалимским патриархом Софронием. Не добившись успеха, папский легат в 1585 г. обратился к М., к-рого в Риме готовы были считать законным предстоятелем Антиохийской Церкви. М. уже нечего было терять, к тому же он не мог простить остальным правосл. патриархам того, что они выступили на стороне Иоакима Дау. Экс-патриарх представил Абелю грамоту с исповеданием католич. веры и послания Римскому папе Сиксту V и кард. Дж. А. Санторио, курировавшему работу с правосл. Церквами. М. обещал содействовать принятию католич. вероучения своим народом и жаловался на гонения, к-рые претерпел от единоверцев. Письма М. Абель привез в Рим в мае 1586 г. Однако Римская курия никак не отреагировала на эти послания, видимо понимая, что М. не обладает реальной властью. В приписке к одной сиро-мелькитской рукописи (Bodl. syr. 92) сообщается о кончине на Рождество Христово 1592 г. «смещенного патриарха», под которым имеется в виду М. Тот факт, что автор записки даже не назвал его по имени, свидетельствует о полном отходе М. от дел. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 680; Brayk M. Al-haqa   " iq al-wa  fiya f ta " rkh baa  riqat al-kansa al-ana  kiyya. Bayru  t, 2006. P. 139-141 (рус. пер.: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 6. С. 426-428); Monumenta Proximi-Orientis. R., 1989. Pt. 1: Palestine - Liban - Syrie - Mésopotamie, 1523-1583/Ed. S. Kuri. P. 200-214, 264, 292, 309, 312, 332, 338-339, 367, 376-377; 1994. Pt. 3: Palestine - Liban - Syrie - Mesopotamie, 1583-1623/Ed. S. Kuri. P. 72, 112-113. Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский: Сирия//ТКДА. 1876. 3. Прил. С. 97; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 5-6, 38-46, 76-77, 82-84; Панченко К. А. Триполийское гнездо: Правосл. община г. Триполи в культурно-полит. жизни Антиохийского патриархата XVI - 1-й пол. XVII в.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. М., 2009. Вып. 1(15). С. 41-64; он же. Антиохийская Правосл. Церковь и Рим в эпоху Контрреформации: Полемический ответ папе Римскому Анастасия ибн Муджаллы// Он же. Православные арабы: Путь через века. М., 2013. С. 292-322. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563686.html

Иоасафа Боровскаго, архимандрита Троицкаго, с братиею (†1610) Евфросина Синоезерскаго (†1612) Галактиона Вологодскаго (†1612) Иова Ущельскаго (†1628) Симона Воломскаго (†1641) Афанасия Брестскаго (†1648) Макария Каневскаго, архимандрита Овручскаго († 1678) и всех прочих святых преподобномучеников и преподобномучениц Российских, за веру во Христа, отечество и благочестие страдания претерпевших Святых блаженных, Христа ради юродивых и чудотворцев Российских Прокопия Устюжскаго (†1303) Захарии иерея (†1325) Феодора Новгородскаго (†1392) Николая Кочанова, Новгородскаго (†1392) Георгия Новгородскаго Максима Московскаго (†1434) Георгия Шенкурскаго (†ок. 1462) Исидора Твердислова, Ростовскаго (†1474) Леонтия Устюжскаго (†после 1492) Иоанна Устюжскаго (†1494) Кирилла Вельскаго (XV) Василия Каменскаго (XV) Трофима Суждальскаго (XV †XVI) Лаврентия Калужскаго (†1515) Сергия схимонаха, Переяславскаго (1 пол. XVI) Василия Московскаго (†1557) Тимофея Опочскаго, Псковскаго (†ок. 1569) Николая Салоса, Псковскаго (†1576) Иоанна Милостиваго, Власатаго, Ростовскаго († 1580) Парфения Суждальскаго (2 пол. XVI) Симона Юрьевецкаго (†1584) Иоанна, Большой колпак, Московскаго (†1589) Стефана Ростовскаго (†после 1592) Константина Новоторжскаго (XVI) Иоанна Можайскаго (XVI †XVII) Иакова трудника, Московскаго (XVI †XVII) Феодора (†1600) Киприана Суждальскаго (†1622) Прокопия Вятскаго (†1627) Марфы Московския (†1638) Илии Даниловскаго, Ярославскаго (1 пол. XVII) Иоанна I и Иоанна II, Соловецких (сер. XVII) Максима иерея праведнаго, Тотемскаго (†1650) Фомы, Иродиона, Михаила (†до 1669), Иоанна († 1669) и Василия (XVII) Сольвычегодских Андрея Тотемскаго (†1673) Афанасия Ростовскаго (XVII) Онуфрия Романовскаго, Ярославскаго Киприана Карачевскаго Иоанна Верхотурскаго, Сибирскаго (†1701) Космы Верхотурскаго, Сибирскаго (†1706) Евдокии Суждальския (†1776) Домны старицы, Томския, Сибирския (†1872) и всех прочих святых блаженных отец и матерей Российских, Христа ради в подвизех юродства просиявших Святых праведных отец и матерей Российских

