новые издания были выпущены в Венеции, во Флоренции, в Париже, Базеле. В сер. XV в. неолат. итал. поэтом греч. происхождения М. Маруллом († 1500; см. ст. Маруллос Тарханиотис ) были написаны комментарии к поэме; Марулл, Дж. Понтано († 1503), А. Полициано († 1494), A. Палеарио († 1570) и др. неолат. поэты воспринимали Л. прежде всего как поэта, а не как философа, однако темы их нек-рых стихотворений навеяны его эпикурейскими размышлениями. В XVI-XVII вв. значение поэмы для европ. культуры и философии возросло; в ряде случаев ее влияние стало определяющим для формирования новых философских идей. Во Франции поклонники творчества Л. воспринимали нек-рые его философские взгляды (см.: Fusil. 1928). Лучшим эпикурейским сонетом XVI в. считается 53-й сонет из цикла «Сожаления» (Regrets) Ж. дю Белле († 1560). Л. высоко ценили и др. поэты Плеяды, нередко подражавшие ему и воспринимавшие его философию природы. Так, поэма Л. сформировала мировоззрение франц. вольнодумца Э. Доле ( 1546). Фрагменты из поэмы широко использовались М. Монтенем (1533-1592) в «Опытах» (Essais): из более 3 тыс. цитат древних авторов 149 принадлежат Л. (преимущественно они почерпнуты из 3, 4 и 5-й книг поэмы). Просветители XVIII в. считали Л. своим предшественником и союзником в деле критики офиц. религии, в борьбе за светское, научное мировоззрение. Высокую оценку философии Л. как одной из высших форм античного материализма давали в XIX-XX вв. сторонники философского атеизма и марксизма. Лит.: Brandt S. Lactantius und Lucretius//Neue Jahrbücher für Philologie und Pädagogik. Lpz., 1891. Bd. 143. S. 225-259; Philippe J. Lucrèce dans la théologie chrétienne du IIIe au XIIIe siècle et spécialement dans les écoles carolingiennes//RHR. 1895. T. 32. P. 284-302; 1896. T. 33. P. 19-36, 125-162; Ernout A., Robin L. Lucrèce: De rerum natura: Commentaire exégétique et critique. P., 1925-1928. 3 t.; Fusil C.-A. La Renaissance de Lucrèce au XVIe siècle en France//Revue du Seizième siècle. P., 1928. T. 15. P. 134-150; Della Valle G.

