Прибыв на место своего назначения – в Забайкалье, миссия основала здесь два монастыря – Троицкий Селенгинский на правом берегу реки Селенги в 86 верстах к югу от Байкала и Посольский на Посольском мысу при Байкале. В этих монастырях, наделенных землями, рыбными промыслами и т. п., и разместились первые забайкальские миссионеры, которым дано было жалованье и пособие на церковные потребности из казны и от царских щедрот. Эти вновь возникшие монастыри и были первыми миссионерскими пунктами в том крае среди бурят и тунгусов. Деятельность миссионеров не была безуспешна. Они не только обратили в православную веру многих забайкальских инородцев, но и старались устроить жизнь новокрещенных на новых христианских началах. Сибирскими казаками был введен обычай покупать, перепродавать и закладывать опальных инородцев. Миссионеры воспользовались этим правом и покупали инородцев, затем обращали их в христианство и водворяли в своих монастырских вотчинах. Далее, миссионеры покупали женщин и девиц инородческих. Обратив их в христианство, они выдавали за своих монастырских вотчинников и вводили их чрез церковные браки в правильную семейную жизнь. Благодаря такой деятельности миссионеров, число новокрещенных в Забайкалье постепенно увеличивалось, и образовались целые приходы из новокрещенных инородцев. Как ни успешна была деятельность православной миссии в Забайкалье, тем не менее она скоро должна была прекратиться. К 1733 году все присланные из Москвы монахи-миссионеры умерли. Остался один из них слишком столетий старец Мисаил; но и он в 1742 г. скончался. Со смертью его прекращается и миссионерская деятельность Селенгинского монастыря. Несколько ранее, а именно в 1734 г. с назначением настоятеля Посольского монастыря Иллариона Труса начальником пекинской миссии приостанавливается миссионерская деятельность и этого монастыря. Так кончилась первая русская миссия в восточной Сибири. В то время как забайкальские миссионеры трудились в деле просвещения христианскою верою забайкальских инородцев, в судьбах христиан восточной Сибири произошло довольно важное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на Оби – от Кузнецка 523 вер., Белоярская крепость на Оби, Бийская на р. Бии, Катунская при р. Катуни, Ануйская при р. Ануе. Города, слободы и зимовья Енисейской провинции нами уже названы (стр. 659–660). Иркутская провинция – Иркутск на р. Ангаре, – в уезде: Подгородный дистрикт – Вознесенский мон. при Ангаре в 4 вер. от Иркутска, Урик или Уриковская слоб. при р. Куде, Кудинская слобода – при Куде, Аецкая слобода при Уде; – Балаганский дистрикт – Балаганский и Удинский остроги и Оленки – слоб. при реке Ангаре, Бельский остр, при р. Белой; Верхоленский дистриктъ – Верхоленский остр, при Лене, Манзурская слобода при р. Манзурке, Бирюльская слоб. при Бирюльке, Ангинская монастырская слоб. при Ангинке; ясашные остроги и зимовья к Иркутску – Тункинский при р. Тунке, Култушское зимовье при Байкале, Верх-Ангарские нижнее и верхнее зимовья при Верх. Ангаре; города к Иркутску: Селенгинск при р. Селенге, впадающей в Байкал, от Иркутска – 408 вер., от Тобольска – 3317 вер. – в уезде Селенгинска: Кяхтинская торговая слобода, Троицкая крепость, Петропавловская крепость или Стрелка при устье р. Никоя, Удинский пригород при р. Уде, Ильинский острог, Троицкий мон., Тряскова Архангельская слобода, Кабанский острог, Колесникова слоб. – все при р. Селенге, Посольский мон. при Байкале, Баргузинский острог при Баргузине, впадающей в Байкал, Баутовский – при р. Ципе, Кучинский – при Вишиме, г. Нерчинск при р. Нерче, в Нерчинском уез. Успенский мон. при Шилке, Сретенский острог – при Шилке, Аргунский – при Аргуни, Цурухайтуская торговая слобода от Тобольска – 4227 вер., Уруглинская слобода при реке Уругле, Ундинская слобода при р. Унде, Городищенская – при Шилке, Читинский острог, при р. Чите, Телембинский, Еравинский при озере М. Еравине, Итанцинский при р. Селенге. Гор. Илимск при р. Илиме, в его уезде – Тушамская слобода при р. Илиме, Кяжемская слоб. при р. Тунгуске, Брацкий острог при р. Оке, Барлуцкая слобода при той же реке, Яндин- ский