Православлье и религия новог и светског поретка (Православие и религия будущего)/Пер. на серб. Цетие (Югославия): Светигора, 1995. Православии поглед на еволуци)у (Православный взгляд на эволюцию)/Пер. на серб. Цетие: Светигора, 2000. Ψυχ μετ τν θνατο (Душа после смерти)/Пер. на греч. Афины: Myriobiblios, 2003. Die Seele nach dem Tod (Душа после смерти). Мюнхен: Русский православный мон–рь Прп. Иова Почаевского , 2000. Стварае света и рани човек: Православно тумачее книге Постая (Сотворение мира и первый человек: православное толкование книги Бытия [Книга Бытия, творение и первый человеке])/Пер. на серб. Белград (Сербия): Православная миссионерская школа при церкви Св. Александра Невского, 2002. Sufletui dupa moarte (Душа после смерти)/Пер. на рум. prof.Gratia Lungu; ред. Protos. Teodosie Paraschiv. 1994; 2-е изд.: Tehnopress, 2003. Sufletui dupa moarte (Душа после смерти)/Пер. на рум. Бухарест (Румыния): Editura Anastasia, 1996; 2-е над.: 2002. Свети Йован Шангайски (Св. Иоанн Шанхайский )/Пер. на серб. Белград (Сербия): Православная миссионерская школа при церкви Св.Александра Невского, 2002. Tsminda Patrikisa da Tsminda Grigol Turelis kvaldakval (Стопами свв.Патрика и Григория Турского )/Пер. на груз. Тбилиси (Грузия): Отар Каралашвили, 2002. Велики пост – наше иэгнанство (Великий пост – наше изгнание)/Пер. на серб.//Православие. 1991. 15 марта. С.12. Parintilor («Vita Parnim» св. Григория Турского на рум.). Бухарест: Editura Sophia, 2004. Публикации об о.Серафиме (Роузе) и его работах на русском языке (если публикация не на русском, это отмечено особо) Антоний (Медведев), архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский. Слово на отпевании иеромонаха Серафима//Православная Русь. 2001. С.3. Всеволод (Филипьев), инок. Личность о. Серафима (Роуза) как символ нашего времени//Православная Русь. 2001. С.2–6. Charkiewicz, Jaroslaw. Z piekla do nieba: o.Serafin Rose/Пер. на польский//Arche. VoL21. Дерюгин Владимир, священник. Иеромонах Серафим: Уход праведника. Greenview (California), 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

