Наглимозеро, озеро. Наглимозерская (Аглимозерская) Артова мужская пустынь. Агимозерская пустынь /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1650. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, оз. Наглимозеро Координаты: 61.774733, 37.948029 Проезд:Тропа от северной оконечности Морщихинской (Лёкшмозеро) отмечена указателями " Тропа Предков " , через 4 км выводит к мостику на остров на Наглимозере. Далее по острову по заросшей тропе 2 км, крест и келейный домик находятся на берегу небольшой лахты в юго-западной части острова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бывшая Наглимозерская Артова мужская пустынь основана иноком Тимофеем в середине XVII в. В 1765 г. преобразована в приписную церковь. В начале XIX в. построена Тихвинская каменная церковь с Неопалимовским и Никольским приделами, разрушена в 1930-х гг. На месте церкви на высоком лесистом холме на рубеже XX-XXI вв. поставлен мемориальный крест. Внизу на берегу Наглимозера частично сохранилась историческая деревянная постройка, на вид не моложе первой половины XIX века. Постройка была двухчастной, сохранилась западная часть. Работники Каргопольского сектора Кенозерского Парка используют ее для размещения туристов, и называют " келья последнего монаха Аглимозерской пустыни " . Наглимозерская (Аглимозерская) Артова пустынь была основана в 1-й половине XVII в. в Каргопольском уезде, в 60–65 верстах к северо-западу от Каргополя, на острове небольшого озера Наглимозеро (в юго-западной части современного Кенозерского национального парка). В 1702 г. она была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю (Строкиной пустыни). Монашеская жизнь прекратилась здесь еще до секуляризационной реформы 1764 г., а с 60-х гг. XVIII в. пустынь была превращена в приходскую церковь. Монастырские здания были уничтожены в 1930–1931 гг. Историческое сведение об Аглимозерской пустыни Карг[опольского] уезда.

http://sobory.ru/article/?object=32902

Пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Казанская церковь, Свято-Казанский храм Карта и ближайшие объекты На месте деревни Пустынь, находящейся в 4 верстах от д.Шоды на берегу реки Андобы(Андомы),в прошлом существовал небольшой мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, прекративший своё существование, по-видимому, в конце 16 века. В начале 17 века на месте монастыря уже находился погост. В 1629-1630 гг. погост был " пуст " ,в нём значилось " место церковное Успения Пречистой Богородицы " .Позднее на месте монастыря возникла деревня, в названии которой сохранилась память о бывшей здесь обители ( " пустынь " -это небольшой монастырь). На месте прежнего монастырского храма в 18-19 веках стояла уже деревянная часовня. Отец Иаков Нифонтов писал: " Деревни Пустыня и Колгора принадлежали прежде (до секуляризационной реформы 1764 г.) Троице-Сергиевой Лавре. В Пустыни хранится предание, что здесь был Успенский монастырь, на месте которого находится теперь часовня; от времени монастыря уцелело несколько икон и кадило. Кругом часовни заметны могилы, теперь большей частью запаханные, охотники ищут в них клады, но напрасно. Есть такое предание, что Успенскую церковь разорили недобрые люди " ... Большинство жителей Пустыни издавна были старообрядцами. В начале 20 века, после легализации старообрядчества, стоящую здесь часовню перестроили в одноглавую старообрядческую церковь, освящённую в 1908 году в честь Казанской иконы Божией Матери. В конце 20-х годов 20 века Пустынь посетил некрасовед А.В.Попов, который позднее писал: " Около Шоды, деревни полностью старообрядческой, километрах в 3-4 была также старообрядческая деревня с характерным названием " Пустынь " . В 1927 и 1928 годах я видел здесь ранним утром, как по унылому звону маленькой церкви или часовни из всех дворов направлялись к ней женщины, " обряженные " в чёрное, точно живая картина в стиле Нестерова или Васнецова " . В нач.70-х годов 19 века в Пустыни было 19 дворов, в которых проживало 130 человек. В нач. 20 века в Мисковской волости неуклонно расширялась сеть земских школ. Вслед за старейшим училищем в Мискове, открытом ещё в 1850 году, новые школы появились: в Вёжах (1868 г.), в Жарках (1876 г.), в Куникове (1879 г.), в Буграх (1905 г.), в Пустыни (1910 г.). В конце первого десятилетия 20 века действовавшее при Костромской епархии Феодоровско-Сергиевское православное братство решило построить в издавна населённой старообрядцами Пустыни деревянную единоверческую церковь. Старый иконостас, киоты и часть образов для неё пожертвовал причт церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Костроме. Храм в Пустыни во имя прп. Сергия Радонежского был освящён в 1911 г. В 1935 г. церковь эта была закрыта и там открылся клуб.

