Планировалось ввести не только строгий общежительный устав, но и довольно обширную учебную программу, общеобразовательную и богословскую. Им подробно описана система образования и воспитания, которую иноки должны проходить в таком монастыре в течение 12 или 13 лет. Этим же вопросом занимался и свт. Московский Филарет. Открытый им Никольский единоверческий монастырь (1854) стал миссионерским центром для возвращения старообрядцев в лоно Церкви 226 . Всего к концу XIX в. насчитывалось 16 единоверческих монастырей (8 мужских и 8 женских) во Владимирской, Костромской, Московской, Нижегородской, Самарской, Оренбургской, Уфимской и Черниговской епархиях С. 95]. В 1870 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) был устроен первый монастырь-институт для подготовки миссионеров. Им стал московский Покровский монастырь. Братия в основном собиралась из тех, кто уже имел миссионерский опыт, мог составлять сочинения для новообращенных, заниматься переводами, архивной и библиотечной работой (предполагалось собрать архив миссионерских дел). В монастыре располагался Совет Миссионерского общества С. 39]. Еще ранее, начиная с XVI в., в христианском просвещении Западной и Восточной Сибири (и др.) монастырям принадлежала ключевая роль. Среди них особо следует отметить в Западной Сибири: Знаменский в Тобольске (1596), Свято-Никольский в Верхотурье (1604), Преображенский в Тюмени (1621); в Восточной Сибири: Преображенский в Якутске (1662), Троицкий Усть-Киринский (1663), Троицкий Селенгинский (1681). В XIX в. открывались новые обители, например Свято-Троицкий Иссыккульский мужской монастырь для обращения киргизов. На Каме в 1893 г. был возобновлен Свято-Никольский монастырь, оттуда началось миссионерство среди вотяков С. 232]. В Алтайской миссии еще при архим. Владимире (Петрове) трудами свт. Макария (Невского) возникло несколько монастырей. К 1917 г. в состав Алтайской миссии входили три миссионерских монастыря: Улалинский Никольский женский, Чулышманский Благовещенский мужской, Бийский Тихвинский женский; две миссионерские женские общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери. Центрами миссионерской работы в Поволжье в конце XIX в. стали Казанская духовная академия и казанский Спасо-Преображенский миссионерский монастырь, при котором действовали специальные двухгодичные Высшие миссионерские курсы (с 1889 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Св. Синод сделал следующее определение (11 августа 1725 г.): «Преображенский пустынный, за морем Байкалом обретающийся, к Вознесенскому монастырю в приписку, для школы определяемый, монастырь, вышеописанных ради резонов, содержать по прежнему, непреложно; только за удовольствованием того из нескудных его сборов, когда случится денег и хлеба во избытках, с ведома архиерейского, для упомянутаго школы содержания, а не на другая потребы и расходы, в помянутый Вознесенский монастырь отдавать, с запискою, а сверх того никаких оному монастырю обид и напрасного истощения не чинить; помянутому же архимандриту Антонию Платковскому в Вознесенском монастыре мунгальскаго языка школу содержать и учеников довольствовать из вышеозначенных денег и из прочих обыкновенных того монастыря доходов. А для лучшаго и непродолжительнаго той школе заведения, чтоб всеконечно ныне могла утвердиться, смотрение над ним, архимандритом, иметь преосвященному митрополиту Антонию, и ему, архимандриту, пред его преосвященством во всем том быть послушну: а о требуемом архимандритом в приписку к оному Вознесенскому монастырю Троицком Киренском монастыре, буде прилично, разсмотрение и решение учинить его преосвященству, по общему с тамошним губернатором согласию, о соляной же варнице резолюцию требовать от губернатора». Но губернатор князь Долгорукий ответил, что мельницу возвратить невозможно, так как за нее монастырю заплачены деньги (261 р. 50 к.). Вследствие всего этого митрополит по сношению с губернатором сделал следующие распоряжения: «1) Киренскаго Троицкаго монастыря, за дальним разстоянием, за довольство в нем братии и во всем изобилии и за честь архимандрии, приписать и архимандрита с братиею сводить не надлежит, и 2) собранных в новозаведенную при Иркутском монастыре монгальскаго языка школу учеников концептовать (довольствовать) из монастырей: Селенгинскаго Троицкаго – 10, Киренскаго Троицкаго – 8 и Посольскаго Преображенскаго – 7, итого 25; ученикам давать на одежду денег по 10 алтын (==30 к.), на пищу: муки ржаной по два пуда, круп по 5 фунтов, соли по 2 фунта всякому человеку на каждый месяц, и присылать вышепомянутыя деньги и корм по четвертям года».