«Монастырь св. Павла на Афонской горе». Ж. Гюе. 1835 г. Акварель (ГМИИ) «Монастырь св. Павла на Афонской горе». Ж. Гюе. 1835 г. Акварель (ГМИИ) Начиная с XV в., после завоевания турками Македонии, падения Сербского гос-ва и в особенности после конфискации османскими властями в 1569 г. монастырских владений (с правом их выкупа), экономическое положение святогорских обителей заметно ухудшилось (до посл. четв. XV в. ситуация отчасти компенсировалась покровительством, к-рое оказывала своим соплеменникам вдова султана Мара Бранкович, умершая в 1487). При этом на территории Османской империи у Хиландара продолжали сохраняться значительные метохи и мон-рь даже осуществлял новые приобретения. С кон. XV в. ктиторами Хиландара и мон-ря Св. Павла стали валашские и молдав. господари (воеводы), оказывавшие обителям денежную помощь. С XVI в. значительную поддержку серб. мон-ри получали от московских государей, в связях Св. Горы с Россией в XVI-XVII вв. Хиландар играл наиболее заметную роль. Вплоть до кон. XVII в. мон-рь оставался крупнейшим центром серб. (и слав. в целом) культуры на Балканах, оказывавшим значительное воздействие на духовную жизнь Сербии. Мон-рь Дионисиат. Фотография. Кон. XX в. Мон-рь Дионисиат. Фотография. Кон. XX в. Относительно надежные сведения о числе насельников серб. мон-рей сохранились начиная с рубежа XV-XVI вв. В 1518-1519 (1489 ?) гг. их было 170 в Хиландаре и 190 в мон-ре Св. Павла, в 1530-1531 гг.- соответственно 132 и 34, в 1561 г.- 200 и 40, в 1569 г.- 60 и 15, в 1582-1583 гг.- 108 и более 50, в 1634-1635 и 1661 гг. в мон-ре Св. Павла (о Хиландаре сведения отсутствуют) жили соответственно 74 и 190 иноков; в 1677 г.- 800 в Хиландаре и 200 в мон-ре Св. Павла, в 1709 г.- 300 и 100, в 1765 г.- 220 и 90 ( С. 99). После начала в 1691 г. великого переселения сербов во главе с Патриархом за Дунай, в австр. владения (в особенности после Белградского мира 1717), связи серб. обителей А. с Сербией существенно ослабели, число серб. насельников в мон-рях Св. Горы уменьшилось, их место постепенно заняли болгары (в т.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Полученные результаты ставят целый ряд вопросов, главные из которых таковы: была ли базовая древнерусская редакция переведена на Руси или заимствована у южных славян? Какова возможная локализация лежащей в основе древнерусских Служебников греческой традиции? Какими путями эта традиция попала на Русь? Были ли пополнения кон. XIII–haч. XIV в. сделаны непосредственно на Руси, или нет? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо обратиться к материалу южнославянских Служебников. 3. Формуляры полных литургий в южнославянских Служебниках XI–XIV веков 3.1. Рукописи Южнославянские Служебники 386 XI–XIV вв. присутствуют в рукописных собраниях России (Санкт-Петербурга и Москвы), Болгарии, Сербии, Черногории и Хорватии, Греции (Афона), Египта (Синая), Чехословакии, Германии и Ватикана. Согласно ПС, СК XI–XIII и СК XIV.1, в санкт-петербургских и московских отделах рукописей хранятся следующие южнославянские Служебники не младше XIV в.: ю1) старослав.: БАН. 24. 4. 8 и РНБ. Глаг. 2 («Синайские листки», или «Синайский Служебник»), XI в. (ПС 13 и 46; СК XI–XIII 34 и 35) [отрывки ЛИЗ, ЛВВ] 387 ю2) серб. (л. 1–50, 71–106) и среднеболг. (л. 50–70): РНБ. Q. п. I. 48, (л. 4–43, 71–81) 2-я пол. XIII в., (л. 50–70) 3-я четв. XIV в. и (л. 1–3, 44–49, 82–106) XVI в. (ПС 468; СК XI–XIII 396) [ЛИЗ, ЛВВ (с пропуском)] 388 ю3) серб.: РНБ. Q. п. I. 68 («Служебник Михаила Милгоста Граматика»), 2-я пол. XIII в. (ПС 212; СК XI–XIII 397) [ЛВВ] ю4) среднеболг. (л. 1–6, 15–57) и серб. (л. 7–14, 58–213): ГИМ. Хлуд. 117 («Служебник прозвитера Николая»), (л. 1–6, 15–57) XIII в. и (л. 7–14) кон. XIV–haч. XV в. 389 (СК. XIV. 1 д65) [ЛИЗ (с пропусками), ЛВВ] ю5) серб.: РНБ. О. п. I. 10, сер. (?) XIV в. (ПС 660) [формуляры литургий не сохранились, рукопись содержит только фрагменты двух литургийных диатаксисов – филофеевского и дофилофеевского] ю6) среднеболг.: РГБ. ф. 236 (Попов.) 101/М.2447, П. 134, 2-я пол. XIV в. (ПС 750) [ЛИЗ, ЛВВ] ю7) серб. 390 : РНБ. Погод. 37, 2-я пол. XIV в. (ПС 753) [ЛИЗ, ЛВВ] 391