http://sobory.ru/article/?object=23807

В разных исторических источниках это сооружение имеет свое наименование. Так, например, в «Историческом описании Крестного Онежского второклассного монастыря» 1902 г. обозначено как Усыпальница настоятелей монастыря (стоит заметить, что в списках настоятелей монастыря упоминается имена трех настоятелей, окончивших свой земной путь и похороненных непосредственно на Кий-острове, – архимандриты начала XIX в.: Никон, Кирилл и Амвросий). В целом ряде других источников, в том числе и архивных, это место обозначено как часовня Ярен(г)ских Чудотворцев. Дело в том, что в середине XVIII столетия в Крестный монастырь была перевезена гробница прп. Иоанна Яренгского (память 3/16 июля и 9/22 августа) – святого, над мощами которого на Летнем берегу Белого моря в начале XVII в. был основан Спасо-Преображенский монастырь, впоследствии приписанный к Соловецкой обители и закрытый после секуляризационной реформы 1764 г. Отметим ряд фактов. Во-первых, Иоанн Яренгский почитался и был канонизирован «в паре» с Лонгином Яренгским, так как они оба, будучи насельниками Соловецкого монастыря, погибли в шторме 1561 г. и их тела были вынесены на берег и обретены нетленными. Во-вторых, не очень понятно, почему в Крестный монастырь была перенесена лишь деревянная гробница с ликом св. прав. Иоанна Яренгского, а не его мощи. Заметим также, что гробница в усыпальнице-часовне была помещена на камень местного производства более сажени в длину (сохранился до нашего времени; существует мнение, что этот камень является престолом Крестовоздвиженского собора, как известно устроенного Патриархом Никоном из кийского гранита в форме Гроба Господня), на котором первоначально находилась главная святыня Крестного монастыря – кипарисовый Крест, изготовленный в Палестине и доставленный в монастырь торжественной церемонией. Надо сказать, что Крест, широко известный в церковной среде, всегда был предметом особого почитания, что отразилось в его особом оформлении в Крестовоздвиженском соборе. Значительный интерес представляет мраморный киот для Креста, подаренный Кийскому монастырю архиепископом Олонецким (впоследствии Донским митрополитом) Игнатием (Семеновым), уроженцем Архангельской земли. Этот киот, состоявший из 14 элементов черного и розового мрамора общим весом 462 пуда (7,4 т, стоимость работ составила 5000 руб.) был изготовлен на Карельских мраморных заводах и установлен в Крестной обители в 1844 г. До наших дней сохранились незначительные детали этого произведения искусства русских каменотесов.

http://sobory.ru/article/?object=17151

Дыдылдино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1745 и 1748. Год утраты:приблизительно 1933 (разобрана) Адрес: Россия, Московская область, Ленинский район, село Дыдылдино Координаты: 55.54157, 37.738575 Проезд:от м. " Домодедовская " автобусом 364 до остановки Таболово, далее пешком на юг 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старинное село Дыдылдино расположено на одном из холмов Теплостанской возвышенности, на левом берегу небольшой речки Купелинка, левого притока Битцы (Москворецкий бассейн). Своё название, как предполагают исследователи, село получило либо от личного имени Дыдылда (то же, что Дылда), либо от фамилии Дыдылдин. Первые сведения о селе относятся к 1627 году, когда в писцовой книге Дыдылдино значится селом с деревянной церковью во имя Илии пророка. Уже в то время было написано, что она «ветха, обвалилась». А из книг Патриаршего казённого приказа мы узнаем, что в 1631-1632 годах в селе была построена новая церковь во имя того же Илии пророка, и при этом всё село в XVII - первой половине XVIII веков была вотчиной Вознесенского Московского девичьего монастыря. После секуляризационной реформы Императрицы Екатерины II 1764 года, уничтожившая монастырские вотчины, село было отписано в Казну, а крестьяне стали государственными. В 1745-1748 годах в Дыдылдине была построена новая деревянная клетская ярусная холодная церковь типа " восьмерик на четверике " на каменном фундаменте с колокольней. Посвящение новому храму было дано в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Почему приход храма был переосвящён, из найденных документов установить пока не удалось. В то время в селе проживали 85 душ мужского пола. Новая церковь постепенно ветшала. Приход села Дыдылдина был бедным. Об этом свидетельствуют данные за разные годы XIX века. Именно поэтому прихожане не могли своевременно ремонтировать свою церковь.