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, монументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников. В XVIII в. монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему в 1700 г. Посольскому монастырю. Кроме хлебопахотных земель, сенных покосов, участков рыбной ловли - отведенных первоначально, с 1704 г. по указу Петра I, вместо выплачивавшегося ранее денежного содержания («руги»), монастырю были прирезаны новые земли и дарованы новые привилегии. Его землю обрабатывали монастырские крестьяне. Он имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, мельницы, соляные варницы и кожевенные заводы. Он был богатейшим монастырем в Иркутской епархии. Но в 1764 г. в связи с монастырской реформой («учреждением штатов») Троицкий монастырь был «оставлен за штатом» и его владения резко сокращены. Ему было оставлено 60 дес. удобной пахотной и сенокосной земли и до 30 дес. неудобной, а также рыболовные угодья (о. Котокель с впадающими в него речками) и мельница. Кроме того, выдавалось денежное жалование. С 1830-х г.г. Троицкий монастырь стал монастырем третьего класса, которому по штату полагалось, кроме настоятеля, 12 человек. В конце XIX в. в монастыре проживало до 25 человек, но штат монахов не был комплектным: «по неохоте сибиряков принимать монашество». Первый, построенный в 1683 г., деревянный Троицкий собор просуществовал до 1890-х г.г.в без перестройки. Согласно описи 1690 г., церковь была с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские двери серебром оправлены...», К концу XIX в. в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII в., с иконами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 г. была закончена реставрация церкви: подведен каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба сооружения неизвестна. В 1920-х г.г. оно уже не существовало.

http://sobory.ru/article/?object=16768

Эта повинность отменена была лишь в 1861 году. Троицк рос медленно. В 60-х годах XVIII века в селе было всего 7 домов. К середине XIX века в селе проживало 74 мужчины и 94 женщины. Верхнеудинское земское правление так определило экономическое положение троицких крестьян Ильинского ведомства: «Жители сих мест занимаются хлебопашеством и рыболовством в реке Селенге, Байкал-море и заливах оного. Некоторые из них осенью производят в хребтах звериные промыслы. Многие же занимаются перевозкою в разные времена и места». Это была довольно точная характеристика прибайкальских сел. Троицк лежал на Большом или Московском тракте, шедшем через всю Сибирь в Иркутск и в сторону Нерчинска. В середине XIX века для проезжающих напротив южных ворот монастыря построили деревянную гостиницу. 1 октября 1885 года в Троицке открылась во вновь отстроенном здании церковноприходская школа (до этого она находилась в ограде монастыря). Вначале в ней обучалось 18 мальчиков. В конце столетия в школе обучалось от 25 до 40 детей, среди них только 3—5 девочек. Весьма примечательно, что монастырь имел свою библиотеку. В отчете 1732 года дается опись, «каталог» 105 книг библиотеки Троицко-Селенгинского монастыря. В основном это была богослужебная литература. Количество светских книг было ничтожным, но они все же проникают в книжные коробья, где хранились рядом с евангелиями, библиями, духовными регламентами. Среди книг светского характера в библиотеке монастыря упоминаются: «Букварь, словенскими, греческими, римскими письмены, учитися хотящим…» 1701 г., «Лексикон треязычный, сиречь Речений словенских, еллино-греческих и латинских сокровище…» 1704 г. Автором этих книг был редактор первой русской газеты «Ведомости», известный переводчик петровского времени Ф.П. Поликарпов. Кроме этих книг в монастырской библиотеке числилась широко известная нравоучительная книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Интересно отметить, что в библиотеке Троицкого монастыря были книги не только московской и петербургской печати, но также книги киевского и могилевского изданий.