острог при Ангаре, Уст-Удинская слобода при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Приказали: по вышеписанному Преосвященного Иннокентия Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго требованию учинить следующее: 1. Написать Ея Императорскому Величеству от Святейшаго Синода доклад, изъявя в нем все приличныя обстоятельства и при том такое Синодальное мнение показать, что к Иркутской Епархии для малости церквей и монастырей и для близости к ней, а от Тобольска за дальним разстоянием, как слышно, что имеется более 2000 верст, где смотрению быть, что до духовности надлежит невозможно, а наиначе в поставлении священства крайняя состоит нужда, надлежит в пополнение приписать от Тобольской Епархии вышеупомяненные городы Илимск и Якутск с уездами и монастыри Якутским и Нерчинским и Троицким Селенгинским, которой обретается внутрь той Иркутской Епархии. 2. О строении в Иркутску архиерейскаго дому, и о выдаче на прошлой 727 год тому Преосвященному Иннокентию Епископу Иркутскому денежного жалованья 1500 рублев, и впредь о даче жалованья годоваго и горячего вина по примеру тому, как дается Преосвященному Антонию Митрополиту Тобольскому, из Святейшаго Правительствующаго Синода в Правительствующий Сенат сообщить вторичное ведение с таким Синодальным мнением, что в Иркутску в надлежащем месте дом Архиерейский со всеми к нему принадлежностями для житья архиерею со служительми, за показанною в доношении того Преосвященнаго Епископа крайнею нуждою построить надлежит из государственной суммы, жалованье тому Преосвященному Епископу Иркутскому на прошлой 727 год 1500 рублев выдать надлежит, понеже он и со служительми имели в путевом проезде, как в доношении того Преосвященнаго Епископа объявлено, труд свой; а впредь тому Преосвященному Епископу и с служительми годовое жалованье производить надлежит же из доходов Сибирской губернии по примеру тому, как Астраханскому архиерею производится, а имянно: денег по 506 рублев по 25 копеек, хлеба – ржаныя муки по 103 четверти, ржи по 544 четверти; овса потомуж; да вина простого против дачи Преосвященного Антония Митрополита Тобольскаго половину – по 100 ведр в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Девушки пользуются большею свободою и почетом. Хотя Буряты могут иметь несколько жен, но обыкновенно ограничиваются одною. При женитьбе, всегда уплачивается калым (выкуп). Чем богаче невеста, тем значительнее калым, который, в случае развода, который совершается легко, возвращается родителям невесты. У бедных Бурят, во избежание калыма, иногда производится мена невестами, то есть жених одновременно выдает свою сестр замуж за брата своей будущей жены. 4 Похоронные обряды Бурят имеют некоторые характерные особенности. На месте, выбранном для погребения умершего, собираются ламы, расстилают войлоки на земле и начинают чтение молитв и поклонение богам, чтобы они позволили вырыть яму для могилы. Затем, роют землю и опускают в нее умершего. Со всех сторон могилы ставят баночки, наполненные серебром, – это выкуп за землю. Гроб засыпают землею и сверху над могилою ставят несколько шестов, обтягивают их веревками, навешивают цветные тряпочки и исписанные молитвами бумажки. Бумажки, колеблемые ветром, заменяют чтение молитв над умершим. 5 В административном отношении Забайкальская область разделена на восемь округов, а именно: Баргузинский, Верхнеудинский, Селенгинский, Троицкосавский, Читинский, Акшинский, Нерчинский и Нерчинско-Заводский. Кроме того, территория Забайкальского казачьего войска разделена на четыре отдела. Общая численность Бурят в Забайкалье простирается, по последним сведениям, до 170,849 человек. В указанных восьми округах Буряты расселены весьма неравномерно. Больше всего их живет в Селенгинском округе, именно 59,008 душ, затем в Верхнеудинском 51,194, Читинском 31,952, Баргузинском 11,464, Троицко-Савском 8806, Акшинском 6521, Нерчинском 227 и Нерчинско-Заводском 123. 