http://sobory.ru/article/?object=61009

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, освящённая в честь Богоявления Господня, ведёт свой отсчёт с момента основания обители, т.е. со второй половины XVI века. По освящению этого главного храма была названа обитель. Несмотря на то, что в 1-й пол. XVII века Кожеезерский монастырь был один из богатейших в Поонежье, а в 1643 -1646 годах в нём настоятелем был будущий патриарх Никон, упразднён монастырь был во время секуляризационной реформы Екатерины II, разделив печальную судьбу многих обителей того времени. С 1764 года его храмы становятся приходскими, но из-за отдалённости монастыря от деревень приход был крайне мал, состоящий только из местных жителей, оставшихся после закрытия монастыря. Деревянные храмы постепенно ветшали, поэтому в 1845 году они становятся приписными. Вскоре стали задумываться об открытии монастыря. В 1849 году, приехавший в бывшую Кожеезерскую обитель о. Митрофан с послушником Троице-Сергиевой Лавры Львом, увидели одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами прп. Никодима Кожеезерского. В мае 1851 года по указу Священного Синода монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. Первую деревянную церковь в возрождённом монастыре построили в 1887-1889 годах и освятили в честь Богоявления Господня. Это был зимний клетский ярусный храм, четверик которого был увенчан небольшим световым восьмериком под луковичным куполом. Храм имел шатровую одноярусную колокольню, стоящую над папертью. Высота колокольни - 6 сажен 1 аршин (13,5 м). Церковь, согласно страховой оценке 1910 года, стояла на булыжном фундаменте, стены снаружи и внутри были обшиты тёсом и крыты железом. Длина храма с колокольней составляла 10 сажен 2 аршина (22,7 м), наибольшая ширина - 6 сажен (12,8 м), высота до карниза - 3 сажени (6,4 м). На ней стояла 1 большая глава и 1 малая. Больших окон в стенах было 12, а на световом барабане - 8 малых.

http://sobory.ru/article/?object=61137

Козельск. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты История Вознесенского монастыря берет свое начало в 1499 году. Именно тогда инокини, проживавшие прежде в Оптиной Пустыни, были выведены в Козельск, где и основали обитель. В 1610 году она была разорена, но вскоре восстановлена. В числе прочего, выстроена каменная пятиглавая церковь Вознесения Господня. Как и прежде, она является «сердцем» монастыря. По разным сведениям, храм был основан в 1620 году и на данный момент является самой древней постройкой города. Это очень редкий памятник архитектуры, так как в первые годы после Смутного времени в истерзанной стране строили мало и церкви были очень скромны. После ухода самозванца Лже-Дмитрия II Вознесенский храм имел шатровую колокольню, отдельно стоящую перед западным входом. В 1740 году была построена трапезная, что по ошибке считается временем построения церкви. Также в состав обители входил храм Василия Великого (Георгия Победоносца, Преображения Господня) 1746 года основания. Он возведен из кирпича на средства Матрёны Ивановны Воейковой. А в 1779 г. при благотворительной помощи Желябужских сооружены объёмные пристройки, после чего трапезная стала, как и настоящая часть, двухэтажной. Весь же храм был шестипрестольным: на нижнем этаже располагались приделы Георгия Победоносца и Иоанна Предтечи; на верхнем – Василия Великого (главный, в настоящей части), Преображения Господня, Казанской Богоматери и Параскевы Пятницы. 4 престола находились в трапезной. Четырёхъярусная колокольня выстроена в 1835 году. Завершена восьмериком с куполом. Некоторые историки «приписывают» монастырю и ныне функционирующую Никольскую церковь (1740 г.). Она расположена на противоположной стороне улицы Земляной Вал. Надо отметить, что история Вознесенского храма, как и монастыря в целом, наполнена различными событиями. Церковь то приходила в упадок и буквально разрушалась, то вдруг возрождалась вновь. Так, в 1760 году пожар города Козельска привел к серьезным повреждениям в конструкции храма. А спустя четыре года в рамках секуляризационной реформы Екатерины II монастырь упразднили, и Вознесенская церковь была обращена в приходскую. В ней хранились такие монастырские реликвии, как: оловянный ковчег, Синодик, переписанный в начале XVIII в. с древнего оригинала, Евангелие 1703 г. с надписью: «1711 г. апреля в 18 день сие Св. Евангелие с ковчегом дал стольник Авраам Феодорович Лопухин в Козельск в Вознесенский девичий монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=27797

