Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Монастырская ограда. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии В 1681 году по благословению Патриарха Иоакима и всего Освященного Собора Русской Православной Церкви и по решению царя Феодора Алексеевича в Забайкалье была направлена первая православная миссия, в современной литературе обыкновенно именуемая Даурской миссией. Цель миссионеров, «людей духовных… добрых и учительных», определена была Собором следующим образом: «Приехав в Дауры (то есть Забайкалье. – Прим. авт.), в Селенгинском и в иных даурских городах и острожках иноверцев всяких вере к истинной православной христианской призывать, поучая от Божественных Писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и приводить к тому иноверцев, без тщеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления… чтобы от каких слов… иноземцев чем не отлучить, а святого дела не отвратить». Царь особо оговаривал необходимость развития противораскольнической деятельности. В то время старообрядцы, убегая из областей центральной России «в пустынь», порой опережали православное духовенство и мирян. Примечательно, что Собор Русской Православной Церкви, а с ним и государь Феодор Алексеевич, предписывали относиться к людям, живущим на недавно включенных в состав России землях, как к своим братьям, отвергая всякую попытку насилия в деле евангельской проповеди. Возглавил Даурскую миссию, в составе которой было двенадцать человек, игумен Феодосий, один из основателей Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря, человек высокодуховной жизни. Кроме него в Забайкалье отправились иеромонах (впоследствии игумен) Макарий, иеродиакон (впоследствии архимандрит) Мисаил, иеромонах Серафим, два иеромонаха Иосифа, иеродиакон Трифиллий, монашествующие Зосима, Иона, Тихон, Филарет, Иоасаф. Первые миссионеры, призванные благовествовать жителям Забайкалья истинную православную веру, получили от государя и царицы богатые дары, среди которых, вероятно, наибольшую ценность представлял святой крест «сребропозлащенный» с частицами Животворящего древа Креста Господня и мощами многих святых. Также в дар Даурской миссии были преподнесены драгоценные ризы, богато украшенное Евангелие и многое другое. Миссионерам было велено основать на Селенге, в том месте, которое они сами сочтут удобным, монастырь во славу Живоначальной Троицы.

http://pravoslavie.ru/3420.html

Еще при жизни своей, находясь на пути в Россию, в Тобольске игумен Феодосий рекомендовал Тобольскому митрополиту Игнатию преемником себе иеродиакона Мисаила, также одного из двенадцати прибывших из Москвы миссионеров, который, по возведении в сан архимандрита, и был назначен настоятелем Троицкого Селенгинского монастыря и начальником миссии. Возвратясь из Тобольска в Даурию, архимандрит Мисаил продолжал миссионерскую деятельность в том же духе и направлении, в каком действовал его предшественник, игумен Феодосий. Известно также, что архимандрит Мисаил прилагал особое попечение о внешнем благоустройстве Троицкого и Посольского монастырей. В первом монастыре он в 1719 г. выстроил храм во имя Всех Святых, а во втором, Посольском монастыре, существовавшую там часовню обратил в церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы чрез пристройку к часовне алтаря. 52 Здесь надобно заметить, что Посольский монастырь, доселе составлявший отделение Селенгинского монастыря, в самом начале XVIII столетия, нашел себе щедрого благотворителя в «лице купчины Григория Афанасьевича Осколкова», по ходатайству которого этот монастырь в 1713 году получил самостоятельность и особый надел земельных угодий, 53 в дополнение к наделу, который был дан Посольскому монастырю еще в 1709 г., по ходатайству того же купчины Осколкова. 