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

46 Даль (серб. – населенный пункт на востоке Хорватии у слияния рек Драва и Дунай, граничащий с Сербией. 48 Варнава (Росич), Патриарх Сербский (серб. Варнава, в миру Петар Росич, серб. Петар 29.08/10.09) 1880–23.07.1937) – епископ Сербской православной церкви, с 1930 года Архиепископ Печский, Митрополит Белградский-Карловачский, Патриарх Сербский. 51 Югославское народное движение «Збор» (серб. народни покрет «Збор») – политическая партия в королевской Югославии и Сербии периода Второй мировой войны. Название представляется также как сокращение от «Здружена борбена рада» («Объединенная боевая организация труда») – ЗБОР. Партия была образована в 1935 году в Югославии, лидером партии являлся Димитрие Лётич. Партия также выступала на позициях интегрального югославизма, авторитаризма, корпоративизма, монархизма, антикоммунизма, антимасонства, антисемитизма, сербского патернализма, консерватизма и сербской православной этики. 58 Колумбийский университет (англ. Columbia University) или просто Колумбия (англ. Columbia) – частный исследовательский университет в Нью-Йорке, один из известнейших и престижнейших университетов США. 66 Свято-Тихоновская духовная семинария – одно из трех профессиональных богословских учебных заведений Православной Церкви в Америке; находится на территории ставропигиального мужского монастыря святого Тихона Задонского в Саут-Кейнан, штат Пенсильвания, США. С осени 1951 года Владыка Николай (Велимирович) преподавал в семинарии догматическое и пастырское богословие, а с осени 1955 года, после смерти епископа Ионы, Владыка Николай был избран ректором семинарии, прослужив на этой должности до самой своей кончины в 1956 г. 67 Серб. Видовдан (Видов день; День св. Вита Римского, мученика) – главный национальный праздник Сербии в память о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году; отмечается ежегодно 15/28 июня. 68 СНО или Сербская Народная оборона (Српска народна одбрана) – народное движение сербской диаспоры с представительством в Чикаго, США. Движение было образовано в начале XX века с целью освобождения и объединения всех сербских стран в одно общее сербское государство. Первый Всесербский конгресс при участии Сербской Православной Церкви, СНО и Сербского народного союза «Сербобран» состоялся на Видовдан в 1947 года в Чикаго. Сербская эмиграция объединилась в лучшем своем составе для поиска общей политической стратегии. На собрании присутствовали все три сербских епископа, оказавшихся в то время в США, – Николай (Велимирович), Ириней (Джорджевич) и Дионисий (Миливоевич).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Особое значение имеют исследования М. по истории богослужения Восточной и Западной Церкви, к-рые считаются главными достижениями серб. литургики XX в. Прежде всего это составленный им учебник «Православная литургика, или Наука о богослужении Православной Восточной Церкви» (Православна литургика, или Наука о Православне источне Цркве. Београд, 1918-1920. 2 т.), к-рый архим. Киприан (Керн) назвал лучшим исследованием по этой теме. Во 2-й части учебника «Эортология, или Историческое развитие и богослужение праздников православной Восточной Церкви» (Xeopmoлoruja или ucmopujcku развитак и празника православне источне Цркве. Београд, 1961), по сути являющейся отдельной монографией, он проследил возникновение и значение правосл. празднований, продолжив исследования ректора ун-та в Черновицах прот. Василия Митрофановича (Liturgica Bisericii Ortodoxe: Cursuri Universitare. Черновцы, 1909 - Литургика Православной Церкви: Университетский курс) и своего учителя прот. Феодора Тарнавского. Наибольшее число публикаций М. посвятил истории серб. церковного искусства, отдельным небольшим храмам и известным монастырским комплексам, а также их творцам. Самые значимые из его исследований были опубликованы и охарактеризованы В. Джуричем в «Иконографических студиях» (Иконографске cmyдuje. Нови Сад, 1974) и Я. Радовановичем в кн. «Миниатюры в антифонариях и градуалах монастыря св. Франциска Ассизского в Задаре» (Muhujamype у антифонарима и градуалима манастира св. Асиског у Задру. Београд, 1977). Описывая церковные памятники, М. первым из серб. исследователей стал уделять внимание не только архитектуре и иконографии, но и ювелирному искусству, резьбе, украшению книг. Он объехал мн. храмы и мон-ри в Сербии, Румынии и Венгрии для регистрации памятников серб. религ. архитектуры и искусства. Особое значение М. придавал изучению серб. книжных памятников, он не только анализировал содержание текстов, но и составлял археографические подробные описания рукописных церковных собраний (напр., мон-рей на Фрушка-Горе , Беочин , Боджяни , Дечаны и др.).