http://pravenc.ru/text/2110879.html

В Н. отмечены случаи проявления католич. реакции. Сын купца из Тёнсберга Л. Нильссон (ок. 1538-1622), получивший образование в иезуитском ун-те в Лёвене, по возвращении в Данию (1600) стремился вернуть Данию и Н. в лоно католич. Церкви и искал с этой целью встречи с Кристианом IV, но был осужден и изгнан из страны (1613). В качестве доказательств вины Нильссона была использована его переписка с норвежскими католиками из Шиена братьями Хьёрт - Кристофером, Якобом и Эвертом, а также с Х. Х. Рингом и Й. Фаро. Нильссон смог издать апологию католич. веры «Confessio Christiana» (1604), перевести книгу на дат. язык (1605); благодаря ему Я. Хьёрт был рукоположен в католич. священника. Затем Я. Хьёрт бежал из страны, но был арестован вместе с др. выявленными католиками. Это послужило началу репрессий против католиков на территории Дании и Н.: 19 июня 1613 г. было принято решение лишать лиц, исповедующих католицизм на территории Дании и Н., имущества, а также прав на наследство и занятие государственных и общественных постов. 21 авг. 1613 г. братья К. и Я. Хьёрт, Фаро и Ринг были приговорены к изгнанию из Н., т. о. деятельность католиков на территории страны была прекращена до сер. XIX в. В кон. XVI-XVII в. в Н., так же как и в др. странах Европы, участились случаи обвинения в колдовстве. Один из наиболее известных ведовских процессов прошел в 1590 г. в Бергене: к смертной казни через сожжение была приговорена Анне Педерсдоттер, вдова преподавателя теологии лат. школы А. П. Бейера. Обвинению в ведовстве подверглась даже жена историка и Бергенского еп. А. Фосса (1583-1607), но в 1592 г. благодаря его вмешательству она была оправдана. Пик охоты на ведьм пришелся на период с 1610 по 1690 г. Всего в Н. известно о 860 случаях обвинения в колдовстве (80% обвиненных - женщины), 277 из них закончились смертными приговорами (87% казненных - женщины). В течение 60-х гг. XVII в. постепенно прекратили применять смертную казнь в подобных делах. Активная внешняя политика Кристиана IV была направлена на возвращение Дании могущества в Балтийском м.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В Казанском ханстве сформировался развитый слой «мусульманского духовенства», его глава всегда избирался из лиц, принадлежащих к числу потомков пророка Мухаммада. Высшее духовное лицо было в гос-ве 1-м человеком после хана и в моменты междуцарствия принимало власть. В Казанском ханстве пользовались арабографической письменностью. Благодаря развитой системе мусульм. образования, по данным Ш. Марджани, в ханстве был довольно высокий уровень грамотности населения. Все это свидетельствовало о том, что религ. сфера в Казанском ханстве была неотделима от социальной и государственной. Падение Казанского ханства под ударами Московского гос-ва в сер. XVI в. привело к сопротивлению населения под исламскими лозунгами. В 1555 г. в Казани была учреждена кафедра архиепископа для обращения жителей Ср. Поволжья в христианство. Утрата государственности и реальная угроза утраты религ. самобытности мобилизовали татарское население на защиту И. Многочисленные антиправительственные восстания и выступления во 2-й пол. XVI-XVIII в. (1553-1554, 1572-1573, 1582-1584, 1592, 1616-1619, 1662-1664, 1667-1671, 1681-1684, 1704-1711, 1717-1718, 1735-1740, 1755-1756, 1773-1775) охватили территории Поволжья и Приуралья. Причинами выступлений татар, а также башкир, мишарей, казахов, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей и др. народов Поволжья и Урала служили захват земель, крестьянская, промышленная и монастырская колонизация, рост налогов и увеличение количества повинностей, ограничение прав местного самоуправления, произвол чиновников и попытки христианизации «инородцев». Ответом на непрекращающиеся восстания становились довольно жесткие меры со стороны правительства по ограничению И. и распространению христианства в крае. Ужесточению политики властей способствовала исламизация язычников и буддистов в регионе, к-рая воспринималась как угроза и законодательно запрещалась в XVIII в. ( Загидуллин. 2007. С. 54-55). В 1593 г. царь Феодор Иоаннович издал указ о разрушении всех мечетей и медресе на завоеванных землях. В правление династии Романовых вводились ограничения на строительство мечетей, облагались налогами религ. обряды и деятельность муллы, экономическими мерами стимулировался переход в христианство, насильственно крестили иноверцев. С 1731 (до 1740 Новокрещенская комиссия) по 1764 г. в Казани действовала Новокрещенская контора. После издания царского указа от 11 февр. 1736 г., запретившего пропаганду И. среди язычников, строительство новых мечетей и медресе, власть надеялась ослабить влияние мулл, нередко возглавлявших народные выступления. Сокращалось количество «мусульманского духовенства», шариатские суды были взяты под контроль администрации. Даже за малейшую провинность мулл могли высылать из родных уездов. По указу Сената от 19 нояб. 1742 г. было разрушено 418 из 516 мечетей, а все вновь возводимые мечети подлежали сносу (Там же. С. 59).