6 Мелкою, низшею административною единицею у Бурят служит улус, который есть не что иное, как союз нескольких родов кочевников, которые в одно время здесь, а в другое там располагаются для совместного житья. Каждый улус управляется своим старшиною, каждый род – своим шуленгою (родовым старостою); несколько улусов соединившись вместе, образуют ведомства, во главе которых стоят тайши, достоинство и власть которых сначала были наследственными, а потом эти должностные лица стали избираться обществами и получать от губернаторов утверждение в должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские бились снова под Удинским и Селенгинским и под Ильинскою заимкою, в 8 верстах от Троицкой Селенгинской обители. Русские одолели и милостью Божиею и счастьем великих государей мунгальских людей побили; а остальные отступили и пошли в свой край. В Монголии было тогда нестроение. Очарой-хан, брат Галдана, владельца Джунгарии, возмущавшего Монголию, – устремился на Цецен-хана, чтобы взять под свою власть по крайней мере Халхасских монголов. Ургинский кутукта, чувствуя свою неловкость пред русским послом, представителем Русского царя и московского правительства, желавших с Китаем дружбы, вынужденный бежать из Урги с братом своим ханом принял подданство Китая, и поставлял на вид Головину, что он советовал монголам и китайцам не воевать с русскими; но посол понял двусмысленность поздней оговорки. – Когда Забайкалье успокоилось от такого волнения, – Головин, укрепив стеной Удинск, – под прикрытием 500 казаков, явился под Нерчинск для заключения с Лан-жанем и прочими послами со стороны Китайского царя трактата, в необходимости коего московское правительство убедилось по причине неудач на Амуре и постепенно разгоравшихся неприятельских столкновений с Китаем. Осада и взятие Албазина особенно были неприятны Москве. И вот, в 1689 году наконец состоялось свидание уполномоченных в Нерчинске. Китайцы, по наущению иезуитов, пришли туда с 10.000 войском; русский же посланник, Головин имел лишь несколько сот стрельцов. После долговременных переговоров угрожающее положение первых побудило нашего посла к важным уступкам. Амур, лучшая область русской Азии, был уступлен Китаю. Город Албазин разорен до основания и русские все возвращены в Забайкалье. Нерчинский трактат подписан 27 августа 1689 года. Трактат этот упрочил за Россией монго-бурятов принявших русское подданство, не смотря на интриги Очарой-хана. В январе 1689 г. Головин успел заключить договор с шестью тайшами, бывшими подданными хана Очароя, и может быть участвовавшими в недавнем его походе, о вечном их подданстве Российскому Престолу, с тем, чтоб им с улусниками поселиться около Селенги, платить ясак скотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Но тушетухан ургинский, получив эту бумагу, сказал, что он послать ее в Китай не может, так как ему не написано, что в ней заключается. Посланный таким образом должен был возвратиться назад с бумагой, ничего не сделав. Воевода Полуэктов послал во второй раз с объяснением, что именно и для чего посылается в Китай; но тушетухана на этот раз не было в Урге, «отшел бо был в полки ханския». Воевода послал в третий раз, но и тогда ничего не вышло. Тушетухан прочитал письмо от воеводы, оставил его без внимания, а то что было при письме, послал назад. Наконец св. Иннокентий послал с диаконом Филимоном кроме прежних бумаг еще копию с грамоты, посланной из Китая к тобольскому губернатору Гагарину о том, чтобы прислали в Китай нового начальника миссии вместо умершего Илариона. Тушетухан только теперь сообразил, что дело идет серьезное и хотя не особенно охотно принял диакона Филимона, но грамоты от нашего правительства все-таки послал (18 июля 1722 г.). Во все время этих переговоров св. Иннокентий жил сначала в Троицком Селенгинском монастыре, куда он, взяв одного ученика из монгольской школы при Вознесенском монастыре, отправился вскоре (в марте же) по прибытии в Иркутск. Но здесь св. Иннокентий пробыл недолго и переехал в Селенгинск, чтобы скорее по получении пропуска отправиться в Китай. Итак, тушетухан не особенно охотно послал в Пекин грамоты от нашего правительства, чем ясно показал, что в Пекине произошли перемены в настроении в отношении к иностранцам, и в частности к русским. Мы уже знаем, что перемена к