Примечания 1 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 98—129. 2 Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (книга вышла в свет в 1916 г.). 3 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 37—66. 4 Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»)//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. IX. М. — Л., 1953. С. 145—158. 5 Кузьмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103—124; Просвирнин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу//Богословские труды. Сб. II. М., 1973. С. 210—239; Die Legenden des heiligen Sergij von Ra–donez. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer In–haltsubersicht von Ludolf Muller. Munchen, 1967; Appel O. Die Vita des hf. Sergij von Radonez. Untersuchungen zur Textgeschichte. Munchen, 1972. 6 Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. I (А—К). Л., 1988. С. 330—336. 7 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. C. 98—102; Голубинский Е. Е. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2–е. М., 1909. С. 7—8; Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 67; Грихин В. А. Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской культуре конца XIV — начала XV века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1974. С. 5. 8 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 45, 62; Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. С. 147; Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. Отд. II. С. 178—193; Просвир–нин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу. С. 211—213. 9 Сб. «Сергий Радонежский». М., 1991. С. 526.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

деятельности серб. пастырей, особенно митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) . В 1882 или 1883 г. в Сараеве открылась консистория (духовный суд и семинария). Разрушенные мон-ри возрождались как приходы ( Липле , Крупа и Тврдош), совершались правосл. паломничества к чудотворной иконе Пресв. Богородицы в Чайниче и к мощам свт. Василия в мон-рь Острог (совр. Черногория). В 90-х гг. XIX в. началось массовое переселение мусульман в Турцию из-за неурожаев, налогового гнета и введения всеобщей воинской повинности. На освобождавшиеся адм. должности власти назначали местных католиков. К нач. ХХ в. из 26% чиновников, уроженцев БиГ, сербы составляли 3%, мусульмане - 5%, остальные были католиками. Попытки властей среди населения БиГ внедрить концепцию единой «боснийской» народности не удались. Австро-венг. власти активно вмешивались во внутреннюю жизнь БиГ, используя принцип «разделяй и властвуй»: противопоставляя хорватам сербов, сербам хорватов, тех и др. мусульманам. В 80-х гг. XIX в. для уменьшения прорус. настроений было выдвинуто требование заменить напечатанные в основном в России церковные книги на опубликованные в Австрии. Особенные препятствия чинились при организации серб. правосл. начальных школ. Представители серб. общественности 25 нояб. 1896 г. обратились в Вену с меморандумом, в к-ром сообщали о нарушениях прав серб. населения, о неправомочной деятельности католич. проповедников; они требовали церковной автономии при сохранении связей с К-полем. Не получив ответа из Вены, народные представители передали в авг. 1898 г. К-польскому синоду проект церковного устройства, но он был отвергнут, что вызвало охлаждение в отношениях верующих к высшим церковным иерархам. В 1897 г. в Мостаре была установлена консистория, а в 1900 г. учреждена Баня-Лукская епархия. В 1905 г. был принят новый порядок церковного и образовательного управления. Правящие митрополиты занимали посты председателей епархиальных церковных судов и советов. Церковный совет (скупщина) состоял из всех совершеннолетних мужчин правосл.

http://pravenc.ru/text/153243.html

В 1521 г. турки захватили Б. и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи прп. Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божией Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую ц. в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками. В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия. С началом австро-тур. войн у сербов появились надежды на освобождение от тур. ига. Патриарх Иоанн и еп. Вршацкий Феодор были одними из предводителей восстания 1594 г., жестоко подавленного Синан-пашой, к-рый, верно оценив силу «святосавского духа», поручил доставить мощи свт. Саввы из мон-ря Милешева в Б., чтобы сжечь их в городском предместье Врачар и развеять в Сербии. Позже на этом историческом месте Б. была выстроена ц. во имя свт. Саввы. В XVII-XVIII вв. в ходе военных действий, где сербы принимали участие на австр. стороне, Б. неоднократно переходил из рук в руки. 18 июня 1690 г. в Б. состоялся Собор высшего духовенства и предводителей народа, к-рый направил еп. Исаию (Джаковича) к австр. императору для ведения переговоров об условиях существования серб. народа и Церкви в Австрийской империи. Печский Патриарх Арсений III (Черноевич) требовал полной свободы религ. и церковной жизни и признания его власти над всеми сербами, проживавшими не только в старых вотчинах под турками, но и над теми, кто жил в австр. областях, что было равносильно признанию единства серб. нации. Австр. сторона неоднократно нарушала данные обязательства, пытаясь насильственно насаждать унию. Получив в 1718 г. по мирному договору от Турции территорию Белградской митрополии, Австрия не позволила ей войти в Карловацкую митрополию. Однако по смерти Карловацкого митрополита и с окончанием австр. оккупации в 1726 г. Собор в Карловцах объединил обе митрополии под властью Белградского митрополита Моисея (Петровича) в единую Белградско-Карловацкую митрополию, просуществовавшую 13 лет. В 1737 г. началась русско-тур. война. По белградскому миру 1739 г. город вновь оказался под турками. Др. следствием неудач в этой войне было новое великое переселение сербов в Австрию под предводительством Печского Патриарха Арсения IV (Шакабенты) . В Печ К-польская Патриархия стала поставлять греков Патриархов, пока окончательно не упразднила Печскую Патриархию (1766). Духовная власть над серб. землей находилась в руках фанариотских епископов, к-рые старались угодить больше туркам, чем заботились о серб. пастве.