http://pravenc.ru/text/674977.html

Первая часть сочинения М. П. посвящена исследованию светской власти, т. е. земных форм человеческого общежития. Во 2-й части автор излагает свои представления о Церкви, о ее «правильной» структуре и функционировании, указывает на недостатки, характерные для существующей церковной организации, и предлагает программу реформ. В 3-й части содержатся краткие выводы ко всему произведению. В XIV-XV вв. соч. «Защитник мира» получило широкое распространение, сохранились его многочисленные рукописи (подробнее см.: Sullivan J. The Manuscripts and Date of Marsiglio of Padua " s «Defensor pacis»//EHR. 1905. Vol. 20. N 78. P. 293-307). В сер. XIV в. трактат был переведен с латыни на франц. язык (в 1375 на теологическом фак-те Парижского ун-та по поручению папы Григория XI был начат следственный процесс, чтобы обличить переводчика - Chartularium Universitatis Parisiensis/Ed. H. Denifle. P., 1891. T. 3. P. 223-227) и на флорентийский диалект. Идеи, изложенные в произведении М. П., обрели новое значение в XVI в., когда трактат был воспринят как провозвестие Реформации. В 1522 г. сторонники М. Лютера в Базеле подготовили 1-е издание «Защитника мира». В 1592 г. нидерландский кальвинист Ф. Гомар посвятил новое издание трактата франц. кор. Генриху IV и пфальцграфу Фридриху IV, выразив надежду, что изложенные в сочинении идеи будут использованы для реформирования светской и духовной властей. В XVI-XVII вв. сочинение выдержало 9 изданий на латыни, а также было переведено на английский (1533, опубл. в 1535) и немецкий (1545) языки. В XX в. появились научные издания трактата на мн. европ. языках. В 2014 г. вышел 1-й полный перевод сочинения на рус. язык, выполненный не с оригинала, а с франц. перевода, что предопределило ошибки и неточности. Др. сохранившиеся тексты М. П. обычно называются «малыми политическими трудами». Все они были написаны после «Защитника мира» и в той или иной мере развивают идеи, заложенные в этом трактате. Трактат «О переносе империи» (De translatione imperii (дата написания остается дискуссионной)) полностью основан на сочинении Ландульфа Колонны с аналогичным названием, написанном между 1317 и 1324 гг.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Пребывание И. в Москве в 1588-1589 гг. засвидетельствовано еще в неск. источниках. К ним относится запись митр. Арсения Элассонского в греч. Триоди митр. Фотия (ГИМ. Син. греч. 462), а также пометы самого И. в рукописи, позднее вошедшей в состав сборника из б-ки Иерусалимского Патриархата (Hieros. Patr. 111). В 1588 г. он переписал часть рукописи: «В лето 7097-е (1588), сентября 17-го, во вторник. Митрополит Иерофей, в Москве». Покидая Москву в мае 1589 г., он увез рукопись с собой и, остановившись в Валахии, уже в 1591 г. дополнил ее текстами Иосифа Вриенния и др. сочинений. На л. 396 об. он записал: «Иерофей митрополит Монемвасии, в лето 7099-е (1591), июня 10-го, в Валахии, на пути из России». Из Валахии в К-поль И. не вернулся и, т. о., не мог подписать синодальное постановление 1590 г. об учреждении Патриаршества в России. Подпись на синодальной грамоте сделана не его рукой, что подтверждается и палеографическим анализом. Офиц. посланником вост. Церквей в России с актом об утверждении Московского Патриаршества стал митр. Дионисий Тырновский. По-видимому, в 1590 г. И. был вынужден оставить Монемвасийскую кафедру, к-рую в 1592 г. занимал уже его преемник Геннадий. Т. о., с нач. 90-х гг. XVI в. И. не участвовал в делах вселенской Патриархии. Синодальный акт 1593 г., подтверждающий статус Русской Патриаршей кафедры, подписал Монемвасийский митр. Лаврентий. Возможно, И. оставался в Дунайских княжествах, откуда и приехал вторично в Москву в сер. 90-х гг. XVI в. Здесь он переписал ок. 250 листов сборника сочинений блж. Августина для иерусалимского иером. Дамаскина (CPolit. Bibl. Patr. 147, кон. XVI в.), оставив собственноручную запись: «В лето 7105-е (1596), индикт 10-го, сентября 11-го. В Москве. Иерофей Монемвасийский кир Дамаскину иеромонаху святого града Иерусалима». Это единственное свидетельство о 2-м пребывании И. в России. Рус. источники того времени, к-рые могли бы дополнить краткую информацию рукописных помет И., утрачены. Рукопись 1588 г. (ныне хранящаяся в Иерусалиме), с к-рой И. вернулся в Россию, была оставлена им Арсению Элассонскому для последующей отправки в К-поль в качестве вклада на помин души. Поручение И. косвенно подтверждает тот факт, что контакты бывш. Монемвасийского митрополита с К-полем прервались. В 1603 г., после кончины И., рукопись была отослана Арсением Элассонским в К-польскую Патриархию.