http://pravoslavie.ru/2368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) († ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт.)» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).

http://pravenc.ru/text/578040.html

Согласно груз. и араб. припискам-завещаниям, содержащимся в рукописях XIII-XIV вв., присутствие грузин в Е. в. м. в этот период из-за частых набегов на мон-рь бедуинов было непостоянным. Так, в колофоне рукописи Sinait. Iber. 74 (XIII-XIV вв.) описан случай, когда после смерти единственного на тот момент в Е. в. м. груз. мон. Тевдоре (Шариданисдзе), жившего при ц. вмч. Георгия, его келью надо было закрыть, а церковную утварь, принадлежавшую груз. общине, «перепрятать до их (грузин.- Д. К.) прихода на Синай». В колофоне груз. Часослова XIII в. (Sinait. Iber. 26. Л. 194) из ц. вмч. Георгия названы имена игумена Николоза, монахов Соломона и Григола. С сер. XIV в. число груз. братии Е. в. м. и груз. паломников на Синае значительно возросло, что было обусловлено доброжелательным отношением к груз. центрам в Палестине и на Синае мамлюков, даровавших грузинам ряд привилегий и иммунитетов ( Цагарели. 1888. С. 51- 60; Джапаридзе. 1994. С. 208-218; Abu-Maneh. 1984). Свидетельства иностранных пилигримов - неизвестного духовного лица из Кёльна (ок. 1355), Иоанна Хильдесхаймского (1360-1375), доминиканского мон. Феликса Фабера (1483), митр. Родосского Паисия Агиапостолита (1577- 1592) и др., а также груз. паломнические надписи на главной дороге, ведущей в Е. в. м., подтверждают значимость груз. общины в этот период ( Stone. 1982. Р. 171-179, 243-249). В XIV-XV вв. ц. вмч. Георгия стала главным скрипторием груз. рукописей на Синае: в груз. и араб. колофонах рукописей XIII-XIV вв. под «грузинским храмом» подразумевается именно она. В араб. приписке к груз. рукописям (Sinait. Iber. 74) еп. Синайский Герман замечает, что в принадлежащих грузинам кельях ц. вмч. Георгия «Богом даровано право жить… только грузинским монахам, и, если никто из них там не живет, пусть они будут закрыты до их прихода» (Л. 194). Из синодика ц. вмч. Георгия и поздних (XIV-XVI вв.) приписок к груз. рукописям известно, что груз. цари, мтавары и груз. монахи прилагали немалые усилия, чтобы сохранить свои позиции на Синае.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