http://pravenc.ru/text/77876.html

В 1767 г. митрополитом был поставлен грек-фанариот Григорий, в 1773 г. он был перемещен на др. кафедру. При митр. Герасиме (1777-1804), во время австро-тур. войны 1788-1791 гг., многие священники выступили на стороне Австрии, поэтому впоследствии были вынуждены бежать в Срем. При еп.-сербе Иоанникии (1804-1807), во время 1-го серб. восстания в 1807 г., повстанцы напали на Зворник и Биелину, за это турки подожгли мон-ри Тавна и Рача , разорили мон-рь Озрен и убили 7 священников. В фирмане, изданном 5 февр. 1808 г. сараевским судьей, содержится единственное упоминание о митр. Зворникском Евгении, к-рый в тот момент временно управлял Дабро-Босанской епархией. Митр. Гавриил Хромой (1808-1837) обновил мон-ри Тавна и Троноша , построил церковь в Зворнике, открыл серб. школы в Зворнике, Локане и Тузле. В 1831 г., после предоставления в 1830 г. автономии княжеству Сербия, из состава Зворникской митрополии были выделены самостоятельные Ужицкая (позже вошла в состав Жичской епархии ) и Валевская (см. Шабацко-Валевская епархия ) епархии. В 1852 г. кафедра была перенесена в Тузлу, но при этом в документах К-польской Патриархии она продолжала называться Зворникской, а ее архиерей носил титул «архиепископ и митрополит Зворникский и экзарх Верхней Далмации». Митр. Агатангел (1848-1861) призывал священников заниматься духовным образованием детей и молодежи. В 1858 г. в епархии произошло антитур. восстание под рук. прот. Стефана Аврамовича, и митр. Агатангел отменил уплату 3-й части епархиального дохода тур. правительству. Турки жестоко подавили восстание, а владыку отозвали в К-поль. В 1861 г., при митр. Дионисии I (1861-1865), тур. власти разрешили строительство церквей, и это способствовало подъему епархии. В 1865 г. на кафедру был избран серб Дионисий II (Илич ; до 1868 и в 1872-1891). Во время его правления при подавлении серб. восстания 1875 г., в котором принимало участие и духовенство, турки сожгли мон-рь Тавна и расправились с братией, а после оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878) начались притеснения сербов: в 1879 г.

http://pravenc.ru/text/199675.html

По окончании австро-тур. войны (1683-1699) епархии Печской Патриархии были укрупнены и получили ранг митрополий. Н. е. упоминается в числе 14 епархий, расположенных в Османской империи, в описании «О архиепископии Печской и подчиненных ей епархиях», составленном в 1706 г. патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой . Подпись Нишского митр. Гавриила II стоит под прошением патриарха Печского Каллиника II о расформировании возглавляемой им церковной структуры (1766). Во время 1-го и 2-го серб. восстаний (1804-1815) войска восставших в 1809 г. пытались взять Ниш, но безуспешно. Руководивший обороной города Хуршид-паша построил башню из голов убитых серб. солдат (Челе-кула). Положение правосл. христиан в Н. е. в этот период было очень тяжелым. После подавления греч. восстания 1821 г. митр. Нишский Мелетий был повешен за поддержку восставших. В 1815 г. к Н. е. была присоединена Нишавская епархия, в 1761 г. выделенная из состава Софийской митрополии и охватывавшая земли верховьев Нишавы около г. Пирота. В 1821 г. епархии были разделены. В 1870 г. Нишавская епархия вошла в состав Болгарского Экзархата, но в 1878 г. вновь присоединена к Н. е. после отъезда из Сербии митр. Пелагонийского Евстафия. В составе К-польской Патриархии Н. е. имела границы, соответствовавшие адм. делению Османской империи, и включала Крушевацкий и часть Софийского санджака. В 1833 г. из Н. е. были выделены протопресвитериаты Алексинаца и Ражно-Поля и переданы Белградской архиепископии, а потом Тимокской епархии Православной Церкви в Княжестве Сербия, что было закреплено Томосом К-польской Патриархии от 1836 г. Н. е. регулярно упоминается в бератах К-польских патриархов до 1870 г. как одна из епархий бывш. Печской Патриархии 3-го класса. Фирманом султана от 27 февр. 1870 г. Н. е. вошла в состав Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ). Власти Экзархата с пониманием отнеслись к серб. этническому большинству в епархии и не мешали сохранению местных особенностей. После освобождения Ниша в 1878 г. серб. войсками епархия вошла в состав Православной Церкви в Княжестве Сербия, к-рой К-польская Патриархия в 1879 г. даровала автокефалию. Согласие на такой переход кафедры митр. Нишского Виктора (Чолакова) позволило сохранить канонический порядок, тогда как в 1872 г. К-польская Патриархия наложила на Болгарский Экзархат схизму.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