худшему в отношении к иностранцам произошла уже в последние годы царствования Канг-хи (Канси); а его приемник Ионг-Чинг был к ним прямо враждебен. Тушетухан поступал так, как рассказано выше, не сам по себе, а из желания угодить людям, высшим себя. Разумеется, такое поведение тушетухана давало мало надежды, что и в Пекине к посольству отнесутся не лучше. Так и вышло. Ответ из Пекина (от 6 октября 1722 г.) получен был тушетуханом следующий: «Ваш иеродиакон, – писал тушетухан, – привозил письмо ко мне до Богдоханова высочества; и мы то письмо приняв у него с своим стольником Арабдан Цуин Кяем, до Богдоханова лица посылали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕЛЕНГИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Селенгинский Троицкий монастырь. Фото ок. 2011-2012 гг. Селенгинский Троицкий монастырь. Фото ок. кон. XIX-haч. XX вв. Свято-Троицкий храм Троице-Селенгинской обители. Фото 2006 г. Закрытие В 1920 или 1921 году монастырь был закрыт. После ликвидации монастыря Троицкий храм продолжал действовать как приходской, но в конце 1920-х годов был закрыт и он. После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года. По другим данным здания были вначале переданы детскому дому, который занимал их до 1929 года, а после этого строения монастыря пустовали до периода 1932 - 1936 годов, когда в нём размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 года, помещалась детская психоколония Облздрава . Так или иначе, в послевоенные десятилетия в бывшем монастыре было устроено психиатрическая больница для взрослых. После ликвидации монастыря монастырские постройки претерпели значительные утраты и изменения. С конца XX века некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть превратилась в руины. На территории монастыря были построенные в последующие десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории была предельно захламлена - появилось большое количество выгребных ям, туалетов, мусорных отвалов, куч строительного мусора, остатков разрушенных зданий и их стен. В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Однако, за более чем 60-летний период нахождения ансамбля монастыря в ведении Министерства здравоохранения Бурятии, последнее не предпринимало никаких мер по поддержанию, сохранению и реставрации, а произвольно, в нарушение законодательства об охране памятников, меняло облик древних строений. В 1979 - 1984 годах Министерством культуры Бурятии финансировались работы по обследованию и проектировке реставрации строений, но на деле для реставрации не было сделано ничего.

http://drevo-info.ru/articles/24558.html

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь — мужской православный монастырь в селе Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия.Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. При монастыре действует гостиница. Относится к Монастырскому благочинию Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был основан по указу царя Федора Алексеевича членами Даурской духовной миссии 1681 года. Глава миссии игумен Феодосий, иеромонах Макарий и с ними 10 монахов, основав в 1683 году на месте старого монастырского строения (построенного ранее Нерчинскими казаками) обитель, уже в 1684 году возвели первый монастырский храм во имя Святой Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития монастыря, в нем были воздвигнуты храмы святого Архистратига Михаила, Всех Святых, святого Николая Чудотворца. Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собой мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. Административное, культурное и нравственное значение обители для истории края было определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические, государственные деятели, например: прадед А.С. Пушкина — А.П. Ганнибал, крестник Петра I, будущий император России цесаревич Николай II Александрович, подаривший обители «сребропозлащенный» напрестольный крест. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители, по преданию, сохранился источник, освященный святителем.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Селенги...