http://pravenc.ru/text/293758.html

В нач. 90-х гг. XVI в. эти предложения привлекли к себе пристальное внимание правосл. епископов Киевской митрополии, что явилось следствием внутреннего кризиса правосл. Церкви на украинско-белорус. землях во 2-й пол. XVI в. Одним из важнейших его проявлений стал рост напряженности в отношениях между епископами и паствой. В результате политики католич. правителей Речи Посполитой с сер. XVI в. распространилась практика раздачи епископских кафедр светским людям в качестве вознаграждения за оказанные услуги. Поставленные т. о. иерархи, не подготовленные к исполнению архипастырских обязанностей, озабоченные прежде всего обогащением себя и своих родственников, ведшие неподобающий образ жизни (нек-рые из них имели наложниц), все больше вызывали к себе враждебное отношение паствы. В епископах видели одно из главных препятствий на пути проведения преобразований, к-рые позволили бы сохранить и укрепить позиции Православия. Особенно активно проявляли свое недовольство правосл. дворянство и объединения правосл. мещан - братства. Мн. братства энергично добивались, в ряде случаев успешно, своего освобождения из-под власти епархиальных архиереев и подчинения К-польскому Патриарху. В 1585 г. галицкие дворяне потребовали от митр. Онисифора не хиротонисать во епископа тиуна Стефана Брылинского, получившего от короля Перемышльскую кафедру. В 1586 г. Львовское братство направило К-польскому Патриарху Феолипту II послание с обличением пастырей, к-рые выступают против «учения и учащих» и не только не наставляют на путь истины недостойных священников, но и покрывают их беззакония. С 1590 г. на церковных Соборах стал обсуждаться вопрос о проведении преобразований (см. Брестские Соборы ). Поведение епископов и их обращение с церковным имуществом на Соборах подвергались резкой критике. В 1592 г. Львовское братство обратилось к К-польскому Патриарху Иеремии II с просьбой прислать в Речь Посполитую Патриаршего экзарха для суда над недостойными архиереями и смещения их с кафедр. С такой же просьбой братство неоднократно обращалось и к Александрийскому Патриарху Мелетию Пигасу , прося его посетить Киевскую митрополию.

http://pravenc.ru/text/Брестская ...

Нынешнее убранство Богоявленской церкви мало чем интересно для любителей церковной старины. Иконостас и роспись здесь - современные, выполненные в ходе ремонта 1990-2000-х годов. То и другое - в характерном для современности " древнерусском стиле, причём даже минимально соблюсти прежнюю стилистику убранства не представилось возможности, поскольку не сохранилось никаких дореволюционных изображений интерьеров Богоявленского храма. Ко входу в храм ведёт крутая лестница, прежде, очевидно, бывшая просто кирпичной, а теперь выложенная половой плиткой. Войдя в дверь, мы оказываемся в крытой галерее, опоясывающей храм с севера, запада и юга. Приделы, которыми завершаются восточные оконечности галереи, пока не освящены и используются как подсобные помещения. В центральный храм можно попасть через три входа - западный (главный), северный и южный. Все они оформлены порталами, несколько упрощёнными по сравнению с более древними памятниками. Так, мы не видим здесь ни килевидного завершения, ни классических дынек. Утолщения с перехватами есть, но, в отличие от традиционных дынек, они не разделены на " дольки " . Внутри храм довольно темен, в противоположность гульбищам с широкими полукруглыми окнами, восстановленными при реставрации 1960-х годов. Света, поступающего через небольшие окна явно не хватает для того, чтобы осветить скромное по своим размерам, но " глубокое " благодаря шатровой конструкции помещение. Высокий иконостас полностью закрывает восточную стену четверика. Среди икон Богоявленского храма можно встретить очень характерные, представляющие немалый исторический интерес. Хотя это и не шедевры, но, принадлежа своим эпохам, они многое могут сказать об упованиях, симпатиях и художественных предпочтениях и мастеров, и заказчиков. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Известный памятник каменного шатрового зодчества кон. 16 в., объемная композиция и декор которого характеризуют стиль архитектуры годуновского времени. Кирпичный храм с двумя приделами и двухъярусной галереей возведен в 1592 г. по заказу Бориса Годунова в его вотчинном селе. В сер. 17 в. вместо западного крыльца была построена колокольня; к 18 в. относится западный притвор. Во время ремонта 1808 г. было изменено завершение колокольни. Реставрация храма проведена в кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. под руководством архит. И.Ш. Шевелева. Арки галереи, прежде открытые, в нач. 1990-х гг. были заложены кирпичом в нижнем ярусе и остеклены во втором.