—69— чеслава, 5) Селиванова Александра, Петровского Алексея, Гумилевского Илью, Соколова Дмитрия (Яросл.), Троицкого Петра, 10) Чистякова Василия, Поп-Харалампиева Георгия, болг. ур., Мянда Карпа, Недумова Виктора, Павловского Дмитрия, 15) Яковлева Ивана, Соколова Дмитрия (Виф.), Ремезова Владимира, Троицкого Сергея , Садикова Александра, 20) Виноградова Сергея, Курбатова Петра, Богданова Николая, Пивоварчука Михаила, Пономарева Сергея, 25) Раича Любомира, серб. ур.; Исаева Петра, Маркова Дмитрия, Лясковского Петра, Добромыслова Анатолия, 30) Ключарева Ивана, Гаврилюка Александра, свящ. Горлицына Владимира, Процерова Николая, Вишневецкого Евстафия, 35) Владимирского Петра, Пятикрестовского Ивана, Величкина Сергея, Варжанского Николая , Смирнова Алексея, 40) Равицкого Александра, Рудакова Ивана, Фришфельд-Кайсына Венедикта, Березкина Ивана и 44) Петрова Василия. б) в III курс – студентов II курса: 1) Семидалова Владимира, Чернявского Николая, Качоровского Наркисса, Горностаева Николая, 5) Тирича Ивана, серб. ур., Андреева Владимира, Смирнова Николая, Крутикова Андрея, Соколова Петра, 10) Суслова Алексея, Воскресенского Евгения, Беляева-Сергиева Михаила, Парнасского Василия, Соколова Виктора, 15) Лебедева Алексея , Титова Николая, Тихомирова Александра, Соколова Андрея, Успенского Андрея, 20) Смирнова Василия, Зубарева Сергея, Иванова Харитона, Макова Александра, свящ. Королева Михаила, 25) Гусева Анатолия, Королева Аркадия, Цветановича Иосифа, серб. ур., Словинского Ивана, Якубовича Ивана, 30) Рождественского Николая, Перехвальского Сергея, свящ. Опоцкого Николая, Лагова Петра, Краско Николая, 35) Веретенникова Михаила, Лебедева Виктора, Пятницкого Нила, Владиславлева Константина, Видаковича Любомира, серб. ур., и 40) свящ. Иоанна Звездкина. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Каэласа Александра, Россейкина-Косташ Фёдора, Адамова Ивана, Златоустова Павла, 5) Никольского Александра , Благоволина Фёдора, иерод. Игнатия (Дверницкого), Громцева Николая, Протопопова Виктора, 10) Добротворского Николая, Демьянова Григория, свящ. Рождественского Димитрия, Евсеева Константина. Троицкого Александра, 15) Лебедева Ивана, Шафранова Николая, Никитского Владимира, Смирнова Михаила, Роздоль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почитание рус. князей-мучеников (наряду с почитанием прп. Феодосия Печерского , св. кнг. Ольги и рус. праздником перенесения мощей свт. Николая , архиеп. Мирликийского) получило широкое распространение в южнослав. странах (в первую очередь в Сербии) в XIII - 1-й пол. XIV в. Предпосылкой этого явилось оживление русско-южнослав. церковно-культурных связей (в основном через посредство Афона и К-поля) в посл. четв. XII в., после освобождения Болгарского и Сербского гос-в от визант. владычества. Июльская память Б. и Г. представляет довольно обычное явление в месяцесловах серб. Апостолов и Евангелий до сер. XIV в. (старший пример - Евангелие апракос 1-й пол. XIII в.: Vat. Slav. 5), неск. реже ее содержат болг. рукописи (старший пример - Тырновское Евангелие 1273 г.: Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa 30); уникальным примером (в болг. Апостоле 2-й пол. XIII в.: София. НБКМ. 882) представлена память перенесения мощей 2 мая. Агиографические тексты, посвященные Б. и Г., отличаются в средневек. южнослав. традиции значительным разнообразием. Южнослав. списки нестишного Пролога XIII-XIV вв. могут содержать одну из 2 редакций сказания об убиении мучеников (краткую (под 24 июня!) - ГИМ (Увар. 70-1о. Л. 331 об.- 332 (серб. рукопись кон. XIII в.) или более пространную (под 24 июля), созданную на основе рус. проложного жития и известную в целом ряде списков), сказание об убиении Г. под 5 сент. и память перенесения мощей (2 мая), без текста либо сопровождаемую разными вариантами краткого сказания ( Павлова Р. Сведения о Борисе и Глебе в южнослав. письменности XIII-XIV вв.//Palaeobulgarica. 1988. 4. С. 26-40; она же. Жития рус. святых в южнослав. рукописях XIII-XIV вв.//Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 94-95). В серб. Кондакаре нач. XIV в. (в составе пергаменного сборника, переписанного мон. Равулой - ГИМ. Хлуд. 189) помещены кондак и икос на июльскую память Б. и Г. Сокращенная по сравнению с рус. списками служба на июльскую память Б. и Г. (скомбинированная со службой мц. Христине) содержится в ряде серб. служебных Миней кон. XIII - 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, 160; Сербия. б-ка мон-ря Высокие Дечаны. 