Свято-Никольский храм. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии 11 мая 1681 года на левом берегу Селенги у речки Пьяной (прозванной так за ее извилистое течение) был основан Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Место было выбрано отнюдь не случайно: ранее здесь уже существовала православная монашеская обитель. По имеющимся сведениям, так называемый старый Свято-Троицкий монастырь был основан еще в первой половине XVII века бывшими служилыми людьми, искавшими монашеского подвига. Существовал ли этот монастырь к моменту прибытия миссии или же пришел в запустение, как полагают некоторые исследователи, – неясно; тем не менее можно с уверенностью утверждать, что Свято-Троицкий Селенгинский монастырь является старейшей православной монашеской обителью к востоку от Байкала. Основанный по благословению самого Патриарха и являвшийся резиденцией главы Даурской духовной миссии, Свято-Троицкий монастырь на протяжении длительного времени подчинялся непосредственно митрополиту Тобольскому. В последующем, по мнению ряда историков, он не находился в ведении Иркутской епархии и оставался на особом положении, напоминавшем ставропигию (вплоть до конца XVIII века). Такое привилегированное положение обители в значительной степени объяснялось ее тесной связью с Духовной миссией в Китае, которая одновременно выполняла также и дипломатические функции. Служение первых православных миссионеров на Забайкальской земле отнюдь не было легким. В монастырском синодике, на основании которого были восстановлены имена членов Даурской миссии, иеромонах Серафим и монах Иоасаф значатся убиенными. Мы не можем, конечно, точно сказать, где и при каких обстоятельствах они погибли, однако вполне возможно, что отец Серафим и отец Иоасаф были мучениками, пострадавшими Христа ради от рук язычников. Ныне это знает только Бог! Основой монастырского хозяйства, с необходимостью устройства которого братия столкнулась сразу по прибытии в Забайкалье, стали богатые природные ресурсы, и прежде всего байкальская рыба. Рыболовные угодья на Байкале тогда уже были известны русским людям, однако до прибытия сюда членов Даурской миссии никто на них свои права не заявлял, и потому с момента основания монастыря и до его разгрома, начавшегося после октябрьского переворота, байкальская рыба была одним из основных источников материальных средств для монашествующей братии. Кроме того, земли вокруг монастыря были свободными, что создавало возможность для развития земледелия, столь необходимого тогда Забайкалью.

http://pravoslavie.ru/3420.html

Успел ли архидиакон Антоний до приезда митрополита побывать в Урге? Времени было достаточно, около пяти месяцев, пока митрополит оставался в Енисейске, на Илиме, по Ангаре, с октября по февраль. Вещи в Ургу до Кутухты, конечно, составляли подарки для этого азиатского властелина, в видах того, чтобы расположить Кутухту и монголов к принятию христианства в приезд свой в Селенгинск. Если бы пришлось митрополиту продолжить путь и далее Селенгинска, до Урги, – и в таком случае митрополит не поставил бы в особенный труд исполнить дело, если бы отверзлась дверь веры. Во всяком случае дружественное сношение с Кутухтой он считал необходимым. Такая предупредительность не могла служить во вред делу Евангельской проповеди. Кутухта, предуведомленный о скором приезде уважаемого им святителя, должен был ответить любезностью со своей стороны. Если сам не решился выехать на встречу или свидание к митрополиту, то наверное выслал в Селенгинск своих представителей для изъявления митрополиту благодарности за подарки и выражения доброжелательства и для обмена мыслей, занимавших обе стороны в предметах веры. Архидиакону Антонию зимним путем легко было добраться до Селенгинска, а в Ургу он мог съездить при содействии Дзаргучея – пограничного начальника; для этого он должен был иметь паспорт за орловою печатью с узлами, для предъявления на Буринском карауле. А исполнить это условие было не трудно, по указанию опыта; и митрополит уже отлично знал об этих порядках как проезжали туда и обратно прежние миссии. Судя по времени и по существу дела, можно принять за достоверное, что Платковский в точности исполнил поручение митрополита о нарочитой поездке в Ургу, к Кутухте. Когда митрополит приехал в Иркутск, то Платковский его встретил в Вознесенской обители и был тотчас же возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Вознесенского монастыря на место архим. Мисаила, снова возвращенного в Троицкий Селенгинский монастырь настоятелем и закащиком Даурской десятины. Платковский сопровождал митрополита за Байкал, в Селенгинск. О вещах для Кутухты нигде уже не упоминается в актах. Следовательно они были доставлены по назначению. Митрополит мог ехать в Селенгинск с полною уверенностью, что Кутухта и монгольские власти уже знают о его апостольском путешествии к пределам их владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010