Псков. Церковь Воскресения Христова со Стадища. Автор: Василий Шелёмин Снято: 20 марта 2010 Добавлено: 26 июня 2010 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения со Стадища. 1532 г. — 19 в. ул. Набат, 4а Девичий Воскресенский монастырь стоял на Запсковье, на перекрестке улиц Воскресенской и Званницы (Леона Поземского). Храм принято датировать 1532 г., на основании сообщения летописи о пожаре в монастыре, во время которого каменный храм «не доделан бысть». Позднее церковь также неоднократно перестраивалась. Древний четверик храма четырехстолпный, трехапсидный, перекрыт слитными сводами (с невыявленными подпружными арками), установлен на подклет. Крыльцо со столпами, притвор, звонница, южный придел и северная часть церкви относятся к 17–18 векам. Звонница на притворе вначале имела два пролета, третий добавили в 19 веке. Несмотря на некоторое огрубление форм, заметное, впрочем, больше в интерьере, Воскресенская церковь очень выразительна, прекрасно, по–псковски скомпонована. Тяжеловесность храма, вырастающего из небольшого холма, придает его архитектуре еще большую цельность и выказывает народный, полный практической сметки вкус. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Необычное название псковской церкви " со Стадища " объясняется просто: так прежде называлась местность, где располагалась Воскресенская обитель, о которой письменные источники впервые упоминают в связи с городским пожаром в 1458 году. Здесь и была построена на небольшом холме деревянная церковь Воскресения Христова. В 1532 году огненная стихия разыгралась в очередной раз, и храм полностью сгорел. Новое здание, возведённое на её месте в том же году, было уже каменным. Примечательно, что Ю.П. Спегальский датирует его на полвека позже - между 1585-м и 1587 годами. Воскресенский девичий монастырь закрыли в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, и храм получил самостоятельный приход, а спустя четверть века был приписан к соседней церкви Варлаама Хутынского. Над зданием Воскресенской церкви тучи периодически сгущались из-за технического состояния его помещений. С приходом XIX века власти вообще вознамерились его сносить, но Синод в очередной раз отстоял храм. Однако с этим зданием действительно нужно было что-то делать, и в 1880 году здесь начались реставрационные работы, в ходе которых в храме появился новый красивый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01061

Усвятье. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1803. Год утраты:приблизительно 1925 Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, деревня Усвятье Координаты: 54.937206, 33.10902 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Старинное село (ныне - деревня) Усвятье, стоящее на Старой Смоленской дороге, ведущей из Москвы, раскинулось по холмам Смоленско-Московской возвышенности по левобережью небольшой речки Ужа, левого притока Днепра. Деревня находится в географическом центре Смоленской области, в современных её границах, о чём повествует обелиск, установленный около деревни. Первое упоминание о селе Усвятье относится к 1621 году. По местному преданию, название восходит к святому роднику, называемый местными жителями Святым ручьём. По преданию, на этом месте некогда стоял храм, который ушёл под землю. Рассказывают, что в ясную солнечную погоду можно услышать звон его колоколов. Святой ручей почитается целительным и чудотворным. Выбивается он в глубоком овраге левого склона р. Ужи, в урочище Пески, что в 1,4 км юго-западнее села. 16 марта 2020 года святой источник был освящён митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором. У родника построена купель. С древних времён в селе стоял храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, или, как его в народе называли, " Иван Святой " . Владельцами Усвятья в первой половине XVII века были бояре Салтыковы. В их родовом имении Бизюково, находящееся в 5 верстах к северо-востоку от Усвятье, наследниками боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне, в начале 1640-х годов был основан Бизюков Крестовоздвиженский мужской монастырь. После того, как один из основателей монастыря Фёдор Михайлович Салтыков в 1648 году принял монашеский постриг, всё своё имение, включая село Усвятье, он отписал монастырю, который владел селом до секуляризационной реформы 1764 года.