32 - «Оливерова Минея»). Довольно часто Б. и Г. именуются в южнослав. рукописях (в памятях и заголовках текстов) «царями русскими» (или «рушькими»). Случаи посвящения им храмов в Болгарии и Сербии в ср. века неизвестны.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Русская революция и ее происхождение. -Хорват.» Загреб. 1925 стр. 194. История России. «Серб . Бл. стр. 300. Чехословацкая история. Серб». Бл. 1930. На прелому. Серб. Скоплье. 1933. стр. 80. История Полыпы. Серб . Скоп. 1933. стр. 112. Русская социальная мысль XIX века. «Сер. Бл. 1934. стр. 100. Современная Чехословакия. «Сер.» Скоп. 1938. стр. I19. Мат. Биб. I. Бл. 1931 и II. Бл. 1941. ЕЛЬЧАНИНОВ. Протоиерей Александр Викторович. (1881–1934) Родился I марта в Николаеве. Сын офицера. Окончил исторический факультет Петербургского университета. Отказался от академической карьеры и поступил в Московскую Духовную Академию. Секретарь Московского Религиозно-Философского Общества имени Вл. Соловьева 1905 г. Преподавал в гимназии Левандовского в Тифлисе. Покинул Россию в 1921 г. Поселился на юге Франции. Был руководителем Русского Студенческого Христианского Движения. Принял священство. Умер в Париже 24– августа. Памяти отца Александра Ельчанинова . П. 1935. Записи. П. 1935. 1962. Нем. пер. 1964. The Diary of a Priest. L. 1967. 255 pp. ЕЛЪЧАНИНОВ, Кирилл Александрович. (1923) Родился 1 апреля в Ницце. Сын священника. Окончил Богословский Институт в Париже в 194–6 г. Преподаватель философии и апологетики в Институте с 1952 г. Секретарь юношеского отдела Русского Студенческого Христианского Движения 1949. Генеральный секретарь Р.С.Х.Д. —1953—. Редактор журнала. «La Jeunesse Orthodoxe.» ЖАБА, Сергей Павлович. —1894— Родился 25 февраля в Минске. Студент юридического факультета Петербургского университета. Член Соц.-Револ. Партии, 1915. Заключен в тюрьму за защиту академического свободы против ленинистов, 1920–1921 бежал из России 1922. Журналист, живет во Франции. Петроградское студенчество в борьбе за свободную школу. П. 1923. стр. 62. Русские мыслители о России и человечестве. П. 1954. стр. 288. ЖЕВАХОВ. Князь Николай Давидович Товарищ Обер-Прокурора Синода, 1916–1917. Жил в Бари и в Югославии. Накануне второй мировой войны переехал в Карпатскую Русь и там умер. Воспоминания Обер-Прокурора Синода, т. I. М. 1923. т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Основной сферой интересов и политическим ядром владений О. и. на следующие почти полтора века (кон. XIV - нач. XVI в.) стали Балканы. Во 2-й пол. XIV в. Османы наращивали свое присутствие в Европе куда более быстрыми темпами, чем в М. Азии. Инициатива значительной части их экспансии принадлежала не самому султану, но была делом предводителей разбойничьих дружин, лишь номинально признававших султанскую власть. Успехи Османов объясняются, с одной стороны, их широкой веротерпимостью, готовностью инкорпорировать в свою политическую систему местные христ. элиты и, с др. стороны, разобщенностью и взаимным соперничеством христ. гос-в. С 1361 г. турки повели активное наступление на Балканах; ок. 1361 г. овладели Адрианополем и перенесли туда свою столицу (по др. данным, перенос столицы произошел в правление Баязида I); в 1363 г. они взяли Филиппополь (Пловдив). В 1371 г. на Балканах сложилась 1-я христ. коалиция, попытавшаяся противостоять натиску О. и. Ее составили войска серб. кор. Вукашина (правителя Зап. Македонии), его брата Иоанна Углеши, силы боснийцев и венгров. Однако в сент. 1371 г. союзники были разгромлены в битве при Черномене (на р. Марице, близ Адрианополя). Оба серб. правителя погибли; сыновья Вукашина, др. правители македон. земель, визант. император и болг. царь признали вассальную зависимость от О. и. Мурад I активно использовал войска своих вассалов-христиан в дальнейшей борьбе с бейликами М. Азии. Развивая успех, турки предприняли ряд новых походов: овладели черноморским побережьем Фракии, отрезав К-поль с окрестностями от др. европ. земель, захватили Серры (1384), Софию (1386) и Фессалонику (1387). На их пути встала новая коалиция западнобалканских владетелей - во главе с серб. кн. мч. Лазарем , состоящая из сербов, болгар, влахов, боснийцев и албанцев. На стороне Мурада выступили вассальные болг. и серб. князья и союзные ему беи М. Азии. 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле, к-рая в исторической памяти балканских народов стала событием эпического масштаба. Османы одержали победу; в битве погиб Мурад I, а кн. Лазарь, взятый в плен, был казнен по приказу наследника Мурада Баязида I.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