http://sobory.ru/article/?object=03106

значения, в т. ч. произведений на греч. и арм. языке (в 1512 была открыта частная типография Акоба Мегапарта). Новый расцвет искусств в В. начался с 1530 г., после преодоления политических и экономических затруднений, вызванных войной с Камбрейской лигой. Распространению нового, «античного» стиля способствует развитие идеи о рим. происхождении В., ее республики (с сер. XV в. известна легенда об основании не позднее V в. первых храмов В. Нарсесом, полководцем имп. Юстиниана I), а также приезд тосканских и ломбардских мастеров, изучавших древние памятники Вечного города. Античный стиль архитектуры Ренессанса XVI в. связан с именами Я. Сансовино (б-ка св. Марка, 1536-1537, 1588-1591; палаццо Корнер делла Ка Гранде, после 1537), С. Серлио; во 2-й пол. XVI в.- А. Палладио, работавшего не только для В. (ц. Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580, ц. Иль Реденторе, ок. 1592), но и в обл. Венето (особенно в Виченце), А. да Понте (каменный мост Риальто, 1588-1591), В. Скамоцци. Перестройка коснулась центральных ансамблей В. (район Пьяцца Сан-Марко и Дворца дожей), многочисленных дворцов, адм. учреждений и мостов, школ религ. братств (Скуола Нуова делла Мизерикордия, архитекторы Палладио и Сансовино, ок. 1532, фасад не завершен). Рим. формы были восприняты и в скульптуре, к-рая для нек-рых мастеров, напр. для Сансовино (Мадонна из Арсенала, 1534; скульптурный декор Лоджетты рядом с колокольней Сан-Марко, 1537-1546; бронзовые двери сакристии Сан-Марко, 1546-1569), была столь же близка, как и зодчество: в ней сохранялись принципы флорентийской пластики раннего и высокого Возрождения, связанной с именами Донателло и Микеланджело. Мадонна во славе со св. Себастьяном и др. святыми. Между 1559 и 1565 гг. Худож. П. Веронезе (ц. Сан-Себастьяно) Мадонна во славе со св. Себастьяном и др. святыми. Между 1559 и 1565 гг. Худож. П. Веронезе (ц. Сан-Себастьяно) На 20-60-е гг. XVI в. приходится расцвет творчества Тициана, создавшего портретную галерею деятелей политики и культуры В. и Европы («Император Карл V в сражении при Мюльберге», 1548, Прадо, Мадрид).

http://pravenc.ru/text/150247.html

В дополнение к жестким адм. мерам епископалы в сер. 90-х гг. XVI в. выступили против пресвитериан в неск. трактатах, где оценивались материалы судебного процесса. К. часто упоминается и критикуется в этих сочинениях как один из общепризнанных лидеров пуританского движения. Мн. пуританские документы, ставшие известными в ходе процесса, были изданы в 1593 г. его участником Бэнкрофтом с критическими комментариями в виде трактата «Опасные мнения и деяния, напечатанные и осуществленные на Британском острове под видом реформации ради пресвитерианской дисциплины» (Daungerous Positions and Proceedings, Published and Practised within this I[s]land of Brytaine, under Pretence of Reformation, and for the Presbiteriall Discipline). Еще один трактат Бэнкрофта, «Обзор выдуманной священной дисциплины» (A Survay of the Pretended Holy Discipline, 1593), был специально посвящен критике разработанного пуританами учения о церковной дисциплине. Говоря в этих сочинениях о К., Бэнкрофт признавал, что он не столь враждебен Церкви Англии, как упорные сепаратисты, однако считал опасным заблуждением его мнение о том, что церковное устроение должно основываться исключительно на Свящ. Писании ( Pearson. 1925. P. 370-371). В 1592-1595 гг. англиканский полемист Мэтью Сатклифф († 1629) в неск. антипресвитерианских трактатах в насмешливой и язвительной форме подвергал критике взгляды К., его поведение во время процесса, а также приводил множество порочащих К. свидетельств о его личной жизни, нек-рые из к-рых являются заведомо ложными (напр., что К. приписывал себе способность совершать чудеса, что он владел неск. богатыми поместьями, купленными на незаконные доходы и т. п.), а нек-рые не поддаются проверке (см.: Ibid. P. 362-368). К. ответил Сатклиффу в 1596 г., издав трактат «Краткая апология» (A Brief Apologie), к-рый содержит ряд важных сведений о жизни К., неизвестных из др. источников. Последовательно разбирая все упреки Сатклиффа, К. стремился показать их несостоятельность, одновременно с осторожностью защищая собственные пресвитерианские убеждения. Среди прочего К. отвечал на упрек в том, что он из трусости оставил лит. деятельность, замечая, что он уже высказал все свои мнения в прежних сочинениях, от к-рых не отрекается, и что более молодые пуританские авторы способны поддерживать дискуссию с епископалами лучше, чем он. Хотя «Апология» стала единственным сочинением, к-рое К. сам опубликовал после судебного процесса над ним, впосл. выяснилось, что в действительности он не прекращал лит. трудов. Последние годы жизни (1595-1603)