В ризнице Н. П. м. хранился ряд произведений декоративно-прикладного искусства. 4 дек. 1648 г. царь Алексей Михайлович пожаловал архим. Никону 3 резных креста, ранее подаренные царю священнослужителями афонских мон-рей ( Снегирёв. 1863. С. VIII). Как писал Павел Алеппский, в соборном храме «есть икона величиной побольше листа бумаги, из одного куска белой, чудесной слоновой кости: на ней изображены резьбой все господские праздники, наподобие того, как делают кресты на Св. Горе, с величайшим совершенством искусства. Эта икона принадлежит к числу царских сокровищ» ( Павел Алеппский. 2005. С. 510-511; как указано в примечании публикатора, резного образа в кон. XIX в. в обители уже не было). Нек-рые сведения о пожертвованиях ризничных предметов содержит вкладная книга, это, в частности: литургический набор патриарха Филарета в 1619/20 г. (Вкладная книга. 1883. С. 16), водосвятная чаша от царя Михаила Феодоровича в 1623 г. (Там же. С. 11-12), кутейное блюдо от царицы-инокини Марфы (Там же. С. 21), иконостас в новый Преображенский собор от царя Алексея Михайловича в 1650 г. (Там же. С. 25), царские двери и панагии в Преображенский собор от кн. И. А. Воротынского 24 марта 1665 г. (Там же. С. 31), серебряные рипиды от боярыни Ф. П. Морозовой и ее сына - И. Г. Морозова 21 марта 1670 г. (вклад по боярину Г. И. Морозову - Там же. С. 32) и др. В 1802 г., после возведения новой Знаменской ц., гр. Н. П. Шереметев пожертвовал храму напрестольные крест и Евангелие, потир, кадильницу, дикирий и трикирий, антидорное блюдо, подсвечники ( Ювеналий (Воейков). 1803. С. 7-8). В сер. XIX в. монастырская ризница насчитывала 7 напрестольных крестов, 6 напрестольных Евангелий в окладах, 7 потиров, 9 архимандричьих митр, водосвятную чашу 1623 г., ладанницу (вложена кнг. Ф. В. Сицкой в 1624), многочисленные облачения, 2 плащаницы (вклад царя Алексея Михайловича 1645-1647 гг.; вклад кнг. Сицкой 1649 г.; хранятся в Музеях Московского Кремля, публикацию см.: Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. 98. С. 296-299; 104. С. 310-311), хоругви и др. предметы, в т. ч. содержавшие вкладные надписи ( Снегирёв. 1863. С. 33-39; фотовоспроизведение некоторых предметов см. на вклейках в кн.: Царские прародители. 1912). В 1919 г. в Оружейную палату передали царские вклады из ризницы Н. П. м. ( Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 7). Известна шитая жемчугом фелонь, хранящаяся в Музеях Московского Кремля ( Постникова-Лосева М. М. Прикладное искусство XVI-XVII вв.//История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 595). Там же хранится поступивший из Н. П. м. в 1919 г. наперсный крест, к-рый М. В. Мартынова по стилистическим признакам датировала XVI в., оглавие - XVII в. ( Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002. 12. С. 40). Изображение на оборотной стороне креста мц. Феодосии, патрональной святой единственной дочери царя Феодора Иоанновича Феодосии (1592-1594), позволили исследовательнице связать появление креста с этой персоной.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

После смерти 2 старших сыновей прав. Иулиания просила у супруга разрешение принять монашеский постриг, Г. не согласился, но святые дали обет воздерживаться от супружеской жизни. По свидетельству Повести, после кончины Г., похороненного в Лазаревской ц. «честно», прав. Иулиания почтила его память «пением, и молитвами, и сорокоусты, и милостынею», впосл. посвятила свою жизнь служению Богу ( Скрипиль. С. 280, 296). Согласно Повести, прав. Иулиания прожила во вдовстве 9 лет, до эпидемии, случившейся в царствование Бориса Феодоровича Годунова, очевидно в 1601-1603 гг. Следов., Г. скончался ок. 1592-1593 гг. Правда, в Повести говорится о том, что Г. и прав. Иулиания «по разлучении плотьне» прожили 10 лет ( Скрипиль. С. 280-281, 300), но это известие представляется хронологически неправдоподобным. А. В. Кузьмин Почитание 2 янв. 1604 г. скончалась прав. Иулиания, 10 янв. она была погребена рядом с могилой Г. После окончания Смутного времени , по-видимому между 1613 и 1615 гг., над могилами супругов была возведена теплая ц. во имя арх. Михаила. Рядом с родителями похоронили схим. Феодосию (Осорьину). 10 авг. 1614 (или 1615) г., во время похорон сына Г. и прав. Иулиании Георгия, был обретен гроб с нетленными мощами святой, полный «мира благовонна». После помазания миром мн. больные исцелились. В связи с этим событием Каллистрат (Дружина) Осорьин написал Повесть о прав. Иулиании («Месяца генваря в 2 день успение святыя праведныя Улиянеи, Муромскиа чюдотворицы» или «Житие и преставление святыя, и преподобныя, и праведныя матере нашея Иулиании Лазаревския»), в к-рой биографии Г. уделяется большое внимание. Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г. и прав. Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о св. супругах стали члены семьи Осорьиных (с сер. XVII в. называвшихся Осоргиными), в роде к-рых в честь Г. старшего сына всегда называли Георгием. Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК)