http://pravenc.ru/text/2563316.html

В отечественной научной лит-ре (см., напр.: История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 175; Сиренов А. В. Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 371-373) можно встретить мнения о сходстве житийного цикла архиеп. Даниила и его преемников с позднейшей рус. Степенной книгой, однако эта аналогия представляется достаточно отдаленной, не выходящей за пределы самой общей типологии (достаточно сказать, что в серб. цикле в отличие от рус. свода XVI в. жития правителей и церковных иерархов образуют 2 параллельных ряда, а не систему «степеней»). В серб. средневековом изобразительном искусстве аналогом агиографического цикла архиеп. Даниила выступает созданная под его несомненным влиянием композиция «Лоза Неманичей», построенная по аналогии с «Древом Иессеевым» и получившая распространение во фресковых ансамблях соборных храмов с 30-х гг. XIV в. (Дечаны, Печ и более поздние стенописные циклы). Новый период активизации творчества серб. агиографов приходится на кон. XIV - 1-ю треть XV в. и был вызван сочетанием разнородных причин: тур. завоевания Балканских стран и распространения учения исихазма среди серб. монашества. Трагическая гибель кн. Лазаря в битве на Косовом поле (1389) и установление в скором времени его церковного почитания сопровождались созданием значительного числа посвященных ему житийных текстов, Похвальных слов и плачей, несмотря на то что пространное житие не было написано. Подобная «избыточность» текстов, связанных с культом кн. Лазаря и написанных современниками событий, служит ярким свидетельством того, сколь глубокое впечатление произвела гибель правителя на тогдашнее серб. общество. Автором 3 из них - Похвального слова, проложного Жития и «исторического» слова - был Сербский патриарх Даниил III . Созданный им разножанровый цикл (в к-рый также входит и служба кн. Лазарю) объединяет трактовка косовского подвига князя как мученической победы, триумфа Царства Небесного над царством земным; при этом «историческое» слово стилистически и типологически обнаруживает близость к жанру русских воинских повестей. Отдельные памятники цикла Даниила как бы дублируют сочинения др. авторов, известных по имени и безымянных: наряду с «историческим» словом патриарха существует и «Слово о кн. Лазаре», а также летописное Житие (после 1402); аналог проложному Житию составляет краткое Житие, написанное до 1398 г. и снабженное пространными стихами в начале и конце текста; наконец, Похвальному слову соответствует даже 2 текста - поэтичная Похвала мон. Евфимии , вышитая в 1402 г. на покрове для гробницы кн. Лазаря, и написанное в пышном стиле «плетения словес» сочинение Антония Рафаила Эпактита . Кроме сочинений, посвященных князю-мученику, Даниилом были составлены проложные Жития святых Саввы и Симеона Сербских и кор. Милутина.

http://pravenc.ru/text/182317.html

После первой мировой войны храм действовал как приход. На сев. стене наоса церкви в этот период были выбиты имена 169 солдат, погибших в войнах с 1912 по 1918 г. В 1928-1930 гг. вместо деревянного притвора был построен каменный со звонницей. В 1972 г. заменен иконостас: от прежнего иконостаса XVIII в. остались царские врата, Распятие работы С. Лазовича и неск. напрестольных икон, приписываемых Д. Постниковичу и Н. Апостоловичу. В 1975 г. возрожден как монастырь. Вазнесене Вазнесене (серб. муж. мон-рь в честь Вознесения Господня, находится в глубине ущелья, на юж. склонах Овчара. По преданию, древний храм построен в XIV в. Впервые упоминается в 1525 г. под названием Дробняк. В 1570 г. игумен вместе с братией переписал Евангелие. Ок. 1690 г. обитель была полностью разрушена и в 1820 г. еще лежала в руинах. В 1937 г. возобновлена как жен. мон-рь свт. Николаем (Велимировичем), но в 1949 г. сестры покинули обитель и поселились в мон-ре Драгинац. Повторно освящен как муж. мон-рь в 1960 г. Илине Илине (серб. жен. мон-рь во имя прор. Илии, находится на Кабларе, над мон-рем Благовештене, подворьем к-рого является. Основан в 1939 г. монахами из Благовештене по благословению свт. Николая (Велимировича) на месте, где, по сообщению В. Караджича, находилась «башня для переписывания книг» (донжон), вероятно оставшаяся от древнего мон-ря. Храм был построен на фундаменте той башни по образцу ц. Петра и Павла мон-ря Жича . Кадженица Кадженица (серб. часовня, находится в пещере у вершины Овчара, к ней ведет высеченная в скале лестница. В 1814 г. здесь укрылись неск. сотен сербов, в основном старики, женщины и дети, бежавшие из Пожеги от турок после подавления восстания, но турки их обнаружили и сожгли. В 1932 г. экспертиза останков подтвердила, что среди погибших было много детей и людей преклонного возраста. 13 окт. 1940 г. свт. Николай (Велимирович) назвал погибших здесь мучениками и благословил устроить в пещере часовню. Николе Николе (серб. жен. монастырь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца. Находится в труднодоступном месте на левом берегу Зап. Моравы, у подножия Каблара, близ Овчар-Бани. Считается древнейшим мон-рем из О.-К. м. По архитектурным особенностям может быть отнесен к кон. XIV - нач. XV в. Впервые упоминается в тур. описи в 1476-1478 гг. В 1516 г. доходы обители составляли 675 акче. В 1628 г. в ней жили 3 монаха. В кон. XVI-XVII в. здесь действовал скрипторий, в к-ром в 1594 г. Исаия переписал Минею на нояб., а в 1595 г.- Минею на сент., в 1607 г. Тимофей - Типик, в 1616 г. Аверкий - Триодь, в 1618 г. Кириак - Патерик. В 1613 г. поп Мирчета здесь купил Евангелие, а в 1627-1629 гг. патриарх Печский Паисий (Яневац) взял Псалтирь. Более 10 рукописей, хранящихся в серб. архивах, в разные периоды принадлежали обители. Отсюда происходит пергаменное Никольское Евангелие (ныне в частном собрании в Великобритании), переписанное ок. 1404 г. известным писцом Хвалом.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

