– Пер.). От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... много раз был... в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников (в серб.: от родственников. – Пер.), в опасностях от язычников, в опасностях в городе (в серб.: в городах. – Пер.), в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении (в серб. букв.: в труде и делах. – Пер.), часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор.11:23–25. 26–27 ).– Обо всем этом он, с избытком вкусивший всяческих лишений, говорит так: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). История мира не запомнила более светлого ореола лютым (букв.: черным, горьким. – Пер.) человеческим страданиям, нежели этот. Наконец, любовь – на самой вершине любовь. Как свет солнца делает ненужным свечение всего сонма звезд, так любовь – воссияв – делает излишними все остальные законы и заповеди в мире. Весь Новый Завет благовествуется под знаком любви. Мессия – это Бог любви. Божие Отечество в отношении людей обнаруживается в любви к людям, равно как и сыновство людей проявляется через любовь к Богу, Отцу Небесному. Мессия мира не высекает уже десять заповедей на двух каменных скрижалях, но в человеческих сердцах запечатлевает две заповеди. Первая заповедь гласит: Возлюби (в серб.: Люби. – Пер.) Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим ( Лк.10:27 ). А вторая заповедует: Возлюби (в серб.: Люби. – Пер.) ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ). После многовекового страха перед ложными и злопакостными богами и после привычной ненависти человека к своему ближнему, передававшейся из столетия в столетие, эти две заповеди казались бы и вправду невероятными и фантастичными, если бы Бог не упредил нас Своей любовью (ибо, как пишет святой евангелист Иоанн, в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас – 1Ин.4:10 ) и не послал Сына Своего Иисуса, чтобы Тот ценой Своей жизни спас нас, рабствовавших бесам; а еще – если бы Сын Божий с креста в предсмертных муках не изрек оных никогда не слыханных слов: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А. Леонид. Описание Серб. Хиланд. Лавры, Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1867, 4, 3 стр. 3102 Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории православных церквей, Москва. 1871 г., 453 стр.; «бабунска речь» – Еп. Гермоген, Очерк истории славянских церквей. СПБ. 1899, 34 стр. 3103 Правда, до некоторой степени о выполнении этой задачи заботился сам Стефан Неманя, как об этом заявляет Св. Савва в письме к отцу: «ты совершил в своём земном царстве апостольский подвиг, просветил православием людей своей земли, изгнал волков ереси, низверг бесовские храмы, воздвиг церкви Богу, научил почитать Сына, равного Отцу и сопрестольного Духу» (Проф. Погодин, История Сербии, СПБ. 1909, 41 стр.). Но тем не менее вся тяжесть этого подвига вынесена была на плечах самого Саввы, как духовного вождя своего народа. 3110 Сербский Родослов, как известно, содержит сведения только о трех первых патриархах; о последующих патриархах сохранились лишь одни имена – Голубинский, цит. соч., 456 и 476 стр. 3112 Монастырей в древней сербской церкви было не мало: вся, так называемая, Старая Сербия и доселе усеяна развалинами древних монастырей от Нового Пазара и до Призрена – Еп. Гермоген, Очерк истории славянск. церквей, СПБ. 1899, 47 стр. 3114 Этот Устав послужил образцом и для остальных сербских монастырей – Голубинский, цит. соч., 503 стр. 3125 «Книги многочисленныя составлял и изобретал, прежде небывшия николиже», говорится про Архиеп. Даниила в Родослове. Голубинский, цит. соч., 507 стр. 3129 В 1345 году Стефан владел всей Македонией, кроме Солуни, всей Албанией и Эпиром; в некоторой зависимости от него находилась Болгария, трепетала пред ним Босния, и заискивал Дубровник; к 1348 году ему принадлежали уже Этолия, Акарнания и Фессалия. – Погодин, цит. соч., 74 стр. 3130 Так описывает печальное состояние сербской земли после знаменитой битвы на реке Марице известный монах Исаия в приписке к своему переводу сочинений Дионисия Ареопагита : «по всем городам и странам Запада (т. е. на Балканском полуострове) распространилось такое несчастие, такая беда, что ни ухо никогда не слышало ни о чём подобном, ни глаз ничего подобного не видел».