http://pravenc.ru/text/1681191.html

соответствии с этимологией этого слова (грамматика - γραμματικ от γρμμα - буква, написание) называлась наука о письме, графическая и орфографическая «премудрость». Ссылки на «осмочастие», «осмочастный разум», «осмочастное учение» использовались в качестве аргументов в богословско-филологических спорах, отступления от его грамматической схемы могли трактоваться как ересь. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. 164(442). С. 312; Малинин В. Н. Грамматика Иоанна, экзарха Болгарского. СПб., 1883; Worth D. S. The Origins of Russian Grammar: Notes on the State of Russian Philology before the Advent of printed Grammars. Columbus (Ohio), 1983. P. 14-21 (рец.: Живов В. М. Славянские грамматические сочинения как лингвист. источник//Russian Linguistics. 1986. Vol. 10. P. 73-113); Мечковская Н. Б. Ранние восточнослав. грамматики. Мн., 1984. С. 35-38; Hiмчyk В. В. Мовознавство на Ykpaïhi в XVI-XVII ст. К., 1985. С. 18-31; Живов В. М. Буковница 1592 г. и ее место в истории рус. грамматической мысли//The Language and Verse of Russia: In Honor of D. S. Worth. M., 1995. С. 231-303; Мечковская Н. Б., Супрун А. Е. Знания о языке в средневек. культуре юж. и зап. славян//История лингвист. учений: Позднее средневековье. СПб., 1991. С. 125-181; Славова Т. Грамматически съчинения и знания//СтБЛ. 1992. С. 107-109; Добрев И. Осемте части на грамматиката//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 880-882; Захарьин Д. Б. Европейские науч. методы в традиции старинных рус. грамматик (XV - сер. XVIII в.). Münch., 1995. С. 1-6; Никольский Б. М. Истоки слав. грамматической теории: (Трактат «О восьми частях слова» и греч. грамматики): АКД. М., 1995; он же. «О восьми частях слова»: Проблема источников//Эволюция грамматической мысли славян XIV-XVIII вв. М., 1999. С. 9-33; Левшина Ж. К. Славянское грамматическое соч. «О восьми частях слова»: (Археогр. обзор)//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 66-76; Кузьминова Е. А. Типы бытования грамматики Лаврентия Зизания в Московской Руси в 1-й пол. XVII в.//ВМУ: Филол. 1997. 4. С. 68-84; она же. Развитие грамматической мысли России XVI-XVIII вв. М., 2012; она же. «Словарь трудностей» церковнослав. языка XVII в.//ВМУ: Филол. 2016. 2. С. 40-50; Keipert H. Grammatik und Theologie: Zur Objektsprache des slavischen Traktats über die acht Redeteile//ZSP. 1999. Bd. 58. H. 1. S. 19-42 (пер. на рус. яз.: Кайперт Х. Грамматика и теология: По поводу языка-объекта слав. «Трактата о восьми частях слова»/Пер.: К. А. Максимович//Рус. язык в науч. освещении. 2008. 1(15). С. 79-97); Поликарпов-Орлов Ф. П. Технология: Искусство грамматики/Изд. и исслед.: Е. Э. Бабаева. СПб., 2000.

http://pravenc.ru/text/2578025.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010