http://sobory.ru/article/?object=16768

Самые отдаленные сибирские города Илимск, Киренск и Якутск с камчатскими острогами и Анадырем, состоящие в Иркутской провинции, остались в составе Тобольской епархии. Вместе с городами и уездами тобольский митрополит удержал за собой, по-прежнему, тамошние монастыри Спасский якутский и киренский Троицкий. Удивительнее всего, что Троицкий селенгинский монастырь, оказавшийся внутри самостоятельной Иркутской епархии, «благословных ради вин», т. е. был по богаче, оставался в ведении Тобольского митрополита. Излишне говорить о нецелесообразности такого разделения. Оно было и нецелесообразно, и вредно для церковной жизни отдаленнейшей области, где шло обращение инородцев и нужен был глаз епархиального начальства. Однако м. Антоний своим докладом Синоду старался укрепить старую территориальную несообразность. 25 дек. 1728 г. епископ Иннокентий при письме м. Антония получил синодский указ о том, что в его ведение переданы церкви, входившие в состав викариатства. В указе не упомянут был даже нерчинский Успенский монастырь, который, по-видимому, м. Антонию хотелось удержать за собой вместе с селенгинским Троицким монастырем. Пока тобольский митрополит хлопотал о своих интересах, самостоятельный иркутский епископ Иннокентий для упорядочения епархиального управления в восточной Сибири, а главное из-за экономических выгод своей кафедры, в мае 1728 г. послал в Синод нарочного служителя Герасима Лебратовского по делу о приписке к его епархии названных городов с монастырями и храмами; 20 июня того же года он написал подробное объяснение Св. Синоду по спорному вопросу. Видимо, шел горячий спор между двумя сибирскими архиереями из-за двух-трех десятков церквей с доходом от них в сотню рублей. В Синоде не сразу склонились на ту или другую сторону, хотя все говорило в пользу ходатайства епископа Иннокентия. По обычаю, начали наводить справки о числе церквей, дворов, жителей и расстоянии от епархиальных городов спорных мест. Справлялись в Высоком Сенате, в Сибирской и Ямской канцеляриях, в Духовной Дикастерии и Коллегии экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

М. Филофей скоро понял, что одному архиерею невозможно править всей Сибирью при множестве епархиальных дел и при исключительном положении необъятной, разноплеменной и разноверной Тобольской епархии, хотя и небогатой церквами. В бытность в Москве в 1706 г., по делам управления и на погребении царевны Татьяны Михайловны, он лично исходатайствовал себе помощника или викария в лице архимандрита Варлаама (Коссовского), привезенного Филофеем в Сибирь из Киева, где он был наместником Пустынно-Николаевского монастыря. 15 декабря 1706 г. Варлаам был хиротонисан с титулом Иркутского и Нерчинского. Местом его жительства назначался г. Иркутск. 460 Для содержания и «в команду духовной власти», т. е. для управления, епископу Варлааму выделена была только часть восточно-сибирской территории Тобольской епархии, а именно: города Иркутск и Нерчинск, пригороды – Селенгинск и Верхнеудинск (Удинск) с их уездами, да монастыри: иркутские – мужской Вознесенский и женский Знаменский, Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский. Города Якутск и Илимск с уездами, также Камчатка и монастыри Спасский Якутский, Троицкий Селенгинский и Киренский Троицкий, несмотря на то, что они находились в Иркутской провинции и стояли ближе к Иркутску, чем к Тобольску, «благословных ради вин» (вероятно были побогаче) остались, по-прежнему, в ведении Тобольского митрополита. Из всех сибирских церквей, которых к этому времени насчитывалось уже около 200, в непосредственное ведение еписк. Варлаама отошло только 42 соборные и приходские церкви, а именно: в Иркутском монастыре – церковь Вознесения Господня, в г. Иркутске – соборная Спасская, Богоявленская, Богородицкая, две Троицких, Прокопия и Иоанна Устюжских, в девичьем монастыре Богородицкая Знаменская и Богородицкая Владимирская; – в уездах: в Удинском – Троицкая, Спасская и Владимирская, в Балаганском остроге – Спасская, в Бельском остроге – Сретенская, в Кудинской слободе – Троицкая, в