http://pravenc.ru/text/164229.html

мон-рь в 2011), Вознесенский (при истоке Свири, в совр. пос. Вознесенье Подпорожского р-на Ленинградской обл.; основан в сер. XVI в. как мужской, сожжен в 1582, впоследствии восстановлен, с 1689 женский), Кожеезерский (Кожеозерский) в честь Богоявления (мужской, на берегу оз. Кожозеро (ныне Онежский р-н Архангельской обл.); основан ок. 1565, возобновлен как приписной к корельскому Никольскому мон-рю в 1851, самостоятельный с 1853, разгромлен крестьянами в 1918, возобновлен в 1999), Соломенская (Салминская) Петропавловская пуст. (монастырь) (мужская, ныне в черте Петрозаводска; основана в 3-й четв. XVI в. (ранее 1592)), Яшезерская Благовещенская пуст. (мужская, близ с. Шёлтозеро и совр. пос. Ладва Прионежского р-на Карелии; основана во 2-й пол. XVI в., возобновлена в 1857, закрыта в 1918, возобновлена как Благовещенский Ионо-Яшезерский мон-рь в 2003), Габанова Петропавловская пуст. (мужская, находилась на мысе Габанов Ладожского оз., к югу от Андрусовой пуст. (ныне Олонецкий р-н Карелии); основана во 2-й пол. XVI в.), Вышеостровская (Вашеостровская) Спасо-Преображенская пуст. (мужская, на Заонежском п-ове, ныне Медвежьегорский р-н Карелии; основана во 2-й пол. XVI в.), Ильинский Свирский (мужской, находился в низовьях Свири, в 16 км от Олонца (ныне Лодейнопольский р-н Ленинградской обл.); основан во 2-й пол. XVI в.), Брусненский Николаевский (на о-ве Брусно Онежского оз., ныне Прионежский р-на Карелии; основан в XVI в. как мужской, с 1689 женский), Лужандозерская Троицкая пуст. (мужская, в дер. Гуртники (ныне не существует) Вытегорского р-на Вологодской обл., в 9 км к северо-западу от Вытегры; основана в XVI в.), Сырьинская Успенская пуст. (мужская, ныне дер. Сырья Онежского р-на Архангельской обл.; основана в XVI в.), Яблонская Успенская пуст. (мужская, на Яблонском о-ве на р. Свирь, близ совр. дер. Мятусово Подпорожского р-на Ленинградской обл.; основана в XVI в.), Кодлозерская (Колодозерская) Богоявленская пуст. (мужская, на оз. Колодозеро в совр. Пудожском р-не Карелии; основана ок.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Во время нападений крымских татар, в 1592-1593 гг., М. п. разорялась, братия укрывалась в более укрепленном путивльском Б. Молченском мон-ре, в 1602 г. упоминавшемся как активно «строящийся» ( Палладий (Батенин). 1895. С. 18). Позже монахи вернулись на прежнее место на болоте Молче. Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. Грамотой патриарха Московского и всея Руси свт. Иова от 5 сент. 1597 г. М. п. стала самостоятельной, была освобождена от церковных даней и казенных пошлин (Там же. С. 23). В Смутное время, в 1604-1605 гг., М. п. оккупировали отряды Лжедмитрия I . Впосл. игум. Пафнутий с братией перешел в Б. Молченский мон-рь. В грамоте царя Михаила Феодоровича от 5 февр. 1621 г. упоминается небольшая обитель «в лесу Линово, что был исстари прежний Молченский монастырь» с деревянными Богородице-Рождественским храмом и 3 кельями, в которых проживали старец иером. Филарет, послушники Созонт и Иулиан ( Анатолий (Ключарёв), архим. Мат-лы для истории Курской епархии//Курские ЕВ. 1879. 2. С. 25). В 1630 г. в М. п. вместо деревянной была построена каменная Рождество-Богородицкая ц. 21 апр. 1635 г. в Линевском лесу, в урочище Кобозева Криница, была обретена другая чудотворная икона Божией Матери (утрачена в 1752), перенесенная в Б. Молченский мон-рь. К сер. XVII в. М. п., вероятно, вновь оказалась приписной к путивльскому Великомолченскому мон-рю, настоятель которого игум. Афанасий (1642-1650) удалил из пустыни прежнюю братию (6 чел.) и отказывался посылать туда насельников из Путивля. По настоянию путивльского воеводы кн. Ф. А. Хилкова в М. п. были посланы четверо монашествующих из соседней Ширяевой пуст. (ныне с. Ширяево Путивльского р-на Сумской обл., Украина), в т. ч. старцы мон. Софроний (Батоврин; † 1692) и иером. Александр. Дело о нерадении игум. Афанасия было передано в Монастырский приказ, после чего игумен был уволен. К 1653 г. в М. п. почти не было братии, богослужения совершались нерегулярно ( Палладий (Батенин). 1895. С. 25). Новый настоятель (с 1652) Великомолченского мон-ря игум. Иосиф также притеснял братию пустыни, наместник к-рой иером. Александр с 1653 г. жаловался на это патриарху Московскому и всея Руси Никону (Минову) (Там же. С. 28). В частности, указывалось, что игум. Иосиф отнимает пожертвования, к-рые пустынь получает в дни престольных праздников - Рождества и Покрова Пресв. Богородицы (очевидно, в обители существовал и Покровский храм).