54 Второй начальник Даурской миссии архимандрит Мисаил скончался в 1742 году, в глубокой старости, 110 лет от роду. Он пережил всех своих «братов», прибывших с ним в Даурию из Москвы. В чем и как выразилась миссионерско-просветительная деятельность Селенгинского и Посольского монастырей и обитавших в них миссионеров? Для ответа на этот вопрос сохранилось до нашего времени весьма немного известий случайного и общего характера. В ведомости за 1737 год, составленной и подписанной упомянутым выше архимандритом Мисаилом и касающейся состояния Даурской миссии с самого ее возникновения за Байкалом, 55 между прочим, говорится: в толикие многие годы неверных крестилось не малое число, а сколько именно, про то неизвестно, понеже в вышеупомянутом пожаре (в 1728 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В селе Мостовка в Бурятии открыли монастырский центр гуманитарной помощи 25 мая 2021 г. 10:24 В селе Мостовка Прибайкальского района Республики Бурятия освятили и открыли центр гуманитарной помощи. Это благотворительный проект социальной службы Свято-Троицкого Селенгинского монастыря Улан-Удэнской епархии , который направлен на поддержку людей в сложной жизненной ситуации. Здесь нуждающиеся люди смогут получать вещевую и продуктовую помощь. «Безработица, низкий уровень жизни населения нашего экономически неблагополучного региона делают актуальной реализацию этого и подобных проектов на территории, окормляемой монастырем. Мы благодарим всех, кто оказывает нам поддержку, жертвователей и благотворителей. Это очень нужное начинание для помощи нашим подопечным», — рассказала руководитель проекта, помощник наместника Селенгинского монастыря по социальной деятельности Елена Скиба. В 2018 году администрация села Мостовка выделила Свято-Троицкому монастырю помещение для центра гуманитарной помощи. Силами братии, прихожан и паломников в помещении был сделан ремонт, установлено необходимое оборудование. Во время подготовительных работ по открытию гуманитарного центра сотрудники социальной службы монастыря не прекращали помогать нуждающимся людям — они получали вещевую и продуктовую помощь. Также при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в марте 2021 года было сформировано и передано малоимущим, многодетным семьям и людям в сложной жизненной ситуации 169 продуктовых наборов. Стоимость каждого набора — 1000 рублей. Кроме того, на 30 тысяч рублей были закуплены и переданы продукты в православный центр помощи и реабилитации граждан «Красноярово» при храме в честь иконы Божией Матери «Владимирская» в селе Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия. Ежемесячно в гуманитарном центре Свято-Троицкого Селенгинского монастыря помощь получают до десяти нуждающихся семей. За девять лет количество церковных центров гуманитарной помощи возросло с 66 до 219. Сотрудники гуманитарных центров помогают тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации — многодетным семьям, одиноким мамам, бездомным, людям с инвалидностью, пожилым, погорельцам. Здесь можно получить продукты, вещи, гигиенические наборы, коляски, детские кроватки и другие необходимые вещи. Помощь предоставляется бесплатно вне зависимости от гражданства и вероисповедания. Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви» , в группе Синодального отдела в  Facebook ,  VK ,  ОК , в  Уоитиве-канале  и аккаунте Отдела в  Instagram . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

116 Кажется иеромонах Лаврентий был сын духовника Преосвященного, иеромонаха Корнилия Бобровникова (после вдовства принявшего иноческий чин), потому что иногда называет его отцом своим, если это не в смысле всыновления монашеского. 117 В указе Св. Синода от 31 декабря 1727 г., последовавшием вследствие представления митрополита Тобольского Антония между прочим и о том, чтоб Селенгинский Троицкий монастырь оставить за ним, митрополитом, ни слова не сказано ни в утверждение, ни в отрицание этого пункта. На какое же он ссылается синодальное повеление? 