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сей день Богоявления и Крещения Сына Божия, Человеколюбца настолько славен и величествен, что сбылось на нем слово Псалмопевца – о том, что перед Богом один день, как тысяча лет ( 2Пет.3:8 ; Пс.89:5 ). Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню ( Мф.4:1 ). О князе мира сего И увел Дух Иисуса в пустыню, чтобы диавол искушал Его. Какой ужас после радости, какой мрак после света Богоявления! И какая загадка: Святой Дух, явившийся над Иисусом в виде незлобивого белого голубя; Святой Дух, по крещении исполнивший Иисуса всем[и благами], – Сей Самый Дух повел Его к диаволу на искушение. Для чего и по какой логике? Это ясно обнаружится лишь впоследствии. Здесь впервые в Новом Завете упоминается диавол. А доселе он не смел даже приблизиться к Иисусу. Кто такой диавол? Божие творение и творец зла, причина и источник греха, отступник от Бога и человеконенавистник. Его [существование] насчитывает очень много лет, простираясь в две хронологические эпохи: в ту, что [была] прежде создания мира, и [собственно] в историю сотворенного мира. Стар диавол, весьма стар – частично от времени, но еще больше от греха. И никогда не сможет он возвратиться в свою ангельскую юность. Когда Бог создавал духовный мир, мир Ангелов и прочих небесных Сил, то был сотворен и он [денница] как один из великих Ангелов. Так пишет о нем пророк Исаия: Как упал ты с неба, денница (в серб.: люцифер, денница. – Пер. ), сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера (в серб.: на горе собрания, в сонме богов на стороне северной. – Пер. ). Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (в серб.: Выйду в высоту над облаками, облаками Ангелов, сравняюсь со Всевышним. – Пер. ). Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис.14:12–15 ). Пророк Иезекииль дополняет вышеприведенное описание. Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты... Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (в серб.: ходил посреди камней огненных, среди Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОБИЛИЧ» [Серб. академический хор (хоровое об-во) Белградского ун-та. В 1884 г. в Белграде по просьбе группы студентов (80 из 200) Высшей школы (серб. Велика школа; впосл. на ее основе был образован Белградский ун-т) было создано Академическое певческое об-во (Академско певачко друштво), 3 годами позднее получившее название в честь героя битвы на Косовом поле Милоша Обилича. Почетным членом об-ва был королевич Александр Обренович (см. в ст. Обреновичи ), к-рый остался покровителем об-ва и после своего восшествия на трон в 1889 г. Благотворителями и почетными членами об-ва избрали франц. аристократа Филиппа де ла Ренотьера де Ферари и 2 его друзей. Об-во отмечало свой ежегодный праздник (красна слава) сначала в день памяти арх. Михаила (21 нояб.), затем - в Видовдан (день памяти мч. Вита и серб. кн. мч. Лазаря (15/28 июня)), с 1892 г.- в день памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт./8 нояб.). Председателем об-ва чаще всего избирался профессор, а его заместителем - студент Высшей школы. Первоначально это был муж. хор, в 1896 г. он стал смешанным. В период до первой мировой войны дирижерами хора были С. Мокраняц , С. Шрам, В. Штирский, И. Свобода, Д. Янкович, И. Маринкович, Б. Йоксимович, С. Бинички . Целями об-ва, согласно 1-й статье его статута, были «музыкальное развитие его членов, необходимое дополнение общего образования; сохранение вокальной музыки в народном духе и распространение музыкальных знаний среди народа». Об-во принимало участие в различных программах, проводило концерты и вечера. С 1890 г. для популяризации серб. пения и музыки в зале Высшей школы стали проводиться «Вечера «Обилича»» вечери), к-рые посещало много слушателей. Офиц. органом этих вечеров должна была стать газ. «Гусли» (Гусле), но в свет вышел только один номер (1891). Хор гастролировал по мн. городам Сербии, а также Австро-Венгрии (совр. области Воеводина, Босния и Герцеговина) и Османской империи (земли совр. Македонии, Болгарии, Греции). В 1912 г. с успехом прошли гастроли хора в России (С.-Петербург, Москва, Киев, Одесса).