Уецкой (Оецкой) – свв. Афанасия и Кирилла Александрийских , в Бадаевской – Николаевская, в Усолье – погосте Спасская, на Урике (слоб.) – Спасская, на Китое (слоб.) – Христорождественская, в Верхоиркутском (Введенская слоб.) – Введенская, в Верхоленском остроге – Воскресенская, в Бирюльской слоб. – Покровская, в Майзюрском (Банзюрской слоб.) – Введенская, на Анге (село) – Ильинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А и прежде сего, 1727 году Сентября 18 дня он Преосвященный Епископ указом Его Императорского Величества прислал к нам в монастырь от себе указ о богомолии Его Преосвященства, и всю братию монахов и бельцов и все монастырское с вотчинами монастырскими, присланные от Его Преосвященства переписчики переписав, к нему Преосвященному Епископу переписные книги отвезли, и от того выше писанного числа у нас в монастыре по Его архиерейским по многим указом все управляется и по се число, потому что сей Троицкий монастырь стоит в Иркуцкой Епархии, за Иркуцким, и за Байкалом морем на Селенге в Даурских страпах, и монастырские вотчины смежны с Нерчинскими деревнями, а в монастырь и в монастырскую вотчину во священники посвящаются все в Иркуцкой Епархии, потому что во все стороны монастыря вся Епархия Иркуцкая. Данные деньги собираются с монастыря и с монастырских вотчин с церквей в Иркуцкую Епархию. Школьным учеником хлеб и деньги из монастыря всегда в Иркуцк же все отсылаются, и всякие потребы в Иркуцк же употребляются. А и прежде бывый Преосвященный Варлаам Епископ к нам в монастырь Троицкой святил во диаконы и попы, и из монастыря имал, что ему архиерею было надобно. Ионы у нас н Троицком монастыре волею Божиею все померли, и ныне Преосвященный Иннокентий Епископ пожаловал прислал к нам в монастырь токмо одного иеромонаха Мисаила, а я при старости своей одряхлел, и в церковь Божию ходить и стоять не могу.» До какой же степени такая отповедь не понравилась Преосвященному Митрополиту Антонию, увидим это не без изумления. В начале Сентября 1781 года прискакал из Тобольска в Селенгинский Троицкий монастырь нарочный с распоряжениями, кто? и с какими? это значится в нижеследующей инструкции: Инструкция данная от Преосвященного Антония Митрополита Тобольского и Сибирского, обретающемуся при доме его преосвященства, Сибирского гарнизона, Тобольского полку седьмой роты капралу Алексею Ситникову: 1.) Ехать тебе по сему нашему указу до Селенгинского Троицкого монастыря, a прибывши тамо чинить, нижеследующее: 2.) Взять данные с Селенгинского Троицкого монастыря деньги за прошлые 1728, 1729, 1730 и на сей настоящий 1731 годы по окладу сполна без опущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В действительности, богатых монастырей было немного. Подавляющее большинство составляли маленькие, бедные монастыри. Обычно они располагались в отдаленных, глухих местах, имея недостаточные земельные угодья, жили скудно, пробавляясь мелкими рукоделиями, а то и подаянием. Функции монастырей Монастыри издавна на Руси играли роль религиозных и культурных центров. В их стенах сосредотачивались летописание и иконописание, изготовление высокохудожественных предметов церковной утвари. Они также являлись и центрами распространения грамотности. Летописание, переписывание книг, обучение мирян грамоте всегда считалось богоугодным делом. Православные монастыри в Руси играли ту роль, что и в раннее средневековье западно-европейские академии. В монастырях хранились богатые библиотеки и ценнейшие архивы. Почти все летописи, древнейшие исторические акты и другие памятники древнерусской литературы дошли до нас только благодаря тому, что они сохранились в монастырях. Кроме того, каждый монастырь, возводимый веками, являет собой неповторимый историко-архитектурный ансамбль. Монастыри играли огромную роль в колонизации окраин, в освоении необжитых мест, особенно в северных и восточных регионах России. В лесной глуши, на берегах рек и озер, вокруг монастырей возникали крестьянские поселения, расчищались под пашню леса, обживались окрестности монастыря. В старину велика была и стратегическая роль монастырей. Некоторые