118 Действительно, с первого взгляда кажется странным, что Святитель Иннокентий настойчиво удерживал за собою Селенгинский монастырь, несмотря на уступчивость свою в других отношениях. Но: 1) как выше замечено, в указе Синода о разделе епархии не было буквального упоминания, что Селенгинский монастырь оставлялся в распоряжение Тобольского митрополита, и это не без причины. Оставлением Селенгинского монастыря, находящегося в центре Иркутской епархии, за митрополитом другой епархии Св. Синод впал бы в противоречие е определением собора, бывшего при патриархе Иоакиме в 1675 г., где сказано, чтобы никто из архиереев не имел в чужой епархии подвластных себе церквей и монастырей (Акт. Истор. Т, IV. 253). Следовательно, не Святый Иннокентий презирал определение церковное, а сам Преосвященный митрополит Антоний. 119 Преосвященного Антония могли сделать более меры гневным предшествовавшие обстоятельства. В полном собрании законов известен переговор о нем Св. Синода с Петром I. Святейший Синод: Черниговский Архиепископ, ежели получил прощение, в свою ему Епархию оного отпустить ли? Император: лучше определить в Тобольск... а его словами в духовном собрании наказать, дабы впредь такого защищения за возмутителей не дерзал чинить, и потом отпустить. 7-й докладн., пункт 14 февраля 1721 г. 120 Сенат при Петре именовался Правительствующим, Екатерина I указом 14 марта 1726 г. велела ему именоваться Высоким; а при Императрице Анне Иоанновне он опять именовался Правительствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На вопрос святителя, сидеть ли ему в Селенгинске, Святейший Синод указом, полученным святителем в октябре 1723 года, велел ему иметь пребывание в Селенгинске и поступать, применясь к обстоятельствам. Но обстоятельства не улучшались, как доносил он Святейшему Синоду; китайцы не пропускали ни его и никаких писем, ни из России в Китай, ни из Китая в Россию. А между тем нужда в содержании святителя и свиты более и более увеличивалась. «Что мя хощет Святейший Синод творить и куда обратить? Ибо зело печален есмь, неведая пути, в оньже войду», писал святитель в Святейший Синод. Жалованья за истекший 1723 год Иркутский воевода не выдал и впредь не обещал выдавать, потому что посольства в Китай не приняли. «А как и куды вещи идут, Бог весть, сколь долго и мне зде жить будет», говорил в донесении св. Иннокентий. «Прошу слёзно милостивейшее призрение ко мне странному иметь», писал в марте 1724 года о жалованьи. Скорбна была жизнь святителя в Селенгинске. Не получая жалованья, он содержал себя и свиту не большими подаяниями русских купцов; свита занималась рыболовством, и тем кормилась; изношенное платье сам сватитель чинил себе, а каждый из свиты сам о себе заботился. Так говорит предание. Святитель находил утешение в молитвах и богослужении, которое он совершал в старом Селенгинском соборе. Но нужда заставила святителя жить со свитой на даче св. Троицкого Селенгинского монастыря. К стати и настоятель этого монастыря, архимандрит Мисаил, был муж благоговейный и глубоко уважал святителя, и потому·с радостию давал ему приют на своей пустынной даче. Эта дача находилась на левом берегу реки Хилка. Против села Красноярского, стоящего на левом берегу реки Хилка. На монастырской даче был храм. В нём святитель Иннокентий изливал пред Богом свои скорбные молитвы. Там он подвизался в уединении преподобными своими подвигами. А чтоб недаром есть монастырский хлеб, он и его диакон написали для храма много икон. Эти иконы весьма хорошо написаны и большого размера. К сожалению этот храм, свидетель молитв и трудов святителя Иннокентия, по причине наводнения реки Хилка, от обрыва берега, принуждены были в последствии перенести в стоящее за рекою село Красноярское.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Не потому ли, что Норицын писал плохо, а почерк Образцова не нанес бы бесчестия каллиграфии и наших времен. И вообще все ученики основанной святителем школы писали очень хорошо – чисто и четко. 67 Иеромонах Лаврентий был сын духовника Преосвященного Иеромонаха Корнилия Бобровникова (после вдовства принявшего иноческий чин); служившего до монашества при Балаганской Спасской церкви под именем священника Козьмы Бобровникова. 70 Регулы сии утвержденные Петром I-м следующие: 31. Монахом во грады и веси кроме общей потребы, не исходити из Монастыря. Исходите же на сие определенным по общему избранию, и за нуждею не без подорожной от настоятеля данной. 