http://pravenc.ru/text/2578049.html

A. Theiner. R., 1863. T. 1. P. 5-6. N 9, 11; Codex diplomaticus regni Croatiae, Dalmatiae et Slavoniae/Ed. T. Smiiklas. Zagrabiae, 1904. Vol. 2. N 310). И. выполнил первые 2 просьбы Вукана, а также установил отношения с его братом вел. жупаном Сербии Стефаном (впосл. серб. кор. Стефан Первовенчанный, см. Симон , мон.), к-рый еще до конфликта с братом писал о своей покорности Римской Церкви и просил направить в Сербию папских легатов и даровать ему корону. Среди условий, поставленных Римским папой, было и заключение унии с католич. Церковью. Однако, после того как серб. сторону на переговорах стал представлять венг. кор. Имре (1196-1204), оказавший Вукану помощь в кратковременном восшествии на серб. престол (1202-1203), папа отказался от своих условий. В связи с этим изменился и характер переговоров о заключении церковной унии: сербы должны были подчиниться не напрямую Риму, а одному из высших прелатов Венгерского королевства - архиепископу Калочи (Vetera monumenta Slavorum meridionalium. T. 1. P. 18-19. N 22-23). Т. о., подчиняясь Риму, Сербия не укрепляла свой суверенитет и положение по отношению к соседям, а становилась политически и церковно зависимой от Венгрии. Хотя вернувшийся к власти Стефан и продолжил переговоры с папой о даровании ему короны (коронация состоялась в 1217, при папе Гонории III ), вопрос о заключении церковной унии с Римом более не поднимался и окончательно отпал с образованием автокефального правосл. серб. архиеп-ства (1219). В нач. 1200 г. И. отправил послание болг. царю Калояну (1197-1207), где выразил надежду на присоединение болгар к католич. Церкви (об истории переписки см.: ЛИБИ. Т. 3. С. 314-319; Златарски В. История на бълг. держава през средните векове. София, 1972. Т. 3. С. 149-211). Калоян ответил спустя 3 года, требуя даровать ему имп. корону, а архиепископу Тырновскому патриарший титул. При этом Калоян писал, что мог бы получить желаемое и от греков, что подчеркивало политические цели обращения болг. царя к Папскому престолу. 8 сент.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Османское завоевание Болгарии и Сербии в кон. XIV в. вызвало разорение множества обителей и массовое переселение монашествующих на Афон и в др. места, где гнет иноверных был слабее. Нек-рые сербы и болгары пришли на Русь, где оказали существенное влияние на развитие церковной культуры (см. в ст. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ). Мн. монастыри продолжили действовать или позже были восстановлены усилиями духовенства и местной знати, но впосл. неоднократно подвергались разорительным нападениям. В Болгарии положение М. было осложнено упразднением Тырновской Патриархии и насаждением священнослужителями К-польской Патриархии греч. языка в богослужении. Ожесточенные битвы, сопровождавшие османскую экспансию на Балканский полуостров, повлияли на рост жен. М., особенно в Сербии, где мн. вдовы полководцев и воинов приняли постриги, напр. мон. Евфимия , вдова сербского правителя кн. Лазаря кнг. Милица и его сестра Драгана (в монашестве Феодосия). Несмотря на условия османского гнета, обители продолжали существовать, в них развивались иконопись и книжность. По сути мон-ри не только играли роль духовных центров, но и становились очагами национальной культуры и просвещения. В XV в. в мон-ре Манасия (Ресава) возникла т. н. ресавская книжная школа, влияние к-рой распространилось на серб. и болг. земли. Редко возникали новые обители: в 1499 г. на средства 4 монахинь (Ксении, Феофании, Марфы и Марии) был возведен храм в Яшуньском Введенском