По свидетельству свт. Симеона Фессалоникийского, в нач. XV в. И. у. был единственным богослужебным уставом, использовавшимся в К-польском Патриархате. Изменения в визант. литургической практике, обусловленные богослужением по И. у., оказали влияние на традиции, находившиеся в непосредственном контакте с византийской. В XII в. были осуществлены переводы И. у. на сир., груз. и, вероятно, араб. языки, в 1-й пол. XIV в. болгары и сербы перевели И. у. на церковнослав. язык. Создание 1-го перевода И. у. на церковнослав. язык болг. извода иногда связывается с именем старца Иоанна из Великой Лавры на Афоне. Греч. оригинал этого текста принадлежал к «базовой» редакции И. у. В серб. же мон-рях широкое распространение получил перевод И. у. на церковнослав. язык серб. извода, выполненный в 1319 г. по инициативе серб. архиеп. св. Никодима и ставший известным как «Никодимов Типик». Греч. оригинал «Никодимова Типика» также принадлежал к «базовой» редакции, однако имел отличия от того греч. оригинала, к-рый стоит за 1-м болг. переводом. Вскоре после появления «Никодимова Типика» в афонском Хиландарском мон-ре был сделан 2-й серб. перевод И. у., к-рый известен как «Романов Типик». Греч. оригинал «Романова Типика» принадлежал к пространной «келлиотско-киновиальной» редакции, и поэтому в тексте «Иерусалимских богослужебных глав» систематически отмечены особенности совершения богослужения в келлиотском и киновиальном мон-рях. Переводы богослужебной лит-ры, выполненные болг. книжниками в 1-й пол. XIV в. на Афоне, послужили основой при редактировании и установлении текстов богослужебных книг в кругу Болгарского патриарха свт. Евфимия Тырновского (1375-1393), пребывавшего долгое время на Афоне. Сам патриарх Евфимий перевел Служебник, в состав к-рого входил и Устав Божественной литургии патриарха Филофея, т. е. один из нормативных текстов, связанных с богослужением по И. у. В результате евфимиевской книжной справы был сформирован новый корпус богослужебных книг, заменивший прежде бывшие в употреблении слав. богослужебные книги. В этот корпус вошел и новый перевод И. у., его греч. оригинал принадлежал к пространной редакции с распределенными Марковыми главами, дополненной статьями патриарха Никифора (древнейший болг. список перевода известен под названием «Черепишский Типик»).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимский ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010