32. А в другую епархию и в Царствующий град посылаемым монахом коей-либо нужды ради, не довольно имети от своего настоятеля подорожную, но должен имети и от своего Епископа подорожную. 74 Преосвященный Митрополит как-будто забыл, что монгольская в Иркутске школа была исключительное, на особых условиях, на которых и основал свои требования Преосвященный Иннокентий, учреждение, и никак не подходила под общую категорию с церковными школами при архиерейских домах. 76 В указе Св. Синода 31 Декабря 1727 года, последовавшем вследствие представления Митрополита Тобольского Антония между прочим и о том, чтоб Селенгинский Троицкий монастыре оставить за ним Митрополитом, ни слова не сказано ни в утверждение ни в отрицание этого пункта. На какое же он ссылается Синодальное повеление? 77 Действительно, с первого взгляда кажется странным, что Святитель Иннокентий настойчиво удерживал за собою Селенгинский монастырь, не смотря на уступчивость свою в других отношениях. По 1.) как выше замечено, в указе Синода о разделе Епархий не было буквального упоминания, чтоб Селенгинский монастырь оставался в распоряжении Тобольского Митрополита, и это не без причины. Оставлением Селенгинского монастыря, находившегося в центре Иркутской Епархии за Митрополитом Другой Епархии, Св. Синод знал бы в противоречие с определением собора, бывшего при патриархе Иоакиме в 1676 году, где сказано, чтобы никто из архиереев не имел в чужой Епархии подвластных себе церквей и монастырей (Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отправляя Д. д. м. из Тобольска в Забайкалье, Сибирский и Тобольский митр. Павел 13 и 15 мая 1680 г. дал ей наказ: «Приехав в Дауры, в Селенгинском и в иных даурских городех и острожках иноверцов всяких вер к истинней православной христианстей вере призывати... со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестити их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и приводити к тому святому и Божию делу иноверцев без тчеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления» (цит. по: История Рос. духовной миссии в Китае. С. 42). В наказе митр. Павла также содержалось благословение основать на р. Селенге или в к.-л. др. удобном месте мон-рь во имя Св. Троицы. В Забайкалье члены Д. д. м. прибыли, по-видимому, весной 1681 г. и сразу приступили к устройству Селенгинского во имя Св. Троицы мон-ря при построенной в 1675 г. отставными нерчинскими служилыми людьми Никольской ц. в с. Ср. Заимка (совр. с. Троицкое). 31 янв. 1684 г. в обители был освящен деревянный храм во имя Св. Троицы, 9 мая следующего года - храм во имя свт. Николая Чудотворца. Окончательно мон-рь был устроен к 1690 г. В обитель поступили вклады деньгами, утварью, книгами и облачениями от царя Феодора Алексеевича, царицы Марфы Матвеевны, тобольского воеводы и стольника Ф. А. Головина, к-рый побывал здесь в авг. 1687 г. В 1689 г. на нужды Д. д. м. было выделено пособие из казны. Живя в Селенгинском монастыре, игум. Феодосий начал устройство еще одной муж. обители - на Посольском мысу на оз. Байкал (см. Посольский в честь Преображения Господня мон-рь ), где вблизи бывш. острога Усть-Прорва находились могилы рус. посла Е. Заболоцкого и членов его посольства, убитых 7 окт. 1650 г. Игум. Феодосий прислал сюда из Селенгинского мон-ря иером. Макария, старца Филарета и иером. Трифиллия. По нек-рым данным, свою деятельность на Посольском мысу иноки начали с сооружения (или возобновления) часовни над могилами членов посольства. 2 нояб. 1699 г. Сибирский и Тобольский митр. Игнатий (Римский-Корсаков) разрешил к часовне «святой олтарь прирубить… и церковь освятить во имя Пресвятые Богородицы Честного Ея Знамения». Тогда же вокруг церкви была сооружена деревянная ограда, внутри к-рой стояли монашеские кельи. В отличие от Селенгинского мон-ря, к-рому были выделены средства из казны, Посольскому мон-рю денег «на строение монастырское... не дано, и лес на строение церковное и монастырское возили собою, а питатца тем монахам нечем и литургии служить нечем же» (челобитная Г. А. Осколкова 1707 г.- АИМРБ. ОС-Ф. 9629-22).