На обратной дороге из Москвы К. посетил Киев, Кишинёв и Хотин, где помимо песен записал воспоминания серб. переселенцев о событиях первого серб. восстания. На основе этих записей и ряда документов он составил биографию кн. Милоша Обреновича (Жизнь и подвиги кн. Милоша Обреновича, верховного вождя и предводителя народа сербского. СПб., 1825), а часть материалов передал нем. историку Л. фон Ранке , который благодаря им написал кн. «Сербская революция» ( Ranke L., von. Die serbische Revolution. Hamburg, 1829). К. опубликовал многочисленные статьи по серб. этнографии в альманахах и календарях. В ж. «Даница» (Беч, 1826-1829, 1834) он опубликовал историю 10 серб. мон-рей, описал здания и собрания библиотек и ризницы. Большую ценность представляют его исследования по истории Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории (Montenegro und die Montenegriner. Stuttg.; Тüв., 1837; Црна Гора и Бока Которска. Београд, 1922) и др. Обширнейшая переписка, многочисленные рукописи, статьи и издания К. хранятся в различных архивах Сербии, России, Украины, Хорватии, Австрии, Словении, Черногории. В Собрание сочинений К. вошло 36 томов (Београд, 1965-1998). Личная б-ка К. после его смерти была продана наследниками б-ке Российской АН ( Киселева Л. И. Книжное собрание В. Караджича в Библиотеке Академии наук СССР//Русские библиотеки и частные книжные собрания XVI-XIX вв.: Сб. науч. тр. Л., 1979. С. 59-78). 1 янв. 1818 г. в Вене в католической церкви К. обвенчался с католичкой, немкой Анной Краус. Из 13 детей (сыновей крестили в Православии, дочерей - в католичестве) совершеннолетия достигли лишь четверо. Сын Савва (1820-1837) учился в Ин-те горных инженеров в С.-Петербурге, Димитрий (1836-1883) был офицером серб., затем рус. армии, дочь Мина (1828-1894, в замужестве Вукоманович) писала стихи, занималась переводами и живописью. По нек-рым сведениям, К. состоял в масонской ложе. Был похоронен в Вене на кладбище св. Марка, 30 сент. 1897 г. его прах перезахоронили возле главного входа в кафедральный собор св. арх. Михаила в Белграде.

http://pravenc.ru/text/1470389.html

Блгв. кор. Милутин. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар. 1321 г. Блгв. кор. Милутин. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар. 1321 г. В браке М. и Симониды не было детей, поэтому мать последней, визант. имп. Ирина, решила сделать правителем Сербии одного из своих сыновей. В Сербию по очереди приезжали братья серб. королевы Димитрий и Феодор, но после приема, устроенного им серб. двором, они отказались от своих планов. Но визант. притязания вызывали опасения у старшего сына М. Стефана, к-рый в тот период управлял обл. Зета. Чтобы сохранить права на серб. престол, ок. 1308 или 1314 г. он поднял мятеж против отца. М. предложил сыну встретиться, и, хотя последний попросил прощения, был арестован, ослеплен и вместе с женой и 2 детьми сослан в К-поль, где прожил 7 лет. Однако есть версия, что Стефану сохранили зрение, а до конца жизни он носил повязку на глазах в знак смирения перед отцом. Их примирение состоялось в 1320 г. благодаря усилиям хиландарских монахов, к-рые постоянно просили короля простить своего благочестивого сына. После смерти Драгутина (весна 1316) последовало столкновение его сына Владислава с М., в результате к-рого он захватил земли и заточил племянника. В 1316-1317 гг. М. совершил поход против Дубровника, в июне 1318 г.- против бана Хорватии и Боснии Младена II Шубича Брибирского. Летом 1319 г. папа Римский Иоанн XXII призвал неск. албан. правителей-католиков совместно выступить против серб. короля-схизматика. Венг. кор. Карл Роберт поддержал планы Рима и осенью того же года захватил находившуюся под серб. властью обл. Мачва. М. вернул эти земли, но в следующем году венгры опять их захватили. Вскоре М. неожиданно скончался (согласно легенде, в царских вратах храма) и был похоронен в Баньска монастыре во имя святого Стефана . Правление М. способствовало расцвету и территориальному расширению Сербии, но после его кончины началась борьба за власть его детей между собой и с сыновьями Драгутина. С периодом правления М. связано активное церковное строительство в Сербии и усиление визант.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010