из них ставились на стратегически важных путях к Москве, Новгороду, Пскову, Смоленску, составляя линии крепостей, ограждавшие эти города. Сохранившиеся сооружения крупных монастырей и ныне поражают своими мощными стенами и боевыми башнями. В старину монастырям давались порох, ружья и пушки. Во время военной опасности за стенами монастырей спасалось окрестное население, которое вливалось в ряды их защитников. Монастыри выполняли функции миссионерства и христианизации. В конце XIX в. насчитывалось до 20 миссионерских монастырей – преимущественно в Заволжье. Приуралье. в Западной и Восточной Сибири (основанные в XVII в. Знаменский в Тобольске. Свято-Никольский в Верхотурье, Преображенский в Тюмени и Преображенский в Якутске, Троицкий Усть-Киренский и Троицкий Селенгинский и др.). В 1870 г. в особую миссионерскую обитель был обращен в Москве древний Покровский монастырь, призванный координировать общецерковную просветительскую деятельность. Центром миссионерской работы в конце XIX в. в Казанской епархии являлся Спасо-Преображенский монастырь, в котором были созданы специальные двухгодичные миссионерские курсы. В Херсонской губернии активную миссионерскую деятельность противопротестантской направленности проводил Григорьево-Бюзюков мужской монастырь. Миссионерскую функцию выполняли православные русские монастыри за рубежом (в Северной Америке, Китае, Палестине).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Улан-Удэ открывается Международная научно-практическая конференция «Православие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» 4 октября 2011 г. 09:45 4 октября 2011 года в Улан-Удэ открывается Международная научно-практическая конференция «Православие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Ученые и священнослужители обсудят вопросы истории миссионерской деятельности в Сибири, Китае, Монголии и Юго-Восточной Азии, сообщила РИА «Новости» пресс-секретарь Улан-Удэнской епархии Мария Алисова. Конференция посвящена 330-летию Даурской духовной миссии, которую царь Федор Алексеевич и Патриарх Иоаким направили с целью объединения русских церковных приходов и обращения в православную веру сибирских народов. В результате был основан Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, который стал очагом Православия, культуры, новой хозяйственной жизни в западном Забайкалье. «В том, что Сибирь стала именно русской, есть заслуга Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, и через призму истории мы рассмотрим настоящее и будущее миссионерской деятельности», сказала собеседница агентства. На форум прибудут православные священнослужители из Монголии, КНР, Таиланда. Конференция пройдет в течение двух дней в Улан-Удэ и в Посольском Спасо-Преображенском монастыре на Байкале. Этот монастырь являлся форпостом для российских дипломатов, торговцев, миссионеров. Участники форума обсудят проблемы преподавания основ Православия в школе, подготовки в вузах специалистов в области религиозного образования. Кроме того, будет рассмотрена история, современная деятельность посольских миссий в Байкальском регионе и странах восточнее его. Организаторы конференции Правительство Бурятии, Бурятский государственный университет, Улан-Удэнская епархия, Посольский Спасо-Преображенский и Свято-Троицкий Селенгинский монастыри при участии Московского государственного института международных отношений. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1638163.ht...

Троицкое. Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Часовня Иннокентия, епископа Иркутского. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Иннокентия, епископа Иркутского Год постройки:2022. Адрес: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74 Координаты: 52.118938, 107.178285 Проезд:От Улан-Удэ маршрутным такси до с. Троицкое, электричкой до ост. Троицк или Таловка. От Иркутска на автомобиле или поездом до ст.Троицкое. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Статьи Статей пока нет. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59029

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010