http://pravenc.ru/text/171434.html

В Бурятии начнется реконструкция Троицко-Селенгинского монастыря 24 августа 2006 г. 18:38 В конце года в Прибайкальском районе Бурятии должна начаться реконструкция Троицко-Селенгинского монастыря, где до недавнего времени располагалась психоневрологическая больница. Как сообщил благочинный Бурятского округа Читинской епархии отец Олег Матвеев, перенесение больницы из монастыря началось три года назад — для этого в с. Новая Брянь переоборудовали одну из школ. В настоящее время в новое здание переехали почти все службы психоневрологической больницы — в стенах монастыря остались два отделения (30 человек), которые будут переведены до конца года. Настоятелем в Троицко-Селенгинский монастырь назначен иеромонах Алексей Ермолаев, который был настоятелем Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Как сообщил консультант комитета по межнациональным отношениям и связям с общественными религиозными организациями и информации администрации президента и правительства республики Бурятия Анатолий Жалсараев, в 2006 году на реставрацию памятников истории и культуры республики было выделено из федерального бюджета 15 млн. рублей. Из них 5 млн. рублей потрачено на реконструкцию Иволгинского дацана (Иволгинский район) и 10 млн. рублей направлено на воссоздание и реконструкцию объектов Русской Православной Церкви. В частности, на эти деньги предполагается реставрировать Ильинскую Богоявленскую церковь, которой в этом году исполняется 200 лет. Часть средств будет направлено на реконструкцию Троицко-Селенгинского монастыря. Селенгинский Свято-Троицкий (или Троицко-Селенгинский) мужской монастырь был основан в первой половине 80-х гг. XVII века. Это первый монастырь, появившийся на территории от Урала до Дальнего Востока. Основателями монастыря стали члены первой Духовной миссии в Забайкалье. Братия обители должна была содействовать распространению Православия среди аборигенного населения в недавно присоединенном к Российскому государству Забайкальском крае. С момента своего появления монастырь стал главным из забайкальских и одним из значимых в Иркутской епархии . Regions.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/135525.htm...

На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович). Сразу по Пасхе, на Светлой седмице, владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в страну неведомых хинов. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд. В то время в Пекине неожиданно большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. И повод для отказа был найден. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван «богдо» — то есть «великий», а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно. В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, а назначено ему было 1500 рублей в год, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. «Где мне главу преклонити и прочее жития моего время окончати Святейший Правительственный Синод заблагорассудит? — писал он в Синод. — Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад... понеже и лисы язвины имут на починок, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюсь бо со двора на двор и и из дому в дом переходящи».

http://pravicon.com/info-2437

Вологодская Покровский-Паисиев-Угличский С.-Петербургская Посольский-Спасо-Преображенский Костромская Преображенский-Вятский Московская Происхожденский-Крестовоздвиженский Владимирская Раифская-Богородицкая Рязанская Рождественский-Богородицкий-Белгородский Новгородская Рождественский-Богородицкий-Ростовский Вологодская Свенский-Успенский-Брянский Костромская Святогорский-Успенский Орловская Седмиозерная-Богородицкая-Вознесенская Пензенская Сковородский-Михаиловский Воронежская Снетогорский-Рождество-Богородицкий Симбирская Сокольницкий-Николаевский Ярославская Спасо-Великопустынский Забайкальская Спасо-Геннадиев Вятская Спасо-Каменный Нижегородская Спасо-Мирожский Спасо-Преображенский-Енисейский Казанская Спасо-Преображенсвий-Белевский Курская Спасский-Муромский Спасский-Арзамасский Ярославская Спасский-Симбирский Спасский или Спасо-Преображ.-Старорусский Орловская Спасский-Преображенский-Севский Псковская Страстный-Богородицкий-Московский Казанская Толгский-Пречистой Богородицы Троицкий-Муромский Новгородская Троицкий-Селенгинский Псковская Троицкий-Чебоксарский Троицкий-Курский Новгородская Троицкий-Севский Псковская Троицкий-Пензенский Ярославская Троицкий-Алатырский Вологодская Троицкий-Смоленский Псковская Троицкий-Истобенский Енисейская Троицкий-Козловский Тульская Троицкий-Кондинский Владимирская Троицкий-Мангазейский-Туруханский Нижегородская Троицкий-Преображенский-Тюменский Симбирская Троицкий-Рафаиловский Новгородская Троицкий-Селижаровский Троицкий-Сергиев-Великолуцкий Орловская Троицкий-Устькиренский Московская Троицкий-Усть-Павловский Троицкий-Яблонов-Елецкий Ярославская Успенский-Тульский Владимирская Успенский-Богородицкий-Старицкий Забайкальская Успенский-Богородицкий-Каргопольский Казанская Успенский-Орловский Курская Успенский на Курцове-Холмогорский Орловская Успенский-Горицкий-Староладожский Пензенская Ферапонтов-Белоезерский-Мартемианов Симбирская Хотьков-Покровский Смоленская Христорождественский-Тверской Вятская Христорождественский-Уфимский Тамбовская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010