монастыре , митр. Белградский свт. Максим (Бранкович) ок. 1509 г. основал муж. мон-рь Крушедол , а его мать деспотица Ангелина рядом устроила жен. обитель. Особый характер М. приобрело в труднодоступных районах Черногории, где действовали древние мон-ри (напр., Цетинский монастырь , Морача ) и возникали новые: так, свт. Василий Острожский основал мон-рь Острог . При т. н. Великом переселении сербов 1690 г. вместе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) на земли Габсбургской монархии переселилось и большое число монашествующих, иногда братия обителей уходила в полном составе и уносила с собой почитаемые реликвии и мощи святых. На новых землях, особенно на территории совр. Боснии и Герцеговины, Далмации и Хорватии, обл. Банат и Венгрии, серб. монахи способствовали сохранению национального самосознания и культуры серб. переселенцев (напр., мон-ри Гомирье , Крка , Комоговина , Лепавина , Марча , Месич ). В XVIII - нач. XIX в. мн. болгарские и сербские мон-ри стали центрами национально-освободительного движения, серб. монахи активно участвовали в 1-м сербском восстании.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Он щастлив, что далече уступи от Черние Горы (т. е. он счастлив, что по дальности не мог попасться в руки черногорцам); обаче насилу в конец убежа от народа сербскаго в Константинополь с великим богатством, попленив святыя церкви и народ сербский, а особливо сербскую патриархию Пекскую одрав до самых стен, и ничтоже в ней изоставив, кроме святых мощей, которие тамо почиваютъ» (Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1860 г. кн. 2. стр. 14). 29) Афанасий 2-й Гаврилович, родом серб Поставлен неизвестно когда прежде 1749 г. (см. его грамоту от 1 Февраля сего года в Србско-далматинском Магазине 1861 г., стр. 242); в начале 1752 г. находился в Черногории, вероятно, бежав с своей кафедры, и отсюда писал к нашей императрице Елизавете Петровне, предстательствуя за черногорцев (Чтений Общ. Ист. и Древн. 1868 г. кн. 1, Смеси стр. 236; еще упоминания о нем: А. Попова Путешествие в Черногорию, Спб., 1847, стр. 90, Записок Географич. Oбщ.XIII, 664, Србско-далмат. Магаз. 1862 г. стр. 140 и 152). 30) Гавриил 2-й, родом серб. 31) Гавриил 3-й, родом грек. Который-то из этих двоих после низложения с архиепископии был митрополитом нишским (упоминается на сей последней кафедре под 1766 г., см. в брошюре  Τ  κατ  τςρχιεπισκοπς  χριδν  κα  Πεκω,  ν  Κονσταντινοπολι, 1860, стр. 63). 32) Викентий, родом серб. Так в каталоге Мушицкого; в каталоге Дечанских Спомеников на месте сего Викентия – Авксентий. Как видно из указания места рождения, в обоих разумеется одно и то же лицо; в котором правильнее, остается неизвестным. 33) Паисий 2-й, по Мушицкому серб, по Дечанским Споменикам грек (в сих последних, стр. 38, есть запись о патр. Паисие под 23 августа 1743 г., но в годе, нет сомнения, ошибка. 34) Кирилл, родом грек. Каталог Дечанских Спомеников, вероятно, смешивая этого Кирилла с следующим, пропущенным в нем Гавриилом Хромым, говорит о нем: «сей Кирилл потурчился и населил турками (город) Печь». 35) Гавриил 4-й Хромый. В каталоге Мушицкого о нем читается: «грек, иже потурчися 1762 г. и наречен бысть Мехмед Ефенди».