http://sobory.ru/article/?object=61079

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь во имя Архистратига Михаила и Прочих Небесных Бесплотных Сил Карта и ближайшие объекты Михайло-Архангельская церковь 1795 г. Она самая поздняя из Усть-вымских церквей, и в ее облике чувствуется влияние классицизма. Храм бесстолпный, круглый в плане, одноэтажный, скромных размеров. Алтарь и паперть - полукруглые, трапезная квадратная. Фасад декорирован очень скромно. С северной стороны храм украшают две колонны тосканского ордера. Завершение храма традиционное для местных церквей - многоярусное с маленькой луковичной главкой. По сравнению со Стефановской церковь Михаила Архангела выглядит более изысканной, «франтоватой». В настоящее время в здании церкви - экспозиция Усть-Вымского музея -заповедника. Многочисленные экспонаты рассказывают об истории села с древнейших времен до наших дней. Источник: сайт монастыря Возникновение первой церкви Михаила Архангела в с. Усть-Вымь связано с эпохой миссионерского служения Святителя Стефана Пермского, Просветителя зырян. С 1384 года Святитель приступает к храмовому обустройству Епархии. На месте срубленной св. Стефаном прокудливой берёзы – кумирницы язычников был построен православный храм и освящен в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных и устроен Михаило-Архангельский мужской монастырь. Этот монастырь стал резиденцией пермских епископов до перенесения кафедры в Вологду (сер. XVI в.). В монастыре существовала школа, где обучались зырянские дети и готовились кадры священнослужителей для епархии. С начала XVII века монастырь постепенно пришёл в упадок и до секуляризационной реформы 1764 года периодически возобновлялся как Усть-Вымская Архангельская пустынь.  С упразднением пустыни Михаило-Архангельский храм становится приходской церковью. К концу XVIII века –он единственный из усть-вымских храмов в деревянном исполнении. В 1786 году по грамоте Преосвященного Иринея вместо ветхого деревянного храма возводится каменный. При разборке деревянного храма был обнаружен истлевший пень необыкновенно крупной берёзы. К 1795 году храм был возведен под крест. Внутренние работы продолжались до 1806 года. Роспись храма выполнял косланский иконописец Яков Попов. 25 января этого же года новоустроенный приходской храм был освящён во имя Михаила Архангела. В 1854 году Михаило-Архангельский приход по распоряжению епархиальных властей был присоединён под предлогом нехватки земель для содержания причта к Усть-Вымскому Благовещенскому приходу. Приход возобновлен по указу Синода и просуществовал до закрытия церкви советскими властями в начале 1930-х годов. Здание храма было передано Усть-Вымскому лагерю ГУЛАГа НКВД. Здесь размещалась столовая и клуб для начальства и охраны Вогваздинского лагерного пункта.

http://sobory.ru/article/?object=10513

Вознесенский женский монастырь (Козельск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский женский монастырь в Козельске с трехпрестольной церковью Вознесения Господня является древнейшим в Козельске, основан в 15 веке. Возрожден в 2019 году. Содержание История [ править править код ] История Вознесенского монастыря берет свое начало в 1499 году. Именно тогда инокини, проживавшие прежде в Оптиной пустыни , были выведены в Козельск, где и основали обитель. В 1610 году она была разорена, но вскоре восстановлена. В числе прочего выстроена каменная пятиглавая церковь Вознесения Господня. Как и прежде, она является «сердцем» монастыря. По разным сведениям, храм был основан в 1620 году и на данный момент является самой древней постройкой города. Это очень редкий памятник архитектуры, так как в первые годы после Смутного времени в истерзанной стране строили мало и церкви были очень скромны. После ухода самозванца Лжедмитрия II Вознесенский храм имел шатровую колокольню, отдельно стоявшую перед западным входом. В 1740 году была построена трапезная. Также в состав обители входил храм Василия Великого (Георгия Победоносца, Преображения Господня) 1746 года основания. Он возведен из кирпича на средства Матрены Ивановны Воейковой. А в 1779 г. при благотворительной помощи Желябужских сооружены объемные пристройки. Четырехъярусная колокольня выстроена в 1835 году. Монастырь то приходил в упадок и буквально разрушался, то вдруг возрождался вновь. Так, в 1760 году пожар города Козельска привел к серьезным повреждениям в конструкции храма. А спустя четыре года в рамках секуляризационной реформы Екатерины II монастырь упразднили, и Вознесенская церковь была обращена в приходскую. В ней хранились такие монастырские реликвии, как: оловянный ковчег, синодик, переписанный в начале XVIII в. с древнего оригинала, Евангелие 1703 г. По причине своей бедности церковь не имела большого прихода. Козельчане были, в основном, прихожанами других городских храмов. Вот почему к Вознесенской церкви были приписаны жители деревни Дешовки Козельского уезда. В результате запустения в 1861 году храм было решено разобрать, но в 1870 году по приказу епископа Калужского и Боровского Григория началось новое строительство. В течение трех лет вместо прежних возведены трехъярусная колокольня и трапезная с Пятницким и Михайловским приделами.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_ж...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010