http://pravenc.ru/text/2564084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНН [англ. Donne] Джон (1572?, Лондон - 31.03.1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы. Род. в семье купца-католика; после смерти отца в 1576 г. воспитывался в семье отчима Дж. Симмиджа, президента Королевской медицинской академии. В 1584 г. Д. поступил в Харт-Холл колледж в Оксфорде, а в 1586 г. продолжил учебу в Тринити-колледже в Кембридже, но ни в одном из них не получил ученой степени, т. к. для этого требовалось подписать «Тридцать девять статей» англикан. Церкви, что для него, как для католика, было неприемлемо. Оставив учебу, Д. какое-то время путешествовал по Италии и Испании. В 1592 г. был принят в лондонскую юридическую школу Линкольнс-Инн, где проучился ок. 3 лет. В 1593 г. Д. получил причитающуюся ему долю отцовского наследства; в том же году умер его брат Генри, арестованный за укрывательство священника-иезуита. В 1596-1597 гг. Д. в числе «джентльменов-добровольцев» отправился под началом гр. Эссекса и сэра Уолтера Рейли в неудачную пиратскую экспедицию на Кадис (Испания), а затем в закончившийся провалом «Островной поход» (на Азорские о-ва), затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испан. кораблей с сокровищами. Эти путешествия отражены в стихах «Шторм» и «Штиль». В сер. 90-х гг. Д. начинает всерьез задумываться о переходе в англиканство. Принять окончательное решение было нелегко, т. к., по собственным словам Д., он был воспитан католиками - приверженцами «зап рещенной и гонимой религии, привыкшими презирать смерть и жаждущими воображаемого мученичества» ( Carey. 1981. P. 21). Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. В 1601 г. Д. перешел в англиканство и стал секретарем Т. Эджертона, лорда-хранителя Большой печати; в дек. того же года тайно обвенчался с Анной Мор - несовершеннолетней дочерью сэра Дж. Мора и племянницей Эджертона, после чего лишился места и был заключен в тюрьму. В апр. 1602 г. суд подтвердил законность брака, и Д. с женой переехали в графство Суррей; в 1605 г. они перебрались в Митчем близ Лондона, где Д. посвящал время изучению богословия, канонического права и истории Церкви; в 1605-1607 гг. помогал Т. Мортону (впосл. епископ Даремский) в написании полемических сочинений против католиков. В то же время Д. после безуспешных попыток получить место на гос. службе пережил тяжелый духовный кризис, результатом к-рого стал «Биотанатос» (1607) - трактат, в котором он размышляет о том, дозволено ли христианину самоубийство.

http://pravenc.ru/text/178944.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010