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Господи Всеблагий, слава Тебе и [по]хвала! Тебе единому слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 декабря 1. Св. пророк Софония . Родом из горной страны Саравафа, из колена Симеонова. Жил и пророчествовал в VII веке до Рождества Христова, в правление благочестивого иудейского царя Иосии. Современник пророка Иеремии. Стяжав великое смирение и воздвигнув чистый ум к Богу, он удостоился дара предвидеть грядущие события. Предрек день гнева Божия, кару над Газой, Аскалоном, Азотом, Аккароном, Ниневией, Иерусалимом, Египтом. Иерусалим созерцал он как город нечистый [в серб, букв.: отступнический. – Пер.], оскверненный, притеснитель... Князья посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки... Пророки его – люди легкомысленные, вероломные [в серб, букв.: хвастуны, обманщики. – Пер.], священники его оскверняют святыню, попирают [в серб, букв.: извращают. – Пер.] закон (гл. 3). Провидя время пришествия Мессии, он вдохновенно восклицает: Ликуй [в серб, букв.: Пой. – Пер.], дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима ! Упокоился сей тайновидец в месте своего рождения, дабы ожидать всеобщего воскресения и воздаяния от Бога. 2. Преп. Иоанн Молчальник . Родом из Никополя Армянского, его отца звали Енкратий, а мать Евфимия. На 18-м году жизни стал иноком и подвизался строго и всеусердно, многими слезами, постом и молитвой очищая свое сердце. Через 10 лет был рукоположен в епископа Колонийского. Собственным примером привлек к богоугодной жизни своего брата Пергамия и дядю Феодора, знаменитых мужей при дворах императоров Зенона и Юстиниана. Наблюдая козни и озлобленность сего, которую он не мог уврачевать, святой Иоанн оставил епископскую кафедру и, переодевшись простым монахом, пришел в обитель преподобного Саввы близ Иерусалима, где многие годы прилежно и безукоризненно исполнял любое послушание, которое налагал на него игумен. Видя это, преподобный Савва представил его патриарху Илии, чтобы тот рукоположил его в пресвитера. Когда патриарх хотел его рукополагать, Иоанн исповедал ему о себе, что он уже в епископском сане. После этого святой Иоанн затворился в келью, где многие годы провел в молитвенном безмолвии. Затем прожил 9 лет в пустыне, питаясь только дикими травами, и снова возвратился в монастырь. Отвращал верующих от Оригеновой ереси, весьма усердно посодействовав ее обузданию и осуждению. Ясно прозирал в духовный и исцелял людей от болезней. Победив себя, он легко одолевал бесов. Великий в смирении, силе и мудрости, сей Христов служитель мирно упокоился в 558 году, достигнув 104-летнего возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Анонимные сочинения: Жития (проложные) равноап. кнг. Ольги (2 редакции), варягов-мучеников Феодора и Иоанна, равноап. кн. Владимира, святых Бориса и Глеба и отдельно Глеба, прп. Феодосия Печерского, св. кн. Феодора (Мстислава) Владимировича ( Павлова. 2001; она же. 2004), Повесть о перенесении мощей свт. Николая в Бари (в составе сб. ГИМ. Хлуд. 241, ок. 1451 г.), кондаки и икосы святым Борису и Глебу, прп. Феодосию Печерскому и на перенесение мощей свт. Николая (в Кондакаре при серб. сб. ГИМ. Хлуд. 189, нач. XIV в.), «Предисловие покаянию» («Наставление иерею с упоминанием изгойства»), новгородское «Слово от Апостола» ( Турилов. 1993. С. 33-34; он же. 1996), «Слово о небесных силах», приписываемое в заглавии Кириллу Философу. 2. Переводы, выполненные рус. книжниками (самостоятельно или в сотрудничестве с юж. славянами): Пролог редакции Константина, митр. Мокисийского ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 36-42; Mo š in. 1959), Пандекты Никона Черногорца ( Турилов. 1993. С. 35-37; Максимович. 1998), Синодик в Неделю православия ( Мошин. 1959-1961), чин исповеди в составе Зайковского болг. ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 51-52) и Дечанского серб. (Сербия, мон-рь Дечаны, 67) Требников 1-й пол. XIV в., Житие св. Андрея Юродивого ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 94-97; Молдован. 2000. С. 19-20, 46-49), Толкования Никиты, еп. Ираклийского, на 16 слов свт. Григория Богослова ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 59-60; Турилов. 1993. С. 28), «Повесть об Акире премудром», «Пчела», моностихи Менандра ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 42-47; Турилов. 1993. С. 34-35), чудеса свт. Николая об Агриковом сыне Василии, о Димитрии и «о ковре» ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 47-49; он же. Рус. памятники. 1960. С. 97-101), «Слово о злоноривых женах» ( Miklas. 1988. S. 446), апокрифические Вопросы ап. Варфоломея к Христу (старший список в составе сб. 2-й пол. XIV в.- Дечаны. 103; ср.: Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 90-93), возможно, «Повесть о царе-казарине» в составе того же сборника и др. Нерешенным остается вопрос о происхождении восточнослав. лексики в серб. переводах, выполненных в окружении свт. Саввы Сербского и при его вероятном непосредственном участии, в первую очередь в Номоканоне с толкованиями (Кормчая серб. редакции). Присутствие здесь восточнослав. лексики может объясняться как участием рус. переводчиков, так и престижем восточнослав. книжной лексики на слав. Афоне на рубеже XII и XIII вв.

http://pravenc.ru/text/180423.html

(Груич Милутин; 1.12.1810, с. Липово (ныне Липпо, обл. Баранья, Венгрия) - 8.04.1887, г. Пакрац (ныне в Хорватии)), еп. Пакрацкий. Род. в семье серб. свящ. Прокопия, к-рый не имел образования, но считался ученым и пользовался большим уважением. Милутин окончил школу в родном селе. Позже учился в гимназиях в городах Мохач и Печуй (ныне Печ, Венгрия). В Печуе также прослушал курс философии и правоведения, но из-за своей национальности не смог найти работу. В это время написал свои первые произведения - стихи на лат. и серб. языках, к-рые публиковал в разных журналах под псевдонимом Милутин или Серб Милутин. По совету отца поступил в Карловацкую семинарию (богословию), к-рую окончил в 1840 г. В 1841 г. на Петров день в мон-ре Кувеждин принял монашество с именем Никанор. В том же году 19 дек. рукоположен во диакона и назначен преподавателем Карловацкой семинарии, где работал до 1844 г. В 1843 г. стал сотрудником консистории и помощником митр. Карловацкого Иосифа (Раячича) . 26 мая 1846 г. рукоположен во иерея, 6 дек. получил должность протосинкелла. 1 янв. 1848 г. назначен настоятелем мон-ря Кувеждин, затем - протосинкеллом и вскоре получил сан архимандрита. В 1848 г. выступление Н. на Майской скупщине (церковно-народный собор сербов, проживавших в Австро-Венгрии, на к-ром сербы поставили вопрос о предоставлении им автономии и создании области Сербская Воеводина) способствовало избранию митр. Иосифа патриархом Сербским. Именно Н. на Майской скупщине зачитывал список прав серб. народа на ряд привилегий в Австро-Венгерской империи (см. в ст. Карловацкая митрополия ). С молодых лет Н. отличался пламенной любовью к сербам, в своих выступлениях всегда поддерживал представителей своей национальности и способствовал решению их проблем в Австро-Венгерской монархии. Под псевдонимом Православный родолюб (всего исследователям известны 18 псевдонимов Н.) он опубликовал небольшие книжки «Народная сербская скупщина» (Народна српска скупштина. Београд, 1848) и «Развитие сербской народной скупщины» (Наставак народне српске скупштине. Београд, 1849) с описанием истории сербов в Придунавье, начиная с т. н. великого